Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. 1970 по 1873 Репин пишет и рисует много эскизов и этюдов к картине Бурлаки на Волге, это произведение шокирует яркой и правдивой выразительностью всю современное общество, как положительными, так и отрицательными отзывами тех слоев общества не довольных смелым вызовом Репина. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
Чувствуя себя демократом течении многих лет Репин обращается также к Революционной теме, создавая ряд картин подолгу собирая образы героев, Арест пропагандиста, под конвоем по грязной дороге, Сходка при свете лампы, насыщенную психологизмом картина Отказ от исповеди и другие работы.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Композицию, созданную на основе драматического эффекта различных социальных статусов и отношений участников процессии, объединяют общие символы веры. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. художественный музей им.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Репин забыл о конкурсе, об Академии. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Репин встречал их по средам. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Родом из семьи военного поселенца. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Да, при виде крови многие падают в обморок, но еще больше неосознанно на зрителя воздействуют глаза государя. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Убийство свершилось. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Гоголевский Андрей мягко улыбается. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Восстановлен в 1962 году. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Не доносчик ли. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». И это не скрывает Репин.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
-— И. Г. ), они много смеялись». В эту минуту в комнату вошел Христос. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Публике картина понравилась. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Возвращается в Россию летом 1876 года. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Первый факт. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. Репин дважды подавал прошения об отставке. Америка—Франция—Россия. Они словно противопоставлены друг другу. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы.
Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Умер русский художник в Пенатах.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Репин писал и исторические картины. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Лишь немногие поняли скрытую в ней обличительную тенденцию автора изрядно поглумившегося над всем этим раззолоченным чиновным людом. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. За окном летний день. Пенаты были превращены в мемориальный музей. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Она была закончена только в 1891 году.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Силу человеческого духа увидели в картине современники. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Он проходит подготовку в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где и познакомился с молодым, знаменитым И. Н.
Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Имя Репина стало широко известным.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Она ушла из жизни в 1931 году55. В конечном варианте оно одухотворённое. А свеча становилась ниже и тени менялись. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Этот мужчина слыл в городе колдуном. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Комната небогатой интеллигентной семьи.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Рисунок уверенный, лепка твердая. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Крамским, с новаторскими взглядами на искусство.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Внимание художника тяготит их.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Много учился на написании портретов близких и друзей. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. — Да это превосходно.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В его глазах читается печаль, тоска. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Работал весь день, не замечая времени. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Л. Н. Толстого». Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Общение с прежними друзьями было только заочным. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. И вот уже перед нами не царь, а отец. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Все заняты. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Были две разные версии картины. Берег Волги. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Казалось, она спит. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Она сразу же получила признание. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Каждый персонаж переживает что-то своё. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
— сказал Крамской. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я.
Вся центральная часть написана самим Репиным. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Вегетарианцем стал и сам Репин. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». М. Бунакову. Однако в Советской России он оставался «своим». К тому же и погода благоприятствовала работе. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Они воплотили в своем искусстве с огромной художественной силой величие, мощь и красоту великого русского народа, произнесли горячие слова гнева и протеста против самодержавия, против крепостнической действительности тогдашней России, запечатлели образы народных протестантов против ненавистной буржуазной действительности. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Так ли это – судить зрителям. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. «Как. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Широко известное и признанное произведение И. Е. Этюд получился превосходный. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Глаза ясные и добрые.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. О чем эта история. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Это лучше всех ваших академических работ. Зритель становится участником происходящего. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Стасов присылает ему все, что он просит.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Он идет прямо к матери. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Репин никуда не делся. Мне минутами становилось страшно». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Пятый факт. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Труд — вот что определяет и украшает человека. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. На что получил насмешливое письмо.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Это вы сами. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Рассмотрим "ближний круг". После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Над письмом склонился предводитель казаков.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). В детстве он обучался как иконописец. О картине появилось много статей в периодической печати.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного – лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Репин запечатлел момент написания письма.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Третьяков»109. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В его взгляде осуждение и тревога.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. Репин считал сам эту картину красивой. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
В живописи портрета видно определенное тяготение к колористическому согласованию цветовой гаммы: красного платья, темносерой кофты и зеленой обивки кушетки. Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Написан портрет вдохновенно. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. я работал завороженный.
Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).