Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat)— картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
Она в нем говорит, что очень несчастна. Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). Давид в своих портретах представляет то, что непосредственно наблюдает в действительности и, может быть, даже не желая этого, создает образы людей, которые довольны собой, своим богатством и охотно выставляют его напоказ» Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788 Нью-Йорк, Институт Рокфеллера).
Если в картине «Убитый Лепелетье» Давид запрокинул голову изображенного, что скрыло от зрителя характерность некрасивого профиля, то в скорбном лице Марата каждый мог узнать черты «друга народа». Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. Ее отправили на гильотину. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ". 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. Ее казнили.
Париж, Лувр. Политикам не было дела до них, а им не было дела до политиков. Картина лаконична. В руке умирающего Марата письмо Шарлотты Корде со словами, которые, по мысли художника, должны были подчеркнуть благородство Марата и низкую лживость преступницы: «13 июля 1793 г., Мари-Анна Шарлотта Корде гражданину Марату. Значение этой картины раскрывает сам Давид в речи, произнесенной в Конвенте 29 марта 1793 года при поднесении картины: «Истинный патриот должен со всем старанием пользоваться всеми средствами для просвещения своих соотечественников и постоянно показывать им проявления высокого героизма и добродетели» Давид изобразил Марата так, как он представлял его в момент смерти: сохранено ощущение, что Марат вот только что погиб, только что завершилась непоправимая горчайшая несправедливость, еще не разжалась рука, держащая перо и на лице не разгладилась страдальческая складка, а вместе с тем картина звучит как реквием и фигура убитого – как памятник ему.
Вода в ванне и простыни окрашены кровью. В «Клятве Горациев» Давид заимствует сюжет из античной истории, для того чтобы воплотить передовые идеи своего времени, а именно: идею патриотизма идею гражданственности. 13 июля1793 г., спустя полтора месяца послеякобинского переворота, один из еговдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743—1793) был заколот в своей квартиредворянкой по имени Шарлотта Корде. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж).
Единственное, что облегчало его страдания, были теплые целебные ванны, длившиеся иногда по несколько часов. Хотя убитый Марат изображен в повседневной обстановке, его фигура напоминает фигуру Христа композиции типа «снятые с креста». Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ), Давид не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, Леонид и спартанцы у Фермопил — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете.
Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Аскетическая сдержанность колорита подчеркивает пуританскую простоту образа Марата. Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:. Ее отправили на гильотину.
Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Давид увековечил помять жертв французской революции 1798 года в трех произведениях. Давид увековечил помять жертв французской революции 1798 года в трех произведениях. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата».
Убийство произошло 13 июля 1793 года. В 1814 году Давид заканчивает картину «Леонид при Фермопилах» (Лувр), начатую еще в 1800 году. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 года, когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства» (Лувр). Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»).
Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность».
Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30. Марат страдал кожным заболеванием и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. 165 x 128 см. Аскетическая сдержанность колорита подчеркивает пуританскую простоту образа Марата. Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789).
Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. Говоря о революционном классицизме, она упоминает теорию Руссо о близости к природе. Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. Тревожные настроения вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов. В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный. Давид Поместил над телом Лепелетье обнаженный меч, прокалывающей листок бумаги со словами: «Я голосую за смерть тиранов». Ок.
Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. Лаконичная надпись — «Марату Давид. Но казнь короля не привела к достатку населения.
Фигура убитого Лепелетье напоминает мертвого Гектора, написанного Давидом в 1783 году («Андромаха, оплакивающая Гектора»), а фигура Барра перекликается с изображениями Нарцисса с сентиментально-романтическим Эндимионом Жироде. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. В 1806 г. Энгр наконецсмог отправиться в Италию. И, наоборот, в автопортрете (1794 Лувр), написанном также в тюрьме и так и оставшемся незаконченным, царит совсем другое настроение.
Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания. Особо следует сказать о живописном строе картины. Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата. Интересна история создания этой картиныДавид и Марат в своё время были дружны И едва разнеслась весть об убийстве великого революционера, Давид бросился на улицу Кордельеров, где жил Марат, чтобы запечатлеть черты погибшего.
Его фигура мощно вылеплена светотенью и уподоблена статуе. Так происходили похороны. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата.
«Смерть Марата» – посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века. Суровая в своей простоте композиция, чеканные скульптурные формы, подчеркнутый контраст света и тени, строгий колорит и темное пространство фона, на котором выделяется бессильно поникшее тело Марата, – все это делает картину похожей на надгробный памятник. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов). Марата, члена Конвента Лепелетье де Сен-Фаржо и юного героя Барру он изобразил так как в средневековье изображали святых: «с их атрибутами и орудиями истязания» (Розенталь).
Картина даже не была никем заказана. Депрессия следует за крайним возбуждением. Художник рисовал для себя. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал. Свое обращение к античности Давид любил связывать с именем Рафаэля: «О, Рафаэль, божественный человек, ты, поднявший меня постепенно до античности Ты же дал мне возможность понять, что античность еще выше тебя» Однако важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида – портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей). они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями".
Эта картина с ее призывом к борьбе, к свершению гражданского подвига — одно из ярких проявлений революционного классицизма со всеми его стилистическими особенностями (стремление к простоте, лаконизму, прямолинейному воплощению идеи), что сказалось как в композиционном решении, в скульптурной трактовке форм, в монохромности колористической гаммы, так и в схематичной обрисовке образов. Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. В картине «Переход Бонапарта черезперевал Сен-Бернар» (1800 г. ) художникизобразил своего нового героявозвращающимся из победоносногопохода в Италию. Ее взяли на месте преступления. Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки.
Закинутая голова и упавшая рука как бы застыли в вечном торжественном покое. Это такая своеобразная эпитафия. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями».
Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. Ведь люди сами являются частью природы и, даже не желая ей подражать, все-таки это делают. Он велел пустить к нему составительницу письма.
Ванна напоминаетсаркофаг ящик, на котором, как напьедестале, начертано посвящение:«Марату — Давид», — выразительныйрубеж, разделяющий погибшего и зрителейпустое сумеречное пространство фона —образ вечности, где пребывает павшийгерой. В том же 1795 году он задумывает картину «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (Лувр 1799), которой он хотел показать возможность примирения партий, стоящих на различных политических платформах.
Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Но техника Давида имела решающее значение. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана.
«Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Воевать на стороне Наполеона ради имперской цели отказался генерал Тадеуш Костюшко и др. ). Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства.
13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. Франция. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее.
Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота.
После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой. Плавные очертанияженской группы противопоставленычеканным линиям фигур воинов. В отличии от поздних многофигурных исторических полотен Давида, бездушных и скучных, в «Смерти Марата» он сумел чувство глубокой скорби выразить благородно простыми средствами.
Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Фигура убитого Лепелетье напоминает мертвого Гектора, написанного Давидом в 1783 году («Андромаха, оплакивающая Гектора»), а фигура Барра перекликается с изображениями Нарцисса с сентиментально-романтическим Эндимионом Жироде. Суровая тишина наполняет картину, которая звучит, как реквием павшему герою.
В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели. Смерть Марата воспринята Давидом как героический подвиг гражданина и человека. Картина Давида настолько полно выражала всеобщие чувства, что Конвент вынес особое постановление о воспроизведении этого произведения в гравюре, отчего оно стало еще более известным. Она ненавидела его за это. Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно.
Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали. После смерти отца Елены Менелай стал вместо него царем. В момент, когда Марат начал писать имена заговорщиков, Шарлотта Корде вонзила нож в грудь Марата. Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу). С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти. Оно голодало.
Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. Давид был также активным участником революционных событий. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. «Трагедия полная боли и ужаса» – так отозвался о его работе Ш. Бодлер В революционные годы Давид создает ряд замечательных портретов, в которых хочет как бы рассказать о своих раздумьях и думах своих современников. Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу.
В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости». Я жду Вашего совета». Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. Спокойствие разлито по всему пейзажу. На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат.
Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах Убитый Лепелетье (1793, картина не сохранилась известна по гравюрам Тардье) и особенно Смерть Марата (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм. Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. Это «документальное»воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам:на самом деле Корде проникла к нему подпредлогом доноса. Давид отверг вычурный стиль рококо, характерный для художников предшествующего поколения и возглавил движение, выступавшее за возврат к классическим идеалам.
Эти Две стороны его творчества остаются разобщенными вплоть до революции. Королевский музей изящных искусств. И художник принял оба предложения. Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа». В самом Конвенте не было единства. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти.
Смертельная рана в груди, ванна, перо, чернильница и деревянный ящик трактованы художником как эмблемы идентификации и мученичества жертвы. Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Композиция поражает строгостью отбора предметов и четкостью линейных ритмов. Жак-Луи Давид — выдающийся художник Франции, глава революционного классицизма.
Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Сейчас лозунг «возвращения к природе», «естественности» кажется странным в устах классицистов, так как их произведения несколько надуманны. На ванне лежала доска, которая служила ему столом.
Давид отходит от политики и сосредотачивается на частной жизни, набирает учеников. Она не отпиралась на суде. Я жду вашего ответа». Здесь явно сказывается желание создать светскую икону.
Власти прибегалик более гибким методам художественнойполитики: распределение крупных заказовна украшение общественных зданийприобрело особенный размах в правлениеНаполеона Iи Луи Филиппа (1830—1848). Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, друг мой. ), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате. Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Так было и на этот раз: уже через два часа после смерти, склонившись над трупом Марата, художник рисует голову, обернутую мокрым полотенцем из-под которого выбиваются пряди волос и приоткрытые губы, с которых слетело последнее дыхание.
Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. Именно вот таким образом произведения художников эпохи французской революции ей кажутся «искусственными». Полотно представляет собой огромный холст.
Ассигнация лежит тут же рядом. Во время одной из них, 13 июля 1793 г., когда он просматривал корректуру последнего своего журнала, к нему пришла под видом просительницы дворянка Шарлотта Корде, которую он принял прямо в ванной.
Марат изображен художником в момент смерти, сразу же последовавшей за нанесенным ударом. В руке Марата зажато то самое письмо с текстом: «13 июля 1793 года: «Анна-Мария-Шарлотта Корде. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Наполеон понимал важность пропаганды, а Давид мог воплотить хорошую пропаганду.
Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. Энгр пытался передать в живописидекоративные возможности различныхвидов старого искусства: выразительностьсилуэтов древнегреческой вазописи— в полотнах «Эдип и Сфинкс» (1808 г. ) и«Юпитер и Фетида» (1811 г. ) пластикускульптурного рельефа — в работах«Сон Оссиана» (1813 г. ), «Вергилий, читающийЭнеиду семье императора Августа» (1819 г. ) насыщенные краски готическойминиатюры — в картине «Паоло и Франческа» (1819 г. ). Обрубок, на котором пишет Марат, наводит на мысль о его нетребовательности в личной жизни и скудости средств, для которых, если они появлялись, он находил другое употребление.
Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. Не окончен. Спартанская царевна Елена была самой красивой смертной женщиной Ойкумены.
Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. По егословам, он хотел «изобразить античныенравы с такой точностью, чтобы греки иримляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям».
Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо.
Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. Желая смягчить строптивую жену, Менелай одаривал ее подарками, но это помогало ненадолго. Путешествие было для Давида началом нового периода его ученичества.
Смерть Марата, картина история создания которой в целом уже написана, так как Давид сделал все подготовительные работы, предлагает зрителю подумать о памяти и нравственности. Жак Луи Давид. Справа на стене деревянного ящика, можно прочесть сформулированную с лаконизмом эпитафии надпись: «Марату – Давид». Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату.
Тем не менее художник вновь избралсюжет, созвучный современности:сказание о женщинах, прекратившихвойну между римлянами (их мужьями) исабинянами (их отцами и братьями), звучалов тогдашней Франции как призыв кгражданскому миру. 5 Несколько картин революционного содержания было выставлено в Салоне 1793 г. Так, Пурселли выставил картину «Торжество санкюлотов на развалинах Бастилии», Бальзак—«Гора и болото», Дефон—«Осада Тюильри храбрыми санкюлотами», Дюплесси-Берто—«Взятие Бастилии» (последняя картина находится в Музее Версаля). Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Окровавленный нож брошен возле лечебной ванны, где «друг народа» работал, несмотря на физические страдания.
13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. Давид хотел показать революционный порыв народа. Все художники, более или менее ценимые Наполеоном, приносили жертвы богу практицизма: им отказывали «в праве и даже в возможности находить удовлетворение в абстрактной сфере красоты» и возложили на них «обязанность делать вещи, которые могли бы получить полезное применение в соответствии с положительными интересами и практическими установлениями нации. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала.
После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. В годы самой революции Давид, будучи членом Конвента, принял деятельное участие в организации художественной жизни, музеев, в оформлении революционных празднеств. Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества».
Шарлотту казнили через пять дней после убийства. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Бланш полагает, что эта техника и есть искусство: «искусство непосредственное, вопреки кажущейся его напряженности, реалистическое искусное ремесло добросовестного работника нечто хорошо сделанное, скромное, но прибегающее к грубым эффектам» В Салоне 1789 года, открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения, внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). Почтительный к старшим, Давид доброжелательно объяснял поступок профессора так: «Я думаю, что Вьен говорил так для моей пользы, по крайней мере я не могу предположить никакой другой цели со стороны учителя» Таким образом, лишь в 1775 г. осуществляется поездка в Италию, куда он отправляется как стипендиат Академии вместе с Вьенном.
Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление. Давид был придворным художником Наполеона. Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния. При свечах художник быстро делал наброски. Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели. В 1793 г. Давид откликается на трагическое событие своей эпохи. Голова, повернутая набок, залито мягким светом.
Марат страдал от болезни кожи, через которую вынужден был принимать медицинские ванны. Оставляя незаполненным задний план картины художник с помощью этого необычного и смелого приема стремится задний план картины, художник с помощью этого необычного и смелого приема стремится вызвать у зрителя щемящее чувство пустоты, утраты. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож.
И когда Марат читал это письмо, женщина убила его ножом. Понятие «верности природе» в искусстве вообще, по ее мнению – многозначное и растяжимое понятие, его никогда не следует понимать слишком буквально. Но революционная действительность заставила художника обратиться к современности и в ней найти героя, достойного быть идеалом. «Марату—Давид»—такова лаконичная надпись на картине. Портрет Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо. За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции.
В отличии от поздних многофигурных исторических полотен Давида, бездушных и скучных, в «Смерти Марата» он сумел чувство глубокой скорби выразить благородно простыми средствами. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением. А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «.
И уже около 1780 года уверенно возглавил «большой стиль», объединив политику и искусство: «Свидетель своей эпохи, Давид запечатлел ее в своих произведениях, привнеся в ее отображение упорядоченность, определенный стиль. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого публициста (что, в принципе, Давид и сам хотел сделать -), но и организовать церемонию его похорон. Когдаистёк четырёхлетний срок стажировки, он остался за границей на свой страх ириск. Классицизм. Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии.
Его сильно потрясла смерть Марата. С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) былазакончена художником меньше чем затри месяца и повешена в зале заседанийКонвента.
На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». Композиция проста и смела. Пушкина). Она воспринимается как эпитафия. Если в «Клятве Горациев» художник дает идеализированные, несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации.
Та внутренняя выразительность, мощная энергия, которая слышится в «Скорбном марше» Госсека, ощутима и в картине «Смерть Марата». Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. На верхнем, лежащем на ящике, листе бумаги написаны последние слова Марата: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу». Само полотно художник создал в течение трех месяцев. Вторая рука лежит на доске. Шарлотту казнили через пять дней после убийства. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар.
Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. Он отступил от действительности только в незначительных мелочах, да и то во имя большей полноты содержания образа. Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на Ваше расположение». 1790 — 1791 гг. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Говоря же непосредственно о творчестве Давида, автор отмечает, что «личный вклад Давида в развитие художественного вкуса заключается в строгости решения, уверенности, точности графической техники, в отрицании независимости искусства, в сознательном превращении искусства в политическое и социальное орудие». 4 В Салоне 1789 г., открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения (на выставке охрану несли сами художники и ученики, одетые в национальные мундиры), внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства.
Но написанное гениальной кистью, все было согрето таким теплым и добрым чувством, что это полотно никого не могло оставить равнодушным. Раскрывая биографические подробности жизни и творчества художника, автор с восхищеньем отзывается о Давиде не только как о прекрасном художнике в политическом аспекте, но в большей степени как о мастере, оставившем нам также и образы малой «человеческой комедии» в портретах своих близких, в портретах разбогатевших чиновников импозантных военных, дипломатов, политических изгнанников, многие из которых не окончены.
И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»». Если в «Клятве Горациев», несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. Холст, масло. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление. На нем император изображен у стола, на котором размещены бумаги государственного значения. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Против этого нового искусства возражал Давид: «Я не хочу ни проникнутого страстью движения, ни страстной экспрессии. » Таким образом, все творчество периода революции художника можно назвать идеалистическим, поскольку прославление политических ценностей и гражданского долга по отношению к своей Родине достигает неимоверных вершин.
В некоторых же отношениях, классицизм отступил от «природы» даже по сравнению с рококо хотя бы в том, что отверг живописное видение, а вместе с ним и богатую культуру цвета в живописи, заменив ее раскраской. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Его интересуют самые различные психологические состояния. В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели. На втором плане— трёхпролётная аркада в каждую изарок вписана одна или несколько фигур. Картина «Убитый Лепелетье» не сохранилась, она известна лишь по гравюре Тардьё и рисунку Ф. Девожа.
1793 г. Париж, Национальная библиотека илл. Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Барра, еще попочти ребенок и в смерти не расстаются с кокардой. И как впоследствии скажет Э. Делакруа, «Вместо того, чтобы проникнуть в дух античности и соединить ее изучение с изучением природы, Давид явно стал отзвуком эпохи, для которой античность была лишь фантазией» В период революции творчество Давида воодушевляют передовые идеи его времени, сыгравшие большую политическую роль в истории Франции.
Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде. Таким образом, по его мнению, «он подготовляет путь для Курбе, но не оказывает никакого влияния на двух самых крупных художников первой половины века – Коро и Домье». Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Однако Марат не привык тратить время назад ставил возле ванны доску, служившую ему столом.
Однако огромная, перегруженная фигурами картинавызвала у зрителей лишь насмешки. Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя. Витиеватый декор ванны и темный фон создает строгую театральную пустоту, в которой Марат предстает зрителю. Хотя убитый Марат изображен в повседневной обстановке, его фигура напоминает фигуру Христа композиции типа «снятые с креста». илл. Брюссель. Предводитель спартанцев Леонид гибнет вместе с 300-ю спартанцами, окруженные неприятелями.
Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида — портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей). Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. Островыразителен упомянутый портрет Лепелетье и карандашный рисунок — портрет Марии Антуанетты (Лувр), О данном мастере написано достаточное количество литературы, но, объективно говоря исследователи его творчества расходятся во мнении, насколько действительно уникален его вклад в мировое искусство. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, Похищение сабинянок (более верное название этой картины — Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами). Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж).
Он предостерегает Давида об опасности потерять себя в бесконечных повторениях мотива, в постоянном — целыми днями и даже месяцами — пребывании на Форуме или в коллекциях. И как бы мастер не стремился, но «первый художник императора» так никогда и не смог сравняться с «первым живописцем революции». Справа на стене деревянного ящика, можно прочесть сформулированную с лаконизмом эпитафии надпись: «Марату – Давид». В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье.