Также в качестве материальной основы могут быть применены и бумага и картон и дерево. В России техника темперного письма была преобладающей вплоть до конца XVII в. Здание диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» в СевастополеДиорама – лентообразная изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом. В европейском искусстве первыми обратились к изображению природы венецианские художники эпохи Возрождения (А. Каналетто). В 1-м тысячелетии н. э. высокий подъём пережила монументальная живопись (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой прогрунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Средней Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне (ныне Шри-Ланка). Брюллов, А. А.
Как составные элементы колонны различают базу, ствол (обычно состоит из большего или меньшего количества цилиндров), шею и голову (или капитель). Наиболее подходящие для этого средства — колористические. В XIX в. живопись решала сложные и актуальные мировоззренческие проблемы играла активную роль в общественной жизни важное значение в живописи приобрела острая критика социальной действительности. Одной из первых реалистических станковых картин была Сдача Бреды Веласкеса (1629–1631, Мадрид, Прадо).
Большинство диорам посвящено историческим сражениям. Наиболее известные диорамы: «Штурм Сапун-горы» (Севастополь), «Оборона Севастополя» (Севастополь), «Бои за Ржев» (Ржев), «Прорыв блокады Ленинграда» (Петербург), «Штурм Берлина» (Москва) и др. Пушкина), Ж. Б. Шарден Молитва перед обедом (ок. Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия).
Тональная живопись (см. Разумеется, это не единственный «верный» путь развития современного искусства и живописи, тем не менее, многие положения такого ви. 1508, Париж, Лувр), Рафаэль Дама с покрывалом (ок. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства. Во времена античности, большее значение придавалось таланту исполнителя, художники были ограничены в технологии изготовления красок и возможности получить систематизированное образование. П. Рубенс, Я. Иорданс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс), Голландии (Ф.
Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и отчасти в живописи модерна зарождались черты, определившие особенности некоторых течений XX в. (активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и ассоциативность цвета, мало связанного с естественными красочными отношениями, утрированность форм, декоративность). 1660, Амстердам, Рейксмузеум), Ф. Халс Цыганка (ок. В 18 в. в лаконичных натюрмортах Ж. Б. Шардена утверждается ценность и достоинство, скрытые в обыденной жизни: Атрибуты искусства (1766, С. -Петербург, Эрмитаж). "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников.
В первой половине 19-го века миниатюрную живопись использовали для создания маленьких портретов. Джорджо Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» назвал ван Эйка изобретателем масляной живописи, позднее это утверждение повторил Карел ван Мандер. Беллоуза, Р. Кента в США.
История живописи Древнего Египта во многом испытывала большое влияние со стороны религии.
В XVII в. расширилась и чётко оформилась система жанров. Пушкина), В. Ван Гог Автопортрет с перевязанным ухом (1889, Чикаго, собрание Блок), О. А. Кипренский Портрет поэта Пушкина (1827, Москва, Третьяковская галерея), И. Н. Крамской Портрет писателя Л. Н. Толстого (1873, Москва, Третьяковская галерея), И. Е. Репин Мусоргский (1881, Москва, Третьяковская галерея). Скорее всего, произошло это еще до того, как он в полной мере осознал себя человеком.
Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. м пространством. «Живописать, -- объясняет Даль, -- изображать верно и живо кистью или словами, пером». Художники называют подобное восприятие смотрением вполглаза (слегка сощурившись, прикрывая веки). В живописи — это соответствие деталей целому не только по размерам, но и по цвету (цветовое единство, гамма родственных оттенков).
В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска). В XX веке растет роль монументально-декоративной живописи, как изобразительной (к примеру, революционно-демократическая монументальная живопись в Мексике), стремящейся прежде всего вовлечь массового зрителя в круг воплощаемых ею мыслях, таки неизобразительной, обычно плоскостной, отвлеченно-орнаментальной, гармонирующей с геометризованными формами современной архитектуры. Караваджо, Д. Фетти, П. да Кортона, Дж.
Это происходит уже в течение двух тысяч лет. В живописи подобного класса могут показываться пространственные соотношения, может создаваться полная иллюзия глубочайшего трехмерного места (обычно вроде бы находящегося перед рассматривающим произведения живописи человеком), визуально уничтожаться красочная плоскость при помощи тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, методом рассредотачивания теплых и прохладных (выступающих и отступающих) цветов большие формы моделируются цветом и светотенью. Обычно применяется ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Это вызвало индивидуализацию технических приёмов многослойной масляной живописи. дения весьма убедительны и продуктивны.
Халс, Рембрандт, Я. Вермер, Я. ван Рёйсдал, Г. Терборх, К. Фабрициус), Великобритании (Дж. Если работать масляными красками на негрун-тованной основе (например, холсте), краски не ложатся, жухнут, масло из краски впитывается в ткань, разрушает холст и красочный слой. Быть художником – участь или, быть может, счастливая и одновременно печальная судьба. В. Герасимов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, Т. Н. Яблонская и др. ). По цвету — тонированные и цветные. mythos – предание).
Но передать живо этими ограниченными средствами многоцветие окружающего мира, пульсацию жизни в каждом сантиметре цветной поверхности предмета, очарование этой жизни и постоянное движение и изменение невозможно. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска). Пушкина), К. Лоррен Полдень (1651, С. -Петербург, Эрмитаж), Ф. Гварди Площадь Сан Марко, вид на базилику (ок. Живопись XX в. наряду с наглядно-зримым объёмно-пространственным способом изображения широко использует новые (а также и восходящие к древности), условные принципы трактовки зримого мира.
В станковой живописи преобладают работы выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д. ). 1716, С. -Петербург, Эрмитаж), Ф. Гойя Бедствия войны (1810–1820), Т. Жерико Раненый кирасир (1814, Париж, Лувр), Э. Делакруа Резня в Хиосе (1824, Париж, Лувр), В. М. Васнецов После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880, Москва, Третьяковская галерея). Так изначально обладая явными признаками самостоятельных пластических характеристик (неслучайно одним из основных параметров, отделяющих живописную технику от графических, является мазок, предоставляющий большой диапазон именно пластических возможностей— в наибольшей степени, конечно, самому распространённому виду— масляной живописи, но и, конечно же, — многим новым её видам и техникам, подразумевающим синтез форм). Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. 1516, Флоренция, галерея Питти), Тициан Портрет юноши с перчаткой (1515–1520, Париж, Лувр), А. Дюрер Портрет молодого человека (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Х. Гольбейн Посланники (Лондон, Национальная галерея), Рембрандт Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум), Автопортрет с Саскией на коленях (ок.
В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. В XIX в. складывались новые национальные школы реалистической живописи в Европе и Америке. Чем гуще слой красящего вещества, тем темнее данный участок картины или рисунка.
В живописи многих модернистических течений (кубизм, футуризм, сюрреализм) отдельные более либо наименее просто известные элементы видимого мира фрагментируются либо геометризируются, стают в внезапных, время от времени нелогичных сочетаниях, порождающих огромное количество ассоциаций, соединяются иногда с чисто абстрактными формами. Верно передать их удавалось графическими средствами -- линией и тоном. Испокон веков человек стремится к совершенству ища гармонию в мире, который его окружает.
Один из самых популярных жанров живописи. В искусстве 20 в. проявляется интерес к старине как к источнику красоты и поэзии: В. А. Серов Петр I (1907, Москва, Третьяковская галерея), художники объединения «Мир искусства». Неслучайно существует такое понятие как «литературность», когда живопись, по той или иной причине, не обладая достаточнми пластическими и выразительнми качествами, привлекает в свой арсенал чисто повествовательную, «литературную» составляющую. Как и любой вид искусства, живопись имеет свою историю становления. Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах зданий и других сооружений.
