Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.
Плот был оставлен на произвол судьбы. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Но при этом Жерико упорно и много работает. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Проблема была в том, что шлюпок было всего шесть и в них помещалось только 233 человека из 392. Там картина вызвала большой интерес. 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза».
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. На плоту начались драки за доступ к воде.
Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Итальянский период продлился недолго. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Природа на полотне враждебна человеку. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России.
1817, Лувр, Париж). От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Много копирует в Лувре.
В первую же ночь было убито 20 человек. Искусно работая с освещением, Жерико добился весьма интересного эффекта — потоки света как бы выхватывают из тьмы наиболее выразительные лица и позы людей. Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г. ).
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, — именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов.
И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. В противоположность классицизму, грезившему античностью, эти художники обратили свои взоры к средневековью, к далеким экзотическим странам и особенно Востоку. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. В относительной безопасности была только центральная часть плота. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
В конце 1808 года Жерико поступил в обучение к Карлу Верне, мастеру батальных и жанровых сцен, в творчестве которого отразилась вся жизнь императорского Парижа. Есть на картине и ещё один друг Жерико. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Работа хранится в Лувре, в Париже. Своей революционностью.
Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Подобного не мог бы добиться от ученика ни один из наставников». Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Очень близкий друг.
Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике».
О Теодоре Жериковпервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных герей императорской гвардии, которая идет в атаку» («Портрет лейтенанта Г. Дьедоне). Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Попытки снять корабль с мели были безуспешны. Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Он написал серию необыкновенно поразительных портретов душевнобольных: «Умалишенный, воображающий себя полководцем», «Вандеец», «Клептоман», «Гиена Сальпетриера». При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей».
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Известно лишь то, что он не навязывал ученикам своих взглядов и последние не получали систематического профессионального образования. В результате Жерико оказался на грани душевного заболевания. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Этим определялась направленность его поисков». В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов.
Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. С другой стороны, он испытывал огромное желание совершенствовать свои профессиональные навыки и использовал для этого все возможности. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Этим определялась направленность его поисков»13. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Затем поднялся шторм. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Работа хранится в Лувре, в Париже. Из почти 150 человек в живых осталось десять. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Настроение самого Жерико было противоречивым. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. При этом художник не драматизирует болезнь, но подчеркивает ее признаки, а лишь честно констатирует то, что видит. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Я не знаю этой кисти. » В Офицере конных егерей — пыл и воодушевление двадцатидвухлетнего Жерико, азарт и иллюзии его поколения, выросшего под гром триумфальных побед французских армий во всех концах Европы. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Художественные критики в своих обзорах Салона либо ничего не писали о произведениях Жерико, либо отзывались о них неодобрительно16. Полотно отметил и сам Давид. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал «эпитафию солдату 1814 года».
Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. Жерико посещал ателье Герена нерегулярно около шести месяцев, вероятно, чтобы иметь возможность писать с натуры и общаться с другими учениками мэтра. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Их путешествие длилось не более четырех дней. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». В Риме художник проводит целый год.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Картина не получила ни первой, ни второй премии. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба.
И все-таки он продолжал работать постарому, «Если препятствия и трудности пугают человека ничтожного, — говорил он, — они, напротив, необходимы гению, так как питают его». Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Уже а конце 1817 года Жерико снова в Париже.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы.
Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Жерико был человеком романтической эпохи, прежде чем стал ее художником. Кое-кто пил морскую воду — и умирал.
Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Её похвалил М. -Б. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.
«Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». В 1818 — 1819 годах он пишет и выставляет свой шедевр — картину «Плот «Медузы» (жертвы кораблекрушения на плоту в открытом море — пролог к потрясшей Европу незадолго перед тем драме предательства, каннибализма, последнего отчаяния). Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Теодор Жерико родился в 1791 году, умер в возрасте тридцати трех лет. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Полотно отметил и сам Давид14. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
У юноши две страсти: живопись и лошади. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.
Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. И она действительно была для того времени революционна. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Его отец был состоятельным человеком: имел собственные угодья и занимался торговлей табаком. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Пусть даже и за свой счет. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Прежде всего — «Рабы, останавливающие лошадь». 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Работа хранится в Лувре, в Париже. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Несколько человек сошли с ума. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Стало быть, перед нами — своего рода историческая фантазия. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Молодой человек отлично ездит верхом, обожает длительные конные прогулки, для которых выбирает самых норовистых лошадей. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Трагедия, каннибализм, множество трупов Он подошел к делу крайне серьезно: кроме подготовки множества набросков и этюдов, он лично общался выжившими после крушения, тщательно выяснял все детали. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека).
Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. И это было для него большое благо. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Одного из погибших волной смывает в море. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. В. С. Турчин называет этот эскиз «счастливым итогом изучения пейзажных фонов картин Пуссена, ритмов фриза Парфенона изображения людей у Микеланджело и у итальянских маньеристов». И они начали есть друг друга.
Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Замысел картины «Бег свободных лошадей» возник у Жерико сразу же.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров.
Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Эту картину критика и публика приняли в штыки.
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.
Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Это была драматичная жизнь и драматическая живопись.
Её похвалил М. -Б. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. С обучения у Герена для Жерико начался процесс формирования индивидуального стиля, а вскоре он, уже не нуждаясь в каком-либо руководстве, перешёл к самостоятельной работе7. Жерико болезненно переживал критику. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов.
Нечего и говорить, что никаких рабов в Риме 1817 года не было. В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Благодаря этому романтическому, т. е.
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Как и большинство его соотечественников в начале 1810-х годов, художник находился под впечатлением блестящих побед наполеоновской армии в Европе. В итоге длительной подготовительной работы Жерико создает гигантское полотно 7Х5м, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.
Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре. Это был великолепный успех — первый и последний, выпавший Жерико.
Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». В 1812 году Жерико дебютировал в парижском Салоне пронизанной вихревым движением картиной «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (лошадь, вставшая на дыбы, всадник, повернувшийся вполоборота, кривая сабля в откинутой руке и сумрачно клубящиеся тучи). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Последние годы жизни Жерико полностью посвятил дисгармоничной, драматичной современности. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Русский художник Сильвестр Щедрин, видевший карнавал двумя годами позднее, писал, что перед состязанием «лошади столь разгорячены, что четыре человека едва могут их удержать».
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза».
Темперамент и своеволие определяли его личность.