Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи, бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра. Бытовой жанр в искусстве и живописи. Бытовая живопись (жанровая живопись, жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной.
Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж. Бытовой жанр (жанровая живопись) – жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас. Бытовая живопись – жанр живописи, посвященный изображению повседневной частной и общественной жизни человека.
Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейнс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. Пластов, А. А. Тревога» -Водкина, 1934, воссоздающая атмосферу Гражданской войны). «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Бытовые сюжеты (охоты, обрядовые шествия) встречаются уже в первобытных наскальных росписях.
Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. в русском искусстве — в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) — появились представители нового класса — пролетариата. Социально-критическому направлению в Б. ж. положили начало сатирические картины и гравюры англичанина У. Хогарта, едко высмеивавшего нравы общества, стремившегося к детальной драматургической разработке жанровых сцен.
Лонги), Германии (Д. А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате. Жанровые картины у передвижников стали больше по размерам, монументальнее по композиции, в них появилось так называемое хоровое изображение народных масс. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников.
Нетсхер в Голландии). «передвижничество» практически слилось. Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник. Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни. Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н.
«Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», 1876. Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. Мурашко, З. Е. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий. На рубеже 18 – 19 вв.
Однако, зарождение бытового жанра началось, как считают многие искусствоведы, еще во второй половине XVIII века, когда некоторые художники впервые стали обращаться к сюжетам и темам из жизни простого народа. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. Нередко подобные картины небольшие по размеру.
Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи. О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА.
В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников. Вдохновляющим примером для него послужила «Санкт-Петербургская артель художников», кот. -1864 годы художник проводит за границей. Творчество Мясоедова.
бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии – в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая). Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю).
объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. до н. э. ). Несмотря на монополию аристократов на искусство, сохранённую в XIXв., оно неустанно демократизируется.
Тогда же она пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев». На первый план в нём выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди дна). Ведущее положение Бытовой жанр занял в первой буржуазной стране – Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю).
Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению галантного жанра) внесли в Б. ж. психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано). Родоначальниками бытового жанра в европейском искусстве считаются Иероним Босх — великий нидерландский художник, живший на рубеже XV—XVI вв. и итальянский художник XVI в. Караваджо (полное имя — Микеланджело Меризи да Караваджо). Наиболее известна и популярна его картина «Опять двойка». Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф. Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина.
В период Сун (10-13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Бытовые (жанровые) сцены известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе). Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер.
Жанровое начало задавало тон портрету, пейзажу и даже образам прошлого, максимально приближенным к «духовным потребностям общества». В 1768г. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики.
ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как «Утопленница» (1867 г. ) и «Последний кабак у заставы» (1868 г. ).
Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), в частности, такие его высказывания как «Воспроизведение жизни – общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его». передвижники. Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). Деятельность художника понималась ими как общественное служение художника-гражданина.
Но дальше этюдов работа не двигается. Художник любил простых людей, находя в этом определенную лирику, это отразилось в его картинах показывающих нелегкий крестьянский быт. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией.
Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. В своих картинах художник показывал жизнь горожан: среди персонажей его произведений были купцы, офицеры, чиновники, бедняки. Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну». К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Обогатив почти все жанры живописи, он наметил пути их дальнейшего развития.
Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. Искусство тесно связывается с реальной действительностью. Черты академизма в данной работе: светотень, пластическое решение фигур, композиционное построение. Мимолетные моменты, мастерски подмеченные художниками, были наполнены смыслом не меньше, чем крупные исторические полотна, возвращая повседневности ее значимость. Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров («Не ждали», 1884, – возвращение участника движения народовольцев из ссылки домой «1919 год.
Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю.
Савицкий, Г. Г. Последний председатель «Товарищества», Радимов, стал одним из родоначальников Ассоциация художников революционной России, с кот. Гораздо интенсивнее Б. ж. обособлялся в Нидерландах (К. И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Узнаваемость героев, созданных в рамках масляной живописи бытового жанра, типичные обстоятельства, делали такие картины очень популярными и любимыми в народе.
Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти – 14 век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс – 15 век) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Развитие «хорового» начала в бытовой живописи приближало картину по масштабам худ-ой задачи к исторической живописи. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее — А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты советского быта, героики созидания. Часть средневековых рукописей того времени украшена миниатюрами, художественная ценность которых была высокой.
Пленники и рабы пришли ещё в искусство барокко, но трактованы они там как декоративная деталь быта монарха, признак его побед, военной славы, способности покорять. В средневековые времена в искусстве стали популярны жанровые сцены, отображающие конкретные взгляды художника на повседневную жизнь. В них находит своё отображение типичный поток времени. Н. А.
В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. живописи 19 века. Саввинская слобода", 1883). Корин). Центральная часть триптиха – «Благовещение».
1621) и француза Луи Ленена («Семейство молочницы», 1640-е). Мясоедов – один из членов-учредителей Товарищества, непосредственный инициатор его создания им была предложена идея организации передвижных выставок. Ярошенко (1846 – 1898) писал картины, в кот. Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости («Проводы покойника», 1865 «Тройка», 1866 «Шутники», 1865 «Торг из недавнего прошлого», 1866 «Свидание», 1883). При взгляде на такие картины создается ощущение, что художник писал сюжет с натуры.
В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Таким мы видим народ на картине "Бурлаки на Волге" И. Е. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец).
Одни сюжеты могут быть повествовательными, содержать довольно подробный рассказ о том или ином событии, показывать действие, его кульминацию. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. Среди всех русских пейзажистов, Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного художника.
Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии К. Е. Маковский в России). Маковский и др. Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события.
Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины.
На рубеже XIX—XX вв. Большое количество полотен, созданных в бытовом жанре, в советской живописи изображают крестьянский труд: они наполнены светом, здоровьем, радостью, как, например, на картинах Аркадия Александровича Пластова: Ужин тракториста», «Полдень», «Летнее время.
В полотнах («Разборчивая невеста», 1847 «Сватовство майора», 1848 «Завтрак аристократа», 1849) социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. Цель: доставление жителям провинций возможности знакомиться с рус. В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций.
В эпоху Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии). XVI века «Крестьянский танец» Питера Брейгеля Старшего, 1568). Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Нетсхер в Голландии). Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве.
И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии).
Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия. Перову это не удалось, но он наметил пути к решению этой задачи — и в этом его большая заслуга. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер).
В итальянской живописи 16 века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (веницианцы – Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне. Он стремился показать народ как движущую силу истории. Этой проблемы ни Федотов, ни другой предшественник Перова — Венецианов не касались.
Каждая деталь этих образов полна символической значительности. П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники».
Едкий обличитель нравов превращается в «поэта скорби». Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10-13 вв.
Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор. В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры). А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Шардена сентиментально-дидактичные полотна Ж. Б. Грёза утверждали нормы буржуазной морали. Реалисты XIX века стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле («Дробильщики камня» Гюстава Курбе, 1849 «Сборщицы колосьев» Жана-Франсуа Милле, 1857).
городах. 1595) и мастера Северного Возрождения («Фокусник» Иеронима Босха, 1475–1480 «Менялы» Маринуса ван Реймерсвале, сер. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. В древнегреческой вазописи и рельефах встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни.
утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни. «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» – это конкурсная работа в связи с окончанием Академии.
Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ). Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи.
школы светской миниатюры Ирака, Средней Азии, Азербайджана, Ирана, Индии, сложившиеся между 13 и 16 вв. ). В «Товарищества» вошли А. И. Куинджи, А. П. Боголюбов, А. М. Васнецов, К. Ф. Гун, Н. Н. Дубовской, И. И. Левитан, В. М. Максимов, Н. В. Неврев, И. С. Остоухов, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, Н. А. Ярошенко и др. Большие картины остаются незаконченными. Основываясь на материалистической эстетике В. Г. В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.
что тоже чувствуется в этой работе. (К. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв.
К началу 1880-х гг. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи.
Многие картины советских художников посвящены молодости, жизненному расцвету: «Весна», «Юность» Аркадия Пластова «Ода весне», «Текстильщицы», «В Севастополе» Александра Дейнеки и др. Характер изобразительных сюжетов тоже различен. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. В вазописи древней Греции встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г.
Пименов), семьи (П. Жанровая живопись т. е бытовой жанр, наиболее тесно связанная с современностью. Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. П. Норблин).
Ведущую роль в Б. ж. играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами. На рубеже 18-19 вв. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ).
Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Спящие дети», «Странник». Лонги), Германии (Д. Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре.
Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. В лучших жанровых картинах представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия. Идейной программой для русских художников второй половины XIX века стала диссертация Н. Г. Жанровая картина зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей (Франческо дель Косса – росписи Палаццо Скифанойя в Ферраре, Италия, 1469–1470 «» Доменико Гирландайо, 1485–1490). Возникшее как реакция на мертвое безжизненное ис-во Академии Художеств.
И бытовая жизнь, внешне абсолютно обыденная, занимала в этой тайнописи почетное место: рыбная ловля обозначала крещение, строительство — созидание церковной общины, веселое застолье — блаженство праведных душ в раю. Заметно преобладание национальной российской сюжетики и особенно «больных» вопросов российской жизни. Идейными руководителями: И. Н. Крамской и В. В. Стасов. В 20-х гг. ван Эйк, Д. Баутс, Гертген тот Синт-Янс – 15 в. ) и других европейских странах – стали насыщаться яркими бытовыми деталями, приобретать характер рассказа о событиях, радостях и горестях реальной жизни. («Бурлаки на Волге», 1870—1873, ГРМ4 «Не ждали», 1884—1888 «Арест пропагандиста», 1880— 1892, обе в ГТГ). Учился у Робера Компена, .
На рубеже 19 и 20 вв. Золотой Плес", 1889 " После дождя.
Сокольники", 1879, "Мостик. Значение творчества Венецианова в изобразительном искусстве особенно велико, один из первых утвердивший народный, крестьянский бытовой жанр. Нетсхер в Голландии).
художественных объединений 19 в. Художники-передвижники стали символом рус. Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне. С первых же лет Советской власти художники (Б. Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки.
Максимов В. был знатоком и бытописателем народной жизни. Восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Дальнейшее развитие Бытового жанра 17 в. отмечено стремлением соединить конкретность в изображении быта с его поэтическим восприятием в свете общественных идеалов художника. В 1870–1880-е гг. На этой основе вырос, составив новый этап, Б. ж. передвижников (См. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д.
Ню (произошло от фр. Персонажи картины «Тройка» (1866 г. ) изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя.
В XVI-XVIII вв. Французские романтики (Т. Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты. События могут развертываться на природе или в помещении.
Веласкес и др. ). Со второй половины 50-х гг. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах – как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5-6 вв. Вальдмюллер, К. Шпицвег). К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком.
Гораздо интенсивнее Бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (К. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай).
Попкова, «Земляничная поляна» Ю. М. Хиллестрём), Польши (Я. 1660 «Девушка с письмом» Яна Вермеера Делфтского, ок. Так 1922 год оказался для него последним.
В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. В период Сун (10--13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. к. 19 в. (вслед за пожеланием Александра III «прекратить раздвоение между художниками») значительная часть наиболее авторитетных «передвижников» была включена в академический профессорский состав. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Хиллестрём), Польши (Я. Г. Венецианов и Венециановская школа в России, Дж.
Бытовой жанр стал ведущим в живописи передвижников, которые пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости. Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889).
М. Татевосян) и др. П. Норблин). Родоначальником русской бытовой живописи стал. Французские романтики (Т. Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф. искал образ положительного героя "Заключенный" (1878), "Курсистка" (1883).
Бытовой ж. передвижников исключительно полно и точно отразил народную жизнь второй половины XIX в. Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, В. Е. Маковский и – с особой глубиной и размахом – И. Е. Репин, показавший не только варварское угнетение народа, но и борцов за его освобождение, таящиеся в народе могучие жизненные силы. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шопенгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Социально-критическому направлению в бытовом жанре положили начало сатирические картины и гравюры англичанина У. Хогарта, едко высмеивавшего нравы общества, стремившегося к детальной драматургической разработке жанровых сцен. «Написать картину абсолютно невозможноне зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра», – пишет Перов.
В 1850—60-х гг. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. М. Пэн), Латвии (Я.
отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. Ок. Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях или Мадоннах эпохи Раннего Возрождения («Жнецы», 1825 «На жатве. В 1909 прекратились его провинциальные выставки. Художники объединения ОСТ (А. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, Н. Григореску в Румынии, И. Мырквичка в Болгарии, Д. Скутецкий в Словакии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии, Л. Романьяч на Кубе). Уже в искусстве Древнего Египта бытовые сцены встречаются и в живописи и в скульптуре и даже на обломках керамических сосудов, поверхность которых древнеегипетские художники использовали для создания эскизов. Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века.
Про передвижников: Товарищество передвижных художественных выставок «ТПХВ» (1870-1922)- крупнейшее из рус. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский).
Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. М. Пэн), Латвии (Я. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах -- как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5--6 вв. Курбе и Ж. Ф.
Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти). О чём рассказывает бытовая картина. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. Репина, Н. А.
Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник». Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США). Правда, в жанровой живописи передвижников мы находим преимущественно частные наблюдения и впечатления, образы русской действительности, как бы случайно запомнившиеся художнику. М. Непринцев, Б. М. Неменский, А. И. Лактионов, В. Н. Костецкий, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис), энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (Т. и жизненным обобщениям, к глубокому психологизму образов.
В искусство XIXв. Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847).
В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. Значение Перова в истории русской живописи огромно. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину — «Суд Пугачева». Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов.
В 1920-х гг. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К.
В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми. Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров.
Произведения бытового жанра 60-80-х гг. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев -- В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету». Социально-критическому направлению в бытовом жанре положили начало картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы английского общества.
А. Бронников, К. Е. Маковский). Этим задачам ответили произведения Б. ж., созданные в 1-й половине века Т. Стейнленом во Франции, Ф. Брэнгвином в Англии, К. Кольвиц в Германии, Д. Риверой в Мексике, Дж. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини «Проводов покойника» (1865 г. ), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире.
ТПХВ стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10--13 вв. Художники воссоздают жизнь деревни (А. Со 2-й половины 1950-х гг.
В XVIII в. Ж. Б. С. В живопись Перов вступает как жанрист.
развивал темы революционной борьбы русской интеллигенции "Студент" (1881) и социальной несправедливости («Всюду жизнь», 1888). Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни («Качели» Огюста Ренуара, 1876). Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников. Г. Г.
Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. Основные представители – И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин.
Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей). Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии («Кружевница» Я. Вермеера Делфтского, 1660-е «Трапеза крестьян» Л. Ленена, 1642 «Охотники на привале», 1871 «Купчиха за чаем», 1918). Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого.
Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф. С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, позже Кореи, Японии). М. Креспи) и идеализирующим искусством, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Д. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев – В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Б. ж. начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему.
Буше во Франции) возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. Однако он уже окружён не роскошью дворцов, а простой обстановкой, обыденными уличными строениями и незамысловатыми бытовыми предметами. Г. Перов и др. ). Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом. «Танцоры и музыканты». Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э.
Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба». Исторические темы в картинах Перова. Репина "Арест пропагандиста" (1880 – 1892), "Не ждали" (1884 – 1888).
в творчестве Мясоедова намечается новый этап. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России).
Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. Максимов, В. Е. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. Важная роль здесь принадлежит социально-критической сатире О. Домье, показавшего подлинную изнанку благоденствия буржуазного общества, с большой теплотой изобразившего представителей трудового народа, с которыми он связывал будущее своей страны. Большая многофигурная картина «Никита Пустосвят» (1881) свидетельствует об огромном труде художника в области исторической живописи. В 1768г.
Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов («Игроки в карты», 1594–1595 «Лютнист», ок. К картинам бытового жанра принадлежит, например, полотно Г. Мясоедова (1835-1911). Добролюбова и Н. Г.
Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова. Киров). 1860-е годы – преимущественное обращение к историческим сюжетам, 1870-е годы – преобладание жанровой картины. И, в то же время, картины такого рода часто упрекают в анекдотизме, мелочной описательности.
Художник в полной мере отразил идеи передвижников. Пименова, «Мать и сын» В. Е. Уже в первобытном искусстве известны сцены охот, шествий, обрядов.
Во Симеон Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом («Молитва перед обедом», ок. Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в бытовой жанр психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия.
Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи. испанец Ф. Гойя создал свои жанровые композиции, насыщенные страстью и драматизмом, придавая черты героической монументальности образам людей из народа. Ярошенко, К. А.
Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина — самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). Отметим этапы творчества художника. Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ).
Уже в 1920—1930-е гг. Ходовецкий), Швеции (П. Маковского (1846 – 1920) "Вечеринка" (1875 – 1897), "Допрос революционерки" (1904). увлечение жанровой живописью было настолько всеобщим, что к нему обращались такие худ-ка. Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом. Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской.
жанристами-демократами – В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирическим переживанием жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты. В 1870-х гг. Буше во Франции), с его приукрашенностью образов и условностью ситуаций, возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. Делакруа, О. Верне). Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо.
1657). Проявляя большой интерес к жизни крестьянства, Мясоедов создал как острокритические полотна («Земство обедает», 1872), так и картины, рассказывающие о старинных русских поверьях и обрядах «Засуха», (1880), о радости и красоте крестьянского труда «Косцы», (1887). В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке.
Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в 17веке Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер дек Хох, Вермер, Терборх, Метсю). Этим единством порождена тесная связь часто переплетающихся между собой бытового жанра и исторического жанра. Большое количество художников в это время быстро обусловило специализацию даже в пределах пейзажного и бытового жанров.
Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. Особое место в искусстве XIXв. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист. Тенирс во Фландрии) и богатого бюргерства (К. В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара).
Реалистические тенденции буржуазной Б. ж. проявились в искусстве Италии (П. Бытовой жанр: Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни и стали воспевать самые простые занятия — заботу о детях, уборку помещения, чтение писем. С самого начала самостоятельной творческой деятельности Перов стал на путь социальной сатиры, получившей в его искусстве широкое развитие. 1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы.
В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства. Каждая из них – законченная новелла о человеческом горе. Бытовой жанр, жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику).
Так назывались художники, которые в 1870 г. образовали в Петербурге по инициативе И. Крамского и Г. Мясоедова «Товарищество передвижных художественных выставок». Но были и настоящие ценители искусства, смелые в поисках и мало зависимые от моды, среди которых был Пьер Кроза, который заботился о тяжело больном Ватто, о Розальбе Карьере и покупал мало кому нужные тогда произведения немодных художников. в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена). Лактонова и многих других. На регулярных выставках (всего 48), кот. Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок. Во Фландрии П. П. Рубенс и Я. Иордане избирали Бытовой жанр для эпического воплощения могучих жизненных сил народа, красочности его бытового уклада.
объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США).
часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни. 1740). М. Кустодиев, И. А. Владимиров) стремились запечатлеть перемены, внесённые революцией в жизнь страны. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. Иконопись в переводе с греч.
Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором. Им посвящены картины И. Е. Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П. Исторические темы интересовали Перова издавна.
Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина. Лето», 1820-е «Утро помещицы», 1823). 1660 «Женщина, чистящая яблоко» Герарда Терборха, ок. Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. показывались сперва в Петербурге и Москве, а затем во многих др.
Бытовой жанр 30-х гг. Социально-критическому направлению в бытовом жанре положил начало англичанин У. Хогарт (картины и гравюры, высмеивающие нравы буржуазного общества). В картине «Проповедь в селе», созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов.
На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи (кратер с изображением мастерской гончара, «Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – V в. до н. э. ).
Художник останавливается на сюжете, позволяющем ему четко и ясно выразить содержание средствами изобразительного искусства. Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена».
Федотова. В 16–18 вв. В. Герасимов).
Лицо же самого «Товарищества» определялось теперь стилистически-ретроградными художниками типа В. Н. Бакшеева, Н. А. Касаткина, П. А. Радимова, Г. К. Савицкого. Фигура попа, как олицетворение всего темного царства". Была приурочена к 250-летию изгнания польско-литовских интервентов из пределов России. Мясоедов, В. В.
С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи – сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти – 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. была учреждена в 1863 участниками «бунта 14» (И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, К. Е. Маковский и др. ) – выпускниками Академии Художест, демонстративно покинувшими ее после того, как совет академии запретил писать конкурсную картину на свободный сюжет вместо официально предложенной темы из скандинавской мифологии.
Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени. Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия и др. ). Ракши, «Летом» А. И. Люди изображенные на картинах бытового жанра, не известны истории, а события не несут глобального характера.
Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. В XVIII веке в английский художник и график Уильям Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре (серия картин «Модный брак», 1743–1745). В конце 19 – начале 20 вв.
Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ). Свеча может начать человеческую жизнь, цветы и фрукты стихию Земли и плодородия, птица в клетке девичье целомудрие, метла очищение жилья не просто от пыли, но от злых духов. Исторические темы в картинах Перова. Ведущее положение Б. ж. занял в первой буржуазной стране – Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю).
Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. С первых лет Советской власти художники (Б. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв.
В начале 20 в. в «Товариществе» усилились трения между новаторами и традиционалистами «Передвижники» перестали уже представлять собою все художественно-передовое в России, молодежь делала выбор в пользу других группировок – начиная с «Мира искусства». Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ).
И сюжеты своих произведений художник стремился сделать доступными каждому. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Жилинский, Г. М. Дальнейшее развитие Б. ж. 17 в. отмечено стремлением соединить конкретность в изображении быта с его поэтическим восприятием в свете общественных идеалов художника.
Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия). Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии.
Общество стремительно теряло свое влияние. Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Диего Веласкеса («Севильский водонос», ок.
Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. В 17 веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. Художественно-историческим «зеркалом» истории предстала современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности. мастера советского. В период Тан (7-10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта.
А. Пластов), города (Ю. И. Известно, что еще в Училище живописи и ваяния он делал эскизы к «Степану Разину». В 1869 группа художников-москвичей (Л. Л. Каменев, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов и В. О. Шервуд) обратилась к «Артели» с предложением совместно организовать новое «Товарищество» и в 1870 был утвержден его устав, подписанный Н. Н. Ге, Каменевым, М. К. Клодтом, М. П. Клодтом, Корзухиным, Крамским, К. В. Лемохом, К. Е. Маковским, Н. Е. Маковским, Мясоедовым, Перовым, Прянишниковым, Саврасовым, И. И. Шишкиным и В. И. Якоби. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский).
М. Чепцов, Г. Г. Ряжский, А. В. Моравов, Б. В. Иогансон) создали ряд достоверных типичных образов, показывающих духовный рост советских людей их новые взаимоотношения в быту. В советском бытовом жанре отразились трудная жизнь фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-45 (Ю. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). как портретист И. Н.
означает «молитвенный образ». Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах и в Европе и в Азии.
С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи -- сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти -- 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. В картинах Н. А. Ярошенко в конце XIX – начале XX вв.
Деталь фрески. Жанровая картина (более раннее название – бытовой жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен.
Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. Плес", 1889 "Свежий ветер. Его поздние картины («Анкор, еще анкор. », «Игроки», обе – 1851–1852) пронизаны подлинным трагизмом. Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А. Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи.
Бытовой жанр в живописи, пожалуй, в наибольшей степени связан с предрассудками и превратностями в толковании. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Он много лет прожил в деревне, где создал лучшие свои картины: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), «Бедный ужин» (1879). По стилю работ ученик Боровиковского. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств.
Ходовецки), Швеции (П. Серебрякова, Д. Д. В советском Б. ж. отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса) и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). появляются «хоровые картины» (термин), в которых действуют большие массы народа («Бурлаки на Волге», 1870–1873 «Взятие снежного городка», 1891).
М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»).
Коржев, В. Е. Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией.
Во второй половине XVII – начале XVIII вв. Возможны и иные варианты взаимоотношений искусства и действительности: «Часто произведения искусства имеют и другое значение – объяснение жизни», а также «приговора о явлениях жизни». В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851).
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887). способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот.
Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв.
Лонги), Германии (Д. Париж Перова- это народные гулянья, балаганы на Монмартре, бродячие музыканты, нищие и бездомные. Волга", 1891–1895). Первобытные рисунки изображавшие обряды, шествия и охоту являются истоками современного бытового жанра. Крамской или исторический художник В. М. Васнецов. Их веками игнорировало, не замечало искусство.
В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С. При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п. ). Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее».
Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма. Образы революционной интеллигенции созданы и в картинах В. Е.
1950 г. до н. э. гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520–510 гг. М. Креспи) и идеализирующим искусством, рисовавшим идиллические картины жизни крестьян (Д. П. Норблин). Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441).
Семья, школа, труд, отдых, вся личная и общественная жизнь человека находят свое отражение в произведениях изобразительного искусства. Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность. Репина. И в Древней Руси, наравне с иконами создавались житейские жанровые образы, сперва — маргинальные, затем, в XVII веке, существующие уже в виде самостоятельных бытейских писем. 480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным.
В картинах мастеров XIXв. Наибольший вклад в эту борьбу внесли так называемые «передвижники». Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). «Артельщики» начали устраивать собственные выставки, но к рубежу 1860–1870-х годов их деятельность практически сошла на нет. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ).
В период Тан (7--10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – «Странник». Ходовецки), Швеции (П. П. Кончаловский).
После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой мирной жизни, вот таким образом самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи XVII века высокой поэзией («Утро молодой дамы» Франца ван Мириса Старшего, ок. Белинского, Н. А.
Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. В конце XV – начале XVI вв. ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции).
М. Татевосян) и др. Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день. В полотнах воспевался мирный труд. Хиллестрём), Польши (Я.