Карнавал в честь завершения третьего пятисотлетия основания космической империи. Взаимопроникновение этих поджанров может иметь разные формы. Он по-английски — Moon.
Описания звездолетов, антигравитационных генераторов, бластеров, роботов, результатов генетических экспериментов и тому подобных плодов научно-технического прогресса здесь представляют самостоятельную ценность (как минимум с точки зрения автора). Чудесное сознательно используется ради удовольствия потому элемент таинственности, почти полностью отсутствующий в подлинно героических поэмах, вроде «Песни о Роланде», выходит на первый план и, по сути, определяет всю манеру поэтического повествования. Альтернативная реальность. Классиком мистической и религиозной фэнтези является Стивен Кинг (Сияющий и Армагеддон соответственно).
В Египте боги сохранили самую древнюю форму— звериную или полу-звериную в Вавилоне— фантастическую у греков более поздняя человекообразная форма, а в Риме много до-личных, аморфных богов. Также этот спутник фигурирует во многих повестях жанра научной фантастики. Собственно, это даже не поджанр НФ. Начиная с апокалипсиса Иоанна Богослова «видения» или «откровения» становятся полноправным литературным жанром: разные аспекты его представляют «Видение о Петре Пахаре» (1362) У. Ленгленда и «Божественная комедия» Данте. В твёрдой научной фантастике упор сделан на описание фантастического допущения, которое более убедительно и логически обосновано по сравнению с социальной фантастикой. В противном случае иногда пользуются термином «формальная фантастика искусства» (фантастика, как вторичная художественная условность).
Жанр science fiction делится на «твёрдую», «естественно-научную», «научно-техническую» или «мягкую», «гуманитарную» а также на «фантастику идеи», «утопию», «антиутопию», «роман-предупреждение» и другие. В качестве примера относительно свежих отечественных «изобретений» можно назвать турбореализм или появившуюся с лёгкой руки А. Громова «альтернативную географию».
Но так хочется верить, что и они когда-нибудь сбудутся. Крупнейшие произведения христианской фантастики— «Потерянный рай» и «Возвращённый рай» Дж. Один из основоположников польской научно-фантастической литературы, польский писатель Ежи Жулавский стал известен своей декадентской, фантастической «Лунной трилогией»— «На серебряной планете» (1901), «Победитель» (1908), «Старая Земля» (1910). Мотивы обоих жанров могут сосуществовать в одном произведении («Понедельник начинается в субботу» Братьев Стругацких) или взаимопроникать, «проростать» друг в друга, трансформируясь в новую сущность («Космическая трилогия» К. С. Льюиса)37. В качестве примера относительно свежих отечественных «изобретений» можно назвать турбореализм или появившуюся с лёгкой руки А. Громова «альтернативную географию». Частые сюжеты научной фантастики: полёты на другие планеты, робототехника ит. д. Подобная классификация встречается и в некоторых зарубежных источниках.
В случае положительного ответа на данный вопрос говорят о «собственно фантастике» («содержательной фантастике»), где фантастическое допущение является структурообразующим принципом и можно говорить именно о жанре фантастики. Во-первых, за последние полвека публика насытилась научно-техническим прогрессом, перестав в массе своей понимать даже окружающую ее привычную бытовую технику.
В «Тристане и Изольде» или в романах Кретьена де Труа мы имеем, в сущности, дело не с новыми религиозными исканиями, а с известной свободой творческой фантазии, с новым индивидуальным психологическим и нравственным опытом, не укладывающимся в рамки канонических церковных представлений. В противном случае иногда пользуются термином «формальная фантастика искусства» (фантастика, как вторичная художественная условность). Эти два типа художественного вымысла различаются по способу пересоздания реальности.
Уилсон называет свою работу «science fiction», что для простоты мы переведём как «научная фантастика». Попасть на этот праздник жизни сомнительное удовольствие. И вот в этой круговерти, он должен найти ее.
То или иное использование этих приёмов порождает поджанры фантастики. Она основывается на экстраполяции и попытках автора предугадать будущее9. По определению Олега Ладыженского и Дмитрия Громова (Г. Л. Олди), «фантастика— это литература плюс фантастическое допущение».
По мнению таких авторов, как Громов и Ладыженский (Олди) «фантастика – это литература плюс фантастическое допущение». В качестве базы автором берется современное ему реальное общество. Подобная классификация встречается и в некоторых зарубежных источниках.
Основаны на достижениях науки и научных мифах. Швоб, Ф. Сологуб), символистов (М. Проблемы типологии фантастического мегажанра были рассмотрены на Всероссийской научной конференции «Фантастика и современное мифотворчество».
Эти фантастические существа было бы научней называть полиморфными. Волшебство «Одиссеи»— это «чудеса», призрачный и подражающий действительности субъектный мир, как он стал представляться человеку: мифизм принял в новом сознании людей характер «изображения» () действительности, того, что «схоже», «подобно» ей. Наукоподобная фэнтези сохраняет родовое пятно – отношение к базовому понятию (магической энергии) как к принципиально непознаваемому явлению.
Для названия привычного нам жанра словосочетание «научная фантастика» впервые использовал издатель Хьюго Гернсбек, в честь которого названа премия Hugo Awards. В начале XXI века переживает взлёт популярности жанр супергероики. ну что же, значит, дяденьке не повезло. Яркие разновидности— утопия и антиутопия. Его так назвали в письме, где жаловались, что комикс стал хуже. Фантастические элементы получают рациональное объяснение и выглядят правдоподобно9.
Идет очередная мировая война. По мифологической основе часто различают: скандинавское фэнтези (Елизавета Дворецкая Корабль во фьорде), кельтское фэнтези (произведения про Святой Грааль), славянское фэнтези, русское фэнтези. При этом любые отклонения от метода приводят либо к полному отказу заклинания, либо к непредсказуемым (и, опять же, никак не выводимым логически) последствиям. В энциклопедии фантастики под редакцией Вл. Его петербургская фантастика («Нос», «Портрет», «Невский проспект»), крайне экономная и «выморочная», по-иному обусловлена общей картиной действительности, сгущенное изображение которой естественно порождает фантастические образы (как и в «Пиковой даме» Пушкина или в «Двойнике» Ф. М. Достоевского). Самой простой и ранний вариант классификации сводит все многообразие фантастики к двум видам: «научной» (англ. science fiction) и «чистой» (англ. fantasy)6.
Фэнтези буквально переводится на русский язык как фантазия (женского рода). Первая половина XX века ознаменовалась началом расцвета научной фантастики. Идея «откровения», в отличие от жития, — противопоставление земной действительности иного, сверхъестественного плана существования. Самой простой и ранний вариант классификации сводит все многообразие фантастики к двум видам: «научной» (англ.
Демонстрируемое в рамках этого направления авторское мировоззрение подразумевает принципиальную познаваемость мира и разум как критерий истинности знания. Фантастические элементы лишь добавляют им перца (или сахара). Мы называем его «сказочным».
Казак, Э. Крёйдер). В резиновом варианте история человечества, обладая большой инерцией, после развилки рано или поздно возвращается в магистральное русло развития (под которым понимается реальная история). Общепринятая классификация фантастики в настоящее время отсутствует. У Рабле же находим (главы о Телемском аббатстве) один из первых примеров фантастической разработки утопического жанра, хотя и исконно нехарактерной: ведь у зачинателей жанра Т. Мора (1516) и Т. Кампанеллы (1602) утопия тяготеет к дидактическому трактату и лишь в «Новой Атлантиде» Ф. Бэкона являет собой научно-фантастическую игру воображения. Гейдельбергская школа использовала фантастику как источник сюжетов, придающих дополнительный интерес земным событиям (так, «Изабелла Египетская» Л. А. Арнима представляет собой фантастическую аранжировку любовного эпизода из жизни Карла V).
Она основывается на экстраполяции и попытках автора предугадать будущее. Фантастические элементы получают рациональное объяснение и выглядят правдоподобно. Оксфордский словарь пишет, что впервые слово «супергерой» было использовано в 1899 году, в суде по делу Дрейфуса. В случае положительного ответа на данный вопрос говорят о «собственно фантастике» («содержательной фантастике»), где фантастическое допущение является структурообразующим принципом и можно говорить именно о жанре фантастики.
С той разницей, разумеется, что нажать на кнопку может каждый, а вот использовать заклинание – только маги, которых никто в глаза не видел. Он заключается во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире, в котором живёт читатель, либо герои произведения («допущении» его существования в сеттинге произведения).
Первый традиционный подход заключается в том, что фантастику считают жанром литературы и искусства. Сюда же относятся попытки псевдотехнических описаний колдовства. Со словосочетанием «научная фантастика» всё несколько запутанно: по-английски оно звучит как science fiction, что стоит переводить как «научная художественная литература». Ключевой фигурой этого жанра стал англичанин Герберт Уэллс, книги которого («Машина Времени», «Война миров», «Когда Спящий проснётся», «Человек-невидимка») послужили основой для множества подражаний.
В «Одиссее» находятся элементы, которые вполне обнаружатся в средней комедии: поддельный персонаж, призрачные города и обитатели, самозванцы, обманщики, фэакийский мираж, по «виду» схожий с реальностью, видения, представляющие собой визионарные «картины». Первый подход заключается в том, что фантастику определяют жанром литературы и искусства. В чистом виде в реальности встречается лишь антиутопия (наподобие 1984 Оруэлла), когда негативные тенденции подчеркиваются с целью привлечь к ним общественное внимание. Яркие разновидности – утопия и антиутопия.
В дальнейшем этот термин приобрёл смысл, аналогичный предложенному Еленой Ковтун термину рациональная фантастика, в данный жанр стали включать твёрдую научную и мягкую гуманитарную фантастику (а в настоящее время— нередко ещё и фэнтези используя его как синоним фантастики)20. Следовательно, допускаются исключения. Жанр science fiction делится на «твёрдую», «естественно-научную», «научно-техническую» или «мягкую», «гуманитарную» а также на «фантастику идеи», «утопию», «антиутопию», «роман-предупреждение» и другие. К сожалению, как правило, основная масса авторов таких текстов грешит дилетантизмом, строя прогноз лишь на широко распространенных и зачастую не соответствующих реальности стереотипах. Наконец, писательница Элис Брэдли Шелдон (она выпускалась под мужским именем Джеймс Типтри-младший) использовала слово «криостазис» для того, чтобы описать космическое путешествие замороженных людей в рассказе «Мимолётный привкус бытия» в 1975 году.
Так, волшебник может не просто ставить охранный круг, а протягивать по поляне силовые линии (из магической энергии, разумеется), а технарь – конструировать с помощью магии и вполне обыденных материалов волшебный суперкомпьютер. В настоящее время, впрочем, в чистом виде тексты этого поджанра уже не создаются. Вильям Годшок делит всю фантастику на четыре группы: 1) «чистая» фантастика (pure fantasy), где фантастика является сама по себе целью и где какие-либо идеи играют минимальную роль 2) философская фантастика, где фантастические образы и ситуации оказываются средством демонстрации и развития каких-то философских идей и концепций 3) социально-критическая фантастика (critical fantasy) в произведениях этого рода фантастические образы тоже служат средством, но уже не философических исканий и рассуждений они являются формой авторского суда над реальной действительностью по мнению Годшока, эта разновидность фантастического уже непосредственно приближает нас к научной фантастике и наконец, 4) реалистическая фантастика, которая и является научной фантастикой. Прогресс сделал свое дело. В таком смысле его впервые использовал писатель Уильям Уилсон в 1851 году в книге «Небольшая серьёзная книга на вечную тему».
Дж. Ещё один аспект состоит в том, что фантастика вышла за свои жанровые границы, переступая границы не только жанров (например, фантастический детектив и юмористическая фантастика) и родов литературы (например, фантастическая поэзия и фантастическая драматургия), но и родов искусства (например, фантастическая музыка, кинофантастика, фантастическая живопись). Утопии (невозможное место), ухронии (невозможное время) и ускевии (невозможная вещь в подчёркнуто реальном хронотопе). Мотивы обоих жанров могут сосуществовать в одном произведении («Понедельник начинается в субботу» Братьев Стругацких) или взаимопроникать, «проростать» друг в друга, трансформируясь в новую сущность («Космическая трилогия» К. С. Льюиса). Время от времени в среде писателей-фантастов рождаются новые течения и жанровые маркеры.
Само обращение к кельтской сказочно-мифологической фантастике как-то граничит с некоторым расхождением обогащающегося духовного мира постепенно эмансипирующейся личности и узких рамок церковного католического канонического мироощущения именно в XII веке. В качестве примера относительно свежих отечественных «изобретений» можно назвать турбореализм или появившуюся с лёгкой руки А. Громова «альтернативную географию». Основным элементом здесь является подчеркнутая технологичность. По мнению таких авторов, как Громов и Ладыженский (Олди) «фантастика— это литература плюс фантастическое допущение»44. В социальной фантастике роль фантастического допущения снижается и зачастую превращается в формальный символ принадлежности к научной фантастике. Впрочем, он использовал слово «мультивселенная» относительно нравственной жизни человека. Их начало дошло до нас в «Одиссее». Вашингтон Ирвинг выделяет в фэнтези пять групп произведений: первая группа— произведения, основанные на невозможных превращениях, персональных метаморфозах вторая группа— изображающие несуществующих и неправдоподобных обществ третья группа— произведения, в которых автор смотрит на мир глазами наивного существа ребёнка, животного, Дон Кихота Четвёртая группа— произведения, в которых использованы литературная пародия или представлено намеренное «нарушение установленного исторического факта» пятая группа— произведения, повествующие о сверхъестественных силах в реальном или воображаемом мире.
Фантастический боевик. О «затерянных цивилизациях» в космосе писали Борис Анибал, Александр Ярославский и тот же Алексей Толстой. К научно-фантастическим мы будем относить тексты, основанные на рациональном взгляде на мир.
Термин «мультивселенная», сейчас использующийся в физике, придумал не учёный и даже не фантаст впервые его использовал американский философ Уильям Джеймс на лекции в Гарвардском университете в 1895 году. Ещё один аспект состоит в том, что фантастика вышла за свои жанровые границы, переступая границы не только жанров (например, фантастический детектив и юмористическая фантастика) и родов литературы (например, фантастическая поэзия и фантастическая драматургия), но и родов искусства (например, фантастическая музыка, кинофантастика, фантастическая живопись). В дальнейшем этот термин приобрёл смысл, аналогичный предложенному Еленой Ковтун термину рациональная фантастика, в данный жанр стали включать твёрдую научную и мягкую гуманитарную фантастику (а в настоящее время – нередко ещё и фэнтези используя его как синоним фантастики).
Прогноз: утопия и антиутопия. Он, обычный юноша из вполне провинциального Американского городка. Клют в The Encyclopedia of Science Fiction помимо вышеуказанных перечисляет такие поджанры фантастики, как затерянные миры, киберпанк, космическая опера, научное фэнтези, новая волна, планетарная фантастика, слипстрим (англ. )русск., стимпанк, условная фантастика и другие. В значительной степени оно смыкается и плавно переходит в фэнтезиподобную НФ.
Хотя до него был ещё Жюль Верн, который не только капитана Гранта искал, а ещё и захватывал мир на вертолёте, плавал на подводной лодке, стрелял газовыми снарядами из суперпушки, летал из неё же на Луну и выселял миллионеров на океанские лайнеры. Путешествия в далекие заморские страны, призрачные люди и города, чудесные приключения, чары волшебниц, фантастические существа— все это обнаруживает себя в позднейших «правдивых рассказах» и в «изображениях» чудесных стран и чудесных картин, чудесных видений народного театра. Нечего и говорить, что фантастика наружности сопровождается и фантастическими отношениями мифологических лиц, фантастическим ликом всей окружающей действительности. На принципиально непознаваемом изначально недоступном человеческому разуму. В противном случае иногда пользуются термином «формальная фантастика искусства» (фантастика, как вторичная художественная условность).
Само собой, за такие свершения ему в качестве награды подгоняют какую-нибудь блондинку. Например, Ольга Чигиринская в статье «фантастика: выбор жанра, выбор хронотопа» отмечает недостатки обоих подходов и предлагает классифицировать фантастику по сочетанию специфических хронотопов. «Прибежища в царстве фантазии» искали все романтики: у «иенцев» фантазирование, то есть устремлённость воображения в запредельный мир мифов и легенд, выдвигалось как приобщение к высшему прозрению, как жизненная программа— сравнительно благополучная (за счёт романтической иронии) у Л. Тика, патетичная и трагическая у Новалиса, чей «Генрих фон Офтердинген» являет образец обновленной фантастической аллегории, осмысленной в духе поисков недостижимого и непостижимого идеально-духовного мира.
Эти двое, называют ее по-разному. Задачами социальной фантастики Ковтун считает социальную критику и заботу о судьбах человечества. Грозовая молния – разряд природного электричества. Писатели-фантасты (а многие из них являются учеными), конечно используют научные достижения, гипотезы и идеи в своих книгах, но тексты эти не являются научной литературой.
Проблемы типологии фантастического мегажанра были рассмотрены на Всероссийской научной конференции «Фантастика и современное мифотворчество»53. Татьяна Чернышёва рассматривала фэнтези и ужасов (хоррор) как повествование сказочного типа, а научную фантастику— как повествование об удивительном и необычном. science fiction) и «чистой» (англ. В. Чумаков в рамках научной фантастики выделяет научно-техническую фантастику (изучает взаимодействие искусственной среды и человека) и научную биологическую фантастику (изменение биологических характеристик человека и связанные с этим последствия)25. И таких, с позволения сказать, «романов» накропано просто невероятное количество. На почти забытом общем, много лет назад, ее звали — Лоя. Результатом становятся пограничные произведения имеющие признаки обеих жанров.
Популярны, например, темы атомной войны, пандемий неизлечимых болезней, глобального потепления и связанного с ним глобального же затопления исчерпания невозобновимых ресурсов (горючих ископаемых, металлов и т. д. ) и тому подобное. Именно так, если ты — ледвару. Это определение разделяют множество писателей-фантастов и литературных критиков. В идеале автору нужно быть профессиональным историком (как Свержин), чтобы сделать действительно хороший текст.
К фантастике обращались А. С. Пушкин («Руслан и Людмила», где особенно важен былинно-сказочный колорит фантазии) и Н. В. Гоголь, фантастические образы которого органично влиты в народно-поэтическую идеальную картину Украины («Страшная месть», «Вий»). Суть в том, что герою (или небольшой группе героев) произведения необходимо достичь ясно сформулированной цели – выручить из плена Принцессу, низвергнуть тирана-Императора, возродить Республику, а по ходу дела умудриться избежать соблазнов Темной Стороны. Дракон в силу своей анатомии принципиально не может летать.
При этом магия может как угодно классифицироваться, разрабатываться и исследоваться, но ее основа всегда недоступна пониманию разума. Обычно эти тексты не имеют реальной прогностической ценности. По мнению Бориса Стругацкого, введения в произведение элемента необычайного делает фантастику фантастикой41. Таковы повествования древней логографии в них нет времени, действие в них не развивается. Он был открыт в конце 18 века и назван в честь одного из героев пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь». Годны к употреблению исключительно в сортире для расслабления как моска, так и сфинктеров.
Слово «крионика», описывающее сохранение человеческого тела после глубокой заморозки, придумал в 1965 году учёный Карл Вернер. Она по-русски — Луна. Он стал необходимым атрибутом любого офиса, а также зачастую и квартиры. То или иное использование этих приёмов порождает поджанры фантастики. Не до бредовых фантазий. Жанр science fiction делится на «твёрдую», «естественно-научную», «научно-техническую» или «мягкую», «гуманитарную» а также на «фантастику идеи», «утопию», «антиутопию», «роман-предупреждение» и другие. Всего человечеству известно 17 спутников Урана. Характер этой поэмы по форме— бытовистический (полное соответствие бытовому плану экфраз и развернутых сравнений «Илиады». ), по содержанию— волшебный.
Яркие впечатления, заразительное веселье, феерия наслаждений. Е. Ковтун, в свою очередь, противопоставляет жанру фэнтези не научную фантастику, но рациональную, включающую, помимо научной фантастики (её иногда называют научно-технической или твёрдой) – социальную и другие разновидности жанра. Однако некоторые понятия (наподобие телепатии) в научной фантастике могут корректно употребляться (не превращая ее в наукообразную фэнтези) лишь в рамках альтернативной реальности. По мнению А. Шалганова, фантастика— это своего рода «параллельная литература», в которой существуют все жанры и все направления, но только с дополнительным элементом инвариантности. Этот поджанр сосредотачивается на компьютерной составляющей.
Нет не входит. Согласно Большой советской энциклопедии, «её Начиная с XII века мотивы волшебных сказок (происходящих из кельтских мифов) проникают и в угасающий героический эпос (особенно в таких поздних поэмах как «Оберон» или «Тристан де Нантейль») и в формирующийся рыцарский роман, став его образной основой, — от «Персеваль или Повесть о Граале» (около 1182) Кретьена де Труа до Смерти Артура (1469) Т. Мэлори.
(«Путешествие на Луну», 1902). Классическим примером этого жанра являются произведения авторов периода зарождения НФ (30-е-50-е годы 20 в. ) – Хайнлайна, Толстого, Гамильтона и т. п. Словом «супергерой» теперь владеют издательства DC и Marvel. Данный метод заключается в применении особого приема— фантастического допущения. Немецкого писателя Ганса Доминика называют немецким Жюлем Верном, он является одним из наиболее важным пионером литературы о будущем в Германии. fantasy). По мнению таких авторов, как Громов и Ладыженский (Олди) «фантастика— это литература плюс фантастическое допущение». Дж.
Фэнтези основано на использовании мифологии. Взаимопроникновение этих поджанров может иметь разные формы14. Fantasy делится на «сказочную», «мифологическую», «героическую», «фантастику меча и волшебства», «ужасную», «чёрную» (в противоположность «высокой»), «игровую» и другие. Фантастические элементы получают рациональное объяснение и выглядят правдоподобно.
Fantasy делится на «сказочную», «мифологическую», «героическую», «фантастику меча и волшебства», «ужасную», «чёрную» (в противоположность «высокой»), «игровую» и другие. Или такой: некий артефакт (выдающийся космический корабль или Дупликатор Чего Попало) помогает герою разбить коварные замыслы врага, как нож сквозь масло пройдя сквозь линии его обороны и насквозь прострелив непробиваемую броню. Михаил Назаренко предложил альтернативную шкалу «фантастичности» : пограничная зона между фантастикой и реализмом «чистая» фантастика, где фантастическое – неотъемлемой частью фантастического мира не нуждающееся в научных или магических обоснованиях религиозная фантастика (вмешательство божественных или демонических сил) и мистика (сверхъестественные силы, не связанные с конкретной религией) альтернативная история научная фантастика фэнтези (миры, построенные по мотивам мифов и легенд) и научное фэнтези (гибридный жанр, где волшебство имеет научное объяснение).
Оно и понятно, безмозглой школоты (основной потребителей данных высеров) хватало всегда. Татьяна Чернышёва рассматривала фэнтези и ужасов (хоррор) как повествование сказочного типа, а научную фантастику— как повествование об удивительном и необычном. А теперь отметим несколько ярких кинолент в жанре «космическая фантастика». Извечный, привычный атрибут ночного неба.
Существует два подхода к определению фантастики. Но и у нас жанр в чистом виде скорее мертв, чем жив. И воплощая в жизнь чужие желания, ты не имеешь права думать о своих. Ханлайн в 1947 году предложил использовать термин speculative fiction (спекулятивная фантастика) для научной фантастики, в которой научно-технические достижения служат лишь средством для моделирования новых причин для человеческих действий.
Историческая фантастика и альтернативная история. Любое явление может быть иследовано и объяснено – либо с помощью имеющейся научно-технической базы, либо в перспективе (отдаленной или не слишком). Основное разделение научной (в терминах Е. Ковтун— рациональной) фантастики происходит по рассматриваемой проблематике, твёрдая научная фантастика и социальная фантастика. Мильтона— основаны на апокрифах.
Шедевральным образчиком этого жанра является роман Князь света (Prince of light) Желязны, в котором совершенная имитация индуистской мифологии питается научно-технологическими корнями. Ольга Чигиринская считает определяющим признаком фантастики ту или иную комбинацию характерных хронотопов. Фантастическое существо— это помесь тварей. Самой простой и ранний вариант классификации сводит все многообразие фантастики к двум видам: «научной» (англ. science fiction) и «чистой» (англ. fantasy). И, более того, это разграничение породило два подхода к определению фантастики.
В настоящий момент стандартными являются два исхода: война и мирное (хотя и на грани фола) сосуществование. Особенностью твёрдой научной фантастики является детальное описание открытий и изобретений, ролевая заданность персонажей. Он придумал термин и даже надеялся зарегистрировать его как торговую марку. Значит, снабжаем мага способностью усилием воли концентрировать на кончиках пальцев электромагнитную (или дополнительно введенную в данной реальности) энергию, отчего его способность метать молнии получает вполне научное (или хотя бы наукообразное) объяснение. Ханлайн в 1947 году предложил использовать термин speculative fiction (спекулятивная фантастика) для научной фантастики, в которой научно-технические достижения служат лишь средством для моделирования новых причин для человеческих действий. Мейринк), сюрреалистов (Г. Пример более традиционного сочетания фантастики с мечтой о сказочном царстве справедливости— «Буря» У. Шекспира. В XX веке фантастика перестаёт быть чисто литературным жанром.
Е. Ковтун, в свою очередь, противопоставляет жанру фэнтези не научную фантастику, но рациональную11, включающую, помимо научной фантастики (её иногда называют научно-технической или твёрдой)— социальную и другие разновидности жанра12. В «Путешествиях Гулливера» Дж. Утопии (невозможное место), ухронии (невозможное время) и ускевии (невозможная вещь в подчёркнуто реальном хронотопе). Страх перед неизвестным исчез, сменившись обычной неприязнью к сложной технике.
Во второй половине века наступает расцвет кинофантастики. Конечно же, нельзя обойти всем известный фильм «Армагеддон» (Майкл Бэй, США, 1998) взорвавший весь мир «Аватар» (Джеймс Кэмерон, США, 2009), который отличается необычными спецэффектами, яркими образами, богатой и необычной природой неизведанной планеты «Звездный десант» (Пол Верховен, США, 1997), также популярный в свое время фильм, хотя многие киноманы и сегодня готовы пересматривать эту картину не один раз нельзя не отметить все части (эпизоды) «Звездные войны» Джорджа Лукаса, на мой взгляд, этот шедевр фантастики будет популярен и интересен зрителю во все времена. Когда Эттингер прочитал рассказ, ему было 12. В энциклопедии фантастики под редакцией Вл. Гакова предлагается следующая классификация.
Классиком этого направления является Желязны с его Хрониками Эмбера. Братья Стругацкие предлагали определение фантастики как отрасли литературы, «характеризующейся специфическим литературным приёмом: введением элемента необычайного».
Первый научно-фантастический персонаж, которого назвали «супергероем», был Зарнак — придуманный Максом Плейстедом, он появился в конце 1930-х годов. Основное разделение научной (в терминах Е. Ковтун— рациональной) фантастики происходит по рассматриваемой проблематике, твёрдая научная фантастика и социальная фантастика19.
Научная фантастика является составной частью фантастики вообще (есть и ненаучная фантастика) и соответственно художественной литературы. Фантастические фильмы начали снимать ещё в самом начале XXв. Клют в The Encyclopedia of Science Fiction помимо вышеуказанных перечисляет такие поджанры фантастики, как затерянные миры, киберпанк, космическая опера, научное фэнтези, новая волна, планетарная фантастика, слипстрим (англ. )русск., стимпанк, условная фантастика и другие7. Второй подход называет фантастику художественным приемом в литературе и искусстве.
По крайней мере, для меня. Вашингтон Ирвинг выделяет в фэнтези пять групп произведений: первая группа— произведения, основанные на невозможных превращениях, персональных метаморфозах вторая группа— изображающие несуществующих и неправдоподобных обществ третья группа— произведения, в которых автор смотрит на мир глазами наивного существа ребёнка, животного, Дон Кихота Четвёртая группа— произведения, в которых использованы литературная пародия или представлено намеренное «нарушение установленного исторического факта» пятая группа— произведения, повествующие о сверхъестественных силах в реальном или воображаемом мире9. Но довольно скоро романное начало одерживает верх и берет бразды правления в свои руки.
В стеклянном варианте даже самые незначительные мелочи (типа раздавленной в прошлом бабочки Бредбери) приводят к радикальным необратимым изменениям. Как всегда, кровавая и бессмысленная. Слово «криогеника», раздел физики изучающий закономерности изменения свойств различных веществ в условиях крайне низких температур, происходит от слова «криоген», появившегося в 1875 году и описывающего вещества, которые используют для достижения сверхнизких температур.
Ханлайн в 1947 году предложил использовать термин speculative fiction (спекулятивная фантастика) для научной фантастики, в которой научно-технические достижения служат лишь средством для моделирования новых причин для человеческих действий. Главный герой романа, Гай Монтэг, работает «пожарным» (что в книге подразумеваетсожжение книг), будучи уверенным, что выполняет свою работу «на пользу человечества». И, более того, это разграничение породило два подхода к определению фантастики.
В эпиграфе романа говорится, что температура воспламенениябумаги— 451F. Подобная классификация встречается и в некоторых зарубежных источниках. Прекрасно – снабдим его клеточными антигравами (Дракон Шумила) и крылья превращаются не столько в несущий, сколько в управляющий элемент. Научная фантастика в этот период стремилась «предсказать», предвосхитить развитие науки и техники, в особенности исследования космоса. Михаил Назаренко предложил альтернативную шкалу «фантастичности»: пограничная зона между фантастикой и реализмом «чистая» фантастика, где фантастическое— неотъемлемой частью фантастического мира не нуждающееся в научных или магических обоснованиях религиозная фантастика (вмешательство божественных или демонических сил) и мистика (сверхъестественные силы, не связанные с конкретной религией) альтернативная история научная фантастика фэнтези (миры, построенные по мотивам мифов и легенд) и научное фэнтези (гибридный жанр, где волшебство имеет научное объяснение).
Вашингтон Ирвинг выделяет в фэнтези пять групп произведений: первая группа – произведения, основанные на невозможных превращениях, персональных метаморфозах вторая группа – изображающие несуществующих и неправдоподобных обществ третья группа – произведения, в которых автор смотрит на мир глазами наивного существа ребёнка, животного, Дон Кихота Четвёртая группа – произведения, в которых использованы литературная пародия или представлено намеренное «нарушение установленного исторического факта» пятая группа – произведения, повествующие о сверхъестественных силах в реальном или воображаемом мире. Они— все вместе, но в отдельности ни то ни се. Вообще киберфантастика является составной частью фантастики технологической. Вильям Годшок делит всю фантастику на четыре группы: 1) чистая фантастика (pure fantasy), где фантастика является сама по себе целью и где какие-либо идеи играют минимальную роль 2) философская фантастика, где фантастические образы и ситуации оказываются средством демонстрации и развития каких-то философских идей и концепций 3) социально-критическая фантастика (critical fantasy) в произведениях этого рода фантастические образы тоже служат средством, но уже не философических исканий и рассуждений они являются формой авторского суда над реальной действительностью по мнению Годшока, эта разновидность фантастического уже непосредственно приближает нас к научной фантастике и наконец, 4) реалистическая фантастика, которая и является научной фантастикой. Время от времени в среде писателей-фантастов рождаются новые течения и жанровые маркеры. В 79-80-е годы преклонение перед компьютерами достигло апогея: они распространились практически во все области человеческой деятельности – включая контроль за атомным вооружением, что привело к множественным апокалиптическим прогнозам атомного конца света (вспомнить того же Терминатора).
Яркие разновидности— утопия и антиутопия. Герой же эпоса спасает как минимум целую страну, хотя и это для него мелочи. Один из родоначальников жанра научной фантастики французский писатель бельгийского происхождения Жозеф Анри Рони-старший— автор романов и повестей: «Ксипехузы»— впервые в мировой фантастике пришельцы представлены не антропоморфно (1887), «Борьба за огонь»— история о поиске огня, столь необходимого в первобытном обществе (1909), «Звездоплаватели»— древняя цивилизация на Марсе медленно угасает, а на смену ей идут протоплазмовые «зооморфы». Она основывается на экстраполяции и попытках автора предугадать будущее. Михаил Назаренко предложил альтернативную шкалу «фантастичности»: пограничная зона между фантастикой и реализмом «чистая» фантастика, где фантастическое— неотъемлемой частью фантастического мира не нуждающееся в научных или магических обоснованиях религиозная фантастика (вмешательство божественных или демонических сил) и мистика (сверхъестественные силы, не связанные с конкретной религией) альтернативная история научная фантастика фэнтези (миры, построенные по мотивам мифов и легенд) и научное фэнтези (гибридный жанр, где волшебство имеет научное объяснение)17. Одним из ключевых элементов альтернативной истории является понятие развилки.
Интерес к фантастике как таковой возрождается к концу XIX века у неоромантиков (Р. Л. Стивенсон), декадентов (М. В числе наиболее выдающихся текстов, где суперкомпьютеры являлись основными или второстепенными действующими лицами, можно назвать романы Луна жестко стелет (Moon is a harsh mistress) Хайнлайна и Космическая одиссея 2001 Артура Кларка. Квест.
«Космическую оперу» писали Виктор Гончаров и Николай Муханов. В России, массово компьютеризовавшейся существенно позже Запада, еще в 90-х проскакивали попытки писать киберфантастику в чистом виде (Лабиринт отражений Лукьяненко или Охота на Квака Кудрявцева). Он учился в Институте Пратта. К слову сказать, ни одного более-менее внятного описания этих процессов мне ни разу на глаза не попадалось – судя по всему, авторы и сами не представляют себе, каким образом можно исследовать принципиально непознаваемые явления. Подмножеством волшебной фэнтези являются сказка и эпос.
Ряд исследователей пытается объединить оба подхода. В. Чумаков в рамках научной фантастики выделяет научно-техническую фантастику (изучает взаимодействие искусственной среды и человека) и научную биологическую фантастику (изменение биологических характеристик человека и связанные с этим последствия).
Вашингтон Ирвин выделяет в фэнтези пять групп произведений: первая группа— произведения, основанные на невозможных превращениях, персональных метаморфозах вторая группа— изображающие несуществующих и неправдоподобных обществ третья группа— произведения, в которых автор смотрит на мир глазами наивного существа ребёнка, животного, Дон Кихота Четвёртая группа— произведения, в которых использованы литературная пародия или представлено намеренное «нарушение установленного исторического факта» пятая группа— произведения, повествующие о сверхъестественных силах в реальном или воображаемом мире9. Эти тексты явно или неявно апеллируют к религиозным стереотипам – Злу с большой буквы, раю и аду, Богу и Дьяволу (а также чертям и ангелам), карме, переселению душ и т. д. Ещё один аспект состоит в том, что фантастика вышла за свои жанровые границы9, переступая границы не только жанров (например, фантастический детектив и юмористическая фантастика) и родов литературы (например, фантастическая поэзия и фантастическая драматургия), но и родов искусства (например, фантастическая музыка454647, кинофантастика, фантастическая живопись484950).
О «затерянных цивилизациях» на Земле писали Владимир Обручев и тот же Беляев. В дальнейшем этот термин приобрёл смысл, аналогичный предложенному Еленой Ковтун термину рациональная фантастика, в данный жанр стали включать твёрдую научную и мягкую гуманитарную фантастику (а в настоящее время— нередко ещё и фэнтези используя его как синоним фантастики). окрашивает многие эпизоды почти во всех романах Кретьена и продолжениях «Персеваля». Клют в The Encyclopedia of Science Fiction помимо вышеуказанных перечисляет такие поджанры фантастики, как затерянные миры, киберпанк, космическая опера, научное фэнтези, новая волна, планетарная фантастика, слипстрим (англ. )русск., стимпанк, условная фантастика и другие. Частые сюжеты научной фантастики: полёты на другие планеты, робототехника ит. д. Эти два типа художественного вымысла различаются по способу пересоздания реальности.
В случае положительного ответа на данный вопрос говорят о «собственно фантастике» («содержательной фантастике»), где фантастическое допущение является структурообразующим принципом и можно говорить именно о жанре фантастики. Татьяна Чернышёва рассматривала фэнтези и ужасов (хоррор) как повествование сказочного типа, а научную фантастику – как повествование об удивительном и необычном. Время от времени в среде писателей-фантастов рождаются новые течения и жанровые маркеры. Насколько вкусным получается конечное блюдо – зависит лишь от мастерства автора. Квест может быть как фэнтезийным, так и научно-фантастическим. Фантастический поиск трактуется как эротические похождения («фейные сказки», например «Акажу и Зирфила», 1744, Ш. Дюкло).
Фэнтези – жанр, базирующийся на непознаваемом. Экстраполируя тенденции развития, он пытается заглянуть в будущее и показать, как хорошо (или плохо) станет, если эти тенденции не изменятся. Данный метод заключается в применении особого приема – фантастического допущения. Фантастическое допущение хоть и является обязательным элементом социальной фантастики, но выполняет вспомогательную роль инструмента, а не самоцели. Классификация фантастики— это сложный и спорный момент в фантастиковедении.
Сначала в таких поэмах, как «Рауль де Камбре» и «Гуон Бордоский», героическое и романическое неловко сосуществуют, как если бы поэты, воспитанные в традициях старой школы, чувствовали необходимость делать уступки новым веяниям. Для начала дадим определение. Метерлинк, А. А. Блок), экспрессионистов (Г. Такой прагматический подход к Ф. оказался особенно перспективным. Естественный спутник планеты.
Результатом становятся пограничные произведения имеющие признаки обеих жанров. Результатом становятся пограничные произведения имеющие признаки обеих жанров.
Эти два типа художественного вымысла различаются по способу пересоздания реальности10. Данный метод заключается в применении особого приема— фантастического допущения43. Кроме того, расцветали поджанры, которым еще предстояло сформироваться в американской фантастике: социальная утопия (Г. Адамов, Д. Бузько, Э. Ингобор, В. Итин, Я. Ларри, Л. Леонов, В. Никольский, Я. Окунев, А. Палей), утопическая поэма (А. Гастев, В. Маяковский, А. Твардовский), сатирическая фантастика (Л. Платов, М. Шагинян, И. Эренбург, В. Язвицкий), городская сказка (М. Булгаков, Л. Лагин), военно-фантастический роман (С. Беляев, А. Дмитриев, Ю. Долгушин, П. Павленко, Н. Шпанов). Роберт Эттингер, отец современной крионики, взял идею воскрешения тела после полной заморозки из рассказа Нила Джонса 1931 года «Джеймсон Сателайт». Да и верить в то, что в один прекрасный день твоя персоналка взбунтуется и начнет править тобой – примерно то же, что готовиться к мятежу кастрюль и скоросшивателей.
Супермен появился год спустя, в 1938-м. У романтиков двойственность оборачивается раздвоением личности, ведущим к поэтически благотворному «священному безумию». Гакова предлагается следующая классификация.
Особого размаха кино- и телефантастика достигает в США, где снимаются известные фильмы, такие как «Робокоп», «Звёздный десант», «Терминатор», «Пятый элемент», «Матрица», а ряд произведений вырастает в медиафраншизы, например, «Звёздные войны», «Звёздный путь», «Звёздный крейсер Галактика», «Звёздные врата». Слово «супергерой» использовали для описания реальных людей ещё до того, как его стали применять к вымышленным персонажам. Фантастика, не имея самостоятельного значения, оказывается подспорьем плутовского романа («Хромой бес» А. Р. Лесажа, «Влюблённый дьявол» Ж. Казота), философского трактата («Микромегас» Вольтера) ит. д.
А ещё раньше был Фрэнсис Бэкон, отец современной науки и технократизма, в «Новой Атлантиде» (XVI век) снабдил поселян высокотехнологичными девайсами, включая магнитофон, подлодку и прочее ну ты понел. По мнению таких авторов, как Громов и Ладыженский (Олди) «фантастика— это литература плюс фантастическое допущение». Сюжеты, ранее представлявшие собой прямолинейный рассказ о героических деяниях, перерабатываются в соответствии с новыми запросами и, как следствие, появляются «Гарен де Монглан» или «Рено де Монтобан» («Четыре сына Эмона»), представляющие собой цепь разнообразных эпизодов, которые не только неправдоподобны сами по себе, но и преисполнены такой тяги к чудесному, что она полностью затмевает традиционное внимание к героическим доблестям.
Модификации могут быть мелкими и не влияющими на общий ход событий (серия Институт альтернативной истории Свержина), так и глобальными, резко меняющими сам ход событий (серия Бульдоги под ковром Звягинцева). Взаимопроникновение этих поджанров может иметь разные формы. Фантастическое допущение или фантастическая идея— основной элемент жанра фантастики. В результате вопрос о роде этого существительного остается открытым.
Это непознаваемое -магия-волшебство-колдовство, если быть точным – может использоваться человеком (обобщим под этим понятием все разумные расы) или животными, а может существовать абсолютно отдельно проявляясь, например, в виде (псевдо)природных катаклизмов. То или иное использование этих приёмов порождает поджанры фантастики. Единственный естественный ограничитель – закон физики, который при должном старании можно обойти (как, например, закон всемирного тяготения обходится с помощью законов аэродинамики).
Проблемы типологии фантастического мегажанра были рассмотрены на Всероссийской научной конференции «Фантастика и современное мифотворчество». Научная фантастика это художественная литература.
И, более того, это разграничение породило два подхода к определению фантастики2541. Грандиозные зажигательные шоу, эффектные зрелища, развлечения без ограничений. Книга описывает путешествие изобретателя машины времени в будущее. Развитие детской литературы порождает новый облик фантастического мира— мир игрушечный: у Л. Кэрролла, К. Коллоди, А. Милна А. Н. Толстого («Золотой ключик»), Н. Н. Носова, К. Чуковского.
Она сохраняет полный спектр приемов беллетристики, лишь добавляя к ним ряд элементов, позволяющих выйти за рамки привычной реальности. Мотивы обоих жанров могут сосуществовать в одном произведении («Понедельник начинается в субботу» Братьев Стругацких) или взаимопроникать, «проростать» друг в друга, трансформируясь в новую сущность («Космическая трилогия» К. С. Льюиса). Вильям Годшок делит всю фантастику на четыре группы: 1) «чистая» фантастика (pure fantasy), где фантастика является сама по себе целью и где какие-либо идеи играют минимальную роль 2) философская фантастика, где фантастические образы и ситуации оказываются средством демонстрации и развития каких-то философских идей и концепций 3) социально-критическая фантастика (critical fantasy) в произведениях этого рода фантастические образы тоже служат средством, но уже не философических исканий и рассуждений они являются формой авторского суда над реальной действительностью по мнению Годшока, эта разновидность фантастического уже непосредственно приближает нас к научной фантастике и наконец, 4) реалистическая фантастика, которая и является научной фантастикой. Проблемы типологии фантастического мегажанра были рассмотрены на Всероссийской научной конференции «Фантастика и современное мифотворчество». Проблема классификации связана с нечеткостью самого термина фантастика.
Е. Ковтун, в свою очередь, противопоставляет жанру фэнтези не научную фантастику, но рациональную, включающую, помимо научной фантастики (её иногда называют научно-технической или твёрдой)— социальную и другие разновидности жанра. Чудеса «потусторонней» страны, «подземной земли» (), обращались в рассказы о далеко лежащих и о необыкновенных странах, об утопических царствах, о небывалых полях и садах, расположенных в «нигде». Развитие фантастики в период Ренессанса завершают «Дон Кихот» М. Сервантеса— пародия на фантастику рыцарских похождений и одновременно начало реалистического романа и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле использующий профанированный язык рыцарского романа для разработки гуманистической утопии и гуманистической сатиры.
Реакция на засилье просветитительского рационализма наступила во второй половине XVIII века англичанин Р. Хёрд призывает к прочувствованному изучению фантастики («Письма о рыцарстве и средневековых романах», 1762) в «Приключениях графа Фердинанда Фэтома» Т. Смоллетт предваряет ставший началом развития фантастики XIX—XX веков «готический роман» Х. Уолпола, А. Радклиф, М. Льюиса, У. Бекфорда. В. Чумаков в рамках научной фантастики выделяет научно-техническую фантастику (изучает взаимодействие искусственной среды и человека) и научную биологическую фантастику (изменение биологических характеристик человека и связанные с этим последствия). Основное разделение научной (в терминах Е. Ковтун – рациональной) фантастики происходит по рассматриваемой проблематике, твёрдая научная фантастика и социальная фантастика. Есть отдельные примеры фэнтези, основанных на восточной мифологии, на японской, на африканской («По мыслящим королевствам» Алана Фостера, «На странных берегах» Тима Пауэрса, «Дети Ананси» Нила Геймана), на индейской (Андре Нортон), на мифологии австралийских аборигенов (Патрисия Райтсон), на мифологии Океании (Майкл Скотт Роэн), на эскимосской мифологии (Ларри Нивен Стивен Барнс Проект Барсум) и другие. Обязательно среди противостоящих или помогающих ему числятся разумные суперкомпьютеры-ИскИны, а основное преодолеваемое препятствие – компьютеризированная защита (в виртуальном или реальном мире – неважно).
Также существуют фэнтези использующие персонажей из разных мифологий («Американские боги» Нила Геймана), авторские мифологии (серия о Средиземье Джона Р. Р. Толкина, Кэтрин Курц Дерини, Урсула ле Гуин Земноморье) и фэнтези с технологической мифологией («Нам здесь жить» Цикл «Бездна голодных глаз», Генри Лайон Олди). «Вплоть до XV века и даже позже роман остается основным прибежищем всего чудесного и странного». Генетические связи рассказа с далекими уходами и взиранием на причудливые «чудеса», с дивованием, дали себя знать в том, что древнейшие наррации говорили о хождениях в несуществующие заморские земли, к фантастическим обитателям. Основаны на достижениях науки и научных мифах. Однако это правило имеет оговорку: как правило (прошу прощения за тавтологию).
В этом произведении впервые применён термин «астронавтика» (1925). Утопии (невозможное место), ухронии (невозможное время) и ускевии (невозможная вещь в подчёркнуто реальном хронотопе).
Или же реальные исторические события служат лишь антуражем для фантастического действия (Вершинин Двое у подножия Вечности).