Михаил Врубель картины: «Азраил», «Видение пророка Иезекииля», «После концерта», графический автопортрет, были написаны во время обострения болезни в 1905 году. Это незаконченная картина Михаила Врубеля, написанная в 1899 году и являющаяся частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Михаил Александрович Врубель картины которого занимают особое место в истории русского искусства XIX—XX века.
Михаил Врубель писал гениальные картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и являлся автором скандальных книжных иллюстраций. Если ничего не знать о Михаиле Врубеле, кроме его картин, можно вообразить его похожим на Демона.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Он критически относился к современному искусству. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи.
Его символизм имел ярко выраженную литературную основу: «Фауст» Гете, «Пророк» Пушкина, «Демон» Лермонтова, сказки «Тысячи и одной ночи» – вот неполный список произведений, определявших темы врубелевских картин. Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. Конечно, Врубель писал не просто портрет.
Из-за службы отца семья часто переезжала. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. К десятилетнему возрасту у Михаила проявлялись артистические способности, в том числе к рисованию, но театр и музыка занимали в его жизни не меньше места. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. всегда свой. ».
Несомненно, художник Михаил Врубель стал ярчайшим и известнейшим живописцем, оставивший в искусстве русского авангарда очень яркий и неизгладимый след. Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. И «Микула Селянинович» – сила земли русской. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил».
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано. Надежда играла роль сестры Гретель.
Об этом упоминал друг автора Константин Коровин, говоря о том, что Врубель брал идеи орнамента ниоткуда и «. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Он не следовал анатомической правильности. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Мучившие художника головные боли усиливаются. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах.
Он по несколько раз в день мог переделывать сюжет и работал над картиной, порой, по 20 часов в сутки. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы — везде он оказывался в своей стихии. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации.
Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники.
Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио.
Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове.
Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.
Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то.
Контуры фигур и предметов, то нервные, торопливые и угловатые, то плавные и умиротворенные выявляют не столько конкретную форму, сколько сущность явления и отношение к нему художника. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Не все из них согласились. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. В свое время он пытался занять позицию «над схваткой», отстраниться от социальных и политических проблем, уйти от действительности, замкнуться в очерченном им круге чувств и образов. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. О самом художнике ходили нехорошие слухи о его пристрастии к спиртному, транжирству, случайных заработках. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений.
Федорова. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах.
В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Художник осознанно проведет несколько часов, стоя перед открытой форточкой, вдыхая морозный воздух, что обернется воспалением легких. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Врубель шел к этой мечте, но, осознав несбыточность ее в этой жизни, неосуществимость своих идеалов, он на крутом повороте оборвался в пропасть — «Демон поверженный» русского искусства. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества.
Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Работа не привела к улучшению.
Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента.
А глаза были материнские – карие. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени почили на каждом из них. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И. Прошение было удовлетворено157.
«Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Все иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета и одновременно позволяла показать диапазон фактурных изысканий художника. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.
Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Форма не срисовывается, а конструируется путем последовательного выявления планов, первоначально самых общих, крупных, затем все более мелких, которыми она словно бы «гранится». Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Экспрессивно-драматичны и портреты (К.
Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Из мрака этого Ада выводит художник свои образы». В эти годы он вновь писал демонов. Реализм был не важен для него.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию.
Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».
В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Врубель жениться на Е. Х.
В клинике Сербского наметилось улучшение, хотя свидания с ним были запрещены, но он начал писать жене, в основном, в самоуничижительном тоне. Критики утверждали: «декадентское уродство». Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Он «изменил» любимому раньше учителю Илье Ефимовичу Репину, яркому представителю передвижнического реализма и предпочел ему скромного академического преподавателя Павла Петровича Чистякова.
Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Сложность положения Врубеля заключалась в том, что символизм в России развивался в то самое время, когда формировалось и крепло непосредственное восприятие натуры. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный».
Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос.
Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил).
Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки.
Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Сквозь безумие проглянул гений». По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Омск. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.
О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Кирилле», «Св.
Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Направление творческих поисков Врубеля в 1890-е годы во многом определяется близостью к Абрамцевскому кружку художников с его девизом «Истина в красоте», стремлением организовать собственный быт по законам христианской морали, красоты и искусства, культом национального. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
Манера Врубеля – это некий кристаллический рисунок, который мерцает тонами «сине-лилового мирового сумрака». Из Италии он вернулся, обуреваемый идеей писать пейзажи по фотографиям, результатом стал единичный заработок в 50 рублей85. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве.
Искусство Врубеля трудно ограничить четкими рамками какого-либо одного направления. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы».
Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Каждому, кто бывал в Третьяковской галерее в Москве, наверное, запомнился «Демон» Врубеля.
Сильное, грозное произведение. Местами рисунок подцвечен, местами— нет, филигранно нарисованный узор кифары соседствует с бегло набросанными очертаниями кресла. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Сразу выражение его лица изменилось. Более того иконописные дерзания вызвали недоумение у Адриана Викторовича и в 1889 году он отстранил художника от работы.
Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека.
И все же вспомним слова А. Блока: «В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное». В 1898 году Врубель отправился на Украину. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Через несколько дней он полностью ослеп155. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук).
На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. В этом явно проявлялось влияние П. Чистякова, который полагал, что подчинение техники искусства идее— коренное духовное свойство русского творчества27. 17 марта 1856. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. В 5 лет Михаил начал рисовать. Учился в Академии Художеств. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни.
Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Эта картина была задумана ещё в Киеве. В 1906 художник ослеп.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь.
Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
Именно здесь он написал одни из самых известных своих работ: Египтянка, Купава, Мизгирь, Волхова и т. д. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Первое впечатление: сумасшедший. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Пан подобен лукавому лешему.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными».
Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Одесса, Астрахань, Петербург, Саратов – вот небольшая география перемещений будущего художника.
Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон.
Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Но он не мог целиком разделять их поиски «отрадного» в реальной действительности.
Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. форма, которая создана природой вовек. ». Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Поиск своего пути в искусстве Михаил Александрович Врубель начал в Академии художеств.
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. А. М. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.
Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Представители рода Врубелей (от польск. Вессель.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Вся цветовая композиция приведена в единство. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Цинковые доски для икон Врубелю доставили из Киева, но художнику долго не удавалось отработать технологию и краска не держалась на металле. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его».
Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Синими искрами загораются стекла пенсне. Это был Петербург 1896 года.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. «При всей страсти к событиям, — писал о нем А. Блок, — в мире ему не хватало событий и события перенеслись во внутренний мир, — судьба современного художника. »126.
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. На следующий год Врубели переехали в Саратов и Михаилу наняли учителя рисования из Саратовской гимназии А. С. Година. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий».
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Он перекликается с опустошённостью души. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Его вид совсем не вызывает страха.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Фон только на этой картине реалистичен. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Свадебное торжество проходило в Женеве. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. К началу 1890-х годов Врубель выработал свою неповторимую художественную манеру. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Поразительна пластическая лепка лица и рук.
Это дьявол делает с моими картинами. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Художник написал эту картину в 1890 г., выразив в ней всю программу своего творчества. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Тогда он переехал в Москву.
Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. Данный сюжет отсутствует в Евангелии и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. Он огромен, его фигура будто вырублена из камня. Речь шла об Эмилии Праховой.
Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Большое влияние на творчество и мировоззрение русского художника постимпрессиониста оказали прерафаэлиты, художники итальянского Возрождения, а также писатели Вильям Шекспир, Гёте, Лермонтов и другие. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Его Демон остался верен своей натуре. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.
Савву похоронили на Байковой горе. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику.
Мамонтова (оба – 1897). В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Главное завоевание Чистякова – методика «объемного рисунка». На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Афанасий» и «Христос Спаситель». И свою картину художник сначала назвал Сатир. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Сидящий демон — словно исполин. Она поражает разнообразием этнического состава. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным».
В 1884 году Врубель уходит из Академии. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. Врубель винит в беде себя.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Мать художника, Анна Григорьевна Басаргина, родственница известного декабриста, родила четырёх детей и умерла, когда Мише было четыре года.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Работу организовали так: по утрам художник рисовал Брюсова, после обеда академик Серов рисовал академика Врубеля154.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Художник прекрасно построил композицию картины — фигура кажется устойчивой глыбой. Особенное влияние на Врубеля оказала живопись венецианского Возрождения.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Михаила Врубеля пригласили реставрировать Кирилловскую церковь (12 век), где в некоторых случаях он должен был исполнить абсолютно новые композиции (например, «Сошествие Святого Духа») именно в это время художник написал икону «Богоматерь с младенцем».
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Он все мои картины исказил». В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал.
Данная манера полностью сформировалась в киевские годы, в русле церковного искусства. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. Произведение удалось.
Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Арцыбушева и С. И.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Меня и Серова поражало это. ». После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа».
Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.
Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Удивительна наследственность Врубеля. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.