Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Эдгара Дега как будто вовсе не интересовали традиционные артистические цели — ни прославиться сегодня и продавать картины, ни войти в историю и занять несколько стен в величайших музеях мира.
1886 г. Бумага, пастель. И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях.
Согласитесь, неординарное композиционное решение. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет.
Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем и секунда бездействия, как смерть. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
3. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Остальные выполнены пастелью.
Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища. Картина Дега на аукционах стоят миллионы евро. Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, с помощью щетки и воды он наносил стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок.
Он достигает этого неожиданной асимметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. Так почему же все-таки балет и танцовщицы. Для произведений Эдгара Дега (биография художника) характерны неожиданные ракурсы и композиционные построения резкие перспективные сокращения ускоряют переход от переднего плана к заднему, а фигуры обрезаются краем холста – таким образом, создаются ассиметричные композиции, отражающие подвижную и изменчивую реальность.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Он родился в довольно состоятельной семье и мог не заботится о заработке ради куска хлеба. Ярким примером может служить картина «Женщина, выходящая из ванны» (1900 год, частное собрание).
В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж) «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон) «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж) «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине) «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж) блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва).
Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Здесь Эдгар полностью проигнорировал условную идеализацию античного сюжета изображенные им герои больше похожи на современных ему подростков, взятых с парижских улиц. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Это ему явно удавалось. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году.
Работа «Семья Беллелли» (1858 г., Музей дОрсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Начал Дега со строгих композиционно исторических картин и портретов, среди которых «Семейство Беллелли», после чего перешел к импрессионизму изображая современную городскую жизнь – улицы, кафе, театральные представления: «Площадь Согласия», «Абсент».
Он жил один. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Конечно, у него есть несколько пейзажей. Фактически Дега так никогда и не закончил ни одного из этих произведений, несмотря на многочисленные подготовительные рисунки и наброски маслом.
С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Тема заинтересовала Дега и он продолжал её разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что тем более странно, так как Алеви вскоре отказался от своего замысла. Следующий визит художника в Италию состоялся в 1860 году, а позже он посещал эту страну еще несколько раз. Хранитель не догмы, не каких-то внешних примет, а сущности этой традиции с ее интересом к характеру человека, который художник умеет анализировать трезвым, порою нелицеприятным образом. Дега также известен как изысканный колорист, его пастели то гармоничные, светлые, то, напротив, построены на резких цветовых контрастах. Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Она возвышается словно массивная темная пирамида. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. 1. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
Чем с успехом и воспользовался, полностью посвятив свою жизнь живописи. «Семейство Беллели». Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
В 1861 Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др. : их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886). Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Над педантизмом Эдгара подшучивали даже домашние, сетуя, что прекратить его работу над картиной можно только насильно отняв её.
Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Вот несколько моих любимых работ, в которых мастерство останавливать мгновение у Дега выражено особенно ярко. Его произведения ничего не воспевают.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда»). Последний стал настоящим кумиром художника.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы.
Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Родился в состоятельной семье банкира де Га. В отличие от все прочих импрессионистов, Дега не слишком жаловал работу на пленэре. Портрет семьи Белелли, родственников со стороны отца, оконченный уже в Париже в 1860 году, неуловимо выдавался и ряда его работ, быть может, в силу своей непосредственности.
С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Несмотря на то, что французский художник конца 19 начала 20 века рисовал на всевозможные темы (в его коллекции есть пейзажи, портреты, жанровые сцены) – именно танцовщицы Дега стали визитной карточкой художника, одним из главных символов импрессионизма рубежа веков. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж). Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Самое яркое из них – «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860 год, Национальный музей, Лондон). В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Голубые танцовщицы. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов. И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Так появились его ранние произведения. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Основой процветания города была торговля хлопком. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Музей искусств Филадельфии, США.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств. Балет из оперной ложи. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Друзья шутили: «Картина может считаться законченной, только если её отобрать у Дега».
Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
Но только не Дега. Говорим балет – видим картины Дега. Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Музей ДОрсе, Париж.
Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом. В 1873году художник вернулся в Париж. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.
Некоторые выставки он помогал организовывать. Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами».
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Говорим Дега – подразумеваем балет. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве.
Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им. Фигуры изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. Эдгар Дега.
Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. 1886, Париж, Музей Орсэ). Как ему это удаётся. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Но не само по себе, а в необычном движении и ракурсе.
Часто эти поздние работы интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетенного прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Они заняты своими делами, своими мыслями. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Все здесь полно осмысленного движения.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал.
На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Будучи человеком весьма авторитетным в среде молодых художников, неформальным главой Батиньольской группы, Мане познакомил Дега с молодыми живописцами, ставшими впоследствии известными как импрессионисты. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ).
По мнению некоторых критиков по красоте цветовой гармонии и композиционному решению картина «Голубые танцовщицы» может считаться лучшим воплощением этой темы у Дега, который добился в этой картине предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Эдгар Дега. Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью.
То есть, далеко не всё. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Дело в том, что Эдгара Дега как художника привлекало человеческое тело. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Каждое его произведение— итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ. Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Отмечалось, что в работах этого периода Дега сполна отдал дань абстрактным элементам своего искусства.
Картины темные по колориту, суховаты по форме. Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Пушкина, г. Москва. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства.
Размещая все картины каждого художника в комнатах с интимной цветовой гаммой, со стенами, окрашенными в непривычные тона, воздействие которых дополняло картины и продлевая вечерние часы посещения, когда зажигали газовые лампы, Дега и его коллеги создавали эффекты, действуя в соответствии с последними открытиями оптической физики. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. 2. Таз для мытья. Несмотря на то что эти два термина часто взаимозаменялись, в действительности натурализм был более прогрессивной формой реализма, так как он обогащался новейшими достижениями науки. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Его картины отличаются острым, динамичным восприятием современной жизни, со строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур.
Но это скорее – исключение, подтверждающее общее правило. Например, одетые в чёрное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины.
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Одна из самых знаменитых работ этого цикла, – «Женщина, расчесывающая волосы» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), – имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой – в Музее Метрополитен (Нью-Йорк).
Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ).
Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Голубые танцовщицы. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Рядом с ней дочери — старшая, Джованна и младшая, Джулия, сидящая, поджав под себя ногу и повернувшись в сторону отца — барона Беллели.
1884 г. Бумага, пастель. Это полотно отмечено глубоким психологизмом, мастерством в передаче света и точностью рисунка, а сочетание голубых, серебристых, черных и белых тонов выстраивает совершенный цветовой строй. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней.
Здесь всё, как слова в безупречной прозе, на своем месте, нет ни единой лишней или недостающей детали – вплоть до размытой перспективы крыш в зеркале на стене класса. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). «Голубые танцовщицы». Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Его композиции, в которых главную роль стали занимать балерины, жокеи, скачки, музыканты были очень смелые и необычные для того времени. На протяжении последней трети XIX века, до появления кинематографа, кафешантаны оставались любимым местом отдыха парижан. Мне нравится эта суровость». По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). 27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега. Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью. Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Балет из оперной ложи.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
В этом их сила и слабость. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. В творческих поисках Дега выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени.
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Поражает восхитительная достоверность, с которой переданы жесты и посадка жокеев, лишенная какой-либо поэтизации образов. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Дега Эдгар – французский художник, график, скульптор. Моделями для этого полотна послужили дядя художника Дженнаро, его жена Ааура и две их дочери – Джованна и Джулия. Уважаемый посетитель.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. А. С. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».
Эдгар Дега. Но пастель сыпется с картины, её надо закреплять специальным раствором, а в результате краски темнеют. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании.
Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Хюттингер). Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. ГМИИ им.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Таз для мытья. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Хлопковая биржа в Новом Орлеане 1873г 73х92см Musee des Beaux-Arts, Pau, FranceПо возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Дега блестящий рисовальщик, душа его искусства – линия, быстрая, точная, стремительная. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно— его портрет висит позади Лауры.
Он также был известен как способный мимический актёр. Наиболее точное свидетельство о кафешантанах принадлежит кисти аристократа и завсегдатая элегантных салонов парка Монсо Эдгара Дега, опередившего Тулуз-Лотрека на целое десятилетие.
Эдгар Дега, относящейся именно к этой категории художников, оставил богатое наследие в самых различных областях изобразительного искусства. Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции.
Художник был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом и точным расчетом композиционного построения.
Не исключение и эта картина. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция. Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге. Основой процветания города была торговля хлопком.
В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.
Затем наступил период, когда о пастели забыли и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).