По современному выражению, полотно художника является визитной карточкой поэмы «Демон». Спектакль Онегин прошел прекрасно». Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно.
Внешность Демона в определенной степени навеяна театральными впечатлениями Врубеля. Врубель сходится сабрамцевским кружком икак-то быстро вписывается вмосковскую жизнь. Но у Врубеля было другое мнение на этот счет. Он искал того, чего не было, стремился передать читателю то, чего сам до конца не знал. У каждого человека есть внутренние проблемы и все с ними борются по-разному.
Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. В нем нет ничего экстраординарного. М. Ф. Вскоре произошла ее встреча с музыкой Римского-Корсакова.
По мнению В. Домитеевой, окончательное решение Врубеля поступать в Академию художеств было результатом его штудий в области кантианской эстетики. Демон поверженный – это воплощение зла и красоты одновременно. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Там он познакомился со своей женой, оперной певицей Надеждой Забелой. Этот роковой образ волновал М. Врубеля. Считается, что дьявол – это рогатое, коварное существо, способное переманить человека на свою сторону.
Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться. Руки его сомкнуты «в замок» – психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, все же «царь познанья и свободы». Все, что приходило ему в голову, вскоре появлялось на холсте. Его оголенный торс смотрится очень внушительно.
На самом деле художник писал реальные для своего времени картины. На картине Врубеля «Демон летящий» изображена гористая местность и посередине фигура героя. Он долго смотрел и терзался. Позже будущий его зять, Михаил Врубель, написал с него свое известное панно Богатырь.
«Печальный Демон, дух изгнанья» — образ, который сразу же возникает из первых строк поэмы при взгляде на полотно М. А. Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля. Это сказалось в иллюстрациях к поэме Лермонтова.
Демон изображен на холсте довольно четко, но в то же время размыто. Реализм был не важен для него. Одним из самых первых изображений Демона была картина «Демон сидящий», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее.
Он пытается поглотить героя, который уже пошел у него на поводу. Врубеля отвезли в психиатрическую клинику и уверили его родственников, что он находится в состоянии маниакального возбуждения. Но ведь на проблему можно взглянуть и под другим углом.
Работая над картиной, Михаил Александрович опустошал самого себя. Первой из них был «Пан» в 1899 году, за которым, в следующем году, последовали «Сирень» и «Царевна-Лебедь». Переменил мнение о Врубеле и А. Н. Бенуа, добавив в вёрстку своей «Истории русской живописи XIX века» эмоциональный пассаж об «истинной поэтичности» творчества Врубеля.
Он был абсолютно равнодушен к юридическим наукам. «Демон и Тамара», а также другие иллюстрации не были так высоко оценены зрителями. Но полностью подстроиться под требуемый стиль художник не смог. Картина была закончена настоящим мастером, который усовершенствовал свою систему рисунка.
Они были тепло приняты публикой. Его напряжение выдают крепко сжатые кисти. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Речь шла об Эмилии Праховой.
Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака. Ему хотелось творить не ради больших гонораров, а ради самого процесса. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Если бы не название, сложно было бы догадаться, что на полотне изображено демоническое существо. Серов называл его «франтом», говоря Коровину о разительном отличии их от этого удивительного изящного человека. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Для Михаила Врубеля в Демоне не было ничего дьявольского. Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении.
Демон вновь объявился в жизни Михаила Врубеля спустя десять лет. О работе над картиной Врубель рассказывает: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» – полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Надежда Ивановна Забела-Врубель родилась 1 апреля 1868 годав Ковно (Kovno), нынешнем Каунасе, в семье старинного украинского рода. Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон».
Ему дана власть за то, что я, не будучи достоин, писал Богоматерь и Христа. Глаза, наполненные страданием. Реализм был не важен для него. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками.
В нем нет примирения ив душе собираются силы для нового восстания. Этот набросок художник уничтожил. Слово демон в переводе с греческого означает душа. А ведь создавал он их не с натуры, а по памяти или по фотографии.
Юноша изображенный на картине, принял задумчивую позу. Жутковатый юмор: на обложке популярного современного романа «Девочка с персиками» вписана прямо в объятия врубелевского демона. Мощный торс сидящего демона, обнявшего колена с заломленными пальцами, венчает лик, полный тоски и вселенской скорби.
Помимо работ, связанных с поэмой Лермонтова «Демон», художник представил миру другие шедевры искусства. Согласитесь, аллегорично. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Некоторых из них казнили, других пытали, а третьи и вовсе пропали.
Вот один из киевских отзывов: «Г-жа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, — она всецело завладела вниманием и расположением публики». По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. «Цветущая поляна» и «ветви, гнущиеся под цветами», намеченные в акварельном эскизе на клочке бумаги, на холсте закрылись лиловым мраком, а за спиной Демона вспыхнул калейдоскоп радуги, кристаллический узор, похожий на букет цветов из драгоценных камней, в которых мерцают лучи заходящего светила. В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены. Комментарий врача-психиатра:«Сам Врубель не считал своего Демона ни чертом, ни дьяволом.
Ведь первые его творения считали чудом и переворотом в искусстве. Маргарита и Фауст. На ней также был изображен главный герой, но уже с крыльями. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Последнюю картину – портрет поэта Брюсова – он так и не дописал. Слишком он был своеобразен и свободолюбив.
Речь шла об Эмилии Праховой. И «Микула Селянинович»— сила земли русской. Ему дана власть, за то, что ябудучи не достоин, писал Богоматерь иХриста. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. «Летящий демон» – картина Врубеля, которая появилась через 9 лет после первого полотна, заслужившего всемирное признание.
После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Был внем большой талант, ав душе бушевали большие страсти. Врубель изображал движение интриги, молчание и тайну. Врубель преподал урок всему современному поколению.
величавый» и олицетворяет вечную борьбу мятущегося человеческого духа. Врубель был воспитан его отцом, поскольку его мать умерла, когда ему было три года.
Демона-победителя Врубель своим внутренним оком не видит. Критики утверждали: «декадентское уродство». Десятки раз художник что-то переделывал, менял, дописывал и все равно ему казалось, что Демон выходит не таким, каким он видит его в своем воображении. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине.
Автор вел себя очень странно в эти годы. Что же касается демона – то это энергия, способная захватить душу. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Врубель для поэмы написал 30 акварельных иллюстраций, среди которых «Демон сидящий».
Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Панно было отвергнуто заказчиком. Тогда он делал десятки разных набросков ичувствовал— не то. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского.
Следующее десятилетие он уже мучительно умирал в сумасшедшем доме. Сюжет, который нарисовал Врубель («Демон сидящий»), повествует о его усталости и бессилии. Она так смотрит на ребенка, что начинаешь за него волноваться. Тем не менее после их смерти все кардинально изменилось. Последняя картина Врубеля – «Демон поверженный» (последняя из серии, написанной для поэмы Лермонтова) – находилась в Московской галерее и была готова к выставке.
Работа Михаила Александровича явно подчеркивает важность и прелесть главного героя. Это был гимн любви, вечный вопрос, который он задавал себе. Однако у Врубеля его демоны иногда вызывают сомнения этой победы, это заметно в одной из главных работ художника «Демон сидящий».
Не все из них согласились. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Говорят, она была одной из лучших исполнительниц этой партии. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве.
Демон летит между небом и землей, рассекая узкое пространство, отведенное ему автором. Художник предстает хранителем тайн, которыми были проникнуты его жизнь и творчество. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся ангажемент в Харьковской опере, она пела партию Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст». Даже друзья художника заметили, что демон слишком непропорциональный. Христос и Демон — вот два образа, между которыми металась душа художника.
В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Конечно же, его мощь укрощена, сжата. Врубель, говорят, специально нарисовал картину на узком холсте. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года. Это характерно для многих творческих личностей. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Владимира из которых были осуществлены только орнаменты. А вот и знакомые нам персонажи: Фауст, Мефистофель, Маргарита. Художник страдал от психологического расстройства и вот таким образом постепенно терял зрение. Здесь важно вспомнить еще одну мысль Врубеля известную по записям Е. И.
Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Ещё в 1892 году он заразился сифилисом.
Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Смерть маленького сынишки окончательно подкосила здоровье Врубеля. Интересным является то, что ежедневно Михаил Александрович переделывал образ демона. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. Лермонтов писал в течение десяти лет с 1829 года по 1839 год, работа над образом демона художником длилась 12 лет. Врубель Михаил Александрович «Демон сидящий»начал писать в 1890 году и ее увидел свет в 1891 году, картину «Демон летящий» он написал в 1899 году, картину «Демон поверженный» закончил в 1902 году.
В качестве фона автор взял горную местность, которая изображена в алом закате. Многие считают, что именно из-за своих выдуманных персонажей Врубель и сошел вскоре с ума.
Не все из них согласились. Но всё же он считал его величавым и властным. Удивительно их разнообразие и отсутствие схожих взглядов на картину. Речь идет о «Демоне поверженном». У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Он сильный, мощный, уверенный и по воле событий у него нет выбора.
Александр Бенуа, наблюдавший за этой лихорадочной работой над «Демоном поверженным», писал потом: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Недолго работал в главном военно-судном управлении. Этот мотив Демона, сидящего одиноко «меж небом и землей под кровом радуги огнистой», -- осознавал то художник или нет, -- как видно, отразился в выборе сюжетно-композиционного направления картины его Демон, как и лермонтовский в этом состоянии, печален, уныл и мрачен оттого, что «духовный взор его» видит «даль грядущую, закрытую пред нами». Отзыв другого критика — Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. На лице мальчика выделялись синие и невероятно огромные глаза.
Он продолжает свою тяжбу сБогом, смиром, слюдьми. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Недаром же говорится в народе и повторяется Гоголем: «Как чёрта не малюй. » Совсем молодой умерла «Девочка с персиками» — дочь Мамонтова. Те, кто был в Киеве, не мог не насладиться фресками Врубеля в Кирилловской церкви, а в Третьяковской галерее в Москве можно увидеть его знаменитые картины «Царевна-Лебедь», «Демон сидящий», «Демон поверженный». Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим. Там же, где и находилось два столетия назад – в Третьяковской галерее. Он сидел грустный в лучах заката или разноцветной радуги.
Демон. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии.
Отстраненность Тамары и отсутствие предчувствия смерти делает иллюстрацию более значимой. На волне своего успеха художник решил вернуться к теме, больше всего его интересовавшей. Об этом свидетельствуют десятки не связанных между собой событий. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. Сидящий демон действительно молод и его печаль незлобна им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут.
Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Она не оставляет равнодушным никого, ни неопытного молодого зрителя, ни умудренного искусствоведа, у всех она будоражит воображение и вызывает бурю эмоций, вызывает желание увидеть в глубине образа «падшего ангела», то что хотел донести нам великий и гениальный мастер кисти. Я страдал, акогда резал себя, страдания уменьшались». Врубель стал значимой фигурой в мире русского искусства в 1890 году, когда он создал свои наиболее известные картины, одна из которых «Демон сидящий». К их числу относят картины «Гамлет и Офелия», «Девочка на фоне персидского ковра», «Гадалка», «Богатырь», «Микула Селянинович», «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь», а также многие другие.
«Демон поверженный» был скорбной вехой в биографии Врубеля. Поэты, художники, актеры, композиторы подчас стремятся приблизиться к ощущению другой реальности (состояние типа зашел ум за разум), в поисках вдохновения прибегают к стимуляторам – и относительно безвредным и смертельным. Врубелю даже пришлось перерисовывать некоторые иллюстрации.
В конце февраля 1906 года художник потерял зрение. Все прежние творческие замыслы вдруг увяли. Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу иту идругую ив погоне за этим неуловимым он стал быстро продвигаться кпропасти».
В клинике доктора Бари художник провел последние годы своей жизни. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Когда он познакомился сНадеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и«Микула Селянинович». Врачи разрешили Врубелю уехать в Петербург, быть с семьёй, ему уже не требовалось лечение.
Он сидит, обхватив ноги руками и смотрит вдаль. Именно картина «Демон» Врубеля удачно соединила в себе черты романтизма, грусти и многозначности. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. После того как на одной из выставок была представлена картина Демон сидящий (1890 г. ), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства.
Следует внимательно посмотреть на картину и можно в ней найти множество противоречий. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. «Ее Царевна-Лебедь, также запечатленная на полотне Врубеля — это видение, созданн ое народной фантазией. Было решено отправить его в Петербургский университет. Помимо этого, Врубель написал еще множество чудесных работ, относящихся к данному блоку.
Но ясно одно: картина была заранее хорошо продумана. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Она обладала лирико-колоратурным сопрано и покорила художника своим голосом и красотой. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева.
Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом. На рисунке главные герои словно не испытывают никаких чувств. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. То же самое говорил о своем Демоне Врубель. От этого он становится бессильным (об этом свидетельствует поза, в которой он сидит, – обхватив колени руками).
» Мозаика каменных цветов, окружающая его, заставляет верить в его неземную сущность. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой. Из этих иллюстраций художник позднее, через десять лет создал три огромных полотна, первым из которых был «Демон сидящий». Но с1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику.
Это дьявол делает с моими картинами. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души. Традиционно отзывы были недоброжелательными, например, в газете «Русский листок» в июне вышла статья «Душевнобольные декаденты», вызвавшая официальные опровержения. Впервые пела ее в Киеве, в Тифлисе выбрала эту партию для своего бенефиса, а в Харькове — для дебюта.
Такая аналогия неслучайна. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
В другие времена делал его страшным, ужасающим, жестоким. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Он создал образ смятенного духа, который не в силах вырваться. «Распыление» физического мира, заметное на картинах мастера, — это ещё и предчувствие. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его.
На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Михаил Врубель обожал работы Лермонтова, а также духовный мир и жизнь своего кумира. Сочувственный интерес к падшему ангелу — первому революционеру — был чем-то таким, что тогда «носилось в воздухе» и что улавливал чуткий художник. Картины М. А. Но это весьма спорно, так как эта работа привлекла и значительную похвалу. А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона.
«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех её дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб часы досуга проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Пророчества вскоре сбылись. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Мало кто знает, что панно «Принцесса Греза» на фасаде гостиницы «Метрополь» также выполнено М. Врубелем. Именно это и хотел донести до публики Врубель.
Авторы статей в «Мире искусства» писали о нём в тоне подведения итогов, употребляя прошедшее время: «он был». Демон был где-то далеко, на вершине горы, может быть, даже на другой планете. Но художник держался до последнего. Так что глупо полагать, что именно «темная» тематика, выбранная художником, погубила творца.
Многое сыграло свою роль вэтом срыве: инепонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота кего поискам. Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить. "Пан" Врубеля скорее русский леший, в его образе художник выразил душу сумеречной северной природы, пытаясь уловить "интимнейшую национальную ноту". Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. После этого отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса.
Болезнь Михаила Александровича загадочна. После свадьбы, в 1896 году, они переехали в Москву. Здесь все строится на «чуть-чуть», на тончайшей и зыбкой грани. Брюсов вспоминал эти сеансы вбольнице. После росписей Кирилловской церкви художник творил лишь немногим более десяти лет. Прошение было удовлетворено.
В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Михаил Врубель – художник, чей «почерк» трудно не узнать или спутать с другим автором. Есть версия, что гениальный Врубель писал Демона с себя. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками.
История его демониады началась еще в Киеве, где им был создан первый образ демона, который он там же и уничтожил. В своих письмах сестре Врубель часто пишет, что ощущает себя «душевной призмой». Врубелевский демон – не богоборец и богоотступник, не дух зла.
Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева вМоскву. В целом картина «Демон» Врубеля наполнена золотистыми, красными, лилово-синими тонами, которые придают ей абсолютно разный вид при разном освещении. Врубель возмущен: «Демона не понимают – путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески – рогатый, дьявол – клеветник, а Демон значит душа и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа».
Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. Почему так происходило. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Художник был прав. Тематика его работ тут ни при чем.
Его земные и божественные существа похожи. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. История Демона Врубеля начинается с неразделенной любви. Искусство было дыханием и мышлением Врубеля.
Это была Царевна-Лебедь русской поэзии, в н ей и русские детали (кокошник) и лирическая задушевность и мелодичность пушкинского образа. Его картины поражают своей глубиной и неповторимостью умелым сочетанием красок и фона. «Куда идешь ты. Академическое жюри работы Врубеля не приняло.
Именно в высшем учебном заведении были видны изменения в молодом человеке. Этот символический фон подводит черту под жизнью демона и Врубеля. Та же идея выражена и в цветовом решении полотна. Внутренний заочный конфликт Врубеля с Толстым – не религиозный, но эстетический. Простор, к которому устремлен его взгляд, остается недостижимым.
В ранние годы Врубель хотел стать адвокатом, как его отец. В 1899 году, ровно через 9 лет, был представлен еще один шедевр, который создал Врубель – «Демон летящий». Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице.
Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня. Казалось, ничего демонического вМихаиле Александровиче Врубеле не было. Он стал частью иллюстраций юбилейного издания сочинения Михаила Лермонтова. Пан по-гречески означает всепроникающий, вездесущий. Работая над «Демоном сидящим», которого он считал в какой-то степени родственным демону (даймонию) Сократа, он пояснял в письме своей сестре от 22 мая 1890: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» – полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
Первыми акварелями, которые покорили всю Академию, стали «Пирующую римляне» и «Введение во храм». Вместо мечты и сказки предстанут лишь грубые декорации, все станет предметным и плоским. По технике картина напоминает витражи или панно, она как будто состоит из кристаллических граней.
Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. По мнению художника, демон был воплощением страдающего и скорбного человека. Он все мои картины исказил». Врубель решил показать зрителям свое видение момента встречи Демона и Тамары. Но мысль изобразить, как выражался Врубель, «нечто демоническое» возникла еще в Киеве под впечатлением оперы русского композитора, пианиста и дирижера Антона Рубинштейна «Демон» и одноименной поэмы Михаила Лермонтова.
Картины не были пророческими. Художник даже признавался близким, что демон являлся ему вживую. Это видно на рисунке по мускулам, осанке и выражению лица героя. Он говорил, что демон в переводе с греческого означает «душа» или «дух». Он выходит из больницы, живет вПетербурге, пишет ирисует. Быть может, Демон — темная, но неизбежная ипостась гения.
Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим. А синий цвет накидки на коленях подчеркивает его божественное происхождение: «Тех дней, когда в жилище света блистал он, чистый херувим». Находившуюся в том районе Кирилловскую церковь, шедевр XII века, на многие годы закрыли.
Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Он предложил ему поработать над реставрацией Кирилловской церкви. Но как было на самом деле, остается загадкой. Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон. Он дал на своих полотнах пристанище демонам, а быть может, это демоны захватили его.
Плачевные результаты этого становятся заметны в 1902 году (в 46 лет), когда у художника явно проявляются признаки психического и душевного расстройства. Им восхищались художники Валентин Серов и Константин Коровин, Илья Репин. Уже в 1890 году в Москве М. Врубель пишет «Демона сидящего». Все его интересы были за пределами университетских стен. Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном.
В последние годы жизни эта тема стала главной в его творчестве. В художественной мастерской Саввы Мамонтова был написан основной образ демониады. Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. И «Микула Селянинович» – сила земли русской. Он родился с уродливой заячьей губой.
Подытоживая, отметим, что «Демон» Врубеля – это не что иное, как борьба между двумя силами: света и тьмы. Никогда еще художник не работал над своими картинами так страстно и с такой одержимостью. И только один-единственный образ неистово взывал к действию. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. Нужно сказать, что после Врубеля никто даже не пытался взяться за иллюстрацию произведения Лермонтова.
И это сотворил он, тоскливо, но равнодушно взирающий на гибель земной жизни: «И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел. ». «Принцесса Грёза»— вечная мечта художников опрекрасном. Он очень надеется, что вМоскве унего все сложится по-другому. Поскольку о своей вине Врубель говорил беспрерывно, его поспешили снова определить в больницу, но уже в другую.
Он увлекался философией Канта, посещал спектакли, влюбляясь в театральных актрис, спорил об искусстве и постоянно рисовал. Для Врубеля демон – это не черт и не дьявол. Интересен ли сюжет художник и безумие, Врубель и расстройство психики. Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа, который поначалу забавлял А. В. Прахова. Состояние художника тем временем ухудшалось. Художник умер 1 апреля 1910 года.
Михаил Александрович вневероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Мужчины проводят время не лучше: еда, спаньё и карты». Этот роковой образ волновал М. Врубеля. Ее отец, Иван Петрович, в юности сам неплохо рисовал и интересовался искусством. Выполнена работа маслом на холсте.
За ней последовала новая работа. Сумасшествие художника привлекло к нему внимание прессы. В его позе художник выражает неготовность к движению, а, скорее, его невозможность. Поэму М. Ю.
Его картины были вдохновляющими, чувственными, неповторимыми. А у Девочки на фоне персидского ковра – взрослый, печальный, нездешний взгляд.
Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий». Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня. Тогда же Бенуа и Дягилев приняли решение доказать публике вменяемость художника и организовали в ноябре 1902 года выставку тридцати шести его работ, в том числе всех трёх живописных «Демонов». «Молодая уныло-задумчивая фигура» -- слова очень точные. Обратите также внимание на фон, который заполнен символическими изображениями огненно-красного заката (огонь часто символизирует конец света) и загадочными, нереалистическими цветами.
Демон для М. Врубеля был вещим сном о самом себе. Например, роман «Страдания юного Вертера», написанный Гёте в особом состоянии транса, автописьма, привёл к эпидемии самоубийств в Европе. Надежда Забела вдохновила художника и на одну из самых известных его картин «Царевну-Лебедь» 1900 года.
На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе. И это не первая работа, уничтоженная им в муках его творчества. Картины Михаила Александровича Врубеля имели отличительный, особенный стиль. Эти цвета – лишь обозначенье, символ того, что таит в себе житель гор И у Врубеля день еще светит на вершинах, но снизу ползет синий мрак ночи. И вправду, до того, как художник принялся за вторую работу – «Демон летящий», – он чувствовал себя великолепно и совершенствовал своё мастерство рисования.
Картина «Демон сидящий» —это результат соединения во временном континууме в полвека литературного образа, созданного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с зрительным образом, созданным не менее гениальным русским художником Михаилом Александровичем Врубелем. Благодаря этому он получал множество выгодных предложений по оформлению особняков. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. А вот складки плаща и фон хорошо проработаны. Его Демон остался верен своей натуре. Заболел Врубель в 1902 году.
Ясно одно: тематика, выбранная Врубелем, всегда остается актуальной. То есть иногда автор восхищался им, а иногда ненавидел. В эту работу был вовлечен широкий круг художников, но именно иллюстрации Врубеля к «Демону» явились наиболее точным отражением духа поэзии Михаила Юрьевича. Как следствие, у него обнаружили третичный сифилис. Я этого не знаю».
В апреле 1902 года Врубель попадает впсихиатрическую больницу. Он так четко их представлял и проникся их сущностью, что потихоньку терял самого себя. Прислушиваясь к шорохам ночного леса, журчанию ручья, шепоту листвы, он вбирает в себя все звуки и вибрации с тем, чтобы излить их в своих грустных незатейливых мелодиях. " (с). Это одни из самых любимых картин Художника. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Не нужно бояться своей уникальности. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Данные об ухудшении его здоровья подтвердились. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж. Здесь многие литераторы проводят параллель между Лермонтовым и Врубелем. Поэт Валерий Брюсов в своих воспоминаниях о встрече с больным Врубелем писал: «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь и что в наказание за то против его воли в его картинах оказываются непристойные сцены Несколько понизив голос, он добавил: «Это он (Дьявол) делает это с моими картинами. Блок однажды заметил: «Он (Врубель) оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи» И может не случайно о людях выдающихся способностей англичане предпочитают говорить: He has a genius — не он гений, а у него гений.
Закат дня в углу полотна можно трактовать как закат человечества, победу зла над добром. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. В этих работах можно увидеть роскошь, любовь, смерть, печаль и тленность. Рвал, зарисовывал сделанное иначинал все сначала. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник».
В отличие от первого творения, второй образ стал менее аллегоричным и менее детальным. Описание картины Врубеля «Демон» можно найти в различных источниках и значение изображения будет трактоваться также по-разному. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир. Врубель потрясает нас. Работами восхищаются, вдохновляются, а порой и просто не могут отвести глаз от такого совершенства.
Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена». 5 (17) марта 1856 года в семье строевого офицера появился на свет маленький Михаил Врубель. Чуть позже диагноз подтвердился.
В 1901 Врубель нарисовал впечатляющую картину «Демон поверженный». Пейзажи Врубеля достоверны и очень декоративны. Врубель говорил, что «вообще «Демона» не понимают – путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто «рогатый», дьявол – «клеветник», а «Демон» значит «душа». Анна Каренина, которая в порыве любви сжимает сына Сережу, – и та выглядит у Врубеля демонической женщиной, одержимой страстями.
Врубель потрясает нас. Он все мои картины исказил». Эта работа вызывала самые разнообразные эмоции у людей.
Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность. Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону. С самого детства Михаил любил рисовать и наслаждаться очаровательными пейзажами вокруг. Впервые увидел он своего Демона в Москве, где думал провести несколько дней (по пути из Казани в Киев), а остался в ней почти до конца своей жизни.
На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. Хрестоматийный пример – Ван Гог. Врубель писал, что демон – это состояние его души. Может вот таким образом в его взгляде столько безысходности и равнодушия к окружающему его миру. Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит.
Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать. С сотрудничеством с Саввой Мамонтовым связано второе путешествие художника в Италию в 1891 году, где он должен был выполнить его заказ на декорации к комедии Уильяма Шекспира «Винздорские насмешницы». И, наконец, появился последний, «Демон поверженный»— внем уже лишь злоба ихолод. Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову – жену своего заказчика. Как были оценены иллюстрации Михаила Александровича Врубеля. Иногда художник мог даже заплакать над полотном, настолько сильно он его чувствовал. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы».
В этой борьбе золота и синевы совершается обычное – побеждает то, что темнее так было и есть в искусстве, пока искусство одно. Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму. Мучило его то, что всему этому он совсем чужой». Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах абсолютно обнажена их хищная и безжалостная порода».
Тем не менее никого не может оставить равнодушным творчество это гениального русского художника. Он не следовал анатомической правильности. второго. Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона.
«Демон летящий» – отрицательный персонаж, который мешает людям проявить силу воли и оставаться на стороне добра, то есть быть справедливыми, честными, чистыми разумом и сердцем. Времена обострения психического расстройства сменяются ухудожника спокойными периодами. Слишком много физических и душевных сил отдал Михаил Врубель творчеству. Но, анализируя и углубляясь, начинаешь задумываться о том, что все происходящее связывается в единое мистическое полотно, в котором тяжело свести концы с концами и понять, что к чему привело. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался кэтому образу. Его возлюбленная была замужней дамой, вот таким образом ни о каких взаимных чувствах не было и речи.
Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Сильное, возвышенное вчеловеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим. Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Иллюстрация сделана на ватмане акварелью. Сложно представить, как с этим можно справиться. На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его.
Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Но все это в прошлом: «Давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта. » Демон у Врубеля — это олицетворение духа изгнания, он часто в своих описаниях и беседах с друзьями подчеркивал это и старался передать это состояние духа. Художник мечтал создать гениальные произведения и много работал.
Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей. К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье. Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. Отсюда неисчерпаемая бесконечная тоска его темнокудрого титана, ломающего руки. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги.
Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Современная психиатрия относит подобные случаи к «синдрому множественной личности» или «синдрому Кандинского-Клерамбо», но, вне христианской традиции, объснить их не может.
Важно, что Врубель точно понимал, кто такой демон. О том, как строил готические соборы, творил вместе с Рафаэлем и Микеланджело Интересно, что слова «гений» и «джинн» («огненный дух») схожи по звучанию и написанию. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Демон Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова. Вам откроется удивительный неземной мир «духа изгнанья», в котором, возможно, вы найдете ответы на многие земные вопросы.
Так началась их жизнь вместе. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Михаил Врубель – один из самых значительных русских художников рубежа XIX—XX веков. Из безответственного, ветреного мальчика он стал талантливым и сильным мужчиной. Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно. Известный широкой публике «Демон сидящий», который находится в Государственной Третьяковской галерее, появился в 1890 году.
Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Образ демона художник воплощал не только на холсте. Действие картины разворачивается на фоне заката. Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Пока это было просто «нечто демоническое» — полуобнаженная, крылатая, уныло-задумчивая фигура сидит, обхватив колени и смотрит на цветную поляну, с которой ей протягивают ветви, гнущиеся под цветами. Свобода, которую олицетворяет собой персонаж, выглядит слишком сжато.
Это дьявол делает смоими картинами. Он писал множество портретов, делал наброски, эскизы, начал работать над темой Демона. Врубель, в свою очередь, согласился и принялся писать иконы. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец, Александр Михайлович (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».
Творчество Врубеля часто связывают именно с 1880 годом. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. В некоторые дни он изображал его величественным, властным и непобедимым. В результате обследования было обнаружено, что нервная система художника нарушена.
Мужчины проводят время не лучше: еда, спаньё и карты». Демон для М. Врубеля был вещим сном о самом себе. Например, костюм Маргариты, почти в таком же одеянии он изобразил ее в панно «Фауст и Маргарита». Отметьте потустороннее выражение в глазах Демона (противоположность выражению на портрете Тургенева, который написал Перов, например), возможно символизирующее существования мира за пределами повседневного. Именно вот таким образом данные герои были запрещены. Самое главное, так сказать, суть картины заключается в ее смысле. Ряд из них основан на сказках и русских традиционных народных рассказах.
«Демон» Врубеля – это изображение настоящей трагедии, которая все же отрицает зло. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет. «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех её дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб часы досуга проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Во время завершения третей картины – «Демон поверженный» – Михаила Александровича переполняли разные чувства. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа.
Вот так, под вдохновением от поэмы Лермонтова появилась на свет картина «Демон». Знобит от его взгляда. И картина «Демон поверженный» писалась в какой-то степени в полемике с идеями Толстого, c мыслью о том, что искусство должно «иллюзионизировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами».
Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. Жесткие рамки ограничивали его творчество, не помогали создавать шедевры – так считал художник. А Демон — значит «душа» и «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе». Александр Блок писал о «Демоне поверженном»: «закат озолотил небывалые сине-лиловые горы.
Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери (Анна Григорьевна Басаргина-Врубель, дочери известного картографа, адмирала Г. Г. Басаргин) от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. 8. 1895 год стал исключительно важным для Врубеля. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» ипортрет поэта Брюсова. Христос и Демон — вот два образа, между которыми металась душа художника. Врубеля считали очень сложным человеком и художником.
Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. Художник множество картин выполнил в русской тематике, среди которых наиболее популярна «Царевна-Лебедь», написанная в 1900 году. Кроме того, он начал терять зрение.
Вскоре появились статьи, в которых профессиональные художники писали, что «Демон поверженный» «содержит то, что должно быть во всяком произведении истинного искусства». Ге: «Врубель объяснял, что в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже возвышенное в человеке что люди считают долгом повергать из-за христианских толстовских идей». Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы. Художник поставил тогда перед собой сложную и едва ли исполнимую задачу: изобразить средствами живописи то неуловимое и невидимое, что называется «настроением души».
Болезнь Михаила Александровича загадочна. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Ранние живописные изображения Демона неизвестны, так как были уничтожены самим автором. По задумке демон сидящий должен олицетворять титана. В этом странно-прекрасном волшебном саду, в озарении то ли земных, то ли космических лучей юный гигант, как у Лермон-това, похож «на вечер ясный: ни день, ни ночь, -- ни мрак, ни свет. ». Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Все странно в «Демоне сидящем», огромно и красиво, но какой-то беспокойной красотой: и лиловые сумрачные небеса и диковинные цветы-кристаллы и одинокая фигура печального Демона и сумеречная таинственность безбрежных миров.
В период (12 лет) пребывания в Москве им созданы самое большое количество шедевров его творчества. Все потому, что все художники, которые рисовали демонов, вскоре умирали. Затем он сделал карьеру на государственной службе, но продолжал увлекаться музыкой и живописью и дочерей своих, Екатерину Ивановну (Yekaterina Ivanovna Zabela) и Надежду Ивановну, воспитал в атмосфере искусства. Через три года изменений в положительную сторону не произошло, болезнь обострилась. Сложно сказать, что послужило тому причиной.
Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Обвинив в уродстве сына себя, Врубель стал меняться. Врубель крайне болезненно воспринял публикацию эссе Толстого «Что такое искусство. », в котором писатель подвергал сомнению понятие красоты, бывшее основополагающем для Врубеля, считавшего, что «истина – в красоте». После эйфорического подъема работы Врубель впадает втяжелую депрессию. Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник. Демон хоть и страшный, могущественный, но все равно выглядит красиво.
Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон. Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей. Задумываясь о своей судьбе, Врубель провидчески говорил друзьям, что его ждёт «ужасная будущность».
Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича. Он все мои картины исказил».
«Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня». Врубель был новатором, во многом опередившим свое время.
Эти рисунки Врубеля были отвергнуты большинством за мнимое неумение и непонимание поэта. В понимании Врубеля, Демон – не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «Демон» означает «душа». На ней можно увидеть стесненную фигуру демона, как будто зажатую между перекладинами рамы. Но в отличие от своего первого демона, второго художник так и оставил незавершенным. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Также потрясающими работами считаются такие произведения, как «Ангел с кадилом и свечой», «К ночи», «Пан» и множество портретов выдающихся личностей. Он пытался изобразить невозможное, стремился показать драматизм и конфликтность бытия. Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. В его доме в Москве в 1890 году художник пишет картину «Демон сидящий» (холст, масло 114х211 см).
Годы обучения в Академии, для Врубеля были счастливыми. Критики утверждали: «декадентское уродство». Из серии популярных работ, посвященных поэме Лермонтова, также выделяется картина «Демон поверженный». Но особенно волновал Врубеля образ Тамары в ее исполнении в «Демоне».
Эскиз создавался в 1890 году, а ровно через 12 месяцев работа была завершена. Расписывать Владимирский собор иКирилловскую церковь предложили многим художникам— Васнецову, Сурикову, Поленову, Репину. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Картина создана не из мазков, а как бы из кристаллов.
«Демон и Тамара» – это одна из иллюстраций к сборнику Лермонтова. И та «грязь», как называли люди работы талантливых личностей, сегодня именуется настоящим шедевром, который, кажется, ни кому не под силу повторить. Каждое утро художник приходил туда и исправлял детали своей работы.
Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Кажется, вся скорбь мира застыла в его опущенных на колени руках, сцепленных в бездействии ладонях, в его глазах из которых выкатилась одинокая тяжелая «нечеловеческая слеза». Все люди верят, что «играть с огнем», в данном случае с дьяволом, нельзя. Но большинство исследователей считает, что автор хотел передать грусть, тревогу, которая переплетается со скорбью и депрессией, тревогу за человечество и его дальнейшее существование. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти.
Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже. Он говорил, что «черт» по-гречески просто «рогатый», дьявол — «клеветник». Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Где находится это полотно сегодня. Картинка в его голове была расплывчатой и требовала доработки, вот таким образом в один прекрасный день он просто сел и начал экспериментировать, постоянно изменяя или поправляя свое творение. Это был многогранный человек, никогда не останавливавшийся на достигнутом.
Никто не знает, что стало причиной возобновления работы, но картина «Демон сидящий» была не последней. Врубель «Демон сидящий»— одна из лучших картин художника и наиболее известная миру искусства. Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. Оно и неудивительно. Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной.
К сожалению, «Демон» Врубеля не принес художнику ничего хорошего. Это страх за людей современных и будущих, которые не могут найти выход в жизни, где царят зло и ненависть. Снижение уровня его здоровья препятствовало тому, чтобы он продолжал свою работу в таких темпах, хоть он по прежнему продолжал писать картины, уже на более мистический лад, такие как «Жемчужина» (1904 год). Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем». Примерно тоже самое происходило с Врубелем.
Отметим, что герой также не является запуганным, потерянным мужчиной. И теперь он мог сотворить живую Маргариту. Слушательница выступления Забелы в харьковском спектакле говорила: «Надежда Ивановна была в таком виде, как она изображена в панно Врубеля «Фауст и Маргарита». Врубель сделал для нее много эскизов костюмов. Когда смотришь на портреты Врубеля – Надежды Забелы-Врубель (жены художника), поэта-символиста Валерия Брюсова, улавливаешь в лицах его моделей душевную двойственность и зыбкость Демона или античного Пана или Шестикрылого Серафима (у Врубеля есть картины с одноименным названием). И художник выбирает. Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным.
И они не были радостными. Некоторые говорят, что Врубель создавал пророческие картины. Герой должен созерцать происходящее. Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. Потом он начал поправляться, но после эйфорического подъема, которым сопровождалась работа над «Демоном», наступила долгая депрессия, состояние художника все время было угнетенным, подавленным, себя он считал теперь ни на что не годным.
Мой совет, посетите Третьяковскую галерею, пойдите специально к полотну М. Врубеля «Демон сидящий», постойте у него несколько минут. Он не следовал анатомической правильности. Потом тот же сюжет заказал и Мамонтов.
И художник выбирает второго. Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс. На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Автор долгое время улучшал свое творение, постоянно переделывая некоторые черты картины. «Верится, что Князь мира позировал ему, — говорил Александр Бенуа. — Эти сеансы были сплошным издевательством идразнением. Врубеля. А продавать свой талант за деньги Врубель не очень хотел.
Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. Демон, по Врубелю, «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе», он – «дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный». Все преподаватели видели лидерство и превосходство юноши над другими учениками.
Накануне смерти (1/14 апреля 1910 года) Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь— поедем в Академию». Врубель закончил ее к 1902 году и она стала последней в данной тематике. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску. Только в 1917 г. картина поступила в музей. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий». «Царевна-Лебедь». Удивительно то, что разница в их написании – девять лет. Он оформлял спектакли для Частной русской оперы и познакомился с Надеждой Забелой, которая стала его женой.
Его вывернутое изломанное тело— метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Фигура на картине еле очерчена. Врубель – мастер уникальный. У Врубеля он не царствен -- в нем больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Демон Врубеля написан в очень интересной технике. Комментарий врача-психиатра:«От счастья сходят с ума только в романах. Ночами он пересказывает жене истории о своих путешествиях в прошлое и будущее. А как переделать.
.