Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи возрождения.
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Паллада пальцами теребит волосы кентавра, что словно пугает его.
Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Она скончалась во цвете лет от чахотки. 2 РАКОВИНА – символ женского лона из которого выходит Венера. 3 ЗЕФИР – бог западного весеннего ветра. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано.
Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Талло – покровительствовала весне, вот таким образом именно она в мифологии была спутницей новорождённой Венеры. Варнавы работы Боттичелли).
«Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. В них заворачивали как новорожденных, так и умерших.
Не построил своего дома, не свил семьи. И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов.
Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали.
Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море.
«Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Однако после двух лет обучения у золотых дел мастера предпочел пойти в ученики к художнику Филлиппо Липпи. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью.
Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Ветры и ора захвачены движением, они преданно служат богине, но и энергия ветров и порыв оры – все растворяется, гасится в совершенном покое, окутывающем Венеру. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». И сразу становится ясно, что «Весна» – романтическая картина еще задолго до романтиков и по теме и по поэтике. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию.
Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Ведь так же, как и с богородицей, он обходится и с Венерой. Поскольку картина по программе Venus – Humanitas обернулась «Весной», Боттичелли возвращается к ней и создает «Рождение Венеры» (1484-1486). Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания.
Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Раковина обозначала чистоту и непорочность. Юная богиня стоит на перламутровой раковине, плывущей по морю. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера – хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос – представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. На картине так же встречаются символы, связанные с культом Венеры.
Вольность. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. И все же это так.
Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.
«Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. По возвращении из Рима Боттичелли повторил, а скорее, заново продумав, может быть, не без помощи Полициано, создал «Палладу и кентавра» (1482), удивительную картину, содержание которой неуловимо и бесконечно. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек.
Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь.
Очень популярная в то время теория любви и красоты обсуждалась в бесчисленных ученых трактатах и литературных салонах. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн.
Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Громко приветствовали её боги. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. И, конечно, в нее был без памяти влюблен Джулиано де Медичи.
Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции.
Моральная рефлексия, в которой он искал спасения, лишь погубила его гений, столь лучезарный интимно понятный и близкий всем, кто соприкасается с его шедеврами «Весна» и «Рождение Венеры» через страны и столетия. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота, – пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность.
Интересно и то, что вся композиционная схема, согласно анализу Гомбриха, восходит к традиционной схеме Крещения к схеме «Коронование мадонны». А для Джулиано Медичи, когда тот участвовал в рыцарском турнире, Боттичелли создал рыцарское знамя. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Это вызывала ощущение выхода Венеры не на зрителя, а к берегу. Как бы то ни было, уже не найти документальных подтверждений того, кто изначально заказал картину Венера Боттичелли. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха.
«Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Они символизировали границу между миром духов и миром материальным. Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле.
Одной из самых изумительных картин Боттичелли является его "Рождение Венеры". Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Что же. Красота Симонетты поражала всех без исключения.
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.
Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам.
Священный сюжет предстает светским портретом молодой женщины имя которой даже известно. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины.
На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций.
Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли.
А розы и раковина в средних веках ассоциировались с Девой Марией. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Лицо ее задумчиво, глаза открыты, но взор обращен вовнутрь. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию.
Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». «Рождение Венеры» (итал. Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет». Возможно, это самый цитируемый в рекламе классический образ. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного». Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты.
Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. На картине изображен морской берег ранним утром, когда еще «. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли.
Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое».
К сожалению, этот штандарт не сохранился. Рождение Венеры из воды легко сопоставляется с идеей «возрождения души в водах крещения» и, согласно Пико делла Мирандола, библейское выражение «дух божий носился над водами» соотносимо с дыханием Эроса или Зефирами у Боттичелли, которые движут и вдохновляют к жизни только что рожденную Венеру. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным.
У Сандро здесь впервые проступает даль, осененная краем строения, похожего на руины, то есть фон воспринимается как современный, а на переднем плане кентавр (из туловища лошади высокий голый бюст мужчины с кудрявыми волосами и бородой, на лице мука) и женская фигура с длинным копьем, но в платье из той же материи и почти с теми же цветами, как у Весны. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини.
И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Настоящая фамилия художника – Алессандро Филипепи, а Боттичелли (Бочоночек) – это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Верил в озарения и не заботился о богатстве.
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. «Легенды и мифы Древней Греции»). 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры».
Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». Недаром время расцвета Платоновской академиии и расцвета творчества Боттичелли совпадает.
17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.
В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Настоящий символ женственности, красоты, милосердия и чистоты. Был он, что называется, не от мира сего.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая.
Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь. Что это. 1 ВЕНЕРА.
Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). С другой стороны к девушке спешит нимфа Ора, являющаяся воплощением Природы, символизирующая тот исторический момент совершенствования человека, протягивая Венере плащ, наделяя ее наилучшими добродетелями. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой.
И эта поза и мягкая линия бедра и целомудренный жест рукой и мечтательный взгляд и пропорции тела, отвечающие канонам гармонии, разработанным скульпторами Поликлетом и Праксителем, – всё это свидетельствует о влиянии классической греческой скульптуры на Боттичелли. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний.
И Боттичелли донес до нас священную память о ней. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты.
Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти. Картина Рождение Венеры написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии.
Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу.
До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ.
Этот принцип композиции и образности не является смешением античности и средневековья, как думали в конце 19 века, а созданием нового символического языка, включающего в себя переосмысленную античность и средневековье, опыт создания «исторической картины», а не просто «истории», в смысле Альберти. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью.
Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Таким образом, нагая Венера символизирует и обнажённость души в момент рождения или таинства крещения. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп.
Святотатство. Его дыхание наполняет ветер цветами. Её девственная чистота не таит в себе чувственных соблазнов, ее тонкое одухотворённое лицо скорее напоминает лицо мадонны, нежели лицо языческой богини. Каждая деталь этого произведения подобна музыке. В это время, в зените своей славы, Боттичелли, «как человек полный неожиданностей», по словам Джорджо Вазари, увлекается проповедями Савонаролы и иллюстрацией «Божественной комедии» Данте.
И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы.
Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. Прекрасная статуя – вот слова, которые приходят на ум при взгляде на недвижную фигуру богини и которые осознанно адресовал своим зрителям художник. Радость триумфального появления сопровождается летящими к ногам розами. Был он, что называется, не от мира сего. Неудивительно, на молодого художника обращает внимание круг Лоренцо Медичи. Круг его почитателей, в который входили мыслители, поэты, художники и сам Лоренцо Великолепный именовался Платоновской академией. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере.
В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 587 дней. Сандро родился в семье кожевника.
Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Она была возлюбленной Джулиано Медичи и была воплощением самой красоты и любви, вот вот таким образом с таким лишающим рассудок желанием грел руки у чужого костра сам Сандро. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания.
Не построил своего дома, не свил семьи. Власть Медичи снова казалась безграничной и среди тех, кто был отмечен и обласкан ею, – художник Сандро Боттичелли. Он обратился, а после гибели Савонаролы, когда многие во Флоренции, включая Марсилио Фичино, опомнились, Сандро вовсе забрасывает кисть и всецело отдается комментированию «Божественной комедии» рисунками. Чтобы понять замысел картины, нам придется не только оживить в памяти античный миф, но и познакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине.
В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). не властен свет», но уже «расточилась тьма», из морской пены родилась Венера. Но это правда.
Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Подобная композиция, в согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, сближала картину с привычными молитвенными образами. Здесь речь не только о самоутверждении личности художника, но и личности его персонажей.
Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
Влюблен платонически и в самом возвышенном смысле. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 587 дней. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Афродиты (Венеры).
Безграничное небо, море, волнистые линии берега, дуновение ветра (летящий Зефир), деревья и цветы, рассыпанные Флорой, молодая женщина, несущая розовый плащ, чтобы прикрыть обнаженное тело богини, – обрамляют стройную фигуру Венеры. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью.
Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Верил в озарения и не заботился о богатстве.
Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года.
Дивную богиню повели на Олимп. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.
Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Перемена в умонастроении Сандро, связанная с проповедями Савонаролы и его судьбой, говорит о том, что знаменитых картин Боттичелли, то есть его славы в веках, могло и не быть, если бы не круг Лоренцо Медичи. «Рождение Венеры» – это ренессансная классика и по теме и по поэтике, хотя в последней сохраняются элементы романтической эстетики.
Самый яркий представитель этой банкирской династии, Лоренцо Великолепный, продолжал традиции своего деда Козимо и отца Пьеро, просвещенных тиранов и щедрых покровителей искусства, философии, поэзии. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи.
И это напоминает поединок за новорожденную. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр.
В середине картины дама в современном художнику платье в позе неподвижной статуи.