В 1913 году рядом похоронили его жену, Надежду Забелу-Врубель. Надежда Ивановна Забела-Врубель (урождённая Забела 20марта (1апреля)1868, Ковно— 21июня (4июля)1913, Санкт-Петербург)— русская певица, сопрано, жена и муза М. А. Врубеля. Надежда Ивановна Забела-Врубель (урождённая Забела 20 марта (1 апреля) 1868, Ковно — 21 июня (4 июля) 1913, Санкт-Петербург) — русская певица, сопрано, жена и муза М. А. Врубеля.
1 апреля 1868 года родилась Надежда Ивановна Забела-Врубель, оперная певица, жена и муза художника Михаила Врубеля.
Он был покорён навсегда, когда услышал пение Гретель в тёмном зале. Если мы внимательно посмотрим на одежду женщину, то мы заметим, что Врубель остался верен «кристаллической» форме, которую отличает прозрачность, воздушность и невесомость. Это была Царевна-Лебедь русской поэзии, в ней и русские детали (кокошник) и лирическая задушевность и мелодичность пушкинского образа. Так состоялось их знакомство. По заказу Мамонтова он пишет для Всероссийской Нижегородской выставки два огромных панно: «Микула Селянинович» и «Царевна Лебедь».
Через два года он ослеп. Люби меня. » – сказал Михаил Врубель будущей жене. Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. С осени 1897 года Михаил Врубель и Надежда Забела работают в Московской частной опере. Он сам жаждал появления в своей жизни вызванной его искусством грезы-любви. Перед ним стояла самая настоящая сказка – так Михаил видел Надежду.
ВрубельБольшое впечатление ЗабелаВрубель в роли Марфы произвела на О. Л. Надежда Ивановна не задумывается над тратами: меняются специалисты, клиники, лекарства. Добрую половину дня девушки позировали художнику. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем». Врубель провёл несколько месяцев в больнице.
Меблировку заменяет фантазия художника. Вскоре произошла ее встреча с музыкой РимскогоКорсакова. Впервые певицу РимскийКорсаков услышал 30 декабря 1897 года в партии Волховы в «Садко». Надежда Ивановна простудилась открылась скоротечная чахотка. М. Ф. Гнесин писал с огорчением: «Когда я однажды попал в театр на «Садко» с ее участием, я не мог не огорчиться какойто ее незаметностью в спектакле.
Через два месяца Надежда и Михаил обвенчались. Врубель понял, что расстаться с Надеждой уже не может И предложил ей руку и сердце. К концу жизни он все более близок к реальности, выписывает все, фантазии теперь не нужны. Бенуа об «убийственно мрачном» состоянии Врубеля напишет: «Рисует исключительно с натуры.
Врубель писал не только «портреты-фантазии жены, но и портреты ее с натуры». Надежда Ивановна Забела родилась 1 апреля 1868 года в семье старинного украинского рода. Это событие погрузило художника в такую печаль, что он всё более и более стал склоняться к написанию знаменитого «Демона». В 1896г. Надежда играла Гретель – очаровательную девушку с проникновенным голосом. Музыкальность Врубеля, его знания наполняли глубоким смыслом их продолжительные беседы. У Надежды было чудесное лирическое колоратурное сопрано.
Её образ появляется на бесчисленных портретах и набросках. Может быть, они еще встретились. В 1905 году художник вновь оказывается в больнице.
В 1903 году семью постиг тяжелый удар – скончался сын. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Какая милая плутовка эта Гретхен как она славно поёт свою песенку. А портрет получился превосходным. Летом открылась Нижегородская ярмарка, для которой по заказу Мамонтова Врубель писал панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился».
Первое впечатление: сумасшедший. Это была судьба На репетиции оперы «Гензель и Гретель» Врубель услышал пение Надежды Забелы. Сразу выражение его лица изменилось.
Талантливый, порывистый и искренний мужчина понравился девушке. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. 28 июля 1896 года в певица и художник, после довольно бурного развития отношений, поженились в Швейцарии (в Женеве), где жила мать невесты ради больной младшей дочери. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно но звук голоса ему понравился». Такое могло случиться только с ним. Он приехал в театр и услышал репетицию, в котором арию пела его будущая жена 28-летняя Надежда Забела.
У нее был ангажемент в «Мариинке», возвращаясь после спектакля, она отдыхала у камина, а он опять писал ее. При первой встрече с Забелой композитор Римский-Корсаков был поражен ее своеобразием. Помните его картину «Царевна-Лебедь». Но травля художника продолжалась. Он бросился к отпрянувшей певице, поцеловал её руку и воскликнул: «Прелестный голос. » Незнакомец был немолод, но красив, в его глазах светилась одухотворённость и такое искреннее восхищение, что всякий страх у девушки исчез.
В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Но платье более изящно, чем эффектно и так как оно без рукавов, то оно стесняет. Меблировку заменяет фантазия художника.
Надежда Ивановна не знала молодого человека и растерялась. Затем добавилась любовь к музыкальному театру. Семья из-за службы отца часто переезжала. Оперный репертуар Забелы не ограничивался лишь музыкой этого композитора. И это случилось.
Надежда Ивановна не задумывается над тратами. Отныне они все время рядом. Врубель потом говорил, что «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». "Гензель и Гретель"28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Однако, публика освистала задумку автора.
«На одной из репетиций— вспоминала много лет спустя Забела, — я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: Прелестный голос. Счастливая новобрачная писала сестре: «В Мих я каждый день нахожу новые достоинства вопервых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Вот он создает последнюю свою работу – портрет поэта Брюсова, реалистичный и точный. Ее дивные глаза, пленительная женственность дополнили впечатление. Так состоялось их знакомство.
Надя боится пошевельнуться и за ужином сидела все время в меховой пелеринке». Его очень поддержали друзья-художники: Коровин, Кончаловский, Лансере. Это тот же Демон, тот же сгубивший его бес.
И именно тогда у художника начинают появляться первые признаки душевной болезни. «На одной из репетиций, ещё первоначальных утренних, я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос» Так чувствителен к звуку голоса М. А. был всегда.
Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Мамонтова, в котором Надежда Ивановна блистала, завораживая зрителя своими сценическими образами и прежде всего дивным голосом, до 1904 года. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем». Познакомилась с Врубелем на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» по одноименной сказке братьев Гримм в Панаевском театре в самом конце декабря 1895 года (премьера оперы прошла 2 января 1896 года в Панаевском театре в Петербурге). "Черевички"Отзыв другого критика – Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. Он тогда еле мог разглядеть меня— на сцене было темно, но звук голоса ему понравился».
Ее он прежде услышал, а потом увидел. Вообще, новая роль почти целиком удалась артистке чуть ли не всю партию она проводит в какомто мецца воче, даже на высоких нотах, что придает Марфе тот ореол кротости, смирения и покорности судьбе, который, думается, рисовался в воображении поэта».
Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. Панно сняли. После этого события психическая болезнь Михаила Врубеля становится все хуже. Затем он сделал карьеру на государственной службе, но продолжал увлекаться музыкой и живописью и дочерей своих, Екатерину Ивановну (Yekaterina Ivanovna Zabela) и Надежду Ивановну, воспитал в атмосфере искусства.
Вот один из киевских отзывов: «Гжа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, – она всецело завладела вниманием и расположением публики». После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. В 1913 году в возрасте 45 лет тоже тяжело заболела и умерла. В 1896 г. Надежда Забела вышла замуж за Михаила Врубеля, оставившего ряд её портретов. Врубель обрёл свою «музу», он окружил молодую певицу заботой, восхищением 28 июля 1896 года в Женеве они сочетались законным браком. 4 сентября 1901 года у молодой четы родился сын Савва.
Но летом 1902 года умер маленький СаввочкаМихаил Александрович снова попал в клинику. Надежда Забела после смерти мужа больше не вышла замуж. В доме Врубелей полно гостей — артистов, художников и среди них Римский-Корсаков. Жена ежедневно его навещала. Она удивительно просто ведет сцену сумасшествия, голос у нее чистый, высокий, мягкий, ни одной крикливой ноты, так и баюкает. Я так хорошо плакала в последнем акте – растрогала она меня.
Из-за банкротства Мамонтова закрылась частная опера. «Лучше Вас никто моих сопрановых партий не пел и не споёт», — напишет композитор в письме 1899 года. Единственное чем он жил, была музыка. Михаил Александрович об этом условии, разумеется, не знал.
Сестра запишет: «Работал Михаил Александрович над новым портретом сестры в натуральную величину на большом диване, в концертном им же самим сочиненном платье удивительной красоты: опять несколько прозрачных материй одна на другой, пунцовое, черное и серое, все вместе это образовывало какой-то гигантский цветок». Её образ появляется в бесчисленных портретах и набросках. В новых стенах рождаются лучшие его полотна: «Пан», «Валькирия», «Наяды» иллюстрации к Пушкину, эскизы декораций к «Царской невесте» и «Кавказскому пленнику». Весь образ Забелы-Врубель – это многочисленные скопления кристаллов.
Сорок раз он ее переписывал. Мне всегда с ним весело и удивительно легко. Художнику было уже сорок, но выглядел он под стать 28-летней супруге. Панно сняли.
Необычные драпировки отделяют уголок, который он оставляет себе для работы. Тем временем состояние Врубеля ухудшается, а с банкротством Мамонтова и последовавшим закрытием частной оперы Надежда Ивановна оказывается без средств к существованию. – Однако опасения оказались преувеличенными. Впечатление было столь сильным и необычным, что и спустя пять лет критик русской музыкальной газеты переживал увиденное свежо и зримо: «Занавес поднялся и на сцене действительно — славная детская парочка, совсем как у стариков Гримм.
Она была великолепной Антонидой в «Иване Сусанине», проникновенно пела Иоланту в одноименной опере, Мими в «Богеме». Михаил был чувствителен не только к цветам, улавливая их тончайшие оттенки, но и к звукам. Картина удалась.
Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. Это случилось в Петербурге на репетиции оперного спектакля «Гензель и Гретель». Мальчик родился с «заячьей губой», что страшно подействовало на Врубеля.
В новых стенах рождаются лучшие его полотна: «Пан», «Валькирия», «Наяды» иллюстрации к Пушкину, эскизы декораций к «Царской невесте» и «Кавказскому пленнику». Екатерина, сестра Надежды, стала женой их двоюродного брата, Петра Николаевича Ге (Petr Nikolaevich Ge) известного искусствоведа, младшего сына художника Николая Николаевича Ге (Nikolai Nikolaevich Ge) и Анны Петровны Забела (Anna Petrovna Zabela) их родной тетки, младшей сестры их отца. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Врубель понемногу начал приходить в себя. Возможно их красивая любовь могла бы длиться бесконечно, если бы не трагичные обстоятельства В 1901 году после рождения их долгожданного сына Саввы Врубель начинает писать картину «Демон сидящий».
Казалось им можно только завидовать – они счастливы, талантливы, успешны. Вечером 21 июня 1913 года, после спектакля, певица легла спать и во сне умерла. В 1895 году Забела поступила в труппу Московской частной оперы. На гастролях в Петербурге театр представил на суд публики оперу-сказку «Гензель и Гретель» композитора Гумпердинка. С той встречи в театре Надежда стала его единственной музой.
После художника остались его картины. художник написал «Демона поверженного». В течение последних 5 лет жизни он чаще бывал в психиатрических лечебницах, чем дома. Врубель одевал жену к каждому спектаклю, создавая её сценические костюмы — для него это тоже стало творчеством.
Так состоялось их знакомство. С осени 1896-го они жили в Харькове, где Надежда Ивановна пела в опере. Все это соответствовало музыкально-сценическому образу Марфы («Царская невеста») — одному из самых выразительных в оперной палитре Римского-Корсакова. Удивительно ясно и убедительно это излагает. Театр принял ее более чем недружелюбно — в Мариинском не было недостатка в своих певицах, а директор императорских театров Теляковский, вынужденный «насильно» принять артистку в труппу, настойчиво подчеркивал, что взята она лишь как жена знаменитого художника Врубеля.
Познакомилась с Врубелем на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» по одноименной сказке братьев Гримм в Панаевском театре в самом конце декабря 1895 года (премьера оперы прошла 2 января 1896 года в Панаевском театре в Петербурге). Рядом снимали ателье: Врубель писал триптих на темы из «Фауста», который не успел написать до отъезда из России. Художник оканчивал здесь свой труд над серией панно на тему из «Фауста» — заказ Морозова, начатый еще весной. Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. Но портрету этому, отдыхающей жены в его платье, не суждено было быть законченным.
Спектакль «Онегин» прошел прекрасно». Страдания терзали её, но она этого не показывала. Эта невосполнимая утрата сказалась и на творчестве Надежды и особенно на творчестве Врубеля, у которого начинаются периоды длительных помрачений. В 1904-1905 гг. Спустя некоторое время Надежда начинает замечать странное поведение мужа. М. Ф.
С помощью дешёвых тканей Врубель превращает кухонные табуретки в изысканную по цвету стильную мебель. Об этом первом ее появлении на сцене Харьковского оперного театра 18 сентября 1896 года рассказала в своих воспоминаниях М. Дулова, тогда молодая певица: «Надежда Ивановна произвела на всех приятное впечатление: внешностью, костюмом, манерой держаться Уже репетиции «Онегина» сказали об удельном весе Татьяны—Забелы. И в простенькой роли певица буквально околдовала зал. Потребовалось лечение в психиатрических клиниках.
Со второй половины 90-х годов Врубель приступил к оформлению опер Н. А. Римского-Корсакова. «Можно себе представить, как я волновалась, выступая при авторе в такой трудной партии, – рассказывала Забела. Эти годы потребовали от Надежды громадной воли и жизненного мужества. Он любил наряжать и рисовать её дома, как Рембрандт свою Саскию.
Врубель начинает лечение в клинике. Михаил Александрович обожал жену. И Надежда сказала, что если картина удастся, то она выйдет за него замуж.
Михаил Александрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. Вскоре произошла ее встреча с музыкой РимскогоКорсакова. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Петербургские гастроли подарили Забеле встречу с Михаилом Врубелем. Он обеспечивал ему выгодные заказы, навсегда оставшись преданным защитником его интересов.
Почти ежедневно художник работает над майоликой в Гончарных мастерских Мамонтова у Бутырской заставы. Это стало страшным ударом для обоих супругов. Надежда Забела вышла замуж за Михаила Врубеля, оставившего ряд её портретов.
Позже будущий его зять, Михаил Врубель, написал с него свое известное панно Богатырь. И Врубель с горечью писал жене: «Зависть и глупость людская в один день по возвращении в Москву исковеркали меня». Врубель мучился приступами раздражения, в глазах Надежды Ивановны все чаще читалось отчаяние и покорность судьбе. Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Дебют в Большом театре ничего не дает, не ко двору она и в Мариинском. Теперь Забела живет только в картинах Врубеля.
Эта картина рождалась в невероятных творческих муках. Но чувствуется все же ужас безумия под этим. Была ранняя весна. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. И как прекрасно и просто поет и играет Марфу Забела. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его.
Её образ появляется на бесчисленных портретах и набросках. Ее сестра «заметила, что Надя както особенно моложава и интересна и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал именно этот Врубель». Никого, кроме своей Нади, он не хочет писать. Отныне они всё время рядом, только меняются специалисты и клиники. Надежда Ивановна не задумывается над тратами.
Портрет девушки понравился и через несколько месяцев они поженились. Римский-Корсаков впервые услышит её 26 декабря 1897 года в своей опере «Садко» (партия Волховы). Особо надо выделить роль Маргариты в «Фаусте» Гуно – одну из самых сложных и показательных в оперной классике. В Большой театр Надежду не приняли, наверное из-за боязни конкуренции. Но жизнь, к сожалению, редко бывает безоблачной. В 1889 году Михаил Александрович познакомился с Саввой Мамонтовым, оказавшим художнику решающую поддержку.
По заказу Мамонтова он пишет для Всероссийской Нижегородской выставки два огромных панно: «Микула Селянинович» и «Царевна Лебедь». Рецензенты писали, что сценический облик Забелы был таким же, как на картине Врубеля. Работники театра, не знавшие, кто перед ними, называли его просто -«муж певицы Забелы»Михаил Александрович много работал в те годы: одно за другим появлялись его гениальные полотна, он работал даже во время летнего отдыха. Он тогда еле мог разглядеть меня— на сцене было темно, но звук голоса ему понравился».
Спектакль Онегин прошел прекрасно». Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда.
Голос певицы исчез вместе с ней, пережившей мужа всего на три года. Художник, писавший ее, тратил очень много сил. Ему исполнилось сорок лет, но ведь и Надежде было не восемнадцать. Столь же высокую оценку пению и игре Забелы дал и Энгель: «Очень хороша была Марфа, сколько теплоты и трогательности было в ее голосе и в сценическом исполнении. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его.
Познакомилась с Врубелем на репетиции оперного спектакля Э. Хумпердинка «Гензель и Гретель» по одноимённой сказке братьев Гримм в Панаевском театре в самом конце декабря 1895 года (премьера оперы прошла 2 января 1896 года в Панаевском театре в Петербурге). Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Она настолько вжилась в роль, что забыла о людях, которые сидят в зале. «2 декабря. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды.
Летом 1896 года они поженились в Женеве, Швейцария (Geneva) и потом провели некоторое время в Люцерне (Lucerne). Он попадает в психиатрическую больницу. Надежде Забле было почти тридцать лет, а она до сих пор была одинока.
Но травля художника продолжалась. Никого, кроме Нади, он не хочет писать и рисовать. Отныне они всё время рядом, только меняются специалисты и клиники. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Особенно он любил молитву детей из оперы «Гензель и Гретель», благодаря которой они встретились.
Под впечатлением от опер, он написал в 1898 г. картину «Царевна Волхова», которая очень была связана с обликом его любимой жены. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Необычные драпировки отделяют уголок, который он оставляет себе для работы. Книппер, которая писала Чехову: «Вчера я была в опере, слушала второй раз Царскую невесту.
Отзыв другого критика — Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. Вместе они прожили всю оставшуюся жизнь. «Я дам тебе все, все земное. Судьба Забелы печальнее, чем судьба Врубеля. Как бабочка на свет».
Счастье стало зримым и казалось бесконечным. Специально для Забелы им будут написаны партии Марфы в «Царской невесте», Царевны Лебеди в «Сказке о царе Салтане» и Царевны Ненаглядной Красы в «Кащее Бессмертном». Затем она отправляется в Париж – совершенствоваться у Маркези.
В доме Врубелей полно гостей— артистов, художников и среди них Римский-Корсаков. Петь в оперных спектаклях ей приходится все реже и реже. Ему хочется передать не свет и цвет предметов, а их сияние. Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».
Вместе они прожили всю оставшуюся жизнь. Её глубокие тёмные глаза потом воплотятся на многих полотнах Врубеля. Даже от орнаментов отказывается Рассказывает о дивной раковине, которую он хочет срисовать (черным и белым) в большую величину.
Вот один из киевских отзывов: «Гжа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, — она всецело завладела вниманием и расположением публики». Сквозь безумие проглянул гений». В эти минуты обоим казалось, что его болезнь ушла, растворилась. Никого, кроме Нади, он не хочет писать и рисовать. Их сотрудничество — удивительная страница в истории русской музыки.
Врубель Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Надежда Ивановна Забела родилась 20 марта (1 апреля) 1868 года в Ковно (Kovno), в семье Ивана Петровича Забела (Ivan Petrovich Zabela). «На одной из репетиций — вспоминала много лет спустя Забела, — я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: Прелестный голос. В 1902г.
Какая дивная, тонкая изящная музыка. Внешний облик ее, да и пение были для меня обаятельны попрежнему и все же это была по сравнению с прежним как бы нежная и несколько тусклая акварель, лишь только напоминающая картину, написанную масляными красками. Тогда Надежда Ивановна поставила «условие»: если ей понравится, как он нарисует её и Татьяну Любатович в ролях Гензеля и Гретель, она согласится выйти за Врубеля замуж.
После свадьбы молодые супруги переехали в Люцерн, где и закончили летний сезон. В 1901 г. у Врубеля родился сын, но он родился с «первыми признаками дегенерациями» — раздвоенной верхней губкой. В конце 1895 года, на репетициях оперы Гензель и Гретель (Hnsel und Gretel) немецкого композитора Энгельберта Xампердинка (Engelbert Humperdinck), Надежда Ивановна познакомилась с Врубелем, который хоть и вел себя чрезвычайно экспансивно, произвел на нее хорошее впечатление. Ее отец в юности сам неплохо рисовал и интересовался искусством. Она решила посвятить жизнь оперному пению и вполне преуспевала в этом. «На одной из репетиций— вспоминала много лет спустя Забела, — я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: Прелестный голос.