Зато известно, что и отец Босха Антонис ван Акен был живописец, так же как два дяди и дед Ян ван Акен. Ян ван Акен (нидерл. Jan van Aken 9августа 1961 (1961-08-09), Хервен и Ардт, провинция Гелдерланд Нидерланды)— нидерландский писатель и журналист. Ян ван Акен (нидерл.
Художниками были дед Босха – Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Ян ван Акен (нидерл. Ян ван Акен (нидерл. Jan van Aken 9августа 1961 (19610809), Хервен и Ардт, провинция Гелдерланд Нидерланды)— нидерландский писатель и журналист.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Св. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовлениецерковной утвари. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Для него характерны небольшие жанровые работы: «Семь смертных грехов» (Прадо), «Брак в Кане» (музей Бойманс, Роттердам), «Извлечение камня глупости» (Прадо), «Фокусник» (Сен-Жермен-ан-Лэ), «Корабль дураков» (Лувр). Ерун ван Акен родился около 1453г. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю.
Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары – это символы ада и смерти. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха. Неудивительно, чтоссамого детства Босх, окруженный творческой атмосферой продолжил свое обучение вХарлеме иДелфте, ав 1480 году онвернулся всвой родной Хертогенбос ужеполноправным художником.
«Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества.
в Хертогенбосе (Брабант). Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Как передать атмосферу, в которой жил и творил мастер.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Художники Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, так и не преодолев средневековой традиции расчленения композиции на фрагменты, в рамках которой каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера.
Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. И не исключено, что в ней учился Иероним Босх.
В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. вХертогенбосе (Брабант).
Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). «Страшный суд», 1506 – 1508 гг. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Часто демоны изображаются с музыкальными инструментами, в основном духовыми, которые порой становятся частью их анатомии, превращаясь в нос-флейту или нос-трубу.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Герой рассказа «Недермюнстерская мадонна», принадлежащего перу крупнейшего нидерландского писателя XX века Хюберта Лампо, наблюдает фантасмагорическую картину празднования начала поста в небольшом современном городке: «Участники карнавала вырядились в самые фантастические костюмы. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г.
Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Иероним Босх – великий нидерландский художник. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
1510 г. и др. ). Они пьют вино. С сочинениями этого автора Босх, несомненно, был знаком — Братство Общей Жизни располагало богатой библиотекой, где хранились также труды Фомы Аквинского, Святого Амвросия, Блаженного Августина.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Этому способствовала связь Братства с другим светским органом – школой братьев Общей жизни («иеронимитов»), открытой в 1480 г. в Хертогенбосе. Для точного понимания босховской символики нам не хватает документальных источников: забыты образные выражения, пословицы и крылатые фразы, популярные в XV-XVI веках.
В больших фантасмагориях он создает неопределенное пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план. Отчаявшиеся люди хватались за призраки – появлялись мистические учения изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв.
Меня зовут Лубберт Дас». Иконографическую схему в иконе по своему смыслу можно приравнять к обрядовой формуле, которая может видоизменяться — расширяться или сокращаться, — составляя либо более торжественный, либо более будничный вариант, но ядро ее остается неизменным. Его техника называется алла прима. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Иоанна. Глубинную внутреннюю взаимосвязь чревоугодия и любострастия, существовавшую в средневековой системе морали, Босх выявляет ещё в одной своей картине, которая, впрочем, напрямую не обращена к изображению монастырского быта.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Иннокентий XIII консультировался с астрологом Амброджио Варезе о ходе своей болезни, а Павел III не назначал ни одной консистории, не посоветовавшись предварительно со звездочетами. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Развеваются стяги германского императора и французского короля. В культурной атмосфере того времени были очень густо перемешаны христианские аллегории, персонажи античной мифологии, народные пословицы и крылатые фразы, а также гностика, алхимия, эзотерика, астрология.
Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов.
Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Меня зовут Лубберт Дас».
Он отражен в стихотворении Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), где описывается ветхая ладья с пассажирами, во многом соответствующими персонажам картины. Имя мастера поныне овеяно легендами.
Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», 1501 – 1505 гг., «Алтарь отшельника», 1505 г. «Святой Иоанн на Патмо- се», 1504 – 1505 гг. В последние годы жизни художник обращается исключительно ксюжетам оХристе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Христос, несущий крест»). От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц. Он не бьёт себя в грудь, не устремляет обожающего взгляда на распятие — художник избегает этих драматических эффектов, ставших шаблонами для изображения кающегося святого, но тем не менее эта застывшая в напряжённой неподвижности фигура прекрасно передаёт душевные муги его персонажа.
Босх вырос в семье потомственных художников. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Еще более страшными делают эти лица переполняющие их фанатичная жестокость, скотское равнодушие, тупое злорадство. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Он как бы говорит ему: Не бойся. Внешние створки алтаря изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге – символу земной жизни – бредет усталый, оборванный путник (впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 г. ). Это особенно видно по изображению преисподней.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
Сама она изображена на центральной части триптиха. Мы видим, как мир, созданный Творцом, преображен человеческой деятельностью: возведены здания, вскопаны и засеяны поля, проведены дороги. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Его творчество исходит из его консервативного богословия, которого он придерживался.
