Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Удивительна наследственность Врубеля. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля».
Вессель. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио. Художник явил миру множество уникальных картин, создав целое направление в живописи. Манера Врубеля – это некий кристаллический рисунок, который мерцает тонами «сине-лилового мирового сумрака».
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки.
Он перекликается с опустошённостью души. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. На беду, под рукой был единственный и уже проданный холст «Моление о чаше», на котором художник и творил до поздней ночи, зарисовав всю картину образами красавицы-наездницы. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Зрители часами простаивали у его холстов, удивляясь его образам и размышляя о жизни. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.
Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. После окончания академии Михаилу повезло. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Работы, написанные Врубелем во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Это традиционный реалистический портрет, герой которого не позирует, а наоборот, находится в состоянии задумчивости, в удобной позе, в комфортной и привычной для него обстановке. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Сильное, грозное произведение.
Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Однако художник не смог сдержать свое обещание. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Однажды такое обещание он дал коллекционеру И. Терещенко по поводу завершенной картины «Моление о чаше».
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Оценить картину Врубеля без опыта оценки и необходимого оборудования можно лишь условно.
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста.
Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. О популярности работ Врубеля можно судить и по похищенным полотнам.
О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Кирилле», «Св. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Мамонтова (оба – 1897). По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Вся цветовая композиция приведена в единство. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.
Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Поразительна пластическая лепка лица и рук. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин).
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов).
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». Как мы видим, старец не совсем обычный.
В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Учился в Академии Художеств.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Яркий представитель художественной элиты рубежа XIX–XX веков Михаил Врубель был уверен, что творчество подобно направляющему человека магическому кристаллу, который в зависимости от личных устремлений и пристрастий может привести заблудшего в лабиринтах искусства путника либо в рай, либо в ад.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Данный сюжет отсутствует в Евангелии и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни.
Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Баркова: «Портрет прекрасен не только глубокой психологической характеристикой личности человека, но и своими живописными достоинствами. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Омск. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Эдуардс вместе с К. Костанди пытался в тот период реформировать Одесскую художественную школу и решил привлечь к своим целям и Врубеля. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. 17 марта 1856. Синими искрами загораются стекла пенсне.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Однако слава пришла сквозь волну острой критики и непонимания. Он критически относился к современному искусству.
Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. При этом больше всего его занимало естествознание, которым его увлёк в Саратове учитель Н. А. Песков— политический ссыльный.
Из-за службы отца семья часто переезжала. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. В результате долгих усилий картину вновь вернули в Армению. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца.
В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи.
Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. Долгие годы жизни он провел в психиатрических больницах.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Мы рекомендуем вам обратиться в петербургский Центр научной экспертизы им. Михаила Врубеля пригласили реставрировать Кирилловскую церковь (12 век), где в некоторых случаях он должен был исполнить абсолютно новые композиции (например, «Сошествие Святого Духа») именно в это время художник написал икону «Богоматерь с младенцем». Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». В эти годы он вновь писал демонов.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Декорации и костюмы были заказаны К. Коровину, но он заболел и его заказ переходил Врубелю. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887).
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Мелисинда прилетает к нему как видение божественной Красоты в прозрачном жемчужно-розовом платье, с распушенными длинными волосами.
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. За свои высказывания Врубель получил славу высокомерного человека, хотя выглядел скромным и стеснительным. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Тщательное расследование ни к чему не привело и 22 года о картине не слышали.
Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью. Возникла даже идея работать втроём— Врубелю, Коровину и В. Серову, — однако отношения с последним не сложились. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. В этом случае вы рискуете продать его произведение по сильно заниженной цене, а то и вовсе иметь дело с подделкой.
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Их изумлял сюжет «Демона сидящего» и «Демона поверженного», они обсуждали загадочную «Царевну-Лебедь», с восхищением рассматривали детали «Сирени» и «Жемчужины» и других известных картин автора. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать.
Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Икона была создана в 1884—1885 годах для оформления одноярусного мраморного иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Обсуждали они проблемы сохранения живописи в условиях повышенной влажности и дискутировали о преимуществе письма маслом по цинку, а не по холсту.
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Герой портрета – человек новой формации, новой промышленно развивающейся России, страны, в которой начинают цениться не только благородство происхождения, но и ум, талант и активная гражданская позиция. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. С одной стороны, речь шла о возрождении традиционных русских ремёсел, с другой стороны, машинная фабрикация противоречила программному принципу модерна— уникальности76. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
Представители рода Врубелей (от польск. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу— совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в Сказке о царе Салтане»122. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
Прошение было удовлетворено157. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой.
Местами рисунок подцвечен, местами— нет, филигранно нарисованный узор кифары соседствует с бегло набросанными очертаниями кресла. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. После назначения препаратов ртути и успокоительных поведение его стало предсказуемым, к Михаилу Александровичу стали допускать посетителей, в том числе фон Мекка и П. П. Кончаловского. Особенное влияние на Врубеля оказала живопись венецианского Возрождения. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей и детство болезненного мальчика было счастливым. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Эта картина была задумана ещё в Киеве.
Данная манера полностью сформировалась в киевские годы, в русле церковного искусства. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий. » имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве». Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Сведомские безоговорочно признавали творческое превосходство Врубеля и не только приютили его у себя дома, но и делились заказами82.
Работу организовали так: по утрам художник рисовал Брюсова, после обеда академик Серов рисовал академика Врубеля154. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Он не прочь поиграть с заблудившимися путниками, но выйти из своих владений он всегда поможет. Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель.
Вероятно, самой инновационной и необычной фигурой в русском искусстве конца 19-го века, а также одним из лучших современных художников и дизайнеров в Европе. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление.
К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Врубель жениться на Е. Х. Его вид совсем не вызывает страха. Так, в 1995 году из Музея русского искусства в Ереване таинственно исчезла картина художника «Ангел с душой Тамары и Демон». Она поражает разнообразием этнического состава.
А. М. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Когда она спрашивала, не надоело ли ему, он отвечал: «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море.
Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
Врачи констатировали, что он болен как человек, но как художник абсолютно здоров. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления.
Высшее образование М. Врубель получил в Петербургском университете, а после окончания поступил в Академию художеств. За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Савву похоронили на Байковой горе. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки».
Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
Однако в 2017 году работа была обнаружена уже в России российскими спецслужбами. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.
Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Постоянные перегрузки, общественная критика и семейная трагедия (сын родился с дефектом, а затем умер в возрасте двух лет), привели к тому, что психическое здоровье художника пошатнулось. В 1906 художник ослеп.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Через несколько дней он полностью ослеп155.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете.
Пан подобен лукавому лешему. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Работа не привела к улучшению. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В 1884 году Врубель уходит из Академии. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Фон только на этой картине реалистичен. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Федорова. В 1910 году художник скончался после многих лет страданий. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Пан согнулся от старости и устал от жизни.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Афанасий» и «Христос Спаситель». В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. С самого рождения мальчик болел и через два года умер.
Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Врубель целыми днями работал с большим напряжением.
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.
Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Вот таким образом и в годы болезни Врубель продолжал творить, пока полностью не потерял зрение.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Забела с беспокойством писала Анне Врубель, что Михаил почти не спит и его вновь не удовлетворяет лицо, которое он бесконечно переписывал. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Свадебное торжество проходило в Женеве. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Полотна отвезли в Нижний Новгород как раз к визиту императорской четы, назначенному на 15—17 июля. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Произведение удалось. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи — как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). В 5 лет Михаил начал рисовать. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни.
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру.
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств— учениками П. П. Чистякова. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». А глаза были материнские – карие.
Тогда он переехал в Москву.
Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях.
В качестве декораций художник выбрал российский лес. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником). Картина посвященная персонажу оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по роману Пушкина). Арцыбушева и С. И. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.
Отец художника Александр Михайлович – в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, военный юрист. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». С точки зрения П. Ю. Климова, уже во врубелевских эскизах киевского периода была заложена программа модерна и имелись все его признаки: стилизация как главный принцип интерпретации формы, стремление к синтезу, акцентирование роли силуэта, холодная цветовая гамма, символизм настроения173. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.