Необходимо лишь уметь прочитать картину, а для этого нужно знать секреты живописи. Полуголый запорожский вояка (заодно и картежник) — это приятель Репина и Яворницкого, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновский. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Над картиной Репин работал около 13 лет.
По легенде, письмо было написано в 1676году кошевым атаманом Иваном Сирко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV. Репин каждого персонажа пишет с таким чувством, которое действует заразительно на зрителя. Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова— «История казачества в южнорусских песнях и былинах». Конечно, я не тронул главного, что составляет суть картины – это-то есть.
Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Но таково было решение художника, этим серым пятном он решил уравновесить общую композицию. Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко. Интересен тот факт, что этот атаман является земляком живописца и родился, как и художник, в Харьковской губернии в селе Мерефа. В правом углу полотна виднеется старик, уже высохший, одетый в красную одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе. Старик от души хохочет. От смеха он едва удерживается на ногах и, видимо, вот таким образом положил руку на плечо казака, сидящего за столом перед ним. Лицо этого запорожца не видно, но с уверенностью можно сказать, что ему тоже очень нравится все то, что происходит вокруг. Смеются и другие казаки. Выделяется на картине голый по пояс казак. Это, скорее всего, большой любитель игры в карты, которые во времена Запорожской Сечи очень часто использовались в качестве главного развлечения в редкие часы отдыха. Его проще всего узнать и смеется он от души. Здесь он являет собой образ казака Голоты.
Кстати родился он в Варшаве и по национальности был поляком (клятым ляхом), однако, все-таки составил компанию запорожцам. А этот красивый юноша с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой — внучатый племянник известного русского композитораМихаила Ивановича Глинки. Посмотрите на репродукцию картины Запорожцы. В работе над «Запорожцами» Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
После 1880 года Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей. В связи с этим, вероятно и возникает второй эскиз. А также помогли эскизы портретов казаков, которые художник сделал, путешествуя Украиной. Письмо запорожцев турецкому султану будет дописано и отправлено адресату. Полотно «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану» – одно из самых значительных исторических произведений Репина – было написано в 1878-1891 гг. Среди его учеников, .
И, как уже было сказано, первый законченный эскиз картины Илья Ефимович подарил именно Дмитрию Ивановичу. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Он был в таких случаях крайне решителен. Он сосредоточенно думает о том, как бы «обласкать» Мухаммеда. Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга.
Впоследствии его приобрёл император Александр Третий. Он сообщал Званцевой, уже заканчивая картину: «Работал над общей гармонией картины. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цвете и в околичностях.
Среди его учеников, . Так, художник изображает лишь один миг, но какой. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Неффа (1864-1871).
Любовь к музыке победила. Беззубый сморщеный дедок с люлькой был зарисован Репиным со случайного попутчика на пристани города Александровска (нынче Запорожье). На картине художника все по-иншому: герои недвижимые, будто застыли в какой-либо момент. Из жанровой картины возникает большое полотно исторической живописи. Но все же это только эскиз. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф.
Работал над общей гармонией картины. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
У художника также своя азбука, свои слоги из которых совершается картина. Это не просто голытьба, пирующая, гуляющая, а члены «рыцарского народного ордена», каким считал запорожцев Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Здесь собрались как пожилые казаки, так и совсем юные. Вся своя жизнь воевал, ходил на чайках по Черному морю. Еще из детских лет Репин познакомился с бытом Украины, ее песней искусством. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях.
Обучался в Академии художеств, владел, кстати, филигранной графикой, но из-за болезни в 25 лет был вынужден оставить живопись. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Но на другой день, как только мы оправились, я увидел, что Валентин уже компонует характерную сцену из жизни запорожцев. Он специально отправлялся в Запорожье для натурных зарисовок.
После всех исправлений «Запорожцы» впервые появились на юбилейной выставке работ Репина в 1891 году, устроенной в Академии художеств по случаю двадцатилетия творческой деятельности художника. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». Для смеющегося казака в белой папахе позировал журналист и писатель Владимир Гиляровский. Сначала он расписывал сундуку и писанки. Это – атаман Иван Сирко. Наконец, в полотнеЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. Не думаю, что они много писем писали.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Композиция харьковского вариантаЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. Однако, самое интересное то, что Репин его в глаза никогда в жизни не видел.
По словам искусствоведа Ольги Лясковской, «выпуклый, запрокинутый по направлению к зрителю затылок разрушает плоскость, в которую заключена картина», появляется ощущение сопричастности происходящему на полотне. «Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Следующий по часовой стрелке – запорожец, который подавился смехом, потом – человек, который чуть ли не падает со стула от хохота, а полуголому казаку доставляет удовольствие «смаковать» нецензурный текст. Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. Можно сказать, что это один из генераторов идей письма.
И одна из вершин в творчестве великого русского художника. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Личность, надо сказать, уникальная. Так, например, Серко написан с генерала М. И.
принимается писать новую картину на тот же сюжет. Но своей пестротой они соответствуют общему настроению веселья, буйному проявлению силы жизни в этой народной, «хоровой», по выражению Стасова, картине. Крамского, в Академии художеств у П. В. Однако вплотную приняться за работу над новым произведением Репин смог далеко не сразу. – Чего только тут не было. Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году.
— писал Репин А. С. Суворину. — Чего только тут не было. Кстати, отец известного композитора Игоря Стравинского.
Вариант. Запорожцы сгрудились вокруг писаря.
Среди его учеников, . теперь изображает ее в большом пространстве. Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский художник. Кипят страсти, эмоции буквально выплескиваются на зрителя. Написаны они очень выразительно и дерзко.
Этот превосходный «Этюд головы смеющегося казака» находится сейчас в частном собрании за границей. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Сохранилось предание о том, что в 1675 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожским казакам грозное и высокомерное послание, в котором повелевал им немедленно «добровольно и без всякого сопротивления» сдаться. А ведь придется, может быть, даже завтра. На это были направлены поиски «картинной» композиции, четких, рельефно вылепленных образов, ярких народных характеров. Прекрасные белые зубы были позаимствованы художником с черепа козака-запорожца, найденного на раскопках возле Сечи. Ну, в эта обширная лысина и трехэтажный затылок – они, как не удивительно, тоже имеют владельца.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. А вот лихой бандурист, его оружие – ложка, да музыкальный инструмент, всегда при нем. Каждый образ по-своему колоритен, каждый обладает исключительной выразительностью и индивидуальностью и каждый – подобен настоящему богатырю и словно сошел со страниц «Тараса Бульбы» Гоголя.
В следующем году казаки под руководством атамана Сирка осуществили сокрушительное нападение на Крым, откуда они вывели из плена свыше 7 тысяч человек. Памятник открыт в2008 г., через 120 лет после посещения Репиным Кубани. Дружно сгрудились казаки вокруг стола, сочиняя свое послание.
Но Гиляровский был много моложе, ему было чуть более 30 лет. Творческая история самой картины не совсем выяснена. Работая над полотном, Репин вспоминал своих любимых художников – Веласкеса и Хальса. – Какой это труд. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Они закрывают прорыв в глубину, сохраняя вместе с тем ощущение большого пространства.
Это солист Мариинского театра, Федор Игнатьевич Стравинский. В другом письме: «. Этот факт свидетельствует о его большом авторитете и доверии войска. Среди его учеников, .
Творческий метод Репина не признавал других подходов, кроме как работу с натурой. Он всегда ценил эту работу, считая, что в ней с большой цельностью выразился его замысел. Впрочем, картежником он был лишь по сюжету картины, а вовсе не в жизни.
10. Среди его учеников, . Над «секретарем» навис казак средних лет с трубкой в руках.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Поиску подходящих натурщиков художник отдавал много времени и сил. Они не смеются так открыто, как бравые воины, однако всячески стремятся продемонстрировать свою удаль и остроумие.
Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта». Один казак, которого рассмешили такие обращения, даже наклонился на бочку, что стоит рядом со столом. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Но, прошу обратить внимание, не все черты лица у него татарские. – писал Репин А. С. Суворину. Какой это труд.
На картине юноша представлял собой образ Андрия – младшего сына Тараса Бульбы, предавшего отца и Родину из за любви к прекрасной польской девушкеА вот этот огромный раненый в голову казак — это одесский художникНиколай Дмитриевич Кузнецов (Он же Микола). Среди его учеников, . Автором композицииявляется скульпторВалерий Пчелин (Краснодар). Ну а напротив сыновей застыл и сам Тарас. Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году. Репин сознательно добивался свежести письма, красочной выразительности, экспрессии. В Качановке Репин срисовывал казачью амуницию (а заодно — и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было — завались: его коллекция древностей козацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского Исторического Музея. На картину попал не только В. В. Тарновский, но и его кучер, Никишка.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Атмосфера в картине наполнена весельем и позитивом. Картина всем знакома с детства. В нем словно «звучат» разные оттенки смеха, служащего выражением горделивого чувства внутренней независимости.
приходилось порой приносить большие жертвы. Среди людей, позировавших ему, были многие известные личности.