Особенно богат был голландский натюрморт, скромный по колориту и по изображенным вещам, но изысканный по выразительной фактуре предметов, по игре цвета и света (П. Клас, В. Хеда, В. Калф, А. Бейерен). Картина — произведение станковой живописи, правдиво воплощающее замысел художника, отличающееся значительностью содержания, правдивостью и завершенностью художественной формы. Жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта, называют бытовым жанром.
Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). 1484, Флоренция, Уффици), А. Мантенья Парнас (1497, Париж, Лувр), Джорджоне Спящая Венера (ок. Автор может вписать изображение, в соответствии со своим решением или по желанию заказчика, в круг, овал, ромб, восьмиугольник и т. д. Классической портретной миниатюрой считается миниатюра, выполненная на тонкой пластинке из слоновой кости. Рост станковизма, усиление потребности в произведениях, рассчитанных на интимное созерцание, повлекли за собой развитие и камерных, тонких и лёгких, техник живописи – пастели, акварели, туши, различных видов портретной миниатюры.
Иконопись в переводе с греч. 1760–1765, Лондон, Национальная галерея). bataille – битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись. Изобразительные и выразительные способности живописи, особенности техники письма почти во всем зависят от параметров красок, которые обоснованы степенью размельчения пигментов и нравом связывающих, от инструмента, которым работает художник (кисти, мастихин), от используемых им растворителей гладкая либо шероховатая поверхность базы и грунта (в той либо другой степени поглощающих связывающее) оказывает влияние на приемы наложения красок, на фактуру произведения живописи, а просвечивающий цвет базы либо грунта – на спектр время от времени свободные от краски части базы либо грунта могут играть определенную роль в колористическом построении (приемущественно в акварели). Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина).
Цвет – одно из наиболее выразительных средств, применяемых в живописи. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д. ). Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).
Джорджо Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» назвал ван Эйка изобретателем масляной живописи, позднее это утверждение повторил Карел ван Мандер. Живопись возникла в эпоху позднего палеолита (40-8 тысяч лет назад). его рассматривали как «высокий» жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты). Расширялись связи живописи Европы и других частей света, где опыт европейской реалистической живописи получил самобытное истолкование, часто на основе местных древних традиций (в Индии, Китае, Японии, других странах) европейская живопись испытывала влияние искусства дальневосточных стран (главным образом Японии и Китая), что сказалось в обновлении приёмов декоративно-ритмической организации живописной плоскости.
Б. Тьеполо Триумф Амфитриты (ок. Реализм 2-й половины 19 в. обращается к осмыслению исторических трагедий народов и личностей: И. Е. Репин Иван Грозный и его сын Иван (1885, Москва, Третьяковская галерея), В. И. Суриков Меншиков в Березове (1883, Москва, Третьяковская галерея). В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне. Головин, Л. С.
в странах Западной Европы и Америки живопись порой становится одним из элементов поп-арта.
Живопись XX веке, вместе с чувственно-достоверным, призрачным, объемно-пространственным методом изображения обширно употребляет новые (также и восходящие к древности) условные принципы трактовки видимого мира. Станковая живопись (картина) имеет самостоятельный характер и значение. Уже в живописи постимпрессионизма (П. Также стоит отметить, что до появления бумаги рисовали в Китае на шелке. Живопись красками на воде по штукатурке – сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмали, живопись керамическими и силикатными красками и т. п. Непосредственно с живописью смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись художественные задачи. Так изначально обладая явными признаками самостоятельных пластических характеристик (неслучайно одним из основных параметров, отделяющих живописную технику от графических, является мазок, предоставляющий большой диапазон именно пластических возможностей — в наибольшей степени, конечно, самому распространённому виду — масляной живописи, но и, конечно же, — многим новым её видам и техникам, подразумевающим синтез форм). Левитана.
Рильке)— через осознание того, что «это глубинный иррациональный процесс»— в таком мнении сходятся не только тот же Р. -М. Б. Тьеполо, Дж. В Древней Греции появилась практически не дошедшая по сей день станковая живопись (на досках, пореже – холсте), выполнявшаяся приемущественно в технике энкаустики (восковая живопись пореже использовались клеевые краски и темпера), которая позволяла выразительно лепить объемы некое представление об древней станковой живописи предоставляют фаюмские портреты. Рильке и правильно воспринятый, хорошо понятый им П. Клее, но и многие художники и философы причём подготовило новое понимание искусства и его задач само их развитие: невозможно было уместить всю полноту быстротечной жизни, технических и технологических, наконец— общественных и нравственных преобразований— в прокрустово ложе идеологических и академических догм и штампов, жречески изолирующих искусство от самого развития жизни, сводящих именно к «хорошо понятным и давно известным» функциям сам этот глубинный творческий процесс. – многие картины. Античная фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность.
1834, Москва, ГМИИ им. Темпера (итал. Но первым натюрмортом в станковой живописи считается картина художника из Венеции Якопо де Барбари Куропатка со стрелой и перчатками (1504, Мюнхен, Старая пинакотека).
1615, Мюнхен, Старая пинакотека), Рембрандт Пейзаж с прудом и арочным мостом (1638, Берлин – Далем), Я. ван Рейсдаль Лесное болото (1660-е, Дрезден, Картинная галерея), Н. Пуссен Пейзаж с Полифемом (1649, Москва, ГМИИ им. В живописи палеолита встречаются как линейно-силуэтные изображения, так и легкая моделировка, однако композиционное начало в ней еще слабо выражено. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками. Вот таким образом работа художника над изображением шла практически непрерывно. Их используют уже более 3 тысяч лет.
До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV-XVII вв. Абстракционисты отказались от изображения предметов и явлений объективного мира (отсюда другое название абстракционизма — беспредметное искусство).
Жерико, Э. Делакруа во Франции почти во всем О. А. Бытовой жанр в 19 в. в живописи утверждал демократические идеалы, часто с критическим подтекстом: О. Домье Прачка (1863, Париж, Лувр), Г. Курбе Мастерская художника (1855, Париж, музей Орсе). В конце XIX – начале XX вв. К разновидностям живописи относятся также диорама и панорама.
С эпохи Возрождения до 19 в. художники использовали сюжеты античной мифологии, христианских легенд. Уже с 20-х гг. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные — светлее. В 18 в. во Франции жанровая живопись связана с изображением галантных сцен, «пасторалей», становится изысканной и грациозной ироничной: А. Ватто Бивуак (ок. Предстоящая эволюция многих из этих течений уже в 1910-х годах привела к полному отказу от изобразительности, к возникновению абстрактной живописи (абстрактное искусство), что ознаменовало распад живописи как средства отражения и зания реальности абстрактная живописи прямо до 1960-х годов была обширно всераспространена в искусстве приемущественно капиталистических государств.
В XVII-XVIII вв. Уже в 16 в. натюрморт делится на множество типов: интерьер кухни с людьми или без них, накрытый стол в сельской обстановке, «ванитас» с символическими предметами (ваза с цветами, погашенная свеча, музыкальные инструменты). Графика в чистом виде использует белизну (цвет) фона для создания тональных градаций.
Иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архитектурным членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церковных интерьерах единый ансамбль. Живопись, живописный, живописность (от живо, естественно). Джорджо Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» назвал ван Эйка изобретателем масляной живописи, позднее это утверждение повторил Карел ван Мандер. Восточное направление живописи развивалось на протяжении более чем шести тысяч лет.
В живописи такого типа могут воспроизводиться цветом пространственные соотношения, создаваться иллюзия глубокого трёхмерного пространства, зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путём распределения тёплых и холодных цветов объёмные формы моделируются цветом и светотенью. В 19 в. творческие открытия мастеров пейзажа, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды) завершились достижениями импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы: барбизонцы, К. Коро Утро в Венеции (ок. Стремясь к воспроизведению красочности мира, световоздушной среды, многие художники совершенствовали систему тональной живописи. В это время в театре начали работать выдающиеся художники М. А. Наносить можно как в очень жидком, разбавленном состоянии (разбавляется водой), так и в пастообразном состоянии, сгущаемым специальными сгустителями используемыми художниками, при этом акрил не образует трещин, в отличие от масляных красок.
Возникшее в античности рвение к правдоподобному проигрыванию реального мира, т. е. Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом. Где же кроется секрет такого сумасшедшего успеха живописи. Разумеется, это не единственный «верный» путь развития современного искусства и живописи, тем не менее, многие положения такого видения весьма убедительны и продуктивны. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи.
Древнейшие образцы каменных колонн найдены в Египте. Художники регулярно обращались к батальному жанру: Леонардо да Винчи Битва при Ангиари (не сохранилась), Микеланджело Битва при Кашине (не сохранилась), Тинторетто Битва при Заре (ок. Ещё Плотин говорит: «Не копировать природу, а учиться у ней» и этим принципом руководствуются многие художники на протяжении многих веков.
Такое понимание методов и технических, выразительных задач искусства культивировали в числе других теоретиков и мастеров В. А. Фаворский и о. Павел Флоренский, а впоследствии — самостоятельно развивал сам В. А. Фаворский. Художники и Северной и Южной Европы работали масляными красками задолго до ван Эйка. Разнообразные виды пейзажей в живописи можно наблюдать на полотнах знаменитых творцов. С ног динамика переходит на руки.
Усложнение проблематики живописи, богатство стоявших перед ней задач, классовая и сословная дифференциация мироощущения привели к формированию разных красочных систем, как обладавших общностью стилевых признаков (чувственно насыщенная, оживленная живопись барокко, с соответствующей незамкнутой, спиралевидной композицией строго уравновешенная живопись классицизма с ее культом точного, серьезного, ясного рисунка, доминированием объемно-светотеневого начала над цветом, локальностью цвета живопись рококо с ее игрой изысканнейших и текучих аспектов цвета, светлых и блеклых тонов), так и не укладывавшихся в какие-либо определенные стилевые рамки. Для написания своих знаменитых картин они использовали разные техники. Вот таким образом задачи живописи подразумевают не только такую организацию пространства на плоскости, которая руководствуется и ограничивается воссозданием на ней трёхмерной среды, мало того, отдельные методы уже давно воспринимаются как «тупиковые» на пути развития искусства (в контексте понимания и переосмысления адекватности восприятия). 1660, Москва, ГМИИ им. подобным, каким его видит человек, вызвало возникновение в живописи объемно-пространственного изображения (с чем связано и зарождение рассчитанной на личное созерцание станковой живописи, освобождение живописи от подчинения архитектуре, почти во всем и от декоративных функций).
«высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю, ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например, птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека – голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, а ноги – в профиль). Пушкина), Д. Веласкес Вакх (Пьяницы) (1628–1629, Мадрид, Прадо), Рембрандт Даная (1636, С. -Петербург, Эрмитаж), Дж. Художник уже не может удовлетвориться набором иллюзорных приёмов («иллюзионизмом»), он следует потребностям нового понимания красоты, отказавшись от неактуальных методов самовыражения и воздействия на зрителя ищет новых же форм таковых, диалектически возвращается к лучшему из отвергнутого и таким образом приходит к пониманию и реализации новых же ценностей. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. Художники и Северной и Южной Европы работали масляными красками задолго до ван Эйка2.
1585, Венеция, дворец Дожей), Н. Пуссен, А. Ватто Тягости войны (ок. В средние века в Западной Европе, Византии, на Руси, Кавказе и Балканах развивалась живопись, религиозная по содержанию: фреска (как по сухой, так и по влажной штукатурке, наносившейся на камень или кирпичную кладку) иконопись (на грунтованных досках преимущественно яичной темперой), а также книжная миниатюра (на грунтованном пергаменте или бумаге исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и другими красками), включавшая порой и исторические сюжеты. Существует живопись и более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом (см.
Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения. Далее развитие идет с поразительной последовательностью. Формировались различные живописные системы, как обладавшие общностью стилевых признаков (динамичная живопись барокко с характерной для неё незамкнутой, спиралевидной композицией живопись классицизма с чётким, строгим и ясным рисунком живопись рококо с игрой изысканных нюансов цвета, светлых и блёклых тонов), так и не укладывавшиеся в какие-либо определенные стилевые рамки. В изобразительном искусстве — на основе предмета изображения (портрет, натюрморт, пейзаж историческая и батальная картина), а иногда и характера изображения (карикатура, шарж). Появлялись новые жанры и виды живописи.
Алла прима). В 16 в. появляются следующие типы портрета: традиционный (поясной или в рост), аллегорический (с атрибутами божественного), символический (основанный на литературном произведении), автопортрет и групповой портрет: Джотто Энрико Скровеньи (ок. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть станке) художника. Начало 19 в. – новый этап в развитии исторического жанра, который начался с возникновением романтизма, подъемом утопических ожиданий: Э. Делакруа Взятие Константинополя крестоносцами (1840, Париж, Лувр), К. Брюллов Последний день Помпеи (1830–1833, С. -Петербург, Русский музей), А. А. Иванов Явление Христа народу (1837–1857, Москва, Третьяковская галерея). Верещагина, И. И. Адриана (1633, Харлем, музей Франса Халса), Рембрандт Синдики (1662, Амстердам, Государственный музей), Эль Греко Портрет Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Д. Веласкес Портрет Филиппа IV (1628, Мадрид, Прадо), Ф. Гойя Молочница из Бордо (1827, Мадрид, Прадо), Т. Гейнсборо Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), Ф. С. Пушкина), О. Ренуар Лягушатник (1869, Стокгольм, Национальный музей).
Живопись появилась в эру позднего палеолита (40-8 тыс. В то же время, развитие искусства изобразительных методов и средств выразительности, давно вывело за пределы понимания основных своих задач — «воспроизведение реальности». Разумеется, это не единственный «верный» путь развития современного искусства и живописи, тем не менее, многие положения такого видения весьма убедительны и продуктивны. Я просто помогаю ей выйти наружу. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты.
Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). Но, если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. «Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких как мольберт, палитра и кисти. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках.
Ведь подлинное искусство всегда стремится через видимые (слышимые, осязаемые) образы прикоснуться к незримому, неуловимому, зыбкому, недоступному, порой запрещенному. Но, чтобы живо, целостно воспроизвести материальность, пластику, цветность предмета при определенном состоянии освещенности и в определенной обстановке, художник должен добиться очень большой точности и выразительности в соотношениях тонов богатство, тонкость соотношений переходов, ведущих к выразительности живописи и являются основным признаком валёра. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. Во-вторых, в качестве красок везде используются чернила – китайская тушь (бывает, что вкупе с другими цветами, но и как самостоятельная краска тоже применяется). Линейная перспектива- изображение, построенное на плоскости. Плоскость может распологоться вертикально, наклонно, горизонтально, в зависимости от назначения перспективных изображений. Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы используется при создании станковой живописи и настенных панно. Построение изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи (соборов, дворцовых сооружений, росписи на наклонных фризах). Построение на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков. То есть круглая, цилиндрообразная опора или свободно стоящая или прислоненная к стене.
Ещё Плотин говорит: «Не копировать природу, а учиться у неё» и этим принципом руководствуются многие художники на протяжении многих веков. Техника рисования темперой заключалась в последовательном нанесении нескольких слоев. В Древней Греции возникла почти не сохранившаяся станковая живопись (на досках, реже на холсте) главным образом в технике энкаустики (см. Рука сгибается в локте, сначала одна, потом другая. Голова начинает нагибаться, откидываться, поворачиваться. Торс в течении всей архаики остается неподвижным. Все движения человека фиксируются в силуэте, на плоскости и, вопреки законам статики, руки и ноги действуют не в перекрестном движении, а в одной стороне тела. (или правой или левой) В динамике архаической статуи нет еще диалектики движения, нет принципы действия и противодействия. Только классический стиль решает проблему перекрестного движения. Популярной формой опоры является колонна.
Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др. ) формально (например, по месту в коллекции) относят к графике, но эти произведения часто рассматриваются и как живописные. Интересен и разнообразен портрет 19–20 вв. : Д. Энгр Портрет мадам Рекамье (1800, Париж, Лувр), Э. Мане Флейтист (1866, Париж, Лувр), О. Ренуар Портрет Жанны Самари (1877, Москва, ГМИИ им. С 19–20 вв. Художник работает слоями краски, многократно проходя одни и те же участки картины, высветляя или утемняя их. Научное исследование перспективы, оптики и анатомии, внедрение улучшенной Я. ван Эйком (Нидерланды) техники масляной живописи содействовали широкому раскрытию заложенных в природе красочных способностей в живописи внушительно воспроизводятся большие формы (при помощи светотеневой моделировки) в единстве с глубочайшим местом (разворачивающимся за визуально уничтожаемой красочной плоскостью) и световой средой, осваивается цветовое достояние мира. С 80-х годов 1в.
Полотна пишутся чаще всего на холсте, который натягивается на подрамник. В каждом виде искусства система жанров слагается по-своему. Рокотов Портрет Майкова (ок. означает «молитвенный образ».
Научное изучение перспективы, оптики и анатомии использование усовершенствованной Я. ван Эйком (Нидерланды) техники масляной живописи способствовали раскрытию заложенных в природе живописи возможностей: убедительному воспроизведению объёмных форм в единстве с передачей пространственной глубины и световой среды, раскрытию цветового богатства мира. Широкий размах строительства, создание крупных общественных зданий и мемориальных ансамблей способствовали развитию монументально- декоративной живописи (работы В. А. Фаворского, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина), возрождению техники темперной росписи, фрески и мозаики. Таково вида скульптура применяется для создания глинянных и восковых моделий. де Латур, Ф. Шампень, Н. Пуссен, А. Ватто, Ж. Б. С.
Одним из его основателей был И. Босх (Семь смертных грехов, Мадрид, Прадо). Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Здесь и в материале и в технике его обработки видно сочетание принципов скульптуры и пластики. Деревянная скульптура – отстов, своего рода скелет (каркас), без которого глина не оседает. Каркас делается из проволоки и деревянных дощечек, распределяя основные линии позиции будущей статуи.
В этом процессе большую роль играет наблюдательность, воображение, замысел. Вот таким образом и живопись по преимуществу цветная. Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон. Не редко, в картинных галереях, можно услышать обозначение «художник» в отношении живописца, что не есть правильно, поскольку слово художник относится к любой творческой личности работающей в направлении изобразительного искусства, отсюда следует, насколько живопись принимает главенствующую роль мира искусства в умах народа. Однако неизвестно ни одного свидетельства современников художника, что именно он был изобретателем нового метода. Графика в чистом виде использует белизну (цвет) фона для создания тональных градаций.
Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников. до н. э. Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. Разумеется, это не единственный «верный» путь развития современного искусства и живописи, тем не менее, многие положения такого видения весьма убедительны и продуктивны. Рейнолдс, Т. Гейнсборо, У. Хогарт), России (Ф.
стали популярны темы германских, кельтских индийских, славянских мифов. Так изначально обладая явными признаками самостоятельных пластических характеристик (неслучайно одним из основных параметров, отделяющих живописную технику от графических, является мазок, предоставляющий большой диапазон именно пластических возможностей— в наибольшей степени, конечно, самому распространённому виду— маслянной живописи, но и, конечно же, — многим новым её видам и техникам, подразумевающим синтез форм). М. Креспи, Ф. Гварди), Испании (Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойя), Фландрии (П. Живопись станковая — название происходит от станка (мольберта), на котором создается картина. Для исполнения живописных произведений используют также акварель, гуашь, пастель, тушь.
также Союз Советских Социалистических Республик и статьи о советский союзных республиках). Картина является итогом длительных наблюдений и размышлений художника над жизнью. В 60-х – начале 80-х гг. Различают две главные разновидности монументальной живописи – фреску и мозаику. Каждая из них затрагивает не просто кусочек жизни народа и не только время каких-то исторических событий, а целую жизнь. 1653, Париж, Лувр). Декорации, костюмы, грим, бутафория помогают глубже раскрыть содержание спектакля (кинофильма).
1585, Венеция, дворец Дожей), Н. Пуссен Великодушие Сципиона (1643, Москва, ГМИИ им. В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. Рильке) — через осознание того, что «это глубинный иррациональный процесс» — в таком мнении сходятся не только тот же Р. -М. Она начала развиваться еще до изобретения книгопечатания, в средние века.
Во времена династии Сун (960-1127 гг. ) популярными становятся картины исторического характера, рассказывающие в том числе и о повседневной жизни. Сначала художники обрисовывали контуры изображали окружающую обстановку, природу, одежды. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения.
темперные краски были основным материалом станковой живописи. Реалистическая живопись конца XIX – XX вв. Строгая канонизация изображений, проявлявшаяся в особенностях композиции, соотношении фигур и отражавшая господствовавшую в обществе жёсткую иерархию, сочеталась со смелыми и меткими жизненными наблюдениями и обилием деталей, почерпнутых из окружающего мира (пейзаж, бытовая утварь изображения зверей и птиц).
Существуют двойной и групповой портрет. Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек" (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи".
В особую группу выделяется автопортрет – изображение художником самого себя. Валер), а также от взаимодействия рядом лежащих цветов (см. В 16 в. в Нидерландах бытовой жанр стал бурно развиваться и обособился. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь».
1508–1510, Дрезден, Картинная галерея), Рафаэль Афинская школа (1509–1510, Рим, Ватикан). Живопись декоративная не имеет самостоятельного значения и служит украшением экстерьера и интерьера зданий в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию «прорыва» стены, увеличения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощенными формами зрительно как бы суживают, замыкают пространство. Именно так в первобытном обществе начало зарождаться искусство живописи. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные — одноцветными. К счастью структура красок позволяла им сохнуть очень быстро. Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать». Конечно, восточные славяне обладали высокоразвитой культурой, а потому византийские традиции достаточно быстро видоизменялись в соответствии с исконными русскими.
Расширяются связи живописи Европы и др. Художники и Северной и Южной Европы работали масляными красками задолго до ван Эйка. Другое выразительное средство живописи – рисунок (линия и светотень) вместе с цветом ритмически и композиционно организует изображение линия отграничивает друг от друга объёмы, часто является конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов и их мельчайшие элементы. Складываются национальные школы во Франции (Ж. странах) европейская живопись также испытывает воздействие искусства неевропейских государств (приемущественно Стране восходящего солнца и Китая), сказывающееся в обновлении отдельных приемов декоративно-ритмической организации изобразительной плоскости. Темперу вытеснила поначалу комбинированная техника (лессировка и проработка деталей маслом по темперному подмалевку), а потом и на техническом уровне совершенная мультислойная масляно-лаковая живопись в отсутствие темперы. Такое понимание методов и технических, выразительных задач искусства культивировали в числе других теоретиков и мастеров В. А. Фаворский и о. Павел Флоренский, а впоследствии— самостоятельно развивал сам В. А. Фаворский.
Не последнюю роль здесь играют эпохи живописи. Сохранились наскальные росписи (в пещерах Фон-де-Гом в Южной Франции, Альтамира в Северной Испании и др. ) исполненные земельными красками (красноватыми, желтоватыми и карими охрами, умброй), темной сажей и древесным углем при помощи расщепленных палочек, кусочков меха и просто пальцев создавались правдивые, выразительные, оживленные изображения отдельных животных, а потом и охотничьих сцен. Переосмысление функций живописи, как, впрочем и опять же— всего творчества, прошло через отрицание целесообразности её как таковой («Только осознав, что это абсолютно бессмысслено, можно начать творить»— говорит Р. -М. В 17 в. – нач. 1765, Москва, Третьяковская галерея), Д. Г. Левицкий Портрет М. А. На ней могут изображать как вымышленное художником, так и фактическое во всех проявлениях. Крамского, И. Е.
Восковая живопись) некоторое представление об античной станковой живописи дают файюмские портреты. Художник уже не может удовлетвориться набором иллюзорных приёмов («иллюзионизмом»), он следует потребностям нового понимания красоты, отказавшись от неактуальных методов самовыражения и воздействия на зрителя ищет новых же форм таковых, диалектически возвращается к лучшему из отвергнутого и таким образом приходит к пониманию и реализации новых же ценностей. Архитектурный пейзаж – разновидность пейзажа, один из видов перспективной живописи изображение реальной или воображаемой архитектуры в природной среде. Цвет является наиболее специфическим для живописи выразительным средством. Характер мазка (гладкий, слитный или пастозный, раздельный, нервозный и т. п. ) способствует также созданию эмоциональной атмосферы произведения, передаче непосредственного чувства и настроения художника, его отношения к изображённому.
Различают живопись: монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), предназначенную для украшения архитектуры и играющую важную роль в идейно-образном истолковании архитектурной постройки станковую (картины), обычно не связанную с каким-либо определенным местом в художественном ансамбле декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов) иконопись миниатюру. В советском искусстве ведущее место заняла историко-революционая композиция: Б. М. Кустодиев Большевик (1920, Москва, Третьяковская галерея).
Батальным жанром (от фр. Воздушная перспектива — кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства. В XVII-XVIII веках процесс развития европейской живописи усложняется. Вот таким образом задачи живописи подразумевают не только такую организацию пространства на плоскости, которая руководствуется и ограничивается воссозданием на ней трёхмерной среды, мало того, отдельные методы уже давно воспринимаются как «тупиковые» на пути развития искусства (в контексте понимания и переосмысления адекватности восприятия).
Первый стиль инкрустационный, распространенный во 2в. Грунт, как правило, состоит из 3 элементов: тонкого слоя клея, покрывающего пленкой всю поверхность холста (то есть проклейки) и нескольких слоев грунтовочной краски, в том числе тонкого завершающего слоя. Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. Наряду с гладкой, детализирующей живописью на досках с белым грунтом (характерной для художников нидерландской школы и ряда школ итальянского Раннего Возрождения) венецианская школа живописи выработала в XVI в. приёмы свободной, пастозной живописи на холстах с цветными грунтами.
В борьбе с этими тенденциями, с рационалистичностью и отвлеченностью официальной салонно-академической живописи складывается живопись романтизма с ее чувственным накалом, активным энтузиазмом к драматическим событиям истории и современности, показом сильных человечьих страстей, энергией красочного языка, динамикой построений, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита (Т. Фреска и мозаика – основные виды монументального искусства, которые благодаря своей долговечности и стойкости цвета употребляются для украшения архитектурных объёмов и плоскостей (стенная роспись, плафоны, панно). Живопись монументальная — особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений (фреска, мозаика, панно). Произведение живописи состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. ), обычно покрытой грунтом и красочного слоя иногда защищённого предохранительной плёнкой лака. Существует два вида живописи: станковая и монументальная.
Караваджо, Д. Фетти, Дж. революционного движения живопись передвижников и близких к ним живописцев – В. Г.
виды монументального искусства (архитектура, статуя), монументально-декоративная живопись использовавшая в XIX веке практически только клеевые либо алкидные краски, приходит в это время в упадок. Гармония — связь, соразмерность, согласованность.
Беллоуза, Р. Кента в США. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удаленных — мягко. Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т. д. Не всегда достаточно общих признаков для определения.
17 в. можно назвать веком «жанра» во всех живописных школах Европы: Микеланджело да Караваджо Гадалка (Париж, Лувр), П. П. Рубенс Крестьянский танец (1636–1640, Мадрид, Прадо), Я. Йорданс Праздник бобового короля (ок. Гармония цветового строя этюда или картины зависит также от особенностей физиологии и психологии зрительного восприятия световых и цветовых качеств объективного мира (контрастное взаимодействие цветов, явление ореола и др. ).
Рерих. В XVII-XVIII вв. М. Креспи, Ф. Гварди), Испании (Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойя), Фландрии (П. Складывались Национальные школы во Франции (Ж.
Живописное начало в изобразительном искусстве основывается на так называемом далевом смотрении или далевой установке глаза, при котором предмет рассматривается отстраненно издалека (либо в мысленном, воображаемом отстранении). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон. — таких, как Ве-ласкес, Рембрандт, Шарден, Репин — живопись всегда богата валёрами.
Пушкина), А. К. Саврасов Грачи прилетели (1871, Москва, Третьяковская галерея), И. И. Шишкин Рожь (1878, Москва, Третьяковская галерея), В. Д. Поленов Московский дворик (1878, Москва, Третьяковская галерея), И. И. Левитан Золотая осень (1895, Москва, Третьяковская галерея), Э. Мане Завтрак на траве (1863, Париж, Лувр), К. Моне Бульвар Капуцинок в Париже (1873, Москва, ГМИИ им. наряду с переживавшей расцвет монументально-декоративной живописью (особенно в стиле барокко), существовавшей в тесном единстве со скульптурой и архитектурой и создававшей активно действующую на человека эмоциональную среду, большую роль играла станковая живопись. Напротив, в живописи белила составляют основу изобразительной техники, краска накладывается корпусно, плотно перекрывая фон, цвет которого не имеет значения. В XIX веке живопись обширнее и поглубже др. Живопись (анг. в алтарных картинах, рельефах, шпалерах, миниатюрах в Нидерландах, Германии, Франции.
19 в. в произведениях мифологического жанра расширяется круг нравственных, эстетических проблем, которые воплощаются в высоких художественных идеалах и или сближаются с жизнью или создают праздничное зрелище: Н. Пуссен Спящая Венера (1620-е, Дрезден, Картинная галерея), П. П. Рубенс Вакханалия (1619–1620, Москва, ГМИИ им. Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, вот таким образом применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке— секко, позднее росписи выполнялись малоподходящими для монументальной живописи масляными красками.
Акриловые краски при высыхании становятся темнее. Уже в живописи постимпрессионизма (П. В изобразительном искусстве — сочетание форм, взаимосвязь частей или цветов.
Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. Долгое время считалось, что история живописи маслом ведет свой отсчет с XV века, а её родоначальником был нидерландский художник Ян ван Эйк. Грунтовочная краска выравнивает поверхность холста, создает необходимый (чаще белый) цвет и обеспечивает прочное соединение красочного слоя с грунтом. 111–114). Восприятие цвета зависит от того окружения, в котором предмет находится. Рильке и правильно воспринятый, хорошо понятый им П. Клее, но и многие художники и философы причём подготовило новое понимание искусства и его задач само их развитие: невозможно было уместить всю полноту быстротечной жизни, технических и технологических, наконец— общественных и нравственных преобразований— в прокрустово ложе идеологических и академических догм и штампов, жречески изолирующих искусство от самого развития жизни, сводящих именно к «хорошо понятным и давно известным» функциям сам этот глубинный творческий процесс.
Понимание приходит позже. В прошлом преобладала живопись темперными красками по сырой штукатурке (фреска). Контраст (как по свету, так и цветной) бывает особенно заметен на гранях соприкасающихся цветовых пятен. Бакст, Н. К.
Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Древняя фреска (на мультислойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность. Украшавшая храмы, жилья, гробницы, монументально-декоративная живопись (фрески и мозаики, сохранившиеся в Помпеях, Геркулануме, Пестуме, Казанлыке, Северном Причерноморье) в итоге долгого развития пришла к призрачному изменению строительного места и строительных форм. Дьяковой (1778, Москва, Третьяковская галерея).
Для линейно-плоскостной живописи свойственны плоские пятна локального цвета, очерченные выразительными контурами, точные и ритмичные полосы в древней и частично в современной живописи встречаются условные методы пространственного построения и проигрывания предметов (время от времени показываемых вместе с этим с различных сторон), которые открывают зрителю определенную логику изображения, размещения предметов в пространстве, однако практически не нарушают двухмерность красочной плоскости. С середины 60-х гг. Переосмысление функций живописи, как, впрочем и всего творчества, прошло через отрицание целесообразности её как таковой («Только осознав, что это абсолютно бессмысленно, можно начать творить» — говорит Р. -М. признакам (галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д. ).
Жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей, называют портретом. Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса, во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг. ). Ещё Плотин говорит: «Не копировать природу, а учиться у нее» и этим принципом руководствуются многие художники на протяжении многих веков.
К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. Весна (1820-е, Москва, Третьяковская галерея), П. А. Федотов Сватовство майора (1848, Москва, Третьяковская галерея), В. Г. Перов Последний кабак у заставы (1868, Москва, Третьяковская галерея), И. Е. Репин Не ждали (1884, Москва, Третьяковская галерея). Синтез искусств роспись гробниц, реже зданий). Высыхают очень быстро – в этом их преимущество перед другими красками.
Для выполнения красочных произведений служат также акварель, гуашь (так как в качестве основного материала художник употребляет бумагу, соответствующую для графических видов изобразительного искусства – классифицируется и как графика об этом говорит и применение последней для сотворения монохромных произведений), пастель (к этому направлению справедливо замечание аналогичное тому, что высказано относительно предыдущей), тушь (и в этом случае, как и в 2-ух прошлых – нельзя абсолютно точно отнести к графике на Востоке, к примеру, каллиграфия, по большей части использующая этот материал, обычно считается живописью, как, вобщем и академическая китайская живопись использовала по преимуществу конкретно тушь – ахроматическая палитра). Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. Ещё Плотин говорит: «Не копировать природу, а учиться у неё» и этим принципом руководствуются многие художники на протяжении многих веков.
Изображения людей прорисовывались на заключительном этапе. Ордер включает в себя несущие части, колонна с капителью, базой, бывает с пъедесталом. Художник уже не может удовлетвориться набором иллюзорных приёмов («иллюзионизмом»), он следует потребностям нового понимания красоты, отказавшись от неактуальных методов самовыражения и воздействия на зрителя ищет новых же форм таковых, диалектически возвращается к лучшему из отвергнутого и таким образом приходит к пониманию и реализации новых же ценностей. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. Существует пять видов живописи: станковая, монументальная,,, миниатюрная.
Ню (произошло от фр. 1568, Вена, Музей истории искусств). годов назад).
В то же время, развитие искусства изобразительных методов и средств выразительности, давно вывело за пределы понимания основных своих задач— «воспроизведение реальности». 1638, С. -Петербург, Эрмитаж), А. ван Остаде Флейтист (ок. Вот таким образом задачи живописи подразумевают не только такую организацию пространства на плоскости, которая руководствуется и ограничивается воссозданием на ней трёхмерной среды, мало того, отдельные методы уже давно воспринимаются как «тупиковые» на пути развития искусства (в контексте понимания и переосмысления адекватности восприятия). Процесс создания картины или настенной росписи может распадаться на несколько стадий, особенно чётких и последовательных в средневековой темперной и классической масляной живописи (рисунок на грунте, подмалёвок, лессировки).
Эволюция социальных функций живописи сопровождается общим развитием живописной культуры. В этом заключается суть живописного начала в искусстве, независимо от того используются в каждом конкретном случае красочные средства или нет. Вместе с этим с живописью локальным, нередко броским цветом, с точным рисунком развивалась и тональная живопись (в венецианской школе, тонко и многообразно выявившей достояние колористических способностей живописи). К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт.
Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. 1737, С. -Петербург, Эрмитаж). Значительную роль играла символика композиции и цвета.
Чем гуще слой красящего вещества, тем темнее данный участок картины или рисунка. В XIX веке новые национальные школы живописи складываются в Европе (в балканских странах) и в Америке. Портрет – это реалистичное изображение человека, в котором художник пытается добиться сходства с оригиналом.
Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века. Данный жанр включает в себя и такую разновидность портрета, как автопортрет – изображение самого художника, написанное им самим. Тогда древние люди рисовали на скалах и стенах пещер изображая сцены жизни своего народа. Каждая деталь, часть соотнесена с целым, каждый элемент выражает образ. Важную роль в живописи играет также красочное пятно или мазок художника, являющийся его основным техническим приёмом и позволяющий передать множество аспектов. живопись импрессионизма (Э.
Художник уже не может удовлетвориться набором иллюзорных приёмов («иллюзионизмом»), он следует потребностям нового понмания красоты, отказавшись от неактуальных методов самовыражения и воздействия на зрителя ищет новых же форм таковых, диалектически возвращается к лучшему из отвергнутого и таким образом приходит к пониманию и реализации новых же ценностей. Классическое искусство находит новое равновесие, при котором тяжесть тела опирается на одну ногу, другая свободная от функции опоры (это разделение функции несущей и свободной ноги по немецкой терминологии-название "Stanbein" и "Spiebein"). Шарден, Ж. О. Фрагонар, Ж. Л. Давид), Италии (М. В то же время, развитие искусства изобразительных методов и средств выразительности, давно вывело за пределы понимания основных своих задач— «воспроизведение реальности». Его основные черты начали оформляться в 14–15 вв.
Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат О живописи 1436 г. ). Пушкина), Ян Стен Больная и врач (ок. Как и др. Со временем художники научились использовать разнообразные средства и методы рисования. Картина, написанная на мольберте, является полностью самостоятельным произведением. Латур, Ф. Шампень, Н. Пуссен, А. Ватто, Ж. Б. Шарден, О. Фрагонар, Ж. Л. Давид), в Италии (М.
С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью и линия цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. С другой стороны пастель и гуашь оказываются чисто живописными техниками. Чтобы создать миниатюрное произведение искусства или монументальное (например, роспись на стене), художник должен знать не только конструктивную сущность предметов их объём, материальность, но и правила и законы живописного изображения натуры, о гармонии цвета, колорите.
К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. Главные виды живописи – фреска (как по сухой, так и по увлажненной, нередко шероховатой штукатурке, наносившейся на каменную либо кладку из кирпича) иконопись (иконы исполнялись на грунтованных досках в основном яичной темперой, обусловливавшей приемущественно плоскостную трактовку форм), также миниатюра в рукописях (на грунтованных пергаменте либо бумаге исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и др. Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. Постепенно темперу вытеснила комбинированная техника (лессировка и проработка деталей маслом по темперному подмалёвку), а затем и технически совершенная многослойная масляно-лаковая живопись без темперы. Она похожа на акварельную и имеет особо острый кончик.
Живопись подразделяют на станковую, монументальную и декоративную. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски ит. д. ). сооружения (см. Декоративной живописью украшают и вещи: ларцы, шкатулки, подносы, сундуки и пр. Гейнсборо, У. Хогарт), Рф (Ф.
Рильке)— через осознание того, что «это глубинный иррациональный процесс»— в таком мнении сходятся не только тот же Р. -М. Это весьма убедительно разъясняет и показывает, например, теория И. Иттена. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В XIX в. в Европе господствовала станковая живопись маслом, её техника во многих случаях приобретала индивидуальный, свободный характер, постепенно утрачивая присущие ей строгую систематичность (чему способствовало и распространение новых красок фабричного производства) палитра расширялась (создавались новые пигменты и связующие) вместо тёмных цветовых грунтов в начале XIX в. вновь внедрялись белые грунты.
до н. э. применялся второй стиль – архитектурно-перспективный. Репина, В. И. Все они воссоздают видимые формы в реальном или условном пространстве, но не во времени. Например, после введения буддизма в Китае большое значение приобрели религиозные фрески.
Однако основное и первостепенное выразительное и содержательное значение в живописи имеет цвет, который сам по себе является носителем идеи (в том числе и в силу психологических факторов воздействия и восприятия). В живописи многих модернистских течений (фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм, позднее – сюрреализм) отдельные более или менее легко узнаваемые элементы зримого мира фрагментируются или геометризируются, предстают в неожиданных иногда алогичных сочетаниях, порождающих множество ассоциаций, сливаются с чисто абстрактными формами. Техника масляной живописи приобретает в почти всех случаях ярко личный, свободный нрав, однако равномерно утрачивает присущие ей ранее тщательность, строгую систематичность, многослойность понижается крепкость произведений живописи (чему содействовало и распространение новых красок фабричного производства взамен употреблявшихся ранее красок ручного изготовления) гамма расширяется (создаются новые пигменты и связующие) заместо черных цветных грунтов, соответствующих для XVIII века, еще сначала XIX века вновь внедряются белоснежные грунты.
Проклейка — тонкий слой клея (столярного, казеинового или желатинового) — предохраняет холст от проникновения грунтовочной краски или масла в ткань или на оборотную сторону холста, прочно связывает последующие слои грунта с холстом. Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, вот таким образом применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке— секко, позднее росписи выполнялись малоподходящими для монументальной живописи масляными красками. Эстетическое утверждение своеобразных форм жизни союзных и автономных республик лежит в основе сложившихся в советской живописи национальных школ (М.
Богаче изобразительные способности тональной живописи, которая при помощи сложной и оживленной разработки цвета указывает тончайшие конфигурации как цвета, так и его тона зависимо от освещения (Валер) и от взаимодействия рядом лежащих цветов (рефлексы) общий тон соединяет воединыжды предметы с окружающей их световоздушной средой и местом при всем этом линия часто теряет свою формообразующую роль, поглощаясь трепетной яркой массой. В тоже время, развитие исвусства изобразительных методов и средств выразительности, давно вывело за пределы понимания основных своих задач— «воспроизведение реальности». Это весьма убедительно разъясняет и показывает, например, теория И. Иттена. 1740, Дрезден, Картинная галерея). Врубель, В. М.
Творчество любого талантливого художника имеет несколько измерений. делаются попытки возрождения монументальной живописи и слияния различных видов живописи с произведениями декоративно-прикладного искусства и архитектурой в единый ансамбль (главным образом в искусстве модерна) обновляются технические средства монументально-декоративной живописи, разрабатывается техника силикатной живописи. Миниатюра – живописное произведение малых форм. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода").
особое значение приобретает историко-революционная тема (полотна М. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, Б. В. Иогансона, И. И. Бродского, А. М. Герасимова). Васнецов, А. Я. С 16 в. пейзаж становится самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления: лирический, героический, документальный пейзаж: П. Брейгель Пасмурный день (Канун весны) (1565, Вена, Музей истории искусств), П. П. Рубенс Охота на львов (ок. Иванов в Рф). 1630, Париж, Лувр), Ян Вермеер Дельфтский Девушка с письмом (конец 1650-х, Дрезден, Картинная галерея).
Первобытное искусство). 1710, Москва, ГМИИ им. Грунт — тонкий слой специального состава (клеевой, масляный, эмульсионный), наносимый поверх холста или картона с целью придания их поверхности нужных цветовых и фактурных свойств и ограничения чрезмерного впитывания связующего вещества (масла).
Происходит насыщенная борьба течений, прогрессивных и обскурантистских мыслях, передовых направлений против академизма, сосуществуют различные стилевые системы живописи провозглашающие новые социально-гражданские эталоны, обращаются к более развернутому и четкому изображению реальной жизни в ее движении и обилии, отдельно ежедневного окружения человека (пейзаж интерьер, предметы обихода) углубляется психическая проблематика, осознается и реализуется конфликтное взаимодействие личности и мира. Перова, И. Н. Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. Пушкина), Ж. Л. Давид Клятва Горациев (1784, Париж, Лувр), Э. Мане Расстрел императора Максимилиана (1871, Будапешт, Музей изобразительных искусств).
В 17 в. жанр натюрморта переживает расцвет: монументальность картин Ф. Снейдерса (Натюрморт с лебедем, Москва, ГМИИ им Пушкина), Ф. Сурбаран, составлявший простые композиции из немногочисленных предметов (Натюрморт с четырьмя сосудами, 1632–1634, Мадрид, Прадо). В прошлом преобладала живопись по сырой штукатурке (фреска). Ионийский ордер- чаще обращались в храмах, украшенных только одним колонным портиком по фасаду. (храм Ники на Афинском Акрополе)Более гибкий и грациозный. Контраст между дорийским и ионийским ордерами античные теоретики любили выражать в сравнении между мужским и женским телами. Волюта ионийской капители напоминала женские кудри, орнамент из листьев – ожерелье на шее, каннелюра колонны – складки женской одежды. Ствол колонны ионийской гораздо тоньше, чем дорийской, не так быстро сужается к верху и не имеет энтазиса. Изображение предметов известно еще в искусстве античности и средних веков. Однако основное и первостепенное выразительное и содержательное значение в живописи имеет цвет, который сам по себе является носителем идеи (в том числе и в силу психологических факторов воздействия и восприятия). Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, вот таким образом применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке — секко, позднее росписи выполнялись мало подходящими для монументальной живописи масляными красками. Хале, Рембрандт, Я. Вермер, Я. ван Рейсдал, Г. Терборх, К. Фабрициус), Великобритании (Т. 1305, Падуя), Ян ван Эйк Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея), Леонардо да Винчи Джоконда (ок.
С середины 1960-х годов в странах Западной Европы и Америки живопись иногда становится одним из частей «поп-арта». Исторический жанр переплетается с другими – бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»), смыкается с батальным жанром. В произведениях живописи цвет образует целостную систему (колорит). Ее темы и формы подчинены назначению вещей.
Обширное распространение в живописи, приемущественно капиталистических государств, с начала XX века получили разные модернистические течения (модернизм), отражающие общий кризис цивилизации буржуазного общества, в той либо другой степени порывающие живую связь с реальностью но и в модернистической живописи иногда отыскивают косвенное отражение «больные» трудности современности, безудержный дух протеста (к примеру, в живописи экспрессионизма с ее драматической неистовостью, кризисными настроениями). 1636, Дрезден, Картинная галерея). Работа над рисунком ведется в направлении постепенного насыщения тона использование белил не допускается. Живопись провозглашала новые социально-гражданские идеалы, обращалась к более развёрнутому и точному изображению реальной жизни в её движении и многообразии, особенно повседневного окружения человека (пейзаж интерьер, предметы обихода) углублялась психологическая проблематика, воплощалось ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира. Вот таким образом задачи живописи подразумевают не только такую организацию пространства на плоскости, которая руководствуется и ограничивается воссозданием на ней трёхмерной среды, мало того, отдельные методы уже давно воспринимаются как «тупиковые» на пути развития искусства (в контексте понимания и переосмысления адекватности восприятия). Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. В Западной Европе в эпоху Возрождения утверждались принципы нового искусства, основанного на гуманистическом мировоззрении, открывающего и познающего реальный мир.
На подготовленную поверхность наносили легкий слой краски. Что интересно – к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. Кипренский, Сильвестр Щедрин, К. П. Рильке и правильно воспринятый, хорошо понятый им П. Клее, но и многие художники и философы причём подготовило новое понимание искусства и его задач само их развитие: невозможно было уместить всю полноту быстротечной жизни, технических и технологических, наконец — общественных и нравственных преобразований — в прокрустово ложе идеологических и академических догм и штампов, жречески изолирующих искусство от самого развития жизни, сводящих именно к «хорошо понятным и давно известным» функциям сам этот глубинный творческий процесс. Только в конце XIX – начале XX веков делаются пробы возрождения монументальной живописи и слияния разных видов живописи с произведениями декоративно-прикладного искусства и архитектурой в единый ансамбль (приемущественно в искусстве «модерна») обновляются и технические средства монументально-декоративной живописи, разрабатывается техника силикатной живописи. Во-первых, китайские художники используют для создания картин специальную кисть.
процесс развития европейской живописи усложнялся. Неслучайно существует такое понятие как «литературность», когда живопись, по той или иной причине, не обладая достаточными пластическими и выразительными качествами, привлекает в свой арсенал чисто повествовательную, «литературную» составляющую. И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса.
Живопись способна пробуждать в нас самые разнообразные чувства и эмоции. Б. Тьеполо, Дж. Вместе с гладкой, детализирующей живописью на досках с белоснежным грунтом (соответствующей для живописцев нидерландской школы) венецианская школа живописи производит приемы свободной, широкой, пастозной живописи на холстах с цветными грунтами.
В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. Помимо названных видов живописи существуют декорационная – эскизы театральных декораций, декораций и костюмов для кино, а также миниатюры и иконопись. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий. В архитектурном пейзаже выделяют городские перспективные виды, называвшиеся в 18 в. ведутами (А. Каналетто, Б. Беллотто, Ф. Гварди в Венеции), виды усадеб, парковых ансамблей с постройками, пейзажи с античными или средневековыми руинами (Ю. Робер К. Д. Фридрих Аббатство в дубовой роще, 1809–1810, Берлин, Государственный музей С. Ф. Щедрин), пейзажи с воображаемыми сооружениями и руинами (Д. Б. Пиранези, Д. Паннини).
Сами произведения живописи неизменяемы, создаваемые живописью картины визуально одномоментные но живопись может передавать не только лишь состояние совершенной статичности, да и чувство временного развития, чувственной насыщенности момента и преходящей мгновенности ситуации, также эффект движения, конфигурации (благодаря особенной ритмической организации изображения, динамике цвета, света и тени, композиции, линий, мазков и т. д. ) в живописи вероятны развернутое повествование, непростой сюжет. Переосмысление функций живописи, как, впрочем и всего творчества, прошло через отрицание целесообразности её как таковой («Только осознав, что это абсолютно бессмысленно, можно начать творить»— говорит Р. -М. Особенно была популярной портретная миниатюра – портрет небольшого формата (от 1, 5 до 20 см), отличающийся особой тонкостью письма, своеобразной техникой исполнения и использованием средств, присущих только этой изобразительной форме. Виды и форматы миниатюр очень разнообразны: их писали на пергаменте, бумаге, картоне, слоновой кости, на металле и фарфоре используя акварель, гуашь, специальные художественные эмали или масляные краски. Знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками.
Одновременно с живописью локальным, часто ярким цветом, с чётким рисунком развивалась и тональная живопись Крупнейшие художники Возрождения – Мазаччо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии, Я. ван Эйк, П. Брейгель Старший в Нидерландах, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, М. Нитхардт (Грюневальд) в Германии и др. Сохранились наскальные росписи (в Южной Франции, Северной Испании и др. ) исполненные земляными красками (охрами), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщеплённых палочек, кусочков меха и пальцев (изображения отдельных животных, а затем и охотничьих сцен). По форме изображения картина становится беспредметной, абстрактной. Осмыслить, понять сущность воспринимаемого можно только при условии сопоставления наблюдаемых предметов и явлений с ранее виденными (аконстантное и константное зрительное восприятие).
В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. Сурикова, В. В. С другой стороны пастель и гуашь оказываются чисто живописными техниками. У крупнейших мастеров XVII—XIX вв. В станковой живописи преобладают работы выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д. ). Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и частично в живописи «модерна» зарождаются черты, определившие особенности неких течений XX века (активное выражение чисто личного дела художника к миру, эмоционально-психологическая сила и ассоциативность цвета, не достаточно связанного с наблюдаемыми в жизни яркими отношениями, утрированные формы, декоративность).
В 20 в. открываются новые возможности натюрморта: П. Пикассо, Ж. Брак сделали предмет главным объектом художественного эксперимента изучая и расчленяя его геометрическую структуру. Нормальное число каннелюр 24, но бывает и гораздо больше – до 48, как в храме Артемиды в Эфесе. Широта и полнота охвата реальной действительности сказываются в обилии присущих живописи жанров (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт). Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи. В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. Кроме того, каждая каннелюра в отличие от дорийского ордера сверху и снизу закругляется. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс), Голландии (Ф.