А они были немалые: Босх великолепно знал современную ему богословскую литературу, легенды о святых, был в курсе многих наук (алхимии, астрологии, народной медицины) имел понятия об инженерном и строительном деле. Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Его техника называетсяалла прима.
Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Городок Хертогенбос в XV веке был одним из важных культурных центров Брабанта. Ни одна из этих работ не сохранилась.
Все эти персонажи и сцены, происходящие среди замысловатых комбинаций растений, скал, фруктов, стеклянных сфер и кристаллов, объединены между собой не только внутренней логикой повествования, сколько символическими связями, смысл которых каждое новое поколение понимало по-разному. Первым расшифровать это произведение попытался уже помянутый Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшего в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Что сохранилось от нее в городе. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
И все же лучше судить о Босхе по его работам. Большинство современных исследователей разделяют это мнение.
Привлекают внимание и почти реальные, словно живые образы строителей собора и фантастических существ, не уступающих им в «натуральности», на верхней части аркбутанов.
По внешнему кругу разворачиваются сцены Страстей, завершающиеся наверху кульминацией распятия. (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками.
Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Легенда о мессе Св.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Иероним Босх проявил здесь всю безудержность и неутомимость своей фантазии в изобретении ужасов и нелепиц. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках — от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Однако каждый человек стремился забрать себе всё.
Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
12:1). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. В поисках возможных источников его фантасмагорических образов исследовался его религиозный и культурный кругозор.
Именно вот таким образом таким контрастом в его картине "Несение креста" выглядит единственное красивое лицо – лик Христа. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Мир Босха так и останется неразрешенной загадкой». Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты.
В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант).
Вкартине «Христос, несущий крест» Христос какбыне всилах смотреть наэту беснующуюся вакханалию зла, онизображен сзакрытыми глазами. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Но самое главное – он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена».
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего — в своих панорамных картинах, вслед за Босхом, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена».
Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др. Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.
В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Причем по своему качеству они ничем не отличались от первоначальной живописи. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.
И недаром библиотекарь Эскориала Хосе де Сигуэнца (XVII в. ) считал Босха единственным художником изобразившим человека изнутри, а великий испанский писатель Лопе де Вега называл «великолепнейшим и неподражаемым художником», чьи работы — «основы морализирующей философии». Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Это увлечение длилось несколько десятилетий. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.
Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи.
Эта нечисть увлекает воз, а с ним и всю толпу в ад изображенный на правой створке триптиха. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др. В 1486 – 1487 гг. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).
Центральная часть триптиха изображает земной мир. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Вот таким образом все его картины – это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. И уже абсолютно поразительна своей оригинальностью композиция четвертой картины «Видений потустороннего мира» изображающая движение душ по зигзагообразной траектории к ослепительному сияющему цилиндру Эмпирея, ведущему к Богу.
В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства.
Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Иоанна, бесследно исчезли.
Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Этобыло последнее произведение Босха.
Братство исповедовало «новое благочестие» — не внешнюю формальную религиозность, а внутреннее благочестие, обретаемое на пути духовного паломничества. корыстолюбия и зависти. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. в Египте. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Особенности творческого кредо этого мастера наиболее точно были подмечены в XVII в. современником Эль Греко испанским монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), который писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Жизненный и творческий путь Иеронима (Йероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшим голландским городом герцогства Брабант, находившимся вблизи бельгийской границы. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Изображение Христа – подлинный центр картины.
Одна из ранних работ художника — «Семь смертных грехов» находилась в опочивальне короля. И Босха и Эразма вполне можно назвать «еретиками», если понимать под этим словом философа, стремящегося дать свое прочтение множеству христианских истин, создающего свою многогранную символику. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. А для большей доходчивости снабдил свое произведение соответствующими надписями-пояснениями из «Второзакония». В этом весьма традиционном изображении религиозного сюжета еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья». Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия.
В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Внешние створки алтаря (закрытого) изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге—символу земной жизни — бредет усталый, оборванный путник. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья.
Известно, что среди тех, кто первым оценил его гений, был испанский король Филипп II. Здесь уже нет назидательных надписей, но и без них смысл происходящего предельно ясен.
«В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. Св. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.
Сюжет не нуждается в пояснениях. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто.
Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Спустя четыре столетия после смерти Иеронима Босха сюрреалисты дали художнику звание «почетного профессора кошмаров», считая, чтоон«представил картину всех страхов своего времени, воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства ичертовщины». На раннем полотне Босха «Фокусник» (1478) в группе зрителей изображены двое, чьи черты резко отличаются от остальных своей портретностью. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки.
В этой школе провел три года юный Эразм Роттердамский, будущий великий гуманист. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Если придерживаться этого мнения, то становятся понятны его образы, откуда брались эти удивительные сцены и ужасные химеры, поучительная ирония и жуткая сатира. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. Но это только прелюдия человеческой трагедии.
Творчество Босха делят на три периода. Лишь 7 творений Босха подписаны.
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. «Блудный сын», ок. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Мастера XV столетия изображая евангельских персонажей избирали точку зрения молящегося: их взгляд был направлен снизу вверх.
Если взглянуть на собор со стороны старого парка, то сбоку фасада, на коньках остроконечных крыш, мы увидим торжественные фигуры ангелов, благословляющих город и горожан. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
Впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 г. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Вот таким образом все его картины — это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом.
Настоящее имя – Йероен (Иеронимус) Антон исзон ван АкенВыдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Здесь есть пруд роскоши и фонтан адюльтера, цветы абсурда и замки тщеславия. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». В соответствии со сведениями, сохранившимися о жизни художника в городском архиве, в 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Здесь особенно ярко выражен поистине вселенский, космический визионерский мир Босха. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», обе в 1510 г. «Несение креста», 1515 – 1516 гг. ). Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Лишь семь творений Босха подписаны.
1478 года), стали художниками. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх.
Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец – Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую.
Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Это было последнее произведение Босха. художник вступил в Братство Богоматери в Херто- генбосе, основанное группой светских и духовных лиц.
Все это мы найдем и у Босха. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. В таком случае в юноше можно видеть одного из пяти тысяч обращённых в истинную веру стараниями святой.
Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Исследователи творчества художника выделяют в нем три периода: ранний, зрелый и поздний. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может».
Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Он многозначен и глубок. Этим Босх напоминает другого великого гуманиста своего времени — Эразма Роттердамского, одновременно создававшего христианский трактат «Оружие христианского воина» и сатирические диалоги «Дружеские разговоры», в которых досталось всем ханжам, лицемерам и обманщикам от религии. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Его фантастический силуэт виден на многих картинах Босха.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д.
В это время Босх пишет большие триптихи — «Воз сена» (Прадо), «Искушение святого Антония» (Лиссабон), «Сад земных наслаждений» (Прадо). В картине «Несение креста» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени.
По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Они пьют вино. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его. Там, вероятно и родился около 1450 года. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии». На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Его техника называется алла прима. Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Ранний период — 1475–1490 годы.
Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Справа в шатре сидят любовники. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин).
Вопреки устоявшемуся мнению, Босх был противником алхимии и оккультизма. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.
Средний период — 1490–1505 годы. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Эти жанры не утратили своей, господствующей роли, однако постепенно в сферу живописи стали исподволь проникать новые темы и мотивы. Лишь 7 творений Босха подписаны. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад наслаждений» (1503 – 1504 гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460 – 1516) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Справа в шатре сидят любовники. Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. Пылали костры инквизиции.
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Середину композиции занимает огромный воз с сеном, вокруг которого – масса персонажей. Так, в одном из соборов Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Ерун ван Акен родился около 1453г.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Никто из художников не выразил эти умонастроения времени столь убедительно и наглядно, как Босх. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. В эпоху Реформации, наступившей через год после смерти художника, ранняя нидерландская живопись и скульптура понесли огромный урон. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Но, как справедливо отмечала русская исследовательница Н. М. Гершензон-Чегодаева, не следует забывать о том, что, «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника». В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Создания Дали повинуются метаморфическому закону, которые всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Ученые выдвинули множество самых разнообразных гипотез относительно личности этого необыкновенного художника. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока.
Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Этовкакой-то степени оказалось даже страшнее егофантазий изболее раннего творчества. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь). Это предвещало некое зловещее событие, а так как Рыбы — водный знак, то астрологи сделали вывод, что произойдет великое наводнение, подобное Всемирному потопу.
Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины.
«Искушение Святого Антония», 1505 – 1506 гг. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
Центральная круглая композиция этой картины напоминает глаз – Всевидящее око Бога, в зрачке которого изображена фигура Христа. Искусствовед увидел там одну неоконченную картину Босха. Источником обновления художественной системы в Северной Европе было уже упоминавшееся движение Новое благочестие, которое привело в начале XVI века к Реформации. А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. Символы меняют значение в зависимости от контекста. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери.
воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины». Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие.
В 1486-1487гг. Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок.
Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов».
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.
Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Еще в 70-е годы XIV века в доме городского священника Герта Грота, ученика знаменитого мистика Яна ван Рейсбрука, была создана новая религиозная община «Братство общей жизни».
Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Принадлежностью к художественной династии, где навыки и секреты мастерства передавались от отца к сыну, объясняется высокий профессионализм Босха. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
В эту алчную погоню за недолговечными соблазнами – властью, богатством, почестями и наслаждением – вовлечены представители всех сословий, стремящиеся урвать клочок побольше. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Одной из главных сфер деятельности «Братства общей жизни» было воспитание детей и школа в Хертогенбосе находилась под их строгим контролем. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана.
Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Похотливых и прожорливых ждут наказания через осязание и вкус их будут истязать адские змеи и жабы. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ).
Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Напоминая им об этом, художник разместил в углах картины изображение «четырех последних вещей» – смерти, Страшного суда, ада и рая. Ему противостоят мощные силы зла. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени.