Единственная в России картина Караваджо «Юноша с лютней» вернулась после реставрации в Эрмитаж. Государственный Эрмитаж по случаю своего дня рождения покажет посетителям отреставрированную картину Юноша с лютней Караваджо, откроет Галерею костюма, представит экспозицию античных резных камней и несколько других выставок, сообщили в пресс- службе музея. В Эрмитаже после реставрации презентовали картину «Юноша с лютней» кисти Микеланджело Меризи да Караваджо. Жемчужина коллекции России — картина Микеланджело Меризи да Караваджо "Юноша с лютней" — вернулась в Государственный Эрмитаж после реставрации. В Эрмитаже завершили реставрацию картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней».
Картина Караваджо «Лютнист» или «Юноша с лютней» является ярким экспонатом Эрмитажа. В мае 2015 года «Юноша с лютней» поступил в лабораторию научной реставрации станковой живописи Эрмитажа. В декабре в Эрмитаже после реставрации покажут картину Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней». «юноша с лютней считается жемчужиной эрмитажной коллекции и является единственным произведением прославленного итальянского мастера в России.
После окончания войны работа в Эрмитаже началась с удвоенной силой. Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта6. ТАСС) от середины II тысячелетия до н. э. вплоть до конца Римской империи, дополнив их слепками с резных камней, аналогиями в других материалах (бронза, мрамор, керамика), а также копиями и репликами нового времени, – рассказали в пресс-службе музея. Юноша с лютней.
Лютнист исполняет мадригал Вы знаете, что я вас люблю Якоба Аркадельта и звуки музыки сопровождаются ароматами исходящими от поставленных в кувшин цветов и средиземноморских фруктов. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши.
За границу все же были проданы «Венера перед зеркалом» Тициана, «Святой Георгий» и «Мадонна Альба» Рафаэля, «Пир Клеопатры» Тьеполо и многие другие шедевры французской и итальянской живописи. Сохранность картины всегда поддерживалась на должном уровне, однако со временем слои лака пожелтели и стали искажать авторский замысел. На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты. Абсолютно случайно в плен был захвачен его будущий директор, который рассказал о местонахождении запасников. Всего, как уже говорилось, существует три полотна на эту тему. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка».
Так 209 лет назад, в 1808 году, картина оказалась в Санкт-Петербурге. Противостояние советского агентства «Антиквариат», занимавшегося продажей ценностей и сотрудников Эрмитажа ярко иллюстрирует эпизод с отделом Востока, который возглавлял Иосиф Орбели.
Первая хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург (Холст, масло. Здесь давали обеды для круга приближенных. Слоны долго будоражили жителей Петербурга, периодически убегая из вольеров.
Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке. 94119 см). Однако в случае с Караваджо такое расширение сферы чувств оправдано.
После раскрытия живописи картина в значительной степени преобразилась, приблизилась к авторскому колористическому решению. С посольством он отправил царице Анне Иоанновне золотые украшения и другие ювелирные изделия, буквально осыпанные бриллиантами, рубинами, сапфирами. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея».
Попасть внутрь ее представители так и не смогли. Все попытки «Антиквариата» конфисковать вещь, даже не относящуюся к отделу Востока, ни к чему не приводили. Как известно, Гитлер собирался открыть музей, собрав все самое лучше, что ему удалось захватить в Европе. К выставке подготовлен иллюстрированный каталог на трех языках (итальянском, русском и английском), в который вошли статьи российских и итальянских искусствоведов, в частности, эссе одного из самых крупных исследователей творчества Караваджо Маурицио Марини.
Гости обсуждали политику и искусство. Разразился скандал. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Вторая находится в Нью-Йорке в музее Метрополитен (100126, 5 см). Как и многим другим известным картинам, «Юноше с лютней» не суждено было остаться в одних руках.
В нотах записана модная в те времена мелодия мадригала Жака Аркаделя (Якоба Аркадельта) «Вы знаете, что я вас люблю». Они написали письмо Сталину, который в итоге их поддержал. На момент взятия Берлина советскими войсками музей готовился к открытию. Таким образом в коллекцию Эрмитажа попала знаменитая «Камея Гонзага». К завершению реставрации» открыта в Аполлоновом зале.
Символика любви скрыта и в других предметах. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза9), которые цветут примерно в одно время— весной. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Юноша с лютней.
Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). В эпоху Александра I собрание Эрмитажа пополнилось испанской и английской живописью. Брейгель, например, ждал несколько месяцев, чтобы добавить очередной цветок в свой натюрморт10. Обновленная постоянная экспозиция зала включает свыше 1000 экспонатов.
Ярким примером служит коллекция «золота Моголов». Это правда, если говорить вообще о сопровождении живописи реконструкцией запаха. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Яхета де Берхема. В трудные дни его семья вынуждена была распродать коллекцию живописи и «Юношу» продали на аукционе в Париже. До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что означает: «Его любовь закончилась неудачно».
К Зимнему дворцу, по ее указанию, была сделана пристройка, которая называлась Эрмитажем. Реставрация картины, начатая в мае 2015 года, сопровождалась подробным технико-технологическим исследованием с помощью современного высокоточного оборудования. Комиссия агентства «Антиквариат» пришла в Эрмитаж, чтобы забрать на продажу сасанидское серебро. В этой части дворца действовал особый свод правил, таких как: «оставлять все чины вне дверей», «спорить без горячности» и т. д. Здесь же хранилась частная коллекция живописи Екатерины II, она началась с приобретения собрания коммерсанта И. Э. Гоцковского, в которое входили произведения нидерландских художников.
До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно». «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии5 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). С правлением Александра I связана реформа, проведенная графом Дмитрием Бутурлиным. Фигура молодого человека, одетого в белую рубашку, четко выделяется на темном фоне стены.
Третья находится в Англии, на усадьбе Бадминтон-Хаус (96121 см). Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. В правление Екатерины II коллекция пополнилась полотнами Тициана, Рубенса, Рафаэля и других великих мастеров, была куплена единственная в России скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик». Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями. «Юноша с лютней» поступил в лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа в мае 2015 года. Задумчивый, кудрявый и бледный, он перебирает струны треснувшей лютни на фоне темной стены. Коллекцию поделили на несколько частей, при каждой из них появился хранитель. Письмо от вождя стало защитой музея.
Картина «Лютнист» является не только очень живописной и реалистической, но и символической. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Как выяснилось, ее заранее «присмотрел» русский император Александр I и поручил директору Лувра приобрести работу Караваджо для эрмитажного собрания. Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно.
Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры8. Директор Эрмитажа Борис Легран и Иосиф Орбели пошли на авантюру. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани.
По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. В Петербург их доставили на слонах. Произведения искусства вывозили из Германии вагонами. Юноша с лютней. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу.
Запах десятых духов, которые парфюмер назвала Караваджо, объединяет все эти девять. Поверхностному наблюдателю такой эксперимент может показаться слишком экзотичным. Юноша с лютней. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Однако слои пожелтевшего лака и записи искажали авторский замысел. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю».