Автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Серебряковой, наряду с картинами «Баня» (1913, ГРМ), «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)13. Особенно тепло привлекла на себя внимание публики и критики в 1910 году картина «За туалетом. Своеобразный и неповторимый стиль картин, представленных в экспозициях выставок 1909-1910 годов вызвал у зрителей настоящий восторг. Особенно понравился автопортрет «За туалетом».
За туалетом». Подводя итог описанию картины Серебряковой «За туалетом», можно сделать вывод, что данная работа – это отражение внутреннего мира художницы, ее лучезарности и неподдельной женской красоты. Три работы Серебряковой — автопортрет «За туалетом», «Зеленя» и «Молодуха» (портрет Марии Жигулиной)— были приобретены с выставки Третьяковской галереей. «за туалетом.
Картина «За туалетом» выполнена в светло-желтых и светло-розовых тонах простыми струящимися линиями. Эта статья будет посвящена описанию картины Серебряковой «За туалетом». Картина Зинаиды Серебряковой За туалетом. Особенно мне понравилась ее работа под названием «За туалетом. «за туалетом.
В описании картины «За туалетом» Серебряковой Зинаиды Евгеньевны уже было сказано, что на этом произведении нарисована сама художница. Автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Серебряковой, наряду с картинами «Баня» (1913, ГРМ), «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ). Полотно Серебряковой «За туалетом.
За туалетом», вместе с другими тринадцатью работами, был представлен З. Серебряковой на VII выставке Союза русских художников (1910).
Так и нарисовала девушка свой автопортрет в зеркале. По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее». Нарисовала то, чего попросила душа. На заднем плане другие следователи делали слепки следов. На следующий день с утра Сергея вызвали на ковер. Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна16.
Музейные залы стали оживать после летнего затишья. Василий был слишком счастлив, чтобы заметить слежку. Так бесхитростно и скромно рассказывает Зинаида Евгеньевна о рождении одного из самых значительных и «концептуальных» своих произведений. Зеркало, куда смотрится женщина, нет в картине. Сергей обернулся, на щеках Зинаиды блестели слезы.
Но неумолимое воображение уже рисовало ему постельные сцены с незнакомцем и его невестой.
Сергей же тем временем постепенно стал думать об их с Зинаидой совместном будущем. Ночью он почти не спал — ворочался в кровати в поту, путаясь в мокрых простынях. В руке у него был блокнот. Видны были только канделябры на ее туалетном столе. Долгожданный сладостный момент — Зинаида в подвенечном платье, он в строгом костюме с бабочкой, заветное «да» — и он несет ее на руках из церкви («разве можно жениться на такой женщине в ЗАГСе. »).
Постепенно ему начало казаться, что художница смотрит на него. Тем не менее, Зинаида, похоже, что-то подозревала: то и дело она бросала на него озабоченные взгляды. Жизнь продолжалась с новой страницы, вскоре речь снова зашла о свадьбе. Но художница не смогла на нее приехать по состоянию здоровья.
Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим». Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна. Она не сопротивлялась. Захотелось запечатлеть то счастливое состояние, в котором пребывала. Чуть отдышавшись, он продолжил тащить. Вдруг ритм стал сбиваться, в него вклинился посторонний звук.
Спотыкаясь, сбежал вниз по лестнице. Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах. Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей». «В любом случае, даже если он не утонул сейчас, к утру точно утонет. На щеках виднеется румянец.
«Улыбкой во весь рот» назвал он эту работу, вмиг заметивший и блестящее мастерство и необычное радостное настроение этой работы. Он проследовал за Василием до выхода из двора. Посетители в нем почти не задерживались, стремясь скорее пройти к пейзажам Левитана. Только вдоволь налюбовавшись самой девушкой, уже можно рассмотреть все нюансы.
Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности». Она уже все знает. Чтобы закончить опостылевший разговор, Сергей включил телевизор — шли новости. Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры»16.
Желание во взгляде Зинаиды сменилось похотью. 185. ). Вот они с Зинаидой едут отдыхать на море. В разлуке с Зинаидой Сергей словно впал в спячку. Во время Второй Мировой войны переписка с ними и вовсе оборвалась. В ее семье говорили: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Серебрякова захотела запечатлеть себя внезапно.
Сергей с неудовольствием отметил, что голос у его соперника был приятный. Теперь он наедине с Зинаидой. Весь ее стан легкий и жизнерадостный. По сравнению с трактовкой Рафаэля лицо исполнено в более жесткой манере. Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки.
Тем временем между Василием и Зинаидой явно что-то происходило. Нос слегла закругленный. Слева видна часть рамы зеркала, в котором отражаются Серебрякова и подсвечник. — разрешил ему общаться с Зинаидой.
Это было второе выступление художницы «на публике». Медовый месяц они провели в Марокко, так хотела Зинаида. У нее достаточно тонкая талия. «Большей удачи невозможно было и пожелать. Однако именно автопортрет «За туалетом» неопровержимо и убедительно доказывает, что в решительно захватившем в эти годы часть русской живописи модерне (уже, впрочем, оттесняемом ко времени написания автопортрета новыми, более «революционными» исканиями и течениями) характерные его содержательные и стилевые особенности зачастую органически соединялись «с реализмом и чертами импрессионизма». Конечно, торжества были скромными, но это было в духе времени.
При его приближении Зинаида подала Василию знак взглядом и они резко замолчали. Мы вдруг чувствуем, как тяжелы они худенькой фигурке. Сергей послушно дышал, а когда пар выдыхался, съедал картошку. Поскольку он был на хорошем счету (все коллеги за него вступились), ограничились выговором, хоть и пригрозили в случае повторения инцидента, лишить годовой премии.
Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна. Она предвидит свой успех. Анне Васильевне из «Коровинского» зала он сказал, что вечером идет к врачу («разболелись зубы») и попросил подстраховать на последние полчаса работы.
В дни, что создавалась картина, женщина находилась в селе Нескучном, на отдыхе. Зинаида Серебрякова «Автопортрет (За туалетом)» Картина была написана художницей зимой 1909 года, в семейном доме в Нескучном. Вся твоя депрессия от распущенности — телу нужна дисциплина. ». В монографии о Рафаэле Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1891) дал подробное описание картины, находившейся тогда в Эрмитаже и назвал ее одной из лучших работ Джулио Романо. За объятиями последовали поцелуи и вскоре они уже вновь жили вместе, как жених и невеста. Чтобы получше замаскироваться, Сергей забрался в ближайшие кусты и тут же наступил в собачью кучу.
Автопортрет простотой и в то же время некоторой таинственностью трактовки образа. Его пытались подкармливать, но Сергей раз за разом отказывался. От отчаянья он завыл и стал лупить себя по голове: «Скорее вытряхнуть, выбить из себя эти мысли. » Ему хотелось ворваться в галерею, дать Зинаиде пощечину и проорать ей прямо в лицо, что она шлюха.
RAFAEL: DVRBINO: В прошлом доска была распилена на несколько прямоугольных частей фрагмент с изображением головы имел форму овала. Шея элегантно повернута в сторону. Зинаида писала об истории создания картины, что зима выдалась снежная, муж был по работе в Северной Сибири, должен был вернуться на Рождество: «Осенью я решила остаться с детьми еще несколько месяцев в Нескучном, но на хуторе, где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты в Нескучном. Именно молодостью освещено скромное помещение комнаты, в котором чувствуется тепло и уют.
Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете». Оно, впрочем, было «народным»: по утрам отец запихивал его под ледяной душ: «Тебе не хватает старого-доброго закаливания. Висящие в зале работы Архипова, Степанова, Дубовского, Киселева интересовали только редких ценителей и детей, которые еще не успели поднатореть в именах художников. Этот прием привносит оттенок интимности и одновременно создает необходимую отстраненность.
Стараясь двигаться бесшумно, Сергей проследовал за ними. Утром за завтраком мать охала и вздыхала, глядя на его лицо. Так Сергей говорил себе. Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем». Женщина молода, полна энергии и задора. Прямо с выставки картину приобрела Третьяковская галерея, где «Автопортрет. Завтра она и не вспомнит, на что обижалась».
К тому же в парке было безлюдно — лишь изредка мимо проходил старичок или старушка. Зинаида чувствовала себя едва ли не королевой, подарившей наследников. В галерее он старался вести себя как прежде и, чтобы не выдать себя раньше времени, целыми днями понуро сидел в углу на своем стуле. Постепенно дорожки стали сближаться. Когда же проснулся, почувствовал, что вся его вчерашняя уверенность испарилась.
Наконец вечером в понедельник, в свой выходной, Сергей приехал на плотину. Особенно ему нравился ее автопортрет «За туалетом». Мотив «зазеркалья» не вызывает чувства таинственности. Сначала тихо, потом громче — кто-то приближался к залу скорым уверенным шагом. Она расчесывает свои красивые, густые волосы.
Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя». — А. Р. )— дальнейший комментарий к ее искусству. По ночам он грезил о ней, представлял, как трогает ее волосы, целует, снимает легкое платье. Серебрякова создает идеальный образ гармонически абсолютного человека, но это только мечта, мимолетная «реальность» отражения. Иконография портрета представляет особый интерес.
Автобус, метро, десять минут пешком до галереи (пришлось остановиться, чтобы унять тошноту). В первую очередь, даже самых искушенных зрителей привлекло общее настроение картины. Ее красивое движение в полуповороте очень изящно показывает тонкую талию. И вот они уже семья, муж и жена. Появилось много школьных групп их Сергей не любил особенно. Интересную деталь нарисовала художница — зеркало в зеркале. Поначалу Сергея распределили в проходной 36-й зал в подвале.
В дружном женском коллективе «за 50» Сергей оказался единственным мужчиной и очень скоро стал всеобщим любимцем. Наконец они у кромки воды. Сергей каждый раз, боялся к нему приближаться и не слышал, о чем они говорили с Зинаидой. Кое-как добрался до дома.
Пройдя несколько шагов, незнакомец вдруг обернулся к картине и подмигнул ей. Художница изобразила не реального человека, а его отражение в зеркале. Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало. Она дышит молодостью, радостью и наслаждением жизнью. Написанный в 1909 году и представленный на выставке, автопортрет вызвал истинный восторг. Василий стонал все громче. Забылся лишь ненадолго перед самым рассветом.
Зинаида непременно хотела жить именно за городом, они стали искать дачу. Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем. Они обсуждали, какие страны они хотели бы посетить, смеялись, строили планы. Зеркало — это мы, зрители. В каталогах Эрмитажа указывалось, что женщина изображена «в голубой и красной драпировке» позднее было установлено наличие записей. Сдержанный колорит портрета также оставляет его в «рамках» трёхмерной живописи реалистических полотен, а сочетание плоскостей и объёмов примиряет его с парадоксами нового стиля». Темные волосы убраны назад шелковой лентой.
Незаметно наступила осень. 7. Однажды Сергей, не подумав, рассказал о своей нелюбви к школьникам Зинаиде.
Иногда ему даже удавалось улучить момент, чтобы немного поразгадывать судоку. Сергей в бешенстве сверлил его взглядом со стула, но тот, казалось, этого не замечал. Одна остановка до «Китай-Города», потом пересадка. 355) одно время приписывалась Джулио Романо.
Молодая женщина изображённая на картине, смотрит на себя в зеркало и расчёсывает волосы. За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон». На крючок наброшена одежда. Неужели в качестве посетителя. Василий немного подергался, на поверхность всплыло немного пузырей, потом затих. Маргерита Лути известная как Форнарина, была дочерью булочника из Сиены.
В воздухе запахло разводом. У нее темные, правильной формы брови, нос с небольшой горбинкой, светлая кожа, яркие, будто подкрашенные губы, карие большие глаза. Как будто и не было ссоры, примирения, свадьбы, общих планов. Сомов, висевший напротив Головина, казался слишком скучным и Сергея не привлекал. Основанием послужило некоторое сходство модели с портретом работы Рафаэля в Национальной галерее в Палаццо Барберини в Риме (инв.
По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного». 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура). Наступала грязная, ручьистая московская весна.
Волосы у неё такие длинные, что приходится придерживать их второй рукой, чтобы расчесать. Сергей отстает и следует за Василием чуть поодаль. Но тогда его наверняка бы уволили, а значит, он видел бы Зинаиду гораздо реже. Работа была хорошо встречена публикой и критиками. Губы изогнуты в нежно улыбке.
Затем незнакомец достал из кармана брюк блокнот и стал что-то записывать в него. Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»). Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени. Они переходят улицу и сворачивают во двор панельного дома за магазином «Сделай сам».
Она не пыталась показать себя в лучшем свете. Через неделю, снова в среду, незнакомец вернулся. 5.
От напряжения Сергея стошнило. Так прошла неделя. Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах.
Теперь Сергей ждал Василия на платформе. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его». Работа выполнена в светлых, теплых тонах, передающих солнечное морозное утро. Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки3233. 1.
Женщина любит украшения. В оставшееся время он смотрел телевизор, либо лежал на кровати, разглядывая ковер. Проклиная все на свете, Сергей спустился к воде и стал толкать Василия прочь от набережной. Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством».
Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного. В каком-то из женских журналов она прочитала, что ингаляция помогает от нервов. Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты22. Чтобы лучше видеть из своего угла хотя бы выражения их лиц, Сергей даже стал брать с собой на работу старые дедовские очки на большой «минус». Не пришел он и на следующий день и через день и в следующую среду. 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура)21.
Не зная, что еще сказать, он пожелал своей невесте доброй ночи и пошел было к выходу (соседний зал уже запирали), когда услышал повторенный как эхо точно такой же ответ. Она с раскрытой душой готова встречать новые впечатления и эмоции. В своей книге, посвященной жизни Рафаэля, сэр Джошуа Рейнолдс (Reynolds 1816) писал, что в галерее князя Палестрины в Риме находился портрет Форнарины работы Рафаэля в той же коллекции был другой ее портрет, приписываемый Джулио Романо. Лишь один посетитель попытался сфотографировать Зинаиду на телефон, но это была девушка. Лишь под вечер Сергей решился с ней заговорить.
Долгий путь на Северо-Запад в набитом сердитыми пассажирами поезде. 6. Правда, Василий, похоже, его не видел. Как уже говорилось, Серебрякова в эти годы с увлечением работала над портретами крестьян и крестьянских детей, а также не раз писала своего мужа.
Вдруг, когда уже казалось, что инцидент исчерпан, произошло что-то неслыханное. Сергей очень уставал и по вечерам жаловался домашним, вызывая сочувственные охи и ахи. На ее молодом лице легкая и непринужденная улыбка. Утром накануне Рождества молодая женщина, ожидавшая приезда мужа, проснулась, подошла к зеркалу и просто улыбнулась своему отражению.
И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна. Он еще не сняла свободную ночную рубаху, которая впала с одного плеча, полностью его оголив. Автопортрет (1909) Холст, масло. ««За туалетом» Зинаиды Серебряковой – один из лучших автопортретов в русском искусстве, который принёс художнице, показавшей его на петербургской выставке 1910 года, шумную славу, – уже современниками её был оценён как первоклассное произведение. Зинаида Серебрякова За туалетом.
Прямо с выставки картина была приобретена Третьяковской галереей12. Сергей резко посмотрел на Зинаиду: она прямо-таки светилась от радости. В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся». На заднем плане картины интерьер, состоящий из предметов нехитрого деревенского быта. Наконец он в зале, музей еще не открыли.
Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного. E. 62014), копия с которого из Галереи Боргезе в Риме (инв. A C. a 211 n. 185 e del Sig. r Card. После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом3, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины)4. А течение отнесет его подальше, так что его никто и не найдет» — подумал он. По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного».
Спустя двадцать минут усилий, когда воды стало по колено, он перевернул его лицом вниз. Начал издалека и неуклюже: спросил о планах на завтра. Настроение передается и зрителю. Все было прекрасно, как всегда, как будто незнакомца никогда и не бывало.
Обращение к образу Форнарины в этот период не находит убедительного объяснения. Также в приказном порядке рекомендовали отдохнуть «хотя бы пару дней». Подобный тип изображения обнаженной дамы за туалетом был характерен для французской школы Фонтенбло, ставшей одним из ярких явлений культуры европейского маньеризма (впервые отмечено Марковой см. : Giulio Romano 1989). Работа была хорошо встречена и критиками и более старшими коллегами Серебряковой.
Василий явно был в приподнятом настроении и даже насвистывал какую-то мелодию. Женщина недавно проснулась, на ней надето ночное платье, съехавшее с одного плеча. Прошел час, за ним другой, третий.
На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания18. Зинаида была весела и, казалось, не замечала перемен в настроении своего жениха. Василий так и не появился. Он, в свою очередь, тоже как-то поспешно засобирался и ушел. Была среда.
Сверху него прибита полочка. Вместо атрибутов живописи – на туалетном столике атрибуты женской красоты. Девушка на портрете очень рада новому дню. К тому же, со стороны Зинаиды пришли ее богемные друзья, что добавило свадьбе яркости. Тем не менее, внешне он никак не выдавал своей тревоги. Отсюда был хорошо виден его дальнейший маршрут.
Александр стал брать заказы и писать интерьеры богатых домов, Катя взяла на себя быт. Его встретила пренебрежительная усмешка. Других сторонников этой гипотезы нет. Героиня красива.
После этого заказа Зинаиде было сложно найти работу. Кроме того, за каждое свидание приходилось бы платить покупкой билета. Стоит пузырек с духами, а по правую руку от девушки две свечи в красивых подсвечниках. А незадолго до смерти художницы и Евгений смог встретиться с матерью. О прошлом, в один из тихих ночных разговоров было решено забыть. Вот они уже едут в соседних вагонах.
Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером. Никто из них, впрочем, у картины не задерживался. Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже. На лицевой стороне справа внизу надпись: 185 DI.
Слева от Зинаиды расположен умывальник с тазиком и кувшином. Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры». Вопросов у нее не возникло: Сергей уже давно выглядел не вполне здоровым. Муж мой Борис Анатольевич был на изысканиях в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в деревню и вместе вернуться с двумя детьми (сыновьями Женей и Шурой. — А. Р. ) в Петербург. Сергей с утра был как на иголках, теперь это уже невозможно было скрыть. Прямо с выставки картина была приобретена Третьяковской галереей.
В следующую пятницу Сергей взял с собой в сумке длинный плащ и темные очки. Лишь Харт (Hartt 1958 1981) выражал сомнение в том, что фигура полностью исполнена самим Джулио Романо ученый полагал, что в связи с отъездом художника в Мантую картину, остававшуюся в Риме, завершал Рафаэллино даль Колле. На нее женщина поставила банку с зубным порошком, мыло, рядом повесила полотенце. Уже обвыкшийся Сергей, заложив руки за спину, вальяжно расхаживал по залу и, опытным взглядом определяя нарушителей, одергивал их дистанционно. Василий резкими движениями сложил бумагу и убрал в карман пиджака.
Сергей не мог поверить своим глазам. За туалетом», вместе с другими тринадцатью работами, был представлен З. Серебряковой на VII выставке Союза русских художников (1910). В конце концов, он махнул на нее рукой: «Подуется и перестанет. Необычайно гармонирует с фигурой юной женщины на первом плане фон — белая стена более чем скромной комнаты, таз и кувшин умывальника. Кажется, что на ней не хватает украшения.
Французское общество восторгалось ар-деко, а работы Серебряковой не оценивались высоко. Тема автопортрета у всех художников самая обычная Думаю, что и За туалетом я рисовала недолго — так как в молодости я рисовала очень быстро». На ней легкое льняное платье чуть выше колена и парусиновые туфли.
Теперь Зинаида смотрела на Сергея в открытую, даже с некоторым вызовом. Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов. В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер20. К середине марта Сергей был уже совершенно уверен в том, что Зинаида в него влюблена. На этот раз Анна Васильевна немного удивилась, но согласилась без звука. Для верности услал «Борисовско-Мусатовскую» Надежду Алексеевну за стаканом воды и аспирином. Наконец они выходят — станция «Октябрьское поле».
Этот душевный порыв понравился тогдашнему зрителю, нравится и сегодняшнему. Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа. К тому же, она была молода и здорова и мыслила о рождении других детей. Шпильки длинные, украшенные разноцветными стеклянными шариками. Терпеть это уже было решительно невозможно. Глаза яркие, выразительные, сверкающие. Особенно смотрительницы любили напутствовать о личной жизни: как ухаживать, как выбрать жену («выбирай хозяйственную и чтобы скромно одевалась») и тому подобное.
Художница с ранних лет росла в атмосфере искусства. Сергей остановился и стал ждать чуть в стороне. Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 82 лет. Муж мой Борис Анатольевич был на изысканиях в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в деревню и вместе вернуться с двумя детьми (сыновьями Женей и Шурой. — А. Р. ) в Петербург. Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения.
Действительно, данный автопортрет был написан в один из самых счастливейших моментов жизни Зинаиды. Безусловно, глубоко справедливо и тонко прочувствовано сопоставление этой полной свежести искренней картины с поэтикой «божественного» Пушкина — самой большой литературной любви Серебряковой от юных лет до глубокой старости сопоставление, которое должно было глубоко ее порадовать. Однако эти портретные работы оказались лишь предшественниками произведения, сразу выдвинувшего ее в первый ряд русских живописцев этих лет, — автопортрета «За туалетом», характеризующего эпоху своего создания с такой же точностью, как «Девушка, освещенная солнцем» Серова — вторую половину восьмидесятых годов XIX столетия, а «Купание красного коня» Петрова-Водкина — начало 1910-х годов. Лицо ее очень свежее и радостное.
Это «существование как отражение» служит ей (может быть, абсолютно подсознательно) своеобразной «защитой», границей между собой и зрителями, существование которой особенно характерно для целомудренной и скромной Серебряковой — человека и живописца. Чертыхаясь и вытирая подошву о палую листву, он перешел в другое укрытие — за группу плотно стоящих деревьев. Он не мог вынести мысли, что весь вечер, всю ночь и даже часть утра проведет без Зинаиды. Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками3.
О, как бы Сергей хотел, чтобы это было так. В творчестве Серебряковой — и особенно в автопортрете «За туалетом» — мы встречаемся как раз со слиянием реалистического взгляда на мир (причем принципиально реалистического, что характерно для всего ее мироощущения) с несомненными и весьма существенными и даже типичными для произведений модерна чертами. Молодой смотритель был настолько шокирован дерзостью художницы, что забыл куда шел, а когда к нему подошел очередной любопытный посетитель, не смог ответить на его простейший вопрос. Надев плащ и очки, он встал в темной стороне арки и стал ждать. Сергей остается у угла дома и запоминает подъезд, в который заходит его соперник.
Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности». Добиваясь осязаемой материальности в изображении таинственного мира, «существующего» по ту сторону зеркала, художница как бы стремится проникнуть в глубоко спрятанную тайну человеческой природы и самой жизни. А после после Москва.
Он подошел к ней. Это еще один пример того, как творчество самого даровитого и разностороннего из учеников Рафаэля явилось важным связующим звеном между ренессансной классической культурой Рима и национальными живописными школами Европы, переживавшими в XVI веке пору своего становления. Вечером же мать заставляла его засовывать голову в кастрюлю и дышать картофельным паром. Немного успокоившись, Сергей решил спустить инцидент на тормозах и не устраивать сцен. Разлука с двумя другими детьми угнетала Серебрякову. В темноте, к тому же без очков, трудно было разглядеть детали, но, судя по тому, что он больше не двигался и не стонал, Сергей решил, что дело сделано.
Был промозглый и дождливый день, какие часто случаются в конце октября. Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа.
«Конечно, ревновать глупо, да и нет повода сомневаться в Зинаиде, но каков же наглец. В московской картине имеется и ряд других важных деталей, раскрывающих характер модели и отношение к ней художника. Наиболее вдохновение художница получила от поездки в Марокко, где она была дважды в 1928 и 1932 годах. За туалетом». В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении».
Это было бы очень расточительно». Высаживаются возле Карамышевской набережной. Зинаида поймала себя на этом и решила оставить себя такой для мужа. Благо их крайне редко доводили до его зала — обычно осмотр заканчивали на Врубеле.
Девушка слегла, повернута к зрителю, тем самым мы можем рассмотреть ее фигуру. Диспропорция растущего существа, этакий человечий «щенок» с большими лапами — он знает, что будет огромной собакой, а пока ему некуда деть их. Olimpia Aldobrandini 1626) описана как «Un ritratto di donna ignuda in tavola grande di Raffael dUrbino del n. 185» (Портрет обнаженной женщины на большой доске Рафаэля Урбинского 185). При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет.
Через неделю Сергей отпросился вновь («зубы все никак не проходят — не могу есть ничего, кроме каши»). Отвечал, что ничего не случилось: ходил на бокс, неудачная тренировка. Боясь оставить Зинаиду одну даже на минуту, Сергей не пошел обедать. Светлый, мажорный колорит делает «отраженный» мир ярким и воздушным. Сидел в углу или расхаживал по залу, то и дело бросая испуганный взгляд на Зинаиду.
Оставалось дождаться Василия. В залитой солнцем комнате, счастливая, она непринужденно начала расчесывать волосы. Однажды Сергей как бы невзначай приобнял Зинаиду.
Косвенное дорошевское сравнение Серебряковой на автопортрете с пушкинской Татьяной, конечно, не случайно: так непосредственно прелестен образ, так веет от него чистотой и очарованием юности — от огромных продолговатых глаз, свежего, слегка улыбающегося рта, чуть скуластого, сужающегося к подбородку лица, густых темных волос, грациозного и очень естественного движения обнаженных рук, белизны лифа. За туалетом» (холст, масло 75х65 см) хранится до сих пор. Нет никакой грусти, огорчения или задумчивости. Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты. Однажды, когда Сергей все-таки прошел мимо них (был уважительный повод — его позвала смотрительница соседнего зала), ему показалось, что они как раз обсуждали детали будущего развода его жены.
Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками. Дорош признается: «При этом я думал не столько о Татьяне Лариной, сколько о Пушкине, первым открывшем деревенскую Россию — поэзию ее повседневного бытия Девушка с Автопортрета вот так по-пушкински свежо и ясно видит лежащий за окнами ее светлой комнаты деревенский мир, мало изменившийся за те восемь десятков лет, что отделяют Евгения Онегина от этой картины».
В музее смотрительницы ахали и лезли с расспросами. В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». Так, жемчужина указывает на любовное чувство, а от кольца на пальце согласно ренессансным представлениям, «идет прямой путь к сердцу» (una vena porta direttamente al cuore). Столь свойственное искусству модерна и прежде всего его живописным панно и картинам, которые рассматривались их создателями не как самоценно художественные произведения, но как пространственно организующие элементы интерьера, – итак присущее модерну подчёркивание линейного начала – симметрии и уравновешенности в композиции, не носит у Серебряковой утрированного до «ковровости» характера. Бывали дни, когда Сергей мог часами играть в телефон или читать газету, не опасаясь за судьбу доверенных ему шедевров. Старший сын Зинаиды Серебряковой стал архитектором, еще один сын и две дочери – художниками.
Впрочем, других мер предосторожности они не предприняли. Дело было в среду, ближе к вечеру. Его мучила жажда, но он не пил, чтобы не ходить в туалет.
Художница изобразила себя за утренним туалетом. В целом выходило убедительно. Рафаэль исходил из схемы портрета Джиневры деи Бенчи кисти Леонардо да Винчи.
Те, в свою очередь, отсмотрели видеозаписи: вина смотрителя была очевидна. Именно так она фигурирует в каталогах Эрмитажа 1863 года (Портрет Лукреции Борджиа, дочери папы Александра VII, супруги герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте), однако в каталоге 1869 года, со ссылкой на Ваагена (Waagen 1864), картина опубликована как портрет Форнарины. Картина Зинаиды Серебряковой «За туалетом» представляет собой автопортрет художницы.
Следователи показывали найденные улики — желтый фонарик и обломки очков. Как весной, встал перед ней, достал блокнот. Часы медленно отсчитывали время до закрытия и наконец показали шесть часов.
Серебрякова писала: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть «модным» или «немодным» и требуют от художников постоянного «обновления», а, по-моему, художник должен оставаться сам собой. ». Сергей вышел из своего угла только перед самым закрытием, когда Василий покинул зал. Серебрякова никак не демонстрирует свою принадлежность к собратьям по искусству. Искусствоведы автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Зинаиды Серебряковой: «Баня», «Жатва» и «Беление холста». Тем не менее, червь сомнения уже поселился в его мозгу.
В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер. Доверие исчезнувшее за последние недели, хоть и медленно, но восстанавливалось. Счастье семейной жизни стало хорошим фундаментом для творчества.
Выставку работ Зинаиды Серебряковой можно посмотреть до 30 июля. Через пять лет в России состоялась первая выставка работ Серебряковой.
Сначала смотрительницы решили, что парень влюбился, но потом Анна Васильевна из соседнего «Коровинского» зала обратила внимание, что для влюбленного он подозрительно усидчив. Она ощущала особую значимость своего материнства. В пикейно – кисейной спаленке с умывальным столом в одном углу и, с постелью — в другом, расчесывает тяжелые волосы угловато – нежное розовато – белое юное существо, худенькое и застенчивое.
На картине имелись также обширные записи, особенно в нижней части, где тело женщины было прикрыто тканью голубого цвета (из описания в инвентаре собрания княгини Россано можно заключить, что в XVII веке картина еще не была искажена записями). Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим»30. Так прошла неделя — и наступила среда. Картина «Автопортрет.
Видимо, полностью скрыть свою радость у Сергея не получалось. С искренним увлечением написан отраженный в зеркале незатейливый натюрморт («я забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете»): флакон духов, булавки, платочки, бусы и свеча в подсвечнике — кстати, единственный предмет изображенный дважды, «в натуре» и в отражении. В каталогах Эрмитажа отмечалось, что этот портрет «принимают также за изображение другой возлюбленной Рафаэля».
Тут же возник скандал: «Как он может не то, что говорить, а даже думать таким образом, ведь у его жены четверо детей и они планируют пятого. » Сергей, как мог извинялся, доходил до откровенного унижения, но Зинаида в тот день явно решила обидеться и переубедить ее было невозможно. Вся обстановка в комнате какая-то фантастическая искрящаяся светом и радостью. Сергей отнекивался, говорил, что бандиты напали на него сзади и их лиц он не видел. Закончив, постоял еще несколько секунд (казалось, вечность) и наконец ушел в соседний зал.
Дверь в комнату выкрашена светлой краской. Неужели он не придет. Кустодиев радовал глаз, но был похож на лубок, а толстая купчиха «Красавица» так и вовсе отталкивала. О покупке дачи уже, естественно, не было никакой речи.
Она напоминает восточную красавицу из сказок. Ко всему прочему, она совсем недавно стала матерью, двух сыновей, родившихся с разницей в один год и наслаждалась этим периодом жизни. Но молодость – самое лучшее, что может «украсить» любую женщину. Затем троллейбус. Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное»91011.
Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа. — А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна). Пространство комнаты наполнено оттенками белого цвета. У него же, при взгляде на нее, тягуче ныло сердце.
Ругаться же при других смотрительницах было неудобно. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Естественно, в отношениях Сергея и Зинаиды вновь наступил разлад. «За туалетом.
Василий и Зинаида своих планов особо и не скрывали. Василий опять пришел под закрытие. Глаза и улыбка героини говорят о радости жизни. Сергей яростно отогнал ее от холста так, что она едва не заплакала. Это подтверждает изучение портрета в рентгеновских лучах (Oberhuber 1999, р. 208-209). При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет.
Эта атрибуция принимается всеми исследователями. Бывало, смотрители за целый день не успевали даже присесть. В частности, художник Валентин Серов высказал мнение, что «автопортрет у зеркала очень милая свежая вещь», а художник и критик Александр Бенуа писал, что Серебрякова «подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её».
Поток людей слегка уменьшился и можно было немного расслабиться. На фоне самой художницы все эти детали невзрачные и совсем неброские. К тому же, если он потеряет работу, как он сможет следить за Зинаидой. Василия в разговорах не вспоминали.
Он зажмуривался и кусал подушку, мечтая о красоте белоснежного тела, которое было так близко и в то же время так недоступно. Картина З. Е. Серебряковой «За туалетом. От огромных блестящих карих глаз, приветливого лица героини исходит тепло.
Она смогла приехать во Францию и, наконец, увидеть мать. Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые». Так прошла зима. Решившись, он взял Василия за шиворот и потащил к воде. Сорочка белоснежного цвета.
Она совершенно счастлива. Дочь стала в то время главной моделью художницы. Автопортрет «За туалетом»Зинаида Серебрякова написала в 1909 году в родном селе Нескучное (сейчас в составе Харьковской области). Это просто возмутительно. В 1682 году после раздела коллекции княгини Россано между Джован Баттистой Боргезе и Джован Баттистой Памфили картина, по свидетельству Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1891), перешла в собрание Ламбрускини во Флоренции, а затем – Камилло Памфили в Риме.
Желудок Сергея рычал, как стая голодных гиен, хотелось одновременно поесть и сходить в туалет, но смотритель не решался покинуть пост ни на секунду, чтобы не упустить Василия. Много лет спустя Бенуа не преминул вспомнить, что уже тогда она «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи», неожиданно для всех представ перед современниками «готовой художницей». Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное Курской губернии (сейчас Харьковская область). «Автопортрет. На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания. Собственно, почему запахло.
Художник Валентин Серов говорил об автопортрете, что это «очень милая и свежая вещь». Всю последующую неделю Сергей в тревоге ждал дня, когда незнакомец вновь появится в галерее. Прямой наводкой он решительно пошел к Зинаиде. 2333, G. F. N.
По возвращении в Москву они с головой окунулись в приятные хлопоты. Недаром Е. Е. Лансере в письме К. А. Сомову, сравнивая это произведение с более ранними работами сестры, дает ему очень точное определение: «Вещь несравнимо значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама deshabillee (в домашнем, утреннем платье, полуодетая, фр. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи). Сергей буквально остолбенел от шока. Коллектив музея встретил перемены в поведении Сергея настороженно, но с пониманием. Впрочем, сон Сергей с того дня потерял.
Здесь и милые девичью сердцу безделушки – флаконы и коробочки и спицы и свечи. Боязливо, но стремительно он метнулся к Зинаиде. Руки и волосы создают обрамление для лица. Давно стемнело.
От самой героини веет добром и счастьем. Только, наверное, в этом автопортрете счастье молодости и непосредственная радость жизни ощущаются куда больше, чем в душевном состоянии и облике пушкинской Татьяны. Дни удлинились, рассеялось и просветлело небо, стаял снег. Отец, хмурясь, говорил, что нужно ехать в травмпункт снимать побои, а потом в милицию. За туалетом» в середине февраля 1910 года был представлен в Петербурге на VII выставке Союза русских художников. Все, что ей удавалось заработать, она отправляла детям.
Сергей прикидывал, сколько по времени ему нужно будет ехать на работу. Отношения между СССР и странами Запада становились все более закрытыми. Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным. В итоге получился не просто портрет, а жанровая сценка с обилием деталей. Утром, взявшись за руки, сидят на пляже на складных стульях под полосатыми зонтами. Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное». На переднем плане картины предметы, стоящие на столике у зеркала.
Однако для такого предположения нет оснований. Он оказался на удивление тяжелым. Теперь Василий приходил дважды в неделю — по средам и пятницам.
Если автопортрет был бы задуман, чтобы подать себя в выгодном свете, то Серебрякова не стала бы изображать себя в такой простой обстановке деревенского быта и в ночной сорочке. Модерн возвел в принцип условность, остроту и парадоксальность изображения включил в свою иконографию миф, сказку, мечту, темы света и тьмы, добра и зла, возвышенной любви и вожделения стремился к синтезу искусств, к замене станковой картины панно и росписью, к широчайшему использованию орнамента. «Только бы не упустить его из виду. ».
По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его». Ближе к вечеру Сергей уже смотрел на часы практически не отрываясь. «Как страшно ее потерять. » Зинаида была грустна и демонстративно не смотрела на него, каждый раз пряча взгляд в глубине зеркала.
На следующий день все повторилось и через день и днем после. Но подлинно большой успех и признание любителей живописи, прежде всего круга «Мира искусства» во главе с Александром Николаевичем Бенуа, принесло ей портретное творчество конца 1900-х — начала 1910-х годов. Возникает ощущение, что автопортрет написан для близких людей семейного круга. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на «туалете»».
Сотрясаемый немой злобой, он теперь испепелял взглядом уже Зинаиду. После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины). Очень опасно.