Изображая на своих картинах простых людей, живущих тяжелой и безрадостной жизнью, Ярошенко следовал реалистическим традициям передвижников – таковы его «Кочегар» и «Заключенный». Начало работы Гаршина над «Художниками» непосредственно связано с появлением «Кочегара» Ярошенко, с впечатлением, произведенным картиной на писателя.
В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. В глазах «Кочегара» Неведомский читал упрек: «Вот до чего вы довели, низвели меня. » (до степени придатка машины, объяснял критик) ему даже слышался из уст «Кочегара» перифраз Михайловского: «Господа. Через год после появления ярошенковского «Кочегара» в «Отечественных записках» был напечатан рассказ Гаршина «Художники». Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ).
Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Зато судьбу мужика в столице, поглощавшей в ту пору тысячи крестьян (росло число предприятий и предприятия росли), превращение мужика в рабочего, самого тогдашнего рабочего Ярошенко знал лучше всякого другого художника: он не просто городской, он – заводской человек.
«Глухарь» – не выдумка Гаршина. Через год после появления ярошенковского «Кочегара» в «Отечественных записках» был напечатан рассказ Гаршина «Художники». Следы ее абсолютно затерялись в необозримых архивах военного ведомства. Уделите мне, человеку, вывариваемому в котле капитализма, милостыню вашего внимания».
Литератор Неведомский, после смерти художника подводя итог его деятельности, назвал «Кочегара» «самой лучшей и характерной из картин жаления» («жаление», объяснял он, нерв той эпохи: это и жалость и сострадание и любовь, от крестьянского «жалеть» – любить). Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Выставляя ее на XIV выставке передвижников, Ярошенко скромно назвал ее этюдом. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12.
Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». Сталкиваются две исповеди. Выразительно и тонко написано. Там он сблизился с членами Товарищества передвижных выставок. Известно, что именно Крамской дальновидно и мудро посоветовал Ярошенко не оставлять военной службы, поскольку, оставив ее, он вынужден был бы писать на заказ, чтобы прокормиться: «Лучше будет, если ты продолжишь военное дело, а картины будешь писать для души. » Ярошенко последовал совету старшего товарища.
Автор очерка «На литейном заводе», помещенного в «Отечественных записках», рассказывал: «Так называемые глухари — последний сорт заводских рабочих, обреченный на самым тяжкий, почти нечеловеческий труд и получающий за этот труд самое ничтожное вознаграждение. Проводил — одинокий старик на вокзале, не более. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. «Глухарь» — не выдумка Гаршина.
Перед нами человек не только мысли, но и дела. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Если бы не коллективные фотографии передвижников, на которых Ярошенко тотчас выделяется военным мундиром, если бы не привычные упоминания о нем мемуаристов как о человеке в мундире, если бы не две-три подробности о военной службе Ярошенко, сообщенные после его смерти вдовой, если бы не «Послужной список полковника Ярошенко», сохранившийся в бумагах историка искусства Собко среди материалов для «Словаря русских художников», нынешние исследователи могли бы вообще ничего не узнать о тридцати семи годах (из пятидесяти двух прожитых) военной службы Ярошенко.
Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. «Розовенькое, голубенькое, красивенькое» небо, прозрачная водица, «искусно приготовленная из цветного стекла», гладкие портреты господ и дам, кейфующих в гостиных Пустые, покрытые лаком картинки, осторожные – только бы не изумить, не вызвать ни гнева, ни слез, не поранить память пустые картинки, пролетающие мимо души «Весною на передвижной выставке картин было вчетверо меньше но, обойдя картины, я развеселился: такое свежее и отрадное впечатление произвела эта выставка, крохотная, но составленная из образцовых произведений».
Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Набросок датируют 1887 годом — это год напряженной работы над картиной «Всюду жизнь». Примечательно, что люди, знакомые с Чертковой, никогда (при всем внешнем сходстве с оригиналом) не узнававшие ее изображения в «Курсистке», встретили снабженную более сложным сюжетом картину «В теплых краях» просто-напросто как портрет. За десять лет заводской жизни Ярошенко насмотрелся на «глухарей» – и на тех, чья грудь заменяла наковальню и на тех, кто часами безостановочно (иначе заклепка остынет) взмахивал и бил тяжелым молотом, лишь перекидывая его время от времени из правой руки в левую и обратно и на тех, кто, по выражению тогдашнего журналиста, работал «в четвертой стихии – в огне, в адском жару, среди раскаленного и расплавленного чугуна и железа и в воздухе, постоянно наполненном дымом, чадом и искрами». Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. Отзвуки письма Крамского слышатся в монологе Рябинина, но образ, не дающий покоя герою рассказа, — не Христос, а рабочий-клепальщик, «глухарь». Такое мировоззрение сыграло определяющую роль и в выборе сюжетов его картин и в настроении ими передаваемом.
А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. В образе, созданном художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о которой И. Н. Крамской говорил, что она может быть "не только интересной, но замечательно красивой", а простая русская женщина, со строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах.
«Мы поняли, что сознание общечеловеческой правды и общечеловеческих идеалов далось нам только благодаря вековым страданиям народа» — определял общественное настроение Михайловский. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. Николай Александрович Ярошенко (1846 – 1898) родился в Полтаве в семье отставного военного. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского.
Михайловский полагал, что художник, боясь пересола, впал в недосол», «трусил сентиментальности» и оттого сделал лицо старика недостаточно трагическим. В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Гаршин вспоминает Пятую передвижную: «Семейный раздел» Максимова, «Получение пенсии» Владимира Маковского, «С квартиры на квартиру» Васнецова, «Чернолесье» Шишкина и «Украинскую ночь» Куинджи, портреты литераторов Григоровича и Потехина исполненные Крамским и Ге, «Сумерки» Ярошенко. Еще в начале восьмидесятых годов Ярошенко выставил картину Мать. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны).
На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. «Крестьянский вопрос» (если исключить литературу, которая помогает художнику, но не дает главного – зрительных впечатлений) был знаком Ярошенко по городу, по Петербургу, виделся ему «на петербургском фоне». Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров.
Яркая и динамичная героиня этой картины неизменно привлекает внимание посетителей музея и не случайно среди «оживленных картин» музея всегда присутствует и «Цыганка» Николая Ярошенко. Гаршин, Н. Михайловский. Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Ярошенко проводили лето именно здесь.
Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. За три недели до открытия Шестой передвижной Гаршин послал Крамскому письмо: он увидел «Христа в пустыне», выставленного перед отправкой на Парижскую выставку и просил художника растолковать суть картины. «Розовенькое, голубенькое, красивенькое» небо, прозрачная водица, «искусно приготовленная из цветного стекла», гладкие портреты господ и дам, кейфующих в гостиных Пустые, покрытые лаком картинки, осторожные — только бы не изумить, не вызвать ни гнева, ни слез, не поранить память пустые картинки, пролетающие мимо души «Весною на передвижной выставке картин было вчетверо меньше но, обойдя картины, я развеселился: такое свежее и отрадное впечатление произвела эта выставка, крохотная, но составленная из образцовых произведений». Повествование в рассказе ведется поочередно от лица двух художников — Дедова и Рябинина. В образе, созданном художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о которой И. Н. Крамской говорил, что она может быть «не только интересной, но замечательно красивой», а простая русская женщина, со строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах. – "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894).
Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Короленко, Вс. Пожалуй, самой знаменитой картиной Николая Ярошенко стала «Всюду жизнь» (1888, хранится в Третьяковской галерее), выставленная на 16-й выставке передвижников.
В своем кочегаре он видел в первую очередь жертву бесчеловечной эксплуатации, покорно сносящую свою участь. С самого детства Николая готовили к военной карьере. В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы.
Мы слышим открытые речи Ярошенко, видим его столь же открытые поступки, знаем его ясную (даже прямолинейную) позицию в Товариществе, которая определяла его отношение к отдельным товарищам, нам известны даже некоторые стороны его семейной жизни и все-таки нам не хватает какой-то важной ниточки, чтобы размотать клубок до конца, до сердцевины, недостает всего того, чему пристал эпитет «личный» — «личные соображения», «личные пристрастия», «личные интересы», «личная жизнь». Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10.
Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. В Серпуховском историко-художественном музее посетители могут увидеть картину Николая Ярошенко -«Цыганка». Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. «Мы поняли, что сознание общечеловеческой правды и общечеловеческих идеалов далось нам только благодаря вековым страданиям народа» – определял общественное настроение Михайловский.
Однако сохранился похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года, так что Ярошенко был кадетом уже в восьмилетнем возрасте. Конечно, плечи, придавленные непосильной работой, тяжелые руки, опустившиеся на минуту-другую, в лице, в глазах тревожный, необходимый вопрос, которого он не умеет высказать, но при том – сила огромная. Отзвуки письма Крамского слышатся в монологе Рябинина, но образ, не дающий покоя герою рассказа, – не Христос, а рабочий-клепальщик, «глухарь». Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга.
В ярошенковском «Кочегаре» – своя гармония и его «безобразная» искореженность громадным трудом, которого никто другой выполнить не в силах, не нарушает, даже подчеркивает эту гармонию. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Имеются послужной список генерал-майора Н. А. Ярошенко, документы на владение кисловодской усадьбой Н. А. Ярошенко, об удочерении семьей художника Н. Г. Волжинской, аукционный каталог имущества вдовы художника М. П. Ярошенко. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Мучившая совесть мысль о долге была немаловажной в тогдашней поэзии, прозе, публицистике, но тогдашние читатели обнаруживали ее и там, где она не была ведущей, где ее вовсе не было, обнаруживали и ставили «во главу угла».
Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». Повествование в рассказе ведется поочередно от лица двух художников – Дедова и Рябинина.
Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью. Репин спешит поделиться с Чертковым: «Здесь на выставке изображение Анны Константиновны (работы Ярошенко) выздоравливающей очень мне понравилось.
Это не помешало художнику почувствовать и передать значение фигуры рабочего в современной ему русской жизни. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России.
В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Сталкиваются две исповеди. Картина – долг, который художник отдает народу. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки.
Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Фотографии с картины «В теплых краях» любили печатать в журналах, предназначенных для обывательского чтения.
Гаршин вспоминает Пятую передвижную: «Семейный раздел» Максимова, «Получение пенсии» Владимира Маковского, «С квартиры на квартиру» Васнецова, «Чернолесье» Шишкина и «Украинскую ночь» Куинджи, портреты литераторов Григоровича и Потехина исполненные Крамским и Ге, «Сумерки» Ярошенко. Рябинин — представитель «мужичьей полосы в искусстве» Дедов предпочитает «компоновать закаты, восходы, полдни, начала и концы дождя, зимы, весны и прочее». Гаршин не увидел этого, не мог, не должен был увидеть, а Ярошенко видел. Трепова. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству.
Тем же стремлением был движим и Ярошенко. И Толстой, увидевший «В теплых краях» уже на посмертной выставке Ярошенко именует картину в письме к Черткову не так, как назвал ее художник, как она значилась в каталоге (хотя рядом упоминает про «Курсистку»), а — «Галя в Кисловодске» (Галей звали Анну Константиновну близкие). Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Для Гаршина Христос, написанный Крамским, — «выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу, абсолютной решимости бороться с ним» Крамской ответил Гаршину длинным письмом. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ).
«За решеткой в окне вы увидите святое семейство. Он писал о «симпатиях и антипатиях, крепко осевших на дно человеческого сердца под впечатлением жизни и опыта», о живущей в художнике «страшной потребности рассказать другим то, что я думаю». Трепова. «Все они, – пишет о глухарях автор очерка, – имеют вид ненормальный, все сухощавы измученны, желты, но зато все, по-видимому, бодры, у всех груди богатырские, руки жилистые и мускулатура вообще сильно развита».
В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Стрепетовой» (1884). Это не гаршинский «глухарь», несмотря на способность к труду, требующему нечеловеческой силы, немощный, разбитый, убитый.
Но при всей обычности внешнего облика Стрепетовой в нем есть огромная внутренняя значительность. Набросок многолюднее картины: вместо старика на рисунке старушка, ее держат под руки двое мужчин, на перроне кроме них еще провожающие — молодая женщина, какие-то военные на первом плане всего же интереснее, что поезд отошел не от того перрона, где старушка, а от соседнего, отделенного линией рельсов и еще одной платформой и на той дальней платформе выстроилась лицом к провожающим цепь солдат. Опустевший перрон написан очень выразительно, он подчеркивает одинокость старика, но не углубляет, не обобщает образ (еще трогательнее видеть ту картину — всего лишь). Но сохранился карандашный набросок к картине «Проводил».
И так всегда. В этом образе прослеживается мысль об ответственности капиталистического общества Российской Империи за нечеловеческую эксплуатацию простых рабочих. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. Картина — долг, который художник отдает народу. Строки Пушкина о равнодушной природе у гробового входа от частого цитирования стали привычными и вновь подействуют с первоначальной силой, будучи повторены по-пушкински глубоко, мощно, точно.
В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. В очерке про литейный завод рассказывается, между прочим и о том, как «глухарь», когда представится случай, вылезает из котла, где только что, скрюченный, сидел под ударами. Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883). За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки».
Такую задачу Ярошенко, видимо, ставил перед собой: картина «Заключенный», показанная на Шестой передвижной вместе с «Кочегаром», – тому свидетельство. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Начиная с «Кочегара» Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции («Заключенный», 1878 «Старое и молодое», 1881), передовой учащейся :молодежи («Студент», 1881 «Курсистка», 1883). Но «женщина в подушках» получилась красивой дамой с утонченно правильными чертами лица (в котором выразилось не столько страдание ее или художника, сколько желание, чтобы вышло «трогательно»), с тонкими изящными руками, которые она держит несколько напоказ пейзаж написан в приглушенных тонах, линии и краски его успокоены, притишены излюбленные Ярошенко могучие, грозные образы природы уступили место красивому виду, в значительной части скрытому окружающими балкон деревьями и кустарником, на балконе вдоль белых мраморных перил поставлены садовые растения в кадках, приятные розовые цветы радуют глаз. Художником была создана целая галерея портретов представителей русской культуры и интеллигенции :«И. Н. Крамской», «Н. Н. Ге», «М. Е. Салтыков-Щедрин», «П. А. Стрепетова», - всего за свою творческую жизнь он написал около ста портретов. Но хорошо, что Ярошенко хватило такта не следовать совету Михайловского, что он «трусил», — картина и так сентиментальна и сентиментальность ее не в подробностях, а в необобщенности «трогательного» замысла. В другом отзыве говорилось, что картина воплощает «общую идею о могуществе добра и о силе любви к жизни, внимание к униженным и оскорбленным, раскрытие человечности и лучших сторон внутреннего мира во всяком человеке, как бы он ни казался преступным».
За три недели до открытия Шестой передвижной Гаршин послал Крамскому письмо: он увидел «Христа в пустыне», выставленного перед отправкой на Парижскую выставку и просил художника растолковать суть картины. Рябинин – представитель «мужичьей полосы в искусстве» Дедов предпочитает «компоновать закаты, восходы, полдни, начала и концы дождя, зимы, весны и прочее». Именно там, в Академии, он познакомился и сблизился с будущими художниками -«передвижниками» и вскоре сам вступил в это товарищество. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.
Одновременно стал вольнослушателем в Академии художеств. Одним из его учителей стал художник Андриан Волков. Ярошенко и Гаршин увидели «глухаря» по-разному. Для Гаршина Христос, написанный Крамским, – «выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу, абсолютной решимости бороться с ним» Крамской ответил Гаршину длинным письмом. Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра.
Ярошенко знал «глухаря», рабочего человека, лучше, нежели его друзья, критики, зрители. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884). Уделите мне, человеку, вывариваемому в котле капитализма, милостыню вашего внимания». Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Крамского.
В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Может быть, для самого Ярошенко и в этом сюжете таились мотивы «гражданской скорби», но запечатленное страдание, которому недостает «внутреннего содержания», «железа», «фосфора», вызывает не сострадание, а жалость.
Общество, созданное для борьбы с Товариществом, «задумало удивить мир», но «грустная выставка, бедное Общество». Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Прекрасная вещь». Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина «Всюду жизнь» (1888). Ярошенко – городской человек, а с одиннадцати лет – петербуржец летние военные лагеря, где-нибудь в Красном Селе, дача на Сиверской не приносили глубоких впечатлений и образов деревенской жизни. В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя.
Автор очерка «На литейном заводе», помещенного в «Отечественных записках», рассказывал: «Так называемые глухари – последний сорт заводских рабочих, обреченный на самым тяжкий, почти нечеловеческий труд и получающий за этот труд самое ничтожное вознаграждение. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878).
Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины «Кочегар», на которой он первым среди русских живописцев представил реалистический образ рабочего, показав его не только жертвой тяжелого труда, но и новой могучей социальной силой. Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Сергей Глаголь в статье о Ярошенко объяснял, что замысел Матери возник у художника, когда в печати был поднят вопрос о затруднениях, которые встречает каждый, желая дать детям образование, о произволе, выбрасывающем сотни и тысячи молодых людей из учебных заведений в столь и не столь отдаленные места, о массе заключенного в тюрьмы юношества и т. п.
Мысль о неоплатности долга в конце концов подвигает Рябинина отложить живопись, чтобы учительствовать в деревне (Дедов отправляется в заграничное путешествие). Литератор Неведомский, после смерти художника подводя итог его деятельности, назвал «Кочегара» «самой лучшей и характерной из картин жаления» («жаление», объяснял он, нерв той эпохи: это и жалость и сострадание и любовь, от крестьянского «жалеть» — любить).
Лучшим в портретной галерее Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой» (1884). Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени. В этих работах художник стремится представить обобщенный образ нового поколения – мыслящего, целеустремленного, деятельного. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. В замысле обоих произведений угадывается связь (не с зарешеченными ли окнами вагон провожала старушка. ), но, вернувшись к замыслу картины «Проводил», Ярошенко убрал все лишнее, а вместе, на этот раз, кажется и нужное.
Он писал о «симпатиях и антипатиях, крепко осевших на дно человеческого сердца под впечатлением жизни и опыта», о живущей в художнике «страшной потребности рассказать другим то, что я думаю». Ярошенко создал ее, находясь под влиянием толстовских идей и даже хотел дать картине название «Где любовь, там и Бог». В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888).
Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Мучившая совесть мысль о долге была немаловажной в тогдашней поэзии, прозе, публицистике, но тогдашние читатели обнаруживали ее и там, где она не была ведущей, где ее вовсе не было, обнаруживали и ставили «во главу угла». Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898).
Еще будучи кадетом начал брать частные уроки рисования. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. — «На качелях» (1888), «В теплых краях» (1890), «Песни о былом» (1894). Художественный критик Прахов объяснял: «Кочегар Ярошенко и Протодьякон Репина есть великолепный, грандиозный почин со стороны метода, есть решительная новость в русском народном искусстве» – эти картины представляют «исторические портреты двух сословий». «Проводил» — одинокий старик на опустевшем перроне: поезд отошел, еще висят под перекрытием вокзала густые клубы пара, уходят прочь другие провожающие, носильщик сметает сор с каменных плит перрона, поодаль, заложив за спину руки в белых перчатках, стоит безразличный полицейский — старик застыл в неподвижности возле того места, где только что была площадка вагона или вагонное окно Кто-то из рецензентов предположил (иронизируя, конечно), что старик проводил в теплые края ту самую чахоточную, что сидит в кресле на Кисловодском балконе. Городские власти запретили выставлять это произведение на выставке Товарищества передвижников.
В глазах «Кочегара» Неведомский читал упрек: «Вот до чего вы довели, низвели меня. » (до степени придатка машины, объяснял критик) ему даже слышался из уст «Кочегара» перифраз Михайловского: «Господа. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. Его отец мечтал, чтобы старший сын пошел по его стопам и не обращал внимания на интерес мальчика к живописи. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.
Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. Может быть, творческую историю рассказа следует начать с написанной двумя годами раньше статьи Гаршина «Вторая выставка Общества выставок художественных произведений». Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. Общество, созданное для борьбы с Товариществом, «задумало удивить мир», но «грустная выставка, бедное Общество». В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). Усадьбу назвали Белой виллой.
Может быть, творческую историю рассказа следует начать с написанной двумя годами раньше статьи Гаршина «Вторая выставка Общества выставок художественных произведений». Под потолком – крохотное оконце, слабо освещающее одну из стен и на этой стене надписи, сделанные бывшими обитателями камеры. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар».
«Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. На IV передвижной выставке, проходивший в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью». Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника.
С 1856 года Николай Ярошенко был переведен в Первый кадетский корпус в Петербурге. Мысль о неоплатности долга в конце концов подвигает Рябинина отложить живопись, чтобы учительствовать в деревне (Дедов отправляется в заграничное путешествие). 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко.