Так Е. Безызвестных в книге «Суриков и Сибирь: альбом» доступно знакомит нас с образно-стилистическими особенностями картин Сурикова, в том числе картины «Взятие снежного городка». И не случайно мой выбор пал на картину Сурикова «Взятие снежного городка» она как бы выпадает по жанровой стилистике из остальных произведений Сурикова – это единственное произведение художника, посвященное бытовой тематике. Он разбивает снежную преграду своими копытами. На это колесо сажали мужика с калачами искушенного в разного рода праздничных проделках и с огромным интересом смотрели, что этот мужик будет «вытвораживать». Монографию «Суриков» Волошин считал одной из наиболее серьезных и удачных своих работ. Одна из команд должна была захватить крепость, а другая защитить. По обе стороны стоит народ, а посередине – снежная стена.
В кошеве, на спинку которой накинут богатый ковер с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой пелеринке сидит двоюродная племянница художника – Доможилова с ней рядом, в темной шубке, опустив руку в муфте на спинку саней и повернувшись в профиль, – красноярская молодая попадья (с нее был написан этюд Сибирская красавица). Взятию городка предшествуют обыкновенно скачки, бег, джигитовка и другие развлечения. Когда-то сибирские ковры были очень популярны в России. Участники разбивались на две команды и размещались по разные стороны стены.
В картине «Взятие снежного городка», появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Его очерк о мастере был впервые опубликован в 1916 году в журнале «Аполлон», впоследствии не раз переиздавался. Сразу станет ясно, что «король-то голый». Пейзажисты А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев (1850–1873), И. И. Шишкин (1831–1898), позже И. И. Левитан (1861–1900) изображали природу такой, какой ее видел и понимал народ в своих песнях и думах. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Кульминация праздника – сжигание чучела зимы и большой сибирский хоровод.
Оно все как один сплошной крик радости, вспышка веселья, смеха. Так появилась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина. Люди кричат, смеются. «Переход Суворова через Альпы», естественно, продолжает тему воинского героизма русских людей, начатую в «Покорении Сибири».
На лице победителя отображена уверенность, оторвавшегося от погони всадника. Очевидно, целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого сильного мятежного характера. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Свистунова.
Сидящий на санях справа – брат Сурикова Александр. На картине Сурикова запечатлён момент непосредственного взятия городка. Популярна она была и в Красноярском крае. Автор книги «Суриково детство» Н. П. В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П. Н. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена.
Наиболее известное издание Волошина «Василий Иванович Суриков» было опубликовано в Ленинграде в 1985 году. Действие напоминает детскую забаву по построению крепости из снега. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом истребившем много блинов, масла и рыбы». Одна команда обороняет снежный городок, другая — бросается на его штурм. Кроме насыпей изо льда, снежных ям, гладких валов, осажденные имели на вооружении и «симы» – замаскированные веревочные петли для ног наступающих.
Игра входила в масленичные празднования. Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника. Всадник в высокой меховой шапке, а конь темного окраса с черной гривой. В картине художник отобразил все сословия народной массы.
Тщательно прописаны элементы одежды, можно даже рассмотреть материал и фактуру ткани. Осаждаемые защищали «городок» пешими, нападающие атаковали на лошадях. Веселая толпа людей кажется яркой, благодаря контрасту одежды и белого снега. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Современники не поняли картину.
Люди из команды защитников весело машут своими ветками, чтобы отгонять нападающих. На ней художник изобразил старинную казацкую игру. Разрушителей пеших и на конях пытались отогнать ветками, метлами да лопатами. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства», – вспоминал он.
Люди на картине – это типичные сибиряки, земляки художника. Каждый персонаж прорисован до мельчайших деталей. На одном из самых веселых и самых древних праздников гости пробуют масленичные угощения, приобретают памятные сувениры, участвуют в молодецких забавах: влезть на «Потешный столб» и побороться «стенка на стенку», сразиться в кулачных боях и прокатиться на русской тройке. Также важным кажется мне, обратить внимание на другие полотна художника, чтобы проследить путь становления мастера, его ход к «Взятию снежного городка».
Одного мужичка так захватила игра, что с него даже спала шапка. Прославляя мужество русских, Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, отмечает самобытную красоту «инородцев». Ковер на санях нарисован в картине В. Сурикова «Взятие снежного городка» в 1891 году, когда они были очень популярны. А между тостами, беседами и песнями просили прощения друг у друга.
Присущий Сурикову напряженный историзм объясняется и судьбой художника – уроженца сибирского города Красноярска, – принадлежавшего к старинному казачьему роду и усвоившего черты характера «ярых сердцем» земляков, хранивших еще в быту древние традиции. Смотрите: казнь стрельцов, боярыня, которую все равно казнят, побоище Ермака, суворовские солдаты, ну и Разин – не голубок и Меншиков И вдруг на фоне этих грандиозных исторических полотен какое-то странное до нелепости «Взятие снежного городка». Царит азарт и всеобщее веселье: как игроки, так и зрители полностью вовлечены в процесс. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: «Со всех сторон я природный казак Мое казачество более, чем 200-летнее».
Суриков наделял и героев своих произведений. Из всех древних славянских праздников Масленица – самый древний. Публика, привыкшая к салонному и академическому искусству, также не оценила полотно. Враждовавшие стороны братались (покидали крепостцу)». Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. В игре принимают участие и стар и млад.
Видно, что сооружение состоит из больших комков снега. Этот стремительный прорыв и запечатлён на холсте. Несомненно, что и события личной жизни сыграли соответствующую роль.
Композиционно полотно делится на три части. На игры приходило смотреть все село от мала до велика не зависимо от сословия. Высокое, голубое небо. Но Василий Иванович был уверен в своей правоте. После выставки на Сурикова обрушился шквал негатива.
Около главного городка строится маленький размерами, он – для казачат. Принято считать, что Суриков отдыхал на «Меншикове» перед «Боярыней Морозовой» и точно так же отдыхал на «Снежном городке» перед могучим «Покорением Сибири». Как и рекомендовалось по правилам, «сотские» – командиры отрядов – не сразу изъявляли свое согласие на «пир-мир». Ходили в гости на блины, катались по улицам на лошадях в разукрашенных санях. В 1891 году Суриков в Москве принимается за работу над новым полотном «Покорение Сибири Ермаком».
На картине много улыбающихся, смеющихся людей. Взять «городок»— значило разрушить его.
Художник точно передал ощущение праздника и радости. Сам художник назвал ее бытовой. Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном «Степан Разин». Волосы у них чудные, глаза лучаться улыбкой. Родные уговорили его на время покинуть Москву и пожить в родном Красноярске.
Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Он кланялся старикам и на коленях принимал у них символ победы – знамя крепости. А краски от себя: мундир синькой, а отвороты брусникой». В левой и правой частях мы видим зрителей, с интересом наблюдающих за игрой. Они машут руками, болеют за свою команду.
Все в теплых тулупах, шапках и валенках. Интересный взгляд на творчество художника мы находим у В. Солоухина в книге «Слово живое и мёртвое», где нестандартным языком автор описывает свои впечатления от произведений Сурикова. Крестьяне строили «городок» на реке либо на большой площади села или города. Все понимают, что все в итоге город разрушат, все именно для этих целей он и был построен. Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Умерла его жена. Исстари называли Масленицу ласковыми именами: широкая, развеселая, ясочка, касаточка.
Вдали виднеются холмы и необъятные российские просторы. К нему и надо обращаться». Мрачные мысли порассеялись. Хлебнув сибирской силы и свежести, он снова становится казаком. В переживавшей тяжелую утрату душе не возникало ни одного замысла. Суть игры состояла в следующем: строилась стена из снега и для прочности обливалась водой.
Горе начало отступать. Играющие разделились на защитников крепости и нападающих. Эпический характер картины определен не только значимостью сюжета (момент столкновения двух исторических сил), не только четко переданным движением огромной массы людей, но и средствами живописи. Чтобы понять всесторонние образно-стилистические особенности картины, необходимо вернуться в историю и вспомнить чему посвящено полотно «Взятие снежного городка». Впервые картина была показана в 1891 на XIX выставке передвижников.
На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума – Ф. П. В поэтичном облике девушки, в складе ее лица, в самой позе, чуточку статичной, в фигуре ее, такой скульптурно рельефной, округлой, чувствуется нечто сказочное. Всю неделю праздновали весело, раздольно. Больше того, за игрой наблюдают представители разных сословий. Чуть вдалеке стоят нарядно одетые женщины и ребятишки.
