Илларион Прянишников.
А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими. Но его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной мелодичности. Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника. По дороге, растянувшись до самого горизонта, движется обоз саней. Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского.
Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял. » (1883). Сильный мороз. О ней с восхищением отзывался Стасов. Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком. Выставка не прошла мимо внимания Чехова.
Сходство жанров баллады и жестокого романса весьма ощутимы. Девушка явно смущена и растерянна таким поступком, вот таким образом сидит, опустив голову и отвернувшись от своего обожателя. При взгляде на это полотно многие начинают сравнивать нарисованных героев с героями литературными. Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком. Существует множество жестоких романсов, в которых рассказ ведется от лица погибших героев. «Жестокие романсы».
Причины эмиграции сам он объяснял так: «Что толкнуло меня на это. В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. Ты не хочешь, а тебя за душу тянет». Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки. Перебрав десятки поэтических сборников, он совсем было отчаялся. Характерна для 60-х годов картина Иллариона Михайловича Прянишникова (1840–1894) «Шутники» (1865).
26 ноября 1925 года поэт поддался уговорам родных и лег в психиатрическую клинику Ганнушкина на Большой Лиговке. Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца. Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты. Затем были США, Китай, Ливан, Палестина И только в 1943 г., после многочисленных обращений и просьб, он смог вернуться на родину, в Россию. Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного».
Если мы обратимся к первоначальному эскизу, то увидим что там подвыпивший чиновник предается своим кривляниям «в охотку», не находя в этом ничего унизительного. Островского того же названия, поставленной на сцене московского Малого театра. Она написана под прямым воздействием пьесы А. Н. фуй.
Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». Но и здесь, конечно, бывают исключения – аккомпанемент оркестра. «Жестокие романсы» имеют не только сатирическое наполнение, но и оригинальное авторское название. День выдался пасмурный и ненастный. Спасибо вам».
Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). Все это общество сытых и самодовольных людей предается своеобразной забаве. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. Излюбленный сюжет жестокого романса— совращение девушки коварным соблазнителем.
В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Запоминаются образы решительных и смелых крестьян, захвативших пленных. Психологизм и схожая лиричность, точнее лиро-эпичность. А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881).
Неожиданная завязка и конфликт с трагическим финалом. Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении». Картина Прянишникова «Жестокие романсы» написала в 1881 году.
А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть. Здесь он активно работал на эстраде, в том числе и на фронте. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны». Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя или смертельное горе1.
С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности3. Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве. Виктору тогда было семь лет. Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Различия между жанрами ничтожно малы, но они существуют.
Его переложил на музыку композитор Андрей Петров, а спела Валентина Пономарева. Она поразила молодого человека и своим поэтическим талантом и красотой. Рыболов зябко съежился в холодной воде.
Автор вновь обращается к бытовому жанру изображая сюжет произведения сатирическим. Появились и национальные школы романса, особенно известные в Германии, Франции и России. Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова. Инженер-химик Маврикий Минц и Анастасия познакомились дома у Цветаевых. Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни. Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок. Переклички произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность мировидения художника и писателя, но и помогают проследить общие закономерности исканий русской художественной культуры второй половины XIX века.
И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма.
Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но. Поэтесса написала его в 1913 году и посвятила мужу, белому офицеру Сергею Эфрону. В этом смысле он двигался в общем русле русского искусства и литературы своего времени. В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле».
Советская власть мне ничего дурного не сделала. «Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин. Как, например, «Любовь — волшебная страна», которую поет Лариса Огудалова (Лариса Гузеева) в «Жестоком романсе».
В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865). В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного. И Анюта покорно отправляется к художнику. В это время в училище занимался брат Чехова Николай, друзьями Антона Павловича стали учившиеся с Николаем И. И. Левитан, К. А. Коровин, архитектор Ф. О. Шехтель.
«Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков. В одних случаях это объясняется сходностью жизненного опыта, в других — стремлением Чехова освоить и переосмыслить лучшие достижения художественной культуры его времени.
