Выразительными средствами в изобразительном искусстве и архитектуре являются динамика и статика, передающие эмоциональное состояние, настроение. Охарактеризовать понравившиеся вам произведения архитектуры и скульптуры по следующему плану: общее впечатление имя автора, краткая история создания, композиция, роль главных выразительных средств: объёма, масштаба, материала, ритма, динамики. Важное средство достижения единства и художественной выразительности композиции в архитектуре- симметрия. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер. Однако асимметрия очень часто выступает в качестве выразительного средства архитектуры.
Роль каждого из выразительных средств в создании произведения архитектуры. Тектоника – специфическое средство архитектурной выразительности, которое архитектор должен уметь правильно использовать. Содержание выразительных средств архитектуры: масштаб, ритм, фактура, пропорции. Выразительные средства архитектуры -- композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др.
Важное средство достижения единства и художественной выразительности композиции в архитектуре – симметрия. Выразительные средства архитектуры — композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов. Важное средство приведения элементов архитектурных форм к единству – ритм (соразмерность, стройность), с помощью которого достигается необходимая соразмерность и выразительность произведения архитектуры. Выразительными средствами в изобразительном искусстве и архитектуре являютсядинамика и статика, передающие эмоциональное состояние, настроение.
Ритм, соотношение объемов и масс, формы, цвет, линий, плоскостей, связь с окружающим пейзажем — это средства выразительности архитектуры.
Эпатажные элементы, сначала умеренные, оказались сразу: усиленная громкость, дразнящий ритм, настойчивое повторение одного и того же элемента. Глаз отказывается верить гигантским размерам фасада (его вышина равняется почти шестидесяти метрам), так как невольно воспринимает все элементы фасада (колонны, окна, статуи) более или менее в их нормальную величину, между тем как они в действительности почти в три раза превышают привычную норму (например вышина окон равняется пяти метрам, толщина колонн почти трем метрам и т. п. ). Однако недостаточно указать на эти основные эмоциональные признаки направлений. Греческий храм и исторически и конструктивно развивался снаружи внутрь. Эстрадный танец представляет собой отдельный танцевальный номер эстрадной программы.
В этом случае одна половина сооружения является как бы зеркальным отражением другой.
Различные комбинации этих четырех частей могут придавать своду самую различную форму.
Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Взять хотя бы общую многим народам легенду о неудачных попытках построить «башню до неба». Здания в стиле принципиально другие свойства. Настенные росписи существовали в додинастическом Египте V-IV тыс.
Внутри ящика имелась намотанная на валы бумажная лента. Мертенс устанавливает три главные точки зрения. Но конструктивное решение, еще не есть архитектурное решение. Так, например, план дворцов-крепостей, выстроенных в эпоху так называемой микенской культуры, обнаруживает последовательную группировку пространства по принципу «additio».
В качестве модуля принимают меру длины или размер одного из элементов здания, сооружения. Характерно в этом смысле, что собор св. По мнению Гартмана, архитектура есть «несвободное искусство», так как, будучи некоей реальностью, она неизбежно должна служить внеэстетическим целям. В этом заключается смысл понятия тектоничность. Но так же неоспоримо, что теория Мертенса очень далека от окончательного разрешения проблемы оптического масштаба. Как и деятели культуры в других искусствах, мастера кино остро ощущали драматические конфликты XX в., Прогресс краха человеческих надежд, ценностей и идеалов, процесс дегуманизации жизни.
Прежде чем попасть к жилым покоям самого властителя крепости, приходится обойти кругом почти всей занимаемой дворцом площади. В иконописи не запечатлевается ничего случайного.
Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Райта, проповедовал связь с природой, обращение к человеческой индивидуальности (В мире должно быть столько типов зданий, сколько индивидуумов»). Тектоника стеновых конструктивных систем.
Пропорции), соразмерность сооружения и его отдельных частей человеку (масштабность), различные способы членения объёмов, стенных плоскостей и др., пластическая обработка частей и деталей здания, применение отделочных материалов, обладающих той или иной фактурой и другими пластическими качествами, применение цвета и различных декоративных элементов, сочетание архитектурных форм со скульптурой, живописью и произведениями декоративно-прикладного искусства. Иногда это имеет оттенок шутки игры, гротеска. А здесь, в отличие от опор, где высота преобладает над шириной и композиция имеет вертикальный характер, наоборот, господствует ширина и горизонталь. Главной целью архитектурной концепции, основным стержнем художественного воздейст-вия архитектуры является ритмическое взаимодействию массы (плоскости) и пространства. Но, разумеется, оно относится и ко всякому вообще произведению архитектуры (даже такому, которое, подобно Эйфелевой башне, состоит, кажется из одного только скелета).
Какие же именно изменения внес Микеланджело в проект своего предшественника. Воспоминания о таких катастрофах можно найти в мифологии почти всех народов.
Тем самым бочкообразный свод распадается на четыре части: части, примыкающие к аркам, называются распалубками (Kappen), а две боковые части – лотками свода (Wangen). Предложил лозунг – Назад к Баха.
Одно из средств создания композиционного единства – масштабность, т. е. Техника витража появилась позднее мозаики и фрески – в эпоху зрелого Средневековья (11-13 вв. ). Венеция, напротив, – это родина ритмической группировки. Применение принципа отражения в зеркальных залах 19-го века очень сильно действовало на зрителя.
Осуществление этого принципа наиболее впечатляет в ансамблях площади Александерптац в Берлине, Прагерштрассе в Дрездене и в центре Коттбуса. Хиндемит, Ф. Бузони, С. Прокофьев). В 1830-50-х гг. Она изучает виды равновесия и виды сопротивления. Конструктивная идея готического стиля также требует созвучия наружных стен с внутренним пространством (три портала в соответствии с тремя нефами, наружные контрфорсы, отражающие вертикальное устремление внутренних столбов, карниз на уровне так называемых эмпор и т. п. ). И готике и барокко (в отличие от романского стиля и Ренессанса) свойственно преобладание вертикального направления.
Ошибочность этого очень популярного мнения об архитектуре абсолютно несомненна.
Романские и готические витражи с религиозной тематикой – цветные стекла (черными) скреплялись свинцовыми пластинами, воспринимающимися как графический контур. Наоборот, стремительный взлёт, характеризующий Эйфелеву башню, напоминает те активные тектонические процессы, которые мы видим в образовании кристаллов и те органические процессы, которыми характеризуется развитие растительных форм, например, ствола высокого дерева. Эта мысль ярко выражена Т. Фишером: «Готовое произведение архитектуры легко измерить, но одними только измерениями и расчетами оно не могло быть создано». Он дает меру архитектурному произведению и вносит ясность в его восприятие.
В древнейших купольных постройках переход совершался таким образом, что каждый следующий слой кладки слегка выступал над предыдущим, а выступающие углы квадратов сглаживались (так называемые ложные купола в микенских гробницах). Одной из самых ярких фигур послевоенного кино стал Федерико Феллини.
Зритель, находящийся на площади, абсолютно не замечает этого и воспринимает площадь как правильный четырехугольник, в результате размеры площади кажутся ему более крупными и широкими, чем они есть на самом деле (в этом легко убедиться при взгляде на перспективный вид площади). Очень важное значение для стрельчатой арки имеют пропорции пролета, который арка венчает.
Асимметрия — это отсутствие симметрии при организации пространственной композиции. Таким образом, лестница уже более органично спаяна с массой здания и своим силуэтом непосредственно участвует в декоративном расчленении фасада. Но на самом деле эти понятия представляют собой слепки с объективной реальности. Простейший вид арки и наиболее популярный в античной архитектуре, а также во все эпохи возвращения к классическим принципам (Ренессанс), – полуциркульная (полукруглая) арка. Этот модуль (деленный на части или повторенный несколько раз) определял не только вышину колонны и размеры интервала, но также пропорции капители, частей антаблемента и т. п. Праобразом сцены была площадка жертвоприношений (алтарь).
Архитекторы раннего итальянского Ренессанса любили оживлять плоскость стены орнаментом разноцветных мраморных плит (красных, белых, зеленых, черных), тогда как в Голландии и Северной Германии охотно пользовались чередованием слоев красного кирпича и белого или желтого песчаника. воспринимаемая зрительно соразмерность сооружения человеку. К специфическому ритму плоскостей в масс мы теперь и обратимся.
Решая социально-бытовые, строительно- технические и идейно-художественные задачи, архитектура применяет разнообразные композиционные и образные средства. Ритм создается равномерным повторением архитектурных форм и интервалов (элементы орнамента, колонны в храмах, окна в современных жилых домах и т. п. ). При этом возникает как бы ускорение ритмического ряда.
Любое отклонение, отсутствие даже мелкой детали нарушают равновесие и порождают напряжение во всей системе (рис. Дивертисментный танец не столько развивает драматическое действие, сколько является как бы «вставным номером». Петра, который по проекту Браманте и Микеланджело должен был представлять собой идеальное воплощение пребывания в пространстве, в эпоху барокко переживает целый ряд трансформаций и в конце концов превращается в здание продольного плана.
Различают билатеральную симметрию, где одинаковые элементы расположены направо и налево от средней оси и радиальную симметрию, где одинаковые формы расположены во все стороны от центрального пункта (фасад готического собора). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Истоки монументальной живописи восходят к первобытному обществу. Симметрия, хотя и не исключает последующего развития, но ограничивает его (пристройки возможны только по оси или симметрично с двух сторон). Для классического стиля (античная архитектура, Ренессанс) характерна тенденция комбинировать, сочетать оба типа пространства в некое гармоническое целое (Пантеон).
Различают два основных способа архитектурного членения. Характерный пример такого чрезмерного увеличения масштаба дает фасад собора св.
pilastro от лат. Теория эта имела самые разрушительные последствия. Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т. п. ). Самыми простейшими являются односкатная, двускатная и четырехскатная крыши.
Напротив идеальная схема лютеранской церкви требует пространства центрического плана, так как главное внимание здесь концентрируется на кафедре и на том, чтобы произнесенная с кафедры проповедь была доступна всей общине, была слышна во всех углах церкви. Не удивительно, что зритель чувствует себя абсолютно по-разному в пространстве Ренессанса и в пространстве барокко.
По известному выражению «архитектура — это застывшая музыка» можно уподобить древнегреческий храм гармоническому гимну вселенной, готический собор — религиозному хоралу, а дворец эпохи барокко— торжественному маршу праздничной процессии. В середине XVIII века архитектор Габриель выстроил по сторонам улицы два симметричных здания (так называемое Garde-meuble), фасады которых выходят на площадь Согласия. Задача архитектора – координировать их или выдвинуть один за счет другого. Архитектура. Шеффер, П. Булез, О. Мессиан, А. Жоливе). Обманутый этим приёмом глаз воспринимал их как постройки равной высоты.
Тем самым мы соприкасаемся с новой проблемой архитектурной концепции – с эмоциональным языком направлений в комбинации архитектурных плоскостей и масс. Ритмическая группировка чрезвычайно богата вариантами принципы ритма позволяют оперировать повторением сходных, но различных по форме элементов (чередование столбов и колонн), менять сочетание элементов в одном и том же ритмическом ряду и пользоваться комбинацией нескольких различно построенных рядов и т. д., до бесконечности усложняя и сочетания отдельных звеньев и их соотношение в группе. Вскоре рок-музыка практически не существовала вне сложным техническим воплощением. Пропорции не следует рассматривать как произвольно вносимое архитектором средство гармонизации художественного образа: они неразрывно связаны с самой сущностью архитектурного сооружения и являются «внутренне присущей ему мерой», способствующей раскрытию функционального и идейного его содержания. Чего можно достигнуть таким образом, хорошо видно на площадях Нанси.
Гёте, которому во сне приснились стихи, а, проснувшись, он «как лунатик сел их записывать». Особенно большое значение сейчас приобретает полихромия (многоцветность), которая может быть достигнута окраской сборных деталей или применением цветных материалов для ограждающих конструкций.
Вера в сверхъестественность и одушевленность природных стихий (анимизм) породила магию – как практику управления этими душами и духами. Все украшения наружных стен в романской архитектуре (лизены, арочный фриз, порталы) имеют плоский силуэтный характер они не выступают вперед, но словно уходят постепенными уступами в глубину каменной массы. Взаимное равновесие частей по сторонам оси сдерживает движение в иных направлениях.
Скульптура (лат. Важную роль в творчестве играет вдохновение. Характерно и для критских лестниц и вообще для лестниц в античной архитектуре, что они построены перпендикулярно к плоскости фасада (то есть в большей мере принадлежат окружаю-щему здание пространству, чем самому зданию).
Разумеется, свет играет в архитектуре иную роль, чем в живописи или графике. Браманте задумал план собора в духе чистого стиля Ренессанса. Ритм лежит в основе построений высотных зданий в Москве и телевизионной башни в Останкино. В итальянских церквах готического стиля как будто использованы те же самые элементы и принципы пространственной композиции, но благодаря более широким нефам, более редкой расстановке более низких опор пространство итальянской готики теряет динамическое устремление вперед, спокойно и широко раскрывается в стороны и из продольного пространства превращается в центрическое. Какими приемами Бернини достигает своей цели. Вероятно, они были созданы кроманьонцами между ХХV и ХVI тыс. Петра в Риме.
Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. Направленность, динамизм композиции — важное средство организации жизненных процессов. Почему. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Диагонали подобных прямоугольников параллельны (при параллельном расположении соответствующих сторон), вот таким образом для построения простейшей пропорциональной зависимости между прямоугольными плоскостями необходимо следить, чтобы их диагонали были либо параллельны, либо перпендикулярны друг другу.
Свет же, падающий сзади, подчеркивает пластическую лепку пространства. Здание может быть масштабно как по отношению к размерам человека, так и по отношению к соседним зданиям, к площади, на которой оно находится и т. д. Кроме того, прием тромпов требовал для поддержки купола чрезвычайно массивных стен. Аннунциаты.
На ней были нарисованы самые разные картинки. Для крупных монументальных зданий не характерно членение на мелкие элементы и в то же время укрупненное членение не подходит для небольших зданий массового строительства (например, для жилых домов). Хотя его площадь почти в 2 раза больше, чем у дома 2 (рис.
состоят почти все знаменитые группы классического рок-н-ролла. работы, употребляют килограммо-метр. 3). Таковы же средства выражения и объёмных образов: громадного, толстого и малого, тонкого.
Всё это вызывает отрицательные эмоции4. Эстрадное искусство – это синтетический вид творчества, объединяющий малые формы драмы, комедии, музыки, а также пение, художественное чтение, хореографию, эксцентрику, пантомиму, жонглирование иллюзионизм и т. д. Непосредственно с монументальной живописью смыкаются техники мозаика и витраж, которые также можно отнести к декоративному искусству, тесно сплетающемуся с архитектурными образами. Вот таким образом и готический монумент (фонтан, статуя) словно боится выступить на середину площади и жмется к стене, углу здания, заимствуя у него поддержку своей вертикальной тяге.
Человек тоже дисимметричен, несмотря на то, что очертания его тела имеют ось симметрии. Так, например, тектонические стили главный акцент обычно ставят на наружные массы здания, тогда как стереотомные стили хочется назвать по преимуществу стилями внутреннего пространства. Абсолютно иные принципы определяют концепцию площади в эпоху Ренессанса. Фасад выполняет две основные функции.
Нужно, однако иметь в виду, что прием рустовки оперирует больше с поверхностью фасада, с кожей здания, чем с самим его телом, его «мускулами». В области художественно-профессионального танца различаются эстрадный танец и балет. Живопись очень древнее искусство, несомненно, ее воздействие на внутренний мир человека. Софии, выстроенная в 537 году в Константинополе. В этом смысле римскую конструкцию (с точки зрения греческой) можно было бы определить как негативную, поскольку ее средством выражения являются не массы, а пустоты между массами.
Кроме того, характер внутреннего пространства зависит от источников света еще и в другом смысле очень важно, получает ли глаз сквозь источники света впечатления внешнего мира или не получает, щедро ли раскрывается внутреннее пространство в окружающий пейзаж (окна, доведенные до пола) или, наоборот, замкнуто изолировано в своей интимной жизни. Тут мы имеем процесс, напоминающий образование математических абстракций. Архитектурные сооружения создаются с целью удовлетворять социальные потребности, они имеют практически полезный характер.
Линейная характеристика применима и тогда, когда другие измерения данного предмета (например его площадь или объём) или крайне незначительны по сравнению с длиной или же стандартны по всему направлению предмета.
Еще убедительнее принцип аналогии проявляется в плане так называемого Эрехтейона, храма с очень сложной и на первый взгляд абсолютно произвольной композицией, которая, однако, при ближайшем рассмотрении оказывается построенной на строгой гармонии элементов (все три части здания, казалось бы, столь различные между собой, как видно из параллельных диагоналей, представляют собой подобные фигуры). Фактические размеры здания и его масштаб находятся в прямой зависимости. объединила с небывалой остротой пережитая ситуация отчуждения от государства, традиционной общественной структуры и культуры и насущная потребность найти выход из этой ситуации. Мозаика (от лат. Если же чаше (три сантиметра в диаметре) мы дадим форму фонтана, то она как бы съежится, так как мы ее будем воспринимать в виде уменьшенного фонтана.
В проблеме естественного света самое важное значение имеет распределение источников света. Но принцип «divisio» на этой элементарной стадии развития имеет и свои неудобства. И если Фидий делал для своего Зевса уже вполне инженерный каркас из дерева, то Эйфель соорудил в качестве каркаса для «статуи Свободы» сложнейшую металлическую конструкцию. В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»). Начиная с XVII века во французской архитектуре получает распространение мансардная кровля (названная так по имени знаменитого французского архитектора Франсуа Мансара) она состоит из двух частей – более крутой, нижней и более покатой, верхней части, что придает богатую динамику силуэту крыши, не нарушая ее компактной массы. При этом лестница не жмется к стене, не направляется мимо посетителя (как в эпоху готики и Ренессанса), но смело развертывается в глубину здания. Иллюзии удаления колонн от зрителя на большее расстояние, чем это было в действительности, греческие архитекторы классической эпохи достигали тем, что второй ряд колонн в портиках с двойным рядом колонн делали меньшего диаметра.
К тому же мыслимо ли провести точные оптические границы между пространством и массой. Виды архитектуры Архитектура –искусство проектировать и строить здания и сооружения (также их комплексы) Виды архитектуры: 1) Проектирование зданий и сооружений основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений. На примере иконописи особенно ярко обозначается связь живописи и архитектурыработы храмовой росписи подчеркивают силу архитектурного ансамбля.
Ритмомназываем ряд, в котором составные элементы подчиняются закономерностям изменения (нарастания или убывания) повторяемых форм интервалов или тех и других. В условиях рабовладельческой демократии Древней Греции создаётся целостная среда городов-государств (полисов). А талантливый американский композитор Дж. Главным стержнем католического богослужения является месса, совершающаяся возле алтаря.
Пилястра (также пилястр итал. Микеланджело смело порывает с традициями классического стиля, последовательно проводя метод «divisio» композиция Микеланджело направляется от периферии к центру: Микеланджело берет за основу все пространство собора и затем с помощью столбов и выступов стен распределяет его направления и делит его на части, причем его составные элементы не имеют самостоятельного, законченного характера, но как бы неуловимо сливаются, сплетаются один с другим в общем потоке пространства. Но архитекторы готического стиля охотно прибегают к романтике масштаба еще и в другом смысле – повторяя один и тот же мотив в различном масштабе на одном и том же здании (например бесчисленные башенки Миланского собора).
30-е гг. К середине 19 в. портретная миниатюра исчезает, вытесненная фотографией. Продолжительность работ выражают массивность и громадные размеры египетских пирамид, сочетание стилей в севильском соборе, филигранность орнаментов готических соборов и разнообразие, например, оконных масок Версаля. «Чистая математика, – говорит в «Анти-Дюринге» Энгельс, – имеет своим предметом пространственные формы и количественные отношения действительного мира, т. е.
Особое место занимали народные гулянья, во время которых устраивали разного рода увеселения – балаганы, цирки, катальные горки, качели, карусели. Ведь одной из важнейших частей архитектурного произведения является перекрытие. Этот вид пространства (Пантеон, первичный план собора св. Ритм — свойство, органически присущее многим явлениям природы и жизни человека.
Напротив, все другие виды арки могут менять свое очертание независимо от размера интервала. Как в античной архитектуре, так и в архитектуре итальянского Ренессанса обе функции пространства (огораживание, покрытие) ясно подчеркнуты, строго разграничены (карниз, отделяющий потолок от стены) и вместе с тем находятся между собой в идеальном равновесии. Иначе говоря, пространство готического собора развертывается одинаковым количеством ячеек как в среднем, так и в боковом кораблях и каждая ячейка при разнице глубины может иметь одну и ту же ширину (так называемая «насквозь проходящая травея»). Возможно бесконечное разнообразие и сочетание элементов рядов.
Подобно тому как античный художник и скульптор калькулировали пропорции человеческого тела исходя из вышины головы как единицы меры, как модуля (идеально пропорционированным считалось тело, в котором вышина головы повторяется семь или восемь раз), точно так же и архитекторы в основу исчисления пропорций клали определенный модуль и именно полудиаметр ствола колонны. Статическая сущность несущих стен (наружных) тектонически проявляется при обнажении внутренних несущих конструкций в нижнем ярусе здания или на отдельных участках по высоте.
Не следует забывать при этом, что ритм лестницы ощущается не только глазами, но и ногами.
Один из них выдвинула греческая архитектура. С одной стороны, стена готического собора выступает наружу мощными контрфорсами, лепится пластическим узором множества статуй, фиалов и вимпергов, с другой же стороны, плоскость стены продырявлена ажурным орнаментом центральной розы, сквозных башенок, балюстрад, галерей и т. п. В раннехристианский период III-VI вв. Базилика (от греч. Характерный пример – план дворца вавилонского магната.
В этом отношении очень поучительна практика архитекторов готики. Архитектура относится как к духовной, так и к материальной культуре. В XIX веке площадь из архитектурной проблемы (пространства) постепенно превращается в инженерную проблему (средства сообщения). Средний (главный) неф выше боковых, часто завершается апсидой — полукруглой иногда многоугольной, выступающей частью здания имеющей собственное перекрытие полукуполом или полусводом и располагающейся в восточной части храма.
В результате строитель собора св. Можно было бы написать целую историю неудачных архитектурных попыток выйти за пределы возможностей, открываемых уровнем развития производительных сил данной эпохи и в частности уровнем развития строительной техники.
Таким образом, тектоника выражает единство конструкций и архитектурно-художественных форм. Сохранилось старинное развлечение раек. Нам остается вкратце коснуться еще двух последних проблем архитектурной композиции – проблемы света или освещения и проблемы краски в архитектуре.
Это значит, что в римской архитектуре господствует абсолютно иной принцип композиции: вместо рядоположности – ритмическая смена элементов, вместо горизонтальной – диагональная композиция, вместо симметрии – диссонанс, придающий всей композиции характер большой легкости и свободы. 3, б).
Знаменитый венецианский дворец Ca doro (Золотой дом) выстроен в 30-х годах XV века. И когда посетитель проникает сквозь последние главные ворота, то оказывается, что дворец властителя состоит, в сущности из трех абсолютно самостоятельных, обособленных помещений, расположенных рядом, каждое со своим собственным двором: так называемый мегарон (большая мужская зала с очагом), спальня и жилище женщин и детей (радикальный пример метода «additio»: для каждой практической надобности предназначена особая самостоятельная постройка). Как бы упорно ни стремилась фантазия архитектора в сторону диссонансов и произвола (это относится, например, к недавнему прошлому европейской архитектуры), в оформлении отдельных элементов композиции архитектор неизбежно должен базироваться на симметрии (окна, двери, опоры, мебель).
Архитектуре Ренессанса свойствен противоположный метод. При этом принцип группировки очень часто сочетается с нечетным ритмом композиции (в три такта). Такая же радикальная трансформация возможна и с вертикальным направлением.
В заключение несколько слов о применении краски в архитектуре (сюда можно отнести также проблему красочного света, столь популярную в эпоху готики). Этот способ основан не на координации, а на субординации элементов.
В лестнице библиотеки Лауренциана Микеланджело ярко воплощает столь отличный от концепции Ренессанса метод «divisio»: создается впечатление, что сначала были созданы общие границы вестибюля, а потом в них, так сказать, post factum вложена лестница. Мы уже знаем, что в своих первоначальных, примитивных формах архитектура отвечала потребности или огораживания или покрытия. Дж. Противоположный принцип группировки пространства присущ архитектуре Древней Месопотамии. В этом смысле особенно важным фактором циркуляции в светской архитектуре является лестница.
Можно сказать, что первый метод более соответствует процессу работы в дереве и в камне (скульптуры), тогда как второй метод более напоминает лепку в мягком материале, в глине (пластику в чистом смысле этого слова). Ведь ни для кого не является секретом, что не все способны быть творцами искусства. В готической конструкции отдельные распалубки свода скрепляются мощными ребрами (нервюрами).
Наконец, в готическом стиле можно наблюдать своеобразное сочетание обоих методов. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В лестнице Ренессанса нет ни спешки готики, ни особого приволья, свойственного барокко. Ряд как средство архитектурной композиции особенно важен при необходимости объединения в единое целое большего числа элементов (больше чем 72 элементов). (П.
Противоположный (эмоциональный или символический) принцип полихромии свойствен восточ-ной (арабской) архитектуре и отчасти византийской. Вот таким образом художественная ценность архитектуры заключается только в той декоративной драпировке, которая облекает чисто утилитарное тело здания.
Так как в ранней средневековой архитектуре умели перекрывать сводами только квадратные пространства, то квадрат в эпоху романского стиля сделался постоянной единицей меры для пространственных ячеек сакральной архитектуры: в церквах романского стиля на каждую квадратную ячейку среднего корабля приходится всегда два вдвое меньших квадрата боковых кораблей (так называемая связанная система).
Вот таким образом сопоставление фигур различных масштабов в картине или рельефе встречается главным образом в такие эпохи, когда архитектура целиком подчиняет живопись и скульптуру своим принципам и использует их только как украшение (египетское, византийское искусство). Масштаб означает некую единицу меры, на которой основано отношение величин. Теперь уже не здание служит площади, как в эпоху Ренессанса, но площадь служит зданию.
Особенно подвержены изменению интерьеры. Кроме того, восприятие архитектуры осуществляется во времени. Шарнирное соединение ножек этого инструмента зодчих делит их в золоте. Так, например, в романских церквах квадрат является единицей меры, положенной в основу распределения пространства, тогда как в эпоху готики господствует так называемый принцип триангуляции, то есть определение пропорций здания (его плана, ширины и вышины его кораблей) с помощью системы треугольников, равнобедренных, равносторонних и прямоугольных, причем вершины треугольников совпадают с главными пунктами и границами здания как в горизонтальной, так и в вертикальной проекции. Здания меняются в веках, они перестраиваются, дополняются новыми деталями.
Полуденное солнце бросает ее тень на север. А. Шёнберг в произведении Лунный Пьеро доказал состояние аффекта к кульминации, крика.
А здесь, в отличие от опор, где высота преобладает над шириной и композиция имеет вертикальный характер, наоборот, господствует ширина и горизонталь.
На характер образной выразительности оказывает влияние и масштабность, т. е. Такими архитектурными по своему существу произведениями являлись – Фидиева статуя Зевса, Колосс Родосский и американская «статуя Свободы». Основная область духовной музыки – культовая. Это объясняется тем, что для общественных зданий характерны большие внутренние помещения (залы, аудитории, классы), требующие устройства крупных проемов, больших гладких плоскостей.
До сих пор шла речь о контрастах в концепции единичного пространства. Постройка должна не только быть прочной, но и производить впечатление прочной. Художник сам создает свет своими изобразительными средствами, с помощью пятен и плоскостей различной светлости. Во все века большое внимание уделялось живописи как выразительному средству при создании архитектурных объектов, сооружений и ансамблей, как средству усиливающему образность облика здания и его назначения (Храм Василия Блаженного в Москве, церковь Спаса на крови СанктПетербург, Сикстинская капелла в Ватикане). Монументальнодекоративная живопись в XIX веке приходит в упадок. Византийский историк Прокопий, описывая церковь Софии, между прочим говорит: «Абсолютно непонятным образом держится это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба».
Отношения соответствующих сторон подобных фигур равны между собой. Пантомима воспроизводит бытовые и прочие жизненные движения изображает действие. Сюда входят и масса и время, а также их производные – работа и мощность.
Формирование пространства в зодчестве подчиняется функциональным, технико-конструктивным и эстетическим требованиям. Внутри храма апсида служит алтарной частью.
В общем смысле слова тектоника означает структура, строение. Слагаемыми циркового образа являются музыка, ритм, костюм исполнителя. Если фасад итальянского дворца обычно является органическим выражением плана и разреза здания, то в церковном зодчестве архитектура Ренессанса обнаруживает тенденцию к более декоративному расчленению фасада (Сайт Андреа в Мантуе). Окончательную победу классического стиля над готикой знаменует Pallazzo Vendramin (выстроено в 1506 году), в фасаде которого орнаментальный узор уступает место конструк-тивному скелету, борьбе пластических, удвоенных колонн с тяжелыми, массивными карнизами.
Наиболее последовательно тектоническая система воплощена в греческой архитектуре и в архитектуре итальянского Ренессанса, где стилистическая концепция основана прежде всего на идее борьбы между опорой и тяжестью, напротив, самые яркие образцы стереотомии дает архитектура ислама и романский стиль, стремящиеся к компактным массам и к полному органическому слиянию стен и сводов. Применение железа в архитектурной конструкции создало новые формы покрытия, например стропильные фермы, которые в виде стрельчатых арок поднимаются от самого пола до вершины свода. Статуя Давида работы Микеланджело, его же росписи потолка Сикстинской капеллы.
Ту же самую роль в обработке вертикальных плоскостей играют расчленения. Объемные формы моделируются цветом и светотенью. 5). Настоящего расцвета искусство витража достигает во Франции в 13 веке. Архитектурно-планировочная и ландшафтная организация территории выставки.
Последовательное закономерное изменение (возрастание или убывание) элементов или интервалов характеризует ритмический порядок повторности. Многих архитекторов привлекают образы вокзала и аэропорта.
Скульптуру относят к искусству панорамы (направлено на круговое восприятие изнутри). Во всяком случае, для средневекового архитектора, не имевшего в своем распоряжении современных оптических приборов, триангуляция была не столько идеальной нормой пропорции, сколько техническим средством проектирования здания.
Иногда такие портреты вставляются в медальоны, табакерки, часы. Решающая роль в освоении основ объемно-пространственной композиции отводится практическому способу через постановку и решение творческих заданий. средством измерить скорость работы (иначе говоря мощность) является килограмм-метр-секунда. В 20-е гг. Тут не могут помочь никакая геометрическая схема, никакой арифметический модуль.
Готический стиль еще не знает принципиального контакта между массой и пространством. Наоборот, «Place de la Carriere» кажется суженной, благодаря продольному расположению бульвара. Александрова, И. Пырьева и др. Воспоминания о таких катастрофах можно найти в мифологии почти всех народов.
Взять хотя бы общую многим народам легенду о неудачных попытках построить «башню до неба». Это чисто телесное ощущение архитектуры мы переживаем особенно остро перед теми памятниками архитектуры, которые почти лишены пространственного содержания и которые воздействуют на нас исключительно только своей массой (пирамида, обелиск, башня, пагода и т. п. ). Наибольшее распространение в архитектуре получила зеркальная симметрия (симметрия левого и правого). до н. э., например, в гробницах Иераконполя (Гиераконполя) в этих росписях уже заметна склонность египтян к стилизации человеческих фигур. В отличие от архитектуры в капиталистических странах, где большинство частных заказчиков стремится получить «свое», уникальное произведение архитектуры, спорящее со всеми другими окружающими зданиями, в ГДР, как и в других социалистических странах, на первый план выдвигается гармония архитектурного ансамбля.
К этой главной цели архитектурной концепции, к этому основному стержню художественного воздействия архитектуры – к ритмическому взаимодействию массы (плоскости) и пространства – мы теперь и обратимся.
Так, например, крестовый свод может быть построен на гранях распалубок (такой свод ввиду сильного вертикального давления требует мощных опор) или же крестовый свод может быть построен на ребрах (не требующих столь массивных опор). Игнорировать эти основополагающие объективные требования в искусстве нельзя. Наконец, двускатную арку с изогнутым острием (Eselsr.
Затем в полдень водружается жердь в центре будущего фасада. И, во-вторых, поскольку распределение света и его контрасты могут создавать в душе зрителя определенное настроение, радостное или мрачное, уютное или торжественное, то есть поскольку свет обладает эмоциональной ценностью. Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре, служа как декоративным (для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (для усиления стены).
В архитектуре поздних стилей отношение между стеной и потолком основано или на резком взаимном контрасте (стиль Людовика XIV) или на полном подчинении опор и стен покрытию (сталактитовые своды мавританской архитектуры, сетчатые своды поздней готики) или же на неуловимом, динамическом слиянии обеих функций пространства, на иллюзорном растворении их границ (купола и своды барочных церквей, словно раскрывающиеся в бесконечность заоблачных высот interieurs стиля рококо, в которых мерцание множества зеркал и прихотливые извивы орнамента, перебегающие со стен на потолок, лишают пространство определенных границ и направлений). На самом же деле великие стили охватывают то большую, то меньшую область культуры, то ограничиваются отдельными искусствами, то подчиняют себе все искусства или даже все главные стороны культуры – сказываются в науке, богословии, быте. – относящийся к строительству).
Высокое мастерство византийских зодчих всего ярче демонстрирует церковь св. И обязательное общение со зрителем. Сталактитовые своды мавританской архитектуры (мукарнат) можно рассматривать как декоративно-орнаментальную разработку того же самого приема. Эпохе готики свойственны высокие и узкие ступени, трудные для подъема.
Нарушенную, частично расстроенную симметрию мы называем дисимметри-ей. Однако и готическая архитектура, несомненно, тяготеет к наружной лестнице. Во-первых, он замедляет темп лестницы остановками подестов во-вторых, разбивая пространство лестницы на три корабля колоннадами, он придает лестнице большую ширину самое же главное – это мнимая перспектива: сужая кверху коридор лестницы и постепенно уменьшая все ее масштабы (вышину и объем колонн, размер интервалов, ширину ступеней и т. п. ), Бернини создает впечатление бесконечно длинного пространства, гораздо более длинного, чем оно есть на самом деле. И если Фидий делал для своего Зевса уже вполне инженерный каркас из дерева, то Эйфель соорудил в качестве каркаса для «статуи Свободы» сложнейшую металлическую конструкцию.
Пять, семь, девять элементов в ряд воспринимаются энергично. Один из неоклассических приемов – прямое цитирование музыкального материала прошлых эпох как определенных музыкальных комплексов, связанных с историей, культурой, тем или иным стилем. Разумеется, глаз не всегда требует совершенной, математической симметрии в архитектурной композиции – этому мешают иногда практические иногда стилистические соображения (например боязнь чрезмерной застылости композиции, стремление подчеркнуть угол за счет центра), но равновесие частей обычно являлось одной из важнейших основ художественного воздействия архитектуры.
Композиция – это творчество, созидание. Но на современном этапе признаётся, что творческие способности человека имеют врождённый характер (даны ли они человеку Богом или же это результат наследственных генных особенностей вопрос остаётся открытым), но все утверждают о том, что имеющиеся способности следует развивать, а для этого необходимо желание и труд, в котором способности будут развиваться. весьма реальное содержание.
и зафиксировавший свои взгляды в обширном трактате «De archiectura». Петра относится к чаше купола так, как вышина купола к вышине всей купольной постройки). скорости движения, применяют метро-секунду. Само слово «монументальная» говорит о чемто большом и значительном. Повторение и чередование соразмерных элементов — одна из закономерностей реального мира — важное средство художественной выразительности. Познакомимся с основными видами арок, вариации которых почти что неисчерпаемы.
Во время народных гуляний на площади нередко можно было увидеть ученого медведя с вожаком. Под народные гулянья в городах отводили площади большие пустыри. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера – обскура).
Но у них есть столь же убежденные противники, которые приписывают главным элементам готического стиля чисто декоративную роль: по их мнению и стрельчатые арки с нервюрами и контрфорсы с аркбутанами были вызваны к жизни не конструктивной необходимостью, а свободным полетом художественной фантазии. Эти привычные единицы меры сразу же дают глазу опору для оценки пропорций здания. В доме 1 угол крыши сдвинут относительно оси фасада. Характерной особенностью стены является ограничение ширины проемов для сохранения необходимой несущей способности простенков, в связи с этим требуемая освещенность помещения достигается развитием проемов по высоте, а не по ширине. Чистая масса сооружения характеризуется терминами тяжёлый-лёгкий.
Оно устремляется ввысь, сообщая всей форме динамическую выразительность.
Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность, польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). При расчленении стены тектонические стили любят помещать в центре (на средней оси) отверстие, стереотомные же стили охотнее занимают среднюю ось плоскостью стены или опорой. Ведь одной из важнейших частей архитектурного произведения является перекрытие. 20-е гг. Однако этот прием не годился для перекрытия больших пространств. Pallazzo Doria относится ко второй половине XV века.
как удельная масса, её определяют как массивную-ажурную или сплошную-сквозную. и в Средние века монументальная живопись была одним из ведущих видов искусства. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение) инструментальную и вокально-инструментальную.
Весь художественный строй готического собора, его живописное и скульптурное убранство выражали не только порожденные феодальным строем идеи общественной и церковной иерархии, всю систему средневекового религиознодогматического мировоззрения, но и растущее самосознание городов, трудовой пафос коллектива городской коммуны (скульптурное убранство соборов в Реймсе, Шартре, Наумбурге). Во второй половине XX в. такой контркультурой стала рок-музыка. Следует отметить также, что монументальный купол состоит по большей части из двух чаш, которые могут сильно различаться по своему силуэту, как это происходит в древнеримском Пантеоне. Следующим видом живописи является мозаика. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Архитектор же только пользуется светом для своих целей, усиливает и ослабляет его, дает ему свободный доступ или загораживает ему пути. В своей работе «Иконостас» Флоренский рассматривает специфику иконописи, определяет место и роль живописных приемов и средств, с помощью которых происходит создание святых образов. Своего высшего напряжения принцип ритмической группировки достигает в архитектуре барокко.
Молодых людей середины 50-х pp. При всей своей кажущейся простоте рядоположность элементов способна, однако, производить самые разнообразные эффекты: она может внушать суровое или радостное настроение (узкие или широкие интервалы), она может быть насыщена самой различной степенью динамики – от спокойного шага вплоть до резкого прыжка. В XVII--XVIII веках процветает монументальнодекоративная живопись (особенно в стиле барокко), существующая в тесном единстве со скульптурой и архитектурой и создающая, часто с помощью иллюзионистических эффектов интенсивно действующую на человека эмоциональную среду. Однако такая формальная морфология оспаривается учеными.
Напомним некоторые основные виды кровель. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. 7).
Абсолютно противоположная концепция вызвала к жизни древнехристианскую базилику. Современный критик работ наиболее крупного и глубокого исследователя французской готической архитектуры Виолле ле Дюна, Поль Абраам пишет об этой катастрофе так: «Баве разрушился не потому, что учёный теоретик переступил за пределы возможного, а потому, что гениального художника предала несовершенная техника его времени». Наряду с принципом «вписывания» монументальных композиций в архитектурные членения – это фронтоны, фризы, метопы древнегреческих храмов, существует и орнаментальноковровый принцип декорирования – это сплошные майоликовые облицовки средневековых построек Средней Азии, росписи русских церквей XVII век. Путем превращения тромпов в полукруглые ниши (так называемые экседры) и разложения стен на колонны и столбы римские и византийские архитекторы постепенно выработали наиболее совершенную систему купольного покрытия, основанную на так называемых пандантивах (пазухи, паруса).
В архитектуре Ренессанса намечается своеобразное раздвоение системы. Архитектура или зодчество1— искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы)23, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека4. Рассмотрим, например, план дворца в Тиринфе.
К монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска (буон фреско, фреско а секко), флорентийская и римская мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостноживописного декора в архитектуре. В народном зодчестве широкой популярностью пользуется также полувальмовая (четырехскатная с уступами) крыша. Они обычно устанавливаются в световых проемах, окнах, дверях, фонарях.
При этом надо иметь в виду, что глаз с трудом ориентируется в оценке величин, которые сильно отличаются друг от друга, необходимо облегчить ему сравнение с помощью переходов и промежуточных звеньев. В культовой архитектуре появляются монастырские комплексы с замкнутыми двориками, окруженными аркадами ("клуатры") и с массивными тяжёлыми храмами базиликального типа.
С помощью того же треугольника конструируется и разрез базилики. lbe – бочкообразный свод). Его необычные кинофантазии нарушают религиозные, этические и социальные проблемы (Дорога, Ночи Кабирии, Сладкая жизнь, Амаркорд). Значимость здания, его крупномасштабность отнюдь не равнозначны крупным размерам здания. Он и стал первым, кто сумел воплотить в этом направлении свои большие художественные замыслы (ЦарЕдип, Персефона, Орфей, Пульсинелла»).
Мы, прежде всего имеем в виду активизацию роли внутреннего пространства и проследить процесс его развития можно особенно наглядно при сравнении столь близких географически и при этом столь отличных внутренне друг от друга древнегреческой и древнеримской культур. Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Но если бы «Зевс» Фидия вздумал подняться со своего трона, то потолок целлы оказался бы для него слишком низким. Процесс демократизации культуры в XX в., Обусловленный развитием средств массовой информации, возникновением радио и телевидения, нового массового вида искусства – кино, породил определенные специфические проблемы для функционирования культуры.
Оно имеет длительность и композиционную направленность движения зрителя в архитектурном пространстве экстерьера и интерьера. В художественной жизни ряда стран уверенно заявило о себе искусство кино. В эпоху Возрождения искуссво приобретает светский характер культуры, то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности. Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции).
Чем выше подняты источники света (в особенности если при этом последовательно усиливается их светосила), тем крупнее кажутся размеры пространства.
Примером метрического построения является размещение окон и простенков в жилом доме, одинаково повторяющихся по горизонтали и по вертикали, Последовательное закономерное изменение (возрастание или убывание) элементов форм или интервалов характеризует ритмический порядок построения форм в пространстве. В фасадах дворцов и особенно церквей архитекторы барокко последовательно проводят принцип полной субординации (в отличие от координации Ренессанса), подчеркивая среднюю ось здания порталом, балконом или гербом и усиливая все пластические эффекты от краев к центру. Элементы тектонической системы каменной стены, возникшие в античной Греции, приобрели законченное выражение в эпоху Возрождения в Италии.
Для того, чтобы представить себе, какого эффекта достигали этим приёмом, достаточно присмотреться к порталам готических соборов. Цирковое представление включает в себя номера различных жанров (акробатику, гимнастику, пантомиму, жонглирование, эквилибристику иллюзионизм, клоунаду, эксцентрику, наездничество, дрессировку животных и другое). Таким образом, стены готического собора оказываются абсолютно свободными от функций опоры они могут быть очень тонкими, легкими и могут быть даже полностью сквозными (огромные цветные окна готических церквей). В архитектуре масштаб занимает особое место и обычно с этим понятием связывается расчлененность композиции, ее детализация, крупность форм по отношению ко всему зданию.
Большое значение для установления масштабности имеют такие элементы, которые связаны с размерами человека (например, окна, двери, ступени лестниц и т. п. ). На характер образной выразительности оказывает влияние и масштабность, . В тех же случаях, когда выступавшая на фоне неба крайняя колонна портика казалось утолщённой по сравнению с другими, эту иллюзию компенсировали, как указывает Витрувий, соответствующим увеличением диаметра. Понятие масштаба с трудом укладывается в рамки теоретического анализа и абстрактных норм. Один из них может быть назван принципом «additio» – то есть группировка пространства последовательным прикладыванием одной пространственной ячейки к другой, а второй – принципом «divisio» – то есть комбинация пространства посредством деления некоей большой пространственной единицы на ряд составных элементов. Способ этот состоит в повторении одинаковых форм на одинаковом расстоянии.
О расцвете этого жанра в классический период свидетельствуют многочисленные упоминания в письменных источниках, особенно были знамениты росписи Полигнота в Пропилеях Афинского акрополя. По большей части как переход между ними, как их завершение и соподчинение он вводит косые линии (раскосы в деревянной конструкции, готические контрфорсы, тетивы лестниц, объединяющие изломы ступеней, в особенности же скаты крыши или фронтона).
элементы, величина которых связана с размерами взрослого человека. Архитектуру как искусство часто называют застывшей музыкой17. Впервые лишь в эпоху барокко просыпается потребность в более мягком и привольном ритме движения по лестнице и вырабатывается форма широких, низких, слегка наклоненных вперед ступеней, столь благотворных для человеческого шага. Эти нервюры, которые как бы принимают на себя давление свода, сдерживаются в вершине свода замковым камнем с другой стороны, передавая давление свода столбам, они как бы продолжаются в ребрах столбов до самого пола.
Нельзя овладеть композицией, не приобретя собственного опыта в ней. В ордерных композициях модулем служит нижний радиус колонны. Вдохновение порождает необыкновенную творческую активность.
В допетровское время искусство в России имело своим призванием служить исключительно религиозным целям, а так как православная церковь гнушается изваяниями человеческих фигур, то скульптура, в настоящем смысле слова, не могла в древней Руси не только развиваться, но и существовать. Еще ярче классические тенденции проявляются в фасаде Pallazzo Manzoni-Angaran, не только в отдельных декоративных элементах (пилястрах, полукруглых арках, гирляндах), но и в последовательно проведенном трехчастном делении композиции с сильно подчеркнутой центральной частью. Принято разделение музыки на светскую и духовную.
В композиции лестницы архитекторы Ренессанса последовательно пользуются уже знакомым нам методом «additio». Но в ходе развития готического стиля это созвучие мало-помалу расшатывается и расчленение фасада приобретает все более декоративный характер (особенно в Италии и Англии). Портретная миниатюра (собственно миниатюра) – обычно небольшого формата (не более 15-20 см. Это значит, что вавилонский архитектор исходил в своем плане из некоего целого пространства, которое затем делил внутренними линиями на группы более мелких пространственных ячеек, то есть пользовался принципом «divisio».
Они знали угол естественного откоса и умело пользовались этим знанием на практике. Простейшей формой ритмических построений является метрическая (метр), основанная на точном повторении одинаковых форм и членений. Выдающимся музыкальным явлением XX в. стал негритянский джаз.
Контраст между центрической и продольной концепцией пространства может быть подсказан не только историческим, эволюционным положением того или иного стиля, но также географи-ческими причинами, темпераментом народа или особенностями вероисповедания. Благодаря такой зависимости образовалась внутренняя взаимосвязь между частями и целыми. Движущая камера является орудием художественного творчества. Автор стремился дать пространство импровизации. И прежде всего следует принять во внимание основное противоречие между математическими принципами измерения пропорций (в плане и разрезе) и реальным восприятием здания зрителем: «измеримое» не всегда покрывается «видимым», математический расчет не совпадает полностью с оптическим впечатлением.
Для измерения пространства, пройденного в течение известного времени, т. е. Искусство представлено в различных видах, жанрах и стилях.
Под ритмом в архитектуре ре понимают закономерное повторение — чередование элементов здания в общей композиции архитектурного объекта. 9) богаче и острее за счет острого угла крыши и ряда вертикальных объемов труб на крыше. Механическое соединение отдельных структурных элементов (конструкций) здания не может создать единого архитектурного облика и только после осмысливания назначения и работы элементов и их художественно-пластической разработки оно может превратиться в единую архитектурную форму. Главное – это противостояние.
Такой же сетью конструктивных линий расчленены наружные стены, романского собора. По характеру содержания и образного строя различают произведения живописи, обладающие качествами монументальности, являющиеся важнейшей доминантой архитектурного ансамбля и монументально-декоративные росписи, лишь декорирующие поверхность стен, перекрытий, фасадов, которые как бы «растворяются» в архитектуре. воспринимаемая зрительно соразмерность сооружения человеку.
В жилом доме трудно соблюсти полную симметрию. На рис. 8). Так, например, в египетской пирамиде отсутствует всякий масштаб для сравнения величины и вот таким образом глаз зрителя (особенно при близком рассмотрении) не оценивает в полной мере ее гигантской массы.
Человек тоже дисимметричен, несмотря на то, что очертания его тела имеют ось симметрии. Таким образом, театральное искусство зародилось из ритуальных действ. Так, например, на богатых и неожиданных контрастах масштаба основан эффект Новой ратуши в Стокгольме (Остберг): различное распределение плоскостей на правом и левом крыле, сочетание мелкого узора колоннады с нависающими над ней тяжелыми стенами, сплошная масса башни, увенчанная сквозным мелким фонарем, – этими контрастами архитектор создает впечатление, словно легкая улыбка озаряет суровую серьезность здания.
Простейший вид живописной обработки архитектуры – раскраска отдельных элементов, стены (цоколя, окон, фриза) в различные тона (метод, особенно популярный в крестьянском зодчестве). Однако для архитектурного сооружения или комплекса сооружений этого мало – практически полезное должно стать художественной ценностью. Сблизить их сильные стороны стремился в последних работах Ле Корбюзье (например, капелла Нотр-Дам дю О в Рошан). Архитектура снова становится ордерной. Петра в Риме) не имеет одного преобладающего направления, оно одинаково развертывается во всех направлениях из главного центра, к которому и притягивает зрителя.
Нарождающийся капитализм использовал все декоративные формы классики для создания богато орнаментированных, сложных, преувеличенно богатых композиций барокко. В этот период фресками украшались стены и своды катакомб, а затем настенные росписи и мозаика стали главными видами монументальной декорации храмов как в Западной Римской империи (до 476 года), так и в Византии (IV-XV вв. ), а также в других странах Восточной Европы. Триумфальная арка и металлические решётки, поставленные поперёк «Place Rоуаle», оптически уширяют её.
Виды пропорциональных отношений. Метр – это равномерное чередование неизменных одного или нескольких элементов (форм и интервалов). создаёт эффект ажурности даже там, где её на самом деле и нет.
Но и кривые линии обладают очень широким диапазоном эмоциональной экспрессии. Из прямоугольного скрещения стропил образуются так называемые кассеты (кессоны) – вид потолка известный уже античной архитектуре. Следующую стадию своего развития лестница переживает в средневековой архитектуре. В том случае, когда она берётся в связи с занимаемым ею пространством, т. е.
В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность) и эстетические (красота) свойства объектов2. Г. Эйфель). Нетрудно заметить, что место постройки в целом имеет неправильную, неравномерную форму, тогда как внутренние стены проведены с геометрической точностью.
Витражи 20 века с новшествами – без свинцовых обводок – клеевой витраж.
Симметрией мы называем одинаковое расположение частей по отношению к плоскости или линии.
Традиции требовали, чтобы центральный неф базилики был вдвое шире боковых нефов. При этом живописная обработка стены может быть достигнута не только при помощи красочных изображений (например украшение фасада фресковой росписью в эпоху раннего Ренессанса или в крестьянской архитектуре Баварии), но и всяческими тональными контрастами материала.
Очень важную роль в комбинации архитектуры с окружением (с точки зрения масштаба) играет так называемый принцип оптических линий. Петра в Риме, воздвигнутый архитектором Мадерна в начале XVII века. Движущая камера позволяет трактовать явления путем изменения расстояния и ракурса. Кривые линии внушают композиции спокойствие, если они мало меняют направление или повторяются в одинаковом изгибе напротив, кривые линии вызывают впечатление стремительной динамики, беспокойства, волнения, если они неожиданно меняют направление или сплетаются между собой (северный орнамент).
Рок родился в это время. Техника последовательной укладки камней горизонтальными рядами получила отражение в членении стен горизонтальными элементами – тягами, вычленяющими основание стены (цоколь) и отдельные пространственные слои здания – этажи. Сюда относится излюбленный в архитектуре XVI века и барокко прием – применение в одном здании или в делении одной плоскости двух различных шкал пропорций: в зале дворца Дожей в Венеции, например, сочетаются два арифметических отношения (одного к двум и одного к четырем) на две системы подобных фигур – сочетание, которое придает пропорциям зала впечатление скрытой динамики. В жилом доме трудно соблюсти полную симметрию. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — разновидность живописи (наборная живопись), в которой изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток. (4) Техника мозаики была широко распространена уже в античные времена, в Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм (из цветных морских камешков или полудрагоценных камней – агат, яшма, лазурит и др. ).
В древности в качестве модуля принимался размер отесанного камня (квадра). Все же можно сказать, что именно стиль Ренессанса впервые создал тип внутренней лестницы. В основе базилики лежит католический крест.
Горизонтальные плоскости, предназначенные для передвижения (например, площади, дороги, улицы, лестницы, коридоры, полы комнат) обозначаются терминами, выражающими степень свободы передвижения: просторный-тесный.
Там, где он игнорирует это требование, его ждет неудача, а сооружение терпит катастрофу. Вспомним хотя бы Классическую симфонию С. Прокофьева, полную юмора. Новый перелом проблема площади переживает в эпоху барокко.
Вместе с тем переход от экседр к центральному, огромному куполу (между прочим, отмечу, что его диаметр тридцать два метра) совершается с помощью четырех мощных арок и образуемых ими пандантивов, которые и принимают тяжесть купола. В самой технике живописного искусства мы находим удачный синтез приемов изображения. Вот таким образом теоретик архитектуры А. И. Некрасов писал, что архитектура является вместилищем жизни, вот таким образом архитектурное пространство воспринимается специфически, а материалом искусства архитектуры являются не камень или дерево, а пространство и время 14.
Разумеется, ритмическая группировка гораздо богаче рядоположности, вот таким образом она является излюбленным средством поздних утонченных стилей (римская архитектура, поздняя готика, барокко и рококо). Архитекторы маньеризма и барокко идут еще дальше, придавая волюте абсолютно самостоятельную массивную форму и колоссальный масштаб (церковь Сайта Мария Салюте в Венеции). Ось – главное направление движения. Тектоника всегда связана с конструктивной основой здания, но не тождественна ей. Архитектура занимает особое место в семье искусств.
В плане ее своеобразно объединяются продольная и центрическая тенденции. Образы живописи очень наглядны и убедительны. Важнейшим композиционным средством в архитектуре является тектоника, т. е. художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания.
Оно представляет собой выражение этих образов средствами техники. Русские иконостасы представляют собой часть архитектурного ансамбля. Существенно меняется в веках семантика и символика зданий.
При этом мера эмоционального удовлетворения будет зависеть от того, насколько архитектурная среда отвечает потребностям человека (коллектива), связанным с конкретным деятельным процессом. Еще дальше в этом разложении и пластическом взрыхлении стены идут архитекторы барокко. Архитектурный масштаб выражается соотношениями между частями объекта и независимо от фактических размеров объекта может делать его большим или малым, значительным или измельченным, монументальным или рядовым.
Именно икона тесно вписана историей культуры в облик монументальной живописи. Выбирается площадь и приблизительно вымеривается шагами. Среди плоскостей, ограничивающих здание, переднюю и главную мы называем фасадом. Если в античной архитектуре (и отчасти в архитектуре Ренессанса) с их культом модуля преобладает арифметический метод согласования пропорций, то пропорции средневековой архитектуры основаны главным образом на геометрических отношениях и схемах. Большое значение для установления масштаба здания имеют показатели масштаба, т. е. 3, а), но и зрительно приувеличить или приуменьшить их.
Преодолению ритма служит и подчеркивание центральной части здания (рис. Как об этом говорил И. В. Или вспомним, например, зеркальные кабинеты во дворцах эпохи рококо. Однако сложная, динамическая фантазия архитекторов барокко обычно не удовлетворялась простой дилеммой (пребывание в пространстве – движение в пространстве), но стремилась в композиции пространства к контрасту или борьбе или неуловимому слиянию обеих тенденций.
С понятием «архитектурный, масштаб» не следует смешивать термин «масштабность», которая представляет собой не только средство архитектурной композиции, но и качественную ее характеристику. При большом масштабе кривые линии приобретают широкий размах, создают впечатление свободного витания пространства (Пантеон) при малом масштабе они служат смягчению или завершению контраста (мукарнат). История искусства знает различные пути достижения связи искусства с архитектурой – от унисонного повторения живописью или скульптурой членения и ритмов сооружения до контрастного соотношения с его тектоническим строем (например, среди росписей римских домов в Помпеях есть и плоскостноорнаментальные и пространственноиллюзорные, зрительно разрушающие плоскость стены). При этом принцип рядоположности обычно комбинируется с четным ритмом композиции (в два такта).
Барокко любит длинные и многоразветвленные лестницы. И притом двоякого рода средством. В Италии в эпоху Возрождения фреска получила необычайно широкое распространение.
Но если пространство составляет главное содержание архитектурного образа, то форму этому образу дают массы. Но достаточно одному измерению получить перевес над двумя другими (достаточно, например, в колонне высоте восторжествовать над диаметром), чтобы объёмную характеристику выразить в терминах, определяющих одно из измерений: толстый и тонкий. Так, например, знаменитая лестница Ватикана, так называемая Scala Regia (королевская лестница), должна была быть втиснута в очень узкое и довольно короткое пространство.
Ренессанс добивался обратного эффекта приземистости применением горизонтальных тяг. Цирковой артист, демонстрируя виртуозно-свободное владение трудно осваиваемым предметом (своим телом, животным, пространством) творит по законам эксцентричности, раскрывая высшие человеческие возможности. Большое значение в понимании возможностей архитектуры в сфере воздействия на зрителя имеет анализ двух последних проблем архитектурной композиции – проблемы света (или освещения) и проблемы краски в архитектуре.
Готические архитекторы, помещая на фасаде здания скульптурные изображения человеческих фигур в величину более или менее близкую к натуральной, давали этим глазу отправную точку для преувеличенной оценки размеров всего сооружения, между тем как гигантские фигуры сфинксов скрадывают высоту египетских пирамид, Такое же действие, как и египетские сфинксы, оказывают на зрителя статуи Микель-Анджело, украшающие большую лестницу построенного им римского Капитолия. Контраст сказывается также в предпочтении тех или иных геометрических форм: тектоника тяготеет к квадрату, стереотомия – к треугольнику. Браманте культивирует метод «additio» в чистом виде композиция Браманте развертывается от центра к периферии: Браманте нанизывает одну пространственную ячейку на другую, складывая из них некое новое гармоническое целое, причем каждый элемент этого целого представляет собой абсолютно самостоятельное и законченное пространство.
С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. Затем для украшения ларцов, шкатулок, табакерок.
Иначе говоря, в тектонике первопричиной являются стены, а их следствием – пространство, тогда как в стереотомии первичным элементом является пространство, а стены – его следствием. Наконец, вестибюль очень высок (его потолок находится на одном уровне с потолком библиотечной залы), так что зритель сразу же получает представление о размерах здания и сразу же сливается с общим ритмом его пространства. Один из самых ярких примеров тонко рассчитанной игры оптических линий являет собой композиция Королевской улицы (rue Royale) в Париже.
Там, где он игнорирует это требование, его ждёт неудача, а сооружение терпит катастрофу. Наоборот, применение изрезанной поверхности в виде колоннады, решётки и т. п.
Архитектура создает его обобщенный, емкий и целостный образ. Они стремятся к динамике, к раскрытию площади, к ее слиянию с окружающим пейзажем. Для линейноплоскостной живописи характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразительными контурами, четкие и ритмичные линии в древней и отчасти в современной живописи встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов (иногда показываемых одновременно с разных сторон), которые раскрывают зрителю определенную логику изображения, размещения предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости.
Основной признак — купол, завершающий всю конструкцию. Площадь Капитолия ограничена тремя зданиями: справа Дворец консерваторов, слева Капитолийский музей, в глубине, господствуя над всей площадью, Дворец сенаторов, к которому площадь служит как бы введением. Оказывается, что архитектурные стили сильно различаются в этом смысле друг от друга. На самом же деле Микеланджело в корне изменил весь художественный эффект собора.
Долгосрочность или краткосрочность работ по сооружению здания может быть показана его массой, обилием деталей, богатством украшений изменением стилей различных частей здания, возводившихся в разные эпохи. В середине века возникло немало модернистских течений, усилилось стремление использовать новые выразительные средства.
На развитие современного эстрадного искусства огромное влияние оказывают такие «технические» искусства, как кино и телевидение. Дело в том, что в истории архитектурных стилей постоянно меняются две тенденции, то к пространству продольного плана, то к пространству центрального плана (круг, квадрат, крест, звезда) или, выражаясь иначе, господствует то движение в пространстве, то пребывание в пространстве. Широко известны пещерные росписи Альтамиры (Испания) и более совершенные образцы этого искусства эпохи позднего палеолита в пещере Ла Мадлен (Франция). классицизм повсеместно приходит в упадок. В греческой архитектуре (то же самое относится к архитектуре Ренессанса) краска служит форме, разъясняет ее, подчеркивает основное расчленение стены и потолка – вот таким образом полихромия классических стилей выдержана в простых, чистых тонах и нанесена ясными, широкими плоскостями. Нетрудно заметить проистекающий отсюда контраст между южной и северной архитектурой.
То же самое можно сказать и об Эйфелевой башне. Тип мускульной архитектуры ярче всего воплощен в классическом стиле (архитектура Греции и итальянский Ренессанс). Для того чтобы восстановить первоначальную композицию площади, нужно только отбросить конную статую Медичи и два фонтана (добавления более позднего времени), которые придают площади определенное направление известную динамику, абсолютно чуждую площадям Ренессанса. Если для эпохи Ренессанса характерен кубический тип дворца с внутренним двориком, как бы замкнувшийся от внешнего мира своими суровыми стенами, то эпоха барокко создает тип флигельного дворца с открытым двором (cour dhonneur), стремящийся слиться с ритмом окружения и принять участие в его динамике. Так получаются точки без притяжения, линии без толщины и ширины».
Складывается архитектура романского стиля. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель и тем самым условно изображающий колонну. Дисимметрия — широко распространенное явление в живой природе. С не меньшей ясностью идея движения, становления выражена в древнехристианской базилике, явно распадающейся на три главных этапа последовательного приближения к богу: сначала открытый двор-атрий, предназначенный для непосвященных, затем крытое пространство для общины и, наконец, отделенное триумфальной аркой, мерцает в таинственной полумгле пространство для духовенства. Важными средствами художественной выразительности в живописи являются, кроме цвета (колорита), пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), показывающие тончайшие изменения тона в зависимости от освещения, рефлексы, появляющиеся от взаимодействия лежащих рядом цветов.
Особенно яркий пример для сравнения дает история построения собора св. В творчестве важную роль играет ещё и внутреннее освобождение, процесс творческой реализации индивидуальности в публичной исповеди творца произведения искусства перед его будущими слушателями и зрителями. При этом ни один из великих стилей не определял полностью культурное лицо эпохи и страны.
Так возникла, например, классическая площадь во Флоренции перед церковью св. В живописи такого типа звучат пространственные соотношения, создается полная иллюзия глубокого трехмерного пространства, зрительно уничтожается живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путем распределения теплых и холодных цветов.
Он был главной фигурой в ритуале и первым актером. Возведение телесных масс в архитектуре называется тектоникой. Театр зародился в первобытной эпохе и тесно связан с мифологическим мышлением. Например, при расположении большого проема на плоскости стены или для согласования формы чередующихся простенков и окон можно использовать подобные прямоугольники. Обычно лестница состоит из двух маршей, расположенных под углом в сто восемьдесят градусов и всегда отделенных друг от друга сплошной стеной.
Единство асимметричной системы достигается не тождеством частей и их расположения, а зрительным равновесием. Зритель передвигается в здании или вокруг здания и вот таким образом пропорции, определяемые постоянным отношением его к плоскости, меняются во время движения или же искажаются при рассмотрении здания с одной точки зрения (например, при взгляде во внутренность церкви от входа к алтарю интервалы между колоннами кажутся быстро уменьшающимися). При пропорциях её этажей башня Казанского вокзала кажется быстро растущей. Первая попытка применения волюты в крупном масштабе принадлежит флорентийскому архитектору Леону Баттиста Альберти (фасад церкви Сайта Мария Новелла, законченный в 1470 году). Дисимметрия — широко распространенное явление в живой природе.
При этом архитектура Ренессанса столь же последовательно придержи-вается принципа «additio», насколько в архитектуре барокко неограниченную популярность приобретает принцип «divisio». Комбинирует и рисует их в сознании художника.
Гершвин вошел в историю музыки как создатель симфонического джаза (концерт Рапсодия в блюзовых тонах», симфоническая поэма Американец в Париже, музыкальные комедии и опера Порте и Бесс»). Плоское деревянное покрытие иногда открыто обнаруживает структуру стропил и балок (древнехристианская базилика) иногда же скрывает ее под штукатурным настилом. Если же, наоборот, небольшому сооружению хотят придать монументальный характер, то применяют укрупненное членение объема.
Как возникает архитектурное пространство. Подковообразная арка получила наибольшее развитие в арабской архитектуре. Параллельно велись поиски, связанные с предыдущим опытом – традициями Шёнберга, Вебера, которые стремились трактовать звуковой ряд дискретно, как музыкальные атомы: это направление, получивший название пуантилизма (писания точками). Самый же элементарный вид пластического расчленения фасада – это так называемая рустовка, то есть различная степень обработки каменных квадров – с более грубой, шероховатой и более гладкой поверхностью (этим методом архитекторы раннего Ренессанса особенно охотно пользовались для придания фасадам дворцов массивности и суровой недоступности). Та же страсть к огораживанию огромных открытых пространств руководила фантазией строителей в Месопотамии, Персии, на острове Крит, в индусских святилищах, постоянно перемежаясь с попытками создать небольшие, замкнутые крытые убежища (купольные гробницы в Микенах, представляющие собой как бы одни только своды без стен «башня огня» в Древней Персии с мнимыми, фактически замурованными окнами).
При этом расчленение фасада вполне согласовано с группировкой внутреннего пространства: три левых окна в нижнем этаже освещают вестибюль, в верхнем этаже – главную залу, замкнутая же стена направо с двумя окнами скрывает в каждом этаже по два ряда второстепенных помещений. Наиболее яркое и последовательное применение первого метода (метода снимания) демонстрирует романский стиль. Лишь в конце XIX – начале XX веков делаются попытки возрождения монументальной живописи и слияния различных видов живописи с произведениями декоративноприкладного искусства и архитектурой в единый ансамбль (главным образом в искусстве «модерна») обновляются и технические средства монументальнодекоративной живописи, разрабатывается техника силикатной живописи. Масса выступает в архитектуре и в своём чистом виде и как элемент выражения работы.
до н. э. Кроме выражения и подчеркивания действительных размеров сооружения или его деталей, в руках архитектора имеются средства создать оптические иллюзии.
Портретная миниатюра живописи складывается в основном в эпоху Возрождения (Г. Двенадцать, пятнадцать элементов начинают создавать ощущение монотонности. Чаще всего она присутствует в фасадах зданий, которые обращены к пространству улиц.
Целочисленная система называется модульной, т. е. Силуэт дома 1 (рис. Вопрос о способности человека к творчеству остаётся дискуссионным в научной литературе. 10 приведены схемы метрического и ритмического расположения элементов.
Продление ряда повышает его выразительность, однако чрезмерная его длина утомляет. Марка в Венеции: его стены расчленены чуть намеченными, тонко профилированными колоннами, освещение проникает через множество маленьких окон, дальние пролеты и ниши разбиваются на ряд мелких ниш или тесно поставленных небольших колонн. В создании инженерной конструкции и архитектурного сооружения имеется определенная взаимосвязь: при разработке инженерной конструкции используются технические и материальные возможности своего времени, причем, с учетом рационального решения поставленной задачи: в архитектурном сооружении они применяются с учетом эмоционального воздействия, создаваемого пластической их разработкой.
Асимметрия связана с образным выражением «динамизма», движения формы во времени и движения процессов внутри нее. В веронских воротах расчленение этажей не совпадает друг с другом: над легким обрамлением окна помещен тяжелый антаблемент, над тяжелым – опять легкий (иначе говоря, над отверстием – опора и наоборот). Нарушенную, частично расстроенную симметрию мы называем дисимметри-ей. Одной из основ актерского мастерства является эксцентрика. Художественные средства зодчества дополняют и различные приемы обработки поверхности предметов, ее цвет, фактура.
Феллини отражает современное через фантазию, гротеск, сарказм ирония, смех игру.
Так, например, греческую архитектуру можно назвать типично наружной архитектурой. Нововведением явилась установка форсунок, распыляющих водяную пыль, в местах отдыха посетителей и под тентами, где стоят очереди в наиболее посещаемые павильоны.
Игнорировать эти основополагающие объективные требования в искусстве нельзя. Архитекторов барокко не удовлетворяет замкнутая, уравновешенная площадь Ренессанса. Здесь очень многое зависит от конкретной задачи, от условий непосредственной обстановки. Это равновесие нарушается на поздних стадиях развития архитектуры.
Если пирамида выражает инерцию, то здесь воплощена активность. Эклектика Модерн Эклектике присущи, с одной стороны, Архитектура модерна разнообразна.
Значимость сознания велика в любом творческом процесс, но особую роль оно играет в создании крупномасштабных произведений, где необходимо держать в сознании не только идею произведения, но и весь творческий процесс замысла и каждую составляющую часть. Студенчество каждый год бурно и весело отмечало Татьянин день. Архитектура имеет дело не с изображением реальности, а с самой реальностью.