Эпоха Возрождения была едва ли не самым плодотворным периодом в истории искусства и подарила миру целую плеяду гениев. Понятие «эпоха Возрождения» появилось в 19-ом веке благодаря трудам историка Мишле и профессора истории искусств Якоба Буркхарда. – 40 с. В методических указаниях дана краткая характеристика этапов развития мировой истории искусств от искусства эпохи Возрождения до искусства ХХ века.
Третий том Всеобщей истории искусств целиком посвящен искусству эпохи Возрождения. Формирование искусства Возрождения в борьбе с пережитками средневекового искусства, рост, расцвет художественной культуры Возрождения, а затем кризис в поздний период его существования протекали по-разному в отдельных странах в зависимости от конкретных исторических условий.
В Нидерландах и Германии широкое применение получает гравюра. 1. 2. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр. 728). Античность приобретает значение самостоятельной ценности и играет большую роль в формировании светской культуры. Если в течение 5 —14 вв.
Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. В искусстве утверждался идеал титанической личности. Станковые картины на религиозные темы первоначально были фактически произведениями иконописи.
Искусство Нидерландов Многие поколение нидерландцев – неутомимые труженики. Религиозное по форме, а отчасти и по содержанию искусство европейского средневековья в свое время сыграло определенную прогрессивную роль в истории мировой культуры. В результате самым популярным становится стиль барокко (нарядный, причудливый, вычурный). Искусство Возрождения в основном развивалось в соответствии с двумя ступенями в зарождении, а затем и начальном периоде развития капитализма в Европе, на которые ссылался в «Капитале» Маркс: «.
Он является архитектором первых трёх этажей. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. То же относится и в значительной мере к театру и литературе.
Крупные изменения произошли и в общественных науках. Центральной фигурой живописи стал Джотто.
С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564), звезда которого начала восходить на рубеже веков. Знаменитая фраза короля Людовика XIV: «Государство – это я» – говорила о беспрекословном подчинении монарху, о преданности ему и государству. Наиболее известный из них Бартоломео Карло Растрелли (1675 –1744) отец архитектора Б. Ф. Растрелли, создателя стиля русское барокко. В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи.
Но это подражание (в особенности в Германии) привело наконец к чрезмерной сухости, которую в начале 60-х годов XIX в. старались побороть возвращением к Ренессансу.
К числу ранних работ этого типа принадлежит огромный Брак в Кане (6, 6 х 9, 9 м), написанный для трапезной монастыря Сан Джордже Маджоре (1562— 1563 гг. ). Именно здесь в полную силу раскрылся талант Лоренцо Гиберти (1378-1455), первого великого скульптора эпохи Возрождения. Первая часть охватывала разделы искусства от первобытного общества до Средневековья. Кризис охватил и искусство. А возрожденные мастером элементы классической архитектуры – колонны, треугольные фронтоны, круглые своды и купола -использовались вплоть до XX в. Самая известная работа Брунеллески (купол флорентийского собора) – подлинное чудо 1420-х гг., ставшее возможным благодаря изучению архитектуры Древнего Рима. для нее не было построено постоянное помещение, названное Театр «Глобус».
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем. Возможно, это был венецианский скульптор Алевиз Ламберти да Монтань. Тающие дали, воздушность игра светотени напоминают эффекты живописи (живописный рельеф). 3. 3.
Гениальные работы принадлежат таким известным художникам, как Паоло Веронезе, Тиноретто, Якопо Понтормо (Карруччи). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. Итальянцы питали большой интерес к пропорциям в искусстве, в первую очередь в архитектуре. Живопись.
Испанская культура XV века, отличаясь стойкой зависимостью от средневековых религиозных канонов, долгое время была закрытой для ренессансного мировоззрения.
«Похвальное слово глупости»). В конце 40-х годов Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию.
Правда, в средневековой литературе очень рано зародились такие полные наивного реализма жанры, как, например, «фаблио»—своеобразные сказки-новеллы, противостоящие господствующей культуре и литературе феодальной эпохи. Пытаясь раскрыть суть какого-либо события, Тинторетто помещает последнее в поток жизни. В то время, как в Италии дух Возрождения почти равномерно проникал во все искусства, в прочих странах только архитектура и скульптура испытывали на себе влияние античных образцов.
Живопись Гуго ван дер Гуса оказала определенное влияние на флорентийское Кватроченто. Все более реакционным становилось и папство. Для обозначения их творчества используется термин Проторенессанс.
В противоположность радостным, праздничным картинам и росписям Веронезе произведения его старшего современника Якопо Робусти, прозванного Тинторетто (1518—1594), проникнуты духом мятущимся и тревожным. Многие художники вот таким образом так хорошо знали ремесло искусства. В его искусстве наблюдаются и готические реминисценции. В случае успеха он богач, занимающий видное место в общественной жизни своего времени.
В отличие от произведения итальянских мастеров художники этих стран человека не ставили в центр вселенной. Темпераментные и страстные произведения Тинторетто проникнуты бунтарским духом.
Уже в конце XIII века победа коммунального порядка была закреплена. Как уже указывалось выше, обращение к наследию античности, особенно в Италии, значительно ускорило развитие искусства Возрождения и в известной мере определило ряд его особенностей, в том числе и значительное количество произведений, написанных на сюжеты античной мифологии и истории. В возникновении этой новой культуры Флоренция сыграла особую роль.
относится написание Тинторетто полотна под названием «Рай». Французский писатель Стендаль писал: «ХIХ в. будет отличаться от всех предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца». В начале ХV в., когда в Италии уже не только определились пути развития нового искусства, но и началась разработка его научных основ, когда виднейшие мастера Нидерландов решительно повернули к правдивому изображению человека и природы искусство Германии все еще оставалось во власти средневековых традиций. Исихазм и расцвет русского искусстваXVI. Перелом, совершившийся в искусстве первой трети XV в., наиболее полно сказался в живописи. Церковь неодобрительно отнеслась к деятельности Франциска.
Итальянская живопись XV в. — преимущественно монументальная. Искусство Возрождения в основном развивалось в соответствии с двумя ступенями в зарождении, а затем и начальном периоде развития капитализма в Европе, на которые ссылался в «Капитале» Маркс: «. В силу целого ряда причин Возрождение началось с Италии.
Анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение. Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. "Возрождение" (Ренессанс) – термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. В 16 в. она становится господствующей техникой.
Правда, античное искусство также создало ряд шедевров реалистического портрета. Стремление к широкому художественному охвату действительности и известное расширение круга «потребителей» искусства привело, особенно в северных странах Европы, к расцвету гравюры.
346. ). Правда исторические условия эпохи Возрождения способствовали утверждению в среде господствовавших классов известного морального индифферентизма или прямой аморальности и эти моменты оказывали свое уродующее влияние. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Его политическим завещанием стали слова: «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо».
Три различных момента евангельской легенды объединены здесь в одной сцене. Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. Именно эта черта сближает его с искусством классической Греции.
С началом Реформации религиозная живопись на севере Европы попала под запрет, зато стали формироваться новые жанры, основанные не столько на переосмыслении художественных достижений предыдущих поколений (как в Италии), сколько на непосредственном наблюдении за природой, — именно, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись. В скульптуре начала XVIII в. еще не было своих русских традиций, вот таким образом все крупнейшие скульпторы того времени были иностранцами. Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Окончание Столетней войны вызвало рост всеобщего самосознания и развитие гуманизма.
15 в. — начало 16 в. ). 1431-1506) и Пьеро делла Франческа (ок. Наверное, величайшим продолжателем этой традиции был Сандро Боттичелли (ок. Первый период этой эпохи в истории итальянского искусства называется Ранним Ренессансом (до 1500). После Рима видными центрами Возрождения были Неаполь (с его королем Альфонсом Великодушным), Милан и Венеция.
Третий период Возрождения— время самого пышного развития его стиля— принято называть «Высоким Возрождением». Европейцы исследуют новые морские пути, осваивают континенты и создают новые колонии. В 19 в. этот термин был распространен историками на всю итальянскую культуру 15—16 вв., а впоследствии на культуру других стран Европы, прошедших через данный этап историко-культурного развития.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр. 728). Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498).
Само понятие Возрождение (rinascita) возникло в Италии в XIV веке как некий итог осмысления новаторства эпохи. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно.
Основными заботами для Макиавелли являлись «общее благо» народа и «государственный интерес». В начале XIV века начинается этап раннего Возрождения (quattrocento), символизирующий расцвет живописи с отсутствием религиозных сюжетов. Теоцентрическое сознание стало вытесняться антропоцентрическим.
Христос изображен в белом плаще, у него закрыты глаза, он спокойно переносит избиение и унижение. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами. Число академий в Италии XVI века очень велико. На всем лежит печать холодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации.
В Италии никогда не чувствовался особенно сильно гнет средневековья. Широкое распространение получает перспективный многофигурный рельеф. Его искусство эволюционирует от ранних холодновато-отстраненных умбрийских образов мадонн («Мадонна Конестабиле») к миру «счастливого христианства» флорентийских и римских произведений. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. В первом из них, хранящемся в Лувре.
Основной объединяющей их чертой является субъективное восприятие мира. Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях.
Творчество становится сложным и приобретает черты противоборства различных направлений. Этот призыв часто воспринимается как оправдание безнравственной политики, не брезгующей никакими средствами для достижения своих целей, для обозначения которой даже изобрели понятие «макиавеллизм».
С того момента, когда светское начало вытесняет религиозное, сохраняя от него лишь внешние сюжетные мотивы, когда интерес к реальной жизни, к ее основным проявлениям одерживает победу над религиозными представлениями, когда сознательно личное творческое начало берет верх над безличными сословными традициями и предрассудками, тогда наступает эпоха Возрождения. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий— маньеризм. Замечательные культуры народов Азии в своей исторической эволюции не знали Возрождения.
С одной стороны, в творчестве позднего Тициана, Мйкеланджело, Гужона, Рабле, Брейгеля, Шекспира, Сервантеса реализм поднимается еще на одну ступень в своем стремлении овладеть богатством жизни, правдиво, с гуманистических позиций выразить ее противоречия, овладеть новыми сторонами жизни мира — изображением людских масс, столкновений и конфликтов характеров, передачей ощущения сложной «многоголосой» динамики жизни. Рядом, бок о бок, в ней проходят две темы. Уже в ХI-ХII вв.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. Основоположником ренессансной живописи является Мазаччо (росписи капеллы Бранкаччи, «Троица»), Мазаччо умел передавать глубину пространства, связывал фигуру и пейзаж единым композиционным замыслом, придавал отдельным лицам портретную выразительность. Вторжение французских войск в 1494 г., опустошительные войны первых десятилетий XVI в., разгром Рима чрезвычайно ослабили Италию. Главными центрами нового искусства и культуры стали богатые города южных провинций Фландрии и Брабанта (Брюгге, Гент, Брюссель, Турнэ, позже Антверпен). Английское искусство даже в XVIII веке было мало известно европейцам. Буржуазный строй, набирающий силы, оказал влияние на победу светского движения.
статью в разделе История искусства). Не случайно на смену критериям церковной морали, на смену двойственному и далекому от жизни идеалу человека средневековья — или аскету-монаху или воину — рыцарю «без страха и упрека» с его кодексом феодальной рабской верности сюзерену — приходит новый идеал человеческой ценности. Это было абсолютно уникальное явление, отличающееся от архитектуры Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют это «русской готикой», сравнивая этот стиль с европейской архитектурой раннего готического периода. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы.
Родина Возрождения – Италия, где никогда не увядала древняя классическая (греко-римская) традиция, носившая для итальянца национальный характер. Работы 1550-х годов отражают широту творческого диапазона художника. Стиль художественно-изобразительной композиции «Время и Слава», аллегорические фигуры Умеренности и Справедливости во многом напоминают технику росписи Дж. В Венеции живописцев больше интересовала чувственная красота мира.
Rinascimento, фр. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр.
Здесь царил дух новаторства и радикального, революционного обновления. Их отличает от портретов ван Эйка вневременность, выключение из среды.
Своею роскошью и любовью к произведениям искусства прославился также ряд римских пап. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. 1476-1510) и Тициана (ок.
АНГЛИЙСКИЙ Ренессанс прославился не столько живописью и архитектурой, сколько театром. Эпоха Возрождения связывает культуру с наукой. Искусство Возрождения возникло в условиях переходного времени от феодализма к капитализму. Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (портрет, натюрморт, пейзаж) и открыть абсолютно новые темы (мифологическую историческую). Конфликт человека с окружающей его средой наиболее полно был выражен в картине «Распятие», созданной в 1565 г. для скуолы ди Сан-Рокко. Для передачи мрачного настроения мастер использует пастельные холодные краски, отличные от ярких тонов ранних полотен.
Вот таким образом дух порядка столь характерен для искусства Ренессанса. Именно этот временный социально-исторический фактор, а не мифическое «превосходство» белой расы, как пытались утверждать буржуазные реакционные идеологи и апологеты колониальной экспансии, обусловил важный вклад Европы начиная с эпохи Возрождения в мировую художественную культуру. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. «Установлениями Справедливости». «Гуманизм» представляет собой систему взглядов, сформировавшихся в ренессансную эпоху, согласно которым признаётся высокое достоинство человеческой личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей.
1487-1576). По сути – там почти нечего было возрождать, вот таким образом термин «Северное Возрождение» достаточно условен. Тема чувственной земной красоты звучит в картине Спасение Арсинои (1555—1560 гг. ). Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Традиционно родоначальником эпохи Возрождения в литературе считают Данте Алигьери. Его центром стали Венеция и Рим.
В искусстве Возрождения, заложившем основу художественной культуры будущего капиталистического общества иначе, чем в античной Греции, решался и вопрос об отражении быта, «труда и дней» граждан коммуны. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей. Особое место в эпоху Высокого Возрождения занимает венецианская школа, в которой наслаждение жизнью и любовь к природе соединились с гуманистическим идеалом (творчество Джорджоне, Тициана). На рубеже XVII-XVIII вв. Дюрер, Книга о живописи. В библиотеках содержится богатое собрание античных рукописей. Наиболее ярким представителем маньеризма стал итальянский художник Франческо Пармиджанино (1503–1540).
Так, великий художник немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер, высказав предположение, что ряд древних трактатов об искусстве не дошел до его времени, так как «эти благородные книги при появлении церкви были искажены и уничтожены из ненависти к языческим идолам», замечает далее, обращаясь к отцам церкви: «Не убивайте со зла благородного искусства, которое было найдено и накоплено с великим трудом и старанием. Все виды искусств переживали подъем. Для искусства становятся характерными в архитектуре черты античной простоты, гармонии. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. Созданные им образы одухотворены и поэтичны.
Возрождение или Ренессанс (итал. В 30-х гг.
Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью. В ХШ столетии в Италии происходит бурное развитие городов – республик, которое привело к росту влияния сословий, таких как банкиры, торговцы, ремесленники. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. В композиции «Тайная вечеря» наиболее полно отразилось миропонимание художника.
Картины стали рыночным товаром, стоили они не очень дорого, да и размер был небольшим – «кабинетным». Портреты северных художников (например, Гольбейна) лишены гармонизации и идеализации действительности, которые свойственны их южным собратьям в своей реалистичности они доходят до натурализма. В искусстве укреплялись антиренессансные традиции, воплотившиеся в художественном течении «маньеризм». Итальянские мастера умели придать своим образам общезначимый характер. Застойность феодальных отношений, характерная для этих стран в эпоху позднего средневековья, чрезвычайно замедлила их экономическое, политическое и духовное развитие. Суть того нового, что принес Ренессанс в развитие прикладного искусства, состояла не только в широком применении античных мотивов декора и заимствованных у древности новых форм и пропорций самих предметов (сосуды, ювелирные изделия, отчасти мебель), хотя и это имело само по себе большое значение.
Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров. Сидя на борту лодки, снимает с ног цепи служанка, на корме склонился над веслом гребец. Развернутое изображение той среды (природной или бытовой), на фоне и в тесной взаимосвязи с которой живет и действует человек имело для творчества художников Возрождения несоизмеримо большее значение, чем для их античных предшественников. Напротив изображенный святой наделен жизненными силами и физической красотой.
В раздробленной Италии, как и в Германии, утверждается мелкодержавный княжеский деспотизм. Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520). Более всего Рафаэль известен как создатель нежных образов мадонн. Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Они не жалели денег для прославления родного города и своего семейства.
Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). Но в живописи он воплотил и идеал возрожденческого универсального человека (портрет Кастильоне) и драматизм исторических событий. Главным достоинством личности стали считаться гражданские добродетели.
На стыке интернациональной готики и предренессансных веяний в Бургундских Нидерландах 1-й половины XV века родилось старонидерландское искусство. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Интуиция заменяла научный подход к изображению природы.
Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Однако первое время, в 12—14 вв., антифеодальные тенденции в культуре развивались в форме чисто сословного самосознания средневекового бюргерства, утверждавшего свои интересы и свое сословное достоинство в рамках существующего средневекового общества и его культуры. Эпоха Возрождения также параллельна началу великих западных открытий. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент. В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др. ) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира. Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. Искусство Возрождения возникло в условиях переходного времени от феодализма к капитализму.
Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема. Картины становятся реалистичными.
В период его деятельности папы стали впервые публиковать индексы запрещенных церковью книг (1559 и 1562 гг. ) изъятие которых из обращения должна была обеспечить инквизиция. «В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть» (К. Наиболее известные художники этого периода — Мазаччо (1401—1428), Мазолино (1383—1440), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро Делла Франческо (1420—1492), Андреа Мантенья (1431—1506), Джованни Беллини (1430—1516), Антонелло да Мессина (1430—1479), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1447—1515). В искусстве Возрождения, заложившем основу художественной культуры будущего капиталистического общества иначе, чем в античной Греции, решался и вопрос об отражении быта, «труда и дней» граждан коммуны.
Замечательные культуры народов Азии в своей исторической эволюции не знали Возрождения. Возрождение в Италии получило в XV веке характер «паганизма», т. е. возрождения античной языческой культуры. Однако в трактовке этих сюжетов явно преобладает ренессансное начало. д. Первые мастера маньеризма — Пармиджанино, Понтормо, Бронзино — жили и работали при дворе герцогов дома Медичи во Флоренции.
В особенности дорого было открытие «грязного, запыленного» Квинтилиана, сочинение которого Поджо собственноручно переписал в 53 дня. Прежде всех других искусств преобразовалась архитектура. Религиозное по форме, а отчасти и по содержанию искусство европейского средневековья в свое время сыграло определенную прогрессивную роль в истории мировой культуры.
Искусство эпохи Возрождения носило общественный характер. В центре их искусства, обобщенного по художественному языку, образ идеально прекрасного человека, абсолютного физически и духовно, не отвлеченный от действительности, но наполненный жизнью, внутренней силой и значительностью, титанической мощью самоутверждения. Вот таким образом гениальный художник Леонардо да Винчи был и великим ученым, а работы лучших ученых и мыслителей эпохи были не только проникнуты духом своеобразной поэзии и образности, как, например, у Фрэнсиса Бэкона, но часто сокровеннейшая суть взглядов этих ученых на общество выражалась в формах художественной литературы («Утопия» Томаса Мора).
Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунок) Гольбейна Младшего, его картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мертвый Христос», 1521). (полотно «Введение Марии во храм»). Свою главную задачу они видели в борьбе с лютеранством и в искоренении свободомыслия.
о нём краткую и более подробную статьи). Все же в большинстве картин этого периода исчезает обилие фигур, настроение ликующей праздничности сменяется сдержанной грустью. Все чаще обращается теперь художник к изображению сцен смерти, как например в драматическом Распятии (1580-е годы) или более элегичном Оплакивании Христа (между 1576—1582 гг. ). 1430-1516), Джорджоне (ок. 346. ).
«Снятие с креста» — типичное произведение Вейдена. Большое значение начинает приобретать с 15 в. масляная живопись. Архитектор Андреа Палладио (1508-80) по образцам римской классики разработал стиль небольшого жилого дома (виллы), несколько столетий применявшийся другими зодчими. Франциска знаменуют пробуждение нового взгляда на мир, который еще укладывался в рамки средневековых традиций, но послужил почвой для возникновения новой художественной культуры.
Ренессанс в АНГЛИИ. Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Термин «Возрождение» начал применяться еще в XVI в. по отношению к изобразительному искусству.
Необычайно большую роль, особенно в 14—15 вв. играли заказы и самого города. Общепризнанным среди искусствоведов считается мнение о том, что картина «Рай» и «Битва при Заре» являются символами, воплощающими падение могущества патрицианской Венеции.
Итальянское и Северное Возрождение при всех своих различиях составляют как бы два русла одного и того же потока. Искусство Тинторетто становится более строгим и сдержанным. Политическая власть в них сосредоточилась в руках купцов и ремесленников Объединенные в цехи, они активно противостояли местным феодалам и способствовали отражению натиска иноземных завоевателей (прежде всего германских императоров). Среди художественных достижений Рафаэля — роспись парадных залов Ватиканского дворца.
345—346. ). Творения Рафаэля (1483-1520) отличаются удивительной чистотой, гармонией и безмятежностью, даже если наполнены действием. Городам удалось справиться с ними еще в XII веке. С конца XV века начался этап высокого Возрождения (cinquecento) и продлился относительно недолго, до начала XVI века.
Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. В «Новой жизни» он прославляет даму своего сердца, юную и безвременно умершую Беатриче. Искусство Возрождения прошло этапы раннего (XV в., соответствует времени зарождения капиталистического производства в отдельных городах Италии, Германии, Нидерландах), Высокого (90-е гг. Он называет поименно людей, зверей и птиц, с которыми ведет беседу. Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением. humanitas – человечность).
Драматург Шекспир стал совладельцем театра. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Возрождение зародилось в Италии и было связано, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений и как следствие – возникновение нового мировоззрения. Свою любовь поэт сохранил на всю жизнь.
Власть князей и баронов не была здесь такой прочной, как во Франции и в Германии. Каждый из четырех фасадов центрируется портиком, к которому ведет широкая лестница. Ведь искусство велико, трудно и благородно и мы можем обратить его во славу божью.
Медали, статуи, драгоценные камни, здания, надгробные памятники чтились, как святыня. К 1580-м гг. Архитектурные «членения» и «рельефы» свода написаны серым тоном их фон имитирует золотую мозаику.
Позже понятие «Возрождение» приобрело широкий смысл. Таковы статуи на фронтоне виднеющегося в глубине храма, несомненно навеянные прославленными фигурами надгробий Медичи, карабкающиеся на подножие колонн любопытные зрители, сходные с аналогичными фигурами в фреске Рафаэля Изгнание Илиодора. Россия была едва ли ни единственной страной, где английскую культуру знали и уважали. что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко. Его провозвестником был Франциск Ассизский.
Здесь, как нигде, напряженно протекало сложение нового жизненного порядка. Основой хозяйственного преуспевания города было развитие его торговли и производства шерсти, выдвинувших его на видное место не только в Италии, но и во всей Европе. Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер. Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье.
Более всего художника занимают вопросы передачи динамики сражения и движения персонажей. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. Позднее Возрождение и маньеризм отражают кризис ренессансных гуманистических идеалов. Правда, к этому времени относится одна из самых пышных декоративных композиций художника — плафон зала Большого Совета палаццо Дожей Триумф Венеции (1580— 1585 гг. ). Приходит интерес ко всему мирскому, безграничной красоте природы и, конечно же, человеку.
Среди нидерландских горожан было немало людей искусства: художники, скульпторы, резчики, ювелиры изготовители витражей. Петр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и в Италию. Им была чужда средневековая аскетичная система ценностей, созданная церковной культурой. Паоло Кальяри родился в 1528 г. в Вероне.
Об этом свидетельствуют народные движения начала XVI в. во многих итальянских городах и в частности во Флоренции, где республиканское правление устанавливалось дважды: с 1494 по 1512 г. и с 1527 по 1530 г. Огромный общественный подъем послужил основой расцвета мощной культуры Высокого Возрождения. По своему жанру лирика Данте находится в русле средневековой куртуазной поэзии, где объектом воспевания выступает образ «Прекрасной Дамы». Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Классической страной Возрождения была Италия, где ясно выделяются периоды так называемого Проторенессанса (предвестия Возрождения), раннего, Высокого и позднего Возрождения, причем в рамках позднего Возрождения наряду с гуманистическим искусством распространение получает упадочное маньеристическое направление, не способ-ствующее познанию действительности. Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Огромную популярность в монументальной живописи Италии получила фреска.
В самый разгар этой борьбы во Флоренции возникает литературное направление— так называемый «сладостный новый стиль». Первые три десятилетия XVI в. вошли в историю как Высокое Возрождение. Петром — разгневанным могучим старцем — приобретает жизненную убедительность.
Необычна и художественная интерпретация живописцем библейского сюжета последней трапезы Христа с апостолами, представленная в композиции «Тайная вечеря». Известные художники этого периода – Джотто, Пьетро Лоренцетти.
Лица искажены горем. Венецианская школа выступала их своеобразным противовесом и антиподом. Наиболее зрелое произведение Донателло — статуя Давида (Флоренция). Вот таким образом ценность человеческой личности определялась не только и не столько «ценой» его капитала, но и ее действительными качествами.
Необычайно большую роль, особенно в 14-15 вв. играли заказы и самого города. В Чехии, которая наряду с Италией и Нидерландами была тогда одной из самых экономически развитых областей Европы, во второй половине 14 в. возникло в недрах готического искусства реалистическое и гуманистическое художественное направление, подготовляющее появление искусства Возрождения (в частности, творчество Теодориха и Мастера Тржебоньского алтаря). Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Большое значение имела и тесная связь средневековой Италии с Византией.
Ян ван Эйк – центральная фигура начальной поры Северного Возрождения. Одно из них состоит в том. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы— краеугольный камень ренессансного гуманизма.
Первым учителем его был Антонио Бадиле. Пожалуй, наиболее ярко противоречия эпохи отразились в творчестве одного из самых значительных мастеров середины XVI столетия Луиса де Моралеса, работавшего в провинции Эстремадура.
Это создавало иллюзию бесконечности дальнейшего прогрессивного развития способностей человека. До половины XV века Возрождение было порой энтузиазма и восторженных открытий. Это движение в Нидерландах переросло в первую успешную буржуазную революцию.
Следующий этап, который, как считается, предвосхитил эпоху Ренессанса, называется Проторенессанс (trecento) и приходится на конец XIII – начало XIV века. Во-первых, широкое развитие получили сооружения светского назначения. Их создания радуют зрителя соразмерностью форм. платереско и мануэлино). Стадию позднего Возрождения проходят, кроме Италии, Нидерланды, Франция и Англия.
Каждая должна была служить образцом нового вкуса. Однако в отношении круга сюжетов изобразительное искусство Возрождения, за исключением индивидуального и группