- Давайте еще раз внимательно посмотрим на репродукции картин Врубеля и попытаемся найти ответ на вопрос : почему же творчество именно этого художника дало импульс к созданию стихотворения «Незнакомка». Врубеле, чьи картины вдохновили Блока на создание Незнакомки. Незнакомка Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона но всякий делает то, что ему назначено. За призрачной Незнакомкой, за фантасмагорией Снежной Девы и Фаины, за всеми стихами его «второго тома» и его «Лирическими драмами» — разумеется, в глубине, на самом дальнем фоне — но все-таки неизменно — Врубель. Стихотворение «Незнакомка» было написано в Озёрках 24 апреля 1906 года Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона но всякий.
Герой, утративший душу и веру, предстает пред нами в разных обличиях: у А. Блока это Незнакомка, а у Врубеля – Демон. В 1910 А. Блок напишет: За призрачной Незнакомкой, за фантасмагорией Снежной Девы и Фаины, за всеми стихами второго тома и Лирическими драмами – разумеется, глубине, на самом дальнем фоне – но все-таки неизменно – Врубель. Учитель: Сам Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля: «Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо. В презентации представлена картина художника Врубеля Незнакомка, а также отрывки из стихотворения Блока.
Душевное состояние А. Блока выражено словесно в Незнакомке, а у Врубеля представлена наглядно – в цветовых сплавах его излюбленных синих и лиловых тонах.
Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.
Художественный универсализм творческой личности. В живописи XIX века к нему обращался И. Крамской (картина "Неизвестная", 1883 г. ), в XX веке художник И. Глазунов написал ряд полотен-иллюстраций к лирике А. Блока. Образ таинственной незнакомки не раз раскрывался в искусстве.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Поэт сводит к минимуму шипящие, отдавая предпочтение сонорным л, р, м. н. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Учился в Академии Художеств. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.
Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей. что человеческая душа на миг соприкоснулась с миром прекрасного. Это вот, эти копны сена. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. На рубеже веков, когда Врубель писал свое программное произведение – «образ сильного и возвышенного человека», ему было свойственно понимание искусства как средства пересоздания жизни. Городская суета помогает понять одухотворенность образа неизвестной. «Проклятую цветную легенду о Демоне создал Врубель, должно быть глубже всех среди нас постигший тайну лирики и потому – заблудившийся на глухих тропах безумия», — Врубель для него тоже лирик, в полном соответствии с приведенным выше определением. «Принцесса Грёза»— вечная мечта художников опрекрасном.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Мечта противопоставлена грубой действительности. Прочитаем стихотворение 1903 года «Фабрика».
Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. Образ этот символизирует раздвоенность сознания лирического героя. Грандиозность и поистине титаническое величие Врубеля проявилось в поразительной полифонии творчества, универсализме мастерства и оригинальности мышления.
Философские источники художественной антропологии. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Существует несколько версий о том, чей образ передаёт картина Незнакомка. На певца Прекрасной Дамы глянула пустота и он заметался в великом смущении, в поисках чего-то нового, достоверного. Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое лиловый — тревожное. В поэзию Блока входит тема город тема города, социальной несправедливости. Говорят, она была одной из лучших исполнительниц этой партии.
С одной стороны – реальность. Тогда он делал десятки разных набросков ичувствовал— не то. что человеческая душа на миг соприкоснулась с миром прекрасного. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Блок и говорит о том, что автор «Демона поверженного» пытался преодолеть разъединенность жизни и страсти в реальном своем существовании — посредством творчества.
Ищу своего лица. И жизни художника: «Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля «печать безумия и рока» (Блок)» «Биография художника превращается в применение, символ, миф, в исполнение некоторого предначертания, «миссии», то есть – в «житие».
Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Сюжет – встреча лирического героя с Незнакомкой в загородном ресторане. Отзыв другого критика — Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. Тогда же Бенуа и Дягилев приняли решение доказать публике вменяемость художника и организовали в ноябре 1902 года выставку тридцати шести его работ, в том числе всех трёх живописных «Демонов». Философско-эстетические воззрения В. Соловьева и В. Иванова.
В основу композиции положен принцип противопоставления – антитезы. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было.
Еще при жизни поэта оно стало легендой. В пьесе рассказана и предыстория Фаины. Блок будто просыпается от глубокого и сладкого сна, жизнь будит его безжалостно, а открывшаяся перед поэтом действительность не даёт снова погрузиться в сон, заставляет творца обратить на себя внимание и делать выводы. Это была Царевна-Лебедь русской поэзии, в н ей и русские детали (кокошник) и лирическая задушевность и мелодичность пушкинского образа. Воплощением соприкосновения с литературным символизмом стали «Демоны» Врубеля.
Но вернёмся к Демону. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Кто она: обычная посетительница загородного ресторана или «смутное видение» лирического героя. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года.
(Ученик. Картины Врубеля, посвященные «русскому сказочному роду» («Царевна Волхова», «Богатырь», «Тридцать три богатыря», «Пан», «Царевна-Лебедь» и др. ), написаны под «добрым влиянием» Н. А. Корсакова в голосе Забелы он услышал, наконец, отчетливо «интимную национальную ноту», «музыку цельного человека». Прообразом Фаины, героини блоковской «Песни Судьбы», несомненно была актриса Н. Н. Волохова. Из трагической речи на похоронах родилась статья «Памяти Врубеля». Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души.
Незнакомка оделась в траур, она "спустилась с небес на землю", утратила ореол святости, который характерен был для Прекрасной Дамы. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. В воссоздании «художественной картины мира» следует выявить сущность взаимосвязи различных видов искусств. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Театральный синтез.
Но никого не было там, только заливной луг, да чахлый кустарник, да ветер весенний». Женский голос: «Мужчины всегда дерутся». Еще тогда, вКиеве, в1885 году, когда Демон впервые начинает намечаться на холстах, Врубель верил, что его идол составит ему имя. «Прекрасная дама» раннего Блока была пронизана золотом и лазурью.
Русская оперная и концертно-камерная певица, обладательница прекрасного лирического колоратурного сопрано с особенно высокой тесситурой и невероятно чистым тембром. 4. Это был гимн любви, вечный вопрос, который он задавал себе. У его жены, Л. Д. Образу Родины он придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойную красу».
Врубель потрясает нас. Для Блока Он – первый лирик, а потому – «Человек» поэт объединяет себя с ним: «Умеющий услышать и, услыхав, погибающий, — он с нами. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Так стояла она всю ночь напролет и смотрела в далекую Русь, будто ждала кого-то. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц.
Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Пан по-гречески означает всепроникающий, вездесущий. Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание и выхода из этого тупика нет. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Ее он сближает с Демоном. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.
Искусствовед Н. М. В 5 часов утра бежал в мастерскую, как только открывались магазины, бежал за шампанским. сколько у нас красоты на Руси. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Женихом был — смотрел, был влюблен — смотрел. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует.
Прежде всего, отмечает В. Альфонсов, «сходство Врубеля и Блока отрывается в глубинах их творческого мироощущения». Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Часто говорили полунамеками, полусловами и понимали друг друга. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
Мы не ограничивались любовью к стихам и к чтению их, мы, так сказать, жили ими и в них. Это было время, тяжелое для поэта. Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы. Юная Фаина — это нестеровская «голубица»: «Высоко, над обрывом стояла статная девушка и смотрела далеко за реку. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине.
«Незнакомка» выступает из глубокого, синего и лилового, сумрака. Он навсегда остался той «тезой», с которой начался его творческий путь. Исследователь творчества А. Блока А. В. Терновский подчёркивал предельное различие звуковой и лексической материи первой части стихотворения (до появления Незнакомки) и второй, когда она медленно проходит «меж пьяными» : «В первой части перед нами умышленное нагромождение труднопроизносимых согласных (Например, «По вечерам над ресторанами, горячий воздух дик и глух-пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх). Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). В окне видна железная дорога. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти.
Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Отличие второй части от первой очевидно уже на уровне её звуковой инструментовки. Сохранились сведения, что Врубель против него возражал, предлагая просто расчистить фрески и оставить их в нетронутом виде, но на это не согласились: храм был действующий и полустертые фигуры святых могли бы смущать прихожан. Речь шла об Эмилии Праховой.
Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке.
(Ученик. Затем он сделал карьеру на государственной службе, но продолжал увлекаться музыкой и живописью и дочерей своих, Екатерину Ивановну (Yekaterina Ivanovna Zabela) и Надежду Ивановну, воспитал в атмосфере искусства. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Блок сблизил творчество Врубеля с тем этапом своего творческого пути, который он назвал «антитезой» изменением облика» : «Миры, которые были пронизаны его золотым светом, теряют пурпурный оттенок как сквозь прорванную плотину, врывается сине-лиловый мировой сумрак (лучшее изображение всех этих цветов – у Врубеля). Бледное лицо, запекшиеся, словно опаленные внутренним огнем, губы, горящие глаза с пронизывающим взглядом, с выражением нестерпимой муки.
Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Они бродили по городским окраинам, шли по набережным вдоль каналов, поднимались на тот мост, где явилась Незнакомка — падшая с неба «звезда Мария», проходили длинную заснеженную аллею, где скрывалась, уходя, Незнакомка, заглядывали в тот кабачок, что служит местом действия «первого видения» пьесы.
Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». «Вероятно, революция дохнула в меня и что-то раздробила внутри души, так что разлетелись кругом неровные осколки иногда, может быть, случайные», – писал Блок. — Всегда смотрю.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Лирика второго тома (1904—1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Блок повез его в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги.
Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Она подлинно монументальна. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. У его апостолов были живые прототипы. Возникает чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении.
Его вывернутое изломанное тело— метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Монах говорит, что увидел над домом Германа большие белые крылья и «подумал, что здесь — Фаина». Эта большая акварель поразительна. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Интересен факт, что называя количество голов Демона, Блок говорит о сорока: «переписывал голову Демона до сорока раз», — в другой речи, «О современном состоянии русского символизма», он утверждает ещё определённее: «Врубель видел сорок разных голов Демона, а в действительности их не счеть», — сорок в древнерусском языке было синонимом «много» дальше сорока не считали. Фаина — В лесах Печорского.
Взаимосвязь и взаимовлияние искусств: литература – музыка – живопись. «Царевна-Лебедь». Обезумевшая от горя Варвара покончила с собой. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем». Мир, рисуемый автором, отвратителен и страшен и своё утешение герой находит в вине («И влагой терпкой и таинственной, как я смирён и оглушён»). Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Конкретность и символ у него, как и у Блока, неразделимы. Основная тема – столкновение мечты и реальности. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. Символ веры Врубеля – «истина в красоте».
Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Конечно, Врубель писал не просто портрет. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». В начале 1906 года Блок написал «Незнакомку». На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.
Гнесин писал с огорчением: «Когда я однажды попал в театр на Садко с ее участием, я не мог не огорчиться какой-то ее незаметностью в спектакле. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Поэтический дебют А. Блока пришелся на годы первой русской революции (1905 – 1907 г. г. ). В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Поэт употребляет вышедшее из широкого употребления слово очи. Позже будущий его зять, Михаил Врубель, написал с него свое известное панно Богатырь. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. И все же он нетерпеливо ждал возвращения.
Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Любовь рисуется как обряд служения чему–то высшему.
Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Постепенно вызревает мысль, сформулированная Блоком позже: «Одно только делает человека человеком: знание о социальном неравенстве». Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Но как позже признается сам Блок, в ней была растерянность перед жизнью. Высказывание Врубеля о Демоне: «Демон – Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том Дух властный и величавый», — по всеобщему мнению искусствоведов, нельзя отнести к «Демону поверженному», но, кажется, Блок не был с ними согласен.
продолжение. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Не все из них согласились.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Эта тема определила образное содержание второй книги стихов. На полотне кинематографа тореадор дерется с соперником.
Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Противопоставлены две части стихотворения. Теперь же на фоне кирилловских холмов и колоссального купола синевы киевского неба появление этой контрастной, с светлыми волосами, одетой в черный бархат фигуры было более чем непонятным анахронизмом. Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».
Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». С этими пролетающими машинами и связано появление в окне Незнакомки.
Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Иллюстрации М. А. И в «сказке», которую сказывает Фаине древняя старуха, оно дано уже впрямую: «Как с далекого синего моря выплывала белая лебедка с девичьим ликом. В нем поднимался богоборческий бунт.
В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Прекрасная Незнакомка – явь это или видение, пришедшее из иных миров, - уже не имеет особого значения. М. Врубель пришел в искусство «будить ее (душу) от мелочей будничного величавыми образами» – в этом существо эстетической программы художника. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Блок всегда стремился сблизить, слить «мечту» и «существенность». После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Его стихи пронизаны ощущением наступившего перелома, рубежа. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Впрочем, в странности их отношений Волохова была повинна несравненно меньше, чем Блок. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Противопоставляются мечта и действительность.
В колорите Врубеля символизируется мироощущение художника, его мифотворчество, «сложное борение духа», чувство тайны и тревоги, разлитое в мире. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Рождается ощущение первозданности. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Первый момент поэтического самосознания Блока, его начало как большого русского поэта, мы ведем от «Стихов о Прекрасной Даме». Не все из них согласились.
что человеческая душа на миг соприкоснулась с миром прекрасного. «Бессменная тревога духа» Лермонтова была, несоменно, близка Блоку. Важно. Столь же высокую оценку пению и игре Забелы дал и Энгель: «Очень хороша была Марфа, сколько теплоты и трогательности было в ее голосе и в сценическом исполнении.
(Ученик. Его «Одиночество» или «На горах» годятся как иллюстрация к блоковскому рассказу о стоящей над обрывом тоскующей девушке с вещей душой. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки.
Все принялись со страстью разгадывать увлекательный ребус, чтобы установить незнакомку, вызвавшую такой резонанс в обществе. Мастер видит в ней настоящую царицу, которая возвышается над другими людьми. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец., наконец, его «Демон» – это символические иносказания художника-поэта, являющиеся отражением жизненно реальных переживаний.
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Прочитаем стихотворение. Скалы, цветы, фигура написаны по-особому, по-врубелевски: художник как бы рассекает форму на отдельные грани и создается впечатление, что мир соткан из глыб драгоценностей. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Письмо заканчивается сердечным признанием в любви к родине: «.
Стены там, действительно, были оклеены обоями, разрисованными кораблями с большими развевающимися флагами, а на прилавке водружена была бочка с гномом и надписью «Кружка-бокал». В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. На зрителей смотрит дерзкая женщина, в лице которой читается пресыщенность жизнью. В статье «О современном состоянии русского символизма».
Демонические мотивы. Тоской по родине наполнены послания из Венеции (1885) и сестре Анне и профессору истории искусств А. В. Прахову и товарищу В. Е. Савинскому. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся ангажемент в Харьковской опере, она пела партию Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст».
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Возвышенная тайна Прекрасной Дамы вытесняется тайной порочного города. Об этом говорил Блок в речи «Памяти Врубеля»». Он с успехом заканчивал университет, впервые поселился с женой отдельно от матери.
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. К «Демону» Врубель выполнил более 20 рисунков (считая варианты), но помещено было только 11: «Летящий Демон» – заставка (черная акварель), «Верблюды с ужасом глядели» (черная акварель), «Несется конь быстрее лани» (черная акварель, белила карандаш, первоначальный эскиз Домик Лермонтова), «Демон и Тамара» («Не плачь, дитя» черная акварель, белила), «Летящий Демон» – заставка (черная акварель местонахождение оригинала неизвестно), «Демон у стен монастыря» (черная акварель), «Демон и Тамара» («Люби меня. » черная акварель, белила), «Тамара в гробу» (черная акварель, белила), «Ангел с душой Тамары и Демон» (черная акварель), «Голова Демона на фоне гор» (черная акварель, белила), «Монастырь на Казбеке» (черная акварель). Врубель писал картины на темы pyc.
Маргарита и Фауст. При первом прочтении «Стихи о Прекрасной Даме» предстанут как собрание вполне самостоятельных, хотя и отличающихся удивительным единством эмоций и стиля лирических стихотворений, при втором — в них раскроется единое повествование, а каждое стихотворение окажется его частью, соотнесенной с целым и получающей от него глубинные смыслы». Имя Александра Блока – одно из самых магических и в то же время самых по – человечески притягательных имен в русской поэзии. сказок и опер Н. А. Стихотворение «Незнакомка» появилось на свет в 1906 году. Вот один из киевских отзывов: «Г-жа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, — она всецело завладела вниманием и расположением публики». Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.
«Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Реализм был не важен для него. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Так назвал Блок мир, в который он пришел в начале XX века.
"Пан" Врубеля скорее русский леший, в его образе художник выразил душу сумеречной северной природы, пытаясь уловить "интимнейшую национальную ноту". 5. Внешний облик ее, да и пение были для меня обаятельны по-прежнему и все же это была по сравнению с прежним как бы нежная и несколько тусклая акварель, лишь только напоминающая картину, написанную масляными красками. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Повторением союза «и» достигается ощущение безвыходности и замкнутого круга: «И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух», «И раздаётся детский плач», «И раздаётся женский визг». одновременно он использует повторы гласных.
В «Демоне» для Врубеля важно дать символ-метафору, которая могла бы выразить сложность мироощущения человека в реальном мире. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Так началась их жизнь вместе.
Как было его сохранить. Первая книга «Стихов о Прекрасной Даме» была признана выдающимся явлением искусства, так как выразила страстное стремление к утверждению красоты. 3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.
Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. Его стихи пронизаны ощущением наступившего перелома, рубежа. Не думаю, что обилие цитат из Блока случайно: он, хотя по-своему, очень тонко чувствовал Врубеля (иначе как объяснить то, что искусствоведы не могут найти более точного определения картинам, чем «лиловые миры» и пользуются блоковским), а, значит, связь между ними, несомненно, есть. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.
«Куда идешь ты. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Неизвестная барышня явно не принадлежала к высшему свету. В первом отрывке Блок говорит о неутолимой, «донжуанской» страсти, которая есть стремление к воплощению мечты. Такой же эффект достигается с помощью анафоры (стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого ряда) в третьей, пятой и седьмой строфах стихотворения («И каждый вечер»). Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве).
Я этого не знаю». Она затронута Врубелем в его письмах. 8.
Несомненно, художник Михаил Врубель стал ярчайшим и известнейшим живописцем, оставивший в искусстве русского авангарда очень яркий и неизгладимый след. И Врубеля и Блока волнует проблема «родина – художник – человек». Стихи о Прекрасной Даме – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний.
В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Творчеству Врубеля присущи основные качества стилистики символизма: преувеличение, метафоричность, недосказуемость, экспрессивность, романтическое сгущение чувства.
Но и «Демона поверженного» он характеризует словами Лермонтова: ««И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля». 2. Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа, который поначалу забавлял А. В. Прахова. Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку — оказывается, на картинах Врубеля: «Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо.
«Незнакомка. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. И «Микула Селянинович» – сила земли русской. Символ искусства – «вектор смысла», отсюда – многозначность художественного образа, сочетающего в себе нечто определенное, конечное и бесконечное.
Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Но искусство ещё «чудовищный и блистательный Ад», «именно в черном воздухе Ада находится художник, прозревающий иные миры. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Да ведь до них несколько верст.
Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Когда он познакомился сНадеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и«Микула Селянинович». С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Дописывал уже на выставке. Картин вообще: «Едва ли не любая его композиция и даже портрет – выражение «громадного личного мира художника», по словам Александра Блока» «Блок говорил о «борьбе золота и синевы» в картинах Врубеля». Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» – «дыша духами и туманами» «скука загородных дач» – «очарованная даль» «канавы» – «излучины» души.
Блок показывал своей спутнице места, где происходили события его пьесы «Незнакомка» (которую он тогда только что окончил и которую Мейерхольд предполагал поставить в театре Комиссаржевской). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем.
Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.
Пожалуй, одна из лучших «русских» картин Врубеля – «Царевна-Лебедь» – сказочно-символический образ, прекрасный и загадочный, которую особенно любил А. Блок. 1906 год – период стал для Блока временем удивительных познаний и открытий. 7. Демон низринут в ущелье среди скал. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович».
Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Известно, что никто не позировал Врубелю и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно. Михаил Александрович вневероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
Наконец привел на вокзал Озерковский. Как монахиня, была она в черном платке и только глаза сияли из-под платка. 2. Концепции человека.
Потом, говорят, он опять испортил его. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода Страшного мира все же остается любовь. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.
Философия искусства. (Ученик. Блок прямо сравнивает свою Фаину с героиней романа «На горах». Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля.
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Данный архаизм придает образу Незнакомки возвышенность. Жанр произведения – рассказ в стихах. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Художественная теория. Он восхищается своей героиней, ее аристократизмом, величественной осанкой, нежной кожей. В Академии он работал по двенадцать часов в день. С одной стороны – реальность.
Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. В это время им написана знаменитая «Незнакомка».
Врубеля к «Демону» по их философской глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди иллюстраций, создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени. И здесь же Блок вспоминает свою Фаину — заложенную в натуре ее исконную цельность, страсть, в которой готова она идти до конца («раскольница») и вместе ощущение невоплотимости ее страсти («демоническое»). В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Незнакомка — это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе.
с описанием Демона в «Памяти Врубеля», см. Гибель художника побудила Блока глубоко почувствовать эту близость. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Лексика этой части подчёркнуто «заземлена», оценки носят отрицательный характер («воздух дик и глух», «окриками пьяными», «пылью переулочной», «заламывая котелки», «скрипят уключины», «женский визг» и даже лунный диск «бессмысленно кривится». Поэт с неожиданной вершины глянул на мир и увидел, что, кроме Прекрасной Дамы, есть и «согнутые спины» («Фабрика») и ненавистные ему «сытые». Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому.
Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. «Демон» 1910-ого года с явными ссылками на поэму Лермонтова: «с мечтой о Тамаре», «ненужные складки чадры», «Пусть скачет жених – не доскачет» но есть своеобразные ссылки и на врубелевского «Демона поверженного»: «дымно-лиловые горы», «плети изломанных рук», «навеки без сил» (ср. Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. Стихотворение написано классическим стихотворным размером – четырёхстопным ямбом, рифмовка – перекрёстная.
Своими конкретными наблюдениями о художественном своеобразии «Стихов о Прекрасной Даме» подтвердите точность выводов известного исследователя творчества Блока Н. Г. Минца («Блок и русский символизм», 1980): «Эти стихи подразумевают множественное прочтение. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.
Реализм был не важен для него. Хотя бы — легенда». Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Уродства «страшного мира» показываются символически, здесь особую роль играет цвет. Многие искусствоведы считают, что художнику позировала его дочь. Расписывать Владимирский собор и Кирилловскую церковь предложили многим художникам – Васнецову, Сурикову, Поленову, Репину. Композиционно стихотворение состоит из двух частей.
Глаз и губ. Манера одеваться по последней моде, а также накрашенные губы и обильно насурьмленные брови указывают на то, что она, вероятней всего, являлась содержанкой какого-нибудь знатного господина. В колорите картины – контрасты.
Из небольшого венецианского окна видны шлагбаумы, на все это он указывал по стихам. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь и что в наказание за то, против его воли, в его картинах оказываются непристойные сцены. Сильное, грозное произведение.
«Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня». Перед революцией у Блока вышел первый сборник стихов. В народном, крестьянском мире ищет поэт воплощение Родины. 1.
Стихотворение «Незнакомка» появилось на свет в 1906 году. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать.
Менделеевой, начался роман с Андреем Белым, близким другом поэта. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Крамской показывает внутренний мир дамы, чувствующей себя незащищенной и страдающей от фальши людей.
Они должны быть одновременно осознаны и как художественно точное отображение вполне «земных реальных (даже имеющих прототипов) героев их взаимоотношений, переплетений страстных эмоций и т. д. и как символическое развертывание космически универсального мифа о путях земного воплощения души мира. Именно врубелевские цвета выражали для Блока целый период в развитии русского символизма. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Два этих мира для Блока несовместимы. Это был очень сложный период в личной жизни поэта. В ту снежную, вьюжную зиму они часто подолгу бродили по вечернему Петербургу и Блок знакомил Волохову со «своим», как он говорил, городом.
Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Важно. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Позднейшие исследователи Врубеля упрекали Блока в создании «романтического представления о «единственном», об одиноком и гениальном пришельце то ли из эпохи Возрождения, то ли из средних веков», однако цитировали его при описании картин: «Портрета Саввы Ивановича Мамонтова», «призванного изобразить сияние славы, поскольку в этом «сиянии» для художника – залог возможности одолеть «сумрак неминучий»» (цитата из блоковского «Возмездия»: «Над нами — сумрак неминучий / Иль ясность божьего лица») портретов вообще, в противопоставлении другим картинам: «Эта строгость цветового решения соответствует серьёзности отношения Врубеля к моделям, но так не похожа на «лиловые миры» (Блок) Врубеля в его картинах».
Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Сопоставление это проведено через всю пьесу. Незнакомка – это не салонный портрет, а сложное, хранящее интригу полотно. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Он не следовал анатомической правильности.
Мировоззрение эпохи. «Цветная легенда» Не считая набросков, у Врубеля есть три картины: «Демон сидящий», «Летящий Демон» и «Демон поверженный» — можно сказать, что они составляют сюжет одной легенды. Раз пришли и увидели совсем гениальное лицо. Пришла она – революция – одна из ипостасей Прекрасной Дамы, сменив привычные черты и смутив спокойствие поэта, который вступил в свой мир – уличный шум.
Каких-либо прямых «иллюстративных» повторений врубелевских образов в нем нет – поэтические представления рождаются ассоциативно, внушаются, будятся картиной, сиянием ее красок, атмосферой неясных пророчеств, предчувствия перемен. Весь его внутренний обиход, его «миры» связаны не только со словом, но и с цветом, с определенными явлениями живописи. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам.
В последнем разделе первой книги, в «Распутьях» (1902—1904), появляются новые темы, новые образы, непривычные для романтического ореола поэта. Тоже — раскольница с демоническим лицом. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Накануне смерти (1/14 апреля 1910 года) Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь— поедем в Академию».
Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление.
Определяют эти две позиции М. А. Врубель, с одной стороны и В. Э. Борисов-Мусатов и художники объединения «Голубая роза» – с другой. Прошение было удовлетворено. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. В нем нет примирения ив душе собираются силы для нового восстания. – Он рассказывает «легенду» о том, что в непрерывной череде переписывания головы Демона Врубель создал «голову неслыханной красоты», но художник «впоследствии уничтожил и переписал вновь – испортил, как говорится на языке легенды этот язык принуждает свидетельствовать, что то творение, которое мы видим теперь в Третьяковской галлерее, — есть лишь слабое воспоминание о том, что было создано в какой-то потерянный и схваченный памятью лишь одного человека миг», — слова, подтверждающие мнение искусствоведа через шестьдесят лет.
Во второй части появляется заглавная героиня — прекрасная незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Этим рассказом Германа и начинается пьеса. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Выбор темы для панно «Микула Селянинович» (для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, 1896) был по самой идее абсолютно последователен и должен был дать литературно-поэтическую основу для обобщенно-монументального живописного образа русского народа – «силы земли русской».
В это время поэт говорит о «растерзанной мечте». Смуглая прелестница словно дразнит зрителя чувственной красотой, а в глазах ее читается легкая грусть. Но Блоку «дороже то, что Венера найдена в мраморе, нежели то, что существует её статуя». «Царевна Греза», «Муза».
Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Барышня, царственно выглядящая на фоне заснеженного Петербурга, одета дорого и модно. И здесь видна прямая связь взглядов Врубеля с эстетикой русских символистов, утверждавших «пересоздание» жизни и человека как последнюю и главную цель культуры. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.
«Лирическая уединенность», «одиночество» Блока, в атмосфере которых создавались «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступают перед явлениями реальности. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).
Вернувшись из Венеции, Врубель метался. В письме к В. Е. Савинскому, одному из важнейших в эпистолярном наследии Врубеля, он рассуждает о серьезнейших проблемах искусства: о том, что «крылья художника – родная почва», что на чужбине можно только учиться, а не творить, о разнице между техникой и творчеством, о том, что последнее доступно лишь тому, кто способен не только видеть, но и чувствовать, что быть человеком важнее, чем художником. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж – безбрежные влажные луга извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца. Затем появляется больной инок — «точно ангел с поломанным крылом». Раз сорок Врубель рисовал голову демона. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее аллитерациями сонорных звуков —, и ассонансами,, : «девичий стАн, шелкАми схвАчен ный, в тумАнном движется окне», «и веЮт древними поверьями её УпрУгие шелка» подчеркивают воздушность, утонченность героини. И когда он вел свою спутницу по вечерним петербургским островам, он прежде всего хотел убедить ее именно в реальности и осязаемости своих фантастических вымыслов.
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Изобразительная сила поэта настолько велика, что уже не важно, привиделась ли «Незнакомка герою в пьяном забытьи». Все детали элегантного гардероба незнакомки художник прописывает с особой тщательностью.
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Незнакомка — это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. На певца Прекрасной Дамы глянула пустота и он заметался в великом смущении, в поисках чего-то нового, достоверного. Используя разнообразные средства выразительности, поэт выстраивает свое произведение на антитезе.
«. Стихотворение «Незнакомка» (1906) — один из шедевров русской лирики. Сумасшествие художника привлекло к нему внимание прессы. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется.
Если сравнить Незнакомку с портретом Софьи Крамской (Девушка с кошкой), то нельзя отрицать видимого сходства двух женщин. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. В распахнутом окне Герману открывается огромный мир и Герман видит уже не во сне, но наяву синий мглистый простор, подобный большому озеру, по которому плывет большая белая лебедь с сияющими перьями грудью прямо на закат.
Врубель, как немногие, ощущал «глубокие подземные толчки» своей эпохи, всем своим художественным существом предчувствуя «неслыханные перемены». Этот мотив наложил отпечаток на раннее творчество поэта, он господствует в «Стихах о Прекрасной Даме». «Пересоздание жизни» – главное направление культурологической программы эпохи. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Этот «демонический» колорит был навеян Блоку Врубелем. Незнакомка оделась в траур, она «спустилась с небес на землю», утратила ореол святости, который характерен был для Прекрасной Дамы.
Однако он не растерял связей с художниками и его дом в Киеве был почти таким же открытым для них, как дома Поленова и Мамонтова в Москве. Инок приносит весть о Фаине. Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств. Я страдал, акогда резал себя, страдания уменьшались». Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Критики утверждали: «декадентское уродство». Стихотворение "Незнакомка" написано Блоком 24 апреля 1906 г. в дачном поселке Озерки. 6.
Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. В начале 1906 года Блок написал «Незнакомку». Важно.
Общая концепция взаимосвязи и синтеза искусств. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю».
Известно, что Врубель иллюстрировал «Демона» Лермонтова и, возможно, его иллюстрации (1890-91гг. ) напомнили поэту о более раннем Демоне. Рвал, зарисовывал сделанное иначинал все сначала.
Это и есть предчувствие Фаины. События окружающей жизни вторгаются в сознание поэта как стихия, вступающая в конфликт с «несмутимой» душой Мира, как «антитеза», противостоящая «тезе». Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). На нём барышня одета в тёмное закрытое платье, волосы у неё собраны в высокую причёску.
Переменил мнение о Врубеле и А. Н. Бенуа, добавив в вёрстку своей «Истории русской живописи XIX века» эмоциональный пассаж об «истинной поэтичности» творчества Врубеля. Золотой меч погас, лиловые миры хлынули мне в сердце». Итак, Врубель в Киеве должен был руководить реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви, кроме того, написать на стенах ее несколько новых фигур и композиций взамен утраченных и еще написать образа для иконостаса. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Речь шла об Эмилии Праховой. Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля: «Передо мной возникло, наконец, то, что я называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо Незнакомка – это вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Их предвестие, предощущение, несомненно, живет в искусстве Врубеля, становясь напряженным к концу века, живет в нем то, что А. Белый назвал «предгрозовым томлением», А. Блок – «наплывом лиловых миров».
За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. «Вероятно, революция дохнула в меня и что-то раздробила внутри души, так что разлетелись кругом неровные осколки иногда, может быть, случайные», — писал Блок.
После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Что же представляет собой картина Незнакомка. Речь идет о той духовной действительности, которая в его «Незнакомке» выражена словесно, а у Врубеля представлена наглядно – в цветовых «сплавах» его излюбленных синих и лиловых тонов. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Род.
музей русского искусства, Киев). Больно, горько до слез. Вскоре произошла ее встреча с музыкой Римского-Корсакова. А. Блок, подобно Врубелю, вслушиваясь в «музыку цельного человека», смог услышать ее в национальной стихии. Недавним друзьям А. Блока предстояло долго догонять его, внезапно умудренного. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то.
Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий, порожденного ими «глухого мрака» – предпосылка всего творчества Блока. Спектакль Онегин прошел прекрасно». Впервые пела ее в Киеве, в Тифлисе выбрала эту партию для своего бенефиса, а в Харькове — для дебюта. Поезда часто проносятся мимо Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. Другой Демон, лермонтовский, тоже вызвал отклик у Блока.
Надежда Ивановна Забела-Врубель родилась 1 апреля 1868 годав Ковно (Kovno), нынешнем Каунасе, в семье старинного украинского рода. «Не знаю, поймете ли вы меня, я любил женщину, а она меня не любила, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Упоминаний о первых двух у Блока не встречается, кроме одной фразы и то сказанной о «поверженном», так что возможно только предположение, что речь идёт о «Демоне сидящем»: «У Падшего уже нет тела, — но оно было когда-то, чудовищно-прекрасное». Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. «. мне было все это видеть.
«Грубый чекан этих ударяющих, как молот кузнеца, строк был так непривычен под пером поэта «Прекрасной Дамы», — вспоминал впоследствии редактор журнала, где публиковались стихи из первой книги Блока. Он отразился не только в «Снежной маске», но в цикле «Фаина» и в драматической поэме «Песня Судьбы», героиня которой тоже носит имя Фаина. Ее отец, Иван Петрович, в юности сам неплохо рисовал и интересовался искусством. Было решено отправить его в Петербургский университет. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».
Прислушиваясь к шорохам ночного леса, журчанию ручья, шепоту листвы, он вбирает в себя все звуки и вибрации с тем, чтобы излить их в своих грустных незатейливых мелодиях. " (с). Это одни из самых любимых картин Художника. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
Во второй части появляется заглавная героиня — прекрасная незнакомка. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Александр Блок писал о «Демоне поверженном»: «закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Слушательница выступления Забелы в харьковском спектакле говорила: «Надежда Ивановна была в таком виде, как она изображена в панно Врубеля «Фауст и Маргарита».
Это в ней — врубелевское. Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Он не следовал анатомической правильности. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной».
Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Это было время, тяжелое для поэта.
После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Авторы статей в «Мире искусства» писали о нём в тоне подведения итогов, употребляя прошедшее время: «он был». Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Сожжены какие-то твердыни классицизма и романтизма и за вопросами о форме и содержании – тупой болью и последним отчаянием – вырастает «проклятый» вопрос, посещающий людей в черные дни: «к чему. », «зачем. ». Стиль как идеальная модель синтеза искусств.
Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Национальная стихия.
Стернин исследуя пути самоопределения символизма в России и касаясь философско-поэтической системы изобразительного символизма, подчеркивает, что «она, постоянно тяготела к двум противоположным позициям, к двум полюсам: к литературности образов и к столь же программной опоре на «внелитературные», точнее, внепредметные формы пластического языка и прежде всего на музыкально-ритмическую организацию картины и самозначимую – эмоциональную и семантическую – выразительность цвета». Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Венец «антитезы» для Блока – «Незнакомка». Наиболее характерны они для творческих направлений романтизма импрессионизма, символизма.
Но талант его был прозорливее, чем он сам. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. В контексте данной работы «взаимосвязь» понимается как процесс сближения и связи «родственных» видов искусств – живописи и литературы, на основе общности и специфики их образно-смысловых структур, которые могут оказывать в своей совокупности комплексное эстетическое воздействие и порождать эмоционально-художественные факторы человеческого восприятия сообщать восприятию чувственную целостность и эмоциональную насыщенность.
Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его. Сильное, возвышенное вчеловеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. (С одной стороны – реальность.
В апреле 1910 года, спустя несколько лет после похорон Врубеля, Блок написал матери: «Врубель мне близок жизненно». Он продолжает свою тяжбу сБогом, смиром, слюдьми. Об этом первом ее появлении на сцене Харьковского оперного театра 18 сентября 1896 года рассказала в своих воспоминаниях М. Дулова, тогда молодая певица: «Надежда Ивановна произвела на всех приятное впечатление: внешностью, костюмом, манерой держаться Уже репетиции Онегина сказали об удельном весе Татьяны — Забелы. Традиционно отзывы были недоброжелательными, например, в газете «Русский листок» в июне вышла статья «Душевнобольные декаденты», вызвавшая официальные опровержения.
выше). Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Итак, Врубель предчувствовал неотвратимость перелома в жизни России, «всю общественную психологию» времени.
Тяготение к символике, фантастическое восприятие мира составляет существо поэтики Врубеля. Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон. В 1906 художник ослеп.
Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля. Критики утверждали: «декадентское уродство». Речь идет о той духовной действительности, которая в его «Незнакомке» выражена словесно, а у Врубеля представлена наглядно — в цветовых «сплавах» его излюбленных синих и лиловых тонов. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Не счесть голов Демона, так как не счесть «миров искусства, абсолютно не похожих на этот мир, только страшно влияющих» художник (опять, как и в другой речи, художник в очень общем смысле слова Блок обьединяет Врубеля с Лермонтовым, Гоголем, Коммиссаржевской) должен выдерживать ветер из этих миров. Не вошли в издание Кушнерева следующие иллюстрации: «Демон, смотрящий на долину», «Пляска Тамары», «Несется конь быстрее лани», «Демон у стен монастыря», «Люби меня. » (второй и третий варианты), «Тамара в гробу» (второй вариант), «Голова Демона» (второй вариант), «Голова Тамары», «Летящий Демон». Может быть, в закладе.
Годы, о которых я рассказываю, были годами сильнейшего увлечения символизмом. Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Г. Ю. Панно было отвергнуто заказчиком.
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Отсюда настойчиво повторяющаяся тема ожидания будущих тревог и потрясений. В самом «Демоне поверженном» Блок не видит ни детски-капризного лица, ни «деформированного тела, ни искривленного рта, ни диких и бессильно грозящих глаз» для него Он – «юноша в забытьи «Скуки», будто обессилевший от каких-то мировых объятий сломанные руки, простертые крылья» с «ясностью печальных очей, дивным светом лика, павлиньим блеском крыльев» — контраст в описаниях поразителен и не может быть объяснен лишь потемнением красок на картине. Это дьявол делает с моими картинами.
И теперь он мог сотворить живую Маргариту. Речь идет о той духовной действительности, которая в его «Незнакомке» выражена словесно, а у Врубеля представлена наглядно – в цветовых «сплавах» его излюбленных синих и лиловых тонов. Поэт ненавидел цинизм и пошлость их нет в его стихах. (1906), необычайно выразительный. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. И «Микула Селянинович»— сила земли русской.
Врубель провел в Венеции около полугода. Этот странный, легкий и вместе мучительный роман длился почти два года. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
«Демон» 1916 года – своеобразный вариант концовки поэмы, показывающий нежелание Блока, чтобы его Демон был побежден. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Он все мои картины исказил».
Тех миров, которые видели они, мы не видим». «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывески.
Глубокое проникновение в поэзию М. Ю. Был внем большой талант, ав душе бушевали большие страсти. Своеобразным отражением мыслей и чувств поэта, его ответом на тяжёлую реальность становится произведение «Незнакомка» в нём с миром пошлости и обывательских буден граничит неумолимая тяга к любви и свету человеческих отношений.
На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. - Мы видим эволюцию женского образа в творчестве Блока. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим. Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери (Анна Григорьевна Басаргина-Врубель, дочери известного картографа, адмирала Г. Г. Басаргин) от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года.
Но этот мир – его единственное спасение и возможность оставаться самим собой. Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный терпкое вино очи синие бездонные) и метафоры (очи цветут души излучины пронзило вино). Образ нищих рабочих с их «измученными спинами» обобщен, как и образ противопоставленного ему зла: «Недвижный кто-то, черный кто-то / Людей считает в тишине». Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.
Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть искусительница, разрушительница. М. Ф. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Незнакомка – трансформированный образ Прекрасной Дамы. Казалось, ничего демонического вМихаиле Александровиче Врубеле не было. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску. Блок повез его в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам дачного поселка, Блок и своему приятелю и себе доказывал реальность собственных вымыслов. В это время поэт говорит о «растерзанной мечте». Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.
И когда гаснет золотой меч происходит смешение миров и в глухую полночь искусства художник сходит с ума и гибнет», — написано прямо о Врубеле (ср. : «его затопила ночь искусства, потом – ночь смерти» из «Памяти Врубеля»), хотя Блок имел в виду тогда художника вообще.
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы. Вместе с тем в поэтике Врубеля нет той туманной символики, мистики, как в живописи европейских символистов (Ф. Штука, О. Редона, А. Беклина). Стихотворение «Незнакомка» (1906)- один из шедевров русской лирики. А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Это один из его несомненных шедевров.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Образ лирического героя еще над происходящим: «Я слышу все с моей вершины». 3.
Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. в семье офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля. Вскоре появились статьи, в которых профессиональные художники писали, что «Демон поверженный» «содержит то, что должно быть во всяком произведении истинного искусства». Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Блок увидел за самим изображением что-то другое.
Поэт с неожиданной вершины глянул на мир и увидел, что, кроме Прекрасной Дамы, есть и «согнутые спины» («Фабрика») и ненавистные ему «сытые». Родина – это огромное, родное, дышащее существо». Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Автор прикасается к вечным вопросам, мучавшим человечество.
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Еще при жизни поэта оно стало легендой. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал лирического героя. Ее драма заключается в том, что она не может смириться с холодным расчетом общества. — Мы видим эволюцию женского образа в творчестве Блока.
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. «Взаимосвязь искусств» определяет связи (культурные, пространственные, пластические, колористические, семиотические и т. п. ) видов искусств. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Спутница Блока невольно видела окружающее его глазами: «даль земная» и в бесконечности пылали костры ночных фонарей. Но и не только это. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Особенно примечательна акварель Голова Демона. В живописном этюде нет недосказанности и неопределенности. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Брюсова.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец, Александр Михайлович (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).