Но Минцу предстояло еще одно знакомство — с 22-летней Мариной Цветаевой. На последних – плохо одетая фигурка студента, съежившегося от холода. Значительным произведением Прянишникова является картина «В 1812 году» (1874). Центральный образ картины – пляшущий старик.
Само стихотворение «Клен ты мой опавший» принадлежит Сергею Есенину. В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение. Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации изображенной Прянишниковым. Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890). У ее колен – сынок и наследник.
И такая музыка появилась. В трогательной комедии «Учитель пения» режиссера Наума Бирмана под аккомпанемент гитары звучит романс «Клен» в исполнении учителя пения Ефрема Соломатина (Андрей Попов).
Причем Лейкин категорично указал начинающему фельетонисту его задачи: «Говорить надо обо всем выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, но ничего не хвалить и ни перед чем не умиляться»1. Я ненавидел Советскую власть. Вдали дымит маленькая фабрика, давно превратившая речушку в сточную канаву, в которой вряд ли водится что живое. Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. Цветаева и сама была пленена красотой и подвигами героя Наполеоновской войны 1812 года — она многие годы хранила маленький портрет молодого генерал-майора Александра Тучкова, погибшего в Бородинском сражении 26 августа 1812 года в возрасте 35 лет.
В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса – в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе. Я был приверженцем какого-либо другого строя. Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания. В работах второй половины 1860-х— начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта. О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова. Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз.
Из других произведений Прянишникова заслуживают внимания «Жестокие романсы» (1881), «Спасов день на севере» (1877), «В мастерской художника» (1890). Близкая дружба связала его на долгие годы и сФёдором Шаляпиным. Но трагизм присутствует в обоих жанрах.
Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут. «Глаза, как бриллианты» — это глаза офицера не только защищающего родину от врагов, но и покоряющего сердца женщин. Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки».
Последние шесть лет жизни дались Есенину тяжело. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». На переднем плане – едва умещающаяся на стуле хозяйка лавочки в шелковом салопе. Один из приказчиков, желая угодить хозяевам, высунув язык, поднял над головой чиновника два пальца в виде рожек. В законченной картине мы находим нечто иное. Подпоив старенького чиновника, купцы заставляют его кривляться и плясать себе на потеху.
Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон». Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями— Виктором и новорождённым Николаем— отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца— Павла Астафьева.
При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском. Не имея средств, он пристроился к «порожнякам» для того, чтобы добраться из города, где учился, в далекую деревню. О нет. Всё одно, как запой. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве.
Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев — С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». Таким образом при упоминании «Вишневого сада» Антона Павловича Чехова персонажей визуализируют в варианте Прянишникова. Произведение в полной мере передает комичность и абсурдность поведения молодых людей.
Обычно романсы являются камерной музыкой (пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно). Рязанов долго не мог найти подходящих романсов и стихотворений для задуманного им фильма. Собственно говоря, романс как жанр сформировался позже, вот таким образом и не требовал специального термина, хотя очевидно, что он развился из песни.
Дать волю чувствам к Марине Минц не мог — он уже обручился с Анастасией. Невозможно представить фильмы Эльдара Рязанова без романсов — каждая песня служит раскрытию образа исполняющего ее персонажа. В рассказе Чехова — тот же психологический контраст. Как шакалы».
Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту. » (4января 1886 года). Тоже нет: очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году. Каждый образ несет в себе какоето настроение, характер, определенную атмосферу.
Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864). А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках. В романсе обычно отсутствует припев (рефрен), хотя бывают исключения. Догорает малиновая зимняя заря. Юношеская беспечность». В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни».
Действие происходит в одном из торговых помещений Гостиного двора. В эти годы Вертинский сдружился с Анной Павловой, Тамарой Карсавиной и Иваном Мозжухиным. Существует множество жестоких романсов, в которых рассказ ведется от лица погибших героев2. В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека».
Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба».
То, что мы знаем из литературы об эпохе «хождения в народ», о самоотверженной молодежи 70-х годов, предстает перед нами в картине Прянишникова в живом и конкретном, глубоко поэтическом образе. блаженно улыбался. Излюбленный сюжет жестокого романса— совращение девушки коварным соблазнителем.
Как мы уже говорили, романс схож с песней. «В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов.