Однако взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. 147 человек перешло на плот.
Жерико работал с натуры, его портреты в итоге превращаются в документальные изображения. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Романтизм. Кисти Жерико – портретиста пренадлежит так же серия портретов душевнобольных. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них).
Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят. С 1810 года он решает брать уроки у Пьера Нарсиса Герена, который передаёт своим ученикам секреты мастерства великого Давида, у которого, в своё время, учился он сам. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Своей революционностью. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Её похвалил М. -Б.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Из них известно пять: портрет сумасшедшей старухи «Гиена Сальптиера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишённый, воображающий себя полководцем». 1822), поражающая психологич. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
Настроение самого Жерико было противоречивым. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Среди тех, чьи оригиналы либо с гравюрные повторения произведений11 привлекли Теодора: П. П. Рубенс, Тициан, Д. Веласкес, Рембрандт, Джорджоне, Пармиджанино и многие другие. Жерико видел перед собой не столько пациентов, сколько индивидуально неповторимых людей, пусть больных изолированных от общества (Гиена Сальпетриер, Безумная старуха, Клептоман, Похититель детей). Создав серию душевнобольных, Жерико углубил присущее ему трагическое осмысление современности.
В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). О Теодоре Жериковпервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных герей императорской гвардии, которая идет в атаку» («Портрет лейтенанта Г. Дьедоне). Первые работы Делакруа были написаны прежде всего под стилевым влиянием Жерико. В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов.
Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины12: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Их путешествие длилось не более четырех дней. Так, события, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816г., дали художнику сюжет, полный драматизма. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»).
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
Среди портретов Ж. – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (ок. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. В первую же ночь было убито 20 человек. Париж.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. глубиной. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике».
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Конкретное событие трактовано Ж. как эпич. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
Помимо полотна Плот Медузы, в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. В-третьих, у многих картина вызвала восторг.
Вместе с тем он был далек от одноплановости. Нас интересует самый крайний слева, черноволосый, с ухоженной бородой — виден только его торс.
В относительной безопасности была только центральная часть плота. Кое-кто пил морскую воду — и умирал. художник, график, скульптор. Жизнь Теодора Жерико (1791—1824) оказалась трагически короткой, что не помешало ему стать «отцом-основателем» романтизма во французской живописи. И они начали есть друг друга.
Принято считать, что их заказал Жерико директор парижской психиатрической клиники, предполагавший использовать их в качестве учебных пособий. Как и большинство его соотечественников в начале 1810-х годов, художник находился под впечатлением блестящих побед наполеоновской армии в Европе.
История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Есть на картине и ещё один друг Жерико. 37м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие– гибель фрегата «Медуза» в 1816.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19.
Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Природа на полотне враждебна человеку. В 1816–17 Ж. путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Гро. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Но при этом Жерико упорно и много работает. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Наскочив на мель, корабль дал течь и было принято решение о строительстве плота. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма.
В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Следующий этап творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 года. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Герена. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие – крушение фрегата «Медуза», случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Ощущение драматизма усиливает бурное небо, освещенное вспышками выстрелов. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. лицее в Париже (1806–08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810–11 у П. Н. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Среди последних картин Ж. – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821–22 обе– Лувр). Пусть даже и за свой счет. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. В итоге был построен плот длиной 20 и шириной 7 метров. Франция. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Затем поднялся шторм. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Сначала правительство пыталось скрыть эту историю.
Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Этим определялась направленность его поисков»13.
Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Давида и А. Ж. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Иногда в серию включают также работу «Вандеец» (Париж, Лувр). Эта же участь ждала его любимую наложницу Мирру, которой была оказана честь смешать свой пепел с его пеплом. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Офицер в мундире конных егерей верхом на ставшей на дыбы лошади рвется в атаку, держа в руках изогнутую саблю.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Динамика и патетика ранних работ Ж. («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости.
Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «Школой» в целом. Идеал романтиков оторван от реальности, всегда благороден и возвышен. Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804 три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805 «Император Наполеон на троне», 1806). Холст, масло. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды.
Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. Женская фигура во фригийском колпаке и с трехцветным знаменем сквозь пороховой дым по трупам павших ведет за собой восставшую толпу. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
Полотно отметил и сам Давид14. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. Одного из погибших волной смывает в море. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Все портреты душевнобольных выдержаны в темной гамме, в которой преобладают коричневые, рыжие, желтоватые тона, сочетающиеся с малиновыми, темно-зелеными, зелено-синими.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого– противоборство человека и могучего вольного коня. Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». Работа хранится в Лувре, в Париже.
Будучи новатором по своей натуре, он пытался создать нечто особенное, красивое и для него было не важно – вписывается ли это в рамки академического стиля или нет. Несколько человек сошли с ума. Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени. Последние работы Жерико по возвращении во Францию в 1822 – портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике своего друга – психиатра Жорже.
Там картина вызвала большой интерес. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Художник смог подойти к столь обнаженному изображению человеческого страдания в отдельном портрете имея за плечами опыт, накопленный в процессе работы над полотном Плот Медузы (1818-1819, Париж, Лувр). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно.
В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г. ). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Всю жизнь для него кумирами были Гойя и Рубенс.
Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Романтизм (фр.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Абсолютно справедливо исследователи усматривают в строгом рисунке и пластической ясности «Свободы на баррикадах» близость к давидовскому «Марату», лучшей картине революционного классицизма. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее.
Учился в Имп. 1817, Лувр, Париж). Герена. Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров. Отказ от приукрашивания идеализации изображенного — натурализм, кровь, гниющие трупы, кости с ошметками мяса это все шокировало.
трагедия, раскрывающая силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии эстетизация дисгармоничного и отталкивающего интерес к остродраматичному сюжету в дальнейшем станут характерными приметами романтич. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Среди исследователей нет единой точки зрения на то, представителем какого направления был художник: его считают предтечей романтизма, реалистом, опередившим своё время или одним из последователей Давида.
Провизия быстро иссякала. Одни приветствовали мастера, другие яростно ополчились на него, обвиняя в нарушении всех эстетических норм. Во Флоренции была написана картина Обет Людовика XIII (1824) для кафедрального собора в родном городе художника Монтобане, за которую критика назвала Энгра новым Рафаэлем. Художественные критики в своих обзорах Салона либо ничего не писали о произведениях Жерико, либо отзывались о них неодобрительно.
По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя самое «Свободу» «босой девкой, бежавшей из тюрьмы», левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов — гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других — с аллегорической фигурой Свободы.
Благодаря этому романтическому, т. е. «Гиена Сальпетриер» — это старая седая женщина в белом чепце и больничном халате. 292 x 194 см. Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России.
Разнообразие манеры письма, проявившееся в работе над штудиями натурщиков и лошадей, будет характерно для него и в дальнейшем. живописи. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. И она действительно была для того времени революционна. Из почти 150 человек в живых осталось десять.
Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Художник, которому предстояло стать истинным вождём романтизма, был Эжен Делакруа (1798-1863). У юноши две страсти: живопись и лошади. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Впервые Жерико обратил на себя внимание серией конных портретов наполеоновских офицеров, но бессмертную славу ему принесло полотно «Плот Медузы» (внизу), рассказавшее о страшной участи тех, кто плыл на этом погибшем фрегате. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Много копирует в Лувре. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Этот адский костер горел 15 дней. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа.
Полотно отметил и сам Давид. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). Жерико болезненно переживал критику. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Распространилось на различные сферы деятельности человека. Её критиковали за царящий на переднем планехаоси смаковании жестокости.
Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Картина «Смерть Сарданапала» (1827) написана по мотивам легенды о ассирийском царе Сарданапале VII века до н. э., который вел беспутную жизнь в неге и роскоши. «Ладью Данте» (размером 2 на 2, 5 метра) он написал за два с половиной месяц, вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро.
В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Это пожелание стало первым звеном в цепочке глупых и некомпетентных решений, которые в итоге привели к катастрофе. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Ж. избрал кульминац.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Жерико увлекался лошадьми и скачками и умел быстро схватывать самую сущность движения. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. В Риме художник проводит целый год. Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях.
Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Гро. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Впоследствии Мане и Сезанн копировали это раннее произведение Делакруа.
Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. ЖЕРИКО (Gericault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан– 26. 1. 1824, Париж), франц. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников– Ж. Л. Очень близкий друг. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», ок. 1815–16, Музей изящных искусств, Руан). В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца».
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. Лувр. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.
Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Её похвалил М. -Б. В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия20. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Этим определялась направленность его поисков».
Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Давида и А. Ж. 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Попытки снять корабль с мели были безуспешны.
Главной картиной Ж. стало гигантское (ок. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. В результате «Медуза» села на мель и затонула.
На ее губах можно заметить подобие улыбки. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). В настоящее время достоверно принадлежащими Жерико считаются пять: «Гиена Сальпетриер» (Лион, Музей изящных искусств), «Безумная старуха» (Париж, Лувр), «Клептоман» (Гент, Музей изобразительных искусств), «Похититель детей» (США, Спрингфилд, Музей изобразительных искусств), «Воображающий себя полководцем» (Винтертур, собрание Рейнгардт).
И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии.
Он воплощает революцию в аллегорическом образе «Свободы на баррикадах» (другие названия — «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 года»). Картина написана в мрачной гамме, нарушаемой редкими вспышками красных и зелёных пятен. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск НаполеонаI тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Теодор продолжал бывать у Герена и после окончания учёбы, поддерживая с ним и его учениками связь. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н.
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине был применён термин «романтизм». Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.
На плоту начались драки за доступ к воде. Плот был оставлен на произвол судьбы. Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал «эпитафию солдату 1814 года».