Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Но это бы явилось актом преступления против человечества, тем более, что картин с подобным воздействием на человека в мире немало.
От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Что вы видите перед собой. Подлинник да Винчи.
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое «сфумато» — рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Именно в это время он вспоминает о «Джоконде», как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Где-то между 1503 и 1506-м. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Вплоть до своей неудачной попытки продать картину во Флоренции. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Не было ее и у реставраторов.
Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. А оказавшись на свободе, он встретился с Пикассо и они в знак протеста против произвола властей вместе выбросили в Сену всё, что до этого удалось украсть из Лувра. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Так и с данной статьей. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. да там толпа.
О том, что Франция купила картину за триста лет до прихода к власти Наполеона, Леонард просто не знал. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека.
Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Немецкие газеты платили той же монетой. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Улыбаясь, Джоконда не выказывает пренебрежения или превосходства, просто она спокойна, полна самообладания и уверена в себе. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Таким образом он совместил реальность и сказку, реальность и сон в одно целое, что создаёт невероятное ощущение у всех, кто смотрит на полотно. Они встречаются, Леонард демонстрирует картину и что же видят продавец с директором.
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Он рассказывал, что Леонардо да Винчи, будучи близким другом ФранческодельДжокондо, согласился написать портрет его жены и проработал над ним четыре года. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. И еще о пугающем портрете: «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы». Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Король Франциск I купил картину у наследников Салаи и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Расследование опять в тупике. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Где любовь, там и ревность. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Улыбка Джоконды необычайно притягательна, обворожительна, маняща. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Я не говорю, что я совершенно прав.
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Она не просто улыбается, а интригует зрителя.
Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т. д. Никто не знает, кто обрезал картину. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других.
Италия. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает.
«Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Публика разделилась на два враждующих лагеря. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности.
Мона Лиза – автопортрет художника. А еще – техника. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Но затворницей Мона Лиза не была. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. На его стихи есть неплохие песни. С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» — возможно, самый известный портрет за всю историю человечества — проездом из Японии, где ее посмотрели 1, 5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Пристально, неотрывно смотрит Джоконда на зрителя. Итак, перед нами образ Богородицы. Так он и спал на картине больше двух лет.
И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Будем считать, что мне повезло. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Музей – это публичное заведение.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США.
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. На раме он заметил отпечаток пальца. Была уволена администрация музея.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами.
Другие утверждают, что брови и ресницы на самом деле были, но с течением времени истёрлись. «Джоконда» – не портрет. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Эта загадка практически решена. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Затем идет в зал «Каррэ», где висит картина, снимает ее и в укромном уголке вынимает из рамы. Возрождение.
Мона Лиза» (1503-1519). Разразился страшный скандал. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе.
Современники Леонардо были поражены достигнутым сходством, необыкновенной жизненностью портрета. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем.
Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. За счет чего — объяснения пока нет.
Дети смеялись. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Глаза портрета «вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую. » Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Потом разошлись по всему миру. Эта картина, по версии музея, была реквизирована немцами в Muses Nationaux Rcupration (инв.
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе.
Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини.
Принадлежит к позднему периоду его творчества. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Ощущение, что «Джоконда» просто испарилась. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами.
Только через некоторое время выяснилось, что он внезапно разбогател и приобрёл поместье на Мартинике. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн. долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки».
Vincenzo Peruggia). «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Дерево, масло. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Не поверив в это, он на всякий случай предупреждает директора Галереи Уффици во Флоренции и просит его сходить вместе с ним во флорентийский отель «Триполи», где Леонард назначил встречу. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, «что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Мона Лиза или Джоконда – полотно великого художника Леонардо да Винчи являтся самым загадочным произведением живописи на сегодняшний день.
Короче, это похищение было похоже на какую-то детскую игру. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Ну, а если у вас есть репродукции «Джоконды» и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите.
Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Он приходит в музей. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были.
Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Были допрошены сотни людей. Они избрали ее объектом своих экспериментов.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. «Джокондомания» охватила Америку.
Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Как только Мона Лиза была торжественно возвращена на своё место, все материалы дела о её похищении были засекречены. Он рассказывал, что Леонардо да Винчи, будучи близким другом ФранческодельДжокондо, согласился написать портрет его жены и проработал над ним четыре года. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи.
Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Меня удивило, что он маленький. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Он признается, что его настоящее имя Винченцо Перуджиа и что именно он устанавливал в 1911 году защитное стекло у «Джоконды».
Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое сфумато, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Леонард был арестован. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий.
Самыми серьезными коллекционерами XVI века были короли именно их внимание необходимо было завоевать произведению, чтобы вырваться из тесного круга уважения у художников. И почему же та самая природа у другого художника кажется низкою, грязною, а между прочим, он также был верен природе. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Я имею ввиду его черный квадрат.
Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Только вот женщин там вы не найдете. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Как же выглядит сей шедевр IRL.
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Практически в большинстве художественных магазинов и совершенно на всех вернисажах, всегда есть копии разных работ Леонардо, включая Мону Лизу. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Пабло Пикассо также находился под подозрением. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински.
Но она ли на картине. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
Vincenzo Peruggia). Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Назревала большая европейская война. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса.
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Цель этого похищения не выяснена однозначно. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Голова слегка повёрнута10. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. Если вспомнить, что писал о Леонардо да Винчи Фрейд, а так же все, что говорят о подсознании художника его картины, то можно без труда заключить, что, когда Леонардо работал над Джокондой, он был влюблен в свою мать.
Перуджиа признается в краже и говорит, что хотел возвратить «прекрасную итальянку» своей стране. Уже и рука дрожала и ноги почти не носили, а он все сидел возле Джоконды, не замечая, как она уносит его силы. Доска (тополь), масло. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа9. Оба мужчины тут же бегут в полицию, которая и арестовывает таинственного продавца. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Представим, что Джоконда исчезла, осталась только ее загадочная улыбка. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Париж. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Так к художнику все и относились. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Горный пейзаж – символ горнего мира. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Лувр. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Все детали её исполнены с величайшим усердием. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Время шло – картина не появлялась. Улыбка Джоконды — «самая странная улыбка в мире», одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины «Джоконда (Мона Лиза)» носит чисто индивидуальный характер.
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Художник, желая попробовать себя в изображении дьявола, согласился, но чем ближе он приближался своим портретом к натуре, тем сильнее в нем возникала тягость, тревога. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.
Художник не расставался с портретом до самой смерти. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды. И что же. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. () Джоконда— не портрет. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица.
Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота. Только чувство утраты рождает любовь. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Бельгиец Пьере был его секретарем. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы.
В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Под подозрением также находился Пабло Пикассо. И вдруг, спустя два года, в декабре 1913, она всплывает во Флоренции. Техника написания портрета доведена мастером до совершенства. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см.
Оказалось, что его приятель, некий Пьере, украл для него из Лувра две древние каменные статуэтки. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы».
Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
После этих событий картина набрала небывалую популярность. Всем известны имена Рафаэля, Тициана, Беллини, Микеланджело — они лишь некоторые из достойных упоминания. К тому же он доверял профессионалам. Качество картины впечатляет, в ней на высочайшем уровне сведены воедино все достижения эпохи Возрождения.
История искусств очень сложная вещь. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. В течение целых двух лет Перуджиа молчит о «Джоконде», как рыба.
Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Художник присутствовал при этом свидании. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Так что до нас дошли только отрывочные и поверхностные слухи, не раскрывающие тайны, где все два года находилась картина и почему сегодня в мире существует так много копий Джоконды, сделанных именно в это время. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. И Франциск – король-победитель. Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски.
Леонардо да Винчи анатомировал трупы. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей.
И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Луврская «Улыбка Джоконды» может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Эту картину надо просто один раз увидеть. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Еще одна схожая версия. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
АльфредоГери договорился о встрече с похитителем картины в номере небольшого отеля и сообщил об этом своему знакомому, директору галереи Уффици. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Впрочем, последнее— полная херня. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Папа разгневался. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
А. С. Пушкина в Москве. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Никто не обращает на него никакого внимания и он свободно передвигается по музею.
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. То есть разобраться в этом механизме. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»16.
Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины.
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Поразительна художественная глубина произведения. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Ее перевели в покои министров. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет).
Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. «Джоконда» впала в полное забвение. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». До охраны наконец дошло, что картину украли. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
Как было с Малевичем. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
Ее спокойный взгляд излучает ум и волю. Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. придумал загадочную улыбку Джоконды. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. 76х53 см.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа.
Причем, также неожиданно, как и исчезла. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Это были живые, это были человеческие глаза. 77 x 53 см.
С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Иногда кажется, что можно почувствовать дыхание Моны Лизы, если приблизиться к ней. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Цель этого похищения не выяснена однозначно. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза».
Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. О матери Леонардо почти ничего не известно. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам.