Жан-батист Грез – Молочница, 1780, холст, масло, 106х86 см. Этот шедевр Греза поступил в Лувр по завещанию баронессы Натаниелы Ротшильд в 1899 году.
Западноевропейская живопись XVII-XVIII веков» в ЕМИИ (Екатеринбург) в 2006 году и «В кругу семьи» в ГМИИ им. Грез – молодой, только что приехавший в Париж, провинциальный художник с большими амбициями, выбрал для себя как образец для подражания произведения Рембрандта и в целом искусство «северной школы» живописи. Внешность молодой матери на полотне «Балованное дитя» напоминает о прачке из одноименной работы Греза, что и было тонко подмечено Дидро. Знаменитый текст Дидро «Салона 1765 года» развивается вокруг воображаемого разговора с героиней грезовской картины «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии).
Зрители Салона отмечали, что именно фламандская живопись является объектом особого «изучения» со стороны Греза. В истории искусства Грезу не было уделено должного внимания, возможно, это объясняется сложностью и неоднозначностью его творческой личности. Зритель был еще не готов принять, понять и оценить «Септимия Севера» Греза.
Подобная тенденция характерна и для французской жанровой живописи в целом. В «Даме-благотворительнице» и в диптихе «Отцовское проклятие» иконографические мотивы пуссеновских произведений стали основой для индивидуальной интерпретации. В 1991 году она защитила докторскую диссертацию «Жан-Батист Грез и его наследие в России». Ориентирами для Греза в «Деревенской помолвке» и в «Паралитике» стали мастера французского академизма Лебрен и Пуссен. Основал в Варшаве Художественную школу. Жан-Батист Грез (1725-1805) является ведущим французским художником XVIII века имя которого можно поставить в один ряд с такими знаменитыми мастерами эпохи, как Антуан Ватто, Жан-Батист Симеон Шарден, Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар и Жак-Луи Давид.
И при том, что в 1979-1989 годах во французских музеях были организованы монографические выставки: Шардена (1979), Ватго (1984-85), Буше (1986-87), Фрагонара (1987-88), Давида (1989-1990)43. Позы полны какой-то распущенности и податливости. Маленькие картины удавались ему гораздо лучше, чем большие. Бейли вписывает грезовскую «Прачку» в контекст такого явления культуры XVIII столетия, как жанр «пуассар», получивший наибольшее распространение в литературе и театральных постановках47. Мать Сент-Обена (1696-1756) служила вышивальщицей у короля Людовика XV.
В последней бытовой сцене «Первая борозда» (1801, Москва, ГМИИ им. Для его творческого метода характерны повторяемость типов героев и мотивов использование более ранних этюдов и зарисовок при работе над замыслом, назидательность, сентиментальность эмоционального строя. Литература. В записках аббата живописцу дается следующая характеристика – «молодой художник бамбоччанти», 3 также указывающая на его принадлежность к мастерам бытового жанра. В творчестве Греза типология в строгом смысле присутствует лишь в жанровых портретах и «головках», что касается бытовых сцен, здесь можно наблюдать общность тематического, сюжетного и образного плана. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр».
Каталог включает вступительную статью, биографию художника, доработанную Манхаллом сравнительно с вариантом 1977 года и эссе российского специалиста из Государственного Эрмитажа Ирины Новосельской «Коллекция рисунков Греза в Санкт-Петербурге». Решение вопросов, связанных с атрибуцией, остается актуальным, так как на протяжении XVIII века произведения Греза копировались в огромном количестве, создавались картины и рисунки в «манере Греза», в особенности это касается его знаменитых «головок». Станислав-Август поручил ему написать картину: "Сборовская битва при Владиславе IV". А. С. Пушкина. В конце XVIII – начале XIX вв. «Фламандская манера» художника была ориентированна на композиционные, тонально-цветовые и технические приемы особо ценившихся тогда «северных» мастеров предыдущего века. К этому времени относится дружба с философом-энциклопедистом Дени Дидро.
В 1717 году Ватто получил звание академика за большую картину "Паломничество на остров Киферу" (Лувр, Париж). По возвращении своем на родину учился у гравера Ж. -Ф. Основными персонажами их произведений являются дети: «Маленькая пряха», «Девочка с собакой».
Д. Дидро писал о нем: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Подобная точка зрения объясняется непониманием становления творческой личности мастера. Художник был принят в члены Академии, но не как исторический художник, а в той же унизительной для cебя категории жанрового живописца, в которой он получил звание «причисленного». Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Художник выстраивает бытовую сцену по законам академической картины, в основе которой лежит фризовая композиция «Несения креста» Лебрена, сюжет передается с помощью жеста и экспрессии. Его учителями стали не только голландские мастера предшествующего столетия (Рембрандт), но и современники – Шарден и Буше, но позднее также Рубенс, Вьен и Пуссен.
Здесь речь идет не только о «bambochades» Буше – «Прекрасная кухарка» (ок. В женских изображениях также нередко можно узнать образ жены художника. Картины, выставленные Грезом в его первом Салоне 1755 года, не остались незамеченными. А. С. Пушкина), «Читающая» (Кристи, Лондон, 25 марта 1977 года (16), «Невинность» (ок. «Новым Рафаэлем» назвал живописца и известный антиквар Ж. -Б. П. Лебрен 23, он указывает на область талантов Греза, – «писать людей в частной жизни. Выражение простых нравов, непорочности, любви. благодарности, сыновней нежности – таковы сюжеты, которые он берет с натуры и которые рассказывает с большим интересом»24. 1732 известна только по гравюрам Дювербре и Субейрана), но и о его пасторальном жанре.
«Маленькая спящая вязальщица» вдохновила Греза на создание «Девушки, сматывающей клубки шерсти» (1759, Ныо-Йорк, коллекция Фрик). Таким образом, тема настоящего исследования может считаться неразработанной. Жан-Пьер Норблен де ла Гурден (1745-1830). Дидро по этому поводу заметил: «Грез отошел от своего жанра: добросовестный подражатель природы, он не сумел возвыситься до того преувеличения, которого требует живопись историческая»22.
9Q биография художника, автором которой была мадам Валори. Следующим шагом к строгому неоклассицизму станет morceau de reception «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в покушении на его жизнь в ущельях Шотландии». Литография К. Верне "Арабский жеребец" выполнена на высоком профессиональном уровне.
Это уроки морали, когда художник превращается в рупор добродетели, а живопись служит иллюстрацией. Анималист, карикатурист и баталист, художник-историограф Наполеоновской армии. По уровню исполнения художник относится к лучшим представителям голландской школы. Для художественного почерка мастера характерны разные «манеры», здесь речь идет не об эклектизме искусства Греза, а об индивидуальном выборе ориентиров для дальнейшего развития и реализации своих способностей и талантов вне традиционного пути академического художника.
С 1777 – придворный художник. В дальнейшем рокайльная манера используется им и в многочисленных «головках» («Девушка, оплакивающая мертвую птичку). В музейных собраниях и частных коллекциях нередко встретишь «головки» исполненные «в манере Греза». Так, к устойчивым типам принадлежит образ пожилого отца, который переходит из картины в картину, начиная с «Чтения Библии» и «Обманутого слепца».
1780, частное собрание). Быстро овладев техникой акватинты, которой он учился у гравера Ж. -Ф. Брукнер стала пионером в возрождении интереса к творчеству Греза.
Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. Они признают его живописцем женской красоты, восхищаются его женскими и детскими «головками», отмечая их популярность во Франции и за рубежом. По-новому представлено творчество этого живописца в культурной и художественной атмосфере эпохи. Французский рисовальщик, гравер и художник. Она была создана для украшения голубой спальни с павлинами в особняке герцога де Шуазеля, где экспонировалась работа Жозефа-Мари Вьена «Гречанка в ванной». Голландский бытовой художник.
К его лучшим жанровым произведениям относятся два рисунка «Костюмированный бал» и «Концерт» (1773). Габриэль Метсю (Metsu, 1629-1667). В каталоге выставки особое внимание было уделено проблеме самоопределения «бытового жанра» в XVIII столетии.
Ориентирами для Греза в «Деревенской помолвке» (1761, Париж, Лувр) и в «Паралитике» (1763, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) стали мастера французского академизма Лебрен и Пуссен. Филипп Руссо (Rousseau, 1808-1885), брат Теодора Руссо, ученик барона Гро и В. Бертена, вначале избрал для себя специальностью пейзаж и изображал виды Оверни и Нормандии, потом перешел на живопись животных, которая не замедлила составить ему репутацию отличного мастера. Диссертация обсуждалась на заседаниях Отдела Классического искусства Запада ФГНУ «Государственный институт искусствознания». Робер -превосходно пишет античные руины.
У художника была изначальная «предрасположенность», склонность к «низким» жанрам (портрету и бытовой живописи), где доминировало влияние «северного» искусства. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. В десять лет начал гравировать свои собственные композиции. Произведения молодых художников часто затмевали славу родоначальника «моральной» живописи, тем более, что после 1769 года Грез демонстрировал свои работы только в мастерской. А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж). Третий раздел посвящен теме «Грез и Академия» и в нем подробно рассматривается историческое полотно «Септимий Север и Каракалла».
Грез осваивает язык рококо, находит ему применение в галантных композициях – в парных овалах, написанных по заказу мадам Помпадур и в многочисленных «головках», например, «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). В рукописном журнале М. Гримма и Д. Дидро «Correspondance Litteraire» грезовские работы характеризуются как «картины во фламандском вкусе»2 – своего рода клише, которое использовалось для описания произведений жанрового живописца. Эссе известных беллетристов открывает раздел о «великом поэте XVIII столетия Ватто», далее рассказывается о «великом живописце» Шардене, о Буше, олицетворяющем собой «вкус века», JIa Туре и, наконец, Грезе. Отправившись в 1736 в Париж, он работал сначала для гравера Жана Долле. Жанровая живопись Греза еще ни разу не становилась предметом специального анализа.
Исследуется художественно-образное содержание и типология его искусства. Теме «Дидро и Грез» посвящено значительное число публикаций как в зарубежном искусствознании, так и в отечественном4. Большой мастер кисти. В начале главы, посвященной этому художнику, братья Гонкуры описывают сцену из эпистолярного любовного романа XVIII столетия Шодерло де Лакло «Опасные связи» (1782), где Вальмон уплачивает сборщику податей пятьдесят шесть ливров — сумму, причитавшуюся с семейства крестьян.
Александр-Габриэль Декан (Decamps, 1803-1860). Картины Павловского дворца», в которых она рассматривает малоизвестные произведения художника, уточняя атрибуцию, провенанс, публикуя впервые целый ряд ценных архивных документов, раскрывающих историю появления грезовских произведений в России. Второй раздел посвящен поздним жанровым произведениям Греза и русским заказчикам. У него учились граверы И. Г. Мюллер, Шмуцер, Дункер, Ингуф и Гуттенберг. Всех гравюр исполненных им самим или другими по его рисункам, насчитывается до 3000. Полное имя Селестен Франсуа Нантёйль-Лёбёф.
В особенности он известен своими аквафортными гравюрами, в числе 94-х листов. «Голос Дидро» постоянно звучит во второй и третьей главах настоящего исследования. Берне был любимым живописцем русских собирателей на протяжении долгого времеии. С 1759 по 1765 год художник экспонировал свои работы на четырех Салонах. Выбирая изобразительные приемы, он часто руководствуется вкусами заказчиков. По возвращении в Морле (Бретань) художник организовал курсы изобразительного искусства для детей. До недавнего времени в искусствоведческой литературе существовало мнение, что годы, проведенные Грезом в Италии, были потрачены впустую. А. С. Пушкина: история создания и происхождение» (2008). Хартфорде (Коннектикут, Уотсворт Атенеум) и Сан-Франциско (Калифорнийский дворец легиона чести) и во французском Дижоне (Музей изобразительных искусств), был Эдгар Манхалл.
Мастерами этого жанра по праву считаются голландские художники. В графическом наследии Греза существует значительное число разнообразных этюдов: одетые и обнаженные мужские, женские и детские фигуры, портретные зарисовки, наброски отдельных частей тела (головы, руки, ноги), животные и предметы быта. Коллекционирование современного искусства в предреволюционном Париже». Из жанристов XIX столетия особенно известны имена Эдуарда де Бомона (1821-1888) – французского акварелиста, литографа и иллюстратора. Французский художник и гравер, ученик Вьена, вскоре покинувший академическое направление этого художника и посвятивший себя жанру. Здесь можно добавить, что число известных бытовых полотен художника часто ограничивается лишь знаменитыми «Деревенской помолвкой» и «Паралитиком».
Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Его герои обычно из среднего класса, отличаются благородством характера и действия. Собиратель приобрел несколько картин художника («Обманутый слепец», «Отец семейства, читающий Библию своим детям», «Школьник, заснувший над книгой»), написанных во «фламандской манере» и предоставил их для экспонирования в первом для Греза Салоне 1755 года, в дальнейшем он покупает и другие его работы. Грез, как талантливый художник, реализует свои индивидуальные способности, он не всегда стремится соответствовать запросам рынка, показательным примером является история с картиной «Паралитик».
Художник и иллюстратор. Грез следует вкусам заказчиков, для Гужено и его современников эти работы воспринимались как своеобразные «souvenirs» о «grand tour» по Италии.
В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Его искусство во многом обусловлено запросами и интересами покупателей. Сохранилось более 1000 работ с указанием на его авторство. Новизна исследования состоит в комплексном анализе жанровых картин мастера, в процессе которого уточняется происхождение произведений и их датировки. А. С. Пушкина (Москва) в 2008 году.
Буше – чуть не забыл о нем. Картина выставлялась в первые годы революции и произвела сильное впечатление на зрителей.
Morceau de reception стало примером неоклассического стиля, язык которого значительно отличался от грациозного неоклассицизма Вьена, предваряя «Андромаху, оплакивающую Гектора» Давида (1783, Лувр). А. С. Пушкина «Итальянское путешествие Жана-Батиста Греза» (2007), «Жанровые картины Жана-Батиста Греза в собрании ГМИИ им. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «.
На выставке были представлены девяносто пять рисунков и одна живописная работа («Автопортрет» Греза из Музея изобразительных искусств в Марселе). Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Автор стремится вписать искусство Греза в культурный контекст эпохи Просвещения, показывая философские, литературно-художественные течения того времени и раскрывая причины возникновения феномена «sensibilit».
«Не будь этого Септимия Севера, – замечает Дидро, – Грез мог считать себя удовлетворенным в нынешнем году но проклятый Септимий испортил все», – а в заключение критик приводит отрывок из басни Лафонтена, который отражает его отношение к злополучному полотну: «Коль мы насилуем талант изящное мы создавать не в силах»14. Первый посвящен галантной живописи мастера. Михаила. В этом утонченность Греза, он возводит в соблазн простоту и неприхотливость девушки. 1735, Музей Коньяк-Же) и «Прекрасная крестьянка» (ок.
Фрагонар -написал очень хорошую картину. Следующие доклады были прочитаны на нескольких научных конференциях: «Картина Ж. -Б. А. С. Пушкина «Итальянское путешествие Жана-Батиста Греза» (2007), «Жанровые картины Жана-Батиста Греза в собрании ГМИИ им. Каждой манере соответствует своя живописная техника и понимание цвета. В этом последнем разделе произведения выделены в отдельные группы: детские «головки», женские «головки» (ранее считавшиеся этюдами «головки» эротического содержания мифологические образы и аллегории), жанровые портреты и однофигурные композиции. Ей очевидным образом не достает историзма.
Как писали братья Гонкуры: «Революция забрала всего Греза. Автор еще раз отмечает первенство Греза «в своем жанре» – жанре бытовой картины. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Грёз Жан Батист (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский художник.
Леба. 1780, Орегона, Музей изобразительных искусств Портланда), которые рассматриваются в первом разделе «Семейные сцены: от идиллии к драме». В данном случае мы лишь отметим, что «голос Дидро» постоянно звучит во второй и третьей главах настоящего исследования. Художник написал «Первую борозду», когда ему было уже семьдесят шесть лет.
В первом разделе рассматриваются ранние доитальянские произведения Греза, выставленные в первом для художника Салоне 1755 года: «Школьник, заснувший над книгой» (Монпелье, Музей Фабра), «Отец семейства, читающий Библию своим детям» (Париж, собрание барона Р. Хоттингера), «Обманутый слепец» (ГМИИ им. Таковы, например, "Домашняя и полевая мыши" (1845), "Незваный гость" (1850 в Люксембургском музее, в Париже), "Кошка и старая крыса" (1847), "Обезьяна-фотограф" (1866), "Внутренность кухни" (1867), "Волк и ягненок" (1875) и др. В женских «головках» Грез наиболее часто варьирует одну и ту же иконографическую схему изменяя лишь детали, наглядным примером являются «Воспоминание или Верность» (1787-89) и «Ариадна» (1804) из собрания Уоллес и московское «Сладострастие» (1789-90). Особенно подробно авторы разработали раздел «головок», куда входят сюжетные погрудные изображения девушки с лентами в волосах и с непокрытой головой молодые женщины, опирающиеся головой на руку, девушки с вуалью сидящие девушки женщины, показанные со спины читающие с животными (ягненок, овечка, кошка, собака) с птицами погрудные детские изображения мальчики и старцы. Вступление к каталогу Э. Манхалл начинает словами Пьера Розенберга: «Грез, великий Грез, . который остается все еще одним из самых непризнанных художников, наиболее презираемых во всей истории живописи, чье 250-летие со дня рождения, кажется, не будет отмечено ни одной громкой выставкой»42.
Сын художника Якова Метсю, ученик Г. Доу, Фр. Грез – молодой, только что приехавший в Париж, провинциальный художник с большими амбициями, выбрал для себя как образец для подражания произведения Рембрандта и в целом искусство «северной школы» живописи. Герои книги Бейли – «пионер патриотического вкуса» Анж-Лоран Ла Лив де Жюлли, олицетворение «прогрессивного вкуса» маркиз Луи-Габриель де Вери и представитель «нового типа» собирателей нотариус Шарль-Никола Дюкло-Дюфренуа, являются патронами и заказчиками многочисленных произведений Греза и что важно – наиболее значительных его жанровых картин. Заказчиком выступил ее брат, маркиз де Мариньи. В настоящее время считается одним из самых знаменитых художников мирового значения. Они признают его живописцем женской красоты, восхищаются его женскими и детскими «головками», отмечая их популярность во Франции и за рубежом.
Грез продолжает работать с привычной для него тематикой (жанровые сцены и портреты), которой посвящен первый раздел этой главы. Их можно разделить на две тематические линии: галантные сюжеты (tableaux de modes и жанровые портреты) и семейные сцены. Художник не смог передать того драматического и трагического смысла, заложенного в сюжете из римской истории, что удастся ему через несколько лет, но уже в жанровой картине – диптихе «Отцовское проклятие» (1777-78, Париж, Лувр).
Творчество Греза 1759-1769 годов невозможно рассматривать без знаменитых «Салонов» Дидро. Умер 23 февраля 1830 года в Париже в возрасте 84 лет. Отдельная глава этого исследования, посвященная художнику, называется «Грез и официальное искусство», в ней автор останавливается лишь па некоторых работах мастера, ограничиваясь концом 1770-х годов – «Отцовским проклятием» из Лувра (1777-1778). Однако преобладающий тон во взглядах Дидро на искусство мастера – безусловно, положительный: «Но вот, наконец и излюбленный нами обоими художник, первый кто решил живописать нравы, повествовать о событиях, которые так и просятся в роман» («Салон 1765 года»). Подобная точка зрения объясняется непониманием становления творческой личности мастера.
Подобную характеристику вряд ли в настоящее время можно считать убедительной. Мирные семейные сцены, занятия или отдых людей составляют главную часть его произведений. Никто не имел более просвещенных и верных идей о социальном порядке»8. Эти рисунки превосходно гравированы А. - Ж. Дюкло (1742 -1795).
С другой стороны, выбрав так называемую «фламандскую» манеру, которая была ориентирована на композиционные, тонально-цветовые приемы нидерландских живописцев предшествующего столетия, художник следовал запросам рынка. Используя ее иконографическую схему, художник пишет такие жанровые портреты, как «Девушка с голубями» (ок. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Ученик Ж. -М.
В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Если критик весьма сдержанно оценил «Простоту» (1759, Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл) и «Пастушка» (1761, Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале), созданные в традициях пасторального жанра Буше, глубоко чуждого Дидро, посвятив им лишь несколько строк, то «Деревенская помолвка» (Париж, Лувр), экспонировавшаяся в Салоне 1761 года, вдохновила его на подробное описание, в котором перед читателем разворачивается целое театрализованное представление.
Мадам де Помпадур восхищалась талантом Буше. Пьера была приобретена Людовиком XVI. Актуальность темы. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер.
Предлагаемое диссертационное исследование (глава IV. 3) ориентируется на тематические разделы этого каталога, например, в разработке типологии «головок» и однофигурных композиций. Тема любовного треугольника звучит еще в «Обманутом слепце», в дальнейшем в картинах итальянского периода: «Разбитые яйца» Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Неаполитанский жест» Массачусетс, Уорчестерский художественный музей «Птицелов» Варшава, Национальный музей и «Итальянская лентяйка» Хартфорд, Коннектикут, Уотсворт Аттенеум. Картина имеет определенные художественные недостатки, рассмотренные в подробном описании Дидро («Салон 1769»). Подробно анализируются два полотна: «Посещение священника» (ок. Невозможно рассматривать и оценивать его путешествие по Италии в рамках академических стандартов, когда итогом пребывания художника в Риме должна была стать картина на исторический сюжет – «morceau de reception», дававшая возможность после возвращения в Париж получить статус академика. Каталог составлен по тематическому принципу, авторы выделяют: сюжеты религиозные исторические, мифологические, аллегории, пейзажи, семейные сцены, tetes d39expression (выразительные головки), портреты и академические этюды.
Полное имя Жан-Батист Проспер Мари Сен-Жермен. одно из самых опасных созданий, какие только существуют на свете я не приду в отчаяние, если в один прекрасный день императрица сошлет ее в Сибирь». На выставке представлен цветной эстамп Дебюкура «Утреннее прощание». Жан-Мишель Моро (Moreau, 1741-1814), прозванный Младшим. Художественная критика воспринимала «моральную» живопись Греза сквозь призму других видов искусства, в первую очередь театра и литературы, то есть в традициях «прочтения» академической картины. Правда, все это требует дальнейшего уточнения и проверки. В тексте «Салона 1763 года», описывая картину «Паралитик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Дидро называет ее автора «мой художник» и определяет жанр произведения как «нравоучительную живопись»5.
В 1866-1877 годах появилось эссе Эдмона и Жюля Гонкуров «Искусство XVIII века»31, включающее главу, посвященную жизни и творчеству мастера. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Карл Верне (Vernet, 1758-1836).
Устремления Дидро и Греза совпадают, оба стремятся исправлять своего читателя и зрителя. После длительного периода молчания в 1972 году появилось исследование английского специалиста Аниты Брукнер «Взлет и падение феномена восемнадцатого века»14. В их творчестве, как и в работах мастера, преобладали детские и женские «головки». Французский художник Жан Батист Грёз родился в Турню. Если до 1780 года все значительные работы художника были написаны по заказу двух видных парижских коллекционеров – Дюкло-Дюфренуа и маркиза де Вери, то впоследствии на первый план выходят русские собиратели.
В «Девочке с собачкой» (1767, Лондон, частное собрание) Грез достигает естественности и натурализма в изображении детей, в отличие от современников художника, которые показывали детей как маленьких взрослых имитирующих занятия старших. В период между 1745 и 1750 годами обучался в мастерской Ш. Грандона в Лионе. После длительного периода молчания в 1972 году появилось исследование английского специалиста Аниты Брукнер «Взлет и падение феномена восемнадцатого века»39. Грез был причислен к Академии в 1755 году как peintre de genre particulier (художник частной жизни), таким образом, выбрав с самого начала данное направление в своем творчестве. Гравюра Иоганна Вилля (1715-1808) с оригинала Габриэля Метсю «Голландская кухарка» отличается чистотой и мягкостью штриха, превосходной передачей нюансов светотени и фактуры предметов.
Именно социо-культурный контекст эпохи и обращение к документальным источникам и художественной критике того времени дали возможность «взгляда изнутри» на искусство мастера. Гравер, родился в Гиссене, близ Кенигсберга, умер в Париже. Автор не воспринимает Греза как серьезного моралиста, его в первую очередь интересуют «грезовские девушки», знаменитые «головки» он рассматривает как выражение его индивидуальности, здесь наблюдается близость идеям братьев Гонкуров о любвеобильном темпераменте художника. В возрасте 17-ти лет был приглашен вместе со своим наставником, Л. -Ж.
Невозможно рассматривать и оценивать его путешествие по Италии в рамках академических стандартов, когда итогом пребывания художника в Риме должна была стать картина на исторический сюжет – «morceau de reception», дававшая возможность после возвращения в Париж получить статус академика. Лучшие мастера., такие как Пуссен, Лесюер, возможно, Рафаэль, не могли бы не признать этого»22. Грез создал целый ряд жанровых композиций, в которых стремился возвысить бытовую сцену до уровня исторической живописи. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика).
Главные персонажи картин Грёза — простолюдины, обладающие высокими моральными качествами. В 1986-1985 годах И. Н. Новосельская публикует две статьи: «Картины Ж. -Б. Греза». в Константинополь и Малую Азию. Второй раздел посвящен итальянскому путешествию живописца.
Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). Упехом у публики пользовались гравюры Мишеля Моро (1741-1814) с произведений известных жанровых живописцев. К числу гравюр Дебюкура, ценимых и разыскиваемых коллекционерами, принадлежат также "Худо скрытая Сусанна", "Застигнутые любовники", "Менуэт новобрачной", "Похищение", "Два поцелуя", "Пожар", "Кафе Фраскати", "Охота на лисицу" (с оригинала Карла Верне). В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма.
Именно с Грезом связаны важнейшие мысли Дидро о родстве живописи с театром и литературой. Напишет ли вторую такую же. Лишь спустя двенадцать лет под угрозой лишиться возможности выставляться в парижском Салоне, Грез представил в Академию свою историческую картину «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в покушении на его жизнь в ущельях Шотландии».
А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж).
А. С. Пушкина (Москва) в 2008 году. С 1870 г. он был директором рисовальной школы в Дижоне и хранителем городского музея. Огюстен Сент-Обен (Augustin de Saint-Aubin, 1736-1807). Прачки» (1737, Стокгольм, Национальный музей), «Хорошего воспитания» (1753, Хьюстон, Музей изобразительных искусств), «Молитвы перед I/ обедом» и детских портретов ощущается в ранних работах художника. 31 мая 1813 года в театре Водевилей в Париже она представила одноактную пьесу «Грез или Деревенская помолвка».
Следующее исследование Бейли «Патриотический вкус. Грез был оценен как одна из ключевых фигур в данном художественном процессе. К ценителям искусства художника принадлежали самые знаменитые русские коллекционеры, картины Греза украшали собрания Демидовых, Юсуповых, Шуваловых, Строгановых, Гагариных, Нарышкиных, Трубецких, Кушелевых-Безбородко. Обучался в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Полное имя Антуан Шарль Орас Верне.
Творчество Греза 1759-1769 годов невозможно рассматривать без знаменитых «Салонов» Дидро, которые охватывают пять экспозиций – 1759, 1761, 1763, 1765 и 1769 годов, где выставлялись работы художника. Художник повторял одни и те же удачно найденные образы, меняя лишь детали. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Греза (1725-1805) «Хорошее воспитание».
Таким образом, художник, по их мнению, не является убедительным моралистом. Стоит отметить, что просветитель не только воспевает талант художника, но и критикует, по его мнению, слабые места в его работах, например, композиционные огрехи в картине «Прачка» (Салон 1761 года Лос-Анджелес, Музей Дж. А. С. Пушкина) и отдельные, связанные с ними работы более позднего времени. Его полихромные гравюры изображают преимущественно сцены парижской жизни в конце 18в. 1780, Орегона, Музей изобразительных искусств Портланда) и «Отшельник, раздающий четки» (ок. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. Л. -Ф.
Для художественного почерка мастера характерны разные «манеры», здесь речь идет не об эклектизме искусства Греза, а об индивидуальном выборе ориентиров для дальнейшего развития и реализации своих способностей и талантов вне традиционного пути академического художника. Апробация. Работал при королевской библиотеке. Художники Проспер Сен-Жермен (1804 -1875) и Франсуа Гренье (1793-1867) работали в технике цветной литографии.
Удостоился орденов Почётного легиона и св. С редкой изобретательностью и техническим мастерством соединял в своих жанрах жизненность, поразительное чувство колорита и силу света – качества, приобретенные им во время путешествия в 1827-28 гг. Он иллюстрировал некоторые его книги. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей).
Селестен Нантейль (Clestin Nanteuil, 1813-1873). Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Лишь спустя двенадцать лет под угрозой лишиться возможности выставляться в парижском Салоне, Грез представил в Академию свою историческую картину «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в покушении на его жизнь в ущельях Шотландии». В 2000 году вышла его небольшая книга, посвященная приобретенной в 1983 году музеем Гегги в Лос-Анджелесе картине Греза «Прачка» (1761)46. О «Неблагодарном сыне» анонимный автор писал: «Наконец, эта картина – несомненный шедевр. В 1991 году она защитила докторскую диссертацию «Жан-Батист Грез и его наследие в России». Его родители жили в Бретани, где Проспер познакомился с писателем Эмилем Сувестром (1806-1854).
1785, Лондон, собрание Уоллес). Бейли стал вместе с Филиппом Конисби и Томасом Гетгенсом организатором и куратором выставки «Век Ватто, Шардена и Фрагонара. Собиратель приобрел несколько картин художника, написанных во «фламандской манере» и предоставил их для экспонирования в Салоне 1755 года, в дальнейшем он покупает и другие его работы. В рукописном журнале М. Гримма и Д. Дидро «Correspondance Littraire» грезовские работы характеризуются как «картины во фламандском вкусе»2 – своего рода клише, которое использовалось для описания произведений жанрового живописца. Луи-Филибер Дебюкур (Debucourt, 1755-1832).
Если при описании произведений в начале карьеры Греза критика прибегала к сравнениям художника с голландскими и фламандскими мастерами XVII века (Рембрандтом, Браувером и Тенирсом) – так в тексте «Салона 1761 года» Дидро писал: «Тенирс живописует нравы. Жан-Антуан Ватто (Watteau, 1684-1721). Подобную характеристику вряд ли в настоящее время можно считать убедительной. 1784 года, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), созданное художником для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и «Первая борозда» (1801, Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина (2004), «Жан-Батист Грез – «картины во фламандском вкусе»» в РГГУ на конференции «Искусство как сфера культурно-исторической памяти» (2004) на Отчетных конференциях ГМИИ им. А. С. Пушкина: история создания и происхождение» (2008).
В 1755–1756 годах Грёз побывал в Италии, жил в Риме и Неаполе. Если при описании произведений в начале карьеры Греза критика прибегала к сравнениям художника с голландскими и фламандскими мастерами XVII века (Рембрандтом, Браувером и Тенирсом), то в отзывах на «Септимия Севера» критики сравнивали его с Пуссеном, при этом часто не в пользу Греза. Но они не являлись единственным определяющим фактором. О «Неблагодарном сыне» анонимный автор писал: «Наконец, эта картина -несомненный, шедевр. Во втором разделе анализируются семейные сцены Греза. Картины Билля отличаются рсобой театральностью и преувеличенной жестикуляцией.
Имя Греза постоянно фигурирует в переписке тех лет, участниками которой являются ведущие деятели французской культуры – аббат Жан-Жак Бартелеми и граф Кейлюс, директор Французской Академии в Риме Шарль-Жозеф Натуар и маркиз де Мариньи, в современном понимании тогдашний «министр культуры». В 1991 году она защитила докторскую диссертацию «Жан-Батист Грез и его наследие в России».
«Фламандская манера» художника была ориентированна на композиционные, тонально-цветовые и технические приемы особо ценившихся тогда «северных» мастеров предыдущего века. Подобная тенденция усилится в его жанровых произведениях, созданных после 1769 года. А. С. Пушкина) до театральности в работах второй половины 1770-х годов (диптих «Отцовское проклятие») с особым интересом к драматическому действию и экспрессии, по мнению Фрида, чему способствовал и Дидро. В 1866-1877 годах было опубликовано эссе Эдмона и Жюля Гонкуров «Искусство XVIII века»10, включающее главу, посвященную жизни и творчеству мастера.
Французский художник и рисовальщик. Его учителями стали не только голландские мастера предшествующего столетия (Рембрандт), но и современники – Шарден и Буше, позднее также Рубенс, Вьен и Пуссен. Положение мастера в тот период было тягостным, в письме Люсьену Бонапарту (февраль 1801), посвященном картине «Святая Мария Египетская», он пишет: «Я признателен Вам, что Вы разделяете мои несчастья. Не знаю»16. Куратором и автором каталога этого выставочного проекта был Эдгар Манхалл 15. Салон 1769 года и крах академической карьеры художника» содержится новый взгляд на искусство мастера того времени, так как в литературе до сих пор господствует точка зрения об этом периоде как о кризисном моменте в биографии Греза, с которого начинается его постепенное «падение».
Эти произведения демонстрируют итоги эволюции бытовой живописи Греза. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Греза «Обманутый слепец» из собрания ГМИИ им.
правдивее. Его картины находятся в крупнейших музеях мира. Повсеместное увлечение, точнее, мода на произведения «северных» художников в среде парижских коллекционеров способствовала активному развитию этого жанра. С 1760-х годов в его творчестве появляются как камерные композиции с небольшим числом персонажей, героями которых становятся матери с детьми: «Тише. » (1759, Лондон, Букингемский дворец), «Балованное дитя» (1765, Эрмитаж) так и «программные» многофигурные работы: «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Эрмитаж). В последние годы своей жизни Руссо писал, кроме того, цветы, плоды, посуду и пр.
Он был изобретателем сюжетов всех своих картин, которые – не собрание случайных персонажей, а изображение сцен, где все доказано, мотивировано, объяснено. Ранние жанровые детские портреты («Школьник, заснувший над книгой» 1755, Монпелье, Музей Фабра «Маленькая спящая вязальщица» 1758, Сан-Марино, Художественная коллекция Хантингтона «Мальчик, учащий урок» 1757, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) построены по близкому композиционному принципу: героем картины является ребенок, поясное или близкое К поколенному изображение которого дается крупным планом и занимает почти всю плоскость холста. В настоящей диссертации нами были рассмотрены и проанализированы малоизвестные жанровые произведения художника, например, такие как «Пьяница у себя дома» (ок. его жена. Творчество мастера намного сложнее, оно не вписывается в рамки какого-то одного направления или стилевого течения, но граничит с основными идейно-образными (просветительский реализм, сентиментализм) и стилевыми системами того времени (рококо, неоклассицизм).
Шедевры французской жанровой живописи», которая проходила в трех музеях в 2003 – 2004 году (Национальная галерея Канады в Оттаве, Национальная галерея искусств в Вашингтоне и Галерея изобразительных искусств Государственных музеев Берлина)49. В 1776 назначен гравером королевской библиотеки. После 1769 года в критических заметках постоянно возникает имя Пуссена в связи с произведениями художника, что не было случайным, так как в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), в диптихе «Отцовское проклятие» (1777-1778, Париж, Лувр) и других поздних картинах ощущается влияние мастера французского классицизма. В 2002 году Э. Манхалл организовал следующую монографическую выставку художника «Грез – рисовальщик», которая проходила в коллекции Фрик в Нью-Йорке и в музее Гетти в Лос-Анджелесе44. Из них особенно уважаются любителями гравюр два листа: "Гулянье в саду Пале-Рояля" (1787) и "Гулянье в галерее Пале-Рояля", представляющие превосходную характеристику современных художнику парижан с их типами, костюмами и нравами. При этом речь идет также о собирателях, связанных с художником, которые не представлены в исследовании К. Бейли «Патриотический вкус.
Именно с помощью художественных средств академизма он возводит бытовую сцену из жизни крестьянской семьи до «серьезного жанра»: это уже не просто занимательная зарисовка в стиле старых северных мастеров, а новый жанр «моральной», «нравоучительной» живописи. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). Карра и Т. Готье), для "Artistes contemporains" ("Современные художники") и для др. Современники Греза считали подобную достоверность изображения деталей быта и костюма элементами нового «натурализма» художника. Заключение.
К сожалению, желание художника сохранить популярность привело его к неискренней сентимент. Блестящий период развития цветной гравюры акватинты связан с деятельностью одного из лучших французских живописцев-граверов Луи Филибера Дебюкура (1755 – 1832). Число сентиментальных картин подобного рода в этот период было огромным, каждое значительное западноевропейское и русское собрание того времени украшали грезовские «головки».
Теоретические и методологические основы исследования. Ей очевидным образом не достает историзма. 1780, Лондон, собрание Уоллес), «Девушка с письмом» (Москва, ГМИИ им. Зрители Салона отмечали, что именно фламандская живопись является объектом особого «изучения» со стороны Греза. 1658, Париж, Лувр). В исследовании Брайсона художнику посвящена глава «Грез и погоня за счастьем». Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач.
Вилль стал известен в художественном мире благодаря живописцу Гиацинту Риго, который поощрял его браться за серьезные гравюры и доставлял ему хорошие заказы. Если критик весьма сдержанно оценил «Простоту» (1759, Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл) и «Пастушка» (1761, Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале), созданных в традициях пасторального жанра Буше, глубоко чуждого Дидро, посвятив им лишь несколько строк, то «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), экспонировавшаяся в Салоне 1761 года, вдохновила его на подробное описание, в котором перед читателем разворачивается целое театрализованное представление. Его картины большей частью несложны по композиции, состоя из двух или трех, редко из большего числа фигур, небольшие по размерам: "Дама за клавесином", "Мужчина и женщина за трапезой", "Женщина в своей семье". Грез не отказывается от ранней «фламандской» манеры, продолжая создавать картины небольшого формата на темы семейной жизни, в которых ощущается влияние голландской и фламандской живописи XVII века («Тише. »). В эти произведения художник вводит изображения, связанные с символикой потерянной невинности (разбитые яйца, разбитое зеркало, разбитый кувшин, мертвая птичка).
Во втором разделе анализируется «Девушка, молящаяся у подножия алтаря Амура» (1767, Лондон, собрание Уоллес), которая является первой мифологической картиной Греза, точнее аллегорической, выставленной им в Салоне. Он мастерски передает предрассветную свежесть воздуха и свет раннего утра. Французский художник, гравер и иллюстратор. Так, «Маленький математик» (1780-е, Монпелье, музей Фабра) построен по тому же композиционному принципу, что и ранние жанровые детские портреты: «Школьник, заснувший над книгой» (1755), «Мальчик, учащий урок» (1757, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности.
Проспер Сен-Жермен (Jean-Baptiste Prosper Marie dit Saint-Germain, 1804-1875). По мнению исследователя, публика представляет искусство Греза благодаря нескольким жанровым картинам и его «головкам», часто не принадлежащим кисти художника. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Его изображения лошадей сильно повлияли на его ученика романтика Теодора Жерико.
После 1769 года в критических заметках постоянно возникает имя Пуссена в связи с произведениями художника, что не было случайным, так как в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), в диптихе «Отцовское проклятие» (1777-1778, Париж, Лувр) и других его поздних картинах ощущается влияние мастера французского классицизма. А. С. Пушкина) художника вдохновила фризовая композиция «Несения креста» Лебрена (ок. Я все потерял Мне семьдесят пять лет, нет ни одного заказа. Греза в музеях Советского Союза» и «Жан-Батист Грез. Второй раздел посвящен итальянскому путешествию живописца.
К. Золотов). Вслед за Манхаллом И. Н. Новосельская стремится вернуть мастеру достойное место среди художников века Просвещения, в творчестве Греза ее привлекают рисунки и портреты. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». Это лишь отчасти справедливо, когда речь идет о жанре «головок», который был «поставлен на поток». А. С. Пушкина (2004), «Жан-Батист Грез – «картины во фламандском вкусе»» в РГГУ на конференции «Искусство как сфера культурно-исторической памяти» (2004) на Отчетных конференциях ГМИИ им.
Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Художник режиссирует сцену, делая акцент на важных с точки зрения сюжета деталях, таким образом выстраивает зрительское восприятие. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Живопись и зритель во времена Дидро» (1980), Н. Брайсон «Слово и образ.
Леписье – жалкий художник. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. А. С. Пушкина.
Большая часть его произведений) – книжные иллюстрации. Грез мог вернуться к своим сюжетным зарисовкам спустя даже десятилетие, примером чему является работа над диптихом «Отцовское проклятие». В 1977 году была организована юбилейная выставка Греза в связи с 250-летием со дня рождения художника (Хартфорд, Коннектикут, Уотсворт Атенеум Сан-Франциско, Калифорнийский дворец легиона чести Дижон, Музей изобразительных искусств). В «Девушке, молящейся у подножия алтаря Амура» Грез осваивает неоклассический стиль в варианте «грациозной античности» Вьена. Благодаря его рукописному журналу «Correspondance Littraire» и критическим заметкам в «Салонах» о Грезе узнала вся Европа. В дальнейшем в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), «Неблагодарном сыне» и «Наказанном сыне» (1777-78, Париж, Лувр) иконографические мотивы пуссеновских произведений стали основой для индивидуальной интерпретации.
Вступление к каталогу Э. Манхалл начинает словами Пьера Розенберга: «Грез, великий Грез, который остается все еще одним из самых непризнанных художников, наиболее презираемых во всей истории живописи, чье 250-летие со дня рождения, кажется, не будет отмечено ни одной громкой выставкой»16. На примере шести знаменитых собраний французской живописи автор рассматривает ситуацию на художественном рынке Парижа второй половины и конца XVIII столетия, раскрывая, таким образом, как формировался «патриотический вкус». А. С. Хальса и затем Рембрандта. Учился живописи у отца. Семейные сентиментальные сцены «в духе» Греза активно выставляются в Салоне их авторами являются такие художники, как Этьен Обри, Этьен Толоне, Мишель-Оноре Бунье, Никола-Бернар Леписье, Мария Франсуаза Констанция Майер. Французская живопись и скульптура Старого режима» (1981), Т. Кроу «Художники и публичная жизнь в Париже восемнадцатого века» (1985, в 2000 году вышло французское издание)45. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция.
Семейные сцены ученика Греза Пьера-Александра Билля («Двойное вознаграждение» 1781, Музей замка Блеранкур «Французский патриотизм» 1782, Музей замка Блеранкур «Последние минуты любимой супруги» 1785, Муниципальный музей Камбре) нередко по амбициям приближаются к работам самого мастера – в стремлении возвести бытовую сцену в ранг исторической композиции. С другой стороны, он не был до конца забыт и барон Бутар в «Journal des Dbats» 1805 года подводит своеобразный итог творчества художника. Именно социокультурный контекст эпохи и обращение к документальным источникам и художественной критике того времени дали возможность «взгляда изнутри» на искусство мастера. Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе.
Грез создает композиции из жизни аристократии «Разбитое зеркало» и «Безутешная вдова» (обе – 1763, Лондон, собрание Уоллес), которые являются примером так называемых «tableaux de modes», получивших большое распространение в творчестве де Труа, Ланкре и Буше. Руссо и Вольтера. Он создает композиции из жизни аристократии так называемые «tableaux de modes», получившие большое распространение в творчестве де Труа, Ланкре и Буше. Греза «Обманутый слепец» из собрания ГМИИ им.
Грез стал академиком, но как художник-жанрист. П. Гетти). Коллекционирование современного искусства в предреволюционном Париже». За редким исключением – например, диптих из Лувра «Отцовское проклятие» – работы художника этого времени остаются малоизвестными и менее изученными, чем картины, написанные ранее. В диссертации при анализе «Обманутого слепца» и упомянутой выше «Прачки» мы обращаемся к книге Бейли в вопросах о «натурализме» Греза и его взаимодействии с жанром пуассар. А. С. Пушкина) и отдельные, связанные с ними работы более позднего времени.
Он считает, что слава художника в истории искусства не померкнет и пишет: «Грез создал стиль, который напрасно было бы пытаться имитировать. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Творчество Греза – одно из наиболее интересных и показательных явлений художественной культуры Франции XVIII столетия. Иоганн-Георг Вилль (Wille, 1715-1808). 1773, Париж, Лувр «Молочница» до 1784 года, Париж, Лувр), созданные в стилистике неоклассицизма, наглядно демонстрирует последующую эволюцию рокайльной манеры Греза. А. С. Пушкина), заказанная графом Петром Андреевичем Шуваловым. А о слезливо-сентиментальном полотне «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (1765, Национальная галерея, Шотландия) знаменитый философ отозвался так: «Эта картина — поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне».
Около 1702 года приехал в Париж. Стремясь пробудить в своих зрителях лучшие чувства, заставить их ненавидеть порок и восхищаться добродетелью, художник делает образы слишком театральными, а сцены, в которых принимают участие его герои, — слащавыми и малоубедительными («Деревенская невеста», Лувр, Париж «Паралитик или Плоды хорошего воспитания», 1763, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Авторы эссе заявляют: «Эта страница в книге де Лакло – Грез в XVIII столетии»32. Современники считали подобную достоверность изображения деталей быта и костюма элементами нового «натурализма».
Мастер обращается к европейской живописной традиции в целом, свободно ее интерпретируя. Результаты настоящего исследования могут быть применены в лекционных курсах по истории западноевропейского искусства соответствующего периода. Автор рассматривает произведения Греза, опираясь на эту теорию, показывая эволюцию творчества художника от погруженности героев в себя в ранних жанровых полотнах («Обманутый слепец» 1755, Москва, ГМИИ им. Так, в случае «Балованного дитя» и «Прачки» известно, что моделью для женских образов послужила одна и та же натурщица, мадемуазель Лье.
Но основной вывод, к которому приходят братья Гонкуры в своей работе, скорее отрицательный: «Впечатление, которое оно (искусство Греза) вызывает, сложное, смутное, смешанное. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Литература. Сын художника Клода Жозефа Верне отец исторического художника Ораса Верне. Автор монографии стремится вписать искусство Греза в культурный контекст эпохи Просвещения, показывая философские, литературно-художественные течения того времени и раскрывая причины возникновения феномена «sensibilite».
В записках аббата сообщаются условия и детали их совместной поездки, живописцу дается следующая характеристика -«молодой художник бамбоччанти»3- также указывающая на его принадлежность к мастерам бытового жанра. Мастер нередко обращался к своим ранним зарисовкам, в особенности в поздние годы, примером чему служит метод работы над «Первой бороздой». Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. В 1787 году был удостоен звания члена Академии.
Так, большим успехом пользовались жанровые сцены Обри («Отцовская любовь» 1775, Barber Institute of Fine Arts «Первый урок братской дружбы» 1776, Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити «Расторгнутый брак» 1777, частное собрание), выставленные в Салонах 1775, 1777 и 1779 годах. В моей жизни не было момента настолько плачевного»25. Апробация.
Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. В самом названии главы III «Период творческих поисков (1766-1769). Диссертация обсуждалась на заседаниях Отдела Классического искусства Запада ФГНУ «Государственный институт искусствознания». Работу Грез начал уже по возвращении в Париж. Сцены и персонажи этого художника чаще встречаются в жизни, но у Греза больше изящества, больше грации, больше привлекательных образов» -то в отзывах на «Септимия Севера» критики сравнивали его с Пуссеном, при этом подобные сравнения были не в пользу Греза. У художника была изначальная «предрасположенность», склонность к «низким» жанрам (портрету и бытовой живописи), где доминировало влияние «северного» искусства.
Воздействие Буше – признанного мастера рококо – на творчество Греза до недавнего времени оставалось недооцененным. Его кисть не ослабела, но манера письма стала более гладкой, художник отказывается от пастозных мазков – «на дворе» неоклассицизм Давида. Классическое образование Проспер получил у кузена Александра Колена в Париже. Жанровый художник, рисовальщик, литограф. К новейшим зарубежным исследованиям принадлежит книга Эммы Баркер «Грез и живопись сентиментализма» (2005)50. Среди работ, посвященных любовным сюжетам, превалируют однофигурные жанровые композиции («Птицелов», «Разбитое зеркало», «Безутешная вдова» (обе – собрание Уоллес), «Нерешительная добродетель») и жанровые портреты («Простота» Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл «Пастушок» Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале «Девушка, оплакивающая мертвую птичку», «Разбитый кувшин»). Тем не менее просветители ценили творчество Грёза.
Но основной вывод, к которому приходят братья Гонкуры в своей работе скорее отрицательный: «Впечатление, которое оно (искусство Греза) вызывает, сложное, смутное, смешанное. Завершает обзор Грез, – «и, наконец, Грез, конечно, превосходящий всех в своем жанре. Художник сохраняет верность традиционной для него тематике, обращаясь к многообразным сюжетам из семейной жизни («Королевский пирог» 1774, Монпелье, Музей Фабра «Дама-благотворительница» 1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств «Неблагодарный сын», «Наказанный сын» 1777-1778, Париж, Лувр «Пьяница у себя дома» ок. (Ю. В таком контексте его искусство привлекает скорее как выразительный «документ» эпохи. Собиратель приобрел несколько картин художника, написанных во «фламандской манере» и предоставил их для экспонирования в Салоне 1755 года, в дальнейшем он покупает и другие его работы.
Таким образом, художник, по их мнению, не является убедительным моралистом. В основе исследования Фрида лежит заявленная уже в названии теория о двух типах живописи того времени («absorbsion» и «theatricality»), в первом – герои погружены в себя, не обращая внимания на зрителя, во втором – присутствует театральность поведения персонажей картины. Сюжеты из семейной жизни стали специализацией Греза. Мастер создает серию «картин в итальянских костюмах» («Разбитые яйца» 1756, Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Неаполитанский жест» 1757, Массачусетс, Уорчестерский художественный музей «Итальянская лентяйка» 1756-1757, Хартфорд, Коннектикут, Уотсворт Аттенеум и «Птицелов» 1756, Варшава, Национальный музей). Демидов, который жил в Париже в одном доме с Грезом, купил непосредственно в его мастерской и заказал ему 25 картин.
Моро сделал иллюстрации для второй и третьей тетрадей альбома "Памятник костюма" ("Monument du costume"), представляющего собою едва ли не самое интересное иллюстрированное издание 18 века. Метсю писал также портреты. В первом разделе рассматриваются ранние доитальянские произведения Греза, выставленные в первом для художника Салоне 1755 года: «Школьник, заснувший над книгой» (Монпелье, Музей Фабра), «Отец семейства, читающий Библию своим детям» (Париж, собрание барона Р. Хоттингера), «Обманутый слепец» (ГМИИ им. Исследовательница отдает важную роль Грезу в продвижении идеалов Просвещения таких, как «счастливое семейство», «хороший отец», «добродетельный крестьянин».
При работе над morceau de reception – «Септимием Севером и Каракаллой» (1769, Париж, Лувр) – Грез осваивает академическую традицию и выбирает искусство Пуссена как образец для подражания и источник иконографии. Следуя братьям Гонкурам, Брукнер пишет о «конфликте между чувственностью Греза и его пуританизмом». Грез стал академиком, но как художник-жанрист. Из них наиболее известные) – к "Метаморфозам" Овидия (исполненные в сотрудничестве с Буше, Эйзеном и Гравело), к "Неистовому Роланду" Ариосто, к "Песням" поэта Делаборда, к сочинениям Ж. -Ж.
Пушкина. Его работы принимают участие в различных выставках во Франции, но он так и не дождался персональной выставки на Родине. C 1769 года обучался живописи в Дрездене под руководством баталиста Франческо Казановы (1727-1802), затем шлифовал мастерство в Королевской Академии живописи и скульптуры, в 1772 году был приглашён обучать рисованию детей князя Адама Чарторыжского (1734-1823) и в 1774 году перебрался в Польшу, где был назначен королевским придворным живописцем. Ранние биографии носят во многом описательно-фактологический характер. изданий.
Следуя традиции, Грез создает серию «картин в итальянских костюмах», которые воспринимались современниками как своеобразные «souvenirs» о «grand tour» по Италии. Во время пребывания в Риме в ноябре 1756 года неофициальный пенсионер Французской Академии Грез получает престижный заказ на две овальные композиции «Простота» (1759, Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл) и «Пастух с цветком» (1761, Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале) для версальских апартаментов мадам де Помпадур. Итальянское путешествие также сыграло значительную роль в карьере Греза.
Следующие доклады были прочитаны на нескольких научных конференциях: «Картина Ж. -Б. Соответственно эта глава состоит из двух разделов. К этой группе можно отнести и более поздние работы «Маленькую девочку, держащую на коленях черную собачку, с которой она играет» (1767, Лондон, частное собрание), «Маленького математика» (1780-е, Монпелье, Музей Фабра). Из его многочисленных жанровых произведений в особенности известны: "Охотничьи собаки", "Восточные ослы на скотном дворе", "Лошади, тянущие бечеву" (Лувр) и "Большой турецкий базар".
В том же году она издала пьесу с посвящением дочери художника мадемуазель Грез с «Заметками о Грезе и его произведениях». В один временной отрезок Грез может создавать картины в разной стилистике, как, например, семейные сцены во «фламандском вкусе» и галантные композиции в духе рококо или неоклассицизма. Его же поздние работы (такие как «Разбитый кувшин» ок. Жанине, Дебюкур совершенствует ее, дополняя карандашной манерой, офортом, черной манерой (меццо-тинто), употребляя иногда свыше десяти досок.
Настоящее диссертационное исследование не является исключением, указанный источник использован при описании начала художественной карьеры Греза и его позднего творчества – наименее документированных из изученных периодов его деятельности. «Горячо любимая мать» (1765-1769, Мадрид, коллекция маркиза де Лаборда) стала фантазией Греза на одну из излюбленных тем Просвещенного века – «счастливой плодовитости». Однако в 1755-1761 гг. Бытовые сцены могли остаться воплощенными только на бумаге. На примере этого полотна, выставленного художником в Салоне 1761 года вместе с «Деревенской помолвкой», автор подробно рассматривает вопрос влияния на творчество Греза его старшего современника Шардена и голландской живописи XVII века. Создал множество оригинальных рисунков на тему моды, стиля и светской жизни.
Развитие Греза как живописца происходит в процессе овладения новыми «манерами». Большинство критиков заявляет, что исторический жанр чужд Грезу. Картины, выставленные Грезом в его первом Салоне 1755 года, не остались незамеченными. В 1804 году Грез последний раз участвует в Салоне. Образцом художественной критики того времени являются заметки литератора Башомона – знаменитые описания «Отцовского проклятия» и «Вдовы и ее духовника»7. Западноевропейская живопись XVII-XVIII веков» в ЕМИИ (Екатеринбург) в 2006 году и «В кругу семьи» в ГМИИ им.
В один временной отрезок Грез может создавать картины в разной стилистике, как, например, семейные сцены во «фламандском вкусе» и галантные композиции в духе рококо или неоклассицизма. Художественная критика воспринимала «моральную» живопись Греза сквозь призму других видов искусства, в первую очередь театра и литературы, то есть в традициях «прочтения» академической картины. Так, отдельные главы книги посвящены «чувствительности» в литературе и живописи.