Новое страдание приближалось с ужасающей скоростью, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы. В это же время Врубель работает в жанре портретной живописи, создавая картины для КонстантинаАрцыбушева (1897), Мамонтова (1897), Валерия Брюсова (1906), психиатра Федора иВалентина Усольцевых и других.
А вот автору, наиболее тонко писавшему о Врубеле в советскую эпоху, виделось, что «масштаб дарования превышал масштаб личности», что «высшие стремления его как художника тормозились некоторыми свойствами его человеческого характера». Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Он почти не спал ночами, его характер резко изменился. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Известно об этом Врубеле немного.
Пушкин и русская литература Серебряного века». Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Кажется, что художник и писатель искали вдохновение в одних и тех же источниках: в «Демоне» Лермонтова и в «Фаусте» Гете, который появляется на страницах вышеупомянутого брюсовского романа, на триптихе Врубеля «Фауст» и в его панно «Полет Фауста и Мефистофеля». В его даровании раскрылись универсальные возможности. Открыла, например, поэту Владимиру Пясту, а через него — Александру Блоку ошеломившую их книгу Августа Стриндберга «Одинокий».
Две стороны бытия, пожирающие друг друга, – какой-то потусторонний намек». В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный».
Его образы существуют будто «по ту сторону добра и зла», границы между ангелами и демонами размываются, как переходы между цветов в акварельной технике. В. Серов обратился к Совету Академии о выплате Врубелю пособия, которое бы позволяло покрывать больничные расходы, составлявшие 75 рублей зимой и 100 рублей летом. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Жители Белостокского департамента Восточной Пруссии в одночасье сделались жителями Белостокского уезда Гродненской губернии, в их числе и служивший судьей в родном городе Белостоке Антон Антонович Врубель.
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Ему заказали написать портрет Брюсова. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). «В последний сознательный день, перед агонией, — пишет Анна Александровна, — он особенно тщательно привел себя в порядок (сам причесался, вымылся с одеколоном), горячо поцеловал с благодарностью руки жены и сестры и больше уже мы с ним не беседовали: он мог только коротко отвечать на вопросы и раз только ночью, придя в себя, сказал, обращаясь к человеку, который ухаживал за ним: Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». Как было его сохранить.
Поворотным стал 1895 год. А я так навсегда и останусь «подающим надежды талантливым художником», все, что угодно, отдал бы за настоящее полотно». Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Одна этажерка здесь полностью отдана гению русской поэзии.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Врубель уже не мог рисовать – у художника резко прогрессировала слепота. Надежда Забела хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием.
К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. В то время в Петербурге гастролировала труппа московской частной оперы Мамонтова. Унизительной фазы превращения в бессмысленное подобие человека он не допустил, февральской ночью простудил себя, как пишет его сестра, «умышленным стоянием под форточкой» и получил воспаление легких, которое перешло в скоротечную чахотку.
В Петербурге жена и сестра художника квартировали теперь вместе. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Он одевался экстравагантно и вызывающе, мог прийти в гости, выкрасив нос зеленой краской, – так красивее, он дарил свои акварели и если из деликатности работу вдруг не принимали, он рвал ее на мелкие части. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.
Ее внешность поразила Врубеля не меньше голоса. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Переступая порог, посетитель тут же погружается в атмосферу Серебряного века.
По своему реалистическому мастерству и силе характеристики портрет этот занимает выдающееся место в портретной живописи конца XIX столетия». Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
Это страшно. Сразу выражение его лица изменилось. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Огненный язык, заключенный в теснящий футляр черного сюртука. Главным редактором появившегося в 1904 году ежемесячника «Весы» был сам Брюсов.
Какой она была. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Врубель писал картины на темы pyc. Знаменитый манифест «Пощечина общественному вкусу», содержащий призыв «сбросить Пушкина с парохода современности», – организующий центр зала русского футуризма, наиболее ярко отражающего художественные и идейные споры того времени. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
О картинах Врубеля конца девятнадцатого столетия интересно высказывается известный критик В. М. Афанасий» и «Христос Спаситель». Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св.
В перерыве между актами Надежда что-то обсуждала с подругой Татьяной Любатович, как вдруг разговор прервал стремительно ворвавшийся за кулисы мужчина, который тут же склонился к рукам Забелы и, целуя их, восторженно прошептал: «Прелестный голос. » Та от неожиданности вздрогнула и отшатнулась. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. В Венеции состоялось случайное знакомством с Д. И. Менделеевым, женатым на одной из учениц Чистякова. То же самое происходитв романе В. Я. По мнению Н. А. Дмитриевой, лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика69. Сидя в темной глубине зрительного зала, он с ясностью осознал, что влюбился. Зал символизма открывают графические портреты Александра Блока (работы Татьяны Гиппиус, сестры знаменитой поэтессы, 1925), Андрея Белого (Леона Бакста, 1906) и Юргиса Балтрушайтиса (Леонида Пастернака, 1912). Род.
Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии.
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Савву похоронили на Байковой горе. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
А потом «снова забывал о слепоте, бредил о великих замыслах и уверял, что перед новыми картинами все созданное им раньше покажется ничтожным». Сестра знала: Врубелю это было бы больнее всего. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. В последние годы жизни к душевной болезни добавилась еще одна драма.
В качестве организаторов выступали в том числе Бенуа и Бакст, бывшие «мирискусники». Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
Прошение было удовлетворено157. Причем влюбился, толком не видя своей избранницы, а лишь услышав ее голос. В то время примой Мамонтовской оперы была Надежда Забела. Над проектом работал известный архитектор Владимир Чагин.
Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. В последние годы жизни к душевной болезни добавилась еще одна драма. Эдуардс вместе с К. Костанди пытался в тот период реформировать Одесскую художественную школу и решил привлечь к своим целям и Врубеля.
Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Эта часть экспозиции включает также конверты издательства «Скорпион» и журнала «Весы» с логотипами, выполненными художником Николаем Феофилактовым, рукописи Брюсова и Блока. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Врубель провел в Венеции около полугода.
Да это и неудивительно – уж больно эксцентричный кавалер им попался. Молодые Судейкин и Ларионов предварительно подновили врубелевского «Микулу Селяниновича» — это исполинское панно открывало показ.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Однако этим чаяниям не суждено было сбыться.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. Может быть, в закладе. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Брюсова и зарождения традиции Брюсовских чтений. В 1895-м здание с участком приобрел тут купец-обувщик Кузьма Баев. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.
Смерть Саввушки окончательно подкосила рассудок Михаила Александровича. Брюсов здесь встает в один ряд с мистическими врубелевскими персонажами. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм.
«Захотелось получить род аттестаций от Парижа, явилась потребность как-то экспортировать то, чем была духовно богата Россия», — пояснял идею выставки принимавший участие в ее формировании Александр Бенуа. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. У его апостолов были живые прототипы. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Заботы о похоронах взяла на себя свояченица Михаила Врубеля.
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Художник впал в тяжелейшую депрессию, его не интересовало ничего, кроме его демона. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
Хотя одновременно другой весьма авторитетный автор сделал другой вывод — «значение личности Врубеля велико не только для истории искусства, но и для истории идей». Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Она тут неслучайна. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Авангард неистово рвался вперед, а Врубель тормозил, дорожа строгой дисциплиной пластики.
К этому же времени относятся интересные автопортреты. По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. И, что не часто с ним случалось, прогадал. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Впервые увидев сына, Врубель был потрясен – лицо младенца было исковеркано заячьей губой. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Да ведь до них несколько верст.
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Вот собрание сочинений Поля Верлена на французском языке, модернистские журналы «Весы» и «Мир искусства», оккультная литература – этими книгами XVII–XVIII веков пользовался Брюсов при написании наиболее известного его романа «Огненный ангел».
В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Врубель выпрямился, поднял голову и посмотрел Забеле прямо в глаза. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Живы одни глаза – провалы в дымно-огненные бездны. Рождается ощущение первозданности. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск. Тут же и первые издания «новых поэтов»: сборник «Русские символисты» (1894), журналы «Северный вестник», «Новый путь», книга стихов Бальмонта «Под северным небом» (1894). Искусствовед Н. М. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ).
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках.
Врубель уже не мог рисовать — у художника резко прогрессировала слепота. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Перед выходом на сцену Врубель собственноручно одевал Надежду Ивановну. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. В нем поднимался богоборческий бунт. «По дороге, — пишет она, — я купила синих цветов с длинным стеблем, мне хотелось, чтобы были цветы, как на врубелевской картине» У гроба было столько букетов: розы, лилии, охапки сирени и такая масса венков, что «гробовщик стал уже беспокоиться, как их повезут ими была занята вся погребальная колесница».
Собрание это красноречиво говорит о широте интересов Брюсова. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Надежда Забела, хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть.
Демон низринут в ущелье среди скал. Врубель воспринял это как расплату, как кару за свои грехи. Привели они, между прочим, к ситуации, которую не кто-нибудь, а сам Пабло Пикассо определил так: «Живопись кончилась, а художники остались».
Действительно, польская фамилия Врубель (по-русски — «воробей») популярна у польских евреев, особенно уроженцев Белостока и прилегающих земель. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. До этого женщины не баловали Михаила Александровича своей благосклонностью.
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Не принимать же во внимание аргументы вроде излюбленного живописцем Врубелем «иудейского типажа», что вынудило бы причислить к евреям бесчисленное количество мастеров, включая всех иконописцев. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Он лежал совсем низко и говорил вполголоса: нужно изящно страдать». У него она сложилась так: Кавказ, к сорока трем годам орден Святого Георгия 4-го класса «за выслугу» (25 лет в офицерской полевой службе и боевой опыт), к пятидесяти — звание генерал-майора и финальный виток — почти десяток лет в должности наказного атамана Астраханского казачьего войска. Такой путь проходит посетитель, перемещаясь не только в музейном пространстве, но и во времени.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. В 1906 художник ослеп. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Ученице, которой Анна Александровна давала уроки немецкого языка, она запомнилась строгой и суховатой «фрау». В резком отрицании преемственности они ничуть не уступали футуристам итальянским.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. С рисунков и фотографий смотрят на нас «старшие символисты»: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский. В 1909 году «Аполлон» сменил «Весы» и «Золотое руно».
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В нем можно увидеть факсимильные листы рукописей поэта (это издание 1911 года было подготовлено великим князем Олегом Константиновичем, писавшим стихи, увлекавшимся музыкой и живописью он умер совсем молодым от раны, полученной в одном из сражений Первой мировой), прижизненные издания произведений Пушкина и копию знаменитого портрета работы Ореста Кипренского. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. — «Девочка на фоне персидского ковра», «Обручение Марии с Иосифом», «Гамлет и Офелия» — без ложной скромности могу сказать, что это талантливо, но, увы, вряд ли эти картины когда-нибудь назовут гениальными. В памяти Ольги Форш-Срезневской она осталась «прелестной старинной женщиной». Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.
Вся цветовая композиция приведена в единство. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Эта большая акварель поразительна.
Здесь он в последний раз, как говорил потом, «в нормальной жизни» созерцал свою Музу, стараясь навсегда запечатлеть в памяти ее облик. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Она подлинно монументальна. В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В Академии он работал по двенадцать часов в день. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским.
Здесь расположена та самая историко-литературная экспозиция «А. С. Тютчева, И. С. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Катя догадалась похлопотать, чтобы с покойного художника сняли маску (это сделал Петр Бромирский), ездила в траурный магазин, заказывала место на кладбище, оттуда поспешила на панихиду в академической церкви.
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Оснований тут чуть больше, нежели в разоблачениях Пушкина-«Пушкинда». Как и «Мир искусства» когда-то, журнал «Аполлон» объединил писателей и художников, в редакции устраивались не только литературные, но и музыкальные вечера с участием Игоря Стравинского, Александра Скрябина, Сергея Прокофьева, проводились и художественные выставки. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Перед нами изображения А. С. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Сборник вышел в 1916 году в Москве под редакцией Брюсова. «И даже если бы он не написал ни одной картины, он все же остался бы великим человеком, необыкновенно сложным и прекрасным», — утверждал лично знавший Врубеля его первый биограф. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Во всяком случае, традиционно ссыльный Прикаспийский край — с тяжелым климатом (сорокаградусный зной летом, тридцатиградусные холода черными бесснежными зимами), унылым ландшафтом голых степей, периодическими эпидемиями то чумы, то холеры — комфортом для проживания не отличался. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Перед рассветом на вопрос, что у него болит, Врубель ответил: «Ничего» Умер он тихо. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Это был Пикассо». Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. После его смерти этот дом на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира) перешел по наследству сыну Ивану, для которого в 1910 году и был перестроен.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Не видящий себя в дальнейшем адвокатом парень втайне от родственников начал посещать лекции Павла Петровича Чистякова. В то время примой Мамонтовской оперы была Надежда Забела.
На следующий день гроб с телом Врубеля был установлен в церкви Академии художеств. Через несколько дней он полностью ослеп155. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. В то время в Петербурге гастролировала труппа московской частной оперы Мамонтова. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В мучительном желании вернуть зрение он «придумывал разные аскетические искусы, отказывался от пищи, по ночам целые часы простаивал перед кроватью говорил, что в награду прозреет и глаза его будут из изумрудов».
О портрете Арцыбушева говорит Н. В. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Кирилле», «Св. Сидя в темной глубине зрительного зала, он с ясностью осознал, что влюбился.
Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа, который поначалу забавлял А. В. Прахова. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Без него справились.
Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи.
Первое впечатление: сумасшедший. Михаил Александрович снова начал превращаться в одержимого. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
Трудно восстановить ее образ. Редакции журналов и издательств играли значимую роль в литературной жизни того времени. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.
С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.
В перерыве между актами Надежда что-то обсуждала с подругой Татьяной Любатович, как вдруг разговор прервал стремительно ворвавшийся за кулисы мужчина, который тут же склонился к рукам Забелы и, целуя их, восторженно прошептал: «Прелестный голос. » Ее внешность поразила Врубеля не меньше голоса. «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы— везде он оказывался в своей стихии.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. И движение это не угасает. Федорова.
На его страницах увидели свет статьи Вячеслава Иванова, повесть Андрея Белого «Серебряный голубь», драма Александра Блока «Незнакомка», многие стихотворения символистов. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Да это и неудивительно — уж больно эксцентричный кавалер им попался. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.
Михаил Александрович отправился на представление. Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына. сказок и опер Н. А. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Когда закрывали гроб, Анна Александровна стала на колени, как всегда покорная».
В колорите картины – контрасты. музей русского искусства, Киев). Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно.
Брюсова. Не меньше трудностей представляло управление весьма склонным к дерзкой вольности почти трехтысячным войском, включавшим помимо основной массы волжских казаков-станичников отряды калмыков и ногайцев и не зря вызвавшим необходимость сменить здесь традиционно выборных казацких атаманов «наказными» — назначаемыми из высшего офицерства Кавказского корпуса.
Зато. Анненский известный такими стихотворными сборниками, как «Тихие песни» (1904) и «Кипарисовый ларец» (1910), вошел в литературу, будучи уже зрелым поэтом, позднее других писателей-символистов. Михаил Александрович отправился на представление. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.
На нем – конверты с логотипами книгоиздательства символистов «Скорпион», а также искусно оформленная книга «Поэзия Армении». Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора.
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Врубель воспринял это как расплату, как кару за свои грехи. Даже лекарства полумертвый Врубель ощущал эстетически. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Прусский король Фридрих ВильгельмIII плакал от обиды и вероломства «друга, брата и союзника» Александра. Неприметной, невеселой, волевой, на редкость образованной, чрезвычайно начитанной. И уж конечно не явился Врубель зачинателем «всех основ кубизма, конструктивизма и сюрреализма».
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Синими искрами загораются стекла пенсне. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Она же едва ли не осью жизни сделала преданность «Мишуреньке».
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Это один из его несомненных шедевров. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе.
«С костюмом Маши в "Дубровском" произошла целая война. «Девочка на фоне персидского ковра», «Обручение Марии с Иосифом», «Гамлет и Офелия» – без ложной скромности могу сказать, что это талантливо, но увы, вряд ли эти картины когда-нибудь назовут гениальными. продолжение. Торжественный ритм складок одежды, строгие линии, монохромная простота цветовых соотношений, предельный лаконизм композиции помогают выразить глубину и величие скорби. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза в них щемящая тоска одиночества.
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Причем влюбился, толком не видя своей избранницы, а лишь услышав ее голос. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. А по ночам в воспаленном мозгу художника постоянно звучал голос из далекого сна: «Теперь ты расплатился со мной, мы в расчете». Признание настигло его незадолго до внезапной смерти: молодые литераторы – участники журнала «Аполлон» объявили его своим учителем, он стал самым почитаемым поэтом старшего поколения.
В нем находятся принадлежавшие поэту вещи. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Врубель хотел созерцанием красоты и тайны «будить душу», а лидеры авангарда усомнились в ее наличии у толстокожих зрителей и действовали сильными средствами в обстановке, когда, как писал Дали, «всё, что тише взрыва, не доходит до слуха».
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Анна Александровна не захотела говорить о менее красивых деталях немощи, заставлявшей ее брата мучиться и ворчать «хоть бы яду дали. ». Представители рода Врубелей (от польск. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. До этого женщины не баловали Михаила Александровича своей благосклонностью. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Пересекать границу и вообще перемещаться ему ради этого не пришлось. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Здесь при чтении мемуаров Судейкина патриотичные сердца должны затрепетать. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Прежде неудачная личная жизнь тоже начала меняться.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления.
Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. В художественной витрине зала представлены обложка для «Мира искусства», созданная Марией Якунчиковой, акварели Сергея Судейкина и Василия Милиоти, карандашные автопортреты Мстислава Добужинского и Леона Бакста. Анна Александровна отметила, что «с потерей зрения, как это ни кажется невероятным, психика брата стала успокаиваться». Прежде неудачная личная жизнь тоже начала меняться. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Впечатление зловещее, почти отталкивающее. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура.
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. А я так навсегда и останусь «подающим надежды талантливым художником», все что угодно отдал бы за настоящее полотно «. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Михаил Врубель иногда досадовал на возню Нюты со всякими «нищими», на эту филантропию в духе близких ей и чуждых ему идей нравственного подвижничества, но глубоко уважал и просто с детства любил свою «мамашечку». Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
Были слезы, конечно. Но и не только это. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».
Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Несмотря на это, 10 апреля 1891 года иллюстрированное издание получило цензурное разрешение и сразу же стало событием в прессе.
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. «. Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.
Мамонтова (оба – 1897). Показательны не только книги, но и картины, украшающие стены кабинета. На живопись Врубеля Дягилев, как говорится, делал ставку. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». У психиатра Усольцева относительно Врубеля вывод: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми».
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Завершить эту картину так и не удалось – в 1906 году художник полностью ослеп. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Особенно выразительна часть зала, представляющая фрагмент интерьера редакции журнала «Весы», находившейся в здании московской гостиницы «Метрополь». Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию.
Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. И последние годы до смерти в 1910 году медленно угасал, пребывая в галлюционациях. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Этот зал – нарочито эпатирующий, кричащий, провозглашающий полный разрыв с традицией.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
Свадебное торжество проходило в Женеве. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Возведенный сразу после пожара 1812 года, дом принял привычный для нас облик лишь в начале следующего, ХХ столетия. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Такова была реакция деятелей русской культуры на геноцид армян 1915 года. Летом супруги гостили у родственников под Черниговом. Сквозь безумие проглянул гений». Работа не привела к улучшению. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Больно, горько до слез. Однако этим чаяниям не суждено было сбыться. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Произведения Врубеля— в основном прикладные керамические вещи и майолики, — экспонировались в Кустарном павильоне124.
Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. В 1807 году Наполеон и Александр 1 на личной встрече заключили Тильзитский мир. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Практически же, кроме «сомнительной» фамилии, никакой привязки к гипотетическим семитским праотцам не обнаружить.
У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель.
Что касается личных свойств Михаила Антоновича Врубеля, есть лишь отрывочные сведения насчет его буйного темперамента, крутого нрава и страсти к хмельным напиткам. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Да не потряс, конечно, Врубель ни Пикассо, ни других парижских новаторов.
Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Тогда он «жестоко страдал, горько жаловался жене и сестре на судьбу и плакал, что не может их видеть». Это вот, эти копны сена. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Вся меблировка два простых табурета и кровать. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Грустно и неловко за эту триумфаторскую легенду и ее восторженные тиражи. Вот, например, разместившийся в центре комнаты дубовый стол.
Произведение удалось. Арцыбушева и С. И. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Пушкина, бельгийского поэта-символиста Эмиля Верхарна, Ф. И.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. «Это художник Михаил Александрович Врубель, – поспешила исправить неловкое положение Любатович, – человек очень экспансивный, но вполне порядочный».
вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Всегдашняя мягкость, покладистость и добродушие сменились агрессивностью.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Поэзия Бальмонта не что иное, как «парфюмерный блуд», книги Леонида Андреева – «грязная слизь»: такими определениями будетляне, как называли себя первые русские футуристы, награждали творчество своих предшественников. А по ночам в воспаленном мозгу художника постоянно звучал голос из далекого сна: «Теперь ты расплатился со мной, мы в расчете».
Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Написать портрет Брюсова неудалось, так как в этом же году Михаил Врубель ослеп.
Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Теоретически не исключено. Неожиданно сельская пастораль навеяла воспоминания о причудливом сне и Врубель вновь вернулся к своему главному полотну — демону. Это я могу устроить», — проговорило существо и начало медленно растворяться на фоне белой стены. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.
ТУЧИ начали сгущаться над четой Врубелей в 1898 году. Можно сказать, что этот журнал впервые объединил приверженцев символизма. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Занимает она шесть залов, один из которых – Пушкинский. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Брюсова «Огненный ангел», где Мадиэль — это и посланник и рая и адав одном лице, аРената то погружается в чернокнижие, то уходит монахиней в монастырь. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил.
Особый интерес в кабинете поэта представляет его библиотека, в экспозиции более тысячи книг. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Впервые увидев сына, Врубель был потрясен — лицо младенца было исковеркано «заячьей губой».
Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Навещавший Анну Александровну в 1920-е годы Александр Иванов пишет: «Кто шел к ней сперва лишь для того, чтобы познакомиться с сестрой знаменитого Врубеля, скоро находил в ней высокую человеческую личность, драгоценную саму по себе, не нуждающуюся ни в каком заимствованном свете. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».
«Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь. (1906), необычайно выразительный. мне было все это видеть. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
Здесь мы видим самые разнообразные издания на многих языках: алхимические трактаты эпохи Возрождения, религиозную литературу, труды по математике, географии, философии и, конечно же, художественные произведения и поэтические сборники. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Завершить эту картину так и не удалось — в 1906 году художник полностью ослеп. Грандиозность и поистине титаническое величие Врубеля проявилось в поразительной полифонии творчества, универсализме мастерства и оригинальности мышления. Поротным стал 1895 год. Тургенева, английского поэта Альфреда Теннисона, Данте Алигьери, Наполеона Бонапарта и других. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах.
Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. Вот как описывает это «демоническое» ощущение от портрета Нина Петровская, жена и помощница владельца издательства «Гриф» Сергея Соколова, хозяйка литературного салона, принимавшая живое участие в богемной жизни начала ХХ века: «Чуть наклоненная вперед фигура поэта отделяется от полотна испещренного иероглифами. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них».