Сегодня мы представляем вам подборку самых интересных фактов об итальянском скульпторе, одном из крупнейших мастеров эпохи Возрождения – Микеланджело Буонарроти. Микеланджело Буонарроти – признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры. Микеланджело Буонарроти (1475 -- 15б4) -- величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.
Одним из известнейших мастеров эпохи Высокого возрождения по заслуге считается великий художник, скульптор, поэт и философ, Микеланджело Буанаротти. Гениальный художник, поэт, скульптур, архитектор эпохи Возрождения, младший современник Леонардо да Винчи – Микеланджело.
Он трудился как каторжный. Р. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Микеланджело создал свой собственный проект, который и сегодня искусствоведы стараются истолковать. Габричевского, А. М. На фресках проиллюстрировано сотворение мира, в центре которого помещено человечество.
Об этом сообщают оба биографа – Вазари и Кондиви, – и сведения выглядят правдоподобно. Сборник, подготовленный было под давлением друзей к печати, так и остался неизданным по рукам ходило несколько стихотворных посланий житейского назначения несколько философических сонетов вызвали отклик комментаторов академий одно ответное четверостишие получило широкую огласку. По бокам их продолжением стали сюжеты «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олофсрн», «Казнь Амана» и «Медный змей». «Давид» украшал площадь более трёх с половиной столетий.
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Капелла Медичи отразила умонастроение Микеланджело, беспокойное из-за тщеты усилий и порывов создать «своей архитектурой и скульптурой» нечто абсолютное, что «станет зеркалом всей Италии». При всей своей универсальности Микеланджело наиболее знаменит в качестве скульптора.
Их лица полны скорби, Мария пытается поддержать изможденное тело сына, склоняя голову перед неизбежностью одиночества. Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения. Петра (руководство работами — с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558—1561 гг. ) окончание строительства палаццо Фарнезеи реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия — 1538 г. начало строительства дворцов — 1560 г. ). Первые работы Микеланджело еще в Садах Медичи – «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы», рельефы, в первом случае ярко выраженные, сейчас видно, юношеские во всем, во втором – едва намеченные, – это вдохновенная проба резца с обращением к классическому мифу и тут же к священному сюжету из Библии. Письма.
Тут же автор изобразил пророка Иеремию – это скорбный старец, сидящий, скрестив ноги. Грандиозные масштабы и архитектурно-строительная сложность этого сооружения, крупнейшего не только в Италии, но и во всей тогдашней Европе, как нельзя более соответствовали творческому размаху гениального мастера. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря.
Гением, чужеродным его натуре, вторгшимся в него, как завоеватель и державшим его в кабале. Его тело было тайно вывезено во Флоренцию и погребено в церкви Санта-Кроче. В 1488 году отец смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо18.
В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной. Пятый проект (договор 1532 г. ) еще скромнее и рассчитан на установку надгробия в церкви Сан Пьетро ин Винколи, где оно было завершено в 1545 г. на основании последнего проекта, разработанного шестидесятилетним художником после 1542 г. К тому времени из композиции надгробия уже исчезли последние отголоски темы античных триумфов.
Однако в равной мере и Рим может быть назван городом Микеланджело. Завершение строительства датируется 1667 годом. Новым папой – Львом X – стал Джованни Медичи. Боковые пояса свода украшены изображениями двенадцати огромных фигур Сивилл и Пророков.
По другую сторону от лоджии располагается второй дворик – второе «театральное» пространство, куда можно попасть по двум пандусам-подиумам. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Несколько поколений семьи занимались банковским делом. Для Микеланджело это одна из многих потерь, которую он пережил за свою долгую жизнь. Жила Виттория при монастыри не как монахиня, а будучи как вдова сохраняющая память мужа.
По замыслу градоначальников, она символизировала свободу республики. Пирамидальный верх мавзолея увенчивался саркофагом со скульптурными изображениями папы. Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Бельведера (1550 г. ), рисунки для церкви Сан Джованни деи Фьорентини (с 1550 г. ), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранилась), перестроил Порта Пиа (с 1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563—1564 гг. ). Уже на пятнадцатый день мастер закончил глиняную модель. Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобретает трагический характер.
Мрамор.
Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. Так начался расцвет гения. Святой Варфоломей – символ устрашающего отчаяния.
Микеланджело – особая фигура в истории искусств. Чтобы занять его, Юлий II в 1508 году поручает расписать свод Сикстинской капеллы. И здесь главенствуют другие: в противоположных нишах статуи герцога Неймурского, младшего сына Лоренцо Великолепного и герцога Урбинского, внука Лоренцо Великолепного, над их саркофагами, на крышках которых Микеланджело поместил по две аллегорической скульптуры: «День» и «Ночь», «Утро» и «Вечер». Слева от него изображены разверзшиеся могилы и восстающие из них мертвецы. Высота: 410 см. В 1505 г. папа Юлий II призвал Микеланджело в Рим, для создания своей гробницы. Он проникается новыми идеями и, в итоге, работая над фреской «Страшный суд» для Сискстинской капеллы Микеланджело отходит от традиционной иконографии.
Для гробницы Юлия II, завершенной только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи в Риме), Микеланджело создал ряд статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом Моисея (1515-1516) (слайд10) исполненных трагизма Умирающего раба (слайд 11) и Восставшего раба (слайд12) (1516, Лувр), а также 4 неоконченные фигуры рабов (1532-1534) в которых хорошо виден процесс работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными. Одно из них, крепко связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству другое, пытавшееся сохранить верность архитектурным идеалам Возрождения и примирить их с новыми общественными требованиями, в свою очередь разделилось на два русла: маньеризм, связанный с аристократической верхушкой (он развивался преимущественно вне Рима) и академизм виньоловского толка, подготовивший появление в Европе стиля «классицизм». Микеланджело родился 6 марта 1475 года в небольшом тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, недалеко от Флоренции. Но гробницу в том виде, в каком её задумал Микеланджело, создать так и не удалось. Ведь будь он верно освещен, было бы видно, какое это прекрасное произведение».
Здесь начинается последний, но не менее яркий период его творчества. Разместив под косыми углами дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. Великий скульптор и художник описан в ней от детских своих лет до самой зрелости, показан путь от мальчика до мастера, очень живо описан характер великого скульптора, его горести, его радости, надежды и разочарования. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4.
Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда. Рафаэль Сайты – художник абсолютно иного склада, нежели Леонардо. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Зато симметрично поставленные по сторонам верха лестницы античные группы Диоскуров (вопринимаемые словно авангард всей армии античных скульптур имеющих такое важное значение в общем замысле ансамбля) ясно отмечают воздушную границу площади и окружающего ее пространства.
Вот именно. Яковлев. Но куда. «Страшный суд» темой для которого послужило второе пришествие Христа именно эта работа стала последним произведением эпохи Возрождения. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. Грандиозным архитектурным проектом Микеланджело, по заказу папы Павла III, стал завершенный только в XVII в. ансамбль Капитолия в Риме — духовный и светский центр «вечного города», который был заложен в 1536г, сейчас место пребывание Римского муниципалитета.
Бенвенуто называл гения «божественным» именно он влиял на его творчество, а также поднял самооценку с помощью похвал. Заказом который стал заключительным аккордом в его жизни стал собор Святого Петра. По первому из шести проектов надгробие представляется свободно стоящим сооружением (напоминающим античные квадрифроны), обработанным ордером, арками и нишами для размещения сорока больших (в рост человека) скульптур. Он не был новатором в искусстве. При этом все у него в превосходной степени. Закончена к 1588 г. по проекту Дж.
Динамика картины создана диссонирующими позами персонажей, они полны отчаяния. В 1873 г. монумент был установлен в Галерее Академии изящных искусств во Флоренции. Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун. Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 г. стал учеником художников братьев Гирландайо, познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо. Он всегда тяготел к укрупненным формам, что отражается уже в первых работах мастера – «Битва Кентавров» и «Мадонна у лестницы». Булаховой, А. Г.
(слайд 13) В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и первых людях на земле: Отделение света от тьмы (слайд14), Сотворение Адама (слайд15), Сотворение Евы (слайд16), Грехопадение (слайд17), Потоп (слайд18), Опьянение Ноя (слайд19), «Жертвоприношение Ноя» (слайд20). Вот человек поистине одержимый гением. Святой Варфоломей -- символ устрашающего отчаяния.
Петра – грандиозное сооружение, которое строили несколько поколений архитекторов. Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции.
На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Не занимавшийся прежде живописью мастер расписывает шестьсот метров поверхности грандиозным циклом фресок Страшный суд, представляющим собой грандиозную мистерию сотворения мира и человека. Два источника вдохновения и миросозерцания проступают отчетливо и в двух произведениях римского периода (1496-1501). А называется роман «Муки и радости».
Правой рукой он опирается на колено. Очень тяжелый был характер у мастера. В 1534 году Микеланджело перебирается жить в Рим. В «Тайной вечере» Леонардо дает новое, отличное от традиционного, решение библейской темы: он впервые изображает психологический конфликт, открытое проявление сильных чувств, сам процесс драматического события. Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их. Главная его работа 1530-х годов – огромная фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, над которой мастер трудился около шести лет (1535-1541). Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери.
Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта. Так же было создано единственное дошедшее до нас станковое произведение «Мадонна Дони». Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной.
А вот Капелла Медичи является душевной гармонией. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики. Шостакович, М. М. «Вакх» – это античность, эпоха классики времен Праксителя «Пьета» отдает северной готикой – на коленях Богоматери лежит мертвый Христос. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы.
Ученик Донателло, он преклонялся перед античным искусством и привил любовь к нему Микеланджело. Хотя Микеланджело поздно обратился к архитектуре, он и в этом искусстве прославил свое имя. Он похоронен во флорентийской церкви Санта-Кроче. Микеланджело Буонарроти (147515б4) – величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры. Даже современники именовали его «божественным» и знали, что он затмит всех мастеров XVI века и даже римлян и греков. Там находится великолепный трехъярусный нимфей с лоджиями.
Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. Тяжесть второго, более высокого этажа умеряется могучими коринфскими пилястрами большого ордера (один из первых примеров применения этого приема в гражданской архитектуре Италии), объединяющего оба этажа. Еще более противоречивое впечатление производят стены вестибюля трехчетвертные колонны заглублены в стену и так же неоправданы, как и консоли под ними контрастное применение темно-серого и белого цветов не способствует (в отличие от интерьеров Брунеллеско) ясности композиционного замысла и производит резкое, почти суровое и в то же время беспокойное впечатление.
Это чистое чувство вызвало появление стихотворений Микеланджело, которые были потом изданы в 1623 г. во Флоренции.
В. Лазарев:Микеланджело был ваятель, архитектор, художник и поэт. «Связанный и закованный, я свободен и независем», – пишет титан, с горечью характеризуя свою жизнь. В 1546 году Микеланджело получает назначение возглавить строительство собора св. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
Лагерь маньеристов, напротив, восхищался его работами. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. 1498-1499. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога.
Люди искусства в этот период вдохновлялись античностью и создавали нечто новое, соединенное со своей эпохой и получались невероятные шедевры. Выше – устремляющиеся вверх души, над которыми расположены праведники. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. В результате в архитектуре утвердился именно стиль Микеланджело.
У Микеланджело ощущение вселенского трагизма бытия лишь усиливалось – до «Страшного суда». Возрожденческий неоплатонизм – это «трепетный энтузиастический восторг, страстная порывистость и жизненная напряженность в самых идеальных устремлениях». И Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, 6 марта 1475 года, Капрезе – 18 февраля 1564 года, Рим) был одним из наиболее выдающихся среди них. Давид.
Трапециевидная площадь Капитолия (слайд 41) с античным конным монументом императора Марка Аврелия в центре, первый ренессансный градостроительный ансамбль, выполненный по замыслу одного художника, замыкается дворцом Консерваторов, фланкируется двумя симметрично поставленными по ее сторонам дворцами и открывается в город широкой лестницей. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение. И по отъезду Микеланджело в Рим (1534 году) работа была не готова, статуи установили лишь в 1546 году. Полноту жизни и радости Микеланджело не знал, даже живя в садах Медичи.
В ней было больше свободы от античных ордерных основ, к которым обращалась эпоха Ренессанса. 1501-1504.
Согласно проекту Микеланджело площадь Капитолия обрела трапециевидный план, ее обрамлением с трех сторон стали фасады зданий: — средневековый дворец Сенаторов, - величественный дворец Консерваторов (Палаццо деи Консерватори, в его дворе хранится обломки стопы огромной статуи императора Константина) и Новый дворец (палаццо Нуово, первый римский музей, открытый для публики). Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Приняв этот заказ, Микеланджело загорелся творческой страстью и отдался ей целиком. Всемирный потоп – самая удачная композиция по силе выражения, драматизму, смелости мысли, мастерству рисунка, по разнообразно множества фигур в труднейших и неожиданных позах.
1523-34, осуществлен уже после отъезда Микеланджело в Рим). Особенно очевиден контраст между необыкновенно живым выражением лица Моны Лизы и неподвижно величественной позой, характер которой отражает пейзаж. Он боготворил Данте и любил Петрарку. Петра (рис. Не задолго умер его слуга Урбино, ставший просто близким человеком. В 1516-1534 годах Микеланджело Буонарроти работал во Флоренции над проектом фасада церкви Сан-Лоренцо и архитектурно-скульптурным ансамблем усыпательницы рода Медичи в Новой сакристии той же церкви, также над скульптурами для гробницы папы Юлия II.
Мать Микеланджело, Франческа ди Нери ди Миниато дель Сера, умерла, будучи истощенной частыми беременностями, когда мальчику было лишь шесть лет. Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли «Скованный раб» -- сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков и «Умирающий раб» -- прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513 г. ). В 1488 году Лодовико смирился с творческими наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо.
Высота: 226 см. Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те художники, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ).
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. В этом «театре» галерея играет роль партера, аллея – просцениума, а лоджия напротив – сцены. делла Порта).
Его важнейшими творениями стали фреска «Тайная вечеря» в одном из миланских монастырей, а также всемирно известный портрет молодой флорентинки Моны Лизы. Он ушел в себя, погрузившись в глубокую думу. В условиях наступления феодализма, а затем и католической реакции искусство Высокого Возрождения переживало кризис, вызванный глубоким разочарованием в гуманистических идеалах самого Возрождения.
Она любила гуманистов, поэзию и сама писала стихи. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. Человек представленный в статуях для фасада здания подан в богемном подобии. Так, если в ансамблях кватроченто зритель обычно уже «с порога» видит между зданиями перспективу улицы или ясные дали, то на Капитолии он может удовлетворить свое любопытство, лишь миновав центр площади, когда перед ним раскроются новые объекты интереса, а с ними и новые качества ансамбля. В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха».
В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия. Напоследок он произнес лаконичную фразу, свойственную для него: «Я отдаю душу Богу, тело – земле имущество – родным». Он не любил пускать свои стихи в свет.
Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Задумка Микеланджело была грандиозной. Поникшая Богоматерь полна глубокой скорби перед лицом безмерных человеческих страданий. Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским». Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. Ее размеры и сложность кажутся преувеличенными, тем более, что она соединяется с дверью зала лишь одним узким маршем. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Семья Медичи была богатейшей во Флоренции.
В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием.
Но папа смог его уговорить – и этот шедевр обессмертил имя гения. По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Благодаря этой статуе к Микеланджело пришла всемирная известность. Тогда сквозь разрывы по сторонам палаццо Сенаторов он видит уходящие в стороны лестницы, одна из которых ведет к боковому фасаду церкви Санта Мария дельи Арачели, другая к портику на так называемой Тарпейской скале (лестницы и замыкающие их арочные портики построены Виньолой). Это титанизм, который был присущ и его натуре и его личностно-материальной эстетике здесь он не изменился, наоборот, с годами все яснее проступала основа его души – поэзия, по сути, платоническая, как его любовь к Виттории Колонна. Это должно было быть самостоятельное сооружение в три яруса, которое можно обойти кругом.
Он хотел сделать этот фасад «зеркалом Италии», однако работа не состоялась – не хватило средств. Бронзовая скульптура, создание которой заняло практически год, в будущем была уничтожена. Безусловно, на мастеров эпохи Возрождения особое влияние оказали скульптуры Античности – Аполлон Бельведерский и Лаокоон. На плафоне капеллы он изобразил ветхозаветные сюжеты – от Сотворения мира до Потопа. Композиция «Страшного Суда» задумана художником как множество обнаженных человеческих фигур, окружающих Бога в световом нимбе.
Она олицетворяет безграничную мощь человека. На отдельные богословские воззрения из нее мастер опирался в своих творениях. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям.
Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Он занимал должность городского советника (подеста) в Капрезе, а затем и в Кьюзи, позднее стал управляющим флорентийской таможни. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».
После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе».
Огромное количество предложений приходило к ваятелю в этот период. Взгляд бога обращен на чашу с вином. Предполагалось, что его украсят 40 статуй высотой больше человеческого роста. А. С.
ок. Библейская легенда о сотворении мира, сотворении Адама, о грехопадении, о потопе с Ноем, с образами пророков и сивилл, юношей-рабов – воспроизводится в формах не просто скульптурных, но мощных, титанических, – личностно-материальная эстетика Высокого Возрождения получает столь впечатляющее воплощение, что мы видим не жалкую судьбу раба божьего с его грехопадением и изгнанием из Эдема, а возвышенные сцены жизни первых людей на Земле, подобных богам, Золотой век. Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец – Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином.
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). Увиденное потрясло воображение многих людей. Любопытна внутренняя обработка купола перемежающимися кругами и прямоугольниками, а также окна в барабане, остроумно связывающие внешний облик церкви с ее интерьером. За три столетия они совершили больше, чем иные цивилизации – за тысячелетие. Лицо героя выражает несокрушимую волю.
Петра и ансамбля Капитолия, чтобы поставить его в ряд крупнейших зодчих эпохи. 12) Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты.
Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35. В центре высится могучая обнажённая фигура Христа, вершащего Суд.
Однако окончательная доработка их несколько отличается от первоначального замысла. Прожил долгую (89 лет) и трагическую жизнь, боролся за независимость Флоренции, видел унижение Родины, разгром Рима. Но моральная рефлексия и обращение приводят к смирению. Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». Мастер взялся их изваять сам.
Его современники работали с глыбой мрамора одновременно со всех сторон. К сожалению, была выполнена лишь его подробная модель. Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Скульптуру он ставил выше других искусств, как Леонардо считал царицей искусств живопись.
Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния. Биография Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони начинается 6 марта 1457 г. в Капрезе (сейчас – Капрезе-Микеланджело). После того как политические страсти во Флоренции немного поутихли, он вернулся в родной город, где вскоре получил заказ на скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Младенец изображён без нимба.
Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. Микеланджело не получал специального архитектурного образования, что, возможно, помогло ему быть крайне смелым в обращении с канонами и ордерами. Он занимался там в течение одного года. Сооружение гробницы отходило вследствие этого на второй план. Он имел постоянно перед глазами образцы первоклассной архитектуры, которые приучали человека с юношеских лет понимать и ценить красоту пропорций и совсем особый строй архитектурного языка. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других.
Он сравнивал ее с богоматерью, то есть истинно высокое чувство. Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. Самое известное произведение первого римского периода – «Пьета» («Оплакивание Христа») (1498-1501 гг. ) в капелле собора Святого Петра. Самым знаменитым произведением Леонардо да Винчи и, пожалуй, всей мировой живописи является портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо дель Джокондо.
Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Микеланджело, напротив изобразил картины сотворения мира и жизни первых людей на земле, эпизоды из Библии, пророков и сивилл (пророчиц), предков Христа.
Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д. ) казалось ему недостойным рода Буонарроти. Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств. Она задумчива, полна благородства и тихого величия.
Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец. по проекту Я. Сансовино. И вот снова смерть, усыпальница, к тому же близких ему людей, а он весь во власти других Медичи, вышедших в герцоги и папы. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом.
Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом (купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело, в основном по его модели, но с одним важным отступлением: стрела подъема была несколько повышена). Здесь нет тонких линий и правильных пропорций, но образы дышат и живут, передавая зрителю сильнейшее чувство материнской нежности Богоматери к безвременно погибшему сыну. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Он занимался там в течение одного года.
На это указывает желание мастера выполнить ее из дерева (Амманати сделал ее каменной), примененного в отделке зала в таком изобилии. К 1500 году художник завершает работу над скульптурной композицией «Пьета» («Мадонна, оплакивающая Христа»), заказанную для Собора св.
И этот образ Микеланджело выковал в искусстве, чтобы превзойти природу. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». Вазари написал о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». Ему мы обязаны усыпальницей Медичи интерьером библиотеки Лауренцианы (тоже во Флоренции, первой публичной библиотеки в Европе) со знаменитой лестницей, что, по словам В. Н. Лазарева, подобна потоку лавы, вытекающему из узкого дверного проема и чьи криволинейные ступени кажутся нам вечно подвижными в своем как бы неудержимом чередовании.
Во время последнего пребывания в Риме Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата в 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г. ). Для начала художник отверг проект, предложенный ему для работы. 25) (начата в 1530г. Роспись Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.
Этой огромной теме посвящены тома исследований. Некоторые исследователи видят в этом переход художника от «языческого» культа красоты и платонизма к «строгой», т. е. церковной религиозности.
В ансамбле Капитолия (как и в замысле завершения палаццо Фарнезе) Микеланджело проявил себя замечательным градостроителем. Впоследствии он занимался ею с увлечением. Его Бог – вдохновенный творец, создающий Вселенную и человека.
Мрамор для статуи пожертвовал стесненному в средствах скульптору сам кардинал. Мать прикрывает головку ребёнка.
Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело. Создаваемым Микеланджело характерам присуща огромная сила обобщения для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест. Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни. В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Брунеллески. Главным сооружением ансамбля, расположенным по оси площади и замыкающим ее заднюю сторону, является трехэтажное палаццо Сенаторов, украшенное парадной двусторонней лестницей и увенчанное башней (фасад выполнен Джироламо Ринальди (1592 г. ), башня — М. Лунги Старшим (1579 г. ).
К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях. Например, болезненно-хаотическое бегство из Флоренции, осаженной в 1529 году. Диаметр: 69 см. «Мой Бенвенуто. Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон».
Он подчеркивал, что «архитектурные члены зависят от членов тела. Внешний облик собора приведен в соответствие с разработкой интерьера: и там и здесь применены пилястры колоссального коринфского ордера (чуть более высокие снаружи), расположенные парами в родственном ритме. Роспись потолка свыше 500 кв. м и включает 343 фигуры. Мадонна с младенцем (Мадонна Медичи).
11), выполненный Микеланджело в 1505 г. по поручению папы, желавшего при жизни построить себе мавзолей. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. ок. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Сикста одного из итальянских монастырей.
Н. Е. 40 лет жизни Микеланджело отдал этой работе, выполнив 3 статуи. Юного мастера вдохновляли произведения Микеланджело, такие как Сикстинская капелла, «Пьета», «Моисей», «Давид» и знаменитый картон «Битва при Кашине» именно по нему все художники учились тонко передавать пластичность тел.
Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Человек свободолюбивый, дерзновенный, он вынужден был служить папам. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. К тому же в городе началась эпидемия чумы. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа.
Он подчеркивает энергию и колоссальные возможности в человечества. Эта капелла должна была стать монументальным мавзолеем семьи Медичи. И это в годы работы над фреской «Страшный суд». Трудолюбие было главной чертой Микеланджело. Флоренция, правда, вскоре его простила и просила вернуться. Прометей эпохи разжигает огонь в творчестве своих современников, например, флорентийского скульптора и ювелира Бенвенуто Челлини (15001571). 1521-1534. Челлини скорбел по утрате великого гения, так как понимал какую потерю понесла Италия.
Он стремился показать человека таким, каким он должен быть. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени.
На потолке Сикстинской капеллы он создал мир титанов. В этой школе учился и Рафаэль, который в это время, благодаря Микеланджело, получил заказ написать портрет Маддалены Дони (около 1505 г. ). С 1546 Микеланджело руководил в Риме возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти). Картины на этот сюжет Рафаэль писал всю жизнь. Связывая все три здания и подчеркивая большую высоту дворца Сенаторов, эти пилястры вместе с тем вносят разнообразие в ансамбль.
Количество осуществленных произведений сильно уступает задуманным им. Роллан:В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу – статую Давида. Остались два картона «Битва при Ангиари» Леонардо и «Битва при Кашине» Микеланджело, которые служили, по словам Челлини, «школой для всего света». В общей массе и грешники и праведники их сложно различить. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет, с 1508 по 1512 год работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв. м площади) собственноручно. В стране вспыхивает революция.
Пушкина.
Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Исследователями считается, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела 7. С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе.
Лоренцо Великолепный приблизил к себе поэта и драматурга Анджело Полициано, философа-гуманиста Пико делла Мирандолу, живописца, скульптора архитектора и поэта Микеланджело Буонарроти (1475-1564), который начинал как ваятель. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. В 1496-1501 гг. Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми.
Фреска была закончена Микеланджело в 1541 г. Для Италии это было время усиливающегося нажима Католической Церкви на гуманистическую культуру. В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. В 1501 году Микеланджело снова посещает Флоренцию.
Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках». 18—22). Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений.
«Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело» – говорил Микеланджело. Город принял вызов. Начиная с 1530-х годов в архитектуре Рима все яснее намечаются два течения.
Поникшая Богоматерь полна глубокой скорби перед лицом безмерных человеческих страданий. Именно вот таким образом его творчество так привлекает и поражает. Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли «Скованный раб» – сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков и «Умирающий раб» – прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513 г. ).
В 1496 г. он приехал в Рим, где к нему вскоре пришла слава. В 1494-1495 гг. Как и Леонардо, он был учеником известного флорентийского мастера кватроченто.
Во время создания декора для усыпальницы архитектору поступило предложение на оформление часовни Льва Х и скульптуру «Христос с крестом». » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. На старом месте, где поместил статую сам Микеланджело, теперь находится мраморная копия.
Позднее Возрождение (1530—1580 годы) — период дальнейшего продолжения традиций Высокого Возрождения, но в иной исторической обстановке. Отсюда следует, что нужно прививать юному поколению великое искусство. Кстати, в своих стихах Микеланджело неоднократно обыгрывает идею о том, что предназначение скульптора высвободить образ, скрытый в камне. Как следствие этого кризиса возникло антиклассическое в своей основе искусство маньеризма.
Три года скульптор работал над статуей. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. Смело и неожиданно решена лестница библиотеки Лауренциана (слайд 36) (проект ок.
Микеланджело обрабатывал глыбу мрамора с одной стороны, как бы высвобождая скульптуру. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. К тому же в городе началась эпидемия чумы. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия». Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции. Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи.
Смелость и уверенность его мастерства поражали современников. В центре высится могучая обнажённая фигура Христа, вершащего Суд. Выступив на стороне города против Медичи как военный инженер, Микеланджело не выдерживает тревоги перед близким падением Флорентийской республики и бежит в Феррару и в Венецию (1529), думал даже уехать во Францию.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи «Моисея», «Лии» и «Рахили» для гробницы папы Юлия II. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. Место первого итальянского скульптора он завоевал своим изваянием Pieta, – изображающим Богоматерь с мертвым Христом на коленях (Приложение 3, рис. Обман, как и имя настоящего автора скульптуры, вскоре открылся.
Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито. Флоренции принадлежат почти все скульптурные работы Микеланджело. Тот увлёкся идеей и лично отправился на место добычи мрамора для статуй – в Карарру. К счастью семья в которую он был отдан была любящей и относилась к воспитаннику хорошо. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр.
«Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. 27), капеллу Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре в Риме и много укреплений. Он в шестьдесят влюбляется и пишет сонеты в духе и на уровне Шекспира в тридцать лет. Высота: 174 см. Вот, собственно, все, что просочилось наружу. Он скончался 18 февраля 1564 года в Риме в возрасте 89 лет.
Все сцены заключены в мощный иллюзорный каркас, который имитировался живописными средствами. Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда. Творческая личность, находясь в исторической ситуации, несомненно, отражает это в своем искусстве. «Мадонна Дони») (1504-1505 гг. ) Это первая живописная работа Микеланджело и столь же исключительная, как и рельеф «Битва кентавров», когда ученичество оборачивается созданием уникального шедевра. Именно так работал Микеланджело.
Атлант. Все ему пытались подражать. Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, – пишет он в июле 1523 года, – то я должен отдыхать четыре». Ваятель работает иначе. «Верховный судия, обнаженный, атлетический, – пишет Арган, – без каких-либо традиционных атрибутов Христа, является олицетворением высшей справедливости, которую не в силах умерить даже сострадание и милосердие, представленные молящейся Богоматерью».
Микеланджело Буонарроти. В 1534 г. он покинул родной город и переехал в Рим, где по заказу папы Павла III написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску «Страшный суд» (15361541 гг. ) На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Папа Павел IV Караффа счёл это произведение непристойным, так как в нем было множество обнажённых фигур Микеланджело было предложено задрапировать некоторые фигуры, на что художник ответил«Скажите папе, что это дело маленькое и уладить его легко Пусть он мир приведет в порядок, а картинам сообщить пристойность можно очень быстро» Даниеле де Вальтерра, преданный ученик Мике-ланджело, внес во фреску требуемые изменения, постаравшись, однако, уберечь ее от сильного искаженияВ последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило своё время, оно сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а также оказало влияние на формирование принципов барроко. Но гробницу в том виде, в каком её задумал Микеланджело, создать так и не удалось. Мальчик занимался у Гирландайо год, но слишком спокойный темперамент и не очень свободная творческая фантазия наставника быстро оттолкнули его подопечного.
Наиболее прославленным творением Рафаэля и одним из самых известных произведений мировой живописи является его «Сикстинская Мадонна» – картина, написанная для церкви св. Но на склоне лет он встретил удивительную женщину Витторию Колонну. Его архитектурное наследие, насчитывающее до полутора десятков сооружений, полностью или частично им спроектированных, включает, помимо рассмотренных, еще многие выдающиеся памятники, например, нишу Бельведера в Ватикане, Порта Пиа (рис. В идеале он стремился к синтезу всех трех искусств. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке.
В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Мадонна не прижимает к себе сына и даже не смотрит на него, её взгляд устремлён в сторону, как бы размышляя над предначертанной ему судьбой. Однако долгая жизнь Микеланджело совпала с периодом, когда историческая обреченность индивидуалистической культуры буржуазного гуманизма становилась все более очевидной. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. В числе любимых литературных произведений гения была «Божественная комедия» Данте, которую он почти всю знал наизусть. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему.
Среди его архитектурных свершений— проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие. В 1513 году умер Юлий II. Все это находит отражение в его творчестве. На потолке капеллы он создал мир титанов. В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции.
В 1496 году молодой художник перебирается в Рим. В этот период созданы рельефы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». Конечно, данные невзгоды отразились на его характере. Все трос были великими живописцами, работали как в сфере монументальной живописи (фрески), так и в станковой.
К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Вместо этого в1508г. В 1534 г. он покинул родной город и переехал в Рим, где по заказу папы Павла III написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску «Страшный суд» (1536-- 1541 гг. ) На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Спроектированный два года спустя вестибюль библиотеки приближается в плане к квадрату.
Методы обработки мрамора Микеланджело отличались от современников-скульпторов. «Рабы» как будто пытаются вырваться из камня, а их напряженные позы только усиливают впечатление. Белый мрамор отполирован до блеска. Благотворная обстановка в культурной и общественной среде способствовала формированию личности мастера.
И не собирается оплачивать расходы. Стремясь к воплощению своей главной темы – борьбы духа и материи, он первым в истории скульптуры соединил идеал телесной красоты с отвлеченной духовной идеей, найдя основную форму ее выражения в статуе Давида. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора.
Христос сказал апостолам: «Один из вас предаст меня». Они перекрыты горизонтальным архитравом, покоящимся на ионических колоннах. Каждое из произведений, созданное им, стоит особняком в мировом искусстве. Микеланджело должен подчиниться, но меняет предписанную ему программу капитально. Детство Микеланджело прошло в маленьком тосканском городке Ка-презе близ Флоренции. М. : Сов. композитор, 1982. С.
Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея (1515-1516 гг. ). С этим портретом, также известным под названием «Джоконда», связано множество легенд, научных гипотез исследований. Это были тревожные, по сути, потерянные годы. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины.
Вскоре папа охладел к сооружаемой ему усыпальнице, посчитав это дурной приметой. Там представлены залы со слепками шедевров по эпохам.
Современники же почти не знали их совсем.
Буонарроти стал просто игрушкой в папских руках. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. Мрамор. Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. В самой верхней части фрески – ангелы несут орудия мучений Христа.
Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Все изображение пронизано движением. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Во Флоренции Микеланджело не чувствовал себя в безопасности. Через плечо бога смотрит ангел изумленный красотой человека.
Наверху находилась бы фигура спящего папы Юлия II. Наконец, новый папа Павел III позволяет Микеланджело вернуться в Рим и поручает роспись алтарной стены Сикстинской капеллы на тему «Страшный суд» по Библии. Во Флоренции Микеланджело не чувствовал себя в безопасности.
Беспощадно раскритиковав все сделанное до него, Микеланджело добился папской санкции на серьезные переделки и даже на разборку уже возведенных Сангалло частей и в основном закончил собор, осуществив свой замысел в большей мере, чем его предшественники. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе.
Эта ось определяет направление ведущей на холм великолепной широкоступенчатой лестницы, начатой еще самим Микеланджело (Разделенная на наклонные ступени с уменьшенными до предела подступенками, эта лестница стала прообразом многочисленных лестниц такого рода в парках итальянских вилл во второй половине XVIв. ). Мастер взялся их изваять сам. Взамен он повелевает Микеланджело украсить потолок Сикстинской капеллы.
Они изумлены, потрясены, негодуют, сомневаются, обсуждают. Больше 300 фигур было изображено на потолке капеллы.
По своей отточенности и тонкости она соперничает с лучшими произведениями Бернини. Этого, однако, не случилось. Было решено поставить ее перед палаццо Веккио на том месте, где стояла статуя «Юдифь» Донателло. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи.
Работа длилась пять лет. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. Буонарроти поражает своей техников воспроизведения, как скульптуры, так и живописи.
Обращение смиряет и снимает трагизм бытия. Планировалось также сооружение трех гробниц (но были построены только две: для Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци» и для его брата Лоренцо Медичи). Микеланджело создаёт скульптуры для Арки святого Доминика в Болонье, а затем возвращается во Флоренцию. По обеим сторонам площади, сужающейся к ее открытой (это расположение обусловлено античными руинами, включенными в палаццо Консерваторов, но отвечает композиционным принципам, заложенным Росселино в центральном ансамбле Пиенцы), обращенной к подходу стороне, симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами.
После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Ее эсхатологический смысл поражает воображение.
Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Цикл включает в себя темы из книги Бытия от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа». Его абстрактное видение приземленных вещей делало его работу уникальной в своем роде. Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II.
О способах его работы свидетельствуют четыре статуи, неоконченные мастером – цикл «Рабы» изначально они предназначались для надгробия папы. Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи – в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур изображающих Вечер (слайд 32), Ночь (слайд 33),, Утро (слайд 34) и День (слайд 35) и олицетворяющих необратимость течения времени. По творческому воспитанию и обучению Микеланджело принадлежал флорентийской школе, хотя вся его жизнь прошла между двумя величайшими городами Возрождения: Флоренцией и Римом.
В 1508-1512 годах Микеланджело работает над самым грандиозным из своих творений – фресками Сикстинского плафона. Четкость и характер рельефов создавали причудливую игру светотени. Гигантская фигура олицетворяет безграничную мощь свободного человека. В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим.
Над церковью в прошлом уже работал Филиппо Брунеллески: он не только возглавил общую перестройку, но и возвел усыпальницу для отдельных членов семьи Медичи (Старую сакристию). В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564.
Что смерть, что время здесьне побеждает. В 1546 году руководителем был назначен Микеланджело. Эта работа шла с перерывами. Но из-за сложностей с финансированием проект был остановлен.
Превыше всех искусств Микеланджело ставил скульптуру и хотел быть только скульптором. Много говорят также об утрате веры в творческую мощь человека у Микеланджело, будто весь пройденный им жизненный путь представляется отныне сплошным заблуждением (речь о «Пьете Ронданини»), с чем соглашается и Алексей Лосев в «Эстетике Возрождения», мол, лучше и нельзя формулировать трагическую сущность Ренессанса. Среди тесной застройки, окружавшей Капитолийский холм (ныне эта застройка значительно разрежена в связи с возведением в конце XIX в. огромного памятника Виктору Эммануилу), Микеланджело безошибочно выбрал основные оси композиции. В Москве есть прекрасный для этой цели музей Изобразительных искусств им. Мрамор.
В распалубках и люнетах расположился цикл «Предки Христа», в угловых парусах фрески изображающие спасение иудейского народа. м). скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. Вот таким образом от предшествующего периода – искусства кватроченто – его отличает прежде всего крупный масштаб образов.
Его сочли бунтовщиком и дезертиром, то есть он оказался меж двух огней. Но она сравнительно быстро ушла из жизни. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20).
Это была дружба, которая вероятно потом переросла в чувства – платоническую любовь. Ушли из жизни гении Возрождения. Лишь одно из них — палаццо Консерваторов — частично получило новый внешний облик при жизни мастера, другое — Капитолийский музей (сокровищница античной скульптуры, на плане слева) — было закончено в XVII в. По всей длине боковых зданий на высоте первого этажа устроены глубокие портики. Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе).
Уточним понятие неоплатонизма у Алексея Лосева: «Но если под неоплатонизмом мы будем понимать примат идеального над материальным и свечение этого идеального в материи, так что красотой выступает идеально оформленная в материи сама же идея, то Микеланджело оказывается самым настоящим неоплатоником». В кружке Лоренцо Великолепного оценили его рельеф изображающий борьбу Геракла с кентаврами, а изваяние спящего амура скульптор выдал за античный подлинник и ему поверили, настолько совершенным было его творение. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне.
В столь простой деревенской среде прошли его детские годы. Он ни разу не упоминал ее в его обширной переписке с родственниками. Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте).
Мрамор. А вскоре он получил заказ на «Римскую Пьету», которая быстро стала знаменитой (сейчас находится в соборе Святого Петра). Он создал гениальные, произведения. Юность и годы учения он провёл во Флоренции.
Нишу чувств помогла восполнить на склоне лет только она. Замысел был слишком велик в отношении одного из пап, которые то и дело сменяли друг друга, да и Юлий II не спешил с гробницей при жизни, это же понятно, а Микеланджело думал: по причине «зависти Браманте и Рафаэля Урбинского». Поэзия/ Пер. с ит. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Высокие, светлые идеалы, которым мастер поклонялся всю жизнь, ушли в прошлое. В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана, также во Флоренции.
Следующим на очереди был проект усыпальницы рода Медичи.
Таков его «Давид». В это время вышел замечательный сборник с переводом литературоведа и искусствоведа А. Эфроса, погрузившись в поэтическую атмосферу, Шостакович выбирает одиннадцать стихотворений: «Истина», Утро», «Любовь», «Разлука», «Гнев», «Данте», «Изгнаннику», «Творчество», «Ночь», «Смерть», «Бессмертие».
Но волею судьбы он стал еще и живописцем и архитектором. Мастер пытался отказаться, заявляя, что он скульптор, а не художник. Только наглость и невежество он карал неумолимо. 5). Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством.
Разносторонности художественного развития и широте образования способствовало пребывание его у Лоренцо Медичи, в знаменитых садах святого Марка, среди выдающихся ученых и художников того времени. Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына». Начальное формирование Микеланджело как художника протекало в условиях, роднящих его с Леонардо да Винчи.
Пьета. Смерть Юлия II и избрание папой в 1513 году Льва X из семейства Медичи после долгих проволочек приводят к тому, что Микеланджело, вместо продолжения работы над скульптурами для гробницы Юлия II, приступает во Флоренции к разработке проекта Новой сакристии для церкви Сан-Лоренцо – Капеллы Медичи (1520-1534), осуществление которой тоже будет затруднено, в частности из-за восстания против Медичи и военных действий у стен города. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Это был один из самых благоприятных периодов в жизни художника. Микеланджело — гениальный скульптор, художник и архитектор — был одним из последних «универсальных людей» Возрождения, со всей страстностью своего темперамента преданным передовым идеалам итальянского гуманизма — не только эстетическим, но и общественным.
Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). Вазари, будучи зависимым от Козимо, вынужден был замаскировать конфликт в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и объяснить уклончивость художника тяжелым климатом республики. В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по размерам и значению статую «Давид», ставшую символом эпохи Высокого Возрождения.
Сам он говорил, что не является архитектором, как, впрочем и живописцем. Четкое разграничение и вместе с тем связь архитектурно организованного пространства площади (или системы площадей) с природой (или с окружающим городом) искусный показ сооружений в живописной смене аспектов и с разных уровней, чередование манящих перспектив и полных покоя архитектурных мизансцен — все эти свойства, лежащие в основе непревзойденного обаяния старых итальянских городов и их ансамблей, реализованы в Капитолии более сознательно, чем прежде, с новой динамикой и драматизмом.
Сам Микеланджело написал «Святое семейство» (т. н. Жертвуя четко проработанной расчлененностью плана, мастер старался достигнуть большей слитности композиции и безусловного господства ее основного ядра: пространства средокрестия — внутри и главного купола — снаружи Микеланджело соответственно упростил воздушный, тонко прорисованный план Браманте, отказался от колоннады как средства внутреннего расчленения собора и резко увеличил массивность стен и устоев, чем добился полного преобладания центрального пространства над окружающими его частями последние утеряли при этом относительную самостоятельность, которая им отводилась в проекте Браманте. Работа над огромным потолком капеллы (40, 23 х 13, 41 метра) длилась четыре долгих года – с мая 1508-го по октябрь 1512 года.
Роспись потолка и фреску алтарной стены "Страшный суд" (1508 – 1512) Сикстинской капеллы в Ватикане папа Юлий II также возложил на Микеланджело.
Вдобавок ко всему на травмированную психику накладывался отпечаток мелких невзгод. Вернувшись во Флоренцию в 1501 г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501-1504 гг. ). Полотно уникально в своем роде тем что Микеланджело изобразил живопись словно скульптуру. Смерть Лоренцо Медичи (1492) прервала недолгие ученические годы Микеланджело, который, выходит, был самоучкой и в живописи и в ваяньи и в архитектуре и в лирике, словно всеми приемами мастерства в различных видах искусства он владел изначально. 13).
Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии». В ранней юности начальное образование получил во Флоренции, в Латинской школе. 125. Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом. В настоящее время оригинал находится в Академии Искусств Флоренции. Высота: 277 см.
Первые самостоятельные скульптурные работы – «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» – в настоящее время представлены во флорентийском музее Каса Буонарроти. Это, без сомнения, значительно органичнее связало бы античную скульптуру с современным итальянским искусством, которое должно было быть представлено лежащими фигурами «Нила» и «Тибра» работы самого Микеланджело (обе предназначались в свое время для гробницы Медичи). Там, где речь традиционно идет о грехе человека, художник утверждает его величие.
Академия изящных искусств, Флоренция. Микеланджело Буонаротти. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. Им были произведены на свет знаменитые фигуры для «алтаря Пикколомини», «Давит» и «Двенадцать Апостолов». Подобные образы были включены и в грандиозный проект гробницы Юлия (рис. Ей было сорок пять, ему примерно шестьдесят.
Отчасти авторству Микеланджело принадлежит Собор св. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой.
В 1505 году Микеланджело был вызван новоизбранным римским папой Юлием II в Рим. Петра, его спроектировал и начал строить которое Браманте. Парные лизены в аттиковом этаже и парные колонны вокруг барабана главного купола и его фонаря придали единообразие внешнему облику собора, абсолютная симметрия которого была, однако, решительно нарушена мастером. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности.
Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. 1530. На ровной крышке три изваяния – Мадонны с младенцем и святых покровителей семьи Медичи.