Картины Бориса Кустодиева изображают всю любовь и радость к жизни человека. Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева. По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами.
И все-таки Кустодиева знают именно по картинам, где тот же Шаляпин, как он сам признавался, видел "аппетитную сочность краски в изображении русских людей".
Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».
В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. В продажу он поступил по 100 000 рублей за экземпляр. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). В чем секрет такой влюбленности в праздничную сторону народной жизни. Вместе с семьей отправляется в Париж.
Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Кустодиев с охотой отозвался на это предложение. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Сенсация выставки — «Портрет госпожи Т» (Марии Ивановны Тарлецкой).
Фоном служат жанровые сцены, пейзаж, предметы быта. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Перед нами колоритнейшая панорама из жизни русской провинции.
Лицо Юлии Евстафьевны выписано тщательно, а зелень сада, окружающие предметы и собака в эскизной импрессионистической манере. Критика отмечала и «притягательное для глаз обилие говорящих деталей, сцен, полный очарования колорит ушедшей старой жизни». Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета». Еще одним изданием, о котором стоит особо сказать были «Шестнадцать автолитографий». Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Всё это отражено во многих работах художника, взявшего на себя цель отразить внутренний мир русской провинции.
Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Таков уже портрет В. В. Матэ 1902 года. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920).
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Я. Билибин, 1901). Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле».
Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Какова шуба на нем. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции.
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева.
Вот кого рисовать-то. После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы -- 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации).
Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны.
Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Праздничные русские обряды с их внешними атрибутами (костюмами, украшениями игрушками), национальная самобытность — вот почва, на которой произрастало вдохновение Кустодиева-художника. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам.
Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Он твердо решил стать художником. Сейчас сын коллекционера (пожелавший остаться неназванным) согласился предоставить картину на выставку для более широкого круга зрителей.
Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник. Так пишет он свою «Монахиню» (1908), всех своих купчих. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Он начинает строить произведения этого жанра по принципу портрета-картины. Издание имело ошеломляющий успех. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Любуясь чувственной красотой своих героинь их тяжеловесной грацией, автор в то же время слегка иронизирует над ними, осуждая их самодовольство и ленивое равнодушие.
В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Отца своего он почти совсем не помнил. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть.
Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Картина экспонировалась на выставке объединения «Мир искусства» в Москве в 1917 году, тогда же была приобретена в частное собрание и в поле зрения искусствоведов непопадала.
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. От воспроизведения в графике живопись Кустодиева приобрела новые свойства»6.
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Названия этих работ абсолютно не вяжутся со словом «смерть», которая вырвала талантливого самописца из жизни и не позволила ему осуществить задуманное. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Еще одна уникальная находка — «Ярмарка в Кинешме» («Карусель в Кинешме»). Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917).
Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Я. Билибин, 1901). Именно ему, призывавшему учеников больше внимания уделять натуре, Борис был обязан своим любовным отношением к природе.
Зашел с мороза прямо в шубе. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. С годами художник все больше стремится к созданию обобщенного, собирательного образа.
Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.
Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Будто впервые. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Это собирательный образ России. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Успех — потрясающий, слышу это буквально со всех сторон.
Но бодрость не покидала его. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса.
В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». Однако Кустодиев ищет свой путь в разработке портрета. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Характерно, что спрос в одном только магазине Комитета растёт с каждым днём»7.
В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Художник впервые показал портрет на выставке «Мир искусства» в 1913 году, где она произвела фурор. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность.
Нет, конечно. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. К кураторам обратились нынешние владельцы картины с просьбой атрибуции.
Чертовски трудно. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — автор красочных и радостных полотен. Только щеки да нос краснеют». Кустодиев твердо решает стать художником. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов.
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. И. Шаляпин». Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Мастер успел создать лишь две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я сбирала». В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году.
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Стал особенно заметен напевный ритм его композиций их точная орнаментика. «Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю— мне нечего было исправлять или отвергать.
Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Этот интерес к поиску и выражению нового через синтез различных приёмов в значительной степени проявился в раннем творчестве Б. М. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России.
Искусство требует всей жизни. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Но интересовала Кустодиева только живопись. Веселье охватывает всех. Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского.
В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901--1903, Русский музей, Петербург). Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы» (Из письма И. С. Куликову).
«Ярмарка» (1906), «Провинция» (1906), «Праздник в деревне» (1910), «Купчихи» (1912), «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Купчиха за чаем» (1918), «Трактирщик» (1920). Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Эксперты немедленно признали в работе руку Кустодиева, тем более что на обратной стороне картины сохранилась старая этикетка с той самой выставки «Мир искусства» 1913 года. А шуба.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»). В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства».
Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. На переднем плане дети катаются на санках. Почти все эти картины выполнены в яркой декоративной манере. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству.
На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным.
Только ли в том, что по натуре был Кустодиев удивительно бодрым и жизнерадостным. Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.
В 2011 году тогдашний владелец картины представил еевМосковском клубе коллекционеров. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено.
Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Он жил в состоянии радостного возбуждения. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны.
Любовь к ней отражается в каждой работе. К этому времени у них уже родился сын. Что это за город. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Эксперты же немедленно уговорили показать работу на выставке.
Эти его работы похожи на красочные сны о старой России.