Эта женщина смогла заменить мать сыну Рембрандта от первого брака. После смерти Саскии в жизнь Рембрандта вошла другая женщина, скромная служанка Хендрикье Стофффельс, скрасившая одиночество мастера. Женой Рембрандта была Саския ван Эйленбург. Несмотря на то что Рембрандт женился во второй раз, такого же счастья, как в первом браке, у него уже не было.
Жена Рембрандта была и его музой, моделью – Даная написана с не, знаменитый "Автопортрет с Саскией на коленях". Эта женщина была намного моложе Рембрандта, но и ее несчастный художник пережил. Автопортреты, относящиеся к этому времени изображают внешность Рембрандта соответственно его положению имеющего успех прославленного художника.
В нём женщина указывала, что все драгоценности, подаренные ей Рембрандтом и свой портрет, который он написал (вероятно, не сохранился), после её смерти должны перейти в собственность Титуса. Здоровые и жизнерадостные, разодетые в шелка и увешанные сверкающими драгоценностями – вот каковы Рембрандт с женой. Со своей стороны, Рембрандт почтил память жены, неоднократно изобразив ее на портретах такой, какой он хотел бы ее помнить.
На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс – любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены. Жена Рембрандта была и его музой, моделью – Даная написана с неё, знаменитый Автопортрет с Саскией на коленях. Рембрандт досконально изобразил каждую деталь мушкетеров, находящихся в движении: будто бы в определенный момент остановилось время, когда ополченцы выходили из темного дворика, чтобы ван Рейн запечатлел их на полотне. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбур) 1612 — 1642 — жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин и рисунков.
В истории с женой великого Рембрандта много домыслов неточностей многие утверждают что его жена была любимой моделью или натурщицей для его картин. В 1636 году Рембрандт пишет с жены знаменитую «Данаю» и одновременно делает гравюру, которая была очень высоко оценена: на ней Саския изображена в домашнем платье, со спокойной счастливой улыбкой. Вот так Рембрандт решил изобразить себя рядом со своей женой. Женой Рембрандта была Саския ван Эйленбург. Особого внимания требует даже музейный туалет: там можно увидеть рисунки Рембрандта на соответствующую тему: женщину, присевшую в кустах и мужчину, стоящего в позе, характерной для этого заведения.
Обладавшая хорошим воображением мама художника, легко вышла из положения, преобразовав женское имя Ремеджия в мужское Рембрандт, оставив первые три буквы имени бабушки и добавив к ним окончание мужского рода брандт. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Саския ван Эйленбюрх – так звали жену Рембрандта.
Во второй версии 1648 года Рембрандт изобразил уже прощание женщины с божеством. Жена Рембрандта была и его музой, моделью – Даная написана с неё, знаменитый "Автопортрет с Саскией на коленях". Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. В музее выставлены почти все гравюры великого Рембрандта — 250 из 280, великолепные автопортреты художника, рисунки изображающие его родителей, жену и сына Титуса, чудесные виды Амстердама и его окрестностей.
В этом офорте Рембрандт в небывалых до того масштабах использовал технику резца и «сухой иглы», что усилило контрастность изображения. В эти переживания вложено много личного: Рембрандт здесь – Плутон, Аид как и бог подземного царства, он похищает свою невесту, Саскию. Рембрандту стало не интересно детальное изображение всех предметов одежды, он стремился к большей абстракции, стремился в идеальной точности показать чувства своих персонажей.
Со временем нежные серебристые линии потемнели и сейчас портрет предстаёт перед нами в коричнево-чёрных тонах, но, несмотря на это, пожалуй, нигде у Рембрандта Саския, наряженная в лёгкую шляпу для прогулок, не выглядит столь свежей и безмятежной. В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где был встречен крайне восторженно, знатоки искусства сравнивали живописную манеру молодого художника с творениями самого Рубенса – кстати, на многое из эстетики этого художника Рембрандт с удовольствием ориентировался. Данаю писали и предшественники Рембрандта, например, Тициан. И его современники, как Орацио Джентилески.
Трудно сказать, что это было, — любовная горячка, закрывающая глаза на неэтичность подобных подарков или же прагматичное желание таким образом избавиться от памяти умершей жены, продолжающей ранить и причинять боль, но Рембрандту еще не раз предстоит об этом своём поступке пожалеть. Биография Рембрандта того периода свидетельствует о том, что он очень любил писать свою жену, причем не только в портретах, но и зачастую ее образ можно увидеть и на других картинах живописца. Саския ван Эйленбюрх – так звали жену Рембрандта. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург нидерл. Saskia van Uylenburgh, МФА: 2августа 1612 (1612-08-02), Леуварден— 14 июня 1642, Амстердам)— жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин, рисунков и офортов.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл ФС77-46131 от 10 августа 2011 г. САСКИЯ ван Эйленбюрх – так звали жену Рембрандта. Картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры.
Еще бы. 1669 год. Её дергали повестками еще и еще. Мартин Дай, собрание барона Ротшильда в Париже, стоит лицом к зрителю, несколько выставив вперед левую ногу. Это уже настоящее признание.
Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Не важно.
Рембрандт гордо и радостно смеялся. Преобладают композиции на библейские и евангельские темы. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Он испытывал неприязнь к крайностям итальянского искусства, которое, по его мнению искало только внешней красоты, оставаясь в то же время холодным и бессодержательным. Подобные люди рождаются раз в столетие, а то и реже.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Мы не знаем, что выражает его лицо. Это все термины самого Леонардо. Наследие этого мастера огромно.
Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Но их усилия оказались тщетными. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая.
Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. И это прослеживается в каждой картине, которая написана "с Саскии". Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием.
Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее).
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Он увлеченно писал другие полотна – их темой стала библейская история. Так Рембрандт вплетает спираль – символ познания – в естественную систему вещей и натурализирует его, превращая в обыденную вещь – винтовую лестницу.
Заказов становилось все меньше. С трудом различая предметы – справа от нас высокую винтовую лестницу, ведущую на второй этаж квадратные каменные плиты пола на первом плане очаг на полу, в нижнем правом углу, разжигаемый нагнувшейся старой служанкой, – с усилием как бы раздвигая напирающую отовсюду тьму, зритель чувствует себя участником воссоздания художником этого средневекового интерьера. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества.
Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Ни один поэт не воспел его при жизни. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчик— Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие». Художник нанял для него няню, вдову Гертье Диркс, которая стала любовницей Рембрандта.
Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере.
И это прослеживается в каждой картине, которая написана "с Саскии". Рембрандт же дружил с её старшим кузеном — Хендриком ван Эйленбургом, талантливым и успешным купцом-антикваром и, выражаясь современным языком, ведущим амстердамским арт-дилером. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб.
Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Вещие слова сказаны. Любил ли он ее, как модель.
Он никогда не был окружен воздыхателями. Апостолы привстают на цыпочки, нагибаются, вытягивают или втягивают шеи, раскрывают рты, таращат глаза, опускаются на колени.
Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Он пишет с каким-то самозабвением, без устали гравирует любовь Саскии, безоблачное счастье их молодого супружества рождают в нем чувство всемогущества.
Важно, что очень любил. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины.
В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (англ. )» Тициана. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества.
Девушка была всего на шесть лет моложе Рембрандта. Гертье подала на Рембрандта в суд, обвинив его в нарушении брачного сговора. Противопоставление духа и плоти получает здесь также и пространственную выраженность, но Рембрандт не удовлетворяется и этим. Быть может именно талант и спас его.
Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого.
Любил ли он ее, как женщину. Корнелия – единственная из всех детей Рембрандта – пережила своего отца. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук.
Ему удалось избежать самого худшего с помощью законной операции, называвшейся «cessio bonorum» (что значит «передача долга»). А в центре, оттеняемое эффектно изогнутыми полями широкополой шляпы, ее лицо в форме сердечка, со слегка курносым носом, со ртом – луком Купидона, с губами, разделяемыми темной, четко прочерченной чертой, нижней – чуть-чуть отвисающей, с миндалевидными глазами, взор которых, задумчивый, польщенный, говорит о том, что она снисходительно терпит его пристальное внимание Она сама – его роза и его радость, дитя природы, голландская нимфа, явившаяся к нему с фрисландского цветущего луга и вместе с ярким, напоенным росой букетом принесшая весеннее плодородие». В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин.
Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. По мнению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ожидает жениха. Коричнево-оливковый тональный колорит объединил всю композицию, а световой поток выделил драматически резко главный его смысловой центр. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой.
И, как бы стоя за пределами места действия издалека, зритель наблюдает за священнодействием снятия с креста: плавно опускающееся тело Христа и принимающие его величавые фигуры шестерых святых. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Тематика его офортов очень широка.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.
Великий мастер умер в нищете. Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь. Тем временем черные кони Аида несутся мимо нас в дымящуюся бездну, разверзающуюся за правым нижним углом картины, – и над этим входом в бездну сгущается черный дым и такой же дым стелется над землей на задних планах, там, где промчался на своей колеснице Плутон. Девушка была всего на шесть лет моложе Рембрандта. Саския ван Эйленбюрх – это муза и вдохновительница великого художника. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх.
Это ступени одного и того же скорбного пути. Один раз любовь к женщине погубила Самсона. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа).
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало.
Композиция картины по-шекспировски динамична. Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии. Саския ван Эйленбюрх – это муза и вдохновительница великого художника.
Освободилась она в 1655 году, а на следующий год умерла. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Но для нас важно другое.
Наклонив голову влево от нас, он слушает стремительного и гневного седобородого Петра, верховного апостола, который, сжимая нож в правой руке, шепчет что-то ему на ухо. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Во время одной такой встречи, которая, возможно, произошла в доме одного из братьев Саскии, он попросил ее руки. Дела шли все хуже.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Стоит отдать должное судьбе великого мастера. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино.
Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. О случайности говорю потому, что Рембрандт какое-то время проводил в доме двоюродного брата (по другим источникам – дяди) Саскии. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Не всегда был одинок и несчастен Рембрандт Ван Рейн. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. И по счастливой случайности она еще и жена Рембрандта). Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны.
Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы.
Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей и ему не приходит в голову, что его могут порицать. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Краткая биография этого мастера изложена сегодня в различных источниках и, прочитав ее, удивляешься, как мог человек этот создавать свои полотна, когда нужда заставляла отдавать их за бесценок, а собратья по перу презрительно называли его «еретиком в живописи». Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Любил ли он ее, как модель.
Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Тем временем Хендрикье родила Рембрандту сына (он умер в младенчестве) и дочь Корнелию.
В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя.
И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. И она в это же время оказалась в этом доме. Фон черноват паркет – серый.
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Кто они — неизвестно. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ.
Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах.
И она в это же время оказалась в этом доме. Важно, что очень любил. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году.
В его новом доме было достаточно пространства и для мастерской и для жилых комнат и для специального помещения, где хранились произведения Рафаэля, Дюрера и Мантеньи. Правильное название картины – Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга. В европейском искусстве она заняла то же место, что и Форнарина Рафаэля, Елена Фоурмен Рубенса, возлюбленная Тициана и певица Забела-Врубель – муза Врубеля. Там он просиживал часами, наблюдая и делая зарисовки.
Сын повёрнут к нам спиной.
Воистину, настоящий художник творит даже тогда, когда в него бросают камни. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. В них вы видите печаль. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. И по счастливой случайности она еще и жена Рембрандта).
Усыпив Самсона "на коленях своих", она остригла его и призвала филистимлян, которые схватили его, выкололи ему глаза, сковали цепями и бросили в темницу, где он должен был вертеть жернова.
Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана.
«встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Вдруг из густого, нависшего над темной землей облака, медленно опустившегося откуда-то сверху в левую верхнюю часть видимого нами пространственного участка, яростно вырвались из одной его точки во все стороны снопы слепящего света, образовав расходящиеся радиусы пылающего диска. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью.
Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Перед ней серьезная задача: она избрала новый путь и многое-многое приходится ей передумать и перечувствовать, прежде чем она вступит во взрослую жизнь.
В Амстердаме продолжается период успеха, признания, богатства, совпадающий со временем личного счастья художника. Женщины на картинах Рембрандта выглядят роскошно и пышно, как на картинах Питера Пауля Рубенса. Самым ярким воплощением эстетических взглядов художника стала картина «Даная» (1636-1647), в которой он вступает, как бы, в полемику с большими мастерами Возрождения: саму обнажённую фигуру Данаи, абсолютно далекую от принятых идеалов, он написал с ярко реалистической непосредственностью, а идеальной, чувственно-телесной красоте образов известных итальянских мастеров противопоставил красоту теплоты человеческого чувства и духовности. После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу.
Краткая биография и творчество голландского живописца изложено в этой статье. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный.
А теперь просто посмотрите на эти глаза. И в это же время у него появилось много учеников. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо.
Тут пропорции тела Ганимеда не соответствуют действительности, что говорит не о низком уровне мастерства исполнителя картины, а о его целенаправленном карикатурном подходе к изображению персонажа на полотне, так как на многих картинах Рембрандт с легкостью выполняет даже сложные элементы изображающие части человеческой физиологии и анатомии. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Это можно проследить в работе Похищение Ганимеда (второе название Ганимед в когтях орла), хранящейся в Дрезденском музее.
Он и его жена Скаукье Озинга произвели на свет восемь детей, четверо из них были дочери. И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе.
В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Он нес ее в залитую солнцем мастерскую и усаживал рядом с собой в самый сноп солнечного света, в котором плясали золотые пылинки. После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения.
Однако он не огорчался. А он влюбился в нее сразу.
Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Они темные. Из огромного особняка в самом центре Амстердама он был вынужден перебраться на окраину города, в Еврейский квартал, где снимал несколько комнат со своим любимым сыном Титусом.
Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза (фр. Pierre Crozat). Любил ли он ее, как женщину. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. И только после смерти стали цениться дорого полотна, которые создавал Рембрандт. Простой люд ему был чрезвычайно близок.
Стол накрыт. Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта – «Даная», которая долгое время представляла собою загадку. Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало.
Смысловой центр картины сильно сдвинут в сторону, главные фигуры выделены светом, остальные персонажи укрыты тенью, что не дает возможности ошибиться при прочтении изображенного. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца.
Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Спустя несколько лет ее сменила другая молодая женщина, Хендрикье Стоффельс. Разительным контрастом к этим выразительным, но как бы еще не вполне одушевленным фигурам слева от Христа и находящегося справа от него Фомы, оказывается коленопреклоненный апостол справа на втором плане. Она тоже была поначалу няней Титуса. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров).
В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Его влекло к военному делу. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Он был в моде. О случайности говорю потому, что Рембрандт какое-то время проводил в доме двоюродного брата (по другим источникам – дяди) Саскии.
Трудно говорить о том, как любят художники. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Он прожил здесь до 1660 года, когда новый владелец дома аннулировал это разрешение. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей.
Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества.
Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
А он влюбился в нее сразу. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.
Художник наконец смог приобрести собственный дом. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Трудно говорить о том, как любят художники.
Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Саския была младшей сестрой, а потому после смерти Скаукье (1619) и последовавшей вскоре смерти Ромбертуса (1624), братья заботились о ней до тех пор, пока она не достигла того возраста, когда смогла получить свою долю отцовского наследства. Ведь жизнь художника передана в его картинах.
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Здесь большую роль играет пейзаж. Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Верхняя часть гравюры закруглена, ее края образуют как бы арочный проем окна, через которое мы с изумлением и невольным страхом наблюдаем действие.
Иуда изображен повернувшимся к Христу в профиль с выражением лживой преданности и тайного страха на грубом, хищном лице третьим слева от Христа, то есть четвертым от левого края фрески. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. В темнице его волосы отросли. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Краски лежат на холсте густыми мазками. Саския – с ударением на первом слоге.
Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Саския ван Эйленбург (Эйленбюрх) родилась в городе Леувардене, провинция Фрисландия, в 1612 году в обеспеченной и влиятельной семье исповедовавшей кальвинизм. Вторая группа оплакивающих расположена на левом конце пространственной диагонали — женщины благоговейно стелют плащаницу, выполнял свой прямой долг по отношению к умершему.
В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. Купидон, парящий над Данаей, тоже изначально выглядел по-другому – крылатый бог смеялся, а в окончательном варианте на его лице застыло страдание.
Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Не важно. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. В его мастерстве жили простота и человечность, но в нем самом – целая вселенная.
Это не принц, даже едва ли вельможа, это – родовитый дворянин: прекрасно воспитан, с изящными манерами. Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой.
В необычайно проникновенных портретах великого Рембрандта можно ощутить при долгом изучении прожитую человеком жизнь. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Встал и пошел к отцу своему.
Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Иоганн был знаком с Рембрандтом, который в 1633 году создал гравюру с его портретом. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Сегодня полотна мастера находятся во многих музеях мира и входят в частные коллекции.