Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Она сидит на холме, с. луда открывается вид на строительство башни. В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников.
Тоненькая фигурка ее окружена крупными складками длинного тяжелого платья. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов.
У историков есть разные версии: крышка для ящика с углями, который использовали, чтобы греть ноги, верхняя часть коробки для рыболовной наживки (тут работает та же идея ловушки для дьявола), решето – одна из деталей винного пресса Поскольку в таинстве евхаристии вино пресуществляется в кровь Христову, винный пресс служил одной из главных метафор Страстей., заготовка для блока с гвоздями, который на многих позднесредневековых изображениях римляне во время шествия на Голгофу привешивали к ногам Христа, чтобы усилить его страдания (еще одно напоминание о Страстях) и т. д. Однако больше всего эта доска напоминает экран, который установлен перед потухшим камином в центральной панели триптиха. Ян ван Эйк происходил из города Масэйка, расположенного в долине реки Маас.
Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Работал в Лилле и Генте, в 1431г. Что это.
Мир ликующей красоты открывается глазам зрителя. Она подмалёвана и написана лучшим ультрамарином и прописана им пять или шесть раз. С его помощью священник совершал омовение, отслужив мессу и раздав верующим Святые дары. Слева служанка протягивает дочери фараона корзину с младенцем Моисеем, вынутую из вод Нила (этот эпизод олицетворял рождение Христа – приход богочеловека в этот мир). Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой.
Возможно именно в этой двойственности кроется тайна странного очарования этой работы. В некоторых местах алтаря красочный слой имеет более сложное строение, чем у ван Эйка. Художники по обе стороны Альп работали масляными красками и до ван Эйка.
В таком виде его держали в будние дни. мистик Бернар Клервоский в XII веке уподоблял Марию «фиалке смирения, лилии целомудрия, розе милосердия и сияющей славе небес». На подоконнике и на столике у окна лежат апельсины. Как правило, моделировка объёма (слабо выраженная) велась только в области лиц персонажей. Жан Жерсон, один из самых авторитетных теологов рубежа XIV – XV веков и горячий пропагандист культа святого Иосифа, в одной из проповедей, посвященных его браку с Девой Марией, сравнивал «плотское вожделение, которое испытывает падшая плоть» с «пылающим пламенем», которое Иосиф сумел погасить.
Далее. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. Около 1434 года ван Эйк закончил другое знаменитое произведение — «Мадонна канцлера Роллена» (Париж, Лувр), где на коленях перед Марией с младенцем представлен известный деятель, добившийся высокого поста исключительно благодаря своим достоинствам — редкий случай в феодальном мире. Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте. Величайший художник эпохи Возрождения Ян ван Эйк (ок. 1390-1441) открывает плеяду блистательных талантов в искусстве Нидерландов пятнадцатого столетия.
Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века. В его «Луккской Мадонне» младенец Христос держит в руках похожий оранжевый плод, а еще два лежат у окна.
Серебристый рисунок сделан тончайшей кистью по загрунтованной доске, вставленной в авторскую раму с надписью: «Иоанн ван Эйк меня сделал в 1437 году». Однако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка. Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию – и т. д. и т. п. Такая функциональная вещь, кажется, слишком далека от величественного трона.
алтарь был не единственной спонсорской помощью жертвователя. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков.
Но ведь Кампен изобразил не престол, а скамью. Фон золотой, тела бесплотные и условно рисованные, словом, мы обнаруживаем здесь признаки так называемого «международного стиля», о котором уже неоднократно упоминалось. В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436, Брюгге, Городской музей) ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала.
Иоанн позже выкуплен. Подтвердить эти догадки почти невозможно. По самой распространенной версии, это свидетели, присутствовавшие при заключении брака, один из которых – сам ван Эйк (у него есть еще как минимум один зеркальный автопортрет – в щите святого Георгия изображенного в «Мадонне с каноником ван дер Пале»).
Стоя перед нею — абсолютным чудом творчества, — испытываешь ошеломляющее чувство восторга. Со скамьей все не так просто. На страницах рукописей и на алтарных панелях мы часто можем увидеть их владельцев или донаторов (пожертвовавших тот или иной образ церкви), которые обращены с молитвой к Христу или Деве Марии. В XV веке, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии среди обычного населения ведьм, заключивших договор с нечистой силой, в компетенцию СВЯТОЙ ИНКВИЗИЦИИ начинают входить процессы о ведьмах.
Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной. В музее находится картина, чья ценность повышается от того, чтов Бельгии это единственное полотно гениального венецианца Тициана (1487—1576). История написания и судьба Гентского алтаря, как и всякого шедевра, полна загадок и драматических событий. Она выстроена лишь на два яруса.
Я – роза Шарона, я – лилия долины. Держа пальмовую ветвь в левой: руке, правой она чуть касается пергаментных листов книги. Вероятно, встречался с Робер Кампен, когда видел его работы.
Другая работа ван Эйка — «Богоматерь у фонтана» — создана в 1939 году, как об этом гласит надпись на раме имеющей также характерный девиз мастера: «АЛС IXH XAN IOHESDE EYCK ME FECIT CPLEVIT ANO 1439». Как и скамейка, рядом с которой присела Дева Мария, она украшена фигурками псов и львов. Он подписал и датировал ряд картин между 1432 и 1439 годами, каждая из которых написана маслом и покрыта лаком.
Учился у старшего брата Губерта, с которым работал до 1426г. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. И ван Эйк, живший на момент написания картины, в том же городе, вполне мог получить этот заказ. История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину.
Так у Кампена привычный атрибут реалистически встроен в пейзаж. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Лессировки увеличивают глубину цвета, его силу.
Губка на шесте, смоченная в уксусе (или в вине) для утоления жажды. "Иоанн" выкуплен.
Почти все они держат в руках свои традиционные атрибуты Луция – блюдо с глазами, Агата – щипцы с вырванной грудью, Агнесса – агнца и т. д. Однако у Варвары ее атрибут, башня, в более современном духе вышит на длинной мантии (как на одеждах в реальном мире действительно вышивали гербы их владельцев). Это не совсем так. На самом деле такой поразительный эффект достигался с помощью послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, которая заранее была отшлифована и покрыта лаком. 1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569. Держа пальмовую ветвь в левой: руке, правой она чуть касается пергаментных листов книги.
Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. Назарет, Вифлеем или Иерусалим, где разворачивались важнейшие евангельские события, часто приобретали черты конкретного Брюгге, Гента или Льежа. пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году. Цистерцианский Цистерцианцы (лат. Лицо почти еще детское, с мягкими, округлыми очертаниями отмечено благородством и спокойной кротостью. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения.
Ложась причудливыми ритмическими волнами у ее ног, они почти покрывают весь холм и вместе с ним образуют для нее своего рода пьедестал. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний.
Существует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относится оно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотеза К. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. 1417: начало работы.
Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите. Поверх имприматуры наносился очень тонкий слой слабо подцвеченных свинцовых белил, а затем велась проработка полупрозрачными слоями цветных земель. Авторами произведений во фламандской манере в Италии были художники-фламандцы. Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте.
Он появился на свет где-то около 1390 года и скончался в Брюгге 9 июля 1441 года. " ("Песнь песней" Соломона). Справа Столб, к коему был привязан Иисус во время бичевания. Великолепным примером графического мастерства художника служит «Св.
В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. К числу наиболее совершенных портретов относятся «Кардинал Николо Альбергати» (1431, Вена, Музей истории искусства), «Портрет молодого человека» («Тимофей», 1432, Лондон, Национальная галерея), «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, Лондон, Национальная галерея), «Маргарет ван Эйк» (1439, Брюгге, Городской музей). Наружные створки – для закрытого, спокойного состояния алтаря. Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. Образ св. Зелёный цвет выполнялся по двум-трём основным слоям малахита с белилами (на масляном связующем иногда в комбинации с жёлтым органическим красителем) лессировкой резинатом меди (на природной смоле).
Однако сам красочный слой уже не такой сложный, как на картинах фламандцев. Вечные религиозные образы художник вплетал в интересные сюжеты и вел кропотливую работу над каждой деталью, стремясь к максимальной реалистичности изображения. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Прежде всего исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения. Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию.
Вслед за автором «Жизнеописаний» и Карел ван Мандер назвал знаменитого фламандца первооткрывателем масляной живописи. Около распятого Христа стоят Мария, Иоанн и заказчик картины. Босх, по словам ван Мандера, наносил рисунок на загрунтованную белым доску и намечал тела «лёгким тоном», при этом грунт в некоторых местах оставался открытым. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок.
Однако мы знаем, что средневековые богословы регулярно уподобляли Деву Марию мудрейшему царю Соломону, а в «Зерцале человеческого спасения», одном из самых популярных типологических «справочников» позднего Средневековья, сказано, что «трон царя Соломона – это Дева Мария, в которой пребывал Иисус Христос истинная премудрость Два льва изображенные на этом троне, символизируют, что Мария сохранила в своем сердце две скрижали с десятью заповедями закона». Правая створка – самая необычная часть триптиха. Этот цветок с давних времен символизировал чистоту и девственность Богоматери. Чтобы изолировать грунт от красочного слоя, поверх него наносился, вероятно, яичный белок.
Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Она выстроена лишь на два яруса. Образ св. Фахверковые дома воздвигали с помощью каркаса из вертикальных, горизонтальных и диагональных балок из крепкого дерева.
На самом деле неизвестно никаких свидетельств современников о том, что ван Эйк был изобретателем нового метода. Работал в Лилли и Генте, в 1431 году приобрел дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове или Бавону) и имел там семейную часовню (капеллу), т. е. С 1425г. В левом верхнем углу — солнце, в правом — луна, у подножия креста —череп и кости Адама. Обряд совершается в святая святых бюргерского дома спальне, где все вещи имеют затаенный смысл, намекая на священность супружеского обета и семейного очага. С другой – историки в поисках скрытой символики давно предположили, что скамья из Благовещения с ее львами символизирует престол Богоматери и напоминает о троне царя Соломона, описанном в Ветхом Завете: «К престолу было шесть ступеней верх сзади у престола был круглый и были с обеих сторон у места сиденья локотники и два льва стояли у локотников и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны» 3 Цар.
Современные историки искусства склоняются к тому, что наиболее сильное влияние на живопись той эпохи (и не только Нидерландов, но и Италии) оказал Флемальский мастер. Получилось пространство, наполненное символами. Ее совершенство поистине необъяснимо. Немного подраскрасили только донаторов. 1415 — ок.
Вот почему мужчина берет руку женщины – этот жест, iunctio Буквально «соединение», то есть то, что мужчина и женщина берут друг друга за руки., в зависимости от ситуации, означал либо обещание в будущем вступить в брак (fides pactionis), либо саму брачную клятву – добровольный союз, в который здесь и сейчас вступают жених и невеста (fides conjugii). Прекрасный пример – «Благовещение» Яна ван Эйка. Интересно, что их ещё раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, одетыми в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор – Виктор Лагье). 1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж 1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой 1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху 1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара 1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств 1894: шесть боковых створок в Берлине 1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора 1920: все панели объединены (Версальский договор) 1934: панели праведных судей и святого Иоанна Крестителя украдены.
(Песнь песней Соломона). В облике мадонны современники узнали знаменитую Агнессу Сорель, фаворитку короля, прозванную в народе «белым лебедем» за исключительную белизну кожи. Верхний ряд изображений начинается с центрального торжественного образа бога Саваофа, благословляющего все сущее, по сторонам его слева и справа читающая Мария и проповедующий Иоанн Креститель, затем по бокам стоят поющие и музицирующие ангелы, возносящие хвалу творцу, а по краям — Адам и Ева. Это Назарет изображенный в облике фламандского городка. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Ян ван Эйк – выдающийся нидерландский художник, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Термин «artnova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры. За спиной прекрасной девы, сидящей на холме с книгой и пальмовой ветвью мученицы в руках идет строительство башни, являющейся ее атрибутом, но трактованным ван Эйком в жанровом ключе с изображением массы трудовых эпизодов.
Иоанна собора св. По версии Панофского, она символизирует присутствие Христа, чей взор объемлет весь мир. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. Например, в классическом средневековом искусстве святых часто изображали с их атрибутами.
Здесь на люстре посреди дня зачем-то горит свеча (а остальные пять подсвечников пустуют). Ян ван Эйк представляет собой яркий пример личности ренессансной эпохи. Однако там они чаще всего отделены от сакральных персон (например, на листах часословов Рождество или Распятие помещены в рамку миниатюры, а фигура молящегося вынесена на поля) либо изображены как крошечные фигурки у ног громадных святых. с изображением двух эпизодов из жития Моисея. Деревянная основа грунтовалась белым клеемеловым составом (толщина слоя от 10 до 60 мкм), по которому графьей (инструментом для нанесения углублённых линий) наносился рисунок. В частности, Богоматерь уподобляли «запертому саду» и «колодезю живых вод» и нидерландские мастера вот таким образом часто изображали ее в саду или рядом с садом, где из фонтана била вода.
В таком виде его держали в будние дни. Наружные створки – для закрытого, "спокойного" состояния алтаря. В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Слева Деревянный крест с унизительной надписью INRI — аббревиатурой латинской фразы: IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM, то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Справедливость слов ван Мандера была подтверждена техническими исследованиями картин Босха, в том числе «Несения креста». Что и говорить, красота – страшная сила.
Отсутствие в очаге огня, возможно, тоже символически значимо. Иоанна в Утрехте, таким образом оказывая ему знак своего покровительства.
Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. Бавона в Генте. Буквально ощутима пергаментная кожа старика с ее сухими морщинами и складками или жесткая светящаяся золотым шитьем парча ризы архиепископа Донациана, его митры с драгоценными камнями.
Чем необычнее деталь, тем вероятнее, что это символ. Так, Варвара Илиопольская обычно держала в руках маленькую, словно игрушечную башню (в напоминание о башне, куда ее, по преданию, заточил отец-язычник). В его посланиях к Якобу Геллеру, заказчику алтаря «Вознесение Марии» (1507—1511), достаточно подробно описывается процесс работы над центральной частью композицииK 3, которую художник выполнял собственноручно. В XIII веке Гийом Дюран, епископ Мендский, в своем колоссальном трактате по литургии писал о том, что алтарь символизирует Христа, а сосуд для омовений – его милость, в которой священник омывает руки, – каждый из людей может смыть грязь греха через крещение и покаяние. Ложась причудливыми ритмическими волнами у ее ног, они почти покрывают весь холм и вместе с ним образуют для нее своего рода пьедестал.
Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. Сам заказчик со святым патроном изображен на створке, ныне находящейся в музее Берлина. Затем вся картина покрывалась масляной прозрачной имприматурой лёгкого телесного цвета. В то же время при моделировке обнажённого тела человека, его лица, рук фламандские художники XV века (и это обстоятельство существенно отличает фламандскую манеру от остальных живописных технологий) применяли именно лессировку, не прибегая к. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoкорпусному письму. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Такое удивительное внимание к деталям, будь то отблеск на изумруде, украшающем корону Бога Отца или бородавка на лбу заказчика алтаря, – одна из главных примет фламандской живописи XV века.
Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. На дальней стене, ровно по центру портрета, висит круглое зеркало. Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. Получалась пропись в одном цвете, не закрывавшая всю поверхностьK 12.
Позднее искусствовед Панофский утверждал, что зритель видит не бракосочетание, а помолвку и отмечал, что при таком толковании картины надпись становится уместной – так художник подчеркнул свое свидетельство на церемонии. «Истории» (одиннадцать картин) Фландеса для алтаря кафедрального собора в Паленсии и «Поклонение волхвов» из церкви в Кервере, которое атрибутируется ему, написаны почти полностью масляными красками.
Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали. Она сидит на холме, с. луда открывается вид на строительство башни. Иоанн дотрагивается рукой до головы Хендрика ван Рейна, прево и архидьякона церкви св.
Новое поколение художников севера вскоре обратилось к живописи маслом в один слой. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. 24 августа 1508 года Дюрер сообщает, что картина по уже имеющимся слоям краски («покрыта двумя добротными красками»), будет прописана им в несколько приёмов («намерен прописать её четыре, пять или шесть раз для большей чистоты и прочности»). Художник действительно писал в один слой, в «Несении креста» два слоя краски обнаружены только в двух местах8.
Родился в Северных Нидерландах в городе Маасейк вблизи Маастрихт в герцогстве Лимбург. Этот метод многослойного письма был более сложен, чем живопись темперой. 1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569.
Спинка устроена так, что ее можно перекидывать то в одну, то в другую сторону, позволяя хозяину погреть у камина то ноги, то спину, не переставляя саму скамейку. Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. Чтобы создать у зрителя иллюзию трёхмерности, Дюрер советует писать тени краской «сходной цветом» с краской, которой изображён предмет5. Определяющую роль в этом методе играли основные несколько забеленные плотные слои. Синие одежды Богоматери написаны по основанию из двух слоёв непрозрачных белил с азуритом двумя слоями ультрамарина: сначала краской в смеси с белилами (полупрозрачный слой), потом лессировкой чистым ультрамарином.
В биографии Босха Карел ван Мандер сообщает о том, что писал художник «с одного удара кисти», но это не сказывалось на качестве живописи. Свою систему живописи Дюрер описал в одной из частей теоретической работы «Книга о живописи» («О красках»). Все краски нижних слоёв стёрты на масле5. Потому у Яна ван Эйка в «Луккской Мадонне» Царица Небес восседает на высоком престоле с четырьмя львами – на подлокотниках и на спинке. Ведь благодаря добровольной смерти Иисуса человечество искупило первородный грех и власть дьявола была сокрушена. Образы донаторов созданы с редкой жизненностью и пластической осязаемостью.
Мы не знаем, кто именно его написал, а потом переписывал: сам Кампен или кто-то из его учеников (в том числе самый известный из них – Рогир ван дер Вейден). Таким образом инкарнат фламандцы писали в один слойK 2, не прибегая к высветлению, когда объём создавался «из глубины», как при живописи темперой и не строя объём в подмалевке, как это будет принято впоследствии в масляной живописи. Реализм подкреплен еще и техникой.
Взять хотя бы головные уборы. Кажется, тут все просто: Иосиф был плотником, а перед нами его мастерская. Немного подраскрасили только донаторов. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. В 1427 году побывал в Турне, где был с почетом принят местной гильдией художников.
Вместо этого они призывали обратить взор вовнутрь, к зерцалу собственной совести, неустанно вглядываясь (мысленно и реально созерцая религиозные образы) в Страсти Христовы и помышляя о собственном неизбежном конце. Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове или Бавону) и имел там семейную часовню (капеллу), т. е. Оно создано в ранний период творчества Тициана и датируется 1503 годом. Благодаря фону из белил усиливалась цветовая интенсивность вышележащих слоёв краски.
А мог и сам подарить по дружбе. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает. Тоненькая фигурка ее окружена крупными складками длинного тяжелого платья.
Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте. Весь алтарь включает изображение искупительных таинств католической веры начиная от Благовещения и Воплощения на внешних створках алтаря до жертвенной смерти Христа и поклонению Агнецу. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Один из историков обратил внимание на то, что она вдобавок сделана по самой современной для тех времен схеме. Интересно, что их еще раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, "одетыми" в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор – Виктор Лагье).
Завершающая (третья) стадия работы над картиной заключалась в нанесении лессировочных слоёв2. Фламандские художники поколения новаторов – Робер Кампен (около 1375 – 1444), Ян ван Эйк (около 1390 – 1441) и Рогир ван дер Вейден (1399/1400 – 1464) – достигли небывалого мастерства в передаче реального визуального опыта в его почти тактильной достоверности.
Если в более традиционном варианте цветок в руках часто держал сам архангел, у Кампена он стоит на столе словно украшение интерьера. Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию – и т. д. и т. п. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини.
1480). Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством.
10:19 – 20. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви. Настоящая заслуга ван Эйка состоит в усовершенствовании нового живописного метода.
Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III1. Учился у старшего брата Губерта, с которым работал в 1426 года. Там он стоит и сейчас. Fachwerk – каркасная конструкция, фахверковая конструкция) – строительная техника, которая была популярна в Северной Европе в позднее Средневековье.
На переднем плане находится женственный силуэт Мадонны, на голове у которой красуется дорогая корона. Варвара» (1437, Антверпен, Королевский музей изящных искусств) — предмет долгих споров ученых, не пришедших к единому мнению, является ли это произведение законченным рисунком или ненаписанной картиной. Однако мы точно знаем, что в позднесредневековой культуре зерцало (speculum) было одной из главных метафор самопознания. Пространство между ними заполняли глинобитной смесью, кирпичом или деревом, а потом чаще всего сверху белили., черепичными крышами и острыми шпилями храмов. Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской.
В нем каждая малость драгоценна и необходима. На жертвеннике стоит Грааль — чаша, в которую была собрана кровь Иисуса. Фигуры подмалёвывались свинцовыми белилами на масляном же связующем. Там он стоит и сейчас. алтарь был не единственной "спонсорской" помощью жертвователя. За жертвенником расположены Орудия Страстей Господних — инструменты мученичества Иисуса Христа. Небо и земля, растения и животные, сам человек и созданное руками его — все заслуживает благоговейного внимания.
Около 1430 года Ян ван Эйк переселяется в Брюгге. «Золотой» фон иконы выполнялся из серебряной фольги, покрытой жёлтым лаком (органическим красителем в масляном связующем). В настоящее время этот шедевр хранится в Риме.
Противники гипотезы о том, что на картине изображено бракосочетание, указывают на то, что у героев не на те руки и не на те пальцы одеты кольца. Многие написал Ян ван Эйк картины. Ее ширина всего 2 мм: прихожанин Гентского собора никогда не разглядел бы ее.
Одним из них был Хуан де Фландес. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. Справа Господь вручает Моисею скрижали с десятью заповедями (первый завет между Богом и человечеством прообразовывал второй, христианский, завет). Взгляд из-под опущенных век задумчив и спокоен. пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году.
В 1427г. Причем обычно в рост с Христом, Богоматерью и святыми. Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца. Затем художник делал подмалёвок холодными тонами, тщательно прописывая его, автор «Книги о художниках» Карел ван Мандер называл эту часть работы «мёртвыми красками» (dootverwe).
Среди произведений французской коллекции назовем лишь одно — драгоценное сокровище антверпенского музея «Мадонну с младенцем» Жана Фуке (ок. Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. Размер ее—19X12, 5 см. В 1427—1428гг. Правда и тут не обошлось без загадок.
Взгляд из-под опущенных век задумчив и спокоен. Надпись на картине свидетельствует, что алтарь был создан в 1363 году. Его изучали и неоднократно копировали.
Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. 1417: начало работы. Фигура его по обычаю уменьшена в сравнении с фигурами святых персонажей. Но есть и альтернативная версия.
Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. "Я – роза Шарона, я – лилия долины. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. Известно, что в 1420-е годы Ян работал над украшением замка графов Голландских в Гааге.
Думается, что ее легко было бы перенести на фреску. Таким образом, пигменты для лессировочных слоёв стирались на смолах (коричневые пигменты и резинат меди) или водорастворимом связующем (ультрамарин), а корпусные краски (свинцовые белила, охры в комбинации с другими пигментами)— на масляном связующем5.
Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. В такой же последовательности стадий и теми же материалами, как ван Эйк, писал Дирк Баутс «Алтарь святого Причастия» (1464—1467, Лёвен, собор Святого Петра). Например, Ян ван Эйк в «Мадонне канцлера Ролена» и «Мадонне с каноником ван дер Пале» изобразил донаторов стоящими на коленях перед Девой Марией, которая держит на коленях своего божественного сына. Но если пойти в залы старой нидерландской живописи, где находится знаменитая коллекция Эртборна, то можно увидеть одно из наиболее ранних свидетельств существования станковой живописи в XIV веке, так называемый алтарь. «Распятие Хендрика ван Рейна», выполненный неизвестным мастером Северных Нидерландов. В 1422 – 1425 годах был живописцем графа Яна Баварского, графа Голландии, Зеландии и Генегау (Эно). 1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж 1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой 1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху 1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара 1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств 1894: шесть боковых створок в Берлине 1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора 1920: все панели объединены (Версальский договор) 1934: панели "праведных судей" и "святого Иоанна Крестителя" украдены.
Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие». Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали. Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке.
Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Например, Ян Йост в своём алтаре из церкви Святого Николая в Калькаре (1506—1507) все доски этого полиптиха писал в один слой.
Вот анонимный мастер из Брюгге в последней четверти XV века изобразил Деву Марию, окруженную девами-мученицами. Самое интересное, что его нарисованный свет ложится под тем же углом, как падал реальный свет из окон часовни семейства Вейдт, для которой писался алтарь. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. В одном из домов в окне третьего этажа видна висящая на веревке рубаха.
Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для неё цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове её роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал её в образе Царицы Небесной. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда.