Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. По мнению Крамского, холст, созданный Ярошенко, это не столько портрет, сколько «мысль художника, написанная по поводу Стрепетовой». Впрочем, вряд ли правильно противопоставлять два произведения, созданных почти одновременно художникамиединомышленниками, ведущими мастерами Товарищества передвижных выставок. два образа: Стрепетовой и самого Репина. Все рассматриваемые в этой главе личности были не единожды запечатлены на холсте. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884).
Вряд ли кто-нибудь согласится ныне с такой оценкой одной из лучших работ Ярошенко. Собственно, это своего рода «портрет актрисы в роли», но роль здесь оказывается прикрепленной навечно и выражает объективное содержание, которое больше отдельной личности. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Благодарная казанская публика боготворила Стрепетову. Противоположные тенденции воплотились в портретах, близких к свободной импрессионистической манере – «Толстой на отдыхе в лесу» (1891), «Осенний букет» (1892).
Одному из исследователей творчества Ярошенко золотые браслеты на ее руках напомнили кандалы. Ее взросление происходило на самых различных провинциальных подмостках России. Стрепетова представлена здесь как человек демократического круга, прогрессивных убеждений. Соловьевым И. Е.
Третьяковым. Ярошенко же прежде всего обращается к разуму публики. Художник в этой работе высказывает свое отношение к Ге и как к человеку и как к художнику. Стрепетовой. Актриса подчеркивала колоссальный внутренний конфликт Катерины, борьбы в душе двух начал: стихийно проснувшейся страсти и догматов поведения.
Третьякова – М., 1968. С. 325. Она бросала открытый вызов силам, погубившим Катерину. Одной из самых любимых и важных для нее ролей была Катерина из Грозы Островского. Из темной глубины мастерской выдвигается светлое розовое лицо в пепельном окружении волос. С. 60. Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно.
Еще будучи кадетом начал брать частные уроки рисования. Десятью годами раньше Крамской также написал портрет философа. Там он сблизился с членами Товарищества передвижных выставок. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ).
С. 7. Пожалуй, ни у И. Е. По воспоминаниям художника Н. П.
Далекое и близкое – М. -Л. : Искусство, 1949. Ярошенко. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Как сказал писатель А. Плещеев: «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет». И главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета.
Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). Автопортрет Крамского (1874) решен в более интимном ключе, сам художник относится к себе более критически: поза и взгляд не несут той представительской роли, которая отведена им в произведении Ярошенко.
" Стрепетова поехала вместе с избранником в Саратов, а оттуда в Казань. «Только себе, собственным силам и способностям он обязан тем, чего достиг в жизни» Т. И. Моделями семнадцати из двадцати четырех заказанных им портретов являлись писатели. Явно симпатизируя Стрепетовой, художникиреалисты ничуть не идеализируют ее внешность.
«В яркой, эффектной внешности портретируемого есть нечто нарочито картинное искусственно романтизированное» Т. И. Все следующие годы «русский Платон» самостоятельно занимался философским творчеством. Далекое и близкое. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Гольдштейн.
В эти годы роль Катерины в ее исполнении наполнялась особым смыслом. Толстого, а Соловьев позировал не только Ярошенко, но и Крамскому.
В обоих случаях изображается душевная драма женщины. Ярошенко создал ее, находясь под влиянием толстовских идей и даже хотел дать картине название «Где любовь, там и Бог». Портрет написан жизненно, сочно, с легкостью. Одновременно стал вольнослушателем в Академии художеств. «Уже поседевший, постаревший», – писал И. Е.
Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни. Эту работу В. А. «За решеткой в окне вы увидите святое семейство. С 1856 года Николай Ярошенко был переведен в Первый кадетский корпус в Петербурге.
Зная их (родительский) взгляд на такой образ жизни, я заранее объявляю ей обо всем этом и, если она желает, я не буду даже называться ее фамилией. Но и это не была бы «вся Стрепетова». Следовательно, портрет не был приобретен П. М. Репин.
Но следует отметить, что портрет Соловьева решен лаконичнее, увереннее. С 7 лет выходила на сцену нижегородского театра в детских ролях. Родилась 4 (. ) октября 1850 в Нижнем Новгороде в семье театрального парикмахера, удочерившей «подкидыша» и давшей ей свою фамилию.
Ответ был полным любви и прощения. Мои встречи М. : Издательство АХСССР, 1952. По словам писателя А. Плещеева, Стрепетова «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет». Однозначного ответа тут быть не может. Репин.
Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни. Как бы ни были портреты отличны друг от друга, в них много общего. ныне в пражской Национальной галерее. В другом отзыве говорилось, что картина воплощает «общую идею о могуществе добра и о силе любви к жизни, внимание к униженным и оскорбленным, раскрытие человечности и лучших сторон внутреннего мира во всяком человеке, как бы он ни казался преступным». В письме Н. А.
Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Художник фиксирует преходящие, переменчивые черты душевного состояния модели. С. 55. Художник ведет рассказ о Стрепетовой обстоятельно, уважительно и тактично. Именно в Самаре Стрепетова выступила в ролях, где проявилась ее индивидуальность: Верочка (Ребенок Боборыкина), Лиза (Горе от ума А. С. Грибоедова), Дуня (Не в свои сани не садись А. Н. Островского), Лизаветта (Горькая судьбина Писемского).
Их пытливый и напряженный взгляд, наполненный внутренним горением, буквально пронизывает зрителя немым вопросом. Ярошенко и Г. И. В семь лет она впервые вышла на сцену. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883). Уже в ранней юности Ярошенко был связан с революционно-демократическими кругами.
Единственные глаза. Человеческая тема почти всех героев Ярошенко – печаль о «не своем горе», о которой писал Глеб Успенский. На фоне высокой спинки выделяется чуть склоненная «дивная голова, так великолепно украшенная красивыми черными, с проседью, пышными прядями локонов» И. Е.
Николай Ярошенко Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1884) Холст, масло. С. 130. Судя по письмам, писательским портретам посвящалось большое внимание и различные размышления. В этих работах художник стремится представить обобщенный образ нового поколения – мыслящего, целеустремленного, деятельного. Л. Н.
Образ Пелагеи Антипьевны удался художнику. Но в том же 1895 году Ярошенко был написан великолепный портрет В. С. Но и это была бы не вся Стрепетова.
Репиным. В уверенности кисти мастера не менее убеждает и плотное корпусное письмо. Это была бы Стрепетова, но это была бы «не вся» Стрепетова, а лишь Стрепетова в такой-то момент, в такой-то роли — «общий характер» не выявился бы в таком портрете. В результате Ярошенко удалось создать не просто портрет писателя, а собирательный образ «нового человека», верного своим демократическим убеждениям. Картина была показана на XII выставке ТПХВ в 1884 году вместе с другим известным портретом работы Ярошенко – актрисы П. А.
Судьба Николая Ярошенко во многом отлична от жизненного пути его товарищей. Он мог написать ее красивой и привлекательной (как того хотелось Суворину)— в жизни она никогда не была такой, но подчас становилась прекрасной на сцене, охваченная порывом вдохновения. Образования не получила. – "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894). "Играла она нервами, – вспоминал партнер актрисы В. Давыдов, – тратила столько сил, столько физического напряжения, что иногда расходовала себя на втором, на третьем акте и, уже совсем разбитая, доканчивала пьесу. Ей не было еще и пятнадцати, когда она стала профессиональной артисткой.
Репина и Ярошенко роднит понимание портрета как жанра, раскрывающего внутреннее состояние человека, его роль в жизни общества. Плечи слегка подались вперед, выдавая сутулость фигуры. В его семье она и была воспитана. кисти Н. А. Детство провела в Нижнем Новгороде. строгое одухотворенное лицо Стрепетовой, ее напряженный мучительный взгляд, ее нервно сцепленные пальцы. 120 x 78 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Этот портрет знаменитой актрисы один из самых известных в творческом наследии Ярошенко.
Репин и Ярошенко были в своем творчестве поэтами и гражданами. Крамской. В противном случае, на примере портрета Л. Н. Уделено большое внимание не только деталям, но и живописной стороне произведения. соч. С. 92.
я утверждаю, что портрет самый замечательный у Ярошенки. Играть приходилось все, в основном, оперетки и водевили. – Л. : Художник РСФСР, 1982. Толстой и художники – М. : Искусство, 1978 С. 184. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Курочкина.
Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно. Авторская оценка личности знаменитой актрисы здесь тщательно продумана и взвешена. Николай Александрович Ярошенко (1846 – 1898) родился в Полтаве в семье отставного военного.
Указ. Портрет писался по заказу П. М. Надо отметить и тот факт, что и сама тема, вероятно, была близка Ярошенко на тот момент.
Иными художественными средствами создается образ. И главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета.
По словам писателя А. Плещеева, Стрепетова «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет». Пожалуй, самой знаменитой картиной Николая Ярошенко стала «Всюду жизнь» (1888, хранится в Третьяковской галерее), выставленная на 16-й выставке передвижников. Бывают судьбы, поражающие воображение необычностью и внутренней завершенностью, – такова жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850 – 1903), трудная и яркая, полная драматических поворотов. На другой же день она вновь отдавалась делу с таким же самопожертвованием". Бродский. Несмотря на детали, могущество общего характера выступает более всего» И. Н. Существует целая галерея портретов графа Л. Н.
Она выполняла роль нравственного ориентира, воздействовала как «выпрямляющее начало» – такова была основная концепция московского портретного собрания. Великая и красивая актриса Стрепетова, сложный и трудный для себя и для других человек Стрепетова, сильный характер и «горбатенькая» измученная женщина, жаждущая доброго слова и ласки – все это есть у Ярошенко, но еще это и человек восьмидесятых годов, человек своей эпохи, трагически воспринимающий настоящее. Он постоянно менявший подруг. Однако сохранился похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года, так что Ярошенко был кадетом уже в восьмилетнем возрасте.
Он мог бы написать актрису «как в жизни» – некрасивую, порой жалкую, маленькую, убогую, «горбатенькую», как между собой говорили о ней друзья, «безобразие», «кошелку», как злобно, с издевкой именовали ее враги. Смысл лица. Именно эта широкая содержательность произведения, далеко выходившая за пределы содержания собственно портретного образа и позволила Крамскому отнести этот портрет к числу «самых замечательных» портретов своего времени. Иван Николаевич Крамской – Л. : Художник РСФСР, 1988. Старший друг Репина, художник И. Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какой-то». В двадцать один год Пелагея Стрепетова влюбилась в местного обольстителя.
Он не искал в ней артистки. Ульянов. На IV передвижной выставке, проходивший в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью». Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме.
Ярошенко. Художник написал актрису в полурост. Думаю, для Н. А.
"Я написала матери, – рассказывала Стрепетова в своих мемуарах, – что я уж не та, что прежде, я люблю (такого-то) и сошлась с ним. Художник-демократ, активный деятель Товарищества передвижных художественных выставок, которого называли «совестью» передвижников, он, вместе с тем, вплоть до1892 года работал военным инженером-артиллеристом на Патронном заводе в Петербурге и вышел в отставку в чине генерал-майора.
Положив на колени раскрытую книгу, он о чем-то сосредоточенно размышляет. Ярошенко, будучи художником-публицистом, не мог не высказать своего отношения к столь бурной полемике вокруг картины Н. Н. В то же время анонимный рецензент «СанктПетербургских ведомостей» назвал эту работу «довольно неудачной».
В портрете кисти И. Е. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Репина нервно-подвижное лицо актрисы написано в горячей гамме красновато-бурых цветов. Восторженно отзывался о портрете Крамской. Толстого, художника постигла неудача.
Прытков. Рациональное объяснение искусства актрисы находили только в сравнительных аналогиях. Ей не было еще и пятнадцати, когда она стала профессиональной артисткой. Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. Глаза несколько затемнил, отчего взгляд становится глубоким исходящим словно бы из самой души человеческой.
Вот таким образом оба образа воспринимаются как собирательные. Авторская оценка личности знаменитой актрисы здесь тщательно продумана и взвешена. Отсутствие школы и навыков сценического мастерства заменялись интуитивными прозрениями и находками. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Приёмная мать, Елизавета Ивановна, была актрисой, обладательницей сопрано.
В 1880 году в Петербургском университете защитил докторскую диссертацию. – такова концепция портретов интеллигенции Н. А. Картина изображает обитателей арестантского вагона: троих мужчин и женщину с ребенком, кормящих через зарешеченное окно голубей. С. 383. Ге «Что есть истина. ». Ярошенко мы увидим упоминание об этой работе.
Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни. Ге. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Д. Д. Шепелева (отец Елизаветы Ивановны, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения), а сама она пела в опере. С искренней теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона.
Он мог написать ее восторженной, экзальтированной, подозрительной, капризной, яростной, смиренной (до фанатического религиозного самоуничижения), мог написать «нигилисткой», как называли ее ненавистники страстного демократизма, принесенного ею на русскую сцену, мог написать гонимой, усталой женщиной, какой приходила она на Сергиевскую — отвести душу с Николаем Александровичем и угреться под крылом Марии Павловны. В каждой, самой небольшой, статье или главе или даже строке о Н. А. Переломным стал для нее год, когда удалось поступить на самарскую сцену. Бывают судьбы, поражающие воображение необычностью и внутренней завершенностью, – такова жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850–1903), трудная и яркая, полная драматических поворотов. Отметим, что наиболее удачные портреты деятелей русской литературы и искусства кисти Н. А. Репин обращается кчувствам зрителя, он стремится «заразить» его своим сочувствием и симпатией к прекрасному человеку, к великой артистке.
Вскоре они расстались. Последние годы жизни Ярошенко посвятил поездке на Урал, где на угольных рудниках искал прототипы для задуманной картины из жизни рабочих. Детство провела в Нижнем Новгороде. Выразительна невероятно худая фигура Соловьева с тонкими костлявыми руками. Портретируемый смотрит прямо на нас.
В семь лет она впервые вышла на сцену. С. 19. Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. Ярошенко. Толстого.
У Н. А. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Вокруг него (это и вообще «обыкновенная история» для картин художника) разгорелись в периодических изданиях нешуточные споры. Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Д. Д. Шепелева (отец Елизаветы Ивановны, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения), а сама она пела в опере. Стрепетова была разная и Ярошенко, суммируя разнообразные, подчас противоречивые характерные признаки, делал это не механически, а добиваясь общего и цельного, выявляя главную мысль.
Вот таким образом ее сценические творения оказывали мощнейшее воздействие на публику. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Художник ведет рассказ о Стрепетовой обстоятельно, уважительно и тактично. «Безобразным» назвал портрет Стрепетовой и нововременец А. С. Суворин. Третьякова. Совсем иная предстает перед нами Стрепетова в портрете, созданным И. Е. Наглухо застегнутый костюм сидит на нем, как на вешалке, как на скелете.
Зрителям пришлась по душе ее экзальтированность, ее актерский максимализм. Там у нее родилась дочка Маша. Один из лучших в этом ряду – портрет Глеба Успенского (1843 – 1902), писателя и публициста, который олицетворял собой передовые устремления российской интеллигенции. Будучи человеком прямодушным, она отправила письмо родным. Перед нами женщина с бледным и несколько суровым лицом в строгом черном платье.
Ему возражав Крамской: «Вы говорите: Это безобразно» И я понимаю, что Вы ищете тут то, что Вы видели иногда у Стрепетовой, делающее ее не только интересной, но замечательно красивой и привлекательной. Особенно неудачна последняя. А. Суворин издатель популярного «Нового времени», называл портрет «безобразным», «непохожим», «тенденциозным».
Ульянова – Ге предстает как «умудренный муж», художник-энциклопедист, внешним образом похожий на какого-то римского философа. «Поэтом можешь ты не быть, – писал Н. А. Некрасов, – но гражданином быть обязан». Он мог написать Стрепетову «как в жизни» — некрасивую, порой жалкую, маленькую, убогую, «горбатенькую», как между собой говорили о ней друзья, «безобразие», «кошелку», как злобно, с издевкой именовали ее враги («избави нас бог от горбатых чародеек», — язвил директор императорских театров в тот самый сезон, когда был написан портрет Ярошенко это лучший сезон актрисы — она сыграла великие свои роли: Степаниду в пьесе Потехина «Около денег» и Кручинину у Островского в «Без вины виноватых»). «Замысел Третьякова, его личная заинтересованность стимулировали развитие портретной живописи, создавали в культуре прошлого столетия определенное силовое поле» Т. Л.
Карпова. Репина, ни у И. Н. Пелагея Антипьевна для Ярошенко – хорошо знакомый, близкий человек. Курочкина. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг.
Так, в «С. -Петербургских ведомостях» в 1884 году в статье, посвященной XII Передвижной художественной выставке, говорилось, что «г. Успенский не только духовно, но и кровно породнились. Это была бы Стрепетова, но это была бы «не вся» Стрепетова, а лишь Стрепетова в какой-то момент, в какой-то роли – «общий характер» не выявился бы в таком портрете. Как бы ни были портреты отличны друг от друга, в них много общего.
Софья Андреевна Толстая, жена писателя, пишет об том портрете и о портрете Толстого кисти Репина в своих воспоминаниях: «Портрет этот совсем не похож (о работе Репина) но его купили для музея Александра III в Петербурге. В этом портрете нет ничего театрального, зрелищного. – М. : Искусство, 1966. Великая и красивая актриса Стрепетова, сложный, трудный для себя и для других человек Стрепетова, сильный характер и «горбатенькая» измученная женщина, жаждущая доброго слова и ласки, — все это есть у Ярошенко, но сверх всего этого есть еще человек восьмидесятых годов, трагически воспринимающий мглу безвременья, напряженно ищущий выход и не видящий его и все же способный не покориться мгле, жить с горячим сердцем, выстоять. Ярошенко создал образ актрисы в соответствии с иной заранее заданной концепцией. – таким уверенным и бескомпромиссным предстает перед нами И. Н.
Репин. Несколько проигрывая, может быть, в эмоциональной «заразительности», столь свойственной созданию Репина, образ обретает черты духовной сосредоточенности и предельной достоверности. В 1900 году из-за тяжелой болезни Соловьев умер. Пелагея Стренетова была по-настоящему народной актрисой. Стрепетова для Ярошенко — хорошо знакомый, близкий человек. От всего этого общего темного фона только узкая полоска белого воротничка отделяет лицо.
Старший друг Репина, художник И. Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какойто». Поскольку следы творческих усилий художника никак не скрыты, в картине словно сосуществуют. В это время художник работал над эскизами к картине «Иуда». – М. : Искусство, 1972. Крамской на портрете кисти Ярошенко. Он не имел семьи и собственного дома, чаще всего жил у своих друзей. Репина и Ярошенко роднит понимание портрета как жанра, раскрывающего внутреннее состояние человека, его роль в жизни общества. Он мог бы написать ее восторженной, экзальтированной, подозрительной, капризной, яростной, смиренной, мог написать «нигилисткой» или гонимой, усталой женщиной, какой она приходила на Сергиевскую -отвести душу с Николаем Александровичем и отогреться под крылом Марии Павловны.
С. 331. Это уже путь к новому этапу русского искусства. Русский портрет второй половины XIX века – СПб. : Алетейя, 2000.
указ. Репин, – «Ге был молод и свеж нравственной бодростью и верой в человека» И. Е. Известный критик Кугель, не увлекающийся ее талантом, тем не менее писал: «Никто не был народнее ее.
соч. Сувориным, писал ему: «. Однако критика того времени была сурова по отношению к художнику и его произведению. Первоначально сама идея создания портретной галереи «лиц, дорогих нации», «духовных учителей», «властителей душ», «совести народной» принадлежала Третьякову. Письма, статьи.
Портретная живопись передвижников. В портретной работе Ярошенко выражено стремление к предельной ее законченности. Старший друг Репина, художник И. Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какой-то». Пелагею пригласили на лето в Саратов и она решила отправиться со Стрельским.
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. В его фигуре ощущается продуманность поведения позирующего человека. Она вышла из народа и всем своим творчеством в народ стремилась. Несколько проигрывая, может быть, в эмоциональной «заразительности», столь свойственной созданию Репина, образ обретает черты духовной сосредоточенности и предельной достоверности. «Мысль художника о человеке» С. Н.
Ярошенко к П. М. Портреты Ге и Соловьева близки по композиции и по состоянию портретируемых. Стрепетовой Стрепетова Пелагея Антипьевна (1850-1903), провинциальная артистка, затем актриса общедоступного и Пушкинского театров в Москве с 1882 г. Актриса Александринского театра. Одним из его учителей стал художник Андриан Волков. В обоих случаях изображается душевная драма женщины.
Прытков называет лучшим портретом 90-х годов В. А.