Об эпохе национального романтизма, которая привнесла в русскую архитектуру национальные стилистические черты, познакомила петербуржцев с достоинствами керамики, приучила к гигиене жилища, общественного здания и промышленного предприятия и пойдет речь в лекции Елены Игоревны Жерихиной.
Прямые углы, единственная кривая форма – полуциркульная арка. Одной из жемчужин немецкого «замкового романтизма» считается Шверинский замок (1845-1857 гг. ), возведенный архитектором Георгом Адольфом Демлером по образцу замка Шамбор. В «романтическом» XIX в. люди прятались от цивилизации в прошлое в первую очередь с помощью литературы. Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма.
Это, в частности, было продемонстрировано архитектором Тарьянне при строительстве здания Финского национального театра в Хельсинки (1898-1902) с его ричардсоновским неороманским фасадом из гранита и стеатита, украшенным орнаментом в виде восходящего солнца и кантеле. От земляного и каменного пола, от каменных стен в помещениях домов и замков постоянно было сыро и холодно, вот таким образом пол устилали слоем соломы.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). У людей имеющих отношение к искусству, появился шанс самовыражения.
Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Во Франции романтический этап реставрации архитектурных памятников тоже проявился достаточно ярко.
В 1872 году был основан Политехнический институт, положивший начало первой в Финляндии архитектурной школе (до этого в стране не существовало систематического архитектурного образования). Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов. Дом излучает тепло и уют, он неповторим по дизайну и исключительно удобен для жилья.
Наступала эпоха рационализма индустриализма, функционализма. Дальнейшее развитие конструкций из железа граничит с Францией, где сначала железо использовалось как вспомогательный материал, а позднее, после разработки законов статики, — как основной создающий собственный образ архитектуры. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. С карелианизмом была связана и романтическая идеализация национального эпоса «Калевала». Верхняя часть дверки скруглена.
Однако только настоящим талантам под силу облечь в материю воспоминания, ощущения и переживания человека. Классицизм – это система, а романтизм – нет.
В этих условиях произведения архитектуры начинают восприниматься не как причуды «извращенных» и чуждых народу «художественных затей» аристократов или клерикалов, «выполненных за счет трудящихся» и являющихся «символом проклятого феодализма», как они иногда трактовались в XVIII в., но как живые свидетели героической борьбы народа за свое освобождение, как выразители его бессмертия и неувядающей силы, как подлинные, дошедшие из глубины веков, доказательства его замечательного художественного дарования. На первое место возводятся величественность, основательность и практичность.
Вместе с тем и первые единичные восстановления архитектурных памятников в духе романтизма тоже относятся к XVIII в. В отличие от упомянутых во введении отдельных работ XV – XVII вв., при которых уже учитывалось художественное значение древних памятников архитектуры, но которые своей основной целью имели все же лишь ремонт, техническое укрепление или восстановление здания, эти первые «романтические» реставрации ставили своей основной целью восстановление своеобразно понятого первоначального художественного образа реставрируемого объекта. Были отреставрированы соборы в Бамберге, Регенсбурге, Шпейере, у которых была уничтожены поздние барочные элементы, благодаря чему они приобрели первоначальный вид.
Появляется огромное количество этюдов, зарисовок, больших полотен, где одним из главных действующих «персонажей» становится архитектурное наследие древности. nЦивилизация франков династии Каролингов (751-987 гг. ) стала первым ярчайшим периодом в архивах европейского средневековья. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю.
Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада. Интерьеры начала 19 века, созданные на основе архитектурных пространств ампира и классицизма, поражали зрителя своей изощренностью и перегруженностью отделки. Чаще всего они использовались в сооружениях с большим внутренним пространством, таких как выставочные дворцы и другие зальные постройки. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму.
Как уже было сказано, финский модерн испытал значительное влияние финских национальных мотивов — в частности, эпоса «Калевала» (антологии традиционных фольклорных стихов и песен, впервые изданной в 1835 году). В середине XIX в. более крупный архитектор, знаменитый английский реставратор Джильберт Скотт в сущности продолжал «романтические» методы восстановления и реставрации древних зданий, произвольно дополняя и «улучшая» средневековые соборы Англии (собор в Эли идр. ), что также вызвало упреки научной общественности страны. Меланхолия и разочарование приводило к поиску новых ощущений. При этом важным казалось не только изучить ее, но и приспособить к современным задачам. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» сделал, например, в то время больше для охраны памятников архитектуры, чем могли сделать какие – либо постановления французского правительства.
Задача дизайнера выяснить все эти моменты и передать их в обстановке помещения. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д. Это явилось периодом определенной реакции. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых.
Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Вследствие этого реставрации XIX в. можно назвать условно «художественными реставрациями» по характеру стремлений реставраторов того времени, но не по достигнутым результатам, которые, к сожалению, в большинстве своем были неудовлетворительными. И хотя первые государственные ассигнования на реставрацию были отпущены во Франции для консервации преимущественно римских памятников на территории страны – в Ниме, Оранже, Арле, забота о подлинно национальном наследии искусства скоро стала преобладать в деятельности французской Генеральной инспекции, как она доминировала и в деятельности аналогичных государственных и общественных организаций других европейских стран в середине и во второй половине XIX в. Архитекторы середины XIX в. в своей практической деятельности были охвачены идеями романтизма в такой же мере, как и творческие работники других видов искусства.
Кроме того, была осознана собственная история и архитектурное наследство. Из построек подобного типа наибольшего внимания заслуживает Хрустальный дворец (Кристал палас) на первой Всемирной выставке в Лондоне (1851). При этом важным казалось не только изучить ее, но и приспособить к современным задачам. Архитектура играла второстепенную роль.
Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо – римской античности. Это «юный» стиль, который означает свободу, фантазию и индивидуальность.
В связи с этим декоративные детали в стиле национального романтизма уступили место более рационалистическому, функциональному подходу, а орнаменты, если они и присутствовали, стали более сухими и абстрактными. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Представители другой школы, следуя заветам Палладио, не считали ордер застывшей догмой. По сути, готика стала полной противоположностью романики, поскольку пышный внутренний интерьер, величественность снаружи, множество украшений и скульптур ставились в противовес романической скромности. Особое значение при этом имело влияние стиля югенд. Особенно интересна в этом отношении его известная «Записка о московских достопамятностях», написанная в 1829 г. 5 Очень существенными для пропаганды художественной и исторической ценности памятников архитектуры России оказались издания профессора И. М. Снегирева и археолога А. А. Мартынова, посвященные архитектурным памятникам Москвы и других русских городов, монастырей и сел6 иллюстрированные прекрасными и очень точными рисунками описываемых зданий.
Здесь имела значение и специфика самой архитектуры – искусства в известной мере абстрактного, в котором тематические сюжеты, развернутые исторические темы не могут быть выражены в законченной форме тематического повествования. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции. Финский архитектор и критик Сигурд Фростерус (1876–1956) сравнивал церковь Каллио с древним сфинксом, взирающим с высоты на город. При этом при реставрации часто использовался ненаучный подход.
Хрустальный дворец (сгорел в 1937 г. ) произвел на современников огромное впечатление и способствовал тому, что металлические конструкции середины XIX в. прочно вошли в практику. Для романтиков она была слишком утилитарна. Здесь практиковались «реставрационные» приемы, при которых древнее архитектурное сооружение разбиралось до основания, а затем возводилось снова в «улучшенном» древнем стиле. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль. Он утверждал единение с природой и культ человека, его чувств.
металлические конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции. Нео-готика славилась обильным лепным декором, который украшал кровлю, фасады, оконные и дверные проемы. Например, Кронпринц, а в будущем император Пруссии Вильгельм IV в 1850-1867 гг.
Существенное значение для привлечения внимания к древним постройкам имел тогда и общий резко повысившийся интерес широких масс к истории вообще, особенно, разумеется, к истории своего народа. Его нельзя разделить на маленькие броские фрагменты и занести в стиль строения здания. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области.
Конечно, это была своего рода игра — в серьезном, культурологическом смысле этого понятия. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.
Особые споры вызвало изображение крылатой змеи на центральном куполе. Но это смутное время прошло и начался период быстрого строительства. nБыло необходимо восстанавливать здания, пострадавших от нападений варваров, сделать их более просторными для приёма выросшего числа паломников, а также замена сводов из дерева на каменные.
В них хранилась церковная и монастырская утварь. Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями.
Художественные мотивы готики использовались уже в барокко (например, Я. Сантини), но только в XIX в. они получают большое распространение. Интересны в этом отношении издания некоторых английских путешественников : Уортона, Хоокинса и др.
Одной из первых таких работ можно считать восстановление Игнатием Нейманом западной башни Майнцского собора (XI – XIII вв. ), который сгорел в 1779 г. Оно было проведено с явным стремлением архитектора воспроизвести как бы самый дух древних архитектурных форм собора, с его романскими деталями, но в очень своеобразном собственном истолковании. Развивалась система сводов и держащих их опоры из камней. Этот доклад был блестящим образцом подобного рода работ. Отёсанный камень укладывался на место на раствор. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином.
У состоятельного дворянства появляется другой способ «возвращения» в прошлое. Стены всегда толстые, массивные. Архитекторы с увлечением строили «готические» замки и соборы там, где требовался всего лишь усадебный дом или приходская церковь. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства.
Одни из них считали, вслед за Виньолой, ордер универсальным и незыблемым рецептом красоты. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Построенная Сонком больница «Эйра» и спроектированное Саариненом здание Национального музея Финляндии являются вершинами архитектуры финского национального романтизма.
Желательно, чтобы к центральным дверям вела парадная лестница с резными перилами. В его окончание следует апсида.
«Собор Парижской богоматери» Гюго заставил французов полюбить это прекрасное произведение их национальной средневековой архитектуры, заставил их отказаться от предвзятого отношения к зданиям своего средневековья, как к воплощениям «отвратительного варварства». В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. То, что осталось от древних проектов, было сильно модернизировано. nКамень считался главным сырьём для возведения зданий. Однако уже в период консульства и Первой империи (1799 – 1814 гг. ), когда буржуазный строй, призванный к жизни прошедшей революцией, сохранился и в известной мере усилился, многие из завоеваний этой революции были уничтожены. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Параллельно начался подъем финского языка и литературы, отказ от использования шведского языка (в том числе и в написании фамилий). Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг).
И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Изо всех европейских стран наибольшее влияние на формирование этого стиля оказала, пожалуй, Шотландия (и в частности, город Абердин) — страна со схожим климатом и рельефом, где часто бывали финские геологи и зодчие изучая методы возведения каменных построек.
Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями. Характерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами.
В частности, будут упомянуты наиболее известные постройки в этом стиле, которые можно увидеть в крупных городах Финляндии (в основном здания в Хельсинки и Тампере). Мастера архитектуры классицизма досконально знали теорию архитектурных ордеров. Были основаны национальный театр и городской оркестр. Между прочим, в этом районе с его питательной художественной атмосферой выросла «мама муми-троллей» — финская писательница Туве Янсон (она жила в доме на Luotsikatu, 4, построенном в 1906 году по проекту Густава Эстландера). Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Более того, в скором времени поиски оригинальной архитектурной концепции уже оказались не столь актуальны, поскольку в Финляндии наконец появилась достаточно своеобразная новаторская архитектура, которую уже можно было назвать «уникально финской».
Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки.
Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). На подобных столах отсутствует какая-либо резьба и украшения за исключением нескольких полукруглых выкружек и фигурной вырезки краев боковин. Они мечтали о синтезе искусств, о слиянии архитектуры, скульптуры, живописи и музыки. Именно в это время появляются попытки соединить элементы декора разных стран. Вначале реставрация была поручена Джильберту Скотту, однако он скоро умер.
Почти одновременно была построена оранжерея в парке Ледницкого замка (1845, автор Девьен). Что касается выражения в архитектурных формах, то архитектура романтизма отличается несимметричностью, произвольностью очертаний, внесение в зодчество элементов, давно ставших достоянием истории. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. В своих работах он нередко сочетал национальные символы с абстрактными, органическими формами. Старые идеалы, четко разделяющие общество по социальному признаку, рухнули.
Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. Начали выходить газеты на финском языке.
Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. В 1900 году это же архитектурное трио спроектировало финский павильон для Всемирной выставки 1900 года в Париже. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Из построек подобного типа наибольшего внимания заслуживает Хрустальный дворец (Кристал палас) на первой Всемирной выставке в Лондоне (1851). Памятников барокко и рококо у финнов практически не было.
В 1827 году Кристиан Людвиг Штиглиц, юрист, любитель искусств и писатель, выпустил «Историю архитектуры с ранней древности до новейших времен». Самым сложным было разработать рациональный план огромного каменного здания. Важной частью экстерьера становятся огромные башни. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара.
В парадном Портрете Евграфа Давыдова – участник наполеонских войн (1809) показана фигура офицера, который непосредственно явил собой выражение того культасильной и храброй личности, который для романтизма тех лет был столь типичным. Гладко оштукатуренные стены больницы сочетаются с массивными булыжниками цоколя (игра гладкой и шероховатой фактуры). Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения.
Важная позиция в романистике отводится итальянской архитектуре. Это был начальный этап в изменении архитектурного пейзажа Европы. Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек, что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм. Архитектура любой нации отражает ее культуру и историю.
Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Все знают архитектора номер один двадцатого века Корбюзье и осознают то влияние, которое он оказал на развитие мировой архитектуры — ведь построены целые города в духе Корбюзье. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность. Основанное им общество прикладного искусства и дизайна провело первые в Финляндии промышленные выставки и учредило «храм искусств» — музей Атенеум в Хельсинки. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез).
Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. И такие строители активно возводили многие европейские города. В начале 19 века популярность приобретает греческое искусство. Оранжерея ботанического сада в Париже (1833, автор Руо), видимо, является первой постройкой, возведенной только из железа и стекла.
Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973). Тем более не стоит забывать, что остальные материалы были в Финляндии слишком дороги или недостаточно качественны (последнее относится, например, к кирпичу), так что выбор в пользу гранита был не только идеологическим и эстетическим, но и чисто практическим. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Уже в юности, живя в Руане, он вращался в среде будущих основателей «Общества любителей древностей Нормандии», где получил начатки археологических знаний 10. Наибольший приоритет для реставрации имели романские и готические памятники. На территории немецких государств возникают «Союзы Отечества», которые занимаются защитой и реставрацией исторических зданий. Затем они стали применять свои умения и в мирской среде. Спустя некоторое время в загородных ансамблях начинает возводиться множество романтических сооружений (в большей степени это касается России рубежа XVIII-XIX вв. ).
Такой особняк будет смотреться немного необычно, но очень уютно и монументально. Например, на знаменитой картине «Защита Сампо» мы видим смелые изогнутые завихрения вод и характерное для японских гравюр изображение гребней волн. В Германии в начале XIX века происходит оформление истории архитектуры как науки.
Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Он скорее является направлением искусства, литературы и архитектуры. Другое известное творение Ларса Сонка, больницу «Эйра» в Хельсинки (1904-1905), часто называют шедевром архитектуры национального романтизма. «Романтизм» в данном случае заключался в идеализации не какого-то существующего стиля, а романтизации самой нации и ее исторического наследия, попытке создать нечто уникальное на основе этой истории.
При описании финской архитектуры того времени термины «национальный романтизм» и «ар-нуво»/«югендштиль» зачастую используются как синонимы, хотя, строго говоря, югенд скорее относится к зданиям более изящного, европейского стиля, а национальный романтизм — к массивным гранитным постройкам. Столы в ранний период еще весьма примитивны. Несмотря на то что романтизм вызвал широкий интерес к различным культурам, которые до этого были далеки европейцам, основной для него в архитектуре стала готика. Стоит следовать главному принципу романтизма, который ставит индивидуальное превыше общего. Современное стремление застройщика воссоздать романтизм в архитектуре собственных домов обычно не основывается на политических, религиозных или философских идеях.
Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Возникла ностальгия по упорядоченности. Он сочетает элементы готики, Ренессанса и барокко. Романтические тенденции в архитектуре охватили все европейские страны, получив свое достаточно ясное выражение и в русском зодчестве, где мы видим появление целых «готических» ансамблей, подобных усадьбе Марфино под Москвой (30- е годы XIX в. ) и т. п. В архитектуре XIX в. это течение не принесло значительных достижений в силу ряда причин.
Пульпа должна периодически меняться. Казалось бы, что тут может быть интересного для художника. Появились новые виды зданий – феодальные замки, массивные соборы. Стремительное градостроительное развитие Гельсингфорса (Хельсинки) в XIX веке и стимулировавшая это развитие политика России сыграли определяющую роль в расцвете финского национального стиля архитектуры. В период реставрации Бурбонов (1814 – 1830 гг. ) у власти стала наряду с крупным поземельным дворянством и верхушка торговой и финансовой буржуазии. Однако живая натура, даже и романтическая, слишком груба, жизненна, витальная.
Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. Почти одновременно была построена оранжерея в парке Ледницкого замка (1845, автор Девьен).
Например, с 1842 г. возобновляются работы над Кёльнским собором. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь.
Вместе с ней исчезло и чувство стабильности, порядка и спокойствия. Выживал самый ловкий. Один из лучших декораторов того времени Роберт Адам заложил основу эклектизма как стиля. Это стало происходить по завершению романского времени. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.
Художественные мотивы готики использовались уже в барокко (например, Я. Сантини), но только в XIX в. они получают большое распространение. Подвальный этаж может использоваться для гаража или домашних мастерских. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Профессор эстетики и литературы Карл Густав Эстландер в своем культовом эссе 1871 года ратовал за единство изящных и декоративно-прикладных искусств, за соединение искусства и ремесла «под одной крышей».
Эпоха Просвещения завершилась вместе с Великой французской революцией. Карл Александр фон Гейделофф ратовал за сохранение исторического облика Нюрнберга. Их участниками были только монахи. Архитекторы могли позволить себе уходить от существовавших стандартов. Однако, некоторым было недостаточно одного лишь восстановления старых крепостей и они, руководствуясь своей фантазией, возводили новые «замки», которые по своей сути являлись стилизованными под замки дворцами.
Именно в течение XI – XII вв. Меланхолия и разочарование приводило к поиску новых ощущений.
Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо-римской античности. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Как говорил Элиэль Сааринен, «всегда проектируйте предмет, рассматривая его в более широком контексте, осознавая место стула в комнате, комнаты в доме, дома — в окружающей местности, а окружающей местности — в городской планировке». Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Но эта игра имела несколько вполне реальных последствий. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической.
Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо — римской античности. Хрустальный дворец (сгорел в 1937 г. ) произвел на современников огромное впечатление и способствовал тому, что металлические конструкции середины XIX в. прочно вошли в практику. Задача достижения прочности и одновременного облегчения конструкций сводов решалась за счёт создания крестовых сводов, образованных двумя пересекающимися под прямым углом отрезками полуциркульных сводов равного радиуса.
Интересно отметить, что при некоторых реставрационных работах «романтического» толка в Англии начала XIX в. древние здания просто разбирались, чтобы уступить место новым постройкам, готический стиль которых реставраторы в таких случаях, как правило, «значительно улучшали». Мы же касаемся здесь лишь чисто реставрационной практики. Винтерьерахроманских храмов прослеживается четкое зонирование пространства с помощью подиумов, арок, галерей, а стены центральных нефов чаще всего делаются трехъярусными. В конце XVIII и начале XIX вв. В очертаниях форм преобладают простые вертикальные или горизонтальные линии, а также полуциркульные римские арки. Мы увидим, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое.
Оранжерея ботанического сада в Париже (1833, автор Руо), видимо, является первой постройкой, возведенной только из железа и стекла.
За этим последовали столь же смелые реставрационные работы в соборе Дерхэма и в других средневековых постройках Англии, за которые Уайет получил впоследствии прозвище «разрушителя». Наличие на картине гротескного, фантастического создания с искаженными пропорциями (в данном случае это беззубая колдунья Лоухи, полуптица с огромными распростертыми крыльями и когтями) также соответствует эстетике ар-нуво. Информации о финском архитектурном наследии было крайне мало. Аксессуары.
Весь XIX век был охвачен так называемым «замковым романтизмом». Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. О сохранении и поддержании памятников архитектуры никто не думал. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Это все вещи живописные, фантазийные их трудно чертить, но они легко рисуются.
Некоторые вельможи заказывают целые дома в греческом стиле. Оранжерея ботанического сада в Париже (1833, автор Руо), видимо, является первой постройкой, возведенной только из железа и стекла.
Спальня была украшена помпеянской росписью, а мебель в стиле ампир. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности.
Достройки, например, Кёльнского (XIII, XIV, XV, XVI, первая половина XIX – вторая половина XIX в. ) или Миланского соборов (начата в 1386 г., закончена в XIX в. ) по характеру их основной цели и общей направленности относятся не к реставрациям, а к строительным работам вообще. Во второй половине XIX в. происходит дальнейшее развитие конструкций подвесных мостов, особенно после изобретения вантовых конструкций их зрелым примером являются Бруклинский мост в Нью – Йорке и мост над Ниагарским водопадом (1869 – 1883), реализованные по проекту инженеров Д. и В. Рёблингов. В X – XI вв.
Такие настроения существовали в среде людей одной профессии. В то же время вторая фаза «художественных реставраций» – со второй половины XIX в. – сделала восстановление художественных особенностей зданий самоцелью, о чем речь будет впереди. Возник романтизм в архитектуре после завершения Великой французской революции. За столом или у очага только синьор имел свое место.
Рассмотрим разницу романтизма с классицизмом. Его источники весьма разнообразны: наследие "варваров", античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Архитектура играла второстепенную роль. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234).
Для романтиков она была слишком утилитарна. Экспедиции положили начало движению, которое получило название «карелианизм». Так образовывались первые рабочие артели.
Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. В конце XVIII и начале XIX вв. Это увлечение назвали «романтическим эллинизмом». При этом в нем сочетались особенности разных периодов строительства здания.
Эти росписи, среди которых были известнейшие произведения Симберга «Раненый ангел» и «Сад смерти», в свое время стали предметом ожесточенной критики. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. В связи с этим начинает свое развитие охрана исторических монументов.
Отчасти эта идея родилась благодаря движению фенноманов. Так, очень многие из архитекторов снова обращали внимание на готику, «пропуская» ее сквозь собственные настроения. Второй волной строительства замков после Средневековья следует назвать XIX век. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. Первой работой архитектурного бюро Э. Сааринена, Г. Гезеллиуса и А. Линдгрена стал дом Тальберга (Tallberg), жилой дом с магазинами, построенный для коммерсанта Юлиуса Тальберга (Julius Tallberg) буквально за один год (1897-1898).
Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. Другая группа, Ассоциация друзей финского ремесленного производства играла значительную роль в возрождении текстильного искусства и особенно — искусства финских ковров ручной работы Ryijy (рюйю), ставших настоящим символом финского модерна. Однако все эти поиски наталкивались на неоспоримый факт: в Финляндии не было по-настоящему древнего архитектурного наследия, на основе которого можно было бы построить национальный стиль, как это делают все остальные европейские страны. Однако в 1880 – 90-е гг.
Знатоки, такие, как Э. Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные азиатские, византийские и персидские влияния. Как и в случае с Национальным театром, при строительстве здания компании «Похьола» был использован самый распространенный в Финляндии природный камень — гранит, являющийся неотъемлемым элементом здешних пейзажей и, соответственно, ставший естественным выбором для национальной финской архитектуры: доступный и одновременно очень «патриотичный», по-настоящему национальный материал. Отсутствовала и научно разработанная методика реставрационных работ. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. Романтизм по прямой ничего не делит.
Так стиль модернизм в искусстве спальни и других комнат стал воплощением современного романтизма, а отголоски стиля барокко до сих пор сохранились в интерьерах нынешних домов. Однако при этом были утеряны и подлинные готические фрагменты. В разбивке масс достигнута соразмерность. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками.
Готическая архитектура достигла пика популярности в период Средневековья (конец XII – XVI века), а на смену ей пришел знаменитый стиль Возрождения. Помимо этого, финские архитекторы еще и ставили перед собой задачу сохранить аутентичное искусство, выражающее «дух народа», «инстинктивную художественную восприимчивость». В связи с вышеописанными условиями финская архитектура того времени испытала на себе влияние целого ряда стилистических направлений: ричардсоновского неороманского стиля (названного по имени американского архитектора Генри Ричардсона (1838-1886), британского Движения искусств и ремёсел (лидерами которого были Уильям Моррис и Джон Рёскин, выступавшие против индустриализма), а также популярного в Европе «нового стиля», югенда. При помощи окраски можно имитировать практически любой натуральный камень, гипс, алебастр. 1836-1865 гг. ) Готический стиль, несмотря на то, что он возник во Франции в середине 12 в., в Англии считался национальным.
Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки. Главной ценностью в романтизме становится личность. Интересным примером реставрации «романтического» толка в Англии явились работы на церкви аббатства Сент Олбэнс (Херфордшир), XII – XIV вв. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества.
Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Сооружение могло создаваться в мистическом, пасторальном или торжественном духе.
Они сосредотачивали в себе паломничество и культуру. Для них народный характер -- это характер героический, национально-самобытный. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено.
Всё это создает ощущение современной интерпретации средневековых традиций. Широко известным стало многотомное издание французского писателя и художника, генерального инспектора изящных искусств Тэйлора «Живописные и романтические путешествия по древней Франции» 4, снабженное живыми набросками с французских памятников архитектуры Оно явилось как бы путеводителем по огромному музею экспонатов истории народа, каким являлась Франция с ее древними зданиями. Вновь стала популярной готика, прошедшая через восприятие творца.
Пульпа может быть изготовлена из бумажной массы, лигнина, ваты. В дальнейшем этот стиль распространился в страны-колонии. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. Традиционный материал для строительства дома в романском стиле – натуральный камень. Подобным же образом был «отреставрирован» Палэ де Жюстис в Руане и другие здания.
Делаются первые эклектические воплощения фантазий в убранстве интерьеров дворцов и усадеб. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Работы закончил, как это нередко бывало в реставрациях «романтического» толка, человек не имевший специального образования (Гримторп), который на месте древнего и подлинного фасада церкви, сколь ни был он плох, построил абсолютно новый фасад в «значительно улучшенном» стиле.
Наконец, окна образуют верхний ярус. Способов для создания романтического интерьера очень много. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Развивается техника эмали, резьба по слоновой кости, литьё, чеканка, художественное ткачество, ювелирное искусство, книжная миниатюра искусство которой тесно граничит со скульптурой и стенной росписью. В результате появились направления в зодчестве, получившие приставку нео.
Архитектура романтизма значительно отличалась от всего, что было до нее. Этот «замок» с асимметричными фасадами, эркерами и башнями стал одним из самых известных образцов финского модерна.
В разных местах страны начинают строиться руины, гроты и тому подобные «строения». Легкость такого декора практически не утяжелит фасад и не усилит давление на фундамент. Но этот коллектив не был единым. Реставрации памятников были довольно редким явлением.
nРоманское искусство образовалась из-за соединения местной и византийской формы стиля. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. Да и с практической точки зрения модерн, этот «стиль высшего общества», уже не отвечал потребностям нового времени, когда Финляндии требовалось решать насущные жилищные вопросы, строить многочисленные квартиры для переезжавших в города рабочих.
План постройки опять-таки асимметричен и замысловат, а организация пространства лишена прямолинейности. В восточной зоне устраивался центральный неф. Почти одновременно была построена оранжерея в парке Ледницкого замка (1845, автор Девьен). В этом время популярны готические романы — произведения А. Радклиф, Ч. Мэтьюрина.
Первая фаза этого периода «художественных реставраций» целиком относится ко времени господства романтизма в европейском искусстве. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл).
В большом количестве из кованого железа делаются всевозможные ограды, решётки, замки, петли для дверей и крышек сундуков, оковки сундуков и шкафов и др. Все стили интерьера, кроме романтизма имеют четкие индивидуальные особенности. Мы здесь не будем говорить о работах первой половины XIX в. (также стимулированных развитием романтизма) по завершению длительного иногда простиравшегося много столетий, процесса возведения величественных зданий – готических соборов.
Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек.
Так, понятному народному идеалу посвящены поэмы Рылеева "Войнаровский", "Наливайко", его "Думы", повести А. Бестужева, южные поэмы Пушкина, позднее – "Песнь про купца Калашникова" и поэмы кавказского цикла Лермонтова («Измаил – Бей», «Хаджи – Абрек»). Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Это граничит с тем, что романтизм трудно отнести к стилю интерьера.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. Из построек подобного типа наибольшего внимания заслуживает Хрустальный дворец (Кристал палас) на первой Всемирной выставке в Лондоне (1851). Заостренное обрамление двери напоминает церковный портал. Идеалистические воззрения больше не соответствовали реальной жизни. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Ведь в настоящей тюрьме нет ничего привлекательного, ничего возвышенного.
Одна из любимых тем в их творчестве — замки, темницы. Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля.
Отсюда и характерные для раннего романского стиля небольшие объемы внутренних помещений, малое количество и скромный размер окон из-за чего в ранних романских церквях довольно темно. Одним из выдающихся представителей национально-романтического направления в северном модерне был финский художник Аксели Галлен-Каллела (Akseli Gallen-Kallela) (1865-1931), прославившийся своими выразительными иллюстрациями к «Калевале» и циклом фресок аналогичной тематики для оформления финского павильона Всемирной выставки в Париже (1900), а затем и холла Национального музея в Хельсинки (1928). Романтизм не принимает реальную действительность, считая ее «страшным миром» и потому тянется ко всему нереальному, мистическому, а также он обращается к прошлому, которое является в идеализированном флере. Во второй половине XIX в. происходит дальнейшее развитие конструкций подвесных мостов, особенно после изобретения вантовых конструкций их зрелым примером являются Бруклинский мост в Нью – Йорке и мост над Ниагарским водопадом (1869 – 1883), реализованные по проекту инженеров Д. и В. Рёблингов. Особенно популярным среди направлений романтического стиля в архитектуре стал стиль нео-готика, который реализовывали с использованием существующих технологий (например, широко использовались металлоконструкции). Последствия революции не вдохновляли людей, показав ошибки теоретиков эпохи Просвещения.
Такие строения обычно имеют 3-4 наземных этажа. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки.
Выдающийся финский архитектор, знаменитый представитель национального романтизма Ларс Сонк (Lars Sonck) (1870-1956) и его коллега Онни Тарьянне (Onni Trnqvist/Onni Tarjanne) (1864–1946), с которым тот сотрудничал при работе над рядом проектов, также стали приверженцами финского национального стиля и активно использовали в своих творениях местные материалы и формы. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Архитектура классицизма вновь возвращается к постулатам Ренессанса, но это уже во многом школа сухого академизма, а не взлет духа титанов великого времени. Игру текстуры и цвета подчеркивает массивный заостренный портал из тёсаного камня. Это время стало «золотым» для художников-декораторов.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Такая участь постигла, например, собор в Лизье. металлические конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции. Другой пример, дом Богарне в Париже. То же самое можно сказать и об искусстве Германии.
Еще одной характерной работой Ларса Сонка стало здание телефонной компании в Хельсинки (1903-1905) (по адресу Korkeavuorenkatu, 35), отличающееся асимметричной планировкой и сложной организацией внутреннего пространства, о чем, впрочем, сложно догадаться по внешнему облику постройки. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы.
Вот таким образом для крупногабаритных экспонатов, а также для изделий с ослабленной поверхностью применяется метод пульпирования (наложения кумулирующих компрессов) иногда в сочетании с одновременным подсосом. Средневековые церкви, правда, было вполне «законно» считать финскими, поскольку на финской земле они стояли веками. Сам Сааринен так выразил свою новую позицию: «Мы в Финляндии больше не зарабатываем на жизнь охотой и рыболовством вот таким образом растительные орнаменты и изображения медведей — не говоря уже о других животных — едва ли могут считаться подходящими символами нынешнего времени, эпохи пара и электричества». Не очень часто увидишь здания, архитектура которых напоминала бы романский стиль.
Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. И в этом, втором случае, несмотря на проявленную все же значительную тщательность и аккуратность в работе и несомненную сдержанность в стремлении «улучшить» стиль древней постройки, на месте подлинного прекрасного памятника архитектуры получилась мертвая бездушная его копия – типичный продукт XIX в. Даже теперь, когда это здание отчасти снова покрылось так называемой «патиной времени», оно вызывает у зрителей лишь любопытство, но не восхищение и безусловно лишено интереса для археолога или архитектора – исследователя.
Такое открытие вытеснило романский стиль в архитектуре. Появилась в ответ на увлечение старинной историей и эпосом. Этими словами в XVIII в. именовали древнюю архитектуру страны. Средневековая религиозная архитектура была представлена лишь скромными сельскими церквями.
Отчасти ситуацию позволили исправить архитектурные экспедиции в Карелию, предпринятые Юрьё Бломстедтом (1894) и другими архитекторами в поисках «настоящего финского стиля». Очень часто, можно было бы сказать даже слишком часто, некоторые архитекторы той эпохи стремились использовать предложение реставрировать какой – либо памятник архитектуры для упражнения своих способностей в проектировании «готических» или «романских» зданий, возводя целые башни или шпили без всяких к тому оснований не только там, где они были когда – то разрушены, но и там, где их вообще никогда не было. Выдающийся английский архитектор XVIII в. Уильям Кент уже в 30- х годах использует в своих постройках особенности средневековой архитектуры Англии : в Эшер Плейс, Сёрри (1730 г. ), в Хэмптон – Корт, Сёрри (1732 г. ), где он достроил восточную сторону двора, как и в отделках некоторых интерьеров, например в перегородке Уэстминстерского зала и т. д. Известный английский писатель того времени Гораций Уолполь строит в то же время в своем поместье Строоберри Хил «Готический замок» (1749 г. ). Существовавший порядок был разрушен, а новый потрясал своей сумбурностью и дискомфортом. Он коренится в национальных традициях народа. Например, заслуживший международную известность финский художник Альберт Эдельфельт (1854-1905) создал иллюстрации к популярной поэме «Король Фьялар» финского поэта Йохана Людвига Рунеберга, посвященной описаниям завоевательных походов викингов.
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. и ориентированное на использование живого, пластичного, асимметричного дизайна.
Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
Для покрытия кровли подойдет черепица, сланцевые плитки. Постройка имела огромное пропагандистское значение, поскольку подчеркивала культурную независимость страны. Эта церковь отчасти напоминает американский небоскреб, однако материалы и особенности декора у нее, несомненно, финские, равно как и колокола, которые хотя и изготовлены в Германии, проигрывают мелодию, написанную Яном Сибелиусом. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения.
Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Так рисунок вновь на время отвоевывает свои позиции у сухого чертежа. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
А ведь рядом с его сказками в камне знаменитые постройки Корбюзье выглядят унылыми коробками. Хрустальный дворец (сгорел в 1937 г. ) произвел на современников огромное впечатление и способствовал тому, что металлические конструкции середины XIX в. прочно вошли в практику. Еще одной важной постройкой, созданной в стиле национального романтизма по проекту знакомых нам Сааринена, Гезеллиуса и Линдгрена, стало здание страхового общества «Похьола» (1901) в Хельсинки на улице Алексантеринкату. А там не за горами реализация, которую мы тоже с радостью возьмем на себя.
Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Дизайнеры сталкиваются с непростой задачей, когда требуется оформить интерьер в романтическом стиле. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. в 1813 г. ). Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами.
В архитектуре национальный романтизм проявил себя отказом от формальных клише европейского зодчества Нового времени. Также финскими архитекторами была воспринята европейская идея «тотального произведения искусства» (Gesamtkunstwerk). Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли.