Компания «Vrubel Style» основана в 2004 году и включает в себя Розничное подразделение, Интернет магазин и собственный Учебный центр, который занимается подготовкой специалистов в области бьюти-индустрии. Все товары перед введением в ассортимент проходят тестирование на качество собственном Учебном центре Vrubel Style. Косметика Vrubel Style – это сухие комбинации солей, минералов и трав заповедников Сибири и Горного Алтая, в которую перед применением просто добавляется вода. Основная сфера деятельности «Vrubel Style» относится к мастеру салона красоты: вечернее, дневное обучение, курсы выходного дня. Кроме торговых отделов компания представляет Учебный центр Vrubel Style, где проводятся обучающие курсы и семинары для начинающих и опытных мастеров.
Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах – в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. Это чувствуется в портретах 1897 г. – К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Декорации и костюмы были заказаны К. Коровину, но он заболел и его заказ переходил Врубелю. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью. В 80-е гг. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»).
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Кирилле», «Св. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью. Все здесь подвержено метаморфозам.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Демон замер в позе ожидания и созерцания. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Часто художник изображал окружающие предметы и тогда возникали натюрморты: графин, стакан, простыня, платок и т. д. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Трагическое чувство освобождается от перенапряжения. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Последние десять лет своей жизни он служил наказным атаманом Астраханского казачьего войска.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Прошение было удовлетворено157. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Образ его смерти – и реквием и своеобразный гимн сопротивлению.
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. Герой сопротивляется до конца. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Образ не может быть исчерпан, он остается открытым.
Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Дисконтная программа, действующая во всех магазинах «Vrubel Style», позволит приобрести товар со скидкой. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Он чрезвычайно сложен и многогранен. Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг. Когда не было моделей, он рисовал себя. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно – «Пан» (1899). Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Это состояние неподвижности может продлиться долго.
Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Цветы часто фигурируют и в картинах мастера. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). Из жизни своей Врубель сам творил легенду. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Это сведет к минимум количество ложных нажатий. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.
Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки.
При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности.
Через несколько дней он полностью ослеп155. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы – ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы – азалии или компанулы. В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком.
Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями.
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Это черта исконно присущая романтической личности. В этих рисунках была заключена целая программа.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.
Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть.
Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Савву похоронили на Байковой горе.
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. По словам Н. А. Дмитриевой, «Врубель оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов.
Попасть пальцем в маленькие или тесно сгруппированные ссылки (кнопки) гораздо сложнее, чем указателем мыши. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
Все иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета и одновременно позволяла показать диапазон фактурных изысканий художника. Работа не привела к улучшению. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. В этом гимне что-то торжественное, возвышающее. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Более всего он работал над двумя сюжетами – «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887).
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Представители рода Врубелей (от польск. Иногда получались целые сцены – играющие в шахматы, беседующие. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
Горят прекрасные цветы чертополоха. Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Тем не менее уже 28 июля состоялось венчание— в Швейцарии— в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29.
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
Как художник Врубель сформировался стремительно. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Оно как бы входит в замысел художника избавляет его от описания конкретных условий пространства и времени. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения. Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
Однако в студенческие годы Врубель систематически и глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта, хотя собственно художественным творчеством занимался мало16. Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Сам Врубель называл свою картину иконой. «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности.
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Это не борьба добра и зла. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.
«Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану». В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
В Интернет-магазине «Vrubel Style» можно приобрести полный ассортимент продукции, не выходя из дома. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Компания «Vrubel Style» активно развивается и открыта для сотрудничества. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Автопортреты не лишены известной доли самолюбования. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков.
За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Язык живописи в этом стиле приобрел ярко выраженные черты декоративности твердую линейно-структурную основу и кроме этого подчинил свои открытия не только изображению, но и преображению натуры.
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон». Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Поздние рисунки относятся к разным жанрам. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Анна Александровна Врубель вспоминала, что в последний год её брат говорил, что устал жить. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Поверженный герой изогнут, поломан его тело утопает в фантастических перьях, напоминающих скорее бутафорию, чем живое проявление природы. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат.
.