В конце концов какому-нибудь омельчаку-наезднику удавалось при дружном одобрении зрителей занять «городок». Но и критики из прогрессивного лагеря остались холодны к картине. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Суриков передал настроение толпы путем тщательной прорисовки каждого выражения лица и мельчайших деталей. Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника. Участники делились на две команды— осаждавших и осаждаемых.
На переднем плане изображена крепость с украшенными снежными лепными фигурками. Они пугают лошадей и всадников, стегают их хворостинками. – У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Недаром русская пословица молвит: «Хоть с себя юбчонку заложить, да маслену (масленицу) проводить». Помог богатый золотопромышленник П. И.
Пили вина и квасы, потчевались разными холодцами и рыбами, баловались блинами и пирогами. Натуралистично запечатлён и окружающий пейзаж. Слева – мужчины в меховых одеждах, на головах меховые шапки. Нужно было валом, по команде, атаковать ее бастионы, вскарабкиваться на башню, брать «в полон» защитников крепости, срывать крепостной флаг. Все жители радуются происходящему как дети. И можно понять, что «Взятие снежного городка», может быть, самая удивительная из всех картин Василия Ивановича Сурикова, одно из самых удивительных произведений русской живописи.
Выражая свои взгляды, он говорил, еще работая в Красноярске над «Взятием снежного городка», начинающему сибирскому художнику Дмитрию Иннокентьевичу Каратанову: «Народное искусство — хрустально-чистый родник. К воспоминаниям детства вернулся». Всадник с легкостью и резвостью преодолевает стоящую перед ним преграду и снежные хлопья рассыпаются в серебряном сиянии. Первые на верховых лошадях стремились поодиночке полным аллюром ворваться в крепость вторые, вооруженные «чащинами» (хворостинами), хлестали ее и пугали холостыми ружейными выстрелами, добиваясь, чтобы лошадь повернула обратно.
Сегодня суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. Упрек в «бедности» содержания и «анекдотичности» звучит комично и свидетельствует о глубоком невежестве обозревателя. «В. И. Около снежного городка собралась большая, весёлая толпа нарядных, празднично одетых людей.
Участники игры делились на партии — осаждавших и осаждаемых. Этот отзыв полон презрительных слов по адресу народа. Сейчас онанаходится в Русском музее в Петербурге. Размер полотна 156 на 282 см. Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске по мотивам старинной казачьей забавы на Масленицу. Встряхнулся и тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, - признавался художник. Морозовой.
Его могучие душевные резервы пришли в движение и действие. «Утро стрелецкой казни» действительно потрясает. Картину Взятие снежного городка Василий Иванович Суриков написал в 1891 году. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена.
Участники игры делятся на два лагеря. Игра проводилась в Прощёное Воскресенье – последний день масленичной недели. «По обе стороны народ стоит, а посредине снежная стена. На полотне Суриков запечатлел старинную народную игру в «городки». Стены из снега, облитого водой. Но нельзя не сказать о большом почитателе таланта художника М. Волошине. Снова потянуло к кисти, к краскам. В картине много характерных лиц и фигур.
Обычно бой длился до позднего обеда и, как правило, завершался победой наступающих. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». Суриков. Вот таким образом на лице нет какой-либо грусти или же печали. Сурикову было сорок лет, когда он завершил третью свою картину. Они пришли, чтобы захватить крепость.
Этот снежный столб-башня и есть городок (крепость). Участвовали в ней и малые и большие. Перед снежной крепостью изображен человек на санях с палкой в руках. Одна группа людей как бы защищает снежную крепость, а другая пытается ее разрушить. Солнечный зимний день. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. В Сибири народ другой, чем в России, – вольный, смелый, – гордясь, говорил он. - Про нас говорят: Краснояры – сердцем яры. Сибирь утешила ярое сердце Сурикова. Ситуация драматична. Вокруг много народа.
В центре картины изображен всадник на коне, разрушающий снежный городок. Каждое казачье войско ежегодно отпускает известную сумму денег на такой город. Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, что прямым образом отразилось в рассматриваемой мною картине «Взятие снежного городка», с «древней русской красотой» девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории. Его искусство катилось, словно огромные океанские валы.
Издавна сложилось убеждение, что «не потешить на широкую масленицу – значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Время, которая посвящена данная работа, происходят в заснеженных краях. Казалось, заговорили сами стены древнего города. Фактически все с удивлением смотрят на наездника в огромной шапке из меха соболи.
Год спустя он едет на родину в Красноярск, о чём уже было написано выше. Что касается литературы по данной теме, то нельзя сказать, что её очень много. Кругом много снега. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Нужно же было инстинктивно, непроизвольно схватиться за раненое место. Суриков тщательно прорисовывает не только лица людей, но и предметы туалета и гардероба.
Больше Суриков никогда на заказ не писал. Картина поражает ощущением приволья. Историчяеская живопись 1870-1890». Это сооружение разбивает всадник на коне. На картине видно, как вокруг собралось большое количество людей, которые с улыбками и радостью на лицах наблюдают, как падёт снежная крепость на этот раз.
Взятие снежного городка обычно проходило на шестой день масленицы. Было шумно, весело. Все остальные лица и фигуры как в центре, так и в правой стороне тоже чрезвычайно типичны, взяты художником из красноярской жизни. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи, - сказал Суриков.
Ковроткачество специалисты называют тяжеловесным промыслом. Вот таким образом Масленицу праздновали широко. Смельчаку, первым сумевшему вскарабкаться на башню, подносили и блин и пирог и напиток.
Думы Василия Ивановича на этот раз были далеки от искусства. Участники игры делятся на две команды. Написав «Исцеление», Суриков впервые после многих бессонных ночей заснул глубоким здоровым сном. Обычно высота столба от 8 до 10 аршин, а в диаметре у основания 4-5 аршин.
Как и всегда, позировали для картины близкие и знакомые Сурикову люди. Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову узел действия его будущей картины, созданный в ней образ приобретает историческую значимость. На вершине ставится флаг.
Только на время выронил он кисть из рук. Действие происходит на покрытом снегом просторе. Замятина и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Пока что прокатился третий.
На полотне изображен один из дней Масленицы. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Первый раз возвращался художник на родину, в Сибирь, не вглядываясь в ее просторы, не любуясь широтой ее рек, необъятностью степей, ее сосновых, еловых, кедровых лесов.
Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года (старый стиль) в сибирском городе Красноярске в казачьей семье. Вот паренек, подпоясанный красным кушаком, поднявший руку с хворостиной. У каждого человека свое выражение лица, но их всех объединяет безудержное веселье. Перед нами картина «Взятие снежного городка» художника Василия Сурикова.
Суриков никогда не забывал Сибирь и страстно любил ее. В завершении работы я попытаюсь подвести итоги и сделать выводы по изученному вопросу. После игры победителя «мыли» в снегу. Здесь же не приходится сомневаться в мастерстве Сурикова. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. Сам Суриков, в беседе с Сергеем Глаголем, так рассказывал о своей картине: «В Снежном городке я написал то, что я сам много раз видел.
Центральная фигура – это всадник верхом на коне. В данном случае, анализ может заключаться в широком рассмотрении изобразительных средств, композиционных основ, повлиявших на создание картины «Взятие снежного городка». Собиралось много играющих и зрителей.
Ну и, конечно же, ни одно зрелище не может обойтись без толпы зрителей. Он написал веселую, праздничную картину Взятие снежного городка. Стенки столба делаются отвесными. Скорее всего, рядом с ним есть еще люди, они защищают крепость.
В разные стороны от него разлетаются комки снега. На полотне преобладают чистые, яркие тона, что создает атмосферу праздника и веселья. Мастер уделил особое внимание деталям. Написал я тогда бытовую картину «Городок берут». Гуляли ряженые, будоражили народ.
Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Чистякова, контрасты и противоречия «двух Россий» – народной, почвенной и «европейской», петербургской, – стали для него и личной проблемой. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. Обычно игра в крепость, по свидетельству современников, длилась весь февраль. Снилось ему далекое сибирское детство: как летом носился по енисейским стремнинам, а зимой брал «снежные городки».
Суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. Критик недоволен не только исполнением, но и выбором темы. Традиционно на ворота нужно было водрузить петуха, бутылку и рюмку. Волосы у них чудные, глаза лучатся улыбкой. То, как выглядела снежная крепость, представлено на знаменитой картине Василия Сурикова. Суриков сумел выразить в великолепной живописи «Снежного городка» душевную раскрепощённость, самоотверженность, задор и красоту русского человека.
«Василий Суриков» и Каменова В. С. Именно этот удалой характер, мужественность и хотел он отобразить в своём полотне. Рядом с ним крестьянин в сибирской шапке-ушанке и в расписных катанках.
Зимняя гамма, торжественно-приподнятая в Морозовой, в Городке звучит жизнерадостным перезвоном. По традиции мужчины строили в окрестностях села из снега городки с воротами и башнями. Суриков также показал, что традиционная игра интересна как детям, так и взрослым. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В.
Картина давалась ему нелегко и художник возвращался к ней уже после того, как работа была показана зрителям. Современник объясняет нам внутренний мир художника, его влияние на создание картин, в том числе картины «Взятие снежного городка». Н. А. Ярошенко изобразил революционных студентов и представителей молодого класса рабочих. Можно также упомянуть труды Алленова М. М.
Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. И в его лице «промышленника» (охотника), чуточку прозаичном и в самой его позе, во внезапном повороте художник хотел подчеркнуть характерное, множество раз виденное им в Сибири. В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: «Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом».
После этого старикам полагалось и слово сказать и напутствие дать «отрокам незрелым» и угощаться «час примать». И всё это происходит на фоне чистейшего снега. Критики остались недовольны выбором сюжета, называя его «бедным и анекдотичным». Новая работа Сурикова явилась и новым этапом в его творчестве.
Первый эскиз «Боярыни Морозовой» появился в 1881 году непосредственно к работе над картиной Суриков приступил три года спустя, написав «Меншикова в Березове» и побывав за границей. Где-то вдалеке виднеются заснеженные холмы. Но не ужасами смерти, а мощью характеров, трагедийностью одного из переломных этапов российской истории. Так появилась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина.
«Взятие снежного городка» по своей композиции является идеальным примером пропорциональности и колоритности красок.
По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Посмотрев на картину, слышишь детский смех, разговоры в толпе, общий гул. Это типичный сибиряк, коренастый, широколицый, пышущий здоровьем. По той же самой причине на Масленицу сжигается баба – славяно-языческая богиня зимы и смерти Морана (Мара, Марена). Даже сани изображенные справа, нарисованы со всеми нюансами. Яркие, звучные, чистые тона, весь праздничный колорит создают картину, полную веселья.
Цельность, сплоченность – отличительная черта казацкого войска. Масленица – это катальные горы и качели, это сладкие яства и скоморошьи потехи, это кукольные балаганы, ряженые, кулачные бои. М. В. Стены «городка» возводили из снега, облитого водой, между двумя стенами строили ворота. За валом вал.
«И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, – вспоминал художник. За всадником толпа веселых людей, которые тоже с палками в руках. Весь народ радуется празднику.
С Меншиковым трое его детей. Этим жизнелюбием В. И. Он написал картину, которая была и современной и исторической. «Взятие снежного городка» это такая забава, на которую собираются все жители. В середине декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу, длившуюся два месяца. Цель работы заключается в анализе жанровых, сюжетных особенностей картины.
И изображена здесь не драма, а веселая народная игра, разудалая молодеж, девушки румяные. Красотой природы как бы подчеркивается тяжелая дума атамана, словно отделяющая его от хмельного веселья казаков. Если в «Стрельцах» показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине «Меншиков в Березове» Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Впоследствии он рассказывал: «Написал я тогда бытовую картину «Городок берут»» И. М. Прянишников (1840–1894) и В. М. Максимов (1844–1911) с глубоким пониманием и чувством народного быта сделали в живописи то, что делал Некрасов в поэзии — показали тяжелую жизнь и подневольный труд русского крестьянства. «Душа моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка». Одни защищают крепость, а вторые нападают.
В центре рисунка выстроилась красивая толпа, состоящая из обычных крестьян. Справа на картине изображена повозка, укрытая яркой накидкой. Если задержаться перед этой картиной на минуту дольше, загляделся на свет, проникающий под санки (под те, что справа), залюбовался расписной дугой, перевести глаза на яркий красный кушак – дальше уйти от картины, пока не кончится музейное время.
Суриков очень тяжело переживал утрату: тосковал, не мог работать.