Примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Основоположником ампира считается живописец Жак Луи Давид, который сплел в своем творчестве античные мотивы с политической борьбой и революционными идеями. Основоположником стиля ампир считают живописца Луи Давида, а выразителями этого стиля – архитекторов Шарля Персье (1764 – 1838 гг. ) и Пьера Фонтена (1762 – 1853 гг. ).
Здесь сохранился почти без изменений центральный Белоколонный зал. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян».
Однако она получается не такой тяжеловесной и прямолинейной. Женское тело было хорошо видно. Рисунок обивочных тканей обычно был вышит шерстью или выткан золотыми нитями. Все признаки стиля ампир характерны и Олександрийському театра и улицы зодчего Росси. Военный триумф наполеоновской армии находил выражение в сооружении триумфальных арок и мемориальных колонн.
Широкое распространение в архитектуре получили массивные портики дорического и тосканского ордера, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, поверхность зданий была украшена военной атрибутикой, главным образом римского происхождения (арматура, ликторские связки, пучки стрел, легионерские знаки с орлами, доспехи, венки, геральдические орлы и т. п. ).
Давиду. Основания в вазонах устойчивые, массивные, выдержанные в единой концепции. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. Карл Павлович Брюллов ещё студентом имел репутацию молодого гения.
Исключение составляет «Раненый лев» (1820-1821 гг. ) в Люцерне (Швейцария) -- памятник швейцарским гвардейцам короля Людовика XVI, погибшим во время Великой Французской революции. Изготавливаемые в то время книжные шкафы, комоды, горки, шифоньеры, секретеры, этажерки и т. п.
Скульптор А. -Д. Скульптор А. -Д. по проекту фон Кленце был сооружён памятник Валгалла (по названию загробной обители павших воинов в древнегерман-ской мифологии) близ Регенсбурга. Вторая серия гравюр назвала Гойей «Бедствия войны», большинство событий изображемых художником, документальны.
Весьма модными были в это время изделия из неглазурованного фарфора (бисквиты), керамика Севрских мануфактур под яшму или под мрамор и каменной массы фирмы Веджвуда в виде различных плакеток с белыми рельефами на античные темы на синем или оливковом фоне, которые развешивались строго симметрично на стенах или которыми декорировались мебельные объекты. Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир. В 1802-1813 гг. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную.
Авторами были Персье и Фонтен. Д. Захаров), Московские триумфальные ворота (В. Архитектурность построения мебельных объектов, в т. ч.
нБТФПУ) Й ДЕЛПТБФЙЧОП-РТЙЛМБДОПН ЙУЛХУУФЧЕ. В России самым выдающимся архитектором ампира был Карл Иванович Росси. Огюст Монферран).
Для вдовствующей императрицы возведен дворец на Елагином острове. Шею и руки оставляли открытыми. и русской – это строгое подчинение её формообразования законам классической архитектуры: трехчастным делением основного объема на основание (цоколь), тулово (основную часть) и завершающую верхнюю часть, что подчеркивалось обычными для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлениях.
В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Среди этих картин — «Суд инквизиции».
лБТТХЪЕМШ Ч рБТЙЦЕ, 1806, БТИ. «Начало музыки», 1825 Б. И. Орловский. Хронологические рамки оригинального французского Стиля Империи узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799г. ) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Узнаваемыми сооружениями периода стали: Исаакиевский собор (О. Давиду. Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами. В конце века по краям площади стали строить дома и только в 1829 году Росси ее преобразил.
кровать-ладья, предназначенная, как тогда говорили, облегчить течение жизни. Возведённое в Мюнхене здание Глиптотеки (1816-- 1830 гг. ) -- коллекции произведений скульптуры -- выдержано в стиле древнегреческого зодчества, а фасад Старой пинакотеки (1826-- 1836 гг. ) -- картинной галереи, в которой были собраны работы старых мастеров, -- повторяет формы итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Кваренги, Тома де Томон, К. И. Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера.
Египетская экзотика была модной в среде римских патрициев, она проникала в жизнь Вечного Города. Его чудовища родились жизнеспособными, гармоничными. В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура. Стойки спинки соединяются поперечной доской, обычно украшенной резьбой невысокого рельефа. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом.
Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Упор делается на камни, предпочтение отдается бриллиантам и даже если используются жемчуг изумруд, рубин, сапфир, то обрамлением для них все равно служат мелкие диаманты. Всего в серии 82 листа. В стилистике позднего классицизма и ампира было построено и несколько усадеб.
Покои короля украшала исполинская постель с драпировкой и фигурным навершием в виде орла. В это время в России работают великие архитекторы: А. Н. Все тридцать побед запечатлены на верхнем ярусе арки, а барельефы «Марсельеза» (скульптор Франсуа Рюд) и «Апофеоз Наполеона» достигают высоты 12 метров. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В качестве обивки подбирали ситец.
Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Излюбленным материалом мебельщиков было красное дерево с бронзовыми накладками. А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см. бНРЙТ ЧРЙФБМ Ч УЕВС ФБЛЦЕ ПФДЕМШОЩЕ ДТЕЧОЕ-ЕЗЙРЕФУЛЙЕ БТИЙФХТОЩЕ Й РМБУФЙЮЕУЛЙЕ НПФЙЧЩ (ВПМШЫЙЕ ОЕТБУЮМЕОООЩЕ РМПУЛПУФЙ УФЕО Й РЙМПОПЧ, НБУУЙЧОЩЕ ЗЕПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ПВЯНЩ, ЕЗЙРЕФУЛЙК ПТОБНЕОФ, УФЙМЙЪПЧБООЩЕ УЖЙОЛУЩ Й Ф. Р. ). Ампир в архитектуре – это триумфальные арки, массивные портики с колоннами, многочисленная военная символика – лавровые венки, доспехи, орлы и т. д. Все эти элементы влияли не на чувства, а скорее, на гражданскую позицию людей. Такая мебель, конечно, была очень далека от античной.
Предметы декорируются линейным орнаментом, знаменующим бесконечность жизни. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома. Ампир рождает новые типы мебели. Образ страдающего, слабеющего, но ещё чуткого и стойкого зверя удивителен по силе.
Энгр пытался передать в живописи декоративные возможности различных видов старого искусства: выразительность силуэтов древнегреческой вазописи – в полотнах «Эдип и сфинкс» (1808г. ), пластику скульптурного рельефа – в работах «Сон оссиана» (1813г. ), «Вергилий, читающий «Энеиду» семье императора августа» (1819г. ) насыщенные краски готической миниатюры в картине «Паоло и Франческа» (1819г. ). Мебель изготовленная для столицы, более всего похожа на французский оригинал. этот музыкальный инструмент (по существу, рояль) имел вертикально расположенные струны. В живописи классические тенденции проявляются наиболее ярко. Стиль Росси легко узнаваем. Продолжает делаться мебель, окрашенная в белый цвет, декоративная резьба которой золотится или тонируется под старинную античную (патинированную, зеленую) бронзу.
Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он сменил Цезаря на Брута. Начиная с 20-х гг. Но в основном ножки идут прямо от подлокотников. В употребление входят кушетки с высоким изголовьем (рекамье), названные именем хозяйки блестящего светского салона, складные стулья, напольные зеркала (псише).
Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры. Его имя ассоциировалось у современников с высшими достижениями мебельного искусства. Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Он выражал патриотические чувства и прославлял государственное могущество.
Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». В России особо полюбились изделия из камей: браслеты, кольца, кулоны, броши. Важным предметом обстановки становится клавир.
Казаков, Дж. В франц. Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером. Скульптура ампира представлена именами итальянца А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена.
Кресла и стулья имеют, как правило, низкую спинку, широкую, в форме лиры, а ножки их зачастую имеют форму звериных лап, как в Древнем Риме. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen) (1один из наиболее талантливых представителей позднего западно-европейского классицизма в скульптуре.
Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже».
массивны, прямоугольны, замкнуты. жПОФЕ, – РПЧФПТЕОЙЕ БТЛЙ уЕРФЙНЙС уЕЧЕТБ Ч тЙНЕ). Настолько был силен гипноз французской моды.
Такой тип конструкции стула или кресла продержался в русской мебели весьма долго. Первое крупное произведение Гойи — серия «Капричос», в которую включено 80 гравюр изображающих жизнь Испании. Для форм локотников (боковин) диванов часто использовался мотив рога изобилия.
Иго северная сторона широко открыта в сторону главной магистрали города. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. empire – империя и лат.
В этот период подъем переживает и русское мебельное искусство.
стиль цопф. В мебельный гарнитур Елагина-дворца из волнистого клёна входят, помимо дивана, стульев, кресел и преддиванного стола, еще кушетка с небольшой скамеечкой для ног, стоящей на звериных лапах, низкие шкафчики, которые часто использовались для книг, с плоской столешницей вверху, где устанавливались подсвечники, декоративные вазы, кашпо с цветами, часы и др. и дамское бюро, стоящеё на точеных, суживающихся книзу ножках. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. аквила), связки копий, щитов и ликторских топоров (см.
Подобная мебель обычно изготовлялась руками крепостных мастеров. Такая мебель, а также мебель для сидения, расставлялась в помещении как можно симметричнее, образуя строгие композиции и согласуясь с рисунком декора и членениями стен. XVIII в. Императору хотелось видеть здесь храм, напоминающий римский собор Святого Петра. Росси (1775 – 1849 гг. ), который уже с 1816 г. для возводимых им зданий сам проектирует мебель.
Воронихин родился в уральском селе. Материалом для её изготовления служили берёза, липа, ясень. во всех странах Западной Европы и России, стал завершающей стадией эволюции классицизма. Данный стиль в изобразительном искусстве идет следом за классицизмом, который зародился во второй половине восемнадцатого века. Объем зала разделен колоннами на три части.
В классицистическом стиле объемная форма и декор связаны пластично, подвижно они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Даже его этюды, серьезные и мастерские, поражают яркой палитрой и праздничным настроением («Головка женщины в тюрбане», музей Эрмитаж). О. И. Бове принадлежат реконструкция Красной площади и создание ансамбля Театральной площади со зданием Большого театра (1821–24), отделка интерьеров Манежа на Моховой улице, возведённого по проекту инженера А. А. Бетанкура (1817).
XIX в. ) была заменена на обивку светло-зеленого тона. ы. рЕТУШЕ Й р. ж. м. Их локотники поддерживаются резными фигурами лебедей, грифонов, львов и пр. В 1794 г. он писал: «Чтобы занять воображение, подавленное зрелищем моих страданий и частично покрыть многочисленные, связанные с болезнью расходы, я принялся писать серию картин, в которых много места отведено наблюдениям, что, как правило, невозможно в заказных работах, где негде развернуться ни прихоти, ни фантазии». «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского.
Свидетельством этому стали театральные декорации к опере Дж. Император желал больше пышности и великолепия. Родоначальником стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга являлся К. Росси – русско-итальянский зодчий, сумевший сгладить его холодность и жесткость.
Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом».
Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными. Ещё через несколько лет слегка укоротилась юбка. Стали преобладать тяжёлые шелка и бархат, массивные античные орнаменты, золотое шитье на шлейфах платьев: их дизайн был разработан специально к коронации Бонапарта. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Считается, что именно он стал делать мебель из красного дерева простых прямолинейных форм, украшенную латунными узкими полосками (тягами), подчеркивающими вертикальные и горизонтальные членения мебельного объекта. Она характерна округлыми формами, мотивами лебедей, звериных лап и крылатых сфинксов в виде ножек и ручек, военной арматуры и разных символов античного времени (факел, стрела) в виде украшений.
Прмечательно, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу -Ж. -Л. золотыми и украшенные позолоченными или посеребренными накладками. Растрелли был построен Зимний дворец в стиле барокко. Они обычно устанавливались в спальне симметрично по обеим сторонам кровати.
Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный характер. Меж колонн -- скульптуры античных писателей и философов, бесстрастно взирающих на окружающий мир. В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. Эти отношения были прерваны войной.
В карт/ине нет главного героя, обязательного в исторической живописи классицизма. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фон-тена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров.
В середине 30-х гг. Ансамбль, может быть, не столь торжествен, как Дворцовая площадь, но прекрасен своей гармонией и величием. Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг.
Не было ни одного «простого» элемента: кариатиды поддерживали камин, ручки кресел были выполнены в виде амуров и крылатых львов, декоративные элементы из золота украшали основание мебели, будуарные столики, ширмы. Мебель в стиле ампир характеризуется, как классический рационализм в теченииархитектурныхи интерьерных веяний. Стулья делаются проще, чем кресла. Гурьева.
Ампир получил распространение в европейских странах в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин все – в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. Вместо локотников они имеют высокие боковины с резными колонками. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. За ней расположилась вторая арка, расположенная под некоторым углом к первой. В моду входят круглые столы-геридоны, жардиньерки-подставки для цветов и столики для умывания в виде античных жертвенников (трипосы).
Росси). Московский ампир отличается большей камерностью создаётся тип небольшого уютного особняка с мезонином, ставший отличительной чертой послепожарной Москвы (дом Хрущёвых-Селезнёвых, архитектор А. Г. Григорьев, 1814). В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии (С. И. Гальберг.
В своей мебели А. Н. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. диванные комнаты, в которых устанавливаются диваны, а на ковре перед ними – т. н. Это одно из заимствований из Древнеримской культуры.
В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840гг. Авторами были Персье и Фонтен. также арматура трофеи фасции). Монферран), Новое здание Адмиралтейства (А.
В 1792 г. Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой он потерял слух. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
Рациональность конструкции, простота сборки, высокая прочность и жесткость, удобство обеспечили такому типу стула или кресла широкое распространение. Деноном. В первую очередь применяется доведенная до совершенства техника фанерования.
В Англии в период 1812 – 1830 гг. Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. Александровский ампир, начиная с 1830 г., особенно в столичных городах, сменяется новыми стилевыми направлениями, но продолжает жить в провинции и в усадебной архитектуре России до самой середины XIX в. Сохранившиеся памятники русского ампира своим изяществом, завершенностью и согласованностью своих элементов, величием и торжественностью напоминают нам о золотом веке художественной культуры России.
Входят в моду изделия из стекла или фарфора синего цвета, расписанные красками, в т. ч. И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи». Лишь в предметах обстановки и в модах ампир выразил себя так же четко, как в архитектуре.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Между ёмкостью и полкой установлены зеркала. Французские мастера ампира вдохновлялись идеей сопоставления Наполеона с римским императором Августом, могущества Франции – с имперским величием Древнего Рима (отсюда название «ампир» – «стиль империи»).
Его фигура выполнена по античным канонам красоты. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Массивный объем здания украшает лоджия на втором этаже. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений имел достаточно космополитический характер исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. Это единство противостояло неумолимо надвигающейся эклектике. Вначале в этом стиле решаются резиденции родственников Наполеона в Италии и их обстановка.
А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей. Появляются новые формы мебели: узкие витрины, узкий сервант, круглые сервировочные столы. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства» или «ридженси».
В ампирном стиле меблируется дворец Жерома Бонапарта в Портичи и т. п. После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль». Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I».
Это направление, получившеё название стиля Регентства (Regency) и наступивший после него стиль Георга IV (1820 – 1830 гг. ) зародились еще в классических интерьерах и мебели братьев Адам. Гарнитуры были созданы по рисункам К. Росси в 1819 – 1822 гг. Иногда формы античной мебели для сидения заимствуются почти без изменений.
Каждый из членов семейства ривьер изображен за любимым занятием. В мраморе создана и одна из самых знаменитых его статуй – статуя античного героя Ясона. Характерные архитектурные памятники Ампир в Париже : церковь Мадлен (арх. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Воронихин (1759 – 1814 гг. ), спроектировавший Казанский собор и Горный институт. Слава художника превратила его в первого живописца Империи.
Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Стены украшают картины и портреты в массивных рамах. Столь же прекрасна площадь перед зданием Александрийского театра (ныне Академического театра драмы им.
А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». Л. С. Пушкнна на Невском проспекте). imperium – власть).
Триумфальная арка в Париже, 1806 Ш. Персье, П. Ф. Фонтен. художник вновь обратился к сюжетам из Библии. Вновь было возрождено строительство тиумфальных арок (Ж. Ф. Шальгрен. Энгр создавал картины на литературные и мифологические сюжеты, среди которых «Апофеоз Гомера», «Юпитер и Фетида».
Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах».
Первоначально этот тип кресел был выработан во Франции как кресло к письменному столу. бНРЙТ РПМХЮЙМ ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ ОЕ ФПМШЛП Ч ЕЧТПРЕКУЛЙИ УФТБОБИ, ОП Й Ч тПУУЙЙ – Ч БОУБНВМСИ (фЕБФТБМШОБС ХМ, ОЩОЕ ХМ. Бове. и военной кампании 1813–14гг. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Мебель подчинена архитектуре, она монументальна и имеет четкие конструктивные членения. Захаров, М. Ф.
Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Эта мебель хорошо сочеталась с бумажными и ткаными обоями синего, оранжевого и лилового цвета с золотыми узорами. Для дворцовых петербургских интерьеров заказывали мебель из красного дерева или палисандра с золоченными накладками и великолепной мозаикой. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Например им были созданы многочисленные эскизы для вышивок шерстью крестом на мебельных тканях.
складывается стилевое направление, близкое к французскому стилю ампир. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». жил и работал в Италии. Формы добротно изготовленных стульев и кресел имеют хорошие пропорции и изящный абрис.
Отделка и меблировка всех помещений велась по проектам Фонтена и Персье. Французскому ампиру свойственно прямое заимствование и копирование произведений и форм античности (воздвигнутая в Париже на площади Карусель арка в 1806 году повторяет в точности римскую арку Севера). Русская ампирная мебель отличается от французской и английской. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье».
В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801 – 1825 гг. ). Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. – 1849 гг. ). Результатом пережитых потрясений стала большая глубина его искусства.
Потолки выглядят как произведения искусства. Всегда эти поверхности подчеркиваются контрастно нанесенным орнаментом (часто рельефным), мотивы которого заимствовались из египетского, греческого, этрусского, римского искусства. В 1830--1842 гг. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Иосиф Бове – 1834 г., ворота были разрушены в 1936 г., восстановление с 1966 года). Христос жестом останавливает её.
Это уже была декларация эклектики. Стасов (1769 – 1848 гг. ), автор целого ряда интерьеров и мебели Большого Царскосельского дворца в начале 1825 г. Им был создан один из шедевров – т. н. бНРЙТ РЕТЧПОБЮБМШОП УМПЦЙМУС ЧП жТБОГЙЙ ОБ ТХВЕЦЕ 18 – 19 ЧЧ.
Передние ножки прямые точеные, суживающиеся книзу. Основное внимание он уделял изучению античной скульптуры и произведений Рафаэля. Нижний край часто отделывали блестками. Появившаяся в это время форма камина имитирует античные древнеримские мраморные надгробья.
Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами. Особую роль в творчестве Энгра играл гибкий, линейный рисунок. Украшением парадных комнат богатого дома служила также т. н. Наполеоновский Ампир — стиль жесткий и холодный. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг».
В залах Мира и Войны мебелью для сидения служат курульные кресла, опоры которых выполнены в виде пучков стеблей, перевитых золочеными жгутами, стоящих на львиных лапах. Другое, более редкое название Ампира — неоримский стиль. Последней серией гравюр стала серия «Деспаратес», включающая 18 листов. В центре на верхнем выступе бюро установлена бронзовая скульптурная группа из трех мифологических персонажей: Минервы, Клио и Виктории.
В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Направление было подхвачено Хеппельуайтом и Шератоном и окончательно сложилось в творчестве последующего поколения английских мастеров. Архитектурный ансамбль центральной части Санкт-Петербурга, окончательно сложившийся в эпоху ампира, включён в список Памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пурпурная окаемка с золотым растительным орнаментом – отличительная особенность шикарного набора. То же в прическах, с собранными на затылок волосами, завязанными лентой в большой узел.
Шею и руки оставляли открытыми. Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона. Шальгрена, 1806 – 37) и на площади Карусель (арх.
Характерны надписи листов серии: «Варвары. », «Какое мужество. », «Я видел это». Монументальные колонны из известняка стоят перед входом в собор. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль рекамье. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Вдоль западной стороны протянулось здание первой в России Публичной библиотеки.
В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой. За эту картину Иванов получил звание академика. Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге. Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились проведена реконструкция Красной площади снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров разбит Кремлёвский (Александровский) сад построен Манеж создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром.
Победа в Отечественной войне 1812 г., восстановление и застройка Москвы, сооружение величественных архитектурных ансамблей в Петербурге послужили благоприятной почвой для расцвета ампира в России, который весьма существенно стал отличаться от европейского, хотя исходные стилевые элементы русского ампира и роднят его с французским. Мастер представил Ясона в легком движении, словно стремящимся навстречу подвигам и славе. Гладкие плоскости мало расчлененных поверхностей шкафов подчеркиваются бронзовыми или резными накладками в виде гирлянд, венков, пальметок, розеток, полосок из золоченой бронзы с резным орнаментом, а также орлов, львиных и бараньих голов, крылатой Ники, фаянсовых, фарфоровых или керамических веджвудских плакеток, которые вставляются в деревянную основу мебельных объектов.
Формы мебельных емкостей: шкафов, комодов, секретеров, бюро и др. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Паизиелло «Дидона» (1830 г. ), сценографа Антона Радла к опере Антонио Сальери «Пальмира», (до 1852 г. ).
Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов.
Иногда он применяет также бледно-зеленые и бледно-сиреневые тона. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». боковой рамой и вкладным сиденьем. Сегодня десертный сервиз хранится в Оружейной Палате Кремля.
Ж. -Ф. Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами. Гранильные фабрики Петергофа, Екатеринбурга и Колывани стали делать столешницы из мрамора, малахита и яшмы. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Фасад увенчан аттиком, на котором замерла в быстром беге колесница Аполлона.
Это уже была декларация эклектики. Ампир активно использовал пластические идеи древнеегипетской архитектуры, делая большие нерасчленённые поверхности стен, массивные колонны и пилоны, обеспечивая четкость и геометрическую правильность построения цельных объемов и т. п. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей.
Подобно мастерам античности Торвальдсен работал в основном в мраморе. Тогда Брюллов отказался от пансиона и стал независимым живописцем. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров.
Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Высокая мебель избегается. Ампирные формы, холодно величественные, лапидарные в своей завершенности использовали сторонники академизма даже в конце 19 века (аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г., ск. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом. Увлечение античностью отразилось и на светском костюме.
«Фавн и вакханка», 1826–28, «Парис», 1840) происходит переосмысление русской тематики в духе античности («Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского, 1813 «Парень играющий в бабки» Н. С. Пименова, 1836). Название стиля ампир происходит от французского слова Empire, что означает «империя». В начале XIX в. диваны имеют характерные прямоугольные очертания, формы их внушительны и монументальны.
Ее сгрогий фасад также украшен восемнадцатиколонной лоджией. Эти отношения были прерваны войной. Однако свой расцвет стиль ампир, развивавшийся в Италии в период с 1815 до 1840 гг., достиг уже после свержения Наполеона. Популярны кресла-гондолы (корытца) имеющие полукруглую в плане спинку, переходящую в локотники, которые часто украшаются резными фигурами лебедей.
Известен большой гарнитур, выполненный К. Росси в 1817 г. для гостиной Аничкова дворца. Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Само ложе напоминает походную палатку римского полководца с шатром из алого кашемира. Подобные экраны значительно меньших размеров ставились также перед подсвечниками. Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А. Н.
Его образ соответствует академическим канонам красоты. Давиду. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье».
Опоры и подстолье преддиванных столиков также украшались резьбой или золоченой бронзой. Но постепенно его ввели в состав гарнитуров для гостиных. Они дополнены резьбой, лепниной, золочением. Мода на все французское появилась еще при императоре Павле.
Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей. Позже, когда художник стал знаменитым, его прозвали Великим Карлом. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Ещё в 1827 г. Брюллов посетил раскопки античного города Помпеи, который был погребён под толстым слоем лавы и пепла во время извержения Везувия в 79 г. «Последний день Помпеи» (1830-- 1833 гг. ) стал самым известным произведением мастера. Спустя годы Торвальдсен был избран ее президентом. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф.
и Ф. О. Жакоб, П. Ф. Томир). Воронихин, А. Д. Ш. Персье и П. Фонтен, 1806), Вандомская колонна (арх. Стасов, О. И. Он был задуман как пантеон немецкого народа. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом».
Большинству произведений этого периода свойственна эклектичность. Карло Росси) и величественный Олександрийський столб (арх. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Перед московскими архитекторами стояла задача восстановления древней столицы после пожара. Зеркала помещают на шкафах, зеркалами отделываются потолки ванных комнат. Но очень скоро они были перемешаны с элементами египетского искусства.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. К работе над сервизом привлекались декораторы, художники по керамике (М. Технологии постепенно распространились из Англии по всей Европе, затем в Америке. И всё же, когда полотно было готово, кто-то сказал заказчице: «Должно быть, господин Энгр был в вас влюблён, если так вас написал». Такое сиденье делается трапециевидной формы. -Л. Дворянские усадьбы, в подражание императорскому двору, также меблировались в стиле ампир.
Одним из лучших мебельных мастеров александровского и предыдущего периодов по праву считается Генрих Гамбс (1765 – 1831 гг. ) и его фирма, которую после его смерти возглавили его сыновья и преемники Пётр Гамбс (1802 – 1871 гг. ) и Эрнст Гамбс (1805. Они воспринимались как связь с античностью, наделялись магическими свойствами. Для ампира характерными стали древнеегипетские орнаменты изображения сфинксов.
Грандиозные ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге А. Н. Воронихиным (площадь Казанского собора, 1801–11), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство, 1806–23), Ж. Тома деТомоном (стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами на набережной, 1804–10) К. И. Росси (Михайловский дворец, 1819–25 Александринский театр, 1829–32 ансамбль Дворцовой площади, 1819–29), одухотворены патриотическим пафосом, охватившим русское общество после победы в Отечественной войне 1812г. В 1806-1836 гг. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета.
В это время весьма модными становятся т. н. Интерес к античности изучение архитектуры, предметов обихода и украшений позволили понять, сколь велики были возможности древней культуры. Вместо неё применяется лепка из гипса или левкаса или же резьба из дерева, которые потом или золотятся или красятся в черный цвет или отделываются под старую (патинированную) зелёную бронзу. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский.
У стульев и кресел спинки делаются прямоугольными, глухими и мягкими, несколько напоминающими образцы предыдущего стиля. Триумфальная арка на площади Карузель в Париже, 1806-1807). В гостиных стояли еще и горки с декоративным фарфором и хрусталем. Главный фасад дворца смотрел не на Неву, как это было заведено еще со времен Петра I, а на спроектированную этим же архитектором великолепную площадь, соединенную с Невским проспектом небольшой, но широкой Михайловской улицей. Отмечается возрождение геральдики, особенно заметное в английском серебре. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Но его специфика – темы для сюжетов.
Стенные росписи выполняются по помпеянским мотивам, посуда, декоративные вазы, светильники делаются весьма похожими на древнегреческие и этрусские и т. д. Он был мягче и пластичнее. Наиболеё ярко стиль ампир проявился в архитектуре. Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов. Росси был принят двором и по его проектам строились дворцы всем детям Павла I – построен дворец в Твери для Екатерины Павловны, перестроен Аничков дворец в Петербурге для Николая (будущего царя).
Росси, В. П. Вот таким образом такая большая роль в ампире отводилась скульптуре в виде, например, резных лап на окончаниях ножек стульев и кресел, опор локотников в виде лир, опорных частей столов в виде герм и упоминавшихся выше грифонов и т. п. Каждый лист сопровождается названием и комментарием. Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек. Статуи астронома Николая Коперника для Кракова в Польше (1822г. ) изобретателя книгопечатания Иоганна Гуттенберга для Майнца в Германии (1833 г. ), поэта Джорджа Гордона Байрона для Кембриджа в Англии (1831 г. ) своим традиционным решением и обилием второстепенных деталей похожи на другие европейские памятники тех лет.
Архитектор поставил здание далеко от проспекта, создав перед ним плoщадь и окружив ее колоннадами наподобие римских. Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур».
Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Эпоха ампира в России была весьма непродолжительной. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». В 1809-1813 гг.
Пьер Поль Прюдон «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. В 1806 – 1836 гг. Комоды делаются иногда без ножек и стоят прямо на цоколе имеют мраморную верхнюю доску. Для обивки использовали шелк или бархат.
антиками (вазами, скульптурой, посудой и т. д. ). нЙОЙОХ Й рПЦБТУЛПНХ Ч нПУЛЧЕ, 1804-1818, УЛХМШРФПТ й. р.
Бюро богато декорировано золочёной бронзой. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу4. Но сам император желал больше пышности и великолепия. б. о. чПТПОЙИЙО ЧУЕ – Ч у-рЕФЕТВХТЗЕ), НПОХНЕОФБМШОПК УЛХМШРФХТЕ (РБН. П. Стасов), Михайловский дворец (К.
В это время в России большое разнообразие получает мебель для сидения. П. Виньйон, 1807), триумфальные арки на площади Звезды (арх. Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево. Декольте тоже были максимально открытыми. Сервиз похож на своего французского собрата палитрой и декорированием, особенно красно-коричневой окаемкой с золотым орнаментом.
К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. В дворянских домах появляется т. н. В картине «Явление Христа Марии Магдалине» (1834--1836 гг. ) классическая правильность поз и жестов героев сочетается с христианской просветлённостью их лиц, ощущением чуда. Особого внимания заслуживает центральная прямоугольной формы плакетка с рельефной композицией Аполлон и музы (по мотивам картины итальянского художника XVII в. Гвидо Рени), а также медальоны с античными головками, фигуры муз изображения орлов, дельфинов, маскаронов. Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора (статуарные группы перед портиком Горного института в Санкт-Петербурге: «Геракл и Антей» С. С. Пименова, «Похищение Прозерпины» В. И. Демут-Малиновского, обе – 1809–11 памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли Б. И. Орловского перед Казанским собором).
Как правило, яркая обивка дивана и кресел гармонировала с декором стен. Увеличилась тяга к торжественной парадности, подчёркнутой монументальности архитектурных решений. Комнаты были наполнены блеском, обилием деталей, яркими красками.
Первый из этих ансамблей – Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. Стулья и кресла, мебель для сидения обычно жесткая: пышность предпочитается удобству. Впрочем, постройки фон Кленце тоже предвосхищают будущее зодчества: через несколько десятилетий подобное заимствование форм и орнаментов из прошлого, причём ещё более механическое, станет настоящим бедствием европейской архитектуры.
Скульптурные композиции, украшающие здание Адмиралтейства, образуют цикл, объединённый темой моря и развёрнутый на нескольких уровнях («Морские нимфы, несущие небесную сферу» Ф. Ф. Щедрина, 1812–13 рельеф «Восстановление флота в России» И. И. Теребенева, 1812 статуи героев и маски мифических морских существ). меблируются авторской мебелью. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». В он учился в Академии художеств в Копенгагене. Так «русский ампир» разделяется на два вида – столичный и провинциальный.
Никто не посмел дальше, чем он, пойти по пути возможного абсурда. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам исполненным во время похода бароном Д. -В. Центральную часть его спинки украшают фигурки двух грифонов с вазой между ними. Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. Один из лучших городских монументов этого периода – памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве И. П. Мартоса (1804–18).
С востока площадь ограничена двумя небольшими симметричными павильонами. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. Сегодня мало кто не слышал о Триумфальной арке на Елисейских полях. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Копируются трехногие античные табуреты, найденные при раскопках Геркуланума и Помпей.
на культуру Древнего Египта. Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов.
Локотники кресел часто опираются на резные фигуры орлов, львов или лебедей. Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц. Перед ним раскинулся огромный пустырь. ч ПФДЕМЛЕ ОБТПЮЙФП РБТБДОЩИ ЙОФЕТШЕТПЧ ДЧПТГПЧ (нБМШНЕЪПО, жПОФЕОВМП, вПЗБТОЕ Й ДТ. ), РЕТЕУФТПЕООЩИ рЕТУШЕ Й жПОФЕОПН, НПФЙЧЩ ЕЗЙРЕФУЛЙИ ТЕМШЕЖПЧ, ЬФТХУУЛЙИ ЧБЪ, РПНРЕСОУЛЙИ ТПУРЙУЕК, ЗТЕЮЕУЛПЗП Й ТЙНУЛПЗП ДЕЛПТБ УПЪЧХЮОЩ БНРЙТОПК НЕВЕМЙ ж. п. цБЛПВБ, УФЙМЙЪПЧБООПК Ч ДХИЕ ПВУФБОПЧЛЙ ВПЗБФПЗП ДТЕЧОЕ-ТЙНУЛПЗП ДПНБ. Основная черта ампирной мебели, в т. ч.
Осип (Иосиф Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. оссианизм). Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного.
Шальгрена. Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде. Его строительство началось в 1819 и закончилось вместе с внутренней отделкой в 1825 году. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820 – 1830-х гг.
Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Заказы для провинции (московских помещиков) имеют мягкие формы, они не так нарядны и официальны, отличаются более домашним внешним видом. Балдахин теперь подвешивается на раму, которая крепится к потолку. Только в 2010 году полная коллекция столовых предметов была выставлена в музее. Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны.
С приходом стиля ампир искусство становится болеё масштабным, монументальным. Ампирный диван, обязательный преддиванный круглый, овальный или прямоугольный стол на одной широкой вазообразной стойке (или в виде тумбы) и несколько расставленных вокруг него стульев или кресел, большое зеркало или картина над диваном в богатой раме из красного дерева или карельской берёзы являлись непременными атрибутами меблировки русского жилища того времени. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ).
С севера она ограничена пышным, барочным дворцом. ч РЕТЙПД ЙНРЕТЙЙ оБРПМЕПОБ I ГЕМСН РТПУМБЧМЕОЙС ХУРЕИПЧ ЗПУХДБТУФЧБ УМХЦЙМБ НЕНПТЙБМШОБС БТИЙФЕЛФХТБ (ФТЙХНЖБМШОЩЕ БТЛЙ, РБНСФОЩЕ ЛПМПООЩ), ЙОПЗДБ РПЧФПТСЧЫБС ДТЕЧОЕ-ТЙНУЛЙЕ ПВТБЪГЩ (БТЛБ ОБ РМ. Томира и его мастерской. В начальный период ампира большую популярность имели большие диваны, стоящие на тумбах, подобных пилонам, опирающиеся на львиные лапы и имеющие глухие локотники (боковины). Так во Франции появился стиль ампир –торжественный, величественный, монументальный, который распространился по всему миру и завоевал особую популярность в России.
За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. Стиль ампир возник во время правления Наполеона. Именно на эти её качества опирался ампир. Возник во Франции во время правления НаполеонаI (1804–15), позднее получил распространение в Европе и России. В моду входят браслеты на ногах/руках, колье, несколько раз обернутые вокруг шеи. Великим французским живописцем эпохи позднего классицизма и ампира был Жан Огюст Доминик Энгр (1780 – 1867).
Для картины «Итальянский полдень» (1827г. ) мастер выбрал не юную модель, а зрелую женщину, чья красота в его глазах олицетворяла собой полдень жизни. «рекамье», маленькие круглые столы на одной ножке. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Однако ввозить в Россию мебель, купленную во Франции было категорически запрещено.
Ведущими мастерами ампира во Франции были: в архитектуре Ш. Персье и П. Ф. Фонтен, до падения Наполеона работавшие совместно (дворцовые интерьеры Лувра и Тюильри загородные императорские резиденции в Версале, Мальмезоне, Компьене, Сен-Клу Арка Карусель, 1806–11) Ж. Ф. Шальгрен (Арка Звезды на Елисейских полях Вандомская колонна, увенчанная статуей Наполеона, 1806–10) в живописи Ж. Л. Давид и Ж. О. Д. Энгр. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». породы. В 1834 г. был назначен директором Французской Академии. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен.
вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». пТЙЕОФЙТХСУШ ОБ ПВТБЪГЩ БОФЙЮОПЗП ЙУЛХУУФЧБ, БНРЙТ РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП ПРЙТБМУС ОБ ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ ОБУМЕДЙЕ БТИБЙЮЕУЛПК зТЕГЙЙ Й тЙНБ, ЮЕТРБС ЙЪ ОЕЗП НПФЙЧЩ ДМС ЧПРМПЭЕОЙС ЧЕМЙЮЕУФЧЕООПК НПЭЙ: НПОХНЕОФ, НБУУЙЧОЩЕ РПТФЙЛЙ (ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН ДПТЙЮЕУЛПЗП Й ФПУЛБОУЛПЗП ПТДЕТПЧ), ЧПЕООБС ЬНВМЕНБФЙЛБ Ч БТИЙФЕЛФХТОЩИ ДЕФБМСИ Й ДЕЛПТЕ (ДЙЛФПТУЛЙЕ УЧСЪЛЙ, ЧПЙОУЛЙЕ ДПУРЕИЙ, МБЧТПЧЩЕ ЧЕОЛЙ, ПТМЩ Й Ф. Р. ). За основу этого стиля были взяты формы мебели античной эпохи. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда.
Ювелирные украшения переделываются под желания, прежде всего, Жозефины Богарнэ. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806 – 1808). В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка). На высоте сиденья рамы стягиваются двумя поперечными брусками.
Стиль Ампир во Франции начала XIX в. своеобразно продолжает традиции художественного Романтизма, начинавшегося еще в середине предыдущего столетия Неоготикой в Англии. Настолько был силен гипноз французской моды. Рукомойники приобретают форму жертвенного алтаря (алтаря чистоты) или форму лиры, курительницы делаются в форме урны. Художественная резьба по камням впечатляет.
Особое место в мебельном искусстве принадлежит зодчему К. И. Подобные места для сидения входили в меблировку как дворянских, так и купеческих домов.
Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности. Грифоны окрашены в черный цвет, а ваза и некоторые другие резные элементы – позолочены. Большую роль в меблировке русских домов начинают играть диваны. Он почти не применяет орлиных лап и голов, львиных масок, птичьих крыльев и т. п. Ему наперебой заказывали памятники для разных городов. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Ампир (от франц.
Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде.
Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором. В облике «ослиного братства» представлены верхи Испании. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Фонтен, – повторение арки Септимия Севера в Риме).
Гойя в этой серии достигает предельной силы выразительности. Это новое направление стиля классицизма начало развиваться в эпоху Директории (1795 – 1799 гг. ), а затем при Консульстве (1799 – 1804 гг. ) и достигло расцвета в период между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг., получив название ампир (от фр. «Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф.
Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). Вкладное сиденье устанавливается между боковыми стенками рам стула на поперечные бруски. БОльшая камерность характерна для рельефов Ф. П. Толстого («Автопортрет с семьёй», 1811 серия барельефов на темы «Одиссеи», 1814–22).
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Постепенно такие инструменты стали заменяться на фортепиано. Ученик Давида, Энгр в 1806 -1824 гг. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). XIX в. Торвальдсена знала уже вся Европа.
живописи черты Ампир проявились в творчестве Франсуа Жерара (1770-1837), Анн Луи Жироду (1767-1824) и др. Шальгрена. Портреты Энгра отличает точность наблюдений, глубина психологической характеристики («Наполеон-император», «Мадемуазель Ривьер»). П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
Еще накануне революции этот художник в картинах Клятва Горациев (1784), Брут (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. В ампирном интерьере весьма значительную роль играют зеркала. Южную -- замыкает театр. Вот таким образом у ампирной мебели преобладают горизонтальные формы.
В 1761 году с одной стороны площади Ф. -Б. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Часто художник использует ню (изображение обнаженного тела, чаще всего женского) образы его героинь навеяны мифологией историей, экзотикой востока («Источник», «Большая одалиска», «Турецкая баня»). Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи».
В мебельных объектах, выполненных по рисункам А. Н. Вся мебель окрашена здесь в белый цвет, а резьба невысокого рельефа позолочена. По одному мебель делается парадной, по другому – бытовой, камерной. Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки.
Подобные скульптурные украшения иногда делались из бронзы. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт». Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. Пио Феди, Италия, базилика Санта Кроче, Флоренция).
Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
Его стихия – это большие открытые пространства и их архитектурная организация. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Канделябры и часы выполняются в виде колонн, урн и памятников.
или же колоннами с каннелюрами и капителями, завитками и т. п. Это стремление к простоте проявляется сначала в одежде, а затем в мебели и интерьере. б. д. ъБИБТПЧ зПТОЩК ЙОУФЙФХФ, БТИ. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. И когда в 1800 году художник написал картину – портрет знаменитой по тем временам парижской красавицы мадам Рекамье на кушетке с плавно изогнутым изголовьем и в тунике на античный манер – эта картина положила начало развитию нового стиля «рекамье». клавишная арфа или клавицериум, в виде большого шкафа, т. к.
Вдохновителем сервиза стал Степан Пименов, а название «гурьевский» получил по фамилии куратора завода графа Д. А. Ш. Лепер и Ж. Гондуен, 1810). В «Деспаратес» изображены сложные символы, чудовищные образы, монстры, которые сосуществуют с людьми. В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки.
Сущность и назначение стиля ампир выражается в самом его названии. Задние ножки искривлены. Пика.
Стволы колонн окрашены в цвет стен и имеют золоченые капители. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830-1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». При этом на смену изысканной тонкости в стиле Людовика XVI приходит излишняя рассудочность с помпезностью и даже пафосом. Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы. диванная комната.
Продолжают делаться и прямоугольные столы на четырех свободно стоящих ножках, а также столы-консоли на ножках в виде герм, представляющих собой четырехгранный, расширяющийся кверху столб, увенчанный головой или бюстом мифологического персонажа, кариатид, грифонов или мумий, опирающихся на специальные хорошо профилированные подставки-постаменты (цоколи). Все эти фигуры фантастических чудовищ, крылатых женщин, кариатид, герм и атлантов стоят в неподвижных позах, движения их скованы, лица так же неподвижны, как и складки их одежд. «Портрет. Луизы дОссонвиль» (1842--1845 гг. ) подчёркнуто скромен -- эта красивая и образованная дама не нуждалась в идеализации.
Выдающийся образец кровати этой эпохи – кровать императрицы Жозефины. Подъём в архитектуре и русском искусстве в целом был вызван универсальностью, целостностью и упорядоченностью новой художественной системы, её внутренней логикой и завершенностью.