Любимыми сюжетами Э. Дега были скачущие лошади, балерины на репетиции, прачки и гладильщицы за работой, одевающиеся или причесывающиеся женщины. Учителем Дега первоначально был Энгр, чьи женщины-одалиски, венеры, богини — скульптурны, депилированы и в совершенстве деформированы сверх всяких человеческих возможностей с помощью добавления лишнего позвонка, делающего торс длиннее, а зад шире. И. щукин покупает картину Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» в Галерее Дюран-Рюэля за 14 000 рублей и привозит ее в Москву, но держит не в экспозиции своего музея, а в личных покоях.
1928картина Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ, расположенного в особняке И. А. Морозова. Позже, в 1886 – 1888 годах, Дега выполнил еще две версии мотива (собрание Таубман, США и Музей Метрополитен, Нью-Йорк), в которых поза женщины была сохранена, только стала менее изящной. Вот вам сегодняшний критик, Тобиа Беццола: «Неизвестно, былили уДега сексуальные отношения сженщинами вовсяком случае, тому нет никаких свидетельств серия монотипий изображающая сцены вборделе, — яркий пример вуайеризма иотвращения кженской сексуальности». С 1870-х по 1880-е Эдгар Дега создаёт свои самые лучшие полотна: В мастерской модистки, Гладильщицы, Обнаженные женщины за туалетом и другие. Картина Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» приобретена Полем Дюран-Рюэлем.
Сам Дега никогда не рассказывал о своих отношениях с женщинами. Картина Эдгара Дега Молодая женщина с Ибисом: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Очередной картиной, свидетельствующей о растущем мастерстве Дега, является работа «Женщина, сидящая у вазы с цветами», где художник шлифует свой талант и вместе с тем, продолжает экспериментировать с диагональным построением, подбором ракурса, а также добивается более выразительных эффектов. На протяжении почти трех десятилетий творчества Эдгар Дега многократно обращался к мотиву причесывающейся женщины.
1948картина Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» после закрытия ГМНЗИ поступает в Государственный Эрмитаж. «причесывающаяся женщина», «За туалетом» (1889, Эдгар Дега, Государственный Эрмитаж, бывшее собрание И. С. Остроухова). Картина «Причесывающаяся женщина» Эдгара Дега относится ко времени последней выставки импрессионистов в 1886 году, но ее не было в составе показанной тогда художником группы пастелей с обнаженными натурщицами – моющимися, вытирающимися или причесывающимися.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.
Серия монотипий известная под названием «Сцены в закрытых домах», состоит из пятидесяти листов. Его произведения ничего не воспевают.
—женщина подтирается, снова иснова». Но (итут Правда Жизни переходит вПравду Искусства) волосы еще ипокладисты, метафоричны, готовы принять абстрактную форму. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Заметьте, это была жалоба. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Эдгар был способным мальчиком и успешно закончил школу. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. И даже резкое фрагментирование полотна, при котором край картины срезает половину фигуры одного из всадников, совсем не удивляет: все выглядит очень естественно.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Художник был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Но взгляд его бесстрастен и отстранен, картины полны нежности, но не эротичности. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Относительно женственности среди художников и зрителей единства намного больше.
По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Ему удавалось быть одновременно последователем Энгра и Делакруа, тем самым решая исход векового спора между линией и цветом, будучи «преданным цвету и линии», по его словам. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской.
Согласно его последней воле похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.
Большинство почитателей таланта Дега были сбиты с толку этими монотипами. Как успокоить себя, если оказался бессилен, а желания продолжают одолевать, кроме как доказав для себя бессмысленность и отвратительность любви. Принял участие во всех выставках импрессионистов (1874 – 1886), кроме седьмой (1882), когда протестовал против участия в ней Моне и Ренуара, не порвавших с Салоном.
Действительно, его умение останавливать мгновение жизни на своих полотнах роднит его именно с этим направлением в живописи. Благодаря усилиям художника его частная жизнь полностью ушла за кадр.
Как ему это удаётся. «Яразмышлял, как это повлияло наего живопись. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. С 1854 года берёт уроки у известного на то время художника Луи Ламота. Когда речь идёт о большом и разностороннем мастере, то порой бывает трудно разграничить все его произведения по жанрам. Э. Дега «Абсент» (1876).
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Пушкина, г. Москва.
Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Его живопись начинает меняться и в 1868 году он выставляет свою первую картину, посвящённую балеринам Мадмуазель Фиокр в спектакле Источник. В конце выставки нас ослепляет взрыв красок одной из величайших картин Говарда Ходжкина «После Дега».
» (deliberation) — писал мастер. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Эдгар Дега. На этих монотипиях никаких следов клиента нет. Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление.
Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Познакомился в Школе с Анри Фантен-Латуром и Леоном Бонна. Курбе и Делакруа оказали определенное влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр.
Кто повсюду говорит о себе как о «художнике», возможно, прославится, но какой толк от славы, если она не служит искусству. Интимно, неформально— обнаженные волосы. Многие работы выполнены накальке, попричинам как эстетическим— калька особенно хороша для пастели, — так ипрактическим: образ скорее намечен (чем определен), его можно копировать снова иснова. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. Оба эти типа представляют собой создание одержимого, который борется с самим собой. Он также был известен как способный мимический актёр. Со временем Дега все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной. (Кстати, она включала только одну картину, где женщина прикладывает губку ксвоему колену видимо именно наней базируется убеждение Полина, что все женщины Дега «подтираются» втуалетном смысле. ) Работы навыставке служили примером того, как великий стареющий художник творит награнице между Правдой Жизни иПравдой Искусства, постоянно расширяя возможности формы, цвета, техники.
Он достигает этого неожиданной асимметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, но они говорят и о необыкновенной изобретательности художника.
2. Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети. Художник подлил масла вогонь своим часто цитируемым утверждением: «Женщины ничего мне непрощают они ненавидят меня, они чувствуют, что яихобезоруживаю.
Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Необязательно: эта особенность могла сделать его еще более внимательным наблюдателем. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Картина выполнена в мягких, нежных тонах.
Единый слепок на все времена. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Некоторые люди говорили о глубокой развращенности Дега. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Пустяковое замечание великого художника.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Есть лишь волосы (а нам уже известно, как Дега их любил) и это единственное, что достойно в женщине. Совершил поездку в Новый Орлеан, США (1872 – 1873).
Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы. Не так просто бывает, по видимому, выразить благодарность своему учителю. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
«Постылое рисуют все»«Постылое рисуют все»Отсылка кстрочке из«Баллады Редингской тюрьмы» Оскара Уайльда, которая впереводеВ. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Его композиции, в которых главную роль стали занимать балерины, жокеи, скачки, музыканты были очень смелые и необычные для того времени. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
Он жил один. «Всё, что я делаю — это результат размышлений. Он будто специально застает их в самые невыигрышные моменты. Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега.
Стремление к достижению предельно абсолютного искусства сыграло с Дега злую шутку: движение к идеалу стало для художника самоцелью. Нокарьера художника, как показывает эта выставка, — скорее навязчивое повторение, утомительное движение туда-обратно, процесс, анерезультат путешествие, анеприбытие впункт назначения. Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой.
Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Или это всего лишь мое предубеждение. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). 1. Покартинам этого невидно иясказал себе: наверное, надо восхищаться ихкрасотой.
Четыре часа (итакие «четыре часа» повторялись много раз): работы Дега полны мгновений, вкоторых волосы оказываются «видны». Не исключение и эта картина. Как и многие его современники, Дега испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым сам прибегал в своих последующих работах.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. «Ты знаешь, как позируют у Дега. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Музей искусств Филадельфии, США. Голубые танцовщицы. Хюттингер).
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Цикл работ художник посвятил и обитательницам публичных домов. Эдгар Дега.
Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. В отличие от Тулуз-Лотрека, семья живописца не требовала идти на такие меры, чтобы тем самым скрыть факт родства. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875).
«Я слишком часто смотрел на них, как на животных», — однажды признался с присущим ему цинизмом Дега. Летописец парижских окраин Жан Франсуа Рафаэлли (1850–1924) заявил в1894 году, что Дега как художник «пытается принизить тайные формы Женщины» ичто он«явно нелюбит женщин». Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Выставка, которая спровоцировала это злобное шипение, представляла поздние работы Дега.
До Дега никто из крупных мастеров не развивал тему балета столь подробно, портреты танцовщиц были претенциозными и слишком официальными, ни о какой лёгкости и живости не было и речи. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. «Голубые танцовщицы».
Хорошим способом найти покупателей было участие в групповых выставках импрессионистов. Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Это непростая область: мывсе привносим внее свои предубеждения. Все они изображены в позе ожидания. Грубейшая ошибка.
Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае. Кроме картин, выполненных маслом и пастелью, большую известность получили его гравюры и рисунки. Заключает выставку напоминающая «Маленькую танцовщицу» приятная бронзовая фигура девушки с сигареткой у белой стены работы Райана Гандера. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка.
Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Чаще всего его присутствие только подразумевается, как, например, на эстампе под названием «Ожидание», на котором можно видеть четырех обнаженных улыбающихся девушек, сидящих с краю канапе их ноги слегка раздвинуты, а одна из них пальцем подзывает кого-то, кто находится за пределами видимости. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». При этом главным выразительным средством на холсте является изящная музыкально – пластичная линия. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Но если верность их дружбе хранилась до конца жизни Мане, то от привязанности к идеалам нового течения Дега вскоре с легкостью отошел. «Праздник хозяйки» (шедевр, по мнению Пикассо) показывает нам с мягкой иронией, оттененной своего рода симпатией, скопление обнаженных женщин, которые ласкают матушку-сводню, черную застывшую массу, установленную, словно идол, посреди салона. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Так появились его ранние произведения.
Но о планах и прожектах он не рассказывал, а своей семьи у него не было. Сама комната бедная, без какой-либо облицовки стены просто выкрашены светлой охрой. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры.
Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. И такие неполные сцены воспринимаются куда естественнее, чем «правильные». «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Музей ДОрсе, Париж. Но только не Дега. Словом, красота– понятие субъективное, но напрямую связанное с канонами общества той или иной эпохи. Разве выбудете снова иснова через силу изображать то, что презираете инелюбите.
Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Более подробно об этой работе читайте также в статье Голубые танцовщицы Дега: 5 невероятных фактов о картине. Балет из оперной ложи. Возможно, отчаянные кокетки действительно ненавидели его полотна возможно, тенатурщицы, накоторых онкричал (носкоторыми также проявлял «невероятное терпение»), чувствовали, что заработали свой хлеб впоте лица. Впрочем, это тоже лишь предположение. После своей сдержанной юности («Я, как и все молодые люди, страдал, но я никогда не распутничал», — признается он в конце своей жизни) Дега впал в своего рода сексуальную инерцию из которой так и не смог выйти.
Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. В Государственном Эрмитаже находится еще одна вариация этого мотива – пастель Дега «За туалетом» (1889, бывшее собрание И. С. Остроухова), где модель показана сидящей в халате за туалетным столиком: в одной руке гребень, другой она придерживает роскошную шевелюру. Современное женское тело изображенное винтимный момент наблюдателем-мужчиной. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Клиент в виде человека в черном тоже появляется на монотипиях, однако это бывает редко.
Так, например, в картине Le Camps de courses (На скачках, 1876 г. ) видно, как на утреннем морозном воздухе вырывается белый плюмаж пара изо рта лошади затем вы замечаете, что пар перекликается с дымом от паровоза вдали. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. В результате картина не выглядит статичной. Дебютировал в Салоне 1865 года.
Посмотрите на этих балерин, когда они покидают сцену. Одна из них открывает бутылку шампанского, которую она сжимает между своих бедер. Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах.
Тема заинтересовала Дега и он продолжал её разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что тем более странно, так как Алеви вскоре отказался от своего замысла. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
3. Остаётся напомнить, что деление живописи, равно как и живописцев по стилям, всегда очень условно. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Он всегда был идеально корректен с натурщицами — Полин это подтверждает. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка. Дега был уверен, что «литература только навредила искусству». Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Но зато можем оценить грациозность ее фигуры.
Ярким примером может служить картина «Женщина, выходящая из ванны» (1900 год, частное собрание). Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). То есть, далеко не всё. Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им. И не только потому, что о ней вообще реже задумываются и реже спорят.
Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой.
Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. Время. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки. Тем не менее, человек широких взглядов может найти её познавательной и «центробежной». Обычно он рисовал обнаженные модели со спины и крайне редко — их лица. Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии.
В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Действительно изображая наготу современной городской женщины, Дега показывает ее погруженной в самые тривиальные занятия: мытье ног, умывание, стрижка ногтей и т. д. Его причесывающиеся, умывающиеся, одевающиеся не позируют, не принимают грациозных поз, они естественны, как только может быть естественна занятая туалетом женщина наедине с собой. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Но он есть, точно так же, как вдали от скачущих наездников в Course de gentelmen (1862), виден дым из заводских труб, в духе Сёра.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Так, например, юный повествователь из романа «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, который потребовал Рахиль у хозяйки борделя, услышал в ответ, что она сейчас обслуживает парикмахера, старого господина, который поливает головы женщин маслом и затем делает им прическу, но не более того. Учился живописи в Школе изящных искусств (1855 – 1856) у Луи Ламота, ученика Доминика Энгра, влияние которого сказалось на его раннем творчестве. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др.
Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. «Странный господин» был внимательным наблюдателем, аволосы— непростая материя. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. Можно быть почти уверенным, что в этом темном деле более прав был Мане. Розовые и голубые девушки-облачка впервые приковывают внимание зрителя на полотне «Оркестранты оперы», хотя и не являются центральными персонажами. Большинство из них выполнены черными чернилами и лишь некоторые оттенены пастелью. Э. Дега «Мытьё» (1886).
Новый Орлеан был в то время четвёртым по величине городом Соединенных Штатов, а как морской порт соперничал с главным портом страны, Нью-Йорком. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Это удачное напоминание о том, что Дега был острослов и шармёр прежде, чем он превратился в «cranky old buzzer», не в последнюю очередь потому, что в самом его искусстве присутствует остроумие и шарм, равно как серьёзность и стойкая напряжённость. Лица героини картины мы не видим.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Творческий гнев, ярость против уходящего времени, уходящего света (наДега наступала слепота), когда столько еще можно былобы увидеть, так много форм проверить напрочность. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Он мог скривить перспективу, обращая внимание на пол. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты». Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. 1884 г. Бумага, пастель. Одна из самых знаменитых работ этого цикла, – «Женщина, расчесывающая волосы» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), – имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой – в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). Основой процветания города была торговля хлопком.
Самое яркое из них – «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860 год, Национальный музей, Лондон). Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Это была не развращенность, а самозащита. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.
Нонестоит слишком яростно становиться насторону людей, которые нам абсолютно незнакомы. А если к композициям присмотреться уж очень внимательно, то видно: в них нет полностью выписанных персонажей. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Любил историю и латынь, но больше всего – рисование. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. Это ему явно удавалось.
Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка.
Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега.
Голубые танцовщицы. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Его восхищение было исключительно духовным.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. У Сезанна картина несёт в себе всю непреложность миропорядка и выглядит полностью завершенным микрокосмом. В 1873году художник вернулся в Париж. Эдгар Дега.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Мне нравится эта суровость». Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Танцовщицы, как и шлюхи, во время отдыха становятся похожими на бесформенный рогатый скот. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии. Хюттингер). Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Обнаженная натура не раз служила лишь декоративным элементом в его композициях.
Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Холст, масло.
Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. Он боготворил Энгра. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. «Женщина вванной» (1893–1898) даже предлагает шутливую подмену: то, что сначала кажется нам головой женщины ссобранными темными волосами, насамом деле кувшин, которым горничная готовится сполоснуть наклоненную голову хозяйки.
Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Девочки изображены в одиночестве, в позе отдыха, с задранными вверх ногами. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
В 1873 году Дега ждёт новый удар: умирает его отец, оставив после себя огромные долги. Художник придает своей работе фотографичность. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). «Семейство Беллели». В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. Э. Дега.
Даже в тех случаях, когда изображены не нагие платные натурщицы, а обычные одетые женщины в повседневной обстановке. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Дега четыре часа расчесывал волосы модели. Они дарят ей цветы, чем-то напоминающие букет невесты. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Благодаря этому сюжет картины приобретает загадочность и интимность.
В 1873г. Работа «Семья Беллелли» (1858 г., Музей дОрсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства. Ему удается поймать конкретный момент в процессе причесывания. Поза или жест кочуют изугля впастель, вмасло, вскульптуру (роль скульптур— отлитых только после смерти Дега— приятно загадочна: самодостаточныли они или имели подсобную функцию или, может быть, они— продолжение картин или все вместе. ).
Все здесь полно осмысленного движения. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Однажды он язвительно бросил Уистлеру: «Друг мой, вы держитесь так, будто начисто лишены всякого таланта». Видите, что происходит с ними на отдыхе, когда они больше не контролируют себя.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Практически все эти немного упрощенные, эллиптичные, как будто незавершенные рисунки изображают девочек, развалившихся на канапе в салонах, стены которых украшены зеркалами и освещаются шарообразными светильниками. Это — униформа их профессии, описанная в литературе того времени. Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц.
Отец поддерживал его интерес к творчеству. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Ивот эта его «свояченица» якобы жаловалась, что Дега «неоснащен для любви».
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ).
Автопортрет (1854-1855). Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Однако ж, вы сами можете оспорить, — а лично я утверждаю, — прямо противоположное: что все картины Дега никоим образом не портреты (к огорчению Полин), что женщины, на них изображённые, не страдают от мужских взглядов. Он — властитель безграничного пространства и король умеренности.
художник вернулся в Париж. Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Он слишком боялся. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
В такой же позе – только с иной точки зрения, сбоку и сидящей в тазу – эта или очень похожая на нее модель запечатлена в пастели «Женщина в тазу» (1884, частное собрание). Может, тот факт, что Дега был «неоснащен для любви» (если это правда как нистранно, недавно всплыло свидетельство, которое этому противоречит: онпокупал презервативы), превратил его вженоненавистника. Образ причесывающейся женщины создан художником с трепетом и тщательностью. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Согласитесь, неординарное композиционное решение. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Копировать, чтобы, переосмысляя, встраивая вдругой контекст использовать повторно.
После того как ему исполнилось тридцать, никто не мог бы сказать, что у Дега есть любовница. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. «Молодой человек, — наставлял он молодого Дега, — рисуйте линии — с натуры и по памяти и вы станете хорошим художником».
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Конечно, эти слова нуждаются внемедленном пояснении (когда онработал, онне«любил женщин», аписал картины и, несомненно именно картины занимали все его мысли), новостальном все именнотак. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Балет из оперной ложи. Как правило, нет. Япоказываю ихвне кокетства». Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Он жил один. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Топорова звучит так: «Любимых убивают все».
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. 92 х 68 см. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Дега презирал тех, кто гонится за почестями и наградами.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Предприняв неудачную попытку стать юристом, Эдгар полностью отдаётся живописи. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур. В этом их сила и слабость.
Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.
1886, Париж, Музей Орсэ). Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Этим как раз Дега отличался от импрессионистов.
Они даже не ведают о них. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель.
Поступают гневные жалобы то на маленькую грудь, то наоборот на слишком большую, на обильные жировые отложения на пятой точке, на второй, третий, десятый подбородок, на модную в Средневековье имитацию беременности. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. Если его современники усматривали уродство в его искусстве (как это случается по сей день), мы можем теперь убедиться в его правдивости и, более того, в суровой нежности его апостольского глаза.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Напресс-показе вНациональной галерее ястолкнулся сдиректором музея, который сказал, что, поего мнению, эти картины изображают «увядание плоти» втовремя как, помоему ощущению, Дега изображал плоть всамом расцвете. Существует ли идеал красоты. А. С. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. Смотрите, как они роняют маску соблазнительности.
Художнику удалось так мастерски использовать эффект искусственного освещения, что все полотно получилось наполненным сиянием и будто бы искрящимися нитями мелодии танца. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Он посвящал балеринам свое внимание, должно быть, в той же мере, что в дальнейшем Тулуз-Лотрек кафешантанным красоткам. Откройте для себя, как в скульптуре «Маленькой четырнадцати летней танцовщицы» с ее порочным лицом едва созревшей девочки, уже ставшей жертвой продажной любви, отвратительную сторону Эроса.
На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Он легко и точно улавливал жесты, позы, характерные движения, а затем передавал их на своих полотнах с необыкновенной правдивостью. Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, делал множество набросков и этюдов. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Молва не донесла до нас ни историй с женщинами, ни сплетен о великой тайной любви. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Поражает восхитительная достоверность, с которой переданы жесты и посадка жокеев, лишенная какой-либо поэтизации образов.
В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Выставка Фитцуильям избрала принцип, который пурист или брюзга назвал бы беспорядочным.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. ГМИИ им. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. Великие художники часто навлекают насебя низкие подозрения низкие, нопоучительные.
Но эти работы не отталкивают взгляд, так как выглядят жизненной правдой. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому.
Его произведения ничего не воспевают. Вдоказательство Рафаэлли приводит слова одной изнатурщиц Дега: «Странный господин: целых четыре часа сеанса потратил нато, чтобы расчесать мне волосы». Вы почувствовали обман, какой паровоз может быть на картине Дега. В то время как для Утамаро распущенные волосы оставались редким мотивом (волосы его дам почти всегда уложены в тугую поэтажную конструкцию), Дега, наоборот, предпочитал представлять своих персонажей с распущенными волосами. Эдгар Дега мастерски передает каждый изгиб женского тела, демонстрируя его очарование. Художник доказал, что тело может быть даже более выразительным, чем лицо, вот таким образом абсолютно обыденные мотивы в его искусстве получили поэтическое выражение жизненной энергии, грациозного изящества и красоты. Остальные выполнены пастелью.
Они заняты своими делами, своими мыслями. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Она возвышается словно массивная темная пирамида. Это влияние хорошо просматривается в ранних работах Дега— ясных, классических по духу, с четко выписанными формами. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий. Некоторые выставки он помогал организовывать. Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью.
Это забавное и невинное извращение было хорошо известно девочкам из закрытых домов. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвёзд, сделанные для обложки глянцевого журнала.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане.
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. В первой из перечисленных картин движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разворачивается на фоне обычного повседневного пейзажа. Это настоящие женщины, делающие тяжелую физическую работу: они потеют ижалуются, уних рвутся сухожилия, кровоточат пальцы ног нодаже всостоянии передышки после изнурительного труда (напряженная спина, руки наталии, поза «когда уже день закончится») они излучают мощную жизненную силу. Женщина запечатлена в неестественной, но эффектной позе. Эдмон деГонкур (укоторого были свои саркастические соображения поповоду Дега, как ипоповоду всех остальных) пересказывает эти обвинения вдневнике идобавляет вподтверждение историю, рассказанную писателем Леоном Энником: утого одно время была любовница, чья сестра была любовницей Дега. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы.
Вульгарным органом. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Иногда девочки одеты в короткие рубашки, так что можно видеть их груди, однако чаще всего на них нет ничего, кроме чулок, шлепанцев и ленточек в волосах или вокруг шеи.
Гонкур пересказывает это наблюдение, подтверждает его справедливость, пытается объяснить это тем, что уже нескольким поколениям прививают новые привычки, ноувидел это именно Дега— художник, анеписатель, несветский летописец, некритик искусства. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины».
Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). В письме к Берте Моризо Эдуард Мане утверждал, что в 1869 году «он неспособен любить ни женщину, ни сказать ей об этом, ни сделать этого». Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Почувствуйте этот кислый запах пота.
Таз для мытья. Начиная с 90-х годов произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чье тело, душа, моральный дух подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям. Будучи безупречным наблюдателем, Дега подмечал то, что никогда не было удостоено внимания художников прошлых лет: движение руки какой-нибудь сидящей рядом дамы или оставленный кем-то бинокль или одинокий веер, забытый на кресле молодой девушкой. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Картины темные по колориту, суховаты по форме.