Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Грез был оценен как одна из ключевых фигур в данном художественном процессе.
Представительклассицизма. Следующие доклады были прочитаны на нескольких научных конференциях: «Картина Ж. -Б. Здесь можно добавить, что число известных бытовых полотен художника часто ограничивается лишь знаменитыми «Деревенской помолвкой» и «Паралитиком». Именно социокультурный контекст эпохи и обращение к документальным источникам и художественной критике того времени дали возможность «взгляда изнутри» на искусство мастера. Жан-Батист Грез (1725-1805) является ведущим французским художником XVIII века имя которого можно поставить в один ряд с такими знаменитыми мастерами эпохи, как Антуан Ватто, Жан-Батист Симеон Шарден, Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар и Жак-Луи Давид.
Литература. Ориентирами для Греза в «Деревенской помолвке» (1761, Париж, Лувр) и в «Паралитике» (1763, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) стали мастера французского академизма Лебрен и Пуссен. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр.
Так, к устойчивым типам принадлежит образ пожилого отца, который переходит из картины в картину, начиная с «Чтения Библии» и «Обманутого слепца». Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Шедевры французской жанровой живописи», которая проходила в трех музеях в 2003 – 2004 году (Национальная галерея Канады в Оттаве, Национальная галерея искусств в Вашингтоне и Галерея изобразительных искусств Государственных музеев Берлина)49. Сцены и персонажи этого художника чаще встречаются в жизни, но у Греза больше изящества, больше грации, больше привлекательных образов» -то в отзывах на «Септимия Севера» критики сравнивали его с Пуссеном, при этом подобные сравнения были не в пользу Греза.
31 мая 1813 года в театре Водевилей в Париже она представила одноактную пьесу «Грез или Деревенская помолвка». Следуя традиции, Грез создает серию «картин в итальянских костюмах», которые воспринимались современниками как своеобразные «souvenirs» о «grand tour» по Италии. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. Это лишь отчасти справедливо, когда речь идет о жанре «головок», который был «поставлен на поток». правдивее.
Влияние сюжетных композиций Греза на искусство жанровых мастеров ощущается с конца 1760-х годов. Целомудренно скромная и застенчивая невеста. Грез мог вернуться к своим сюжетным зарисовкам спустя даже десятилетие, примером чему является работа над диптихом «Отцовское проклятие». Здесь речь идет не только о «bambochades» Буше – «Прекрасная кухарка» (ок. Особенно подробно авторы разработали раздел «головок», куда входят сюжетные погрудные изображения девушки с лентами в волосах и с непокрытой головой молодые женщины, опирающиеся головой на руку, девушки с вуалью сидящие девушки женщины, показанные со спины читающие с животными (ягненок, овечка, кошка, собака) с птицами погрудные детские изображения мальчики и старцы.
Стоит отметить, что просветитель не только воспевает талант художника, но и критикует, по его мнению, слабые места в его работах, например, композиционные огрехи в картине «Прачка» (Салон 1761 года Лос-Анджелес, Музей Дж. Эссе известных беллетристов открывает раздел о «великом поэте XVIII столетия Ватто», далее рассказывается о «великом живописце» Шардене, о Буше, олицетворяющем собой «вкус века», JIa Туре и, наконец, Грезе. Наряду с бытовыми картинами Грез, большой популярностью в Салоне пользовались его tetes dexpression – изображения миловидных девушек, которые с умилением ласкают собачку, плачут над умершей птичкой, задумчиво смотрят на разбитый кувшин или возводят к небу глаза в молитве. 1658, Париж, Лувр). Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. В преддверии Французской революции и в послереволюционный период произведения Греза, не отвечавшие вкусам и требованиям новой эпохи, постепенно вышли из моды, хотя художник и написал портреты Наполеона и видных деятелей революции.
Художественная критика воспринимала «моральную» живопись Греза сквозь призму других видов искусства, в первую очередь театра и литературы, то есть в традициях «прочтения» академической картины. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. «Новым Рафаэлем» назвал живописца и известный антиквар Ж. -Б. П. Лебрен 23, он указывает на область талантов Греза, – «писать людей в частной жизни. Выражение простых нравов, непорочности, любви. благодарности, сыновней нежности – таковы сюжеты, которые он берет с натуры и которые рассказывает с большим интересом» 24. Одна из самых крупных коллекций произведений художника хранится в музеях России и это закономерно. Следуя братьям Гонкурам, Брукнер пишет о «конфликте между чувственностью Греза и его пуританизмом».
А. С. Пушкина) художника вдохновила фризовая композиция «Несения креста» Лебрена (ок. В женских изображениях также нередко можно узнать образ жены художника. Многие считают его величайшим мастером жанровой живописи своего времени. Каталог составлен по тематическому принципу, авторы выделяют: сюжеты религиозные исторические, мифологические, аллегории, пейзажи, семейные сцены, tetes dexpression (выразительные головки), портреты и академические этюды. в 1755-1761 гг. Практическую деятельность начал в Лионе, где по его проектам были сооружены отель Дьё (больница, 1741—1742) и другие здания. В 1755 году Жан-Батист Грёз был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры, представив в качестве morceau dagrement композицию «Маленький лентяй» (Монпелье, Музей Фабра).
Завершает обзор Грез, – «и, наконец, Грез, конечно, превосходящий всех в своем жанре. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. В творчестве Греза типология в строгом смысле присутствует лишь в жанровых портретах и «головках», что касается бытовых сцен, здесь можно наблюдать общность тематического, сюжетного и образного плана. На примере шести знаменитых собраний французской живописи автор рассматривает ситуацию на художественном рынке Парижа второй половины и конца XVIII столетия, раскрывая, таким образом, как формировался «патриотический вкус». В искусстве еще живут сложившиеся в прошлом веке направления (классицизм, барокко), но они вобрали в себя новые веяния времени и некоторые из привычных традиций начинают изживать себя.
Устремления Дидро и Греза совпадают, оба стремятся исправлять своего читателя и зрителя. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию.
Не знаю» 16. О «Неблагодарном сыне» анонимный автор писал: «Наконец, эта картина -несомненный, шедевр. Итальянское путешествие также сыграло значительную роль в карьере Греза. Автор рассматривает произведения Греза, опираясь на эту теорию, показывая эволюцию творчества художника от погруженности героев в себя в ранних жанровых полотнах («Обманутый слепец» 1755, Москва, ГМИИ им. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок).
Они видят тому несколько причин: первая – особенности его характера и его биографии, так, например, влияние его жены Анны Габриель Бабюти искалечившей дух художника, наполнив его страстью к деньгам, а также -воздействие общества той эпохи, где господствуют удовольствия и пороки. Используя ее иконографическую схему, художник пишет такие жанровые портреты, как «Девушка с голубями» (ок. В каталоге выставки особое внимание было уделено проблеме самоопределения «бытового жанра» в XVIII столетии. Ей очевидным образом не достает историзма. Благородный отец многочисленного семейства – образцовый гражданин, осознающий свой долг и моральную ответственность за счастье и благополучие своих детей.
А. С. Пушкина (2004), «Жан-Батист Грез – «картины во фламандском вкусе»» в РГГУ на конференции «Искусство как сфера культурно-исторической памяти» (2004) на Отчетных конференциях ГМИИ им. Автор не воспринимает Греза как серьезного моралиста, его в первую очередь интересуют «грезовские девушки», знаменитые «головки» он рассматривает как выражение его индивидуальности, здесь наблюдается близость идеям братьев Гонкуров о любвеобильном темпераменте художника. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. В 1991 году она защитила докторскую диссертацию «Жан-Батист Грез и его наследие в России».
Знаменитый текст Дидро «Салона 1765 года» развивается вокруг воображаемого разговора с героиней грезовской картины «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Умер Грёз в Париже 4 мая 1805. Произведения молодых художников часто затмевали славу родоначальника «моральной» живописи, тем более, что после 1769 года Грез демонстрировал свои работы только в мастерской. Картины, выставленные Грезом в его первом Салоне 1755 года, не остались незамеченными.
Эта модель превращала человека в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных идейных и этических ценностей. С другой стороны, выбрав так называемую «фламандскую» манеру, которая была ориентирована на композиционные, тонально-цветовые приемы нидерландских живописцев предшествующего столетия, художник следовал запросам рынка. На примере этого полотна, выставленного художником в Салоне 1761 года вместе с «Деревенской помолвкой», автор подробно рассматривает вопрос влияния на творчество Греза его старшего современника Шардена и голландской живописи XVII века. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Робер -превосходно пишет античные руины.
В книге присутствует ряд неточностей, в особенности касающихся работ из российских собраний. Мастер нередко обращался к своим ранним зарисовкам, в особенности в поздние годы, примером чему служит метод работы над «Первой бороздой». Блестящий мастер натюрморта, Живописи Шардена присущи единство серебристо-серого и коричневатого тонов, богатство рефлексов и едва уловимых оттенков, гармонизирующих переходы от света к тени. Автор акцентирует свое внимание на программных моральных картинах художника, анализируя их в контексте литературно-философских течений, политической и экономической ситуации того времени.
В 2002 году Э. Манхалл организовал следующую монографическую выставку художника «Грез – рисовальщик», которая проходила в коллекции Фрик в Нью-Йорке и в музее Гетти в Лос-Анджелесе44. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач.
Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. «Маленькая спящая вязальщица» вдохновила Греза на создание «Девушки, сматывающей клубки шерсти» (1759, Ныо-Йорк, коллекция Фрик). Картины Билля отличаются рсобой театральностью и преувеличенной жестикуляцией. В эти произведения художник вводит изображения, связанные с символикой потерянной невинности (разбитые яйца, разбитое зеркало, разбитый кувшин, мертвая птичка). Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-90, ГМИИ) и тому подобное.
Красота формы подчинена дидактической цели. В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Семейные сентиментальные сцены «в духе» Греза активно выставляются в Салоне их авторами являются такие художники, как Этьен Обри, Этьен Толоне, Мишель-Оноре Бунье, Никола-Бернар Леписье, Мария Франсуаза Констанция Майер. Так, в случае «Балованного дитя» и «Прачки» известно, что моделью для женских образов послужила одна и та же натурщица, мадемуазель Лье.
В 2000 году вышла его небольшая книга, посвященная приобретенной в 1983 году музеем Гегги в Лос-Анджелесе картине Греза «Прачка» (1761)46. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». А. С. Пушкина. Актуальность темы. 1735, Музей Коньяк-Же) и «Прекрасная крестьянка» (ок.
Художник повторял одни и те же удачно найденные образы, меняя лишь детали. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Подобную характеристику вряд ли в настоящее время можно считать убедительной. Диссертация обсуждалась на заседаниях Отдела Классического искусства Запада ФГНУ «Государственный институт искусствознания». Ванлоо, работал в Париже. А. С. Пушкина: история создания и происхождение» (2008). Ранние жанровые детские портреты («Школьник, заснувший над книгой» 1755, Монпелье, Музей Фабра «Маленькая спящая вязальщица» 1758, Сан-Марино, Художественная коллекция Хантингтона «Мальчик, учащий урок» 1757, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) построены по близкому композиционному принципу: героем картины является ребенок, поясное или близкое К поколенному изображение которого дается крупным планом и занимает почти всю плоскость холста.
Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. В основе исследования Фрида лежит заявленная уже в названии теория о двух типах живописи того времени («absorbsion» и «theatricality»), в первом – герои погружены в себя, не обращая внимания на зрителя, во втором – присутствует театральность поведения персонажей картины. Каза, Н. Н.
Здание церкви — крупный объём, увенчанный куполом вход подчёркивается классическим портиком: сооружение отличается ясностью крупных членений, строгой монументальностью форм, смелостью конструктивного решения (купол большого пролёта покоится на 4 лёгких 3-гранных опорах). Правда, все это требует дальнейшего уточнения и проверки. Греза «Обманутый слепец» из собрания ГМИИ им. Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Семейные сцены ученика Греза Пьера-Александра Билля («Двойное вознаграждение» 1781, Музей замка Блеранкур «Французский патриотизм» 1782, Музей замка Блеранкур «Последние минуты любимой супруги» 1785, Муниципальный музей Камбре) нередко по амбициям приближаются к работам самого мастера – в стремлении возвести бытовую сцену в ранг исторической композиции. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию.
В начале главы, посвященной этому художнику, братья Гонкуры описывают сцену из эпистолярного любовного романа XVIII столетия Шодерло де Лакло «Опасные связи» (1782), где Вальмон уплачивает сборщику податей пятьдесят шесть ливров — сумму, причитавшуюся с семейства крестьян. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Следующее исследование Бейли «Патриотический вкус.
Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Один из ведущих представителей классицизма 18 в. Учился в Риме (1734—37). Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. На выставке были представлены девяносто пять рисунков и одна живописная работа («Автопортрет» Греза из Музея изобразительных искусств в Марселе).
«Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Таким образом, художник, по их мнению, не является убедительным моралистом. И при том, что в 1979-1989 годах во французских музеях были организованы монографические выставки: Шардена (1979), Ватго (1984-85), Буше (1986-87), Фрагонара (1987-88), Давида (1989-1990)43. Бытовые сцены могли остаться воплощенными только на бумаге. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». 9Q биография художника, автором которой была мадам Валори.
1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). 1780, частное собрание). В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру. Позы полны какой-то распущенности и податливости. В их творчестве, как и в работах мастера, преобладали детские и женские «головки».
Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Апробация. Герои книги Бейли – «пионер патриотического вкуса» Анж-Лоран Ла Лив де Жюлли, олицетворение «прогрессивного вкуса» маркиз Луи-Габриель де Вери и представитель «нового типа» собирателей нотариус Шарль-Никола Дюкло-Дюфренуа, являются патронами и заказчиками многочисленных произведений Греза и что важно – наиболее значительных его жанровых картин.
Так, например, в картине, названной Шарденом "Разносчица", женщина возвращается с рынка, нагруженная больше, чем следует и на минуту останавливается отдохнуть в коридоре между гостиной и кухней, чуть задумчивая и грустная вместе с нею и мы как бы приостанавливаемся и спокойно ждем и за эту минуту успеваем задуматься о том, на что же мы все-таки смотрим. Творчество Греза 1759-1769 годов невозможно рассматривать без знаменитых «Салонов» Дидро. А. С. Пушкина), «Читающая» (Кристи, Лондон, 25 марта 1977 года (16), «Невинность» (ок. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр.
Теоретические и методологические основы исследования. Однако в 1755-1761 гг. 1780, Орегона, Музей изобразительных искусств Портланда) и «Отшельник, раздающий четки» (ок. Предлагаемое диссертационное исследование (глава IV. 3) ориентируется на тематические разделы этого каталога, например, в разработке типологии «головок» и однофигурных композиций. Жан-Батист Грёз (1725-1805) – знаменитый французский художник и рисовальщик второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения.
— вопрошал философ Дидро. К этой группе можно отнести и более поздние работы «Маленькую девочку, держащую на коленях черную собачку, с которой она играет» (1767, Лондон, частное собрание), «Маленького математика» (1780-е, Монпелье, Музей Фабра). СУФЛО (Soufflot) Жермен (1713-80), (22. 7. имевший чин Первого королевского архитектора. Авторы эссе заявляют: «Эта страница в книге де Лакло – Грез в XVIII столетии» 32. Леписье – жалкий художник. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). 1713, Иранси, близ г. Осер, — 29. 8. 1780, Париж), французский архитектор.
В самом названии главы III «Период творческих поисков (1766-1769). В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. ГРЗ (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню – 21. 3. 1805, Париж), французский художник. Вступление к каталогу Э. Манхалл начинает словами Пьера Розенберга: «Грез, великий Грез, . который остается все еще одним из самых непризнанных художников, наиболее презираемых во всей истории живописи, чье 250-летие со дня рождения, кажется, не будет отмечено ни одной громкой выставкой» 42. Его небольшие вещи, написанные давно, приобретают наперебой, словно бы их автора уже нет на свете. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию.
А. С. Пушкина в контексте французской культуры середины XVIII века» на конференции молодых сотрудников ГМИИ им. Таким образом, тема настоящего исследования может считаться неразработанной. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Но основной вывод, к которому приходят братья Гонкуры в своей работе скорее отрицательный: «Впечатление, которое оно (искусство Греза) вызывает, сложное, смутное, смешанное.
В революционную эпоху Грез в основном создавал портреты деятелей революции, являясь членом Главной коммуны искусств, руководимой Жаном-Бернаром Ресту и Давидом. С 1755 работал в Париже. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества).
Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Итогом путешествия явилась серия гравюр с изображением девушек в национальных костюмах разных провинций и несколько картин на итальянские темы.
Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. В конце XVIII – начале XIX вв. В своих работах в Версале (реконструкция интерьеров дворца и перестройка его северного крыла, названного впоследствии крылом Габриэля, 1735—74 дворцовый театр, 1763—70) Габриэль противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII века и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и чёткость форм изящество сдержанной отделки. Если при описании произведений в начале карьеры Греза критика прибегала к сравнениям художника с голландскими и фламандскими мастерами XVII века (Рембрандтом, Браувером и Тенирсом) – так в тексте «Салона 1761 года» Дидро писал: «Тенирс живописует нравы.
Отдельная глава этого исследования, посвященная художнику, называется «Грез и официальное искусство», в ней автор останавливается лишь па некоторых работах мастера, ограничиваясь концом 1770-х годов – «Отцовским проклятием» из Лувра (1777-1778). Именно с Грезом связаны важнейшие мысли Дидро о родстве живописи с театром и литературой. Образы Греза – скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности.
Так, большим успехом пользовались жанровые сцены Обри («Отцовская любовь» 1775, Barber Institute of Fine Arts «Первый урок братской дружбы» 1776, Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити «Расторгнутый брак» 1777, частное собрание), выставленные в Салонах 1775, 1777 и 1779 годах. Пьера была приобретена Людовиком XVI. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Его искусство во многом обусловлено запросами и интересами покупателей.
ГАБРИЕЛЬ (Gabriel) Жак Анж (1698-1782), французский архитектор. Он создает композиции из жизни аристократии так называемые «tableaux de modes», получившие большое распространение в творчестве де Труа, Ланкре и Буше. Повсеместное увлечение, точнее, мода на произведения «северных» художников в среде парижских коллекционеров способствовала активному развитию этого жанра. Каждой манере соответствует своя живописная техника и понимание цвета. В один временной отрезок Грез может создавать картины в разной стилистике, как, например, семейные сцены во «фламандском вкусе» и галантные композиции в духе рококо или неоклассицизма. В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро.
Его картины находятся в крупнейших музеях мира. Коллекционирование современного искусства в предреволюционном Париже». П. Гетти). Творчество мастера намного сложнее, оно не вписывается в рамки какого-то одного направления или стилевого течения, но граничит с основными идейно-образными (просветительский реализм, сентиментализм) и стилевыми системами того времени (рококо, неоклассицизм).
В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Его учителями стали не только голландские мастера предшествующего столетия (Рембрандт), но и современники – Шарден и Буше, но позднее также Рубенс, Вьен и Пуссен. Решение вопросов, связанных с атрибуцией, остается актуальным, так как на протяжении XVIII века произведения Греза копировались в огромном количестве, создавались картины и рисунки в «манере Греза», в особенности это касается его знаменитых «головок». Живопись и зритель во времена Дидро» (1980), Н. Брайсон «Слово и образ. Наряду с бытовыми картинами Грез, большой популярностью в Салоне пользовались его tetes dexpression – изображения миловидных девушек, которые с умилением ласкают собачку, плачут над умершей птичкой, задумчиво смотрят на разбитый кувшин или возводят к небу глаза в молитве.
Однако, в нем можно найти полезную информацию, касающуюся происхождения работ, цен на аукционах, сведений о подготовительных рисунках и гравюрах. В таком контексте его искусство привлекает скорее как выразительный «документ» эпохи. Основные произведения С. — церковь Сент-Женевьев в Париже (1758—90), в 1791 превращенная в Пантеон. Этот труд стал первым серьезным исследованием о Грезе в российском искусствознании, к сожалению, так и не опубликованным. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х. Бейли вписывает грезовскую «Прачку» в контекст такого явления культуры XVIII столетия, как жанр «пуассар», получивший наибольшее распространение в литературе и театральных постановках47.
В настоящее время считается одним из самых знаменитых художников мирового значения. Шарден Жан Батист Симеон (1699-1779) Французский художник. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы.
Жанровая живопись Греза еще ни разу не становилась предметом специального анализа. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Ранним работам Шардена свойственны декоративная эффектность и сюжетная занимательность, но к 1730-м годам Шарден вырабатывает собственную манеру, отличающуюся благородной сдержанностью, ясностью и простотой стиля.
В записках аббата сообщаются условия и детали их совместной поездки, живописцу дается следующая характеристика – «молодой художник бамбоччанти» 3- также указывающая на его принадлежность к мастерам бытового жанра. Автор еще раз отмечает первенство Греза «в своем жанре» – жанре бытовой картины.
Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Жан-Батист Грёз (фр. Последнему периоду в творчестве художника как в отечественном, так и зарубежном искусствознании не уделялось должного внимания.
1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг.
Исследовательница отдает важную роль Грезу в продвижении идеалов Просвещения таких, как «счастливое семейство», «хороший отец», «добродетельный крестьянин». Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Брукнер стала пионером в возрождении интереса к творчеству Греза. Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы. Тема любовного треугольника звучит еще в «Обманутом слепце», в дальнейшем в картинах итальянского периода: «Разбитые яйца» Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Неаполитанский жест» Массачусетс, Уорчестерский художественный музей «Птицелов» Варшава, Национальный музей и «Итальянская лентяйка» Хартфорд, Коннектикут, Уотсворт Аттенеум.
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Автор монографии стремится вписать искусство Греза в культурный контекст эпохи Просвещения, показывая философские, литературно-художественные течения того времени и раскрывая причины возникновения феномена «sensibilite».
Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). С первых же выставленных им в Салоне 1755 картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и др. ) определился характерный для Грёза жанр морализующей семейной сцены. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. В 1755-56 годах посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисленные этюды.
1780, Лондон, собрание Уоллес), «Девушка с письмом» (Москва, ГМИИ им. В этом утонченность Греза, он возводит в соблазн простоту и неприхотливость девушки. Собиратель приобрел несколько картин художника («Обманутый слепец», «Отец семейства, читающий Библию своим детям», «Школьник, заснувший над книгой»), написанных во «фламандской манере» и предоставил их для экспонирования в первом для Греза Салоне 1755 года, в дальнейшем он покупает и другие его работы. В данном случае мы лишь отметим, что «голос Дидро» постоянно звучит во второй и третьей главах настоящего исследования. его жена. Каталог включает вступительную статью, биографию художника, доработанную Манхаллом сравнительно с вариантом 1977 года и эссе российского специалиста из Государственного Эрмитажа Ирины Новосельской «Коллекция рисунков Греза в Санкт-Петербурге».
Теме «Дидро и Грез» посвящено значительное число публикаций как в зарубежном искусствознании, так и в отечественном4. Грез осваивает язык рококо, находит ему применение в галантных композициях – в парных овалах, написанных по заказу мадам Помпадур и в многочисленных «головках», например, «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). В 1755–1756 Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена.
По мнению исследователя, публика представляет искусство Греза благодаря нескольким жанровым картинам и его «головкам», часто не принадлежащим кисти художника. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Смысл нравоучения раскрывается через жесты и мимику персонажей, а также посредством многозначительных второстепенных деталей. С 1767 член Королевской академии со званием «художник жанра». В исследовании Брайсона художнику посвящена глава «Грез и погоня за счастьем». Картина Паралитик, в котором ухаживают за больным дети имеет другое название – Плоды хорошего воспитания, а Балованное дитя – Плоды дурного воспитания. В последней бытовой сцене «Первая борозда» (1801, Москва, ГМИИ им. Именно работа братьев Гонкуров во многом сформировала современное негативное восприятие искусства Греза.
1758-1759, Чикаго, Художественный институт), свидетельствующая о внимательном изучении Греза творчества П. П. Рубенса и А. Ван Дейка. Среди работ, посвященных любовным сюжетам, превалируют однофигурные жанровые композиции («Птицелов», «Разбитое зеркало», «Безутешная вдова» (обе – собрание Уоллес), «Нерешительная добродетель») и жанровые портреты («Простота» Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл «Пастушок» Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале «Девушка, оплакивающая мертвую птичку», «Разбитый кувшин»). В графическом наследии Греза существует значительное число разнообразных этюдов: одетые и обнаженные мужские, женские и детские фигуры, портретные зарисовки, наброски отдельных частей тела (головы, руки, ноги), животные и предметы быта. Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность). Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены – «живые картинки» иллюстрирующие пороки и добродетели. Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Куапеля и Ж. Б. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. В рукописном журнале М. Гримма и Д. Дидро «Correspondance Litteraire» грезовские работы характеризуются как «картины во фламандском вкусе» 2 – своего рода клише, которое использовалось для описания произведений жанрового живописца.
Берне был любимым живописцем русских собирателей на протяжении долгого времеии. Для художественного почерка мастера характерны разные «манеры», здесь речь идет не об эклектизме искусства Греза, а об индивидуальном выборе ориентиров для дальнейшего развития и реализации своих способностей и талантов вне традиционного пути академического художника. В 1986-1985 годах И. Н. Новосельская публикует две статьи: «Картины Ж. -Б.
Напишет ли вторую такую же. К новейшим зарубежным исследованиям принадлежит книга Эммы Баркер «Грез и живопись сентиментализма» (2005)50. Специфику всего творчества Греза определили его взаимоотношения с заказчиками и коллекционерами.
Новизна исследования состоит в комплексном анализе жанровых картин мастера, в процессе которого уточняется происхождение произведений и их датировки. Характеристики их исчерпываются лишь чувствительностью их натур. «Не будь этого Септимия Севера, – замечает Дидро, – Грез мог считать себя удовлетворенным в нынешнем году но проклятый Септимий испортил все», – а в заключение критик приводит отрывок из басни Лафонтена, который отражает его отношение к злополучному полотну: «Коль мы насилуем талант изящное мы создавать не в силах» 14. Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes dexpression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой. Фрагонар -написал очень хорошую картину.
В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Подобная тенденция характерна и для французской жанровой живописи в целом.
После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. После возвращения на родину в 1757 году Грез много и плодотворно работал и регулярно, вплоть до 1769 года, выставлялся в парижском Салоне. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара.
При работе над morceau de reception – «Септимием Севером и Каракаллой» (1769, Париж, Лувр) – Грез осваивает академическую традицию и выбирает искусство Пуссена как образец для подражания и источник иконографии. Подобная тенденция усилится в его жанровых произведениях, созданных после 1769 года. В 1866-1877 годах появилось эссе Эдмона и Жюля Гонкуров «Искусство XVIII века» 31, включающее главу, посвященную жизни и творчеству мастера. Имя Греза постоянно фигурирует в переписке тех лет, участниками которой являются ведущие деятели французской культуры – аббат Жан-Жак Бартелеми и граф Кейлюс, директор Французской Академии в Риме Шарль-Жозеф Натуар и маркиз де Мариньи, в современном понимании тогдашний «министр культуры».
Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Греза». В дальнейшем в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), «Неблагодарном сыне» и «Наказанном сыне» (1777-78, Париж, Лувр) иконографические мотивы пуссеновских произведений стали основой для индивидуальной интерпретации. Так, отдельные главы книги посвящены «чувствительности» в литературе и живописи. Салон 1769 года и крах академической карьеры художника» содержится новый взгляд на искусство мастера того времени, так как в литературе до сих пор господствует точка зрения об этом периоде как о кризисном моменте в биографии Греза, с которого начинается его постепенное «падение». В музейных собраниях и частных коллекциях нередко встретишь «головки» исполненные «в манере Греза». Исследуется художественно-образное содержание и типология его искусства.
Перед художником впервые открылась возможность небывалой свободы наблюдения и творчества. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. Учился у П. Ж.
Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Буше – чуть не забыл о нем. Однако преобладающий тон во взглядах Дидро на искусство мастера – безусловно, положительный: «Но вот, наконец и излюбленный нами обоими художник, первый кто решил живописать нравы, повествовать о событиях, которые так и просятся в роман» («Салон 1765 года»).
В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям». А. С. Пушкина «Итальянское путешествие Жана-Батиста Греза» (2007), «Жанровые картины Жана-Батиста Греза в собрании ГМИИ им. Развитие Греза как живописца происходит в процессе овладения новыми «манерами». Современники Греза считали подобную достоверность изображения деталей быта и костюма элементами нового «натурализма» художника. После 1769 года в критических заметках постоянно возникает имя Пуссена в связи с произведениями художника, что не было случайным, так как в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), в диптихе «Отцовское проклятие» (1777-1778, Париж, Лувр) и других его поздних картинах ощущается влияние мастера французского классицизма. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «.
французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. 1785, Лондон, собрание Уоллес). 1732 известна только по гравюрам Дювербре и Субейрана), но и о его пасторальном жанре. Если критик весьма сдержанно оценил «Простоту» (1759, Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл) и «Пастушка» (1761, Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале), созданные в традициях пасторального жанра Буше, глубоко чуждого Дидро, посвятив им лишь несколько строк, то «Деревенская помолвка» (Париж, Лувр), экспонировавшаяся в Салоне 1761 года, вдохновила его на подробное описание, в котором перед читателем разворачивается целое театрализованное представление. В настоящей диссертации нами были рассмотрены и проанализированы малоизвестные жанровые произведения художника, например, такие как «Пьяница у себя дома» (ок.
Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены – «живые картинки» иллюстрирующие пороки и добродетели. В тексте «Салона 1763 года», описывая картину «Паралитик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Дидро называет ее автора «мой художник» и определяет жанр произведения как «нравоучительную живопись» 5. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера.
После длительного периода молчания в 1972 году появилось исследование английского специалиста Аниты Брукнер «Взлет и падение феномена восемнадцатого века» 39. Большой мастер кисти. Картина Шарден был ведущим мастером жанровой живописи и натюрморта во Франции XVIII века.
Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. В диссертации при анализе «Обманутого слепца» и упомянутой выше «Прачки» мы обращаемся к книге Бейли в вопросах о «натурализме» Греза и его взаимодействии с жанром пуассар. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности.
. его жена. Согласия в Париже, 1753-75). В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). Хартфорде (Коннектикут, Уотсворт Атенеум) и Сан-Франциско (Калифорнийский дворец легиона чести) и во французском Дижоне (Музей изобразительных искусств), был Эдгар Манхалл. А. С. Пушкина) до театральности в работах второй половины 1770-х годов (диптих «Отцовское проклятие») с особым интересом к драматическому действию и экспрессии, по мнению Фрида, чему способствовал и Дидро. Внешность молодой матери на полотне «Балованное дитя» напоминает о прачке из одноименной работы Греза, что и было тонко подмечено Дидро.
Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу. », 1769, Лувр) близки французскому классицизму. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Они признают его живописцем женской красоты, восхищаются его женскими и детскими «головками», отмечая их популярность во Франции и за рубежом. Однако в 1755-1761 гг.
В том же году она издала пьесу с посвящением дочери художника мадемуазель Грез с «Заметками о Грезе и его произведениях». Французская живопись и скульптура Старого режима» (1981), Т. Кроу «Художники и публичная жизнь в Париже восемнадцатого века» (1985, в 2000 году вышло французское издание)45. Прачки» (1737, Стокгольм, Национальный музей), «Хорошего воспитания» (1753, Хьюстон, Музей изобразительных искусств), «Молитвы перед I/ обедом» и детских портретов ощущается в ранних работах художника. Греза в музеях Советского Союза» и «Жан-Батист Грез.