Строительство стало своеобразной школой архитектурно-технического мастерства. А. Фиораванти нача делати по своей хитрости, т. е. Остроконечные храмы, с виду похожие на величественные ели, стали приметой того времени.
Собор, включенный в перечень крупнейших российских историко-архитектурных музеев, находится в «сердце» столицы – на территории Красной площади. Его творчество получило свое развитие в Милане, который считался консервативным городом, где сохранились традиции кирпичного строительства и декора из терракоты. В 1547 г. он венчается по древнему византийскому обряду на царство и с помощью дипломатических уловок русская дипломатия доказывает в Европе право московских князей на царский (императорский титул) как наследие византийских императоров. Начав с небольшой практики, он вскоре уже строил триумфальные арки (в том числе и знаменитые Красные ворота) и павильоны в честь коронации Елизаветы Петровны.
будущего царя Ивана Грозного. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Один из современников так описывал многоцветие собора Александровской слободы:. Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века.
Главной святыней собора является храмовая икона "Михаил Архангел с житием". В этот период времени в государстве начинается большое каменное строительство (градское дело). Помимо русского стиля появляются модерн, неоклассицизм, эклектика и др. Это Главное здание МГУ на Воробьёвых горах, Жилой дом на Котельнической набережной, Гостиница «Украина», Здание Министерства Иностранных Дел, Жилой дом на Кудринской площади, Высотное здание на площади Красных Ворот и Гостиница «Ленинградская». В период 17 века велось повсеместное строительство новых каменных храмов, монастырей и в Муроме. Авторы проекта – талантливейшие русские зодчие Посник и Барма.
Конструкция шатрового верха так и называлась на деревянное дело. Работы продолжались до 1516 года. Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом.
В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. Нижний её ярус (не считая подклета) – четверик имеющий вполне традиционные формы, не связанные со столпообразными церквями. Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Возникла особенная склонность к замысловатым аллегорическим и символическим сюжетам, для понимания которых требовались длительное размышление и знание «книжной премудрости». Храм окружала закрытая галерея, собор был богато украшен изразцами.
В интерьере собора царит полумрак. В первой половине XVI в. сформировался самобытный 4-х башенный тип православного храма с защитной функцией (Мураванкавская, Сынкавицкая, Супрасльский церкви-крепости, Николаевский собор в Бресте). Строили Кремль из остатков кирпича разрушеной Золотой орды и белого камня. Марко Руффо и Пьетро Антонио Соляри с учётом московских традиций.
Внутренне пространство, представляющееся цилиндром, перекрыто высоким куполом. Примером может служить «Митрополит Алексий с житием» (между 1462 и 1483 гг. ), а также некоторые другие иконы. Она объединяла находившиеся внутри правительственные и военные постройки. На красиво обработанном арками подклете, где прежде были открытые галереи — «гульбищ» возведен четверик, на котором расположен восьмерик, завершенный высоким и стройным шатром.
см. В архитектуре к числу главных событий относится создание Московского Кремля, ставшего одним из красивейших архитектурных ансамблей мира. О символизме в архитектуре русских храмов XVI–XVII вв. В строительной практике появился чертеж.
Первоначально собор был покрашен «под кирпич» позднее он перекрашивался исследователи обнаружили остатки рисунков изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи. В плане Кремль представляет собой довольно правильный треугольник. Строгие линии одежд придают митрополиту особенную импозантность. К композициям примыкает цикл, посвященный акафисту Богоматери – песнопениям в ее честь. Построены они были в 1565 году и просуществовали до 1798 года.
Это главное здание МГУ на Воробьёвых горах, жилой дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, жилой дом на Кудринской площади, высотное здание на площади Красных Ворот и гостиница «Ленинградская». В 16 веке растет могущество Русского государства, растет и значение Москвы, как центра. При нем завершился процесс объединения всех русских земель вокруг Москвы (в 1510 г. мирным путем присоединяется Псков, а в 1514 г. в результате войны с Польшей Россия возвращает себе земли древнего русского Смоленского княжества и город Смоленск).
Сложный повествовательный характер решительно отличает ее от живописи 15 столетия. В данный период развивается тип бесстолпного храма. Но не только в Москве сосредоточены памятники архитектуры 16 века.
Были выстроены два монастыря – женский Троицкий и мужской Благовещенский. Начало творческого пути Ивана Александровича Фомина также пришлось на стиль модерн, однако с 1910-х годов он становится ведущим мастером петербургской неоклассической школы. Наряду с кубической формой культовых сооружений в этот же период была создана и другая – столпообразная шатровая форма монументального каменного храма.
Хоромы состояли из ряда срубов с двумя четырехугольными башнями. Многие представители этой группы были учениками Микеланджело, однако, позаимствовав у него некоторые художественные приемы, они утрировали и гипертрофировали их, при этом нарушение некоторых канонов античного стиля, являвшееся выражением замыслов великого мастера, для них стало самоцелью. Это положило начало традиции приглашения иностранцев-архитекторов в Москву. Зачастую его приглашали оформлять уже готовые постройки. Собор сооружен русскими архитекторами Бармой и Посником (некоторые исследователи предполагают, что Посник и Барма — одно лицо), которых, без сомнения, можно причислить к гениальнейшим зодчим.
Дело в том, что как раз в данный период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Как не удивительно, вскоре власти заметили его талант и поручили итальянцу «фасаднические работы» по восстановлению Первопрестольной. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. Огромные средства тратились на укрепление старых крепостей и создание новых (Изборска, Ивангорода и др. ), которые должны были обезопасить государство от нападения извне. Именно здесь в 15 веке строились дворцы для знати, храмовые сооружения, общественные здания.
Основной объем имеющий четырехугольную форму (четверик), окружен со всех сторон крытыми галереями. Ведь именно там русская архитектура 18 века носила масштабный характер. Фасады четверика оформлены наподобие обычного купольного храма со столпами внутри (фасады разделены пилястрами на три прясла, законченные кокошниками). Собор возводили как усыпальницу московских государей, но в его облике нет ничего мрачного храм обработан наподобие двухэтажного палаццо в духе архитектуры Ренессанса.
Некоторые из них имели проездные ворота. Точно рассчитанный радиус закомар и шага (размера промежутка) между пилонами позволяет перекрытиям вынести упор пяти близко стоящих барабанов и глав храма. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Отсюда удивительная цельность живописного оформления храма. Как зодчий Алевиз значительно уступал Фиораванти у себя на родине он был известен скорее как скульптор (его настоящее имя — Альвизе да Монтаньяна). Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198).
Архитектор Бон Фрязин. Присутствует здесь и небольшая полукруглая башенка с бойницами. Московский Кремль сооружен у слияния Москвы-реки и Неглинки (которая сейчас протекает в тоннеле под Александровским садом). При этом Архангельский собор отличается изяществом и нарядностью. Первым был построен Успенский собор (1475—1479 ил. Этот итальянский зодчий возвел весьма внушительное создание, ставшее усыпальницей великих князей.
Георгия) старые кремлевские стены и башни были коренным образом перестроены и приспособлены к новому, «огневому» бою. В деталях здания широко использованы мотивы ренессансной архитектуры. Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530-1532) – была построена Василием III в честь рождения сына.
Из дерева строились крестьянские избы и дома горожан, боярские хоромы и княжеские дворцы. Соединив обе идеи в одну он перестроил Царицыно и возвел десятки уникальных зданий в абсолютно противоположных стилях. Самыми яркими примерами шатровых храмов являются дошедшие до нас уникальные и неповторимые памятники русского зодчества 16 века – церковь Вознесенья в Коломенском, построенная в начале века в честь рождения Ивана Четвертого (будущего Грозного) и уникальное сооружение, настоящее чудо света Храм Покрова на рву, более известный, как Храм Василия Блаженного, построенный на Красной площади в середине 16 века в честь взятия Казани. Лучшими памятниками этого типа являются трапезные монастырей Андроникова в Москве (1504—1506) и Пафнутьево-Боровского (1511).
Остроконечные храмы, с виду похожие на величественные ели, стали приметой того времени. Еще в 1462 г. под руководством В. Д. Ермолина (скульптора исполнившего в 1464 г. горельефную фигуру св.
Начало века продолжаются частые набеги татар. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Однако влияние деревянной архитектуры на каменную нельзя представлять упрощенно. Фундамент и цоколь храма, как и некоторые декоративные элементы, выполнили из более традиционного материала – белого камня.
Среди построек России XVI века особняком стоят шатровые храмы. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др. Этому были подчинены все средства идеологического воздействия. Удивительная оригинальность и красота этого храма поразили летописца.
Церковь чуть сдвинута от центра, что создает ощущение динамизма, как бы движения вокруг невидимой оси, что можно сравнить со сдвигом от центра центрального ангела на иконе Андрея Рублева «Троица». Храм опоясывают галереи с изогнутыми в различных направлениях лестницами-входами. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др.
Цепь маленьких килевидных кокошников также украшает завершение восьмерика. Она поставлена свободно, отдельно от дворца и является своеобразным храмом-монументом. С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. Подъём московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. Теперь зодчие больше думали о внешнем облике, нарядности убранства, выразительности линий, чем об оборонительном качестве башен и построек.
После гибели Византийской империи Москва стала центром и восточно-христианской церкви. В 1534-1538 годах зодчим Петроком Малым был обнесен каменными стенами и башнями Китай-город, посад, примыкавший непосредственно к Кремлю. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Известнейшая его работа— особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900)— основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью.
Сами они отказались продолжить строительство. В 1535— 1538 гг. Гражданская архитектура Владимиро-Суздальской земли сохранилась мало и фрагментарно. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружён прирубами с трёх сторон. В самом же храме основное место занимают символические композиции — «Похвала Богоматери», «О тебе радуется», «Покров Богоматери», где центральной является фигура Марии, а по сторонам группы праведников, воздающих ей хвалу.
На территории Кремля находится Успенский собор, увенчанный пятью золочеными главами. Он был разобран по ветхости в 1802 году.
И в самой Москве и в ее ближних и отдаленных окрестностях было построено множество каменных зданий. У храма нет алтарной апсиды. Углы обработаны мощными пилястрами с ордерными капителями. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице и в провинции.
Кажется, что храм вырастает из земли и это еще усиливает его связь с пейзажем. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). Однако на этом работы не закончились.
Позднее, конечно же и здесь стало ощущаться влияние московского зодчества, проявившееся в появлении пятиглавых храмов с подклетами и прочих архитектурных приемов, не свойственных ранее данной местности. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей.
Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. Единственный в мире пятишатровый храм — Троицкая церковь в селе Нёнокса. Среди шатровых каменных храмов 16 в. первой по времени является церковь Вознесения в Коломенском (1532), возведенная, по преданию, в честь рождения наследника Василия III — будущего царя Ивана IV Грозного. Самой высокой постройкой кремля стала дозорная башня – колокольня Ивана Великого.
Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). В данный период развивается тип бесстолпного храма. Здание церкви— это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. Великое творение русских зодчих неповторимо и индивидуально. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. Зодчие получили громкое имя государевых мастеров, о них теперь упоминают не только летописи, но и вкладные доски на стенах построенных ими зданий.
В оформление храма зодчие вложили всю свою фантазию и результат превзошел самые смелые ожидания. В 1572 г. пристроено крыльцо, которое в архитектуре именуется Грозненским.
В числе других особенностей этого храма летописец отметил и ту, что он был построен «вверх на деревянное дело», т. е. по образцу деревянных построек. Кокошники создают красивый ступенчатый переход к восьмерику.
Некогда и со стороны Красной площади он был отделен рвом от остального города. В 1524–1526 гг.
Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. В отличие от главных построек Кремля Благовещенский собор (1484—1489 ил. В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Были выстроены два монастыря – женский Троицкий и мужской Благовещенский.
Это хронологически первый и самый выдающийся памятник каменно-шатровой архитектуры. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками. Вот таким образом созданный им храм сочетал традиционные русские черты с новыми. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Казанского ханства.
В это время были созданы абсолютно новые по своему архитектурному облику здания.
Остроконечные храмы, с виду похожие на величественные ели, стали приметой того времени. 65 метров. Различная высота столпов сообщила всему облику храма черты динамизма и нарядности.
После кончины Василия Блаженного он был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя), с большими почестями. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идет от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей.
В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». Глава храма размещена над звонницей с открытыми слухами (проемами в шатре, башне, колокольне), это усиливает динамику всей композиции, которая более стремительно развивается вверх.
Но архитектор очень пышно декорировал фасад. В основе композиции храма – восьмерик. План церкви это растянутый восьмигранник. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии. Ряд кремлевских сооружений был возведен русскими мастерами самостоятельно.
На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. Это грандиозное сооружение протяжённостью около 8 вёрст было создано под руководством замечательного русского архитектора Фёдора Коня в очень короткий срок — с 1586 по 1593 г. В 1532 г. в честь рождения сына Василия III — будущего царя Ивана IV неизвестным зодчим в селе Коломенском была выстроена церковь Вознесения. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи.
Архитектор Алевиз Новый. В Архангельском соборе погребены Петр Ибрагимович, царь Казанский и царевич татарский Александр Сафагиреевич, сын царицы Сумбеки – зримое свидетельство того, что, по словам А. Н. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами.
Скопина-Шуйского. Храм относится к типу восьмерик на четверике, но не имеет апсиды. Будучи сыном крестьянина, он бежал в Европу, где получил блестящие частное образование. По размерам он был больше новгородского и московского кремлей. Столь же совершенным архитектурным сооружением была надстроенная при Борисе Годунове церковь-колокольня Ивана Лествичника (известная впоследствии под названием колокольни Ивана Великого). После революции востребованным оказался и Алексей Щусев.
В действительности вся эта вертикаль состоит из нескольких объемов. VII. 3). В 1535 году был возведен каменный Китай-город. В начале 16 в. окончательно сложился ансамбль Московского Кремля.
Над порталом помещены великолепные композиции «Рождество Богородицы» и «Сцены из жизни Марии». Интересно, что Покровский собор несет на себе символическое значение. Летописец сопроводил известие о его постройке вдохновенными словами:.
Переход от четверика к восьмерику скрыт тремя рядами килевидных кокошников. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). А так как ширина членений фасадов определяет размер и высоту закомар, образовалась строгая ритмическая система фасадов с закомарами имеющими одинаковую высоту. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода.
Здесь артель художников, в которую входили Дионисий, «поп Тимофей, да Ярец, да Коня», начала работать в 1481 г. В 1484 г. Дионисий, к которому присоединились его сыновья Феодосии и Владимир, стал расписывать храм Иосифо-Волоколамского монастыря. Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора и Никольского храма в Свияжске, Благовещенского собора в Московском Кремле и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. С некоторыми перерывами они продолжались до 1516 г., когда вдоль северо-восточной стены Кремля (со стороны Красной площади) был прорыт ров и возведены вторые оборонительные стены. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов, Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Дмитрием Самозванцем и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Иноземные мастера сумели создать оборонный комплекс в духе русских национальных традиций. В 1918—1923 годах он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада.
Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902). К 1495 г. основные работы по возведению стен и башен Кремля были завершены.
Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. Собор отличается монументальностью своих форм и величавой торжественностью.
Интерьер Успенского собора Московского Кремля (рис. В 1552–1556 гг. В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке.
Композиционно храмы начинают складываться из группы объемов. 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва. Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг. Успенский собор был построен так называемым палатным образом.
Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг. ) – один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668).
В 70-ых годах 17 века весь храм покрыла яркая, праздничная, многоцветная раскраска. Здесь совместились три разные типологии церквей: центральный придел – шатровый (с восьмериком на четверике), четыре средних – столпообразные (восьмигранные многоярусные) и четыре малых, четверики которых завершены пирамидами кокошников. Был задуман проект Дворца советов.
Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. Развитие получила наука, литература искусство. В середине 16 века в Тоскане появляется группа, объединившая мастеров, творчество которых относят к направлению маньеризма.
В это время в крупнейших монастырях все чаще сооружают монументальные трапезные палаты — постройки полусветского характера. Это уникальное явление не только русской, но и мировой архитектуры. Однако позднейшие (конца 16 и 17 в. ) пристройки, а также раскраска, произведенная в 17 в., не нарушают его целостности. В данный период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом. С востока к нему примыкают три алтарные апсиды.
Вилла была построена на склоне Монте-Марио на западном берегу реки Тибр к северу от Ватикана. Чехова и др. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор.
В этом отношении особый интерес представляет огромная икона «Церковь воинствующая» (1552, Третьяковская галерея), написанная в ознаменование взятия Казани Иваном Грозным. так, как на Руси до этого не делали, выполнил работу блестяще. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи.
Еще одним технологическим новшеством, свойственным этому периоду, стало использование наравне с белым камнем и красного кирпича. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий— палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496). Архитектура – явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей (строительных материалов и конструкций), так и от эстетических представлений, определяемых художественными взглядами и вкусами народа, его творческими представлениями. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Происхождение форм самого шатра имеет много объяснений иногда предположительного (гипотетического) свойства. Единственный в мире пятишатровый храм— Троицкая церковь в селе Нёнокса. С 1462 г. на московский престол взошел Великий князь Иван III Васильевич – сын Великого князя Василия II Васильевича (Темного). Следует сказать, что именно печатная книга во многом определила в 17 в. обращение древнерусского искусства к реалистическому искусству Запада именно здесь обнаружились и связи с художественной культурой Украины и Белоруссии. Их стиль определяется как белорусский готика.
Пятиглавие с этого времени станет отличительной чертой московского зодчества. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Широкое распространение получила иллюстрация притч, что открывало перед живописью новые горизонты. Так, секта жидовствующих, возникшая в Новгороде в 15 в., отрицала святость икон, а еретик Феодосии Косой призывал в середине 16 в. «кресты и иконы сокрушать».
В середине 16 века в Москве уже активно развивается каменное гражданское строительство. Монументальность постройки достигается за счет увеличения высоты крыши изменения ее силуэта и пропорций, включением сомасштабных основному объему прирубов: западного и алтарного (восточного). Ранний период. Название стилю дал художник исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих (1568 г. ) Джордано Вазари. Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружен прирубами с трёх сторон.
В конце 16 века появились очень нарядные луковичные главы. В 1535 году был возведен каменный Китай-город. В годы правления Ивана III Москва стала центром единого государства. Нижний этаж служил хозяйственным целям. Применены и различные элементы деревянной архитектуры. Используются традиции строительства из прошлого, в частности, «сталинская архитектура» в Триумф-Палас.
По сей день здание считается одним из шедевров русской архитектуры того периода. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849).
Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. Внутри сохранился замечательный резной иконостас.
Особенно интересно внешнее декоративное оформление собора.
За 1475 – 1479 годы Успенский храм был заново отстроен. Построен в память взятия в 1552 году Казани. Активно строились католические готические храмы – с однонефными, одноапсидными объемно-пространственными композициями (костелы в Ишкальди, Ивье). Более массивный и величественный Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря (1497, зодчий Прохор Ростовский) не имеет подклета. Ров наполнялся водой из реки Неглинки.
Секрета из своей работы он не делал. Обычно это двухэтажные здания, крытые высокой деревянной кровлей.
VII. 1) равномерно освещен окнами, расположенными по два на одну ячейку, на равных расстояниях, точно посредине пролета. в Троице-Сергиевом монастыре возводится Успенский собор. Многие крепости городов и стены монастырей центральной части страны переставали выполнять оборонные функции.
Храм построен князем Владимиром Андреевичем Старицким в столице своего удела. Шатровый придел (один из трёх), асимметрично примыкает к юго-восточному углу собора. В 1918—1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. В Москву приезжают итальянские архитекторы Аристотель Фиораванти, Марко Фрязин, Алевиз Новый Фрязин, Пьетро Антонио Солари, которые совместно с русскими мастерами (ростовской артелью зодчего Григория Борисова) возводят ансамбль Соборной площади в Московском Кремле. Ее композиция отмечена большой свободой.
В наружной отделке дворца использованы мотивы Теремного дворца: окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. В сени (на второй этаж) вела двухмаршевая лестница, верхняя площадка которой была покрыта бочкой, а нижняя – невысокой четырехскатной крышей. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект.
С запада к собору примыкало открытое крыльцо 8 виде балдахина с арками на висягах (резные камни, подвешенные на скрытом в кладке железном стержне). В 70-х гг. Нижний ярус имеет пилястры рельефные, задерживающие взгляд, чем выше, тем более плоскими становятся «врезы» и, наконец, перед нами представ архитектуре церкви Вознесения в Коломенском с наибольшей силой отразилось национальное начало русского зодчества, то представление о прекрасном, которое было свойственно современникам этого шедевра. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. споров.
Оба храма – Вознесения в Коломенском и Иоанна Предтечи в Дьякове – подготовили почву для появления удивительного сооружения XVI века – собора Покрова что на рву известного под именем Василия Блаженного (1554 – 1560). Колорит иконы менее ярок, чем в иконах времени Рублева.
Два года длилось строительство, но весной 1474 года близкий к завершению храм рухнул. из индийской исламской архитектурной традиции империи Великих Моголов.
Другим известным памятником данного периода является Церковь Вознесения в Коломенском, являющаяся первым каменным шатровым храмом в России. В жилищном строительстве на смену хрущёвкам пришли более комфортные «брежневки», названные в честь возглавлявшего СССР Леонида Брежнева. Неподалеку от Мурома в Борисоглебском монастыре вместо ветхих деревянных храмов в 17 веке возвели прекрасный ансамбль из каменных строений – церковь Рождества, Вознесенскую (Бориса и Глеба) и Никольскую церковь.
После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Этому человеку москвичи обязаны лучшими образцами московского модерна. Желая подчеркнуть красоту основного материала строения, кирпича, зодчие еще и расписали его «под кирпич». Параллельно со строительством шатровых храмов и в Москве и в провинции продолжается активное строительство пятиглавых крестово-купольных.
В этот же период создаются новые города: Самара, Саратов, Архангельск. В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Уникальной постройкой, подражающей Прокровскому собору в Москве, был не сохранившийся пятишатровый собор Бориса и Глеба в Старице (1550-е гг. ). Аркатурно-колончатый пояс на их фасадах и апсидах — дань владимирской традиции. Все они строились как памятники какому-то важному событию.
А знаменитый собор Василия Блаженного (Покрова на Рву) (1561) служил памятником победы над Казанью. В Москве дело их продолжили Никифор Тарасиев и Андроник Невежа. Кокошники, машикули, вимперги, лопатки, различные узоры куполов (первоначальные шлемовидные главы в конце 16 в. были заменены современными гранеными луковичными) и другие детали храмового и крепостного зодчества были использованы строителями с беспримерной щедростью. Родившись в семье неаполитанского художника он рано приобщился к искусству. Впрочем, сравнение с этими сооружениями заставляет говорить и о существенном отличии.
в противостоянии на реке Угре с войском ордынского хана Ахмата родилось новое независимое государство, которое с 1497 г. стало именоваться Россией. Форма фундамента – усеченная пирамида. Русским людям Успенский собор представлялся, по выражению Иосифа Волоцкого, «земным небом, сияющим, как великое солнце посреди Русской земли». Особенно интересно внешнее декоративное оформление собора.
Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Храм увенчивается лёгким крестом, покоящимся на полумесяце. Шатровые церкви отличаются большой динамичностью и живописностью.
31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Центр ее занимает фигура митрополита в крестчатых ризах, с евангелием и платом в левой руке.
После завершения строительства храма, в 1653 г., Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси. Им присуще изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка внешних масс.
Полукруглые закомары великолепно декорированы венецианскими раковинами. Здание Храма Василия Блаженного возводилось из кирпича, нового в ту пору материала. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Высота храма Василия Блаженного. Самыми яркими примерами шатровых храмов являются дошедшие до нас уникальные и неповторимые памятники русского зодчества 16 века — церковь Вознесенья в Коломенском, построенная в начале века в честь рождения Ивана Четвертого (будущего Грозного) и уникальное сооружение, настоящее чудо света – Храм Покрова на рву, более известный, как Храм Василия Блаженного, построенный на Красной площади в середине 16 века в честь взятия Казани. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей.
Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)3 на правом берегу Москвы-реки. Здание Храма Василия Блаженного возводилось из кирпича, нового в ту пору материала. Самыми яркими примерами шатровых храмов являются дошедшие до нас уникальные и неповторимые памятники русского зодчества 16 века — церковь Вознесенья в Коломенском, построенная в начале века в честь рождения Ивана Четвертого (будущего Грозного) и уникальное сооружение, настоящее чудо света – Храм Покрова на рву, более известный, как Храм Василия Блаженного, построенный на Красной площади в середине 16 века в честь взятия Казани. Даже гости Санкт-Петербурга, оказавшиеся на территории «второй столицы» проездом, должны непременно посетить Исаакиевский собор.
Храм возведен в нехарактерном для Москвы материале – кирпиче. Они переводят усложненный четверик основного столпа в восьмигранник.
В иконе чувствуются и черты нового художественного видения. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. В 1485 году началась перестройка стен и башен Кремля.
В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. Нижние объемы подобных храмов четко ограничиваются карнизом и членятся лопатками на части.
Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». Монументальные здания прошлого века сменились небольшими иногда даже «декоративными» постройками. Высокий холм над рекой Свиягой был очищен от леса и крепость Свияжск охватила его своими могучими стенами. Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Недаром и предназначалась она не для какой-либо церкви, а для украшения покоя Ивана IV. В целом, Архангельский собор напоминает итальянские палаццо. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты.
Собор стоял на одной площади города, ратуша – символ независимости города – на другой. Во время гражданской войны на территории Кремля формировались отряды красноармейцев. Живописное асимметричное крыльцо завершало ансамбль хоромного великолепия.
Поразительно удачно выбрано место – высокий берег Москвы-реки. В книге «Стиль и эпоха» он размышлял, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Его возведением была установлена победа над Казанским ханством. В 1550–1566 гг.
На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. На Руси существовали два типа деревянных церквей. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой.
В 1491 г. Аристотель Фиораванти возводит в Кремле Успенский собор, в 1494–1497 гг. Абсиды понижены и как бы вдавлены в единый массив сооружения. Внутри такой храм представлял собой единое пространство, увенчанное шатром.
Однако обращение к шатру как определенной архитектурной форме остается загадочным, если не считать, что известным прототипом ему могла служить крепостная башня, крытая шатром, как символ горделивой силы государства. На южных и восточных границах государства начинали строиться новые города. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626).
4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Храм сложен из кирпича и белого камня. Краски ее прозрачны и производят впечатление акварели.
Собор удивил современников и выдающимися художественными качествами — «величеством, высотою, светлостью, звонкостью и пространством». на век. В соборе частично сохранилась роспись 1508 г. иконописца Феодосия. Так закладывалось противоречие: феодал – церковь – горожане.
Творчество архитекторов приобрело значительную самостоятельность. Ц. Вознесения построена на высоком подлете. Ярким примером подобного типа храма может считаться старый собор Донского монастыря (1591 – 1593) возведенный в память победы над войском крымского хана Казы-Гирая в честь Донской иконы Богоматери.
Работы по сооружению этой стены проводились под руководством архитектора Петра Фрязина. Стиль конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Среди многообразия архитектурных сооружений того времени наиболее впечатляющими стали: Зимний дворец, дворец Строгановых, а также Смольный монастырь и Царское село.
Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Шатер – повторение аналогичной формы деревянного храма. После революции широко востребованным оказался и Алексей Викторович Щусев.
Золоченый шлем купол был надстроен в 1600 году. Процессы эти протекали отнюдь не гладко, а в жестокой политической и классовой борьбе. С реформацией появились новые культовые постройки – соборы, которые сочетали готические черты в форме построения и ренессансный ордерной декор (сборы в Дзержинске, Заславле, Замостье, Новым Свержене). В жилом зодчестве тоже происходят изменения. В этот период укреплялись такие города, как Тверь, Ярославль, Владимир, Кострома, Вологда. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др.
Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. Именно этими особенностями русская архитектура этого периода отличается от архитектуры соседних с Русью стран. Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом. Эта вертикаль дополнялась огромными башнями с бочечными и шатровыми верхами.
Успенский собор Кремля сложен из белого камня. Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835).
Не случайно летописец отметил, что собор построен «палатным образом». Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть. Первым наиболее известным шатровым, столпообразным памятником является храм Вознесения в Коломенском (1530-1532).
Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками. Развивается особый тип посадского храма. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором.
Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. В основном шатровые храмы строились в царских вотчинах. Стройный и нарядный собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490) поднят на подклете, образующем широкое гульбище верх здания украшают спокойные ярусы килевидных закомар. В храме Василия Блаженного нет ясности и чистоты церкви Вознесения, в то же время он лишен тяжеловесности дьяковского храма. В целом же он придал зданию принципиально новый облик.
Несколько позже были пристроены на уровне подклета галереи-гульбища и лестничные всходы. Время многое изменило в первоначальном облике собора. Благодаря этому своеобразному решению увеличивается компактность объема собора. Иоанна Лествичника – небесного покровителя Великого князя Иоанна III). В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. На квадрате покоится восьмерик, переходящий в высокий, 20-метровый шатёр.
И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. Потом традиционная практика в Европе и триумфальное возвращение домой. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу. Центром архитектурного ансамбля храма стала увенчанная высоким шатром церковь Покрова Богородицы (именно в день этого праздника готовился решительный штурм Казани).
Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй.
Если в крестово-купольных церквях в основе планировке лежит православный крест, внутренние столбы означают опору (столпы) Церкви (оттого на них писали образы святых), а традиционное пятиглавие символизирует Господа Иисуса Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов, то в шатровом храме смысл раскрывается иначе. Огромное значение имела в Древней Руси и деревянная храмовая архитектура. Была соблюдена мера в использовании русской архитектурной традиции (он также знакомился с Успенским собором Владимира) и сложных инженерно-технических задач европейского уровня. Не "евразийство", а вера во Христа сливала воедино разноплеменные народы, "издавна обагренные взаимною кровью". Здесь же похоронен император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы. Но наиболее ясное представление о деревянном зодчестве дают сохранившиеся храмы.
Хоть аттик в этой церкви довольно декорированный, но другая, большая часть, выполнена в строгих формах. Все приделы, кроме центрального, завершены куполами. «История русского искусства», т. III, M., 1955, стр.
На них опирается тройной ярус килевидных декоративных кокошников. Кверху ярусы облегчаются, углы их выделены лопатками. После падения Константинополя в 1453 году возникает теория –«Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать». До нас не дошел великокняжеский дворец, но сохранилась величественная Грановитая палата. 71), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны со старыми русскими традициями.
Пораженный новым собором современник-летописец отметил, что новая церковь «чюдна велми величеством и высотою и светлостию и звоностию и пространством. ». В конце XVI в. стены палаты были украшены фресками. В основе здания – традиционная крестово-купольная система. Венчает церковь шатровое завершение. В середине 16 века в Москве уже активно развивается каменное гражданское строительство. Посвящения престолов храма связаны с памятными датами казанского похода.
Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Так, например, прекрасная церковь Вознесения в селе Коломенском (1532) была поставлена по приказу Василия III в честь рождения долгожданного наследника.
м, являлась самым большим и самым величественным залом в России того времени. Шатровые своды, кровли, навесы и наметы – или пометы (легкие крыши) – можно было видеть над воротами или кркстьянским крыльцом, над колодезным срубом или одинокой часовенкой, над путеводной иконой на обочине дороги или деревянным крестом на могиле. Политический престиж Москвы также требовал создания новых, вполне современных укреплений и одновременно торжественного обрамления городского центра и резиденции «великого государя» Ивана III. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Особенно интересно внешнее декоративное оформление собора. Как и деревянные шатровые храмы, церковь имеет в плане квадрат, поставленный на подклет. камни (церкви) расписаны разными красками, так что один черный, другой белый, третий желтый и позолоченный на каждом нарисован крест все это представляет красивый вид для проезжающих мимо дорожных людей.
Внутри такой храм представлял собой единое пространство, увенчанное шатром. Конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов.
Это построенная псковскими мастерами церковь Расположения и Благовещенский собор.
Петербург смело можно было назвать культурной столицей того времени. Тон задавала, конечно, Москва. 69). В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Россия быстро осваивала необозримые по протяженности пространства и одновременно не менее стремительно создавала качественно новую и более масштабную, чем прежде, культуру. Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная.
Каменное зодчество к XV-XVI векам вступает в новый период своего развития. Это уникальный образец русской гражданской архитектуры. Ведь в то время еще продолжались «великие стройки» итальянцев в Москве, где их прозвали «Фрязиными».
Там в 1555 – 1560 годах был возведен собор Василия Блаженного зодчими Бармой и Постником. Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. Среди них дворец князей Шуйских (Москва), каменные купеческие дома в Гороховце (рис. В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки». Главной «фишкой» Коня было соединение удобства, прочности и красоты – так сугубо оборонные башни он украшал кокошниками и узорами.
Об этом свидетельствуют уже иконы первой половины 16 в., например «Видение Евлогия» или «Лествица Иоанна Лествичника» (Русский музей), в которых, правда, еще живы традиции монументального искусства 15 столетия. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. Для этого он использовал мотивы ренессансной ордерной архитектуры Венеции.
В 1635-1636 годы в кремле возводится трехэтажный Теремной дворец с явно выраженной ступенчатой конструкцией. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786). Наконец, в 1500-1502 гг. В конце 1940-х— начале 1950-х в Москве были построены «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века.
до н. э. ) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1, 6180339887. После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Типы русских деревянных храмов). Апсиды отсутствуют.
Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идёт от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей. Интересно передается ощущение постепенного облегчения от яруса к ярусу. В 1448 г. Русская православная церковь получила независимость (автокефалию) от Константинопольского патриарха. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). Собор производит впечатление спокойного величия и монументальности. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др.
В 1596-1600 гг. Огромное внимание зодчие уделили декоративному убранству храма, раскрашенному первоначально в два цвета: красного кирпича и белого камня из которых оно построено. Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Особую роль в оборонном и градостроительном зодчестве этого периода играют монастыри. Храм входил в комплекс деревянного дворца Василия III. Целью перестройки Кремля было создание мощной крепости.
Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). Другая ситуация сложилась в Пскове. Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т. е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. Первоначально вид храма был иным, нежели в настоящее время. На Руси город и особенно его центральная часть – Кремль объединял в одном комплексе светскую власть (князь), церковь (митрополит, патриарх) и защиту городского населения во время набегов врага.
В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Желая подчеркнуть красоту основного материала строения, кирпича, зодчие еще и расписали его «под кирпич».
В искусстве Дионисия и его школы получила свое дальнейшее развитие московская иконопись. 72). В конце XII века были построены такие храмы как м (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Как было отмечено, данный же отрезок времени характеризуется началом постепенного перехода от деревянной архитектуры к каменной. Он украшен позолоченной надписью, превратившейся в замечательную ленту фриза. Они даже не делают апсиды.
17 в. ). Внутри такой храм представлял собой единое пространство, увенчанное шатром. Москву охотно посещали иностранные инженеры, архитекторы, мастера различных профессий.
Алевиз Новый Фрязин строит в московском Высокопетровском монастыре собор Митрополита Петра, который по своим формам и архитектурному замыслу является уменьшенной копией флорентийских храмов. Золотое сечение – это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой – меньшей), заключенными в общей величине. Главным является зальный характер помещения, его единство и нерасчлененность.
Две постройки – храмы Ризоположения в селе Бородавы (Вологодская область) 1486 года и Георгиевский в селе Юксовичи (Ленинградская область) 1493 года – характеризуют основную тенденцию этого вида архитектуры: превращение первоначальной церкви-избы в более сложное церковное здание. На южных и восточных границах государства начинали строиться новые города. Самый выдающийся памятник архитектуры 16 века – храм Покрова на Рву (его еще называют храмом Василия Блаженного), возведенный в 1555-1560 годах близ Московского Кремля на Красной (в то время Торговой) площади. Здесь же находится могила М. В. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786).
В 1533 г. на престол вступает трехлетний сын Василия III Иоанн Васильевич – будущий Иван Грозный. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир.
«Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего на Руси», – писал о ней древний летописец. Ренессансные пилястры и карнизы сочетаются здесь с готическими вымпергами и килевидными московскими кокошниками.
В конце 1940-х — начале 1950-х в Москве строятся «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. Наиболее значительным живописцем конца 15 в. был Дионисий. Неподалеку от Мурома в Борисоглебском монастыре вместо ветхих деревянных храмов в 17 веке возвели прекрасный ансамбль из каменных строений – церковь Рождества, Вознесенскую (Бориса и Глеба) и Никольскую церковь. Эта деталь станет необыкновенно популярной в русском зодчестве.
Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Они по-прежнему питают народную фантазию, расцвечивают причудливыми красками фольклор, декоративно-прикладное искусство, разговорный и литературный язык. Нет двух точек, с которых здание смотрелось бы одинаково. С востока к храму примыкают объемные апсиды.
Формы этой церкви связаны не только с деревянным зодчеством. Это был трехэтажный дворец, величественный вид и размеры которого поражали тех, кто видел его. В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Архитектурное развитие города продолжало идти своим путем, причем именно в 16 веке здесь расцветает собственная псковская школа зодчества. Начало века продолжаются частые набеги татар. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор.
Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. А вот цари, как оказалось, напротив – предпочитали деревянное зодчество.
Именно вот таким образом собор подражает главному памятнику взятию Казани – Покровскому собору. К этому основному объему примыкают более низкие срубы с восточной (алтарь) и западной стороны (притвор), также покрытые двускатной кровлей (такова Лазаревская церковь Муромского монастыря в Карельской АССР, 14 в. ). В XVI в. в России было возведено много средних и небольших по своим размерам пятиглавых и одноглавых церквей с куполами луковичной формы.
Мы видим сегодня Кремль именно таким, каким он был построен при Иване Третьем. Фасады церкви украшены пилястрами и щипцами. В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Первый — прямоугольный в плане сруб (клеть), покрытый двускатной кровлей, которая увенчана главкой. Прежде всего это относится к формированию в этот период современной нам русской нации, состоящей из трех близкородственных народов (великорусского, малорусского и белорусского).
Сложный карниз разделил здание на два этажа. Над четвериком возвышается восьмерик – следующий объем восьмигранной формы.
70) и церковь Ризположения (1484—1486 ил. Церковь Вознесения в Коломенском существенно отличается от Троицкого храма. Фиораванти тщательно изучил русскую архитектуру и глубоко проникся ее спецификой. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. Одним из ярких примеров такого рода сооружений является Останкинская телебашня в Москве, созданная по проекту Николая Васильевича Никитина.
От Сената в Кремле до Петровского путевого дворца в районе метро Динамо. Не отошли в область предания и языческие мотивы.
Шатер церкви поставлен на невысокий восьмерик, украшенный кокошниками. Собор на территории комплекса является типичным представителем стиля барокко, который в те времена как раз и начал свое распространение в русской архитектуре 17 века. Другая ситуация сложилась в Пскове. В московской типографии Ивана Федорова в 1564 г. была отпечатана книга «Апостол», в которой обнаружились новые черты, характерные для художественной культуры эпохи. Собор служил великокняжеской усыпальницей.
Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Это храмы, поднятые на высокий цокольный этаж — подклет и окруженные открытой галереей. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Фасады собора облицованы тесаными каменными плитами. Таким образом, можно считать несомненным, что в коломенской церкви сочетались различные традиции идущие и от крепостного строительства и от каменной церковной архитектуры и от деревянного зодчества.
Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Церковь Петра Митрополита в Переяславле-Залесском 1584 года, храмы в Лютиковом монастыре (1559), в селе Городне под Коломной (1578 – 1579), селе Елизарьево близ Переславля, церковь Козьмы и Доминиана в Муроме (1565) и т. д. Почти одновременно строились кремлёвские стены. 4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Новизна не только в том, что в соборе нет хоров.
Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов.
в грандиозный замок и первоклассную крепость. Однако по духу Осип, урожденный Джузеппе, был достойным сыном России. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице и в провинции. Храм был достроен только к 1600 г., спустя целое столетие.
Влияние этого храма видно и в ряде других памятников, таких как храм Иоанна Предтечи в селе Дьяково, храм Покрова Богородицы, что на Рву (собор Василия Блаженного). Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Внешний облик трапезных отличался строгой простотой.
Эта площадь открывается взорам с другого берега Москвы-реки оттуда Кремль предстает во всем своем праздничном великолепии.
Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане. Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе.
Именно в этот период времени под влиянием своей второй супруги Великой княгини Софьи Палеолог (племянницы последнего императора Византии Константина XII) Иван III утверждает новый государственный герб (золотого византийского двуглавого орла на красном поле) и официально провозглашает новую государственную идеологическую концепцию развития государства (Москва есть Третий Рим). Высота здания – 14 сажен. Между Успенским собором и Архангельским вырос столп храма-колокольни. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902). Архитектура храма довольно сложная, он состоит из девяти разных по высоте церквей. Каменные храмы, завершаемые шатром издавна известны в русской деревянной архитектуре.
Последние увенчаны капителями и плавными дугами закомар. Менее всего памятников конца XV – XVI века сохранила деревянная архитектура. VII. 4), трапезные палаты Андроникова монастыря в Москве (1506), трапезные палаты Пафнутьева-Боровского монастыря в Боровске (1511). В плане это многоярусная столпообразная церковь со звонницей высотой 80 м. Замечательным памятником архитектуры и образцом одностолпного шатрового храма является церковь Вознесения Господня в селе Коломенском (1532 г. ). Размещено на реф. рфВпоследствии это место стало усыпальницей практически всех московских правителей, князей и царей.
Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). Все элементы наружной обработки здания подчеркивают его вертикальную устремленность. В конце XV века Кремль возведен заново. Тем не менее лишь первые памятники архитектуры данного периода, такие как Петропавловский собор в Петербурге, практически избежали русского влияния. В ноябре 1480 г.
О других расписанных фреской шатровых храмов неизвестно. Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). Многие историки архитектуры и искусствоведы, такие как В. Г. Брюсова, Н. К. Голейзовский, Т.
16 век в Российской архитектуре богат на события. В качестве примера можно привести «Царское место» Ивана Грозного в кремлевском Успенском соборе (1551), богато украшенное плоской деревянной резьбой. Известнейшая его работа — особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900) — основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496).
Муравьева, "не муками и не кострами, как некогда князей черниговских, тверских и рязанских, терзаемых в Орде за веру предков, но кротким светом Евангельской истины призывала святая Русь закоснелых врагов своих из тьмы язычества в благодатное царство Христово". Построение внутреннего пространства не играло ведущей роли в русской архитектуре. Площадь эта названа Соборной, так как образована тремя соборами. Большой известностью пользовались храмы Строгановых в Сольвычегодске. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество.
По сути, первый русский архитектор-строитель крепостей. В его образе чувствуется торжественность, достоинство, степенность. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова.
68). Первоначально строение достигало 60 метров.
Это заметно обогащало русскую культуру. Первые проекты по созданию массовых дешевых жилых зданий принадлежат инженеру-строителю Виталию Павловичу Лагутенко.
В сущности, это уже не икона, а скорее картина со сложным символико-аллегорическим сюжетом. Фиораванти повторил в своем соборе только внешние черты «образца»: пятиглавие, колончатый пояс, перспективные порталы, позакомарное покрытие. Как и хрущёвки, брежневские дома выполнялись в стиле функционализма, однако имели более разнообразные архитектурные формы: дома башенного типа («свечки»), длинные многосекционные («китайские стены»), ступенчатые изогнутые и переменной этажности. Это был первый на Руси каменный шатровый храм.
Город должен был соответствовать новым задачам. Икона «Церковь воинствующая» не стоит особняком в древнерусском искусстве середины 16 в. Репрезентативность и светские тенденции в трактовке образов проявлялись не только в живописи. Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). Новшеством является великолепное использование белого цвета. Вместо деревянных хором все чаще возводятся каменные.
Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. Третий шедевр шатровой архитектуры – Преображенская церковь села Остров близ Москвы. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. Апсиды — характерная часть храма — замаскированы выступами стен, формы строго геометричны. Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. Успенский собор (1475 – 1479), возведенный под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, был главной русской святыней, символизировавшей всю православную церковь. Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811).
блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки». При этом вопрос о непосредственном участии средневековых европейских мастеров в белокаменном строительстве на северо-востоке Руси в середине— второй половине XII века остаётся открытым.
В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии. Собор монастыря был построен в 1554-55 гг. Основание купола замаскировано аттиком (архитектурно – декоративный элемент, композиция прямоугольной формы под венчающим карнизом постройки). Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры.
Здесь сравнительно немного «исторических» евангельских сюжетов, а если они и есть, то трактуются как торжественный праздник или ликующее песнопение. Впоследствии он впишется не в одну увлекательную страницу летописи мировой архитектуры. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века. Здание Храма Василия Блаженного возводилось из кирпича, нового в ту пору материала. Однако его «фасадом» является сторона, обращенная к Красной площади, где особенную торжественность ансамблю придают Спасская и Никольская башни.
Все время меняется его лик, ритм его ярусных башен. Фиораванти точно исполнил это задание. Стройный шатёр принял на себя ведущую роль в композиции. Возведена в 1487 – 1491 годах архитектором Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари.
Единство целого и взаимная подчиненность всех частей (вытянутые пилястры, форма окон, обработка шатра) достигли в этой постройке редкой гармонии. А уже русская архитектура 18 века прославится рядом новшеств в искусстве и строительстве. Позднее из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены.
Другая ситуация сложилась в Пскове. К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). Крепостное строительство 15 -16 вв.
Астраханский Кремль тоже один из представителей архитектуры того времени. Формы церкви Вознесения абсолютно законченны, тонко продуманы. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер. Это лишает дьяковскую церковь динамичности.
Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения. Храм походил на просторный, обильно освещенный зал светского характера. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. Велика живописная пластичность коломенского храма. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Храм Вознесения подобен обелиску, построенному над крутым берегом Москвы-реки. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Типовая архитектура продолжала своё развитие вплоть до распада СССР.