Особое значение при этом имело влияние стиля югенд. Конечно, это была своего рода игра — в серьезном, культурологическом смысле этого понятия. В то же время вторая фаза «художественных реставраций» – со второй половины XIX в. – сделала восстановление художественных особенностей зданий самоцелью, о чем речь будет впереди. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Однако при этом были утеряны и подлинные готические фрагменты. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла.
В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). Особенно популярным среди направлений романтического стиля в архитектуре стал стиль нео-готика, который реализовывали с использованием существующих технологий (например, широко использовались металлоконструкции).
Существующее архитектурное наследие Финляндии было исключительно скромным по сравнению с ее соседями. Последние могут играть роль балконов или выполнять исключительно декоративные функции. Эффектное дополнение к экстерьеру здания – каменные парапеты с равномерным чередованием высокой и низкой кладки. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Так в идеализации прошлого и поиске человеком своего места в огромном мире рождается романтизм. Наибольший приоритет для реставрации имели романские и готические памятники.
Второй волной строительства замков после Средневековья следует назвать XIX век. Но не малую роль этот стиль сыграл и в дизайне. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки.
Вновь стала популярной готика, прошедшая через восприятие творца. Мы здесь не будем говорить о работах первой половины XIX в. (также стимулированных развитием романтизма) по завершению длительного иногда простиравшегося много столетий, процесса возведения величественных зданий – готических соборов. Были основаны национальный театр и городской оркестр. Одна из любимых тем в их творчестве — замки, темницы.
Это впечатление подчеркивается развевающимися на ветру длинными волосами и бородой Вяйнямёйнена, которые гармонируют с изгибами линии горизонта и зелеными бороздами моря. Процесс конвертизации произведений является очень ответственным, вот таким образом его проводит реставратор или специально обученный столяр. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены.
Информации о финском архитектурном наследии было крайне мало. Существовавший порядок был разрушен, а новый потрясал своей сумбурностью и дискомфортом. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. Для романтиков она была слишком утилитарна. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.
Такие строения обычно имеют 3-4 наземных этажа. Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов.
Казалось бы, что тут может быть интересного для художника. Строения XIX века, созданные в эпоху российского правления, полагались чуждыми, хотя многие из них широко признавались шедеврами неоклассической архитектуры. и ориентированное на использование живого, пластичного, асимметричного дизайна. Ломбардская архитектура сыграла важную роль в разработке сводчатой конструкции и скелета здания.
Профессор эстетики и литературы Карл Густав Эстландер в своем культовом эссе 1871 года ратовал за единство изящных и декоративно-прикладных искусств, за соединение искусства и ремесла «под одной крышей». Средневековая религиозная архитектура была представлена лишь скромными сельскими церквями. Например, на знаменитой картине «Защита Сампо» мы видим смелые изогнутые завихрения вод и характерное для японских гравюр изображение гребней волн. Превращение белого олова в серое, называемое оловянной чумой, ничего общего с коррозией металла не имеет. Начали выходить газеты на финском языке. Спальня была украшена помпеянской росписью, а мебель в стиле ампир.
Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками.
Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ).
Оранжерея ботанического сада в Париже (1833, автор Руо), видимо, является первой постройкой, возведенной только из железа и стекла. металлические конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции. В парадном Портрете Евграфа Давыдова – участник наполеонских войн (1809) показана фигура офицера, который непосредственно явил собой выражение того культасильной и храброй личности, который для романтизма тех лет был столь типичным. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Картина как бы помещается в конверт с определенным микроклиматом. Наконец, окна образуют верхний ярус. Делались также парадные сидения с высокими спинками, которые предназначались для высших иерархов церкви. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму.
Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Финский архитектор и критик Сигурд Фростерус (1876–1956) сравнивал церковь Каллио с древним сфинксом, взирающим с высоты на город.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Из построек подобного типа наибольшего внимания заслуживает Хрустальный дворец (Кристал палас) на первой Всемирной выставке в Лондоне (1851). Почти одновременно была построена оранжерея в парке Ледницкого замка (1845, автор Девьен). Одним из выдающихся представителей национально-романтического направления в северном модерне был финский художник Аксели Галлен-Каллела (Akseli Gallen-Kallela) (1865-1931), прославившийся своими выразительными иллюстрациями к «Калевале» и циклом фресок аналогичной тематики для оформления финского павильона Всемирной выставки в Париже (1900), а затем и холла Национального музея в Хельсинки (1928).
В конце XVIII и начале XIX вв. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Еще одной характерной работой Ларса Сонка стало здание телефонной компании в Хельсинки (1903-1905) (по адресу Korkeavuorenkatu, 35), отличающееся асимметричной планировкой и сложной организацией внутреннего пространства, о чем, впрочем, сложно догадаться по внешнему облику постройки.
Отёсанный камень укладывался на место на раствор. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления.
Теоретически переход белого олова в серое происходит при 13, 2С. Делаются первые эклектические воплощения фантазий в убранстве интерьеров дворцов и усадеб. Так, очень многие из архитекторов снова обращали внимание на готику, «пропуская» ее сквозь собственные настроения.
Это, в частности, было продемонстрировано архитектором Тарьянне при строительстве здания Финского национального театра в Хельсинки (1898-1902) с его ричардсоновским неороманским фасадом из гранита и стеатита, украшенным орнаментом в виде восходящего солнца и кантеле. В разных местах страны начинают строиться руины, гроты и тому подобные «строения».
Тем самым подчеркивалась его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалась многозначность термина «дизайн». Романтические тенденции в архитектуре охватили все европейские страны, получив свое достаточно ясное выражение и в русском зодчестве, где мы видим появление целых «готических» ансамблей, подобных усадьбе Марфино под Москвой (30- е годы XIX в. ) и т. п. В архитектуре XIX в. это течение не принесло значительных достижений в силу ряда причин. В дальнейшем этот стиль распространился в страны-колонии.
Роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» сделал, например, в то время больше для охраны памятников архитектуры, чем могли сделать какие – либо постановления французского правительства. Однако живая натура, даже и романтическая, слишком груба, жизненна, витальная. Желательно, чтобы к центральным дверям вела парадная лестница с резными перилами. металлические конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции.
Очень часто, можно было бы сказать даже слишком часто, некоторые архитекторы той эпохи стремились использовать предложение реставрировать какой – либо памятник архитектуры для упражнения своих способностей в проектировании «готических» или «романских» зданий, возводя целые башни или шпили без всяких к тому оснований не только там, где они были когда – то разрушены, но и там, где их вообще никогда не было. Это все вещи живописные, фантазийные их трудно чертить, но они легко рисуются. Во второй половине XIX в. происходит дальнейшее развитие конструкций подвесных мостов, особенно после изобретения вантовых конструкций их зрелым примером являются Бруклинский мост в Нью – Йорке и мост над Ниагарским водопадом (1869 – 1883), реализованные по проекту инженеров Д. и В. Рёблингов.
Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли. Стремительное градостроительное развитие Гельсингфорса (Хельсинки) в XIX веке и стимулировавшая это развитие политика России сыграли определяющую роль в расцвете финского национального стиля архитектуры. Истинные шедевры романтической архитектуры рождаются не в камне, а в утонченной графике таких мастеров как Пиранези, а затем Гонзаго.
Оранжерея ботанического сада в Париже (1833, автор Руо), видимо, является первой постройкой, возведенной только из железа и стекла. Выживал самый ловкий. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Подобным же образом был «отреставрирован» Палэ де Жюстис в Руане и другие здания. Построенная Сонком больница «Эйра» и спроектированное Саариненом здание Национального музея Финляндии являются вершинами архитектуры финского национального романтизма.
В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Например, Кронпринц, а в будущем император Пруссии Вильгельм IV в 1850-1867 гг. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви.
Более того, в скором времени поиски оригинальной архитектурной концепции уже оказались не столь актуальны, поскольку в Финляндии наконец появилась достаточно своеобразная новаторская архитектура, которую уже можно было назвать «уникально финской». Однако в 1880 – 90-е гг. Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек. Появилась в ответ на увлечение старинной историей и эпосом. Это стилистически выдержанное сооружение, гармонично сочетающее в себе новейшие достижения архитектуры с традиционными канонами. Такой особняк – это своеобразное воплощение в жизнь романтической мечты. В планировке соответствующих архитектурных композиций отсутствует строгая симметрия. Он вобрал в себя все лучшее с других стилей, к примеру, барокко али ампира. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.
Параллельно начался подъем финского языка и литературы, отказ от использования шведского языка (в том числе и в написании фамилий). Романтизм по прямой ничего не делит. Вопрос создания моста из металла рассматривался впервые французскими инженерами в 1719 г., а затем снова в 1755 г. Однако широкое применение этих конструкции стало возможным с появлением дешевой технологии получения железа, сначала в виде чугуна, а позднее стали. Сам Сааринен так выразил свою новую позицию: «Мы в Финляндии больше не зарабатываем на жизнь охотой и рыболовством вот таким образом растительные орнаменты и изображения медведей — не говоря уже о других животных — едва ли могут считаться подходящими символами нынешнего времени, эпохи пара и электричества». Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
За столом или у очага только синьор имел свое место. Например, заслуживший международную известность финский художник Альберт Эдельфельт (1854-1905) создал иллюстрации к популярной поэме «Король Фьялар» финского поэта Йохана Людвига Рунеберга, посвященной описаниям завоевательных походов викингов.
Во второй половине XIX в. происходит дальнейшее развитие конструкций подвесных мостов, особенно после изобретения вантовых конструкций их зрелым примером являются Бруклинский мост в Нью – Йорке и мост над Ниагарским водопадом (1869 – 1883), реализованные по проекту инженеров Д. и В. Рёблингов. Рассмотрим разницу романтизма с классицизмом. Другой пример, дом Богарне в Париже. Готическая архитектура достигла пика популярности в период Средневековья (конец XII – XVI века), а на смену ей пришел знаменитый стиль Возрождения. В середине XIX в. более крупный архитектор, знаменитый английский реставратор Джильберт Скотт в сущности продолжал «романтические» методы восстановления и реставрации древних зданий, произвольно дополняя и «улучшая» средневековые соборы Англии (собор в Эли идр. ), что также вызвало упреки научной общественности страны.
Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге.
Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. При этом важным казалось не только изучить ее, но и приспособить к современным задачам. В связи с вышеописанными условиями финская архитектура того времени испытала на себе влияние целого ряда стилистических направлений: ричардсоновского неороманского стиля (названного по имени американского архитектора Генри Ричардсона (1838-1886), британского Движения искусств и ремёсел (лидерами которого были Уильям Моррис и Джон Рёскин, выступавшие против индустриализма), а также популярного в Европе «нового стиля», югенда.
Классицизм – это система, а романтизм – нет. В связи с этим начинает свое развитие охрана исторических монументов. А там не за горами реализация, которую мы тоже с радостью возьмем на себя. Такое открытие вытеснило романский стиль в архитектуре.
Возник романтизм в архитектуре после завершения Великой французской революции. Как уже было сказано, финский модерн испытал значительное влияние финских национальных мотивов — в частности, эпоса «Калевала» (антологии традиционных фольклорных стихов и песен, впервые изданной в 1835 году). В результате появились направления в зодчестве, получившие приставку нео.
То же самое можно сказать и об искусстве Германии. Благодаря пластичности материала и новым технологиям получают лепные изделия с высокой деталировкой. В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями.
В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Романтизм – это один из самых волнующих и притягательных стилей. Широко известным стало многотомное издание французского писателя и художника, генерального инспектора изящных искусств Тэйлора «Живописные и романтические путешествия по древней Франции» 4, снабженное живыми набросками с французских памятников архитектуры Оно явилось как бы путеводителем по огромному музею экспонатов истории народа, каким являлась Франция с ее древними зданиями. Хрустальный дворец (сгорел в 1937 г. ) произвел на современников огромное впечатление и способствовал тому, что металлические конструкции середины XIX в. прочно вошли в практику. Некоторые вельможи заказывают целые дома в греческом стиле.
И хотя первые государственные ассигнования на реставрацию были отпущены во Франции для консервации преимущественно римских памятников на территории страны – в Ниме, Оранже, Арле, забота о подлинно национальном наследии искусства скоро стала преобладать в деятельности французской Генеральной инспекции, как она доминировала и в деятельности аналогичных государственных и общественных организаций других европейских стран в середине и во второй половине XIX в. Архитекторы середины XIX в. в своей практической деятельности были охвачены идеями романтизма в такой же мере, как и творческие работники других видов искусства. Вот таким образом можно только с большим трудом классифицировать его проявления и рассмотреть последовательно историю развития до конца XIX – начала XX в. Романтизм на первых порах носил живой изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Закрывая оборотную сторону картины (конвертизация), защищают холст, а следовательно и всю картину, от воздействия резких колебаний температуры и относительной влажности воздуха. Затем в конце XX века проектно-художественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко -- «дизайн».
Одной из первых таких работ можно считать восстановление Игнатием Нейманом западной башни Майнцского собора (XI – XIII вв. ), который сгорел в 1779 г. Оно было проведено с явным стремлением архитектора воспроизвести как бы самый дух древних архитектурных форм собора, с его романскими деталями, но в очень своеобразном собственном истолковании.
металлические конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции. Подвальный этаж может использоваться для гаража или домашних мастерских. Основанное им общество прикладного искусства и дизайна провело первые в Финляндии промышленные выставки и учредило «храм искусств» — музей Атенеум в Хельсинки. В конце XVIII и начале XIX вв.
XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Помимо этого, финские архитекторы еще и ставили перед собой задачу сохранить аутентичное искусство, выражающее «дух народа», «инстинктивную художественную восприимчивость».
Традиционный материал для строительства дома в романском стиле – натуральный камень. Отличительной чертой портретов Кипренского является то, что они показывают душевное обаяние и внутреннее благородство человека. Особенно интересна в этом отношении его известная «Записка о московских достопамятностях», написанная в 1829 г. 5 Очень существенными для пропаганды художественной и исторической ценности памятников архитектуры России оказались издания профессора И. М. Снегирева и археолога А. А. Мартынова, посвященные архитектурным памятникам Москвы и других русских городов, монастырей и сел6 иллюстрированные прекрасными и очень точными рисунками описываемых зданий. На первое место возводятся величественность, основательность и практичность. При этом в нем сочетались особенности разных периодов строительства здания.
Другое известное творение Ларса Сонка, больницу «Эйра» в Хельсинки (1904-1905), часто называют шедевром архитектуры национального романтизма. В этих условиях произведения архитектуры начинают восприниматься не как причуды «извращенных» и чуждых народу «художественных затей» аристократов или клерикалов, «выполненных за счет трудящихся» и являющихся «символом проклятого феодализма», как они иногда трактовались в XVIII в., но как живые свидетели героической борьбы народа за свое освобождение, как выразители его бессмертия и неувядающей силы, как подлинные, дошедшие из глубины веков, доказательства его замечательного художественного дарования. Каменная резьба украшала наружные стены соборов.
Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. В 1872 году был основан Политехнический институт, положивший начало первой в Финляндии архитектурной школе (до этого в стране не существовало систематического архитектурного образования). Выдающийся финский архитектор, знаменитый представитель национального романтизма Ларс Сонк (Lars Sonck) (1870-1956) и его коллега Онни Тарьянне (Onni Trnqvist/Onni Tarjanne) (1864–1946), с которым тот сотрудничал при работе над рядом проектов, также стали приверженцами финского национального стиля и активно использовали в своих творениях местные материалы и формы. Статья рассчитана на всех, кто интересуется культурным наследием Финляндии и в первую очередь финской архитектурой.
Один из лучших декораторов того времени Роберт Адам заложил основу эклектизма как стиля. Архитекторы с увлечением строили «готические» замки и соборы там, где требовался всего лишь усадебный дом или приходская церковь. Вместе с тем и первые единичные восстановления архитектурных памятников в духе романтизма тоже относятся к XVIII в. В отличие от упомянутых во введении отдельных работ XV – XVII вв., при которых уже учитывалось художественное значение древних памятников архитектуры, но которые своей основной целью имели все же лишь ремонт, техническое укрепление или восстановление здания, эти первые «романтические» реставрации ставили своей основной целью восстановление своеобразно понятого первоначального художественного образа реставрируемого объекта. Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. «Романтизм» в данном случае заключался в идеализации не какого-то существующего стиля, а романтизации самой нации и ее исторического наследия, попытке создать нечто уникальное на основе этой истории. Хрустальный дворец (сгорел в 1937 г. ) произвел на современников огромное впечатление и способствовал тому, что металлические конструкции середины XIX в. прочно вошли в практику.
Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Заостренное обрамление двери напоминает церковный портал. Однако уже в период консульства и Первой империи (1799 – 1814 гг. ), когда буржуазный строй, призванный к жизни прошедшей революцией, сохранился и в известной мере усилился, многие из завоеваний этой революции были уничтожены.
Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д. Архитектура романтизма значительно отличалась от всего, что было до нее. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. Кроме того, неоготический романтизм, воплощенный в здании английского парламента, был связан с тем, что архитектор был новообращенным католиком и видел в готике отражение истиной веры.
Такие сундуки часто не имели никаких украшений и, прежде всего, отвечали требованиям удобства и прочности. Тем более не стоит забывать, что остальные материалы были в Финляндии слишком дороги или недостаточно качественны (последнее относится, например, к кирпичу), так что выбор в пользу гранита был не только идеологическим и эстетическим, но и чисто практическим. Первая фаза этого периода «художественных реставраций» целиком относится ко времени господства романтизма в европейском искусстве. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения.
Отчасти ситуацию позволили исправить архитектурные экспедиции в Карелию, предпринятые Юрьё Бломстедтом (1894) и другими архитекторами в поисках «настоящего финского стиля». Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Однако, некоторым было недостаточно одного лишь восстановления старых крепостей и они, руководствуясь своей фантазией, возводили новые «замки», которые по своей сути являлись стилизованными под замки дворцами. Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление.
В разбивке масс достигнута соразмерность. Меланхолия и разочарование приводило к поиску новых ощущений. Меланхолия и разочарование приводило к поиску новых ощущений. Художественные мотивы готики использовались уже в барокко (например, Я. Сантини), но только в XIX в. они получают большое распространение. Достройки, например, Кёльнского (XIII, XIV, XV, XVI, первая половина XIX – вторая половина XIX в. ) или Миланского соборов (начата в 1386 г., закончена в XIX в. ) по характеру их основной цели и общей направленности относятся не к реставрациям, а к строительным работам вообще.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. В этом время популярны готические романы — произведения А. Радклиф, Ч. Мэтьюрина. Но этот коллектив не был единым. Такая участь постигла, например, собор в Лизье.
Между прочим, в этом районе с его питательной художественной атмосферой выросла «мама муми-троллей» — финская писательница Туве Янсон (она жила в доме на Luotsikatu, 4, построенном в 1906 году по проекту Густава Эстландера). Гладко оштукатуренные стены больницы сочетаются с массивными булыжниками цоколя (игра гладкой и шероховатой фактуры). Вначале реставрация была поручена Джильберту Скотту, однако он скоро умер. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Этап романтизма был данью, которую возрожденная в XIX в. на новых основах реставрация древних зданий уплатила расширившемуся пониманию общественного значения памятников архитектуры, включавшему теперь помимо мемориальной также и художественную их ценность. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. Памятников барокко и рококо у финнов практически не было.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Дом излучает тепло и уют, он неповторим по дизайну и исключительно удобен для жилья.
В 1827 году Кристиан Людвиг Штиглиц, юрист, любитель искусств и писатель, выпустил «Историю архитектуры с ранней древности до новейших времен». В конце XVIII и начале XIX вв.
При этом при реставрации часто использовался ненаучный подход. Это «юный» стиль, который означает свободу, фантазию и индивидуальность. Он утверждал единение с природой и культ человека, его чувств. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. При помощи окраски можно имитировать практически любой натуральный камень, гипс, алебастр.
В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях.
В период реставрации Бурбонов (1814 – 1830 гг. ) у власти стала наряду с крупным поземельным дворянством и верхушка торговой и финансовой буржуазии. Кровати для небогатых людей были достаточно примитивны и выполнялись в виде своеобразной ёмкости для тюфяка, похожей на сундук без крышки, с небольшой выемкой в средней части лицевой и задней стенок. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Наступала эпоха рационализма индустриализма, функционализма.
Для них народный характер -- это характер героический, национально-самобытный. Ведь в настоящей тюрьме нет ничего привлекательного, ничего возвышенного. И в этом, втором случае, несмотря на проявленную все же значительную тщательность и аккуратность в работе и несомненную сдержанность в стремлении «улучшить» стиль древней постройки, на месте подлинного прекрасного памятника архитектуры получилась мертвая бездушная его копия – типичный продукт XIX в. Даже теперь, когда это здание отчасти снова покрылось так называемой «патиной времени», оно вызывает у зрителей лишь любопытство, но не восхищение и безусловно лишено интереса для археолога или архитектора – исследователя.
Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному.
Этот стиль настолько отвечал потребностям и духу того времени, что воплотился не только в художественных произведениях, но и в самой жизни. И многие трактаты по истории дизайна того времени в заголовках содержали уточнение «индустриальный дизайн». Этот «замок» с асимметричными фасадами, эркерами и башнями стал одним из самых известных образцов финского модерна. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Особые споры вызвало изображение крылатой змеи на центральном куполе.
Столкнувшись с нехваткой образцов национальной традиции, архитектор и художники обратились за вдохновением в сторону Карелии, думая, что, возможно, в этом крае сохранились следы подлинного финского стиля архитектуры. Были разграничены и изучены стили архитектуры от Древнего Египта и античности до Средневековья и Нового времени. При описании финской архитектуры того времени термины «национальный романтизм» и «ар-нуво»/«югендштиль» зачастую используются как синонимы, хотя, строго говоря, югенд скорее относится к зданиям более изящного, европейского стиля, а национальный романтизм — к массивным гранитным постройкам. Как говорил Элиэль Сааринен, «всегда проектируйте предмет, рассматривая его в более широком контексте, осознавая место стула в комнате, комнаты в доме, дома — в окружающей местности, а окружающей местности — в городской планировке».
Одной из жемчужин немецкого «замкового романтизма» считается Шверинский замок (1845-1857 гг. ), возведенный архитектором Георгом Адольфом Демлером по образцу замка Шамбор. Экспедиции положили начало движению, которое получило название «карелианизм». Наличие на картине гротескного, фантастического создания с искаженными пропорциями (в данном случае это беззубая колдунья Лоухи, полуптица с огромными распростертыми крыльями и когтями) также соответствует эстетике ар-нуво. У состоятельного дворянства появляется другой способ «возвращения» в прошлое.
Человеку прошлого якобы были чужды технические новшества и неразрешимые проблемы современности, вот таким образом он жил в гармонии с природой и самим собой. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. Представители югендштиля подчеркивали важность применения естественных строительных материалов, очень уважали декоративно-прикладное искусство и часто прибегали к заимствованным из природы и национальной истории орнаментальным мотивам. Из построек подобного типа наибольшего внимания заслуживает Хрустальный дворец (Кристал палас) на первой Всемирной выставке в Лондоне (1851). Вместе с ней исчезло и чувство стабильности, порядка и спокойствия. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ). Верхняя часть дверки скруглена.
Да и те здания шведского периода, что тут сохранились, некоторые финские патриоты считали лишь символом политической зависимости и чуждого западного влияния. Романтизм (франц. Отсюда — равноправие всех видов искусства, внимание к деталям, стремление к художественному синтезу. Такой особняк будет смотреться немного необычно, но очень уютно и монументально.
Так постепенно романтический стиль проникает в повседневный быт, моду, этикет. Романтизм одновременно является бог изысканным и дорогим, но при этом уютным и нежным. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо-римской античности. Мы же касаемся здесь лишь чисто реставрационной практики. Романтизм всегда отличался разнообразием форм и творческой свободой.
С карелианизмом была связана и романтическая идеализация национального эпоса «Калевала». Это явилось периодом определенной реакции.
Кроме того, была осознана собственная история и архитектурное наследство. В Германии в начале XIX века происходит оформление истории архитектуры как науки. Одни из них считали, вслед за Виньолой, ордер универсальным и незыблемым рецептом красоты. Всё это создает ощущение современной интерпретации средневековых традиций. В них хранилась церковная и монастырская утварь. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой.
Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Также финскими архитекторами была воспринята европейская идея «тотального произведения искусства» (Gesamtkunstwerk).
В светской литературе позднего средневековья, в описаниях домов королей и знатных вельмож часто упоминается пол в пиршественной зале, усыпанный цветами. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько "мрачный" образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Другая группа, Ассоциация друзей финского ремесленного производства играла значительную роль в возрождении текстильного искусства и особенно — искусства финских ковров ручной работы Ryijy (рюйю), ставших настоящим символом финского модерна.
Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. Сооружение могло создаваться в мистическом, пасторальном или торжественном духе. Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами.
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Причем в одном и том же парке могут создаваться уголки разных исторических эпох и народов. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо – римской античности. Архитектура играла второстепенную роль.
Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). О сохранении и поддержании памятников архитектуры никто не думал. Он сочетает элементы готики, Ренессанса и барокко. Главной ценностью в романтизме становится личность.
Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. В начале 19 века популярность приобретает греческое искусство. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»).
Художественные мотивы готики использовались уже в барокко (например, Я. Сантини), но только в XIX в. они получают большое распространение. За этим последовали столь же смелые реставрационные работы в соборе Дерхэма и в других средневековых постройках Англии, за которые Уайет получил впоследствии прозвище «разрушителя». Сильно уменьшают скорость превращения добавки к олову свинца, кадмия, сурьмы, серебра. Работы закончил, как это нередко бывало в реставрациях «романтического» толка, человек не имевший специального образования (Гримторп), который на месте древнего и подлинного фасада церкви, сколь ни был он плох, построил абсолютно новый фасад в «значительно улучшенном» стиле. Оранжерея ботанического сада в Париже (1833, автор Руо), видимо, является первой постройкой, возведенной только из железа и стекла.
Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973). Первой работой архитектурного бюро Э. Сааринена, Г. Гезеллиуса и А. Линдгрена стал дом Тальберга (Tallberg), жилой дом с магазинами, построенный для коммерсанта Юлиуса Тальберга (Julius Tallberg) буквально за один год (1897-1898). Архитектура играла второстепенную роль.
Для покрытия кровли подойдет черепица, сланцевые плитки. Как и в случае с Национальным театром, при строительстве здания компании «Похьола» был использован самый распространенный в Финляндии природный камень — гранит, являющийся неотъемлемым элементом здешних пейзажей и, соответственно, ставший естественным выбором для национальной финской архитектуры: доступный и одновременно очень «патриотичный», по-настоящему национальный материал. Почти одновременно была построена оранжерея в парке Ледницкого замка (1845, автор Девьен).
При этом важным казалось не только изучить ее, но и приспособить к современным задачам. На практике такое превращение начинается при температуре ниже 0С. Мозаичисты, стеклодувы, резчики, кузнецы, художники, краснодеревщики трудятся над созданием цельного, гармоничного жилого пространства. Столы в ранний период еще весьма примитивны.
Возникла ностальгия по упорядоченности. Этот доклад был блестящим образцом подобного рода работ. Игру текстуры и цвета подчеркивает массивный заостренный портал из тёсаного камня.
Несмотря на то, что романтический стиль в архитектуре 19 в. уже использовал новые технологии относительно истиной готики, если возводить таким же способом современные дома, то на подобное строительство ушло бы очень много времени и средств. Отсутствовала и научно разработанная методика реставрационных работ. Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями. Характерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами. Представители другой школы, следуя заветам Палладио, не считали ордер застывшей догмой. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой.
Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Эпоха Просвещения завершилась вместе с Великой французской революцией. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Из построек подобного типа наибольшего внимания заслуживает Хрустальный дворец (Кристал палас) на первой Всемирной выставке в Лондоне (1851).
Еще одной важной постройкой, созданной в стиле национального романтизма по проекту знакомых нам Сааринена, Гезеллиуса и Линдгрена, стало здание страхового общества «Похьола» (1901) в Хельсинки на улице Алексантеринкату. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Архитекторы могли позволить себе уходить от существовавших стандартов. Весь XIX век был охвачен так называемым «замковым романтизмом». На территории немецких государств возникают «Союзы Отечества», которые занимаются защитой и реставрацией исторических зданий.
в 1813 г. ). Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Это время стало «золотым» для художников-декораторов. Так рисунок вновь на время отвоевывает свои позиции у сухого чертежа.
Стены всегда толстые, массивные. При заболевании предмета «оловянной чумой» на поверхности образуются островки рыхлого крупнокристаллического серого порошка, который при попадании на здоровый предает вызывает заболевание металла.
Появляется огромное количество этюдов, зарисовок, больших полотен, где одним из главных действующих «персонажей» становится архитектурное наследие древности. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь— для романской архитектуры, которая не только сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля— круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей.
Чаще всего те, кто хочет жить в доме, напоминающем, например, английские родовые замки 19 вв., реализовывает свои мечты, основанные на прочитанных книгах и кинофильмах. Отчасти эта идея родилась благодаря движению фенноманов.
Мастера архитектуры классицизма досконально знали теорию архитектурных ордеров. Он коренится в национальных традициях народа. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Одновременно появляются ростки сознательного движения за охрану архитектурных памятников и их реконструкцию. Полная конвертизация надежно защищает от пыли и других загрязнений.
Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. У людей имеющих отношение к искусству, появился шанс самовыражения. Собор Тампере также известен своими витражами и особенно фресками, большинство которых написал в 1905-1906 гг. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Карл Александр фон Гейделофф ратовал за сохранение исторического облика Нюрнберга. В «романтическом» XIX в. люди прятались от цивилизации в прошлое в первую очередь с помощью литературы.
Такие настроения существовали в среде людей одной профессии. Например, с 1842 г. возобновляются работы над Кёльнским собором. Интересным примером реставрации «романтического» толка в Англии явились работы на церкви аббатства Сент Олбэнс (Херфордшир), XII – XIV вв. Романтизм не принимает реальную действительность, считая ее «страшным миром» и потому тянется ко всему нереальному, мистическому, а также он обращается к прошлому, которое является в идеализированном флере.
По-видимому, это они явились предшественниками весьма распространённых в Западной Европе трёхногих табуретов и стульев. Этими словами в XVIII в. именовали древнюю архитектуру страны.
Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, его развитие было более длительным и глубоким. Эти росписи, среди которых были известнейшие произведения Симберга «Раненый ангел» и «Сад смерти», в свое время стали предметом ожесточенной критики. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Легкость такого декора практически не утяжелит фасад и не усилит давление на фундамент. В середине XX века в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн».
Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. В X – XI вв.
Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. В частности, будут упомянуты наиболее известные постройки в этом стиле, которые можно увидеть в крупных городах Финляндии (в основном здания в Хельсинки и Тампере). Архитектура любой нации отражает ее культуру и историю.
Так, понятному народному идеалу посвящены поэмы Рылеева "Войнаровский", "Наливайко", его "Думы", повести А. Бестужева, южные поэмы Пушкина, позднее – "Песнь про купца Калашникова" и поэмы кавказского цикла Лермонтова («Измаил – Бей», «Хаджи – Абрек»). Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Вследствие этого реставрации XIX в. можно назвать условно «художественными реставрациями» по характеру стремлений реставраторов того времени, но не по достигнутым результатам, которые, к сожалению, в большинстве своем были неудовлетворительными.
Изо всех европейских стран наибольшее влияние на формирование этого стиля оказала, пожалуй, Шотландия (и в частности, город Абердин) — страна со схожим климатом и рельефом, где часто бывали финские геологи и зодчие изучая методы возведения каменных построек. Выдающийся английский архитектор XVIII в. Уильям Кент уже в 30- х годах использует в своих постройках особенности средневековой архитектуры Англии : в Эшер Плейс, Сёрри (1730 г. ), в Хэмптон – Корт, Сёрри (1732 г. ), где он достроил восточную сторону двора, как и в отделках некоторых интерьеров, например в перегородке Уэстминстерского зала и т. д. Известный английский писатель того времени Гораций Уолполь строит в то же время в своем поместье Строоберри Хил «Готический замок» (1749 г. ). Средневековые церкви, правда, было вполне «законно» считать финскими, поскольку на финской земле они стояли веками. «Собор Парижской богоматери» Гюго заставил французов полюбить это прекрасное произведение их национальной средневековой архитектуры, заставил их отказаться от предвзятого отношения к зданиям своего средневековья, как к воплощениям «отвратительного варварства».
Многие замки реставрировались или заново выстраивались не согласно их историческому облику, а том виде, каком владелец или архитектор представлял себе средневековый замок. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов.
Для романтиков она была слишком утилитарна. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо — римской античности.
Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Здесь практиковались «реставрационные» приемы, при которых древнее архитектурное сооружение разбиралось до основания, а затем возводилось снова в «улучшенном» древнем стиле. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.
Спустя некоторое время в загородных ансамблях начинает возводиться множество романтических сооружений (в большей степени это касается России рубежа XVIII-XIX вв. ). Уже в юности, живя в Руане, он вращался в среде будущих основателей «Общества любителей древностей Нормандии», где получил начатки археологических знаний 10.
Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Реставрации памятников были довольно редким явлением.
Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Романтизм в архитектуре современных домов может выражаться в создании окон стрельчатой формы или в виде арки одиночной или многоярусной.
Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. Интересно отметить, что при некоторых реставрационных работах «романтического» толка в Англии начала XIX в. древние здания просто разбирались, чтобы уступить место новым постройкам, готический стиль которых реставраторы в таких случаях, как правило, «значительно улучшали». Это увлечение назвали «романтическим эллинизмом». Мы увидим, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю.
Да и с практической точки зрения модерн, этот «стиль высшего общества», уже не отвечал потребностям нового времени, когда Финляндии требовалось решать насущные жилищные вопросы, строить многочисленные квартиры для переезжавших в города рабочих. Именно в течение XI – XII вв. Хрустальный дворец (сгорел в 1937 г. ) произвел на современников огромное впечатление и способствовал тому, что металлические конструкции середины XIX в. прочно вошли в практику. Но эта игра имела несколько вполне реальных последствий.
Почти одновременно была построена оранжерея в парке Ледницкого замка (1845, автор Девьен).