Среди его учеников, . Очень устаю». Историческая справка: турецкий султан Мехмед IV правил 1648- 87гг. Часть фигур художник «срезает», позволяя зрителю мысленно «раздвинуть» рамки полотна.
Об этом картина. «Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе.
Эскиз. Среди его учеников, . Рисовать начал очень рано.
Сейчас он явно, выдает очередной перл, над которым все хохочут. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Вот добрый батька в яркой красной одежде, он так смеется, что хватается за живот не в силах остановиться. но Репин видел его таким.
Фигуры изображаются поясными. Картина была горячо принята зрителями и получила высокую оценку в печати. Среди его учеников, . Репин не мог позволить себе увлечься «живописной стихией» в ущерб ясности образов. Люди вполне понимают цену своей шутки.
В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента. Среди его учеников, . Среди его учеников, . Это Георгий Петрович Алексеев. Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар).
Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. Во имя цельности всей композиции он пожертвовал одной из лучших фигур и записал ее. Но их неопытность компенсируется огнем каждого высказывания, шутки и намека. 1844 – Родился в семье военного поселенца под Чугуевом в Харьковской губернии. 1854 – 1857 – Учился в школе военных топографов в Чугуеве, брал уроки у местных иконописцев. 1864 – 1871 – Учился в Академии художеств в Петербурге. 1870 – 1873 – Работал над «Бурлаками на Волге». 1872 – Женился на Вере Шевцовой.
Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности. Причем ее слава зиждется не столько на исторической достоверности, сколько на настроении. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. «Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет.
Выразительно изображен писарь и казак, который стоит позади его. Рубца. В Краснодаре на пересечении ул.
Различные варианты исторического документа, над составлением которого увлечённо работают персонажи репинской картины, можно найти и прочитать. И еще более забавно то, что бедняга, когда с него (живого. ) снимали маску, усмехнулся и усмешка так и осталась на маске. Имени его история не сохранила, но его образ запечатлен художником на долгие годы существования картины. Типичныйбурсак, подстриженный подмакитру (под горшок) и не успевший еще отрастить усов — художникПорфирий Демьянович Мартынович. стремится к экспрессии и достигает замечательных результатов. В браке родилось четверо детей. 1878 – Вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. 1885 – Создал картину «Иван Грозный и сын его Иван». 1887 – Развелся с женой Верой. 1892 – 1893 – Написал второй вариант «Запорожцев», сейчас хранящийся в Харьковском художественном музее. 1887 – Купил усадьбу, которую назвал «Пенаты» и съехался с суфражисткой Наталией Нордман. 1930 – Умер в своей усадьбе.
Какой это труд. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Все персонажи произведения известного живописца создают впечатление не только удали и веселой бесшабашности, но и какой-то необычной внутренней силы, которая была свойственна только лучшим сыновьям украинского народа — представителям Запорожской вольницы. Рядом с ним казак, который вот-вот прыснет со смеху. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
более или менее заканчивает в 1893 году ее ранний вариант. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». «Все время работал над «Запорожцами». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Передается этот ироничный тон, что витает среди казаков. некоторое время работает над обоими полотнами. Но одной ознакомительной поездки было явно недостаточно. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876).
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Первый, что был написан в 1891 году и сейчас сохраняется в Государственном Русском музее, второй – немного не завершенный (датируется 1893 годом), ныне находится в Харьковском художественном музее. Лысый казак. Среди его учеников, .
Среди его учеников, . Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф. Зная азбуку живописи, можно стать собеседником художника. «Когда-то здесь (в Чертомлыцкой Сечи), — писал он, — кишела жизнь и какая жизнь. На первом эскизе картины Репин сделала надпись Запорожцы пишут ответ Султану Мехмеду IV.
Вариант. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Группа кажется шумной толпой, которой присущ украинский национальный колорит: чубы-«оселедцы», усы, рубахи и шаровары, а писарь готов написать следующую порцию площадной брани, которая выплеснется на турецкого султана. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Я его представлял немного иначе. Прототипом его оказался профессор Петербургской консерваторииАлександр Иванович Рубец.
Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Репин подарил его Яворницкому. К ним относится и законченное в 1891 году монументальное полотно «Запорожцы (пишут письмо турецкому султану)». На пересечении ул. В общем, генерал, как и И. Д. Сирко, тоже имел опыт оригинального эпистолярного жанра.
После 1880 года Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей. Для этого пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец. Басина, Ф. А.
1880-е годы отмечены высочайшими творческими достижениями Репина. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Вокруг писаря тесным кольцом сомкнулись казаки и наперебой советуют писарь свое. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Друзья уговорили художника сделать перед этим копию головы казака. «Нужны века, чтоб создать такой затылок. » – восхищался Репин, но обер-гофмейстер императорского двора Георгий Алексеев не позволил делать наброски со своей лысины.
Вся композиция приобретает компактность. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Работаю иногда просто до упаду. Его взгляд самоуверенный ироническая улыбка на лице.
1889 – 1896Холст, масло, 174 x 265Харьковский художественный музей вариант. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". По пересказам, Сирко родился на Харьковщине. Репин подарил его Яворницкому. Следом – не стесняющийся своих эмоций, хохочущий казак. Над «Запорожцами» Репин работал в общей сложности тринадцать лет. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Через его руки прошло более десяти тысяч воспитанников, а его огромное собрание русских, украинских и белорусских народных песен (около шести тысяч. ) еще ждет своей публикации — если бы, конечно, его удалось разыскать. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. Это был типичный запорожец, мужественный, упорный имел прекрасное чувство юмора. Картина имеет два варианта.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". На момент позирования Репину он был командующим войсками Киевского военного округа, а позже – киевским генерал-губернатором. Шутник, силач, академик Академии художеств, профессор, руководитель класса батальной живописи в Академии. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Глаза горят огнем мести врагам. Среди его учеников, . Здесь же кошевой атаман Иван Дмитриевич Серко. Идея его создания принадлежит администрации города. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878).
А казаки поедут своей дорогой, не дожидаясь ответа. Как и в «Крестном ходе в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. Репин подарил его Яворницкому.
Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются. Идея его создания принадлежит администрации города. Это главные герои картины, художник их разместил на переднем плане.
В этом непринужденном общении казаков накануне битвы – удаль и героический дух запорожцев их независимость, сплоченность и великая сила товарищества. В «Запорожцах» художник рисует народ во всем его величии, силе, непобедимости и утверждает демократические идеалы свободы, всеобщего братства, равенства. Он им неинтересен. И они об этом знают. Картина изобилует колоритными образами, раскрывающими всю суть происходившего. На каких персонажей мы сразу обращаем внимание.
В Краснодаре на пересечении ул. «Работал над общей гармонией картины, - говорил он в одном из писем. Существует два варианта произведения. Оставил большое эпистолярное наследие. Постепенно картина насыщается множеством выверенных бытовых и психологических деталей. чего только тут не было. Тогда же, в Абрамцеве, он сделал первый карандашный эскиз, который во многом определил композицию будущей знаменитой картины.
На этом была завершена более чем десятилетняя работа над шедевром. Натурой для персонажей картины Репину служили реальные люди. Тема решена в бытовом плане с юмористической окраской. Для смеющегося казака в белой папахе позировал журналист и писатель Владимир Гиляровский.
Этой задаче служит композиция картины, ее ритмическое построение, весь ее цветовой строй. Картина была уже в основном закончена, а художник все вносил да вносил в нее изменения.
Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. затем сделал ее вариант для П. М. Третьякова. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. 1880 – 1891Холст, масло, 71, 8x58, 5Государственный Русский музей картины, попавший в Русский музей.
Это одно из самых тиражируемых произведений классической русской живописи. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Удачная шутка, едкое словцо вызывают горячее одобрение всех присутствующих.
Это так разозлило турецкого султана, что он пришел к окончательному решению покончить с запорожцами и предварительно прислал им письму, в котором приказывал казакам сдаться добровольно без сопротивления. Бруни и Т. А. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". И даже когда сама картина была уже закончена, он, предлагая эскиз П. М. Третьякову, отмечал, что «эта первоначальная композиция все еще конкурирует с моей картиной своей цельностью, жизнью и экспрессиями».
По легенде, письмо было написано в 1676году кошевым атаманом Иваном Серко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV. Это дает возможность зрителю додумать события, которые были раньше и те, которые еще состоятся. В «ближнем» к зрителю кругу видна фигура казака с люлькой, нависшим над писарем. Письмо сочиняется сообща, каждый участник уснащает его колкими словечками и прибаутками. Они начинают более окружать стол. «Со стороны передачи всех возможных ступеней смеха, — писал И. Э. Грабарь, — Репин добился здесь путем длительной, упорной работы и постоянных переписываний и улучшений, таких результатов, что на основании нескольких десятков голов запорожцев можно составить исчерпывающий своеобразный «атлас смеха».
Вариант. Работа шла параллельно над двумя вариантами картины. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. «Всмотритесь попристальнее, — писал рецензент газеты «Новости», — вы начинаете понимать, что перед вами не просто веселая компания, а исторические деятели, не эпизод комедии, а исторический момент. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов. Его широкий серый кафтан закрыл собой много ярких фигур в этой части полотна.