Дерби 1821 года в Эпсоме или Гонки ("Course de chevaux, дит traditionnellement дерби Le de Epsom 1821 года за Лувр"), живопись 1821 года Теодором Жерико в Лувре, показывая Дерби Эпсома того года.
Небольшие фигурки всадников и лошадей представлены на фоне пейзажа. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820—21 в Англии Ж., пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях («Большая и малая английские сюиты», 1820—21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки («Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр).
Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Второй дистанционный столб виднеется в глубине, подчёркивая активное начало композиции4.
Ежегодно к участию в скачках допускается 20 чистокровных скакунов-трехлеток верховой породы из Великобритании и других стран. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю.
Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Благодаря этому романтическому, т. е. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
Начались преследования сторонников Наполеона, но прежде всего бывших участников революции, республиканцев, всех противников старого порядка и аристократии. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Второй дистанционный столб виднеется в глубине, подчёркивая активное начало композиции. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
Уже первые произведения Ж., где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом («Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Работа хранится в Лувре, в Париже. Одно из главных произведений Ж. и всего романтического искусства — «Плот Медузы» (1818—19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств — от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом.
Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Сохранив от классицизма тяготение к обобщённо-героизированным образам, Ж. впервые во французском искусстве выразил присущие романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному воплощению исключительных событий современности и сильных страстей. В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка ("Бег свободных лошадей в Риме", 1817, Лувр).
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Помимо чисто спортивной интриги со скачками в Эпсоме связана интересная политическая история. чтобы умереть». В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне). От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Как и на «Королевских скачках» в Аскоте, в «Эпсомском Дерби» присутствует непременный флёр аристократизма, выражающийся в повышенных требованиях к дресс-коду и наличием шикарных VIP-лож для самых привилегированных гостей. В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. Учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811) испытал влияние А. Гро. Небольшие фигурки всадников и лошадей представлены на фоне пейзажа. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
Лувр. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). В суровом и безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Жерико – один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы.
Французский художник и график. Эпсомское Дерби издавна соперничает с другими престижными скачками – Королевский Аскот (Royal Ascot), которые считаются самыми гламурными и светскими. Четыре наездника скачут по беговому полю. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений.
Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – "Плот Медузы" (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата "Медуза", погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Четыре наездника скачут по беговому полю. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень.
Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822, Лувр) будничный мотив — повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Учился у К. Берне (1808—10) и П. Герена (1810—11) испытал влияние А. Гро. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Площадкой для «Эпсомского Дерби» служит местный ипподром «Эпсом Даунс».
Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Фигуры коня и человека, резко выдвинутые на передний план, так тесно вставлены в поле полотна, что кажется, будто они бьются в этой сжимающей их раме. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Картина «Скачки в Эпсоме» не похожа на его анималистику, это возврат художника к любимой теме, к которой он обращался, работая в Италии над серией подготовительных этюдов к задуманной, но неосуществлённой картине «Бег свободных лошадей» (1819). Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль.
В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях ("Большая и малая английские сюиты", 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр). В течение нескольких столетий звание «самых гламурных» скачек Великобритании переходило то к одному, то к другому мероприятию, в зависимости от того, кому королевский двор официально отдавал предпочтение. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом ("Раненый кирасир, покидающий поле боя", 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Белый столб, ярко освещённый солнцем, у правого края картины— отправная точка этого движения, всадники уносятся от него налево, в сторону открытого пространства, поле слегка понижается в том же направлении. Грозовые облака заволокли небо, тёмно-синяя полоса то ли холмов, то ли моря отделяет его от земли. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.
В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Ему не спастись. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Ж. — один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему.
Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Наиболее красочно подобная традиция проявляет себя во время первого дня скачек с красноречивым прозвищем «День леди». На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет.
Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. Жерико (Gricault) Теодор (26. 9. 1791, Руан, — 26. 1. 1824, Париж), французский художник и график. Призовой фонд дерби достигает суммы 1, 5 миллиона фунтов. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет.
Каждый год «Эпсомское Дерби» принимает участие в соперничестве со скачками «Королевский Аскот» за внимание первых лиц правящей монаршей династии. В 1816—17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Ж. усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка («Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр). И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.