Но если "Завтрак" – одна из ранних работ Веласкеса, то картина "Кузница Вулкана", о которой пойдет речь дальше, написана Мастером в более зрелом возрасте.
В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Они притягивают его лежащим на них отпечатком многих лет жизненного пути. Следующий «персонаж» – висящий на стене плащ с широким белым воротником и шапкой. Король и королева не показаны совсем их отражения только видны в зеркале. В картине Менины (Фрейлины, 1657) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. 1620), «Старая кухарка» (ок.
Пусть своими холстами, но художник хотел сделать что-то доброе для соотечественников.
Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойствен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651 Филипп IV, 1655–1656 инфанта Маргарита Австрийская, около 1660). Во второй половине 1650-х гг. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. На картине «Завтрак» изображена трапеза: двое молодых людей сидят за столом и беседуют с находящимся напротив стариком, который смотрит на них – это изображение первого плана картины.
Испания. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. «Тенебросо»-темная-называли испанцы манеру живописи, в которой применялись резкие контрасты света и тени. Флот перевозивший рабов насчитывал 10000 судов.
С неё было сразу же сделано несколько копий. «Завтрак», картина которую мастер завершил приблизительно в 1617 году, соблюдает в себе все закономерности испанского портрета того времени – это строгость линий и очертаний идеальное соблюдение всех пропорций, как в простых натюрмортах, так и в портретах при изображении человеческих лиц. Свет падает от нас слева, прямо в лицо молодому человеку.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа.
До какой степени должно было властвовать в Севилье увлечение натурализмом, если даже аристократический юноша, каким был Веласкес, ученик идеалиста-теоретика Пачеко, мог не только поддаться общему веянию, но дать в этом направлении неподражаемые по совершенству образцы. На мальчика свет падает слева – это утро. Официант на заднем плане стоит наготове для того, чтобы вновь наполнить кубки.
Но само обращение к демократическому типажу было многозначительным. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Он написал несколько пейзажей с видами парка около виллы Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид).
Каждый образ на редкость красноречив. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. Мадрид.
На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Рыбу, символ веры и христианства, он пододвинул мальчику. 1620). Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии».
Вообще же трудно себе вообразить менее придворного художника, нежели Веласкес. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом. Веласкес изучал и копировал произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рафаэля, Микеланджело, памятники античности. По задумке самого Веласкеса, освещён только передний план картины изображающий юношей и старика, официант же находится в тени и даже не сразу можно понять: человек это либо просто нагромождённые вещи. Художник передаёт её мягкие, детские черты лица.
Динамику усиливает контрастное сопоставление розоватого света последних лучей солнца, заливающего скалы справа и холодного лунного освещения в левой части картины это сочетание как бы символизирует вечную смену дня и ночи. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Прямые лучи солнца на юношу говорят о полудне жизни. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. В искусстве этого мастера отразилось характерное для многих художников середины и особенно конца XVII века стремление к идеализации и декоративности.
Тем более, что такая трактовка перешла и в религиозные полотна Веласкеса, такие, как «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок. Барокко. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). 1638 г. ).
Существует мнение, что в одном из юношей Веласкес изобразил самого себя. Но и там было не все так радужно. Одной из подобных работ является картина «Завтрак». Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Впоследствии оно только увеличивалось.
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. Таковы портреты Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо (1644, Прадо, Мадрид) и Себастьяно Мора (ок.
Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628–1629 гг. Свет на правую часть лица старика говорит о закате жизни. Самостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильского периода, созданных в жанре бодегонов (от испанского bodegon- трактир, харчевня) изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногими полуфигурами. В XIX в. слава мастера вышла за пределы Испании. Холст, масло.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Увлекаясь передачей объемов, Веласкес помещает нож на самом краю стола, как будто не вмещающимся в пределы картины, "разрывающим" ее плоскость. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери.
Лица людей изображенных за трапезой, портретны и встречаются в ряде других произведений художника. На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости. Пустой плащ на стене – человека уже нет, ночь жизни, небытие.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. В 1649 году, будучи в Италии, Веласкес создает один из своих шедевров «Портрет папы Иннокентия X». Картина наполнена спокойствием и безмятежностью. Но здоровье Веласкеса было подорвано.
Творчество последнего великого испанского живописца XVII века Бартоломе Эстебана Мурильо (1617–1682) представлено в Эрмитаже тринадцатью произведениями. На стене висит его оружие солдата. Прадо. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы (Завтрак, около 1617-1618 гг, находится в Эрмитаже сходная картина 1618-1619, находится в Музее изобразительных искусств в Будапеште Старая кухарка, около 1620 года, находится в национальной Галерее Шотландии, Эдинбург Завтрак двух юношей, Водонос, около 1621 года – обе находятся в музее Велингтоне, Лондоне). Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Веласкес Диего, великий испанский художник. Эрмитажный «Завтрак», написанный молодым Веласкесом, – один из нескольких вариантов его картин на эту тему.
В период, когда сторонники религиозной живописи презрительно называли жанровые произведения «бодегоне», что означает «кабачок», Веласкес охотно обращался к этому виду картин еще в ранние годы творчества. Судить об этой едва ли не самой существенной черте Веласкеса мы можем в Эрмитаже по двум копиям (Maco или Парехи. ) портретов Веласкеса изображающих Филиппа IV и его любимца премьер-министра герцога Оливареса. Это умерший человек. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. На переднем плане – несколько работниц. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Этот ребенок, по-видимому, послужил моделью и для мальчика картины Эрмитажа. Все эти работы были выполнены в короткий период с 1618 по 1620 год.
Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
Однако здесь нет тени иронии. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Новая должность отнимала много сил и времени (в обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе). Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Похож на ягоду. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657).
Однако подобное назначение имело не только положительные, но и отрицательные стороны. Более смешной и странной физиономии трудно себе представить. Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы. Лица людей изображенных за трапезой (представителей трех возрастов – разных этапов человеческой жизни), портретны и встречаются в ряде произведений Веласкеса. Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Бреды» или «Копья» была закончена им в 1636 году.
Нашего большого Оливареса, вероятно и нужно считать за картину Maco (1615 — 1687), что же касается невольника, слуги Веласкеса Парехи (1606 — 1670), то оказывается, судя по надписи на оборотной стороне холста, что ему принадлежит хороший, но, к сожалению, слишком потемневший (или грязный. ) портрет сурового мрачного командора ордена Сант-Яго де Компостелла. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. Факт выбранной профессии стал вызовом для местной аристократии, так как профессия художника считалась недостойным дворянина занятием. Оно относится к севильскому периоду творчества мастера, когда он часто обращался к жанру бодегонес (от bodega-кабачок).
В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве. Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). Висящие сверху на стене шляпа и воротничок (их снимали во время еды), а также оружие, какое носили в Испании простые свободные люди – идальго, дополняют жизненную достоверность запечатленной Веласкесом сценки. 1648, Прадо, Мадрид). С большой тщательностью выполнен натюрморт.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Веласкес отказался от этих условностей, закладывая основы реалистической исторической картины. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Цикл вариаций включал 26 полотен (14 из них — в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. Существует предположение, что юноша изображенный справа – автопортрет Веласкеса. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Зато издали она совершенна, что позволило И. Н. Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами». Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. 1617), «Продавец воды» (ок.
Лесть ему была чужда совершенно. Оба смотрят на нас, на мир и радуются общению. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Естественно, Веласкесу пришлось писать и заказные парадные портреты. У её босых ног лежит кошка.
В 1642–1644 гг. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Обращает на себя внимание натюрморт с отдельно расположенными предметами.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Будущее художника и его семьи стало намного стабильнее, к тому же отпала необходимость писать картины на религиозные сюжеты, которые с удовольствием приобретала церковь, но к созданию которых Веласкес не чувствовал склонности. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер. Портреты, созданные Веласкесом по возвращении, в 1630—1640 годах, принесли ему славу мастера этого жанра. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Вот они- то и являются главными персонажами полотна.
Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. Лица обеих групп реальны. Изображена внутренность мастерской шпалер.
На картинах меняется облик персонажей их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629–1631 гг. За ней последовали «Старая кухарка» (Национальная галерея, Эдинбург), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Водонос» и «Завтрак двух юношей» (собрание герцога Веллингтона, Лондон). В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Оно проявляется во многих его работах.
Стройная фигурка маленькой инфанты с распущенными золотыми волосами одета в пышное, странное для ребенка, платье с кринолином. Девочка стоит неподвижно, оцепенело, скованная этим кринолином. Он любуется игрой вина в стакане, красной мякотью и коричневой кожурой граната. Неудивительно, что в эти годы он опирается во многом на творчество итальянского реалиста Караваджо (несколько «тяжелая» и «плотная» живопись, темный фон, контрасты света и теней и т. д. ). Живые лица, простота и выразительность самого замысла, мастерство выражения вещей (стол, покрытый смятой скатертью, «натюрморт», находящийся на нем, одежда и оружие, висящие на стене в глубине) говорят о живом восприятии действительности, о реалистической направленности, свойственной таланту Веласкеса. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо.
Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения.
В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах». Контрасты света и тени являются организующим началом и в картине «Завтрак». Также разнообразно и изобразительное решение завтраков. "Возчики камней". В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Одной из самых значительных картин этого периода стала «Сдача Бреды» (1634–1635), в которой Веласкес отказался от традиционных условностей исторических полотен той эпохи.
Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. С 1622 года он возглавил правительство. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца.
Подобные картины приверженцы религиозной живописи презрительно именовали «бодегонес» («кабачок»). Лишь у немногих произведений живописца можно проследить однозначную связь от первого до последнего владельца. Портрет римского папы Иннокентия X, необычайно смелый по откровенности образ, стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»).
«Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В 1924 году художница покинет страну и навсегда уездет во Францию. Значение которых усиливается благодаря падающего слева яркого света.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Картину невозможно смотреть вблизи. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Картины «Завтрак» (ок. На дальнем плане находятся две придворные дамы, разглядывающие висящий на стене ковёр, яркие и чистые цвета которого придают этой части комнаты ощущение торжественного и сказочного представления.
Художник не польстил своему покровителю ни на каплю. Квадратный стол под белой скатертью. Оно находится справа от мальчика, – ему еще предстоит познакомиться с ним. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
Веласкес живо и непосредственно передает обыденную сцену. Солнечный свет заливает весь второй план картины. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Среди всевозможных тонов в портретах преобладали темные, типичные для одежд придворных того времени. Она является одной из ранних работ художника.
Она является замечательным образцом испанской жанровой живописи начала 17 века, получившей у современников название «бодегонес» (от слова бодегон-кабачок, погребок). Достаточно посмотреть работы Рембрандта последнего периода его жизни (особенно офорты), когда он жил в бедности на окраине Амстердама. Одним из своих учителей называл Веласкеса Гойя. Отлично передал Диего Веласкес и выражение лица старика – его взгляд, немного тоскливый. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Этот конкурс помог изменить устоявшиеся вкусы королевского двора, отказаться от приверженности старому стилю живописи и проникнуться новой игрой красок.
Обращается Веласкес и к пейзажу и создаёт два небольших вида, на которых изображаются уголки парка виллы Медичи. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Пожилой человек и юноша заняты беседой.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Валерий, Голландия XVII века, была самым богатым государством мира – с этим не поспоришь.
Он не сразу преодолел каноны этого жанра. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Эрмитажный Завтрак – одно из наиболее ранних произведений художника. Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме королевского капеллана поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, соперника Лопе де Веги и написал его портрет, находящийся ныне в Музее изящных искусств в Бостоне.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Именно он и показан на полотне. Портрет исключительно хорош в живописном отношении.
Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. В 1623 году в возрасте двадцати четырех лет Веласкес переехал в Мадрид.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Для этих и многих других портретов характерны легкие линии, намечающие очертания силуэта. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Испанский двор был очень чопорным и строгим, говорили, что сам король улыбнулся лишь три раза в жизни, но художник и в этих условиях сумел сохранить верность идеалам своей юности. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
Основной статьей дохода страны была работорговля, в этом бизнесе она обошла все страны. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте». Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Для Веласкеса, портретиста по призванию, эта была первая большая сюжетная картина, где он обратился к новому для себя и редкому для испанской живописи мифологическому жанру. Эта картина с несложным сюжетом написана Диего Родригес де Сильва Веласкесом (1599-1660), великим испанским художником-реальстом, в дни его молодости, в родной Севилье.
Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции. Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
В 1626 году Веласкес начинает писать картину «Вакх» или «Пьяницы». Веласкес (Родригес де Сильва Веласкес) был одним из самых известных живописцев Испании. Собственно говоря, фактически любая картина (разумеется, копия), написанная великими мастерами в эпоху Возрождения и последующие эпохи, включая классицизм и ампир (разговор об интерьере в этих стилях у нас еще впереди), будет не просто гармонировать с интерьером в классическом стиле (под классическим стилем мы подразумеваем стили, присущие XVI-XIX векам), а составлять с ним единое целое.
В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Каждая из враждующих сторон охарактеризована с глубокой человечностью. Особенно поучителен последний.
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и глубоко. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Картина потемнела от времени, но она и не была написана в светлых тоннах.
Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Такое впечатление, что он держит бутыль с вином в руке и передает ее мальчику. Ни до, ни после он не создавал ничего подобного. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса графа-герцога Оливареса Дама с веером серия портретов инфант). Реалистическая направленность искусства Веласкеса (1599–1660) ярко проявилась и в его жанровых работах. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
и о наличии вакансии на это место. Увлечение художника караваджизмом сказалось в выборе сюжета застолья и в использовании контрастного освещения. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе.
Такие дела. Ранние работы Велаокеса представляли собой жанровые сцены из народного быта. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи.
Луки и общества виртуозов Пантеона. Эта картина идентична другому полотну художника, выполненному годом позже – Крестьянскому завтраку (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св.
Несколько особняком в его творчестве стоит Завтрак (Лувр, Париж). Эта работа, в которой он тонко уловил и натурально и бескомпромиссно изобразил горечь, присутствовавшую в лице позировавшего поэта, способствовала укреплению репутации Веласкеса среди столичной знати как умелого портретиста.
Полотно оригинально во всех своих качествах. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками. Слева в беспорядке толпятся голландцы. Это можно почувствовать, в частности, в ряде детских образов, созданных художником. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
По одной версии, Веласкес создал аллегорию на испанскую монархию и с помощью многочисленных деталей, как и в других работах, выразил своё отношение к ней. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Исследователи считают, что здесь Франсуа Буше изобразил собственную семью: жену (справа), сестру (слева), двоих детей и себя самого. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Каждый из них держится по-своему – в соответствии с возрастом. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.
Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Придворный художник Филиппа IV (с 1623 года) писал картины на религиозные, мифологические (Вакх, около 1628-1629 г. ) исторические (Сдача Бреды, 1634 г. ) сюжеты, сцены из народной жизни ( Завтрак, около 1617-1618 г. ), острохарактерные портреты (Иннокентий X, 1650 г. ), групповой портрет ( Менины, 1656 г. ), правдивые и поэтические сцены труда (Пряхи, 1657 г. ). Таким взглядом смотрит умудрённая старость на беспечную юность.
В построении пространства Рубенс сочетает воздушную и линейную перспективу. На переднем плане группа ткачих за работой. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Их изображение созвучно древнегреческому мифу об Арахне искусной мастерице, дерзнувшей соперничать с самой богиней Афиной. Рядом с ним стакан вина и хлеб. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок.
Их позы и жесты живые, естественные. В Амстердаме был крупнейший в Европе невольничий рынок.
Слева высокий старик в землистом кожаном халате. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Например, не вызывает сомнения, что им была выполнена картина «Завтрак» (ок. Теплая атмосфера, царящая за столом, подчеркивается мягким золотым светом, пронизывающим комнату.
Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. В 1623 годуВеласкеспереехал в Мадрид и стал королевским живописцем. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». «Лас Менинас» — так называлась одна из (последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году.
Но весь облик старика дышит огромной внутренней силой, духовной мощью. Особенно раскрывается этот дар Веласкеса в небольшом погрудном портрете Олювареса (ок. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Знаменита картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реалистической живописи Веласкеса. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
И почти невероятным. В этой детали видно наивное восхищение молодого художника беспредельными возможностями живописи. 318 x 276 см. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Однако, благодаря Хуану де Фонсеке, Веласкес всё-таки смог посетить королевскую коллекцию живописи в Эскориале, где Карлос I и Филипп II собрали произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто и Бассано.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В картине сказалось известное влияние Караваджо (несколько тяжелая и плотная живопись, подчеркнутая объемность вещей, темный фон, резкие контрасты света и тени). На родине он писал в основном портреты королевской семьи, среди которых правдивый, как всегда, портрет ФилиппаIV (1657, Прадо, Мадрид, версия в Лондоне), а также портреты инфант, хранящиеся сегодня в музеях Мадрида, Вены и Лувра.
«После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Юноши улыбаются и произносят тосты. «Слишком правдиво» — воскликнул папа, увидав свой портрет, но это не помешало ему наградить Веласкеса золотой цепью.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Его Вакх — простоватый, чуть располневший юноша, а в его спутниках, грубоватых, полных жизни, удали, душевного размаха, угадывается что-то крупное и значительное. Темы полотен Веласкеса развивали в своём творчестве Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Художник старается воспроизвести фактуру вещей.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. 1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург, вариант — в Художественном музее, Будапешт). Цикл жизни завершился.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». С беспощадной правдивостью художник пишет жалкие, беспомощные фигуры, больные лица, отмеченные печатью вырождения. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Эстафета жизни передана новой жизни – мальчику.
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. На первом плане зритель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Портрет на долгие годы становится его основным жанром.
Она изображала сцену придворного быта. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века.