Зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину Всюду жизнь (1888) ее автор, Ярошенко. «всюду жизнь» — последняя героическая картина Ярошенко ее герои не борцы — жертвы, но их героизм их борьба и победа в нравственной высоте: сохранили себя, душу сберегли.
Страшно здесь и страшно там. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. «Художник, помогающий Вам видеть и понимать красоту, увеличивающий таким образом количество радостей жизни и поводов её любить, а следовательно и сил бодро и энергично в ней участвовать, -исполняет ли основную задачу искусства или нет. »— спрашивает Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины «Кочегар», на которой он первым среди русских живописцев представил реалистический образ рабочего, показав его не только жертвой тяжелого труда, но и новой могучей социальной силой. Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара».
Даже посещает мысль, не топиться ли вздумает. Какие актеры найдены, скорее всего, даже не актеры, какие поражающие глаз типажи. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Они освещенывнутренним светом. В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Квартира на Сергиевской стала просторней за счет кисловодской усадьбы — главной дачи и нескольких белых домиков рядом, зимние «субботы» на Сергиевской сменялись летними встречами в Кисловодске, сергиевская столовая «продолжалась» вместительным дачным балконом, расписанным в помпейском стиле.
За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям— кто это). Не умильная улыбка, вдруг озарившая лицо злодея, волновала воображение художника, а добрые, обыкновенные лица обыкновенных добрых людей, волею судьбы оказавшихся по ту сторону решётки. В книге «Памятные встречи» А. Алтаев рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. Ей есть от чего бежать.
В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Это вообще мой режиссер, а фильм Глянец – мой фильм. И не потому, что это — картина переломная, хотя картины, за ней следующие, по замыслу, по настроению, по манере, в самом деле, существенно отличаются от картин, ей предшествующих. Ведь и песня финальная, хорошо знакомая Дорогие мои москвичи, здесь так же, как изначально в театре Утесова, прямое обращение, напутствие зрителям. Арестантский вагон. Принцевы острова (куда какая экзотика. ), хотя «расположены они хорошо», все-таки «ниже ожиданий»: «оливки, виноград, южная сосна, фиги, кипарисы, как будто бы и привлекательно», но «все это жалкое, кривое, низкорослое».
Но сохранился карандашный набросок к картине «Проводил». Но сами они в этом фильме не так и ужасают, не так уж и отталкивают. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888). Ярошенко – русский художникпередвижник, крайне разносторонняя личность.
Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Кавказ — это коррекция зрения, к тому же зрения духовного. Изощренный змей-искуситель от пиар – Алексей Серебряков. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь» : Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решёткой. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской.
Арестантский вагон. Что же их ждёт там, чем они могли заслужить такую судьбу. А я отвечаю: а что ж тут может не нравиться. Но «женщина в подушках» получилась красивой дамой с утонченно правильными чертами лица (в котором выразилось не столько страдание ее или художника, сколько желание, чтобы вышло «трогательно»), с тонкими изящными руками, которые она держит несколько напоказ пейзаж написан в приглушенных тонах, линии и краски его успокоены, притишены излюбленные Ярошенко могучие, грозные образы природы уступили место красивому виду, в значительной части скрытому окружающими балкон деревьями и кустарником, на балконе вдоль белых мраморных перил поставлены садовые растения в кадках, приятные розовые цветы радуют глаз. Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. Капризная примадонна от кутюр в исполнении Ефима Шифрина. Короленко, Вс.
Голуби тоже не блестят. А нравственная красота – за ними. Внутри вагона темень.
Вот что надо Ярошенко. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Богатые тоже плачут.
И малыш, который, возможно, впервые увидел голубей из-за рештки. Известно, что именно Крамской дальновидно и мудро посоветовал Ярошенко не оставлять военной службы, поскольку, оставив ее, он вынужден был бы писать на заказ, чтобы прокормиться: «Лучше будет, если ты продолжишь военное дело, а картины будешь писать для души. » Ярошенко последовал совету старшего товарища. Только один человек в вагоне смотрит в противоположную сторону. Слезы тут поделены на всех. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). Зарешеченное окно. Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М.
Там женщина (вдова), крестьянин, солдат и казак. Не гад, не мерзавец, не извращенец, порочный до мозга костей, а всего лишь раздолбай, с размахом сходящий с ума и бьющийся о стены головой с тоски и опустошенности своей жизни. Символы Ярошенко— не дешёвые аллегории, не бутафория, придуманная ради ловкого выражения некой ординарной мысли, они— обобщенная реальность, реальность, поднятая до символа. Деревянная платформа серая.
Сильным, слабым, умным, глупым, добрым и злым, заблудившимся. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. Он вырисовывается на фоне окна в позе героя «Заключенного» с ещё одной картины Ярошенко, что более чем очевидно указывает на то, что этот человек. Вся картина кажется выцветшей – небо серое, голуби кажутся тоже не оченьто яркими, сероват перрон, да и вагон давно обшарпался – и только лица людей притягивают взгляд, выбиваясь из общей серости. Чудовищность есть, чудовищ нет. -Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором – «Всюду жизнь» -ведь это символ -Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог -Ну, запахло «толстовщиной». Художником была создана целая галерея портретов представителей русской культуры и интеллигенции :«И. Н. Крамской», «Н. Н. Ге», «М. Е. Салтыков-Щедрин», «П. А. Стрепетова», - всего за свою творческую жизнь он написал около ста портретов.
Но всюду – жизнь. И приходят на встречу к ней образы детства. Глеб Успенский приезжал туда отдохнуть душой (отправляясь в обратный путь, забыл одеяло и портсигар, в письме он просил Михайловского, задержавшегося в Кисловодске, портсигар взять себе, а одеяло подарить дворнику).
На этой картине изображн вагон, в котором содержатся преступники. Героиня блуждает в придорожных зарослях, какая-то неприглядная, обломанная, замусоренная человеческими отходами природа, то ли озерцо, то ли болотце. Арестованных куда-то везли. Свобода, доступная птицам, – предмет зависти арестантов. Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого Чем люди живы. Скорее преступен суд и строй их осудившие. Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц.
На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. Иссохшие, высосанные. Они ей улыбаются с дальнего берега, а девочка машет рукой, напутствуя: – живи. Их нравы, конечно, ужасны. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах.
Нет оснований видеть в картине иллюстрацию к рассказу или— ещё невероятнее— к учению. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. И девочка Галя ими умылась сполна.
Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Скорее преступен суд и строй их осудившие. Свобода, доступная птицам, – предмет зависти арестантов. Ужасают нечеловеческие образы ее детства.
Вот она же выросла, такая, как есть, чистая, хорошая и добрая. Нигде не дано оценки их невиновности, но он не выглядят, как злодеи. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. Яркая и динамичная героиня этой картины неизменно привлекает внимание посетителей музея и не случайно среди «оживленных картин» музея всегда присутствует и «Цыганка» Николая Ярошенко. Для недругов Ярошенко и «передвижничества» «Всюду жизнь» в одном ряду с «Заключенным», «Студентом», «Курсисткой». — Гораздо глубже надо подойти, психологичнее Здесь выражение социальной психологии понимаете» Суть воспроизведенного А. Алтаевым диалога в том, что «ярошенковская публика», зная своего художника, встречает насмешкой предположение, будто он мог свести смысл картины к формуле «Где любовь, там и бог»: в картине Ярошенко надо искать «социальную психологию», к ним с точки зрения «ярошенковской публики» «глубже надо подойти».
Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Репин спешит поделиться с Чертковым: «Здесь на выставке изображение Анны Константиновны (работы Ярошенко) выздоравливающей очень мне понравилось. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. Зарешеченное окно. «Как много она говорит сердцу», – сказал о картине Л. Н. Толстой.
Мать с ласковым лицом держит за руку девочку. В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Зарешеченное окно.
В книге «Памятные встречи» Ал. Этот мир порождает чудовищ и превращает в чудовищ. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе. Переломный момент истины.
Те же вопросы, которые волновали их, волновали и Ярошенко, находили отражение в его творчестве. При том, что вещи они творят чудовищные. Доброй ночи вам, люди. Если повнимательней присмотреться, то никаких чудовищ и монстров здесь вообще нет. Художник "поймал" момент, когда вагон остановился – и все, кто в нём находились, выглянули в окно. На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями.
Здесь с Михалковым-Кончаловским конкурировать трудно. Мы видим только его тёмный силуэт.
Приглашенный супругами Ярошенко отдохнуть и подлечиться, Нестеров застал на кисловодской даче Черткова с семьей, семью историка Соловьева, группу профессоров-врачей «и кое-кого еще». Фотографии с картины «В теплых краях» любили печатать в журналах, предназначенных для обывательского чтения. А нравственная красота— за ними. 212 x 106 см Государственная Третьяковская галерея, Москва В 1888 г. на 16-й выставке передвижников была представлена самая известная и, пожалуй, самая скандальная картина Николая Александровича Ярошенко «Всюду жизнь». За решёткой простые, сильные люди с добрыми лицами, они радуются свободным птицам и невольно завидуют им. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Это такая среда обитания, диктующая и формующая под себя. Мы видим только его тмный силуэт.
Выставляя ее на XIV выставке передвижников, Ярошенко скромно назвал ее этюдом. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). Стрепетовой» (1884).
А вот тут самая суть. Может быть, для самого Ярошенко и в этом сюжете таились мотивы «гражданской скорби», но запечатленное страдание, которому недостает «внутреннего содержания», «железа», «фосфора», вызывает не сострадание, а жалость. В Серпуховском историко-художественном музее посетители могут увидеть картину Николая Ярошенко -«Цыганка». «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. Небо блеклое.
Художника упрекали в «идеализации» («мадонна»), всего же более-опять-таки в тенденциозности (злословя, называли картину- «Всюду тенденция»). Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». Деревянная платформа серая. Внутри вагона темень. Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе.
Тема социальных противоречий. Выразительно и тонко написано. Опустевший перрон написан очень выразительно, он подчеркивает одинокость старика, но не углубляет, не обобщает образ (еще трогательнее видеть ту картину — всего лишь). Тема социальных противоречий.
Есть нечто, что роднит нас всех. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Лица людей, смотрящих на них, светятся. В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы.
Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». В его руках даже Домогаров играет без своих привычных гримасок. «Я настолько равнодушен к окружающему меня пейзажу, что даже работать не хочется», — пишет он с Принцевых островов. Те самые уроды и монстры. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами).
Скорее преступен суд и строй их осудившие. На картине «Всюду жизнь» изображены арестанты, которых везут на каторгу. В толпе сдержанный смешок. «Проводил» — одинокий старик на опустевшем перроне: поезд отошел, еще висят под перекрытием вокзала густые клубы пара, уходят прочь другие провожающие, носильщик сметает сор с каменных плит перрона, поодаль, заложив за спину руки в белых перчатках, стоит безразличный полицейский — старик застыл в неподвижности возле того места, где только что была площадка вагона или вагонное окно Кто-то из рецензентов предположил (иронизируя, конечно), что старик проводил в теплые края ту самую чахоточную, что сидит в кресле на Кисловодском балконе.
Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Но снеговые горы, когда ты в облаках и выше облаков, — не бегство от людей, от человеческого общежития, столь необходимого Ярошенко. «Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника. Это бремя под названием жизнь, которая порой и не дает выбора. Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это).
Пусть вам светят добрые звезды. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Арестованных куда-то везли. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице.
Но хорошо, что Ярошенко хватило такта не следовать совету Михайловского, что он «трусил», — картина и так сентиментальна и сентиментальность ее не в подробностях, а в необобщенности «трогательного» замысла. Несправедливость и в том, что не могут люди с такими благообразными лицами быть преступниками. «Кого-кого на нем не перебывало. » — вспоминает Нестеров. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Вот уж паноптикум. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это).
Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. Именно там, в Академии, он познакомился и сблизился с будущими художниками -«передвижниками» и вскоре сам вступил в это товарищество. Не ходите, дети, в Африку гулять. Голуби тоже не блестят. Деревянная платформа серая. Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. В замысле обоих произведений угадывается связь (не с зарешеченными ли окнами вагон провожала старушка. ), но, вернувшись к замыслу картины «Проводил», Ярошенко убрал все лишнее, а вместе, на этот раз, кажется и нужное.
— Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором — «Всюду жизнь»— ведь это символ — Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог — Ну, запахло «толстовщиной». Звериный лик богатства и бедности одинаков. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. «Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его.
То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Сразу же. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. Режиссер их показывает мягко, он их жалеет. Циничная примадонна-издательница. Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог».
И малыш, который, возможно, впервые увидел голубей из-за решётки. Внутри вагона темень. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. И Толстой, увидевший «В теплых краях» уже на посмертной выставке Ярошенко именует картину в письме к Черткову не так, как назвал ее художник, как она значилась в каталоге (хотя рядом упоминает про «Курсистку»), а — «Галя в Кисловодске» (Галей звали Анну Константиновну близкие). Только один человек в вагоне смотрит в противоположную сторону. "Всюду жизнь". Даже самый кошмарненький из них, залезший по лестнице дальше всех, дальше просто некуда, олигарх, которого все зовут Мишка Клименко – он Мишка и есть.
Конечно, это фильм о мире глянца. Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. Имея в виду представленный на экране отталкивающий мир человеческих экземпляров, уродов без людей.
Маленький ребенок, которого общими усилиями удерживают у окна. А внизу, у вагона, суетятся голуби. Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы. » и ее первоначальное название было «Где любовь – там и Бог». Спрашивают меня: и как тебе может нравиться смотреть такую гадость. Еще в начале восьмидесятых годов Ярошенко выставил картину Мать. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Тема социальных противоречий.
Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Это такая сучья штука жизнь. И отвечает: «Ограничивая задачу искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите отрицательно и будете не правы, так как задачи и содержание произведений искусства могут и должны быть так же разнообразны, как сама жизнь». А нравственная красота — за ними.
Предпочтение отдавал портретам и сюжетным сценкам (как правила из жизни крестьянства, с так называемой «народной тоской»), работал стиле реализма, порой вызывая своими картинами множество споров и крайне разносторонних реакций как зрителей, так и критиков. «Всюду жизнь» — наиболее скандальная его картина, вызвавшая бурление и брожение умов, обвинения в идеализации и обелении обыкновенных преступников, а также обидные дразнилки вроде переиначивания названия в «Всюду тенденция». Но и их режиссер подает так же, без жестокости, осуждения и отвращения. И вроде бы сама собой. Проводил — одинокий старик на вокзале, не более. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Алтаев (псевдоним писательницы М. В. Ямщиковой) рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: «Первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений.
А это извините, мелко. Примечательно, что люди, знакомые с Чертковой, никогда (при всем внешнем сходстве с оригиналом) не узнававшие ее изображения в «Курсистке», встретили снабженную более сложным сюжетом картину «В теплых краях» просто-напросто как портрет. Допившийся до полного вырождения отец, замученная мать с выродившейся душой. Фильм совершенно нравственен, Акценты расставлены четко.
К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. Образы, конечно изумительные, как и сам актерский подбор. Там женщина (вдова), крестьянин, солдат и казак. Набросок датируют 1887 годом — это год напряженной работы над картиной «Всюду жизнь». Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени. Извратившийся до полного опупения самодур-миллиардер в исполнении Александра Домогарова.
Они – люди, слабые искалеченные нищетой и безысходностью, такой своей жизнью. и ее первоначальное название было Где любовь – там и Бог. Голуби тоже не блестят. «Видел снеговые горы и такие огромные, что страшно смотреть, — рассказывает Касаткин. — Поднимался на ледник, был в облаках и выше облаков». Небо блеклое. Продукт общества в масштабах человечества.
Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). Автор, выбрав столь простой и незамысловатый сюжет, подчеркивает несправедливость реальной жизни: как могут люди с такими лицами исполненными тепла и добродушия, быть преступниками. В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. Арестантский вагон. Рассказ Толстой написал за 3 года до появления картины Ярошенко. Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. То ли дело путешествует с художником Касаткиным по своим любимым местам Кавказа.
Ушлый торговец живым товаром, которого играет не актер, а критик Артемий Троицкий. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. Небо блеклое. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра.
При всей своей изуродованности, они – люди. Гаршин, Н. Михайловский. Перед нами человек не только мысли, но и дела.
За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, – политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям – кто это). Прекрасная вещь». Михайловский полагал, что художник, боясь пересола, впал в недосол», «трусил сентиментальности» и оттого сделал лицо старика недостаточно трагическим.
В толпе сдержанный смешок. Николай Ярошенко Всюду жизнь (1888) Холст, масло. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Несправедливость и в том, что не могут люди с такими благообразными лицами быть преступниками.
И снова долгие, заполночь, разговоры и в них все, что волновало современную жизнь и все, чем современная жизнь волновала людей известного круга: «Каких жгучих вопросов там не было затронуто и решено теоретически. » — вспоминает Нестеров. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами).
И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. Все мы в ней, по большому счету, блуждаем в потемках и не очень-то мы над ней хозяева. Тем же стремлением был движим и Ярошенко.