Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – "Плот Медузы" (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата "Медуза", погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Жерико болезненно переживал критику. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. В суровом и безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира.
После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ.
Её похвалил М. -Б. Её похвалил М. -Б. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».
Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях ("Большая и малая английские сюиты", 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр).
Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». В результате «Медуза» села на мель и затонула. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.
Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. 1817, Лувр, Париж). Первый успех пришел к художнику на Салоне 1814 года, где его картина «Офицер конных егерей идущий в атаку», за динамизм и патетику художественного языка была удостоена самых лестных отзывов.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии.
В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Но при этом Жерико упорно и много работает. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Этим определялась направленность его поисков». Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. 147 людей оказались обречены на смерть.
Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Жерико учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811) испытал влияние А. Гро.
Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей).
Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства.
Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Будущий художник учился живописи у таких талантливых мастеров, как Герен и Верне, которые в своих произведениях были верны старым заветам голландцев и фламандцев. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Обучался в Париже у К. Верне и П. -Н. Его кисти принадлежит знаменитый «Портрет молодого Делакруа», а также несколько портретов умалишенных – эти работы поражают глубиной проникновения во внутренний мир больного человека («Сумасшедший изображающий себя полководцем»).
Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Благодаря этому романтическому, т. е. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица.
В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Салон 1814 года проходил после падения Наполеона и картины Жерико были единственным напоминанием об уже уходящей трагической и славной эпохе, выделяясь среди работ других художников избравших нейтральные темы.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. В конце 1808 года Жерико поступил в обучение к Карлу Верне, мастеру батальных и жанровых сцен, в творчестве которого отразилась вся жизнь императорского Парижа. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». В путешествии художник видел возможность для расширения кругозора, вот таким образом не жалел средств. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»).
Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Там картина вызвала большой интерес. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Жерико – один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Полотно отметил и сам Давид14. Работа хранится в Лувре, в Париже.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Пусть даже и за свой счет. Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы21.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Французский художник и скульптор, один из основоположников французского романтизма.
Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Жерико известен и как прекрасный портретист. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Много копирует в Лувре. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и.
В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
Теодор продолжал бывать у Герена и после окончания учёбы, поддерживая с ним и его учениками связь. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами.
Герена. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. На протяжении пяти лет художник умело копирует работы Рубенса, Тициана и Рембрандта. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Сенегала, людьми познавшими "сободу". Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Ему не спастись.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Этим определялась направленность его поисков»13. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико.
Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. А журналисты роялистской Le Drapeau blanc упрекали живописца заодно с политической оппозицией в спекуляциях на болезненной теме.
Жерико, обладая пылким воображением, живо представлял себе муки людей, у которых почти не осталось надежды на спасение. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Лувр. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. чтобы умереть». Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Одного из погибших волной смывает в море.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Принято считать, что их заказал Жерико директор парижской психиатрической клиники, предполагавший использовать их в качестве учебных пособий.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Картина не получила ни первой, ни второй премии.
Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Настроение самого Жерико было противоречивым. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). В Риме художник проводит целый год. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. У юноши две страсти: живопись и лошади.
Природа на полотне враждебна человеку. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка ("Бег свободных лошадей в Риме", 1817, Лувр). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
«Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. На борту было около 400 человек. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот.
В1819 году Жерико создал свою самую известную картину – «Плот Медузы» вызвавшую общественный скандал в связи с отходом от канонов классицизма и зловещим реализмом в изображении страданий и смерти. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом ("Раненый кирасир, покидающий поле боя", 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Полотно отметил и сам Давид. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.
Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему.