В русской литературе тема жертвоприношения Исаака разработана в поэме Иосифа Бродского «Авраам и Исаак» (1963), написанной, по признанию самого поэта, под впечатлением от трактата Сёрена Кьеркегора «Страх и трепет». С воспоминанием о жертвоприношении Авраама в исламе связан самый почитаемый мусульманами праздник Аид-ль-Адха или Аид-ль-Кабир (буквально «великий праздник»), который венчает собой месяц великого паломничества в Мекку. Для начала достаточно представить, что в древности человеческие жертвоприношения были обычным делом, поэтому Авраам именно так и понимает приказание Бога. В русской литературе тема жертвоприношения Исаака разработана в поэме Иосифа Бродского «Авраам и Исаак» (1963). Таким образом, несостоявшееся жертвоприношение Авраама стало первопричиной спасения человечества.
Дойдя до нужного места, Авраам разложил хворост, связал сына, начал молиться и уже занес нож над шеей Исаака, как жертвоприношение остановил ангел. На Страстной седмице христиане также вспоминают и жертвоприношение Авраама. Из большого числа музыкальных произведений на тему жертвоприношения Исаака (их насчитывается около 50) наиболее известна «священная баллада» Игоря Стравинского «Авраам и Исаак» (первое исполнение— Иерусалим, 1964). Святые отцы христианства согласны в одном: жертвоприношение Авраама стало прообразом той великой Жертвы, которую позднее принесёт за всё человечество Сын Небесного Отца по имени Иисус, прообразом Его Пресветлого и Преславного Воскресения.
Из большого числа музыкальных произведений на тему жертвоприношения Исаака (их насчитывается около 50) наиболее известна «священная баллада» Игоря Стравинского «Авраам и Исаак» (первое исполнение — Иерусалим, 1964).
И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. Эту мозаику можно отнести к поздневизантийскому искусству. Или действительно думал, что все как-нибудь обойдется и сын останется в живых.
«Бог узрит себе овча во всесожжение» в славянском тексте) и что теперь так точно оправдалось. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам. Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама.
Когда израильский военачальник Иеффай (в иудейской традиции— Ифтах) шел сражаться с Аммонитянами, он дал обет Господу: «по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего на встречу мне, будет Господу и вознесу сие на всесожжение» (Суд. Но теперь Бог требует принести Исаака в жертву. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам. В Коране не названо имя сына Ибрахима, но мусульманская традиция считает, что это был Исмаил, его первенец, который стал прародителем арабов. Но что же тогда мог думать Авраам о своём Боге, требующем человеческой жертвы.
Это куда менее известная его работа, офорт «Жертвоприношение Авраамом Исаака», который датируется 1655 годом, т. е. 9. Соседи Аврама были людьми рациональными, жестокими и даже безжалостными. Вторая буква «А» была добавлена во второй слог имени по воле самого Господа весьма позже. Т. е. Он ехал домой и вез Ревекку. Конечно, да.
Не тормозит жеста руки, а просто обнимает сзади и, доверительно склонившись, что-то ему говорит. И шли далее оба вместе. То, что пережил Исаак на алтаре, несомненно, должно было быть для него потрясением.
В XIX главе книги «Исход» Бог не заключает нового союза, но лишь возвещает, что Он сохранит и выполнит уже существующий. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. Ягнёнок, принесённый в конечном итоге в жертву вместо Исаака, внешне очень похож на такую заместительную жертву (Быт 22:13). Вот как он выглядит: 1. Точнее к их сожжению.
Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. » Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Исаак отчаянно кричит. И всё же некоторые основания предполагать, что его Бог может потребовать от него человеческого жертвоприношения, у Авраама были и связаны они могли быть с именем, открытым ему Богом во время теофании – с именем эль шадаи (Быт 17:1).
как бы здесь некое уже есть предчувствие ренессансного искусства. (Быт. По традиции в жертву приносили мальчиков-первенцев.
Однажды в Ханаане Господь сообщил Авраму, что его (Аврама) потомки «будут четыреста лет жить в чужой стране, в рабстве и угнетении». Под медным быком разжигали костер. Но, с другой стороны, слово Мориа однокоренное и со словом «миро» – то самое миро благовонное, которое входило в состав ладана (Исх. Но нас в данной ситуации все это не очень интересует.
Библия гласит, что Господь не оставил Авраама ни на один день его существования. По дороге юноша спросил: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения.
Когда Бог возвещает о рождении сына Авраам, «пал на лице свое и рассмеялся» (Быт. 59 Тогда они простились с Ревеккой и ее кормилицей, с Авраамовым рабом и его спутниками, 60 и благословили Ревекку такими словами: «Пусть твоих потомков, сестра, тысячи будут, десятки тысяч. Ритуальные убийства приветствовались.
Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований. В тот самый момент, когда Сын Божий добровольно приносит Себя в жертву, свершается древнее «не принесение» Исаака. Как можно иметь дело с таким Богом, который сначала дает обетования, а потом отнимает все без видимых на то причин.
Это особое место, оно будет наполнено небожителями – не один Ангел, много ангелов.
«Можно ли говорить обАврааме без обиняков, откровенно, не рискуя соблазнить кого-нибудь. » — спрашивает Серен Керкегор. Смех один. Ритуал проходил ночью, под музыку флейт, тамбуринов и лир. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». Авраам.
22, 1 – 2). И шли далее оба вместе. 64 И Ревекка увидела Исаака.
«Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. Яхвист и Элохист – самые древние источники. Отец обманул его, по сути дела.
28, 12). Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). Позднее человеческие жертвоприношения совершались лишь вероотступниками. Наверное, она с горечью подумала, какой уж от меня столетней старухи может быть ребёнок. Их различие особенно стало бросаться в глаза, когда они подросли. Это знаменитые мозаики, византийская эпоха, VI век после Рождества Христова. На третий день Авраам возвёл очи свои и увидел то место издалека.
Переименовывать же ту или другую местность в память известного, совершившегося на ней события, было в широком распространении в библейской древности (Быт. 16:13–14, 21:31 и др. ). Эта жертва не была лишь событием семейного значения (как легко было ошибочно подумать и как часто заключали), но – событие сверхъестественное. Вот что такое «страх Исаака». Отец ответил, что Господь усмотрит агнца для всесожжения. Люди стали преследовать его семью и сжигать их торговые лавки. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет», признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Осел в Писании – это символ сверхпохотливости, особенно в пророческих текстах.
Если вспомнить, что в Шалеме находилось святилище божества по имени эль эльон, бывшего, вероятнее всего, богом неба и одновременно богом-громовником (чем-то наподобие местного Зевса), то вполне можно предполагать и наличие где-то неподалёку алтарей, посвящённых владыке нижнего мира, так как почти повсеместно в древнем мире они располагаются неподалёку друг от друга. Нет на картине и эффектного явления ангела, остановившего руку Авраама. В нем открывается, почему Бог абсолютен. Исав был коренастый, краснолицый, косматый, тело его было покрыто шерстью.
Вероятно, Яхвист имеет южное иудейское происхождение, а Элохист – северное израильское. Митрополит Филарет различает два рода искушений: искушение во зле или возбуждение к действованию злых склонностей, кроющихся в человеке и искушение в добре или направление, даваемое действующему в нем началу добра к открытой брани против зла или против препятствий в добре, для достижения победы и славы первое – не от Бога, но есть следствие оставления Богом (2Пар. 32:31) второе – от Бога и, в меру духовных сил, посылается как благодать тем, которые достойны принять «и благодать на благодать» (Ин. 1:16). И этим предполагаемым жертвоприношением Авраам должен начать традицию совершения священных ритуалов на этом месте.
В дальнейшем именно среди этого народа родится Спаситель человеческий. В сущности, они представляли собой не что иное, как попытку «опередить» требование божества, связанное с человеческим жертвоприношением. Иисуса Навина (Втор. 3:14, Нав. 13:13).
52 Услышав это, Авраамов раб вновь простерся ниц перед Господом. Авраам скорбел только об одном – он не имел наследников. 11, 31). Также в Библии неоднократно упоминаются жертвенники без упоминания жертв, которые на них приносятся.
Немало путников прошло мимо дома Авраама и немало караванов, позвякивая колокольцами, прошествовало по дороге, но никогда никто не принес ему вестей от Измаила. Глаза юноши и старца обращены к невидимому зрителю источнику света. Иеффай вернулся домой с победой, «и вот, дочь его выходит на встречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна и не было у него еще ни сына, ни дочери» (Суд. Да будет мир Ибрахиму». Да.
Так оно и случилось. «Столькими-то бедствиями пожирался прежде весь род человеческий. Он вживается в этот сюжет, воображает себя на месте Авраама.
Он призвал уже знакомого нам домоправителя Елиезера (того самого, что так подробно рассказывал о Ноевом ковчеге со слов своих предков) и приказал ему найти девицу обязательно в Месопотамии, в городе, где когдато жил Нахор, его потерянный брат. «По прошествии двух месяцев, она возвратилась к отцу своему и он совершил над нею обет свой» (Суд. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. Надо было идти к горе, возвышавшейся «в земле Мориа», то есть почти три дня. Считалось, что любая слезинка, любой вздох умаляют ценность приносимой жертвы. Слово «Мориа» по переводу с еврейского означает: «усмотрение Иеговы» и можно думать, что, давая Аврааму повеление идти согласно Его божественному внушению, Господь не указывал ему какой-либо определенной местности, уже в то время носившей название Мориа, а просто повелел ему идти в ту землю, куда Он поведет его, другими словами – в землю божественного усмотрения.
Наверное, жена Авраама Сарра слышала этот разговор и это обещание. 11, 34).
Но тогда встаёт вопрос: в чём смысл такого испытания. Вообще говоря, это значит, что Завет редуцировался до этих вышеупомянутых моментов. По свидетельству кн. И с той жертвой, которая была принесена у подножия горы, там, где с ослом остались эти два отрока ибо Голгофа – за холмом Иерусалимским, за стенами города, там, где отроки остались с ослом (это очень символическое выражение).
Поступок Иеффая в Библии остается без комментариев. Дело рук его Ты благословил и стада его распространяются по земле (Иов 1, 6 – 10).
Этимологически это слово означает «вознесенный», вот таким образом используется для обозначения такого жертвоприношения, которое «возносится» к Богу. Главной ценностью была жизнь рода, племени. В случае удачи родовому божку полагалась жертва от своего племени. Что могут означать эти слова. Сейчас мы посмотрим его чуть покрупнее.
Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо сына своего. Ранним утром Авраам оседлал осла, положил на него сухие дрова (для сожжения тела) и, взяв двух слуг и Исаака, двинулся в путь. Вот эти слова – устроил там Авраам жертвенник – правильнее перевести, как «восстановил там жертвенник». Этот порядок перечисления также является хронологическим.
Сын не может согласиться, говорит нам Караваджо, с таким решением отца. В Греции при обычных жертвоприношениях сжигали только часть животного, а оставшееся употребляли в пищу. Это не паника в человеческом понимании этого слова, это именно богобоязненность (страх Божий). Мы видим, что отец у Рембрандта взволнован и растерян.
Слово: там правильнее понимать: «там же». Бог требует не убийства, а возвышения сына. Авраам сказал: бог (elohim) усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой. Везде, где бы он ни останавливался, у него было много шатров и скота.
Ну и под жертвенником, как мы видим изображен условно уже разгорающийся огонь. Ему было велено принести в жертву всесожжения сына Исаака. Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов. Примечательно, что такое откровение не заставило Исаака убежать. Однако, его замысел абсолютно оригинален.
Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака). 44 Если она ответит:, Пей. И Моисей впоследствии осуществляет, хотя только с человеческой стороны, но, конечно, по Божию указанию, это обетование Завета. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего». Могло случиться, поскольку жертвоприношение Авраама не смогло найти в законе адекватного выражения, что изолированная вера в Единого Бога (как впоследствии в исламе), точнее говоря, в единый Завет Бога с Израилем, становилась исключительным содержанием веры.
По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Он пришел в этот мир, чтобы умереть за стенами Иерусалима, там, где люди находятся на таком низком, животном уровне, там, где с ослиным упрямством совершается грех. ангел в библейском тексте как бы является на самом деле гласом Божьим. Здесь даются два разных образа: как звезды небесные и как песок на берегу моря.
17, 17). Мальчики, однако, разительно не походил и друг на друга. И он приготовил эти дрова, наколол их, так как, если он придет на место и там не найдет дров, то, казалось бы, это будет оправдание: «А там дров нет, Господи. » И Авраам не оставляет себе надежды, что там не будет дров. Тогда Ревекка взяла покрывало и закуталась в него. 63 Вечером он вышел в поле, поглядел – и увидел приближающийся караван верблюдов. Такой страной, как оказалось впоследствии, послужила одна из гор, лежавшая от Вирсавии на расстоянии трехдневного пути (Быт. 22:4) и получившая, в память этого события, название горы Мориа.
В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир. Три долгих дня продолжалось это путешествие.
Но кому здесь более удивляться и изумляться. Такой урок, конечно же, не мог не запомниться, а Бог, способный противостоять владыкам мира теней, должен был внушать трепет не только Аврааму и его соплеменникам, но и окружающим народам. Здесь он все радикально переставил, все поменял. Заметим, что в Библии ей предшествует повествование об истреблении Содома и Гоморры.
Драматический сюжет, который мог носить также название: Связывание Исаака, мы найдём на полотнах Тициана, Веронезе, Рембрандта, Караваджо. Естественно, условием выполнения обещания было, чтобы потомки Аврама не вели себя в Ханаане так, как вели себя их предшественники. через 20 лет после эрмитажной картины. Вот почему страх его – священный. И сказал: не налагай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего ибо теперь я знаю, что боишься ты бога (elohim) и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для меня.
В некоторых ситуациях приносились в жертву хлеб и фрукты. Библия очень подробно описывает жизнь Авраама до его первого разговора с Богом. И старик Авраам слушает ангела, слушает голос Божий. В связи с этим он задает вопрос о том, где же агнец, предназначенный в жертву. Цель одна: усовершенствовать человека, которому Бог посылает то или иное испытание («искушение»).
Локоть Исаака, который был опорной точкой композиции, теперь повис в воздухе. В споре Авраам попытается убедить Бога подчинить свой гнев закону правды (подобным же образом Моисей станет заступаться за свой народ, когда Бог решит наказать его за поклонение золотому тельцу). Здесь, конечно, Караваджо размышляет об отце. Верою Авраам, будучи искушаем, привел Исаака».
Судия всей земли поступит ли неправосудно. » (Быт. Когда наступает развязка драмы, Господь произносит слова: «И вот теперь Я знаю» (буквально: проник в тайну).
5. Мы ничего не можем сказать о выражении лица Исаака, так как оно закрыто рукой отца, но мы понимаем, что этот жест – это одновременно и жест, который запрокидывает сыну голову, обнажая горло, но при этом жест, который закрывает ему глаза, чтобы тот не испугался в последнее мгновение занесенного ножа. Нам важно усмотреть некоторые моменты в этом изображении. Вот её текст: 11. Почему эти два образа.
Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится ( ) (Быт. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова.
О некоторых из них или точнее о потомстве их, можно находить некоторые указания и в самой Библии: так, первенец Нахора – Уц, по-видимому, дал свое имя стране Уц, лежавшей в северо-восточной Аравии из которой происходил Иов (Иов. 1:1) имя Вуз упоминается в качестве названия одного из аравийских племен, живших между Деданом и Феманом (Иер. 25:23) и в некотором соседстве с родиной Иова ибо оттуда происходит один из его друзей – Елиуй (Иов. 32:2). Авраам ничего не отвечал Господу и мы можем лишь догадываться о его чувствах и мыслях. Предсказание основывалось как раз на том факте, что младший, то есть Иаков, при рождении держался за пятку старшего, а держаться за пятку было в речи этого народа своеобразным фразеологизмом, означавшим примерно: «Уйди с дороги». Именно тогда Господь впервые явился Аврааму и приказал ему собрать всех своих близких и уйти в другие земли, которые в будущем станут наследием его потомков. Он воплощает в себе открытость и доверие перед лицом будущего: с Богом все возможно.
Авраам. По этим-то причинам заклан был человеческий организм Слова Божьего. Осел – обозначение синагоги». Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед.
И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. 8. Авраам спросил, а если есть там 45 праведников, неужели Господь погубит их.
Есть однокоренное еврейское слово, которое означает «страх», «трепет» имеется в виду страх человеческий, паника, ужас, который в случае с Авраамом должен смениться страхом Божиим, богобоязненностью. Жертвоприношение является общим элементом всех древних религий. Он боялся в этот момент ослушаться отца своего. Возмужав, Исаак стал верным помощником отцу во всех его делах. Утром Авраам оседлал осла, взял с собой Исаака, двух слуг и хворост для костра.
Гости повели себя необычно. Господь ответил, что пощадит. 1, 29). И здесь будет благовещать Ангел Божий, являясь к тому или иному пророку, здесь Агнец Божий (Христос) будет свидетельствовать об истинах Божьего закона.
23, 10). Он не говорит о замене жертвы, он просто останавливает этот процесс. Он не понимает, ему не было голоса Божьего, сын не знал, зачем отец его привел на гору. 18, 23-25). Она спрыгнула с верблюда 65 и спросила у Авраамова раба: «Что за человек идет нам навстречу. » – «Это мой господин», – ответил раб. 9, 9). И шли далее оба вместе.
– «А где же агнец», то отец говорит уклончиво: «Ну, Бог нам пошлет агнца». Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам.
И вот, пожалуйста, ангел. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой. Сказать с полной определённостью, где именно находилась упоминаемая в рассказе земля Мориа, сегодня невозможно, однако, судя по историко-географическим данным и по отражённой в Талмуде традиции, она должна была располагаться в центральной части Иудейского нагорья и тогда жертвоприношение должно было быть совершено, по-видимому, неподалёку от Сиона и от Иерусалима (в те времена носившего название Шалем). В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». При чтении рассказа о жертвоприношении Исаака (гл. 22 Книги Бытия) у читателей возникает обычно немало вопросов, а многое в нём вызывает недоумение, разрешить которое оказывается не так просто.
Ближайших соседей Ханаана – финикийцев отличала склонность к жертвоприношению детей. А Гинном (Геенном) стал именно вследствие этой жертвы синонимом ада. Т. е. Сейчас арабы свято блюдут эту гробницу, так как считают Авраама своим родоначальником. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. Имеется в виду: «Господь выберет себе это место».
Но сказано: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (то есть отдал в жертву – О. С. ), дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. Вопрос нравственности или безнравственности не существовал в принципе. Проходит примерно два десятка лет и Рембрандт снова обращается к этому сюжету. И было, после сих происшествий бог (ha-elohim) искушал Авраама и сказал ему: Авраам. 58 Они позвали Ревекку и спросили: «Пойдешь с этим человеком. » Она сказала: «Пойду».
14. Жертва Авраама стоит у истоков духовного опыта иудаизма, христианства ислама. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.
Сердце Авраама бешено забилось, но он сдержал себя, полагая, что на все есть воля божья. Он не только дал понять и Аврааму и всем его соплеменникам, что Он не имеет никакого отношения к нижнему миру, но и то, что Он сильнее мира теней и всех его владык: стоит лишь явиться на небе Его вестнику и мир теней отступает, отпуская своих жертв. Он покорно шел с отцом, доверяясь отцу своему и Господу своему. И так в те времена происходило всюду и при всех главах семейств.
Он читается слева направо, в общем пейзаже находится. Сказано: Иаков поклялся страхом отца своего Исаака (Быт. агнец и сын Авраама Исаак, мальчик, судя по изображению, юный совсем, они как бы рядом.
А он, согласно религиозным представлениям древних, вполне мог потребовать себе человеческой жертвы. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой. Т. е., по версии Элохиста, Исаак всё-таки был принесён своим отцом в жертву. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни».
Они означают, что их духовный уровень не был таким, как у него и как у Исаака. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. 6. и господин мой стар».
Но для самого Авраама, который, как выходец из северной Месопотамии, культурно был далёк от палестинской городской цивилизации, такие обычаи должны были казаться странными и жестокими – ведь на его родине ничего подобного не практиковалось. Он рассказывает об этом сыну и спрашивает: «Что ты думаешь об этом. » и тот без колебаний предлагает принести себя в жертву: «О, мой отец. В решающий момент его призвания от горящей купины Бог открывает задачу, которая будет ему поставлена, словами: «Аз есмь Бог Аврамов, Бог Исааков и Бог Иаковлев».
Выйти из него не удавалось никому и об этом в древнем мире знали все не было ни одной культуры, религиозная традиция которой хранила бы хоть какую-то память о возвращении из нижнего мира из мира теней в мир живых (можно, конечно, вспомнить греческое предание об Орфее и Эвридике, но и здесь всё кончается весьма печально). И участников событий и читателя на каждом шагу поджидают сюрпризы. Но 4 тысячи лет назад бесчеловечность была нормой поведения.
Как только впервые произносится имя Исаака, слышен смех. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам. На первый взгляд, такое выражение выглядит несколько странно. То есть самые близкие люди. Пророк рассказал мальчику о своем сне и предоставил тому самому принять решение. Жалел ли Авраам своего сына.
По-видимому, это граничит с представлениями древних о единстве мироздания, восходящих ещё к мифологеме мирового древа: все три мира соединены между собой подобием своего рода «космической оси» и неподалёку от хода, ведущего в верхний мир, должен быть такой же ход, ведущий в мир нижний. Посему и ныне говорится: на горе Яхве усмотрится. Христианский праздник Воскресения Христова непосредственно восходит к иудейскому Пессах, поскольку именно во время этого праздника Христос Спаситель возвещает ученикам о Своем «переходе» от этого мира к Отцу, то есть о близкой смерти и воскресении. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Вернее было бы сказать, что сами-то понятия они различают (достаточно прочитать, например, такой текст, как Пролог Книги Иова, чтобы в этом убедиться), но специальной богословской терминологии для их описания в Библии нет, что и неудивительно: ведь Библия – не богословский трактат. и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа моего.
Приказание Бога так же твердо, как первое, с которым Бог обратился к Аврааму в начале, в Быт 12, 1: «пойди из земли твоей в землю, которую Я укажу тебе» (12, 1) // «пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (22, 2). Героев теперь не четверо, а трое. 55 Брат и мать Ревекки отвечали: «Пусть она поживет у нас еще хоть дней десять. » – 56 «Не задерживайте меня, – сказал Авраамов раб. Речь не идет о цели, но именно об этой главной ценности, о Благости (Gte). Он связывает Исаака и что мы видим.
54 После этого он и его спутники поели и легли спать, а наутро Авраамов раб сказал: «Позвольте мне вернуться к моему господину». Не поднимай руки твоей на отрока ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Опять же наиболее полно понял это автор Послания к Евреям. И как понять одобрение Божие (Быт 22:16-17).
11, 39). Он сказал: вот я. 2. Хотел ли он их успокоить. Тогда же принято трубить в шофар изготовленный из бараньего рога. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. В этот страшный момент раздался голос ангела: Не поднимай руки своей на отрока.
28, 18). Как бы ни складывались обстоятельства, он был уверен, что Бог придумает для этой истории хороший конец. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов. На заповеди была переложена даже тяжесть элементарной нравственности. Что касается второй половины 14 ст., то они представляют собой своего рода пословицу, сложившуюся на основании данного факта и употреблявшуюся при аналогичных же случаях, т. е.
Много позже судья (т. е. Может быть, они видят ангела, а, может быть и Того, кто ангела послал. 3, 16). То, что Гильгамеш и фараоны (в своих пирамидах) самозабвенно стремились приобрести избавление от смерти, стало тут реальностью неким ранее немыслимым образом.
элохей аврахам ве-пахад ицхак). Греческое слово означает «всесожжение». Такое самопожертвование было, конечно, делом сугубо добровольным.
Чужих и просто прохожих полагалось порабощать, преумножая средства своего рода. Ведь Измаил пророчески уже и был назван диким ослом (ср. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое».
Авраам. Он отвечал: вот я, сын мой. Не в нем Авраам вопреки всякой надежде пожертвовал своей жизнью. Мужественному ли духу праотца или покорности сына. Мальчик ответил: «О батюшка, делай то, что велено тебе Богом и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я проявлю терпение». И пришли на место, о котором сказал ему бог (ha-elohim) и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
Если мы будем говорить о композиции в первую очередь и о выражении лиц героев – то, что нам позволяет обсуждать репродукция, — то мы увидим, что, конечно, эти картины очень сильно отличаются друг от друга. Конечно, риск был, но ведь и другого выхода для Ревекки и Иакова не существовало. Размышляет он и о сыне и это очень важный момент.
Я уже объяснял, Бог как бы говорит: «Я буду благословлять твоих потомков. В иудейской традиции оно называется «Акеда», то есть «связывание» (евр. Под Кеседом многие, вслед за Иеронимом, склонны видеть родоначальника «халдеев» («kesed» или «kasdim»), живших на севере Месопотамии, по соседству с Сузой и Егамом, наконец, некоторое указание на Мааху усматривают в маахитах, о которых, как об одном из хананейских племен, пограничных с Месопотамией, говорится во Второзаконии и в кн. Удивительно, но на тот момент ему исполнилось семьдесят пять лет. По-славянски общая трапеза обозначается словом «вечеря».
21, 6-7). И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Исаака, сына своего взял в руки огонь и нож и пошли оба вместе. А поначалу его звали просто — Аврам. А справа мы видим сюжет жертвоприношения Авраамом Исаака, который нас и интересует. Сказано: Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его.
Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению. Мы с вами помним, как долго молился Авраам, чтобы у него появился сын. «Не для того искушал Бог Авраама, – говорит еще блаженный Феодорит, – чтобы самому узнать, чего не знал но чтобы научить незнающих, сколько справедливо возлюбил патриарха». 6, 29). В Послании к Евреям 11:17-19 данный сюжет возникает в контексте рассуждений автора о вере: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Это словосочетание означает: «Господь усмотрит».
По законам и обычаям того времени наследником мог быть только первородный сын. Согласно преобладающему в библеистике мнению, текст Пятикнижия (Торы) составлен из пяти основных источников, которые условно именуются Яхвистом, Элохистом, Девтерономическим (Второзаконническим) источником, Жреческим источником и Редактором. Предания ислама вносят дополнительный оттенок в эту историю. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. 41 И если ты пришел к моим родственникам – значит, ты выполнил данную мне клятву.
Обрати внимание, вот его надо принести в жертву вместо твоего сына». (Быт. Посмотрите: Авраам в центре сидит. Один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя через год в это же время и у Сарры, жены твоей, будет сын». Но у Авраама, судя по диалогу с Исааком по дороге к месту жертвоприношения, надежда всё же оставалась (Быт 22:7-8).
Он отвечал: вот я, сын мой. Мальчик, полностью доверяющий отцу идет за ним на гору и восходит на алтарь. Авраам соорудил жертвенник, положил связанного мальчика на заготовленные дрова и занёс над ним нож.
Когда читаешь описание свинцовых мерзостей, творившихся вокруг Аврама его соседями, нет-нет да и возникает вопрос: «Как вообще этих тварей земля носила. » Судя по всему именно такие нравы хозяев земли и уничтожили землю, в смысле почву. 7. В Коране рассказывается, что пророк Ибрахим (который «не был иудеем и не был назареем христианином, а был мусульманином ханифом») увидел сон о том, что должен принести в жертву своего сына. В 37-й суре Корана говорится, что Аврааму в видении было явлено, как он ведет на заклание своего сына. Хорошо известны случаи, когда именно из-за этой истории люди отказывались принять веру в Бога.
Он любил охоту и надолго уходил из дома, выслеживая зверей. А композицию здесь мы можем разглядеть очень ясно. Именно вот таким образом звучит постоянное предложение Бога Аврааму: «Ходи пред лицеем Моим и будь совершен». Холокауст был особой жертвой. Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец. Вообще говоря история человеческих жертвоприношений уходит корнями в глубокую древность.
Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. Библия говорит об Аврааме, как о муже праведном и богобоязненном. В Иерусалимском храме такие жертвоприношения совершались каждый день. Это воспринимается как уничтожение обещания, данного при Завете.
Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо, сына своего. Почему здесь сказано, что Ангел воззвал к нему с неба. 10. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Итак, не только Авраам, но и Сам Бог по ходу развития событий «узнает» для Себя нечто абсолютно новое.
Мы видим, что нож он держал совсем не твердо. И потом люди клялись страхом Исаака. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой.
Он отвечал: вот я, сын мой. Усмотрит Бог агнца. Почему они не клянутся послушанием Авраама. Но посланец Яхве (mala yhwh) воззвал к нему с неба и сказал: Авраам.
Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). И сказал Господь сатане: откуда ты пришел. Понятно, что по поводу этого текста множество было споров, суждений, рассуждений. Это Рембрандт, еще не вошедший в зрелый период своего творчества. 3.
божественной волей и Бог говорит отцу: «Не трогай сына». Он не убежал, не огорчился поступком отца своего, но повиновался и покорился его намерению и как агнец безмолвно возлежал на жертвеннике, ожидая удара от руки отца. Иеффай в отчаянии разодрал свои одежды, но сказал, что не может нарушить обет. И вторично воззвал к Аврааму посланец Яхве (mala yhwh) с неба 16. Так оно и случилось. Но Ревекка предусмотрела такую опасность.
Эти две истории во многом противоположны друг другу. Он сказал: вот я. 12. Сапломбом рассуждают о феноменальном превосходстве «исконного ведического язычества» над «иудо-христианством». Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед.
Моисей был не столько человеком жертвоприношения, сколько первой жертвой, которую израильтяне принесли Богу после своего избавления из Египта, жертвой, принесенной мадиамским священником Иофором (евреем, потомком отношений Авраама с Хеттурой). Поскольку невинный приносился в жертву за виновного, люди смягчали гнев богов.
Авраам держит нож в левой руке, а правой рукой закрывает сыну глаза, как бы обнимая его и прижимая его к себе. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. И, наконец, мы видим поздний офорт Рембрандта, 1655 года, где до конца уже доходит философская мысль Рембрандта в интерпретации этого сюжета, где, с одной стороны, перед нами открывается какая-то новая богословская глубина, а с другой стороны, можно сказать, что эта картина уже не о вере, а о любви.
– Раз уж Яхве благословил мой путь, то позвольте мне вернуться к господину. » – 57 «Позовем ее, – предложили те, – и пусть сама решит». И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
В 11 главе он пишет: «Вера есть уповаемых извещение, обличение вещей невидимых». Господь сказал что великгрех Содомский и Гоморрский.
Как и было определено Богом:«Проклята земля делами твоими». Отрок – это прежде всего слуга, это тот, который не создал еще свою семью. Косвенно об этом свидетельствует топография Иерусалима. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире.
«Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. Авраам. Первоначальный текст рассказа о жертвоприношении Авраама (Быт. И когда сын спрашивает его – это все в библейском тексте есть. Почему они клянутся страхом Исаака.
Придя из Ура Халдейского, Аврам поселился в Ханаане. Авраам может пройти испытание только с помощью полной и безоговорочной веры Богу, Который обещал ему Исаака и выполнил Свое обещание, когда оно не могло быть исполнено никакими человеческими силами (Быт 11, 30 18, 11-14). После случившегося мирная жизнь в доме Авраама продолжалась еще долго. Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него.
И когда Господь говорит об этом необходимом жертвоприношении, Господь не называет сразу имя Исаака, Он сначала говорит как бы поэтапно (усиливая впечатление): Возьми сына твоего, – здесь не говорится, какого, – единственного твоего, – у Авраама было два сына: Измаил и Исаак, – которого ты любишь – так Авраам любил обоих и Измаила и Исаака. Возможно, что Измаил присоединился к этому походу между первой и второй женитьбой. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. Исаак стоит на коленях и склонился лицом, головой к коленям отца. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего наколол дров для всесожжения и встав пошел на место, о котором сказал ему бог (ha-elohim).
Она задумала шкурами козлят укрыть руки и шею Иакова. И возвёл Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Мы видим, как сильна жилистая рука Авраама, какой крепкий и мощный у него кулак. Вопрос выживания племени предельно обострял конкуренцию.
И любовь здесь есть и в позе доверия сына к отцу и в растерянности несчастного отца, который собирается приносить сына в жертву, но явно этого не хочет и в нежных объятиях ангела, который сзади обнимает и того и другого, составляя с ними единое целое, такую группу из трех фигур – они сливаются в некотором единстве. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. Авраам. Ведь библейский автор абсолютно однозначно оценивает всё происходящее именно как испытание, как проверку, устроенную Аврааму его Богом (Быт 22:1). Этот страх приводит нас в священный трепет, когда мы говорим о нем.
Вот таким образом Аврааму пришлось сказать сыну правду. А ведь Аллах сделал Ибрахима другом» (4:125).
А отец при этом несгибаем. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. Если Исаак сейчас будет убит – ни один еврей, кроме Авраама, не появится на земле. И тогда Господь пообещал пощадить город, если найдется в нем хотя бы 50 праведников.
На духе этой жертвы и только лишь на нем, зиждется избрание. Что мы видим. 22, 13 – 14). Паралипоменон, позднее на этой самой горе был воздвигнут храм Соломона (2Пар. 3:1). Бог Отец – любит ли Он Своего Сына. Таким образом, Рембрандт в эту картину вкладывает еще и личный смысл.
После обещания земля Ханаанская стала называться Обетованной. Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика. Видимо, потому, когда родился обещанный сын, она дала ему имя Ицхок – Смех. Что значит: останьтесь вы здесь с ослом.
1, 12). И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. акеда), так как до жертвоприношения дело, собственно, не дошло и для Исаака всё закончилось лишь связыванием и возложением на алтарь (Быт 22:9-13). В тексте есть множество незначительных деталей, которые создают атмосферу удивления, несколько раз повторяется «и вдруг». Это напоминание о том, как агнец был принесен в жертву вместо ребенка.
88, 31 – 35). Вот хорошо известный, в общем-то, всем отрывок из Ветхого Завета, хорошо известный текст. Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение. Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. » Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Обрядовое чтение Акеды у иудеев проводится во второй день праздника Рош ха-Шана.
Оно состоит во всесожжении человека ради Бога (которой будет полностью соответствовать в крестной смерти Исусовой всесожжение Бога ради человека). Как свидетельствует историк I века до н. э.
Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. Даже если они не отдадут тебе девушку, ты все равно свою клятву выполнил". 20, 12). Это время Контрреформации, когда католическая церковь пыталась восстановить свой пошатнувшийся авторитет в Европе. То есть на этом месте до него, до Авраама, уже совершались жертвоприношения.
19. Так, царь Манассия восстановил поклонение идолам, «и поставил жертвенники Ваалу и провел сына своего чрез огонь» (4 Цар. Сын неотступно следует за отцом на вершину горы, но обратно они возвратятся по отдельности. Жертвоприношение Авраама – распространённый сюжет европейской живописи ХVI- ХVII веков.
Человеку, чьё имя «Отец народов», было обещано, что его бесплодный брак увенчается сыном. «Лишь четвёртое поколение твоих потомков возвратится сюда ибо грехи амореев», (тогдашних обитателей Ханаана), «ещё не достигли высшей меры». Ибо Христос пришел умереть не за праведных, а за грешных.
В конце Книги Бытия люди клянутся страхом Исаака. Христианская традиция усматривает в жертвоприношении Исаака прообраз Крестной жертвы Христа. 13, 42). Изображение утратила собранность, которая была очень важна для автора.
Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение (wehaalehu am lolah) на одной из гор, о которой я скажу тебе. Сказано: лестница стоит на земле, а верх ее касается неба и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней (Быт. То, в чем эта сила получила на все времена свою главнейшую основу, не есть безосновательное или естественное преимущество, но некое в непревосходимое по своей ведущей ценности нравственное деяние. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. После освобождения из рабства, Господь обещал отдать Ханаан потомству Аврама.
Свидетельством особого отношения к Акеде является выражение «страх Исаака», обозначающее, очевидно, Бога Исаака, как, например, в Быт 31:42, где Бог Авраама называется «Бог Авраама и страх Исаака» (евр. 16, 12). Он полюбил ее. Считают, что явившись в виде трёх путников, Господь указал на троичность своих Лиц. Наконец, однажды Сарра видит, как Измаил «играет» с маленьким Исааком, то есть буквально «смеется».
Гостеприимство Авраама запечатлено в центральной иконе христианства – ТРОИЦА работы Андрея Рублёва. От второй его жены, Хеттуры, было шесть сыновей. Наконец, они искупали вину приносимого и опасались связанных с этим наказаний. (Дан. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим».
Так вел он свою радость и Саррин смех в жертву Богу. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам. Он сказал, что они вместе будут приносить жертву. Быт 30, 1 1 Цар 1, 10).
Тут и споров не могло быть. В честь родоначальника названа 14-я сура Корана. Но не это было главным. Вот, дескать, какие Вы все насквозь иудеи, у Вас даже пророк – еврей Авраам.
Библия описывает лишь его поступки: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего наколол дров для всесожжения и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог». И еще говорили они о Содоме. «Земля Мориа», в которой Господь испытывал Авраама, отождествляется с горой Мория в Иерусалиме. То, что монотеистический принцип стал теперь всеобщим (ведь Моисей не мог поднять уникальную и единственную жертву Авраама на уровень всеобщего и обобщенного), получило в качестве последствий один существенный недостаток: законничество.
– зададим снова этот вопрос. Быт. Он постоянно проповедовал и вызывал раздражение всех жителей Ура, где родился. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой.
На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. Если это Бог любви, то почему Он требует столь чудовищную жертву. В еврейском языке для всесожжения используется термин olah. Что означает это наименование: Мориа. 62 А Исаак только что вернулся из Беэр – Лахай – Рои (он жил тогда в Негеве).
Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца и сама Любовь, объединяющая Отца и Сына («любовь обоих») имеет Жизнь сама в себе – это Дух Святой, как учит Августин Блаженный и Григорий Двоеслов. Подобный взгляд на искушение, как на проявление божественной любви и на повод к развитию и укреплению добродетели, проводится и во многих других местах Библии (Исх. 16:4 Втор. 8:2, 13:3 Пс. 25:2 Иак. 1:12 1Пет. 1:7 1Кор. 10:13 и др. ). 18, 12). И мы можем предположить, что двое отроков – это самые близкие к Аврааму люди.
И нарёк Авраам имя месту тому: Яхве-йире. О возможной связи Акеды с хтоническими представлениями свидетельствует и место, где она происходила (Быт 22:2). Не нарушу завета Моего и не переменю того, что вышло из уст Моих (Пс. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». Конечно, здесь господствует любовь.
Для иудеев и христиан он является отцом верующих, а в Коране представлен как первый мусульманин истинный правоверный, всецело «послушный» (отсюда значение самого слова «ислам»). После жертвоприношения обгоревшие детские кости паковали в глиняный сосуд. Этим самым показывается святость Авраама, его духовное качество – они удалились от этих «ослов», оставленных внизу, от этого примитивного образа жизни (и примитивных форм религиозности Измаила), они поднялись и уже как бы достигли Неба. Как мы увидим, так и случилось. Имя сына при этом не названо.
Когда я говорю «византийская», я на самом деле лишь некоторую гипотезу поддерживаю, так как есть две позиции касательно происхождения мозаик в соборе Монреале. 15). В качестве финального довода собеседник непременно упомянёт мудрёное выражение «Авраамическое христианство». Судите сами.
21, 3, 6). «И благословятся в семени твоем, – клянется Бог Аврааму после этого жертвоприношения – все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт 22:18). Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. Так, неподалёку от Сиона располагается древнее кладбище, когда-то бывшее некрополем, соседствующее с ущельем под названием Эмек Рефаим, которое переводится как «долина мёртвых» или «долина духов» (сегодня, впрочем, это уже не долина, а одна из центральных иерусалимских улиц).
«Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». «Верою познаем, что от неявляемого произошло видимое». 15. Авраам как бы восстанавливает жертвенник и служение там не прекратится. Греческое слово, прямо говоря, заслоняет значение того, что тут подразумевается под словом «совершен».
Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых. Но есть основания предполагать, что чаще всего на роль жертвы выбирался домашний скот. Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед. Вот как это выглядело.
На тёмном фоне рельефно выделены две фигуры, отца и сына. У нас нет сведений, как жилось Ревекке после смерти отца в доме Лавана, но если учесть его жестокость по отношению к Иакову, будущему сыну Ревекки и Исаака, когда (в будущем, конечно) тот попал в услужение к Лавану, чтобы получить право жениться на Рахили, то можно догадаться и о другой причине быстрого ответа Ревекки.
В тексте Ветхого Завета говорится об ангеле, но здесь мы видим не ангела, а именно руку. Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу. Внук Манассии— Иосия восстановил религию, завещанную Моисеем, приказал уничтожить идолов, «и осквернил он Тофет. чтобы никто не проводил сына своего и дочерей своих чрез огонь Молоху» (4 Цар. Авраам взял с собой двух отроков. Мы говорим о центральной и правой части этого изображения. В основном, младенцев. Мы помним, что именно так произошло и при Аврааме.
13. на Христа, Сына Божия (Гал. 3:16). Было ли выполнено ли это условие. Неужели древние земледельцы не могли выбрать более подходящего для земледелия места. При этом в слове 18 ст.
Когда Исааку исполнилось сорок лет, Авраам решил подыскать ему жену. 4. Славянский текст дает перевод последних двух слов: «Господь виде». Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение. Собирался ли Рембрандт писать такую большую картину маслом, т. е.
Вообще-то – Аврам. Об этом верующие трех религий сегодня призваны свидетельствовать всему миру. Архиепископ Арльский Цезарий (470 – 542 н. э. ) пишет: «Два отрока, которым он повелел остаться с ослом, символизируют народ евреев, неспособный подняться и достичь места жертвоприношения, поскольку народ этот не поверил в Христа.
– «Со своими животными инстинктами вы не можете взойти на эту святую гору. Главное заключалось в том, что Бог Авраама очевидно для всех продемонстрировал Свою силу. 31, 53).
Согласно некоторым толкователям им был Исаак, согласно другим — Измаил. Если угодно, патриарх Аврам, так как соплеменники избрали его главою рода. Послушание Авраама подверглось страшному испытанию. Сын будет сопротивляться и кричать. Уберём мысленно чужую полоску холста в нижней части, до локтя Исаака и увидим, как меняется композиция. (Быт.
.