«раненый кирасир, покидающий поле боя» — картина французского художника Теодора Жерико, созданная им в 1814 году.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. 260 325 см. Одного из погибших волной смывает в море. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы».
Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Среди последних картин Ж. – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821–22 обе– Лувр). Жерико жил в Италии.
Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин («Лошадь Наполеона») получила награду императрицы Марии-Луизы. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Природа на полотне враждебна человеку. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
были православными греками, остальные католики, турки и евреи. 37м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие– гибель фрегата «Медуза» в 1816. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». живописи.
Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Холст, масло. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).
Главной картиной Ж. стало гигантское (ок. Конкретное событие трактовано Ж. как эпич. Он работал над камерными портретами солдат и офицеров, представителей всех родов войск, набросками и эскизами из повседневной жизни военных, боевых эпизодов, а также знаковых событий, стремясь передать «дух времени», а не пафос наполеоновской эпохи. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). В результате «Медуза» села на мель и затонула.
Вернувшись на родину, художник вошел в оппозиционную группировку, главой которой был мастер исторической живописи Орас Верне. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Э. Делакруа «Арабы играющие в шахматы» (1847-1848).
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико. Настоящий успех пришел к Делакруа в 1824 г, когда он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе». Теодор Жерико.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Картина тесно связана с поисками темы для большой композиции. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Знакомство с произведениями мастеров эпохи Возрождения сочеталось с впечатлениями от повседневной жизни. В 1816—17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Ж. усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка («Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр). Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. В живописной серии «Бег свободных лошадей» (1817 г. ) кисти Жерико доступна и выразительная точность репортажа и сдержанная героика в неоклассическом духе. А груз корабля предполагалось переправить на плоту, который решили строить. Ландон, ученик Давида, отмечал, что «Атакующий гусар» («Портрет лейтенанта М. Д») более удачен, а надежды, которые подала первая успешная картина художника, не были реализованы.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого– противоборство человека и могучего вольного коня. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Её похвалил М. -Б. Лувр (Париж)Самым известным произведением Т. Жерико является «Плот «Медузы». Много копирует в Лувре.
Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Однако ни один из этих замыслов не был завершён и для Салона 1814 года художник в короткий срок написал «Раненого кирасира»1. Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849-1861). И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Очевидцы события, Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней 13-дневное скитание плота.
Сопровождал суда военный корабль «Медуза». глубиной. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Гро.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Я не знаю этой кисти. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан).
Холст, масло. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). лицее в Париже (1806–08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810–11 у П. Н. бежали с острова, образовав хиосскую диаспору.
Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Осенью 1817 г. вышла в свет книга «Гибель фрегата «Медуза». Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников– Ж. Л. В 1816—1817 гг.
Художник сознательно допускает отдельные анатомические «ошибки»: неправильная посадка головы, удлиненные, бескостные руки, неточное согласование частей тела. 46 х 55, 5 см. Динамика и патетика ранних работ Ж. («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Африку он увидел тихой и патриархальной, занятой своими делами, горем и радостью.
1822), поражающая психологич. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Ж. — один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. В 1796 г. семья Жерико перебралась в Париж. Среди портретов Ж. – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (ок.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Жерико изобразил один из моментов наивысшего напряжения: утре последнего дня дрейфа плота, когда немногие оставшиеся в живых увидели на горизонте корабль «Аргус». Жерико создал композицию из 4 групп персонажей. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В так называемом Альбоме Зубалова (Париж, Лувр)23 на листах 12 и 13 уже появляются наброски будущей картины, разработка сюжета была продолжена в Чикагском альбоме (оборот листа 34). Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной.
292 х 227 см. Учился у К. Берне (1808—10) и П. Герена (1810—11) испытал влияние А. Гро. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Жерико болезненно переживал критику. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. В воспроизводимом нами «Офицере карабинеров» из Лувра Жерико прежде всего несколькими точными и сильными перовыми линиями определил силуэт своего героя затем легкими тонами расцветил парадную форму, кирасу и каску солдата. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. 1817, Лувр, Париж).
Т. Жерико «Плот «Медузы». Автопортрет (1837)Родился в пригороде Парижа.
2 июля 1816 г. у берегов Сенегала на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Он воспринял драму «Медузы» как общечеловеческую. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Некоторые критики обвиняли Делакруа в чрезмерном натурализме картины. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Давида и А. Ж. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. До 25 000 были убиты, около 45 тыс. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. 491 х 716 см. Там картина вызвала большой интерес.
Холст, масло. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
От тел погибших (один из них соскальзывает в море) и отца, склонившегося над сыном, взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты. Разнообразие манеры письма, проявившееся в работе над штудиями натурщиков и лошадей, будет характерно для него и в дальнейшем. Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830). Жерико искал тему для большой композиции, сохранились его эскизы «Атака кавалерии» (битва при Ваграме), «Отступление из России» изображения польских офицеров, входивших в императорскую гвардию. Фигуры из «Арабов играющих в шахматы» напоминают древнеегипетские статуэтки, рельефы и росписи. Возвратившись во Францию, Делакруа получает официальные заказы: росписи в Бурбонском дворце (1833-1847), украшение Люксембургского дворца (1840-1847), росписью потолков в Лувре (1850-1851).
Э. Делакруа. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр).
И, наконец, несколькими нервными тенями передал пристальность взгляда и выражение покорности судьбе этого пребывающего в расцвете сил кирасира, который великолепно иллюстрирует роман Альфреда де Виньи «Неволя и величие солдата». По мнению автора «Газетт де Франс», художник по сравнению с прошлым Салоном выступил слабее. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
Полотно отметил и сам Давид. В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820—21 в Англии Ж., пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях («Большая и малая английские сюиты», 1820—21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки («Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр). Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. В 1816–17 Ж. путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Уроки рисунка в Школе дали будущему художнику очень много в плане совершенствования техники. Вместе с молодым Теодором Жерико Делакруа часто посещал Лувр, который стал для них настоящим университетом.
Дюрдан говорил о «резкой» кисти, особенно проявившейся в изображении лошади, так что, чтобы получить правильное впечатление от картины, приходится отойти от неё в «пятьдесят раз» дальше обычного. Жерико в припадке разочарования вошел в армию и служил какое-то время в гарнизоне Версаля. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Этим определялась направленность его поисков».
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Одно из главных произведений Ж. и всего романтического искусства — «Плот Медузы» (1818—19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств — от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Он запечатлел также силуэты прогуливающихся красавиц и среди прочих «Молодую женщину в красном», которую мы воспроизводим. Оставшиеся жители были обращены в ислам.
Послужил образцом для шапочки якобинцев во время Великой французской революции и с тех пор является символом свободы. Обнаженная грудь женщины символизирует самоотверженность французов, с «голой грудью» шедших на врага. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. На голове у неё фригийский колпак, в правой руке – флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Фригийский колпак (фракийский) – высокий головной убор древних фригийцев колпак обычно красного цвета со свисающим вперёд верхом встречается на многих древних статуях. Работа хранится в Лувре, в Париже. Ж. избрал кульминац. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы Рубенс, Веронезе и Тициан.
Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Пассажиры и экипаж запаниковали и капитан принял решение немедленно покинуть его. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск НаполеонаI тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Лувр (Париж)Люди на плоту оказались в катастрофическом положении.
Эта книга попала в руки Жерико, который увидел в этой истории сюжет для своего большого полотна. Благодаря этому романтическому, т. е. Возможно, его самое значительное и конечно самая амбициозная работа, Плот Медузы (1818–1819), который изобразил последствие современного французского кораблекрушения, Meduse, в котором капитан оставил команду и пассажиров, чтобы умереть.
Холст, масло. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. С помощью своеобразной, чуть приглушенной гармонии, созданной серыми, рыжеватыми, темно-голубыми и красными оттенками, переходящими в оттенки бистра, Жерико выявил силуэт офицера на фоне мягко намеченной листвы и каменистых холмов. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. художник, график, скульптор.
Нельзя не восхищаться здесь мастерством акварелиста—автора «Плота «Медузы», который сумел передать впечатление силы посредством столь прозрачной и тонкой техники. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Лошадь, по мнению критика, была «чудовищна» и не вписалась в ансамбль.
«Мужественная серьезность, — замечает Ж. Опрескю, —и опыт солдат Империи, добытый в стольких трагических приключениях, никогда еще не находили более верной и более возвышенной интерпретации». Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Развитие этой темы было продолжено в эскизе маслом (Париж, Лувр), но окончательную форму замысел Жерико обрёл в подготовительной композиции из Бруклинского музея. «Прекрасное выражение идеи», но в форме «небрежного» наброска, с неверным рисунком, «черным и искажённым» колоритом. Одновременно с многочисленными этюдами для «Бега свободных лошадей» Жерико фиксировал живописные картины обыденной жизни. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.
В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Он также критиковал рисунок Жерико, «исполненный тяжести и дисгармонии». Но при этом Жерико упорно и много работает.
Жерико соединил в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике».
ЖЕРИКО (Gericault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан– 26. 1. 1824, Париж), франц. Так, в частности, он сделал несколько акварельных зарисовок итальянских дам, следивших за скачками с тем «страстным» вниманием, о котором столько писал Стендаль. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Э. Делакруа «Резня на Хиосе» (1824)Хиосская резня – расправа турок 11 апреля 1822 г. над жителями острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из 120 000 жителей острова около 115 тыс. Все спасшиеся на лодках, включая капитана и губернатора, добрались до берега по отдельности.
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Учился в Имп. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Бонапарта, —он всегда подчеркивал мужество, самоотверженность «старых наполеоновских ворчунов»—кирасиров, гусаров, трубачей, конных егерей, чью судьбу понимал лучше кого бы то ни было.
Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. И, наконец, несколькими нервными тенями передал пристальность взгляда и выражение покорности судьбе этого пребывающего в расцвете сил кирасира, который великолепно иллюстрирует роман Альфреда де Виньи Неволя и величие солдата. Посещал Лувр, затем продолжил учёбу у Пьера Герена (учеником Герена был и Делакруа). Жерико много работал над образами лошадей, для этого посещал Версальские конюшни. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816.
Это полотно посвящено войне Греции за независимость. Будущий художник учился в Императорском лицее. Эта поездка сильно повлияла на его дальнейшее творчество.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
«Плот «Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). Национальная галерея Шотландии (Эдинбург)Картина изображает двух арабов, сидящих на земле за шахматной партией, за их игрой наблюдает женщина, держащая на плече сосуд. Фактически в сюжете картины нет главного героя, но при этом она передаёт атмосферу жизни и включает зрителя в круг изображаемых персонажей. В изображении поз арабов искусствоведы видят влияние персидской и индийской миниатюры.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Жерико (Gricault) Теодор (26. 9. 1791, Руан, — 26. 1. 1824, Париж), французский художник и график. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Есть пять остающихся портретов от ряда, включая Безумную Женщину. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Он посещал представителей высшего света, бывал на театральных представлениях, ездил верхом и совсем не работал красками, зато постоянно носил с собой альбом, в котором делал карандашные наброски. После этого остров потерял своё хозяйственное значение.
Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Картина была закончена в июле 1819 г. и в этом же году была выставлена в Салоне. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», ок. 1815–16, Музей изящных искусств, Руан).
Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Большую роль в формировании художественной манеры молодого живописца сыграло искусство А. Ж. Гро и Ж. Л. Давида. Герена. Впечатления, полученные от этой поездки, послужили для него вдохновением на долгие годы. «Раненый кирасир» был одобрен критиками за сложный ритм, «сильную» кисть, но вместе с тем отмечалось излишнее увлечение тёмными красками (Жерико использовал битум, который впоследствии ещё более усилил черноту колорита, а часть красочного слоя и вовсе была разрушена).
Лувр (Париж)Впервые картина была выставлена в Парижском салоне в мае 1831 г., восторженно принята и куплена государством. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Т. Жерико «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814). Уже первые произведения Ж., где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом («Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками.
АвтопортретТеодор Жерико – крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. В этой тенденции немалую роль сыграла антидавидовская реакция, по сути же дела реформы Герена продолжались в направлении, указанном давидовской школой. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822, Лувр) будничный мотив — повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Ландора и самого главы французской классической школы Давида. Эти две тенденции— с одной стороны, любовь к реальности и природе, а с другой—изощрённая забота о том, чтобы следовать по пути, проложенному старыми мастерами, — отныне всегда будут сталкиваться в душе художника. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Критик В. Г. из «Журналь де Пари» поражался манере исполнения, которая делала картину похожей на этюд или набросок, длинной фигуре кирасира и тому, что корпус лошади написан так, что похож на мозаику. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». проданы в рабство и около 23 тыс. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Для эскизов к картине Жерико позировал тот же человек, с которого он писал «Портрет офицера карабинеров» и «Портрет карабинера»4. И чтобы лучше передать энергию, свойственную его моделям, Жерико выковал свою ярко индивидуальную технику.