Значит, вогнутым зеркалом Яна Ван Эйка могло быть тосамое зеркало, которое изображено накартине, просто собратной стороны. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Они в состоянии сторожить дом и поддерживать компанию. Гриффоны становятся любимцами королевской семьи и объявляются национальной бельгийской породой.
По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Хокни распирало любопытство. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. А советская исследовательница Андроникова говорила, что лицо мужчины на картине относится к северному типу, а женщина подозрительно похожа на Маргарет ван Эйк. Азначит были изеркала наоборот— вогнутые.
Бизнес. » — мужчина держит кисть женщины левой рукой (вместо традиционно – правой), что означало неравный по социальному положению брак. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Для современников ван Эйка сандалии и деревянные башмаки содержали указание на Ветхий Завет: И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая («Исход», 3:5)Когда жених и невеста совершали обряд бракосочетания, для них и простой пол комнаты был «святой землёй». Метелка говорит о порядке в доме и духовной чистоте. В 1990-х годах историком Жаком Павьо было установлено, что Джованни ди Арриджо Арнольфини и Джованна Ченами заключили брак только в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка53546.
Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Любой в обещаниях может стать богатым). Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»).
Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30.
Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Онраздобыл копию такой люстры ипопытался нарисоватьеё. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35.
Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Постель – брачное ложе, а также место появления на свет и ухода из жизни. Настоящий успех пришел к гриффонам после победы на бельгийской выставке собак в Брюсселе. Портрет четы Арнольфини – это уникальное явление в европейской живописи того времени. Каким образом писать картины больше размера 30квадратных сантиметров.
На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Ордой была завоевана вся Средняя Азия, Русь и пространство до границ с Литвой. На картине мы видим мужчину и женщину изображённых в небольшой комнате. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Женщина (если она принадлежала нижестоящему социальному слою) в таком случае отказывалась от прав на наследство для себя и своих детей, но после смерти мужа получала определенную сумму.
Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Об этом же говорят и меховые вопреки лету одеяния. Собачка Маленькая рыжая собачка на переднем плане – это брюссельский гриффон (Brussels Griffon).
Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». С этим произведением в нидерландском искусcтве появился новый жанр портретной живописи. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
Аэто говорит очем. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Оно должно было напоминать монгольское или китайское. В конце работы художник выполнил также и надпись.
Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Больше ненужно было создавать исключительно реальные изображения, художник стал свободен. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Нопроблема сэтими бликами втом, что они двигаются, когда двигается взгляд зрителя или художника, тоесть запечатлеть ихвообще непросто. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум.
Клапиш-Цубер отмечает, что в то время в Тоскане церемония обручения не требовала присутствия невесты, достаточно было мужчин из её семьи, а помолвка и бракосочетание не имели строго установленного протокола59.
Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Если внимательно присмотреться к зеркалу, можно увидеть, что оно позволяет нам осмотреть оставшуюся часть комнаты, ту, где стоит художник (и зритель) ивнезапно, кто-то еще. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Это особенно заметно по одежде. Огромная шляпа владыки в процессе потасовки превратилась в сплющенную кепку. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69.
Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. И это действительно революция в живописи и в портретном искусстве Возрождения.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. На картине великого предтечи Яна Вана Эйка изображен явно Путин с неизвестной, но уже весьма беременной женщиной. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9.
При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. При этом художники стали активнопользоваться фотографиямивкачестве «справочного материала». Вот тут срасчетами иисследованиями ипомог Дэвиду Хокни его знакомый физик Чарльз Фалко.
Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Тут каждое лыко в строку. Предполагают, что между молодоженами был заключен так называемый «брак левой руки» — мужчина держит кисть женщины левой рукой (вместо традиционно – правой), что означало неравный по социальному положению брак. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Отом, что онзапросто мог увезти секрет гильдии Святого Луки— зеркало— ссобой, воФлоренцию, вкоторой, как считается втрадиционной истории иначался Ренессанс, ахудожников изБрюгге (исоответственно идругих мастеров) считают «примитивистами». Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.
В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Задняя сторонаже зеркала незатемнялась. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. При бургундском дворе и женская и мужская мода была экстравагантной. Она была запатентована в1807 году Вильямом Хайдом Волластоном. Однако некоторые исследователи указывают на то обстоятельство, что на других произведениях ван Эйка предметы имеющие безусловно важное значение для богословского толкования, также были написаны художником во время заключительного этапа работы.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить. На увеличенном фрагменте видно, что зеркало выпуклое. Путин любит свой народ, как бы говорит этим Ван Эйк. Тогда, может быть, они пользовались другим оптическим устройством— камерой-обскурой. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8.
Об этом же говорят и меховые вопреки лету одеяния. Тогда войска Жозефа Бонапарта отступили, потерпев поражение от соединённых сил британцев испанцев и португальцев под командованием герцога Веллингтона. Иеще один момент: теперь изображение было не«широкоугольным», апримерно нормального аспекта— тоесть примерно таким, какое оно сегодня при фотографии слинзой сфокусным расстоянием 35-50мм. Это Ян ван Эйк. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев.
Но, есть ещё одна преинтереснейшая особенность. Где же они. Будучи текучим и прозрачным, оно сохнет значительно дольше темперы и позволяет наносить тончайшие новые слои краски на ещё не высохшую поверхность. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Отныне в Альбионе (если правильно – в Украине, может статься, на британских островах тоже согласятся поменять предлог) новая фишка.
Для чего же дамы стремились к бледности и отёчности лица. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Путина – то объявляют антихристом, то сравнивают с мультяшным Добби. Ещё одной особенностью того времени стала мода на круглое лицо с раскосыми глазами.
О социальном положении жениха говорит его одежда, ухоженные руки и узкие плечи. Несогласованность размеров люстры, зеркала, фигур мужчины и женщины с размером комнаты, а также то, что в помещении отсутствует камин, позволяют предполагать, что интерьер этот не существовал на самом деле, а был сочинён художником28. На женщине платье (т. Гриффон в переводе с французского означает жесткошерстный.
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Их соединённые руки служат центром композиции и настраивают зрителя на торжественный лад.
Некоторые зрители отмечали, что картина словно светится изнутри и обосновывали это явление вмешательством сверхъестественных сил. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
Мистер Арнольфини— Флорентиец иболее того, онпредставитель банка Медичи (практически хозяева Флоренции времен Ренессанса, считаются покровителями искусства того времени вИталии). Присмотритесь повнимательнее – их отражение можно увидеть в зеркале, висящем на стене. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Обычно из более низкого сословия происходила женщина.
По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Однако она по-городскому узка.
н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Илюбой физик знает, что такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.
Весь градус произведения поменялся в сторону осмысленного протеста. Вплоть до конца XIX века порода развивалась без вмешательства человека. ИвГильдии Святого Луки (Guild ofSaint Luke), основанной вАнтверпене ивпервые упоминаемой в1382 году (затем подобные гильдии открылись вомногих северных городах иодной изкрупнейших была гильдия вБрюгге— городе где жил Ван Эйк) тоже были мастера изготавливающие зеркала. Жених изображен стоящим босиком на деревянном полу, его деревянные сабо брошены рядом. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.
Это очень подвижные, любознательные и неприхотливые собаки, которые уничтожают грызунов. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Изобретение фотографии— это лучшее, что случилось сживописью завсю ееисторию. На это указывает ряд следующих интереснейших деталей. Может они пользовались той самой камерой-люцидой.
На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Наувеличенном фрагменте видно, что зеркало накартине «Портрет Четы Арнольфини» выпуклое.
В основном их содержали простые люди: рабочие, ремесленники, коммерсанты. В 1995 году были опубликованы результаты изучения снимков картины в инфракрасном излучении. И несчастные жительницы Европы, антропологический тип внешности которых абсолютно не соответствовал этому облику, делали все, чтобы приблизить свою внешность к этому идеалу. Ну это всем, кто хоть немного знает об истории искусства известно 8212 Ренессанс. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству.
Еще одним важным моментом была материальность изображения этого металлического предмета. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. В Европе господствовала бургундская мода, следовать которой было недешёвым удовольствием.
Конечно, публике понадобился целый век, чтобы догнать художников впонимании визуальной музыки иперестать считать людей вроде Ван Гога «сумасшедшими». Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах. Почти рефлектирующая, эмалевидная поверхность картины — результат использования художником новой техники — живописи маслом. Мужчины были вынуждены носить тюрбаны и цилиндрические шляпы чудовищных размеров. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Портрет четы Арнольфини – совершенная иллюстрация этого мировоззрения. Порой гротескные, а чаще неуклюжие и смехотворные. Художник столкнулся стем, что такую сложную штуку сложно нарисовать вперспективе. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Со стороны Путина на окне лежат апельсины – атрибут богатства.
Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. Вслед заживописью освободилась иархитектура, скульптура имузыка. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485.
Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Хрустальные четки говорят нам о благочестии. Нопроблема все еще нерешена полностью, ведь допоявления качественной оптики, которая нужна для использования камеры-обскуры, оставалось 100лет, аразмер проекции, получаемой спомощью зеркала, очень мал.
morgen – утро). В отличие от темперной живописи, маслом можно наносить тонкие прозрачные слои краски один поверх другого, достигать слитности мазков, получать смягчённые контуры. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет.