Над картиной Демон сидящий Врубель работал в доме Саввы Мамонтова. Сюжет этой картины был создан Врубелем после того, как он прочел «Демона» Лермонтова. Картину «Демон поверженный» Врубель изобразил в уникальном стиле: с применением кристаллических граней, плоских мазков, которые были выполнены мастихином. Врубель мой любимый художник, а Демон – любимая картина. Когда картина «Демон поверженный» была уже написана, Врубель продолжал работать над ней, словно зачарованный.
Автор картины Демон сидящий – М. А. Врубель – был личностью неординарной.
» Мозаика каменных цветов, окружающая его, заставляет верить в его неземную сущность. Для Врубеля он – могучий творческий дух, посредник между людьми и богами. Творчество Врубеля часто связывают именно с 1880 годом. 8. 1895 год стал исключительно важным для Врубеля.
Юноша изображенный на картине, принял задумчивую позу. величавый» и олицетворяет вечную борьбу мятущегося человеческого духа. Это дьявол делает с моими картинами.
Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Врачи разрешили Врубелю уехать в Петербург, быть с семьёй, ему уже не требовалось лечение. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую.
Врубель преподал урок всему современному поколению. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Художник даже признавался близким, что демон являлся ему вживую. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь.
Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Тогда же Бенуа и Дягилев приняли решение доказать публике вменяемость художника и организовали в ноябре 1902 года выставку тридцати шести его работ, в том числе всех трёх живописных «Демонов».
Он создал образ смятенного духа, который не в силах вырваться. Именно вот таким образом данные герои были запрещены. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Все прежние творческие замыслы вдруг увяли. Я страдал, акогда резал себя, страдания уменьшались». Самое главное, так сказать, суть картины заключается в ее смысле.
Он все мои картины исказил». Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Автор вел себя очень странно в эти годы.
На ней также был изображен главный герой, но уже с крыльями. Плачевные результаты этого становятся заметны в 1902 году (в 46 лет), когда у художника явно проявляются признаки психического и душевного расстройства. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Первыми акварелями, которые покорили всю Академию, стали «Пирующую римляне» и «Введение во храм».
Все странно в «Демоне сидящем», огромно и красиво, но какой-то беспокойной красотой: и лиловые сумрачные небеса и диковинные цветы-кристаллы и одинокая фигура печального Демона и сумеречная таинственность безбрежных миров. Удивительно то, что разница в их написании – девять лет. Сложно представить, как с этим можно справиться. Его, по мнению живописца, напрасно не разграничивают с чертом и сатаной, не углубляются в происхождение названия.
Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Художник множество картин выполнил в русской тематике, среди которых наиболее популярна «Царевна-Лебедь», написанная в 1900 году. Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть. На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана. Михаил Врубель обожал работы Лермонтова, а также духовный мир и жизнь своего кумира. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его.
Демон хоть и страшный, могущественный, но все равно выглядит красиво. Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир. Его напряжение выдают крепко сжатые кисти.
Например избыток роскоши на картине «Девочка на фоне персидского ковра», стала символом непостоянства, печали и неизбежности конца. Врубель для поэмы написал 30 акварельных иллюстраций, среди которых «Демон сидящий». Им восхищались художники Валентин Серов и Константин Коровин, Илья Репин. И «Микула Селянинович» – сила земли русской. Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий».
32. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб часы досуга проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Его вывернутое изломанное тело— метафора пережитых внутренних мучений, борений духа.
Когда ему исполнилось восемнадцать лет, его отец решил, что молодой человек должен поступить на юридический факультет в университет Санкт-Петербурга. Все, что приходило ему в голову, вскоре появлялось на холсте. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева.
На лице мальчика выделялись синие и невероятно огромные глаза. После обычных приветствий он спросил меня: Это Вас я должен писать. Все его интересы были за пределами университетских стен. Сначала, обнаружив недуг, его отправили в клинику Свавей-Могилевича, затем перевезли в больницу Сербского, чуть позже направили к Усольцеву.
Возможно, Врубеля разочаровала тема, возможно, в процессе воплощения замысла в жизнь вдохновение покинуло художника. Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена». М. Ф. Конечно же, его мощь укрощена, сжата. Демон изображен на холсте довольно четко, но в то же время размыто.
Интересен ли сюжет художник и безумие, Врубель и расстройство психики. В отличие от первого творения, второй образ стал менее аллегоричным и менее детальным. Он очень надеется, что вМоскве унего все сложится по-другому. второго.
Болезнь Михаила Александровича загадочна. Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. Левая часть картины пуста и создает противовес всему земному.
Это видно на рисунке по мускулам, осанке и выражению лица героя. Речь шла об Эмилии Праховой. Вот так, под вдохновением от поэмы Лермонтова появилась на свет картина «Демон».
Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать. Но особенно волновал Врубеля образ Тамары в ее исполнении в «Демоне». Отметим, что герой также не является запуганным, потерянным мужчиной. В целом картина «Демон» Врубеля наполнена золотистыми, красными, лилово-синими тонами, которые придают ей абсолютно разный вид при разном освещении. Автор долгое время улучшал свое творение, постоянно переделывая некоторые черты картины.
В его позе художник выражает неготовность к движению, а, скорее, его невозможность. В качестве фона автор взял горную местность, которая изображена в алом закате. За ней последовала новая работа. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон.
Подытоживая, отметим, что «Демон» Врубеля – это не что иное, как борьба между двумя силами: света и тьмы. К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье. В его доме в Москве в 1890 году художник пишет картину «Демон сидящий» (холст, масло 114х211 см).
То есть иногда автор восхищался им, а иногда ненавидел. Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Врубель закончил ее к 1902 году и она стала последней в данной тематике. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. В клинике доктора Бари художник провел последние годы своей жизни.
Но ведь на проблему можно взглянуть и под другим углом. Его оголенный торс смотрится очень внушительно. Ее душу спасли ангелы, а ему было суждено провести всю вечность в одиночестве. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен.
Он искал того, чего не было, стремился передать читателю то, чего сам до конца не знал. Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Из серии популярных работ, посвященных поэме Лермонтова, также выделяется картина «Демон поверженный». Иллюстрации М. А. Картины М. А. Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке вНижнем Новгороде.
23. В период (12 лет) пребывания в Москве им созданы самое большое количество шедевров его творчества. Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Демон. Обратите также внимание на фон, который заполнен символическими изображениями огненно-красного заката (огонь часто символизирует конец света) и загадочными, нереалистическими цветами. Он дал на своих полотнах пристанище демонам, а быть может, это демоны захватили его. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Его картины поражают своей глубиной и неповторимостью умелым сочетанием красок и фона.
Как следствие, у него обнаружили третичный сифилис. Тем не менее после их смерти все кардинально изменилось. Врубель писал, что демон – это состояние его души. Сразу выражение его лица изменилось. Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. Однажды он сообщил, что Демон явился ему во сне и потребовал, чтобы полотно было названо «ikone» (икона).
Недолго работал в главном военно-судном управлении. Традиционно отзывы были недоброжелательными, например, в газете «Русский листок» в июне вышла статья «Душевнобольные декаденты», вызвавшая официальные опровержения. Хрестоматийный пример – Ван Гог. К их числу относят картины «Гамлет и Офелия», «Девочка на фоне персидского ковра», «Гадалка», «Богатырь», «Микула Селянинович», «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь», а также многие другие. Впервые увидел он своего Демона в Москве, где думал провести несколько дней (по пути из Казани в Киев), а остался в ней почти до конца своей жизни. Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном. Демон высосал у своей жертвы все силы, опустошил душу и погрузил разум во тьму безумия.
Помимо работ, связанных с поэмой Лермонтова «Демон», художник представил миру другие шедевры искусства. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. Врубель «Демон сидящий»— одна из лучших картин художника и наиболее известная миру искусства. Врубеля отвезли в психиатрическую клинику и уверили его родственников, что он находится в состоянии маниакального возбуждения. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах.
Искусство было дыханием и мышлением Врубеля. Ясно одно: тематика, выбранная Врубелем, всегда остается актуальной. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Он сидит, обхватив ноги руками и смотрит вдаль. Художник страдал от психологического расстройства и вот таким образом постепенно терял зрение.
В этих работах можно увидеть роскошь, любовь, смерть, печаль и тленность. Эта работа вызывала самые разнообразные эмоции у людей. Она так смотрит на ребенка, что начинаешь за него волноваться. «Летящий демон» – картина Врубеля, которая появилась через 9 лет после первого полотна, заслужившего всемирное признание.
В последние годы жизни эта тема стала главной в его творчестве. Врубель стал значимой фигурой в мире русского искусства в 1890 году, когда он создал свои наиболее известные картины, одна из которых «Демон сидящий». А продавать свой талант за деньги Врубель не очень хотел. Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Описание картины Врубеля «Демон» можно найти в различных источниках и значение изображения будет трактоваться также по-разному.
Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. Сумасшествие художника привлекло к нему внимание прессы. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Но это весьма спорно, так как эта работа привлекла и значительную похвалу.
Врубель, говорят, специально нарисовал картину на узком холсте. Но в отличие от своего первого демона, второго художник так и оставил незавершенным. На картине Врубеля «Демон летящий» изображена гористая местность и посередине фигура героя. Лермонтов писал в течение десяти лет с 1829 года по 1839 год, работа над образом демона художником длилась 12 лет. Врубель Михаил Александрович «Демон сидящий»начал писать в 1890 году и ее увидел свет в 1891 году, картину «Демон летящий» он написал в 1899 году, картину «Демон поверженный» закончил в 1902 году. Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей.
Чуть позже диагноз подтвердился. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие.
Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. Его картины были вдохновляющими, чувственными, неповторимыми. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. «Демон летящий» – отрицательный персонаж, который мешает людям проявить силу воли и оставаться на стороне добра, то есть быть справедливыми, честными, чистыми разумом и сердцем. Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы.
Там же, где и находилось два столетия назад – в Третьяковской галерее. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Оно и неудивительно. Художник сравнивал мятежный дух со страдающим человеком, не находящим себе места в этом мире. Картины Михаила Александровича Врубеля имели отличительный, особенный стиль.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. На волне своего успеха художник решил вернуться к теме, больше всего его интересовавшей. Он создал непревзойденные настенные росписи изобразил Богоматерь с младенцем, Кирилла, Христа и Афанасия.
Позже будущий его зять, Михаил Врубель, написал с него свое известное панно Богатырь. Этот роковой образ волновал М. Врубеля. И та «грязь», как называли люди работы талантливых личностей, сегодня именуется настоящим шедевром, который, кажется, ни кому не под силу повторить. В понимании Врубеля, Демон – не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «Демон» означает «душа». Сильное, возвышенное вчеловеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Она не оставляет равнодушным никого, ни неопытного молодого зрителя, ни умудренного искусствоведа, у всех она будоражит воображение и вызывает бурю эмоций, вызывает желание увидеть в глубине образа «падшего ангела», то что хотел донести нам великий и гениальный мастер кисти. После свадьбы, в 1896 году, они переехали в Москву. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. К «Демону» Врубель выполнил более 20 рисунков (считая варианты), но помещено было только 11: «Летящий Демон» – заставка (черная акварель), «Верблюды с ужасом глядели» (черная акварель), «Несется конь быстрее лани» (черная акварель, белила карандаш, первоначальный эскиз Домик Лермонтова), «Демон и Тамара» («Не плачь, дитя» черная акварель, белила), «Летящий Демон» – заставка (черная акварель местонахождение оригинала неизвестно), «Демон у стен монастыря» (черная акварель), «Демон и Тамара» («Люби меня. » черная акварель, белила), «Тамара в гробу» (черная акварель, белила), «Ангел с душой Тамары и Демон» (черная акварель), «Голова Демона на фоне гор» (черная акварель, белила), «Монастырь на Казбеке» (черная акварель). И они не были радостными.
Врубель был новатором, во многом опередившим свое время. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет. Надежда Ивановна Забела-Врубель родилась 1 апреля 1868 годав Ковно (Kovno), нынешнем Каунасе, в семье старинного украинского рода. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля. Возможно, вот таким образом живопись Врубеля считается одной из самых сложных, в некоторой степени жестоких, но справедливых и трогательных.
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Действие картины разворачивается на фоне заката. Реализм был не важен для него. Именно это и хотел донести до публики Врубель.
Был внем большой талант, ав душе бушевали большие страсти. Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Отметьте потустороннее выражение в глазах Демона (противоположность выражению на портрете Тургенева, который написал Перов, например), возможно символизирующее существования мира за пределами повседневного. 5 (17) марта 1856 года в семье строевого офицера появился на свет маленький Михаил Врубель. Демон вновь объявился в жизни Михаила Врубеля спустя десять лет.
Он предложил ему поработать над реставрацией Кирилловской церкви. Со всеми перезнакомился, был частым гостем московских богатых домов, где его общество любили. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» ипортрет поэта Брюсова. Например, костюм Маргариты, почти в таком же одеянии он изобразил ее в панно «Фауст и Маргарита». 4.
Об этом свидетельствуют десятки не связанных между собой событий. Это дьявол делает смоими картинами. Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах абсолютно обнажена их хищная и безжалостная порода». Этот набросок художник уничтожил.
Но на каждой картине в образе демона наблюдалась какая-то грусть, абсолютно уникальная красота. Христос и Демон — вот два образа, между которыми металась душа художника. Пока это было просто «нечто демоническое» — полуобнаженная, крылатая, уныло-задумчивая фигура сидит, обхватив колени и смотрит на цветную поляну, с которой ей протягивают ветви, гнущиеся под цветами. Сложно сказать, что послужило тому причиной.
Важно заметить, что пейзаж вокруг демона также наполнен символическими намеками. Некоторые говорят, что Врубель создавал пророческие картины. Маргарита и Фауст.
Картина создана не из мазков, а как бы из кристаллов. Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Через три года изменений в положительную сторону не произошло, болезнь обострилась. Обвинив в уродстве сына себя, Врубель стал меняться. Все люди верят, что «играть с огнем», в данном случае с дьяволом, нельзя.
Прошение было удовлетворено. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Панно было отвергнуто заказчиком. К сожалению, «Демон» Врубеля не принес художнику ничего хорошего. Михаил Врубель – один из самых значительных русских художников рубежа XIX—XX веков.
То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Не вошли в издание Кушнерева следующие иллюстрации: «Демон, смотрящий на долину», «Пляска Тамары», «Несется конь быстрее лани», «Демон у стен монастыря», «Люби меня. » (второй и третий варианты), «Тамара в гробу» (второй вариант), «Голова Демона» (второй вариант), «Голова Тамары», «Летящий Демон». Мужчины проводят время не лучше: еда, спаньё и карты». Владимира из которых были осуществлены только орнаменты. Вечерние сумерки бросают золотистые блики на могучее тело. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию.
Разум художника неумолимо погружался во мрак. «Прекрасному поверженному злу» должно преклоняться, как поклоняются другим образам мучеников.
Он устал, обессилел, подавлен Но все равно Врубель делает его своим идеалом прекрасного человека. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Блок, как и многие современники, считал, что Врубелю удалось полностью охватить мысль Лермонтова и проникнуть в каждую строчку стихотворения. Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. Даже друзья художника заметили, что демон слишком непропорциональный.
Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Он выходит из больницы, живет вПетербурге, пишет ирисует. Врубель сделал для нее много эскизов костюмов. Его возлюбленная была замужней дамой, вот таким образом ни о каких взаимных чувствах не было и речи. Его земные и божественные существа похожи. Старинный род, к которому принадлежал Надин отец, начальник казённой палаты, прославил в XIX веке поэт-самородок Виктор Забела.
Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Возможно именно эти замечания заставили Врубеля еще не раз прийти на выставку и прямо там перерисовывать своего персонажа. Но с1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Критики утверждали: «декадентское уродство». «Царевна-Лебедь». В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены.
Удивительно их разнообразие и отсутствие схожих взглядов на картину. Все потому, что все художники, которые рисовали демонов, вскоре умирали. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Никто не знает, что стало причиной возобновления работы, но картина «Демон сидящий» была не последней. Данные об ухудшении его здоровья подтвердились. Во время завершения третей картины – «Демон поверженный» – Михаила Александровича переполняли разные чувства. По задумке демон сидящий должен олицетворять титана.
Загадочная философская сущность этой картины познается многими ее исследователями не сразу, настолько сложен и многогранен этот образ. И вправду, до того, как художник принялся за вторую работу – «Демон летящий», – он чувствовал себя великолепно и совершенствовал своё мастерство рисования. В 1901 Врубель нарисовал впечатляющую картину «Демон поверженный». С самого детства Михаил любил рисовать и наслаждаться очаровательными пейзажами вокруг. Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник.
Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Порой он простаивал у мольберта по двадцать часов в сутки, переделывая сюжет по несколько раз в день. Но ясно одно: картина была заранее хорошо продумана. Певец признавался, что демон его потряс до глубины души и оторвать взгляда от картины просто невозможно.
Ему дана власть, за то, что ябудучи не достоин, писал Богоматерь иХриста. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Здесь многие литераторы проводят параллель между Лермонтовым и Врубелем. А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона.
Он сильный, мощный, уверенный и по воле событий у него нет выбора. «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня».
В конце февраля 1906 года художник потерял зрение. В нем нет примирения ив душе собираются силы для нового восстания. Слишком он был своеобразен и свободолюбив. Пейзажи Врубеля достоверны и очень декоративны.
Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Он не следовал анатомической правильности. Но все это в прошлом: «Давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта. » Демон у Врубеля — это олицетворение духа изгнания, он часто в своих описаниях и беседах с друзьями подчеркивал это и старался передать это состояние духа. Врубеля к «Демону» по их философской глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди иллюстраций, создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени. Но у Врубеля было другое мнение на этот счет.
Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Александр Бенуа, наблюдавший за этой лихорадочной работой над «Демоном поверженным», писал потом: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Согласитесь, аллегорично. У него было красноватое лицо глаза — как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Говорят, она была одной из лучших исполнительниц этой партии. Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы.
Так началась их жизнь вместе. Но всё же он считал его величавым и властным. Состояние художника тем временем ухудшалось. Художник поставил тогда перед собой сложную и едва ли исполнимую задачу: изобразить средствами живописи то неуловимое и невидимое, что называется «настроением души». После этого отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Демон для М. Врубеля был вещим сном о самом себе.
Это был гимн любви, вечный вопрос, который он задавал себе. Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом. Суть ее в том, что благородная личность выступает за сторону добра, но ничего не может поделать с силами тьмы. Картины не были пророческими.
Первое впечатление: сумасшедший. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Простор, к которому устремлен его взгляд, остается недостижимым.
Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон. Казалось, ничего демонического вМихаиле Александровиче Врубеле не было. Демон летит между небом и землей, рассекая узкое пространство, отведенное ему автором. Он так четко их представлял и проникся их сущностью, что потихоньку терял самого себя.
Такие шедевральные картины Врубеля как «Гамлет и Офелия» и «Демон сидящий» доказывают это. Однако у Врубеля его демоны иногда вызывают сомнения этой победы, это заметно в одной из главных работ художника «Демон сидящий». Врубель был воспитан его отцом, поскольку его мать умерла, когда ему было три года.
Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. Но мысль изобразить, как выражался Врубель, «нечто демоническое» возникла еще в Киеве под впечатлением оперы русского композитора, пианиста и дирижера Антона Рубинштейна «Демон» и одноименной поэмы Михаила Лермонтова. Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим. «Куда идешь ты. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
«Демона поверженного» отправили на выставку. Никогда еще художник не работал над своими картинами так страстно и с такой одержимостью. И это сотворил он, тоскливо, но равнодушно взирающий на гибель земной жизни: «И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел. ». Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется.
Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. На ней можно увидеть стесненную фигуру демона, как будто зажатую между перекладинами рамы. Годы обучения в Академии, для Врубеля были счастливыми. Иногда художник мог даже заплакать над полотном, настолько сильно он его чувствовал. Ряд из них основан на сказках и русских традиционных народных рассказах.
Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. Демон поверженный – это воплощение зла и красоты одновременно. Слушательница выступления Забелы в харьковском спектакле говорила: «Надежда Ивановна была в таком виде, как она изображена в панно Врубеля «Фауст и Маргарита». На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален.
Но как было на самом деле, остается загадкой. Что же касается демона – то это энергия, способная захватить душу. В апреле 1902 года Врубель попадает впсихиатрическую больницу.
Времена обострения психического расстройства сменяются ухудожника спокойными периодами. Такая аналогия неслучайна. Они были тепло приняты публикой. В результате обследования было обнаружено, что нервная система художника нарушена. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому.
Фигура на картине еле очерчена. Было решено отправить его в Петербургский университет. Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств. Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери (Анна Григорьевна Басаргина-Врубель, дочери известного картографа, адмирала Г. Г. Басаргин) от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года.
Сюжет, который нарисовал Врубель («Демон сидящий»), повествует о его усталости и бессилии. Где находится это полотно сегодня.
Работая над картиной, Михаил Александрович опустошал самого себя. Может вот таким образом в его взгляде столько безысходности и равнодушия к окружающему его миру. Примерно тоже самое происходило с Врубелем. Свобода, которую олицетворяет собой персонаж, выглядит слишком сжато. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы».
Там он познакомился со своей женой, оперной певицей Надеждой Забелой. Для своего времени Врубель был новатором во многом. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы. Затем он сделал карьеру на государственной службе, но продолжал увлекаться музыкой и живописью и дочерей своих, Екатерину Ивановну (Yekaterina Ivanovna Zabela) и Надежду Ивановну, воспитал в атмосфере искусства. Руки его сомкнуты «в замок» – психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать.
Это был многогранный человек, никогда не останавливавшийся на достигнутом. Врубель поехал следом. Одним из самых первых изображений Демона была картина «Демон сидящий», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее. Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. И художник выбирает. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной.
Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Многие считают, что именно из-за своих выдуманных персонажей Врубель и сошел вскоре с ума. Демон Врубеля написан в очень интересной технике.
Он пытается поглотить героя, который уже пошел у него на поводу. Кроме того, он начал терять зрение. Когда он познакомился сНадеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и«Микула Селянинович». Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону. Врубель изображал движение интриги, молчание и тайну. Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня.
Он писал множество портретов, делал наброски, эскизы, начал работать над темой Демона. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского.
Врубеля считали очень сложным человеком и художником. Помимо этого, Врубель написал еще множество чудесных работ, относящихся к данному блоку. Расписывать Владимирский собор и Кирилловскую церковь предложили многим художникам – Васнецову, Сурикову, Поленову, Репину. Ее отец, Иван Петрович, в юности сам неплохо рисовал и интересовался искусством. Ведь первые его творения считали чудом и переворотом в искусстве.
Я этого не знаю». Художник умер 1 апреля 1910 года. Так что глупо полагать, что именно «темная» тематика, выбранная художником, погубила творца. У каждого человека есть внутренние проблемы и все с ними борются по-разному. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы».
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно. Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму. Рвал, зарисовывал сделанное иначинал все сначала. От этого он становится бессильным (об этом свидетельствует поза, в которой он сидит, – обхватив колени руками).
Надежда Забела вдохновила художника и на одну из самых известных его картин «Царевну-Лебедь» 1900 года. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Не нужно бояться своей уникальности. Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс. Врубелю даже пришлось перерисовывать некоторые иллюстрации.
Отстраненность Тамары и отсутствие предчувствия смерти делает иллюстрацию более значимой. Картина была закончена настоящим мастером, который усовершенствовал свою систему рисунка. Некоторых из них казнили, других пытали, а третьи и вовсе пропали. «Принцесса Грёза»— вечная мечта художников опрекрасном.
Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Художник мечтал создать гениальные произведения и много работал. Герой должен созерцать происходящее. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья.
«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех её дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб часы досуга проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Художник сделался задумчивым, рассеянным, несговорчивым, у него стали случаться приступы дикой агрессии. Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову – жену своего заказчика. Иллюстрация сделана на ватмане акварелью. Следует внимательно посмотреть на картину и можно в ней найти множество противоречий.
Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Мужчина не хочет находиться в данном месте, но у него нет выбора и он наблюдает, как возникает демон. Он не следовал анатомической правильности. И теперь он мог сотворить живую Маргариту. Последняя картина Врубеля – «Демон поверженный» (последняя из серии, написанной для поэмы Лермонтова) – находилась в Московской галерее и была готова к выставке.
Вскоре произошла ее встреча с музыкой Римского-Корсакова. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры.
Та же идея выражена и в цветовом решении полотна. Важно, что Врубель точно понимал, кто такой демон. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Спектакль Онегин прошел прекрасно». Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить. Врубеля. Как были оценены иллюстрации Михаила Александровича Врубеля.
Он продолжает свою тяжбу сБогом, смиром, слюдьми. Но полностью подстроиться под требуемый стиль художник не смог. Накануне смерти (1/14 апреля 1910 года) Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь— поедем в Академию».
На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся ангажемент в Харьковской опере, она пела партию Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст». Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. Здесь все строится на «чуть-чуть», на тончайшей и зыбкой грани.
Своими героями он избирает молчание и тайну. Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля.
Его Демон остался верен своей натуре. Ему хотелось творить не ради больших гонораров, а ради самого процесса. Как уже отмечалось выше, для Врубеля демон не был чертом или дьяволом, он был существом, похищающим человеческую душу. Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Вместо мечты и сказки предстанут лишь грубые декорации, все станет предметным и плоским.
Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Он все мои картины исказил». Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Только в 1917 г. картина поступила в музей. Михаил Александрович вневероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Но художник держался до последнего. «Демон и Тамара», а также другие иллюстрации не были так высоко оценены зрителями.
Но Демон постоянно менялся, ускользал и этот поединок становится наваждением для художника. В другие времена делал его страшным, ужасающим, жестоким. Из этих иллюстраций художник позднее, через десять лет создал три огромных полотна, первым из которых был «Демон сидящий». А вот складки плаща и фон хорошо проработаны. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность.
В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. Когда смотришь на портреты Врубеля – Надежды Забелы-Врубель (жены художника), поэта-символиста Валерия Брюсова, улавливаешь в лицах его моделей душевную двойственность и зыбкость Демона или античного Пана или Шестикрылого Серафима (у Врубеля есть картины с одноименным названием). Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно. Авторы статей в «Мире искусства» писали о нём в тоне подведения итогов, употребляя прошедшее время: «он был». Эскиз создавался в 1890 году, а ровно через 12 месяцев работа была завершена.
Работа Михаила Александровича явно подчеркивает важность и прелесть главного героя. Заболел Врубель в 1902 году. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича. И только один-единственный образ неистово взывал к действию.
На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. Критики утверждали: «декадентское уродство». Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
Снижение уровня его здоровья препятствовало тому, чтобы он продолжал свою работу в таких темпах, хоть он по прежнему продолжал писать картины, уже на более мистический лад, такие как «Жемчужина» (1904 год). В 1899 году, ровно через 9 лет, был представлен еще один шедевр, который создал Врубель – «Демон летящий». Интересным является то, что ежедневно Михаил Александрович переделывал образ демона. По технике картина напоминает витражи или панно, она как будто состоит из кристаллических граней. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества.
Врубель решил показать зрителям свое видение момента встречи Демона и Тамары. Все преподаватели видели лидерство и превосходство юноши над другими учениками. Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом.
Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным. Речь шла об Эмилии Праховой. Руки его сомкнуты «в замок» — психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем».
Выполнена работа маслом на холсте. В ранние годы Врубель хотел стать адвокатом, как его отец. Именно в высшем учебном заведении были видны изменения в молодом человеке.
Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Отзыв другого критика — Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. Брюсов вспоминал эти сеансы вбольнице. Мой совет, посетите Третьяковскую галерею, пойдите специально к полотну М. Врубеля «Демон сидящий», постойте у него несколько минут. Закат дня, написанный в холодных оттенках, должен донести до зрителя мысль, что в жизни все плохое когда-нибудь заканчивается.
«Печальный Демон, дух изгнанья» — образ, который сразу же возникает из первых строк поэмы при взгляде на полотно М. А. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. По современному выражению, полотно художника является визитной карточкой поэмы «Демон». Реализм был не важен для него. А ведь создавал он их не с натуры, а по памяти или по фотографии.
После эйфорического подъема работы Врубель впадает втяжелую депрессию. Уже в 1890 году в Москве М. Врубель пишет «Демона сидящего». Сквозь безумие проглянул гений». Врубель, в свою очередь, согласился и принялся писать иконы. На самом деле художник писал реальные для своего времени картины.
Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. Первой из них был «Пан» в 1899 году, за которым, в следующем году, последовали «Сирень» и «Царевна-Лебедь». Если посмотреть на всех демонов, написанных художником, можно проследить душевное состояние их автора.
Врубель сходится сабрамцевским кружком икак-то быстро вписывается вмосковскую жизнь. Вскоре появились статьи, в которых профессиональные художники писали, что «Демон поверженный» «содержит то, что должно быть во всяком произведении истинного искусства». Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. В некоторые дни он изображал его величественным, властным и непобедимым. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом.
Такой необычный эффект был получен художником при помощи использования плоских мазков. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Поэты, художники, актеры, композиторы подчас стремятся приблизиться к ощущению другой реальности (состояние типа зашел ум за разум), в поисках вдохновения прибегают к стимуляторам – и относительно безвредным и смертельным. Идея построить вКиеве Владимирский собор, посвященный 900-летию Крещения Руси, очень понравилась императору Николаю I. Началось строительство в1862 году, уже при Александре II ирастянулось на долгих тридцать лет. А синий цвет накидки на коленях подчеркивает его божественное происхождение: «Тех дней, когда в жилище света блистал он, чистый херувим».
«Демон» Врубеля – это изображение настоящей трагедии, которая все же отрицает зло. Демон был где-то далеко, на вершине горы, может быть, даже на другой планете. Этот символический фон подводит черту под жизнью демона и Врубеля. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Именно картина «Демон» Врубеля удачно соединила в себе черты романтизма, грусти и многозначности.
В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Не все из них согласились. Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим.
Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. Пророчества вскоре сбылись. История Демона Врубеля начинается с неразделенной любви. Это была Царевна-Лебедь русской поэзии, в н ей и русские детали (кокошник) и лирическая задушевность и мелодичность пушкинского образа.
Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. Из безответственного, ветреного мальчика он стал талантливым и сильным мужчиной. А у Девочки на фоне персидского ковра – взрослый, печальный, нездешний взгляд. Вам откроется удивительный неземной мир «духа изгнанья», в котором, возможно, вы найдете ответы на многие земные вопросы. Поэму М. Ю.
Знобит от его взгляда. Последнюю картину – портрет поэта Брюсова – он так и не дописал. Он всерьёз увлекался философией Канта, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого чистого искусства и много рисовал. Михаила Врубеля поместили в психиатрическую клинику.
Тематика его работ тут ни при чем. Переменил мнение о Врубеле и А. Н. Бенуа, добавив в вёрстку своей «Истории русской живописи XIX века» эмоциональный пассаж об «истинной поэтичности» творчества Врубеля.
Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Слово демон в переводе с греческого означает душа. Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. В художественной мастерской Саввы Мамонтова был написан основной образ демониады.
Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Для задумки сюжета этой картины послужил герой романтической поэмы Михаила Лермонтова с одноименным названием. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. По мнению художника, демон был воплощением страдающего и скорбного человека. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы.
Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева вМоскву. После того как на одной из выставок была представлена картина Демон сидящий (1890 г. ), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства. Вдохновленный когда-то романтической поэмой Михаила Лермонтова о байроническом демоне, Михаил Врубель написал картину «Демон сидящий». Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно.
Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи».
Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. Вокруг все полно невероятных превращений. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа.
Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня. И «Микула Селянинович»— сила земли русской. Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался кэтому образу. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим. Тогда он делал десятки разных набросков ичувствовал— не то. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный»— внем уже лишь злоба ихолод.
Также потрясающими работами считаются такие произведения, как «Ангел с кадилом и свечой», «К ночи», «Пан» и множество портретов выдающихся личностей. Почему так происходило. В нем нет ничего экстраординарного.
Каждое утро художник приходил туда и исправлял детали своей работы. Он был абсолютно равнодушен к юридическим наукам. Он пытался изобразить невозможное, стремился показать драматизм и конфликтность бытия. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий». Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует.
Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Не все из них согласились. Закат дня в углу полотна можно трактовать как закат человечества, победу зла над добром.
Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. «Демон и Тамара» – это одна из иллюстраций к сборнику Лермонтова.
На рисунке главные герои словно не испытывают никаких чувств. Он родился с уродливой заячьей губой. Для Врубеля демон – это не черт и не дьявол. Он сидел грустный в лучах заката или разноцветной радуги.
Вот один из киевских отзывов: «Г-жа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, — она всецело завладела вниманием и расположением публики». Картина «Демон сидящий» —это результат соединения во временном континууме в полвека литературного образа, созданного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с зрительным образом, созданным не менее гениальным русским художником Михаилом Александровичем Врубелем. Слишком много физических и душевных сил отдал Михаил Врубель творчеству. И это не первая работа, уничтоженная им в муках его творчества. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем».
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец, Александр Михайлович (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Васнецов, который выполнил основную работу по росписи собора, до Академии художеств учился в Духовной семинарии. «Не знаю, поймете ли вы меня, ялюбил женщину, аона меня не любила, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Она обладала лирико-колоратурным сопрано и покорила художника своим голосом и красотой. Глубокое проникновение в поэзию М. Ю.
М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента. Ранние живописные изображения Демона неизвестны, так как были уничтожены самим автором. Демон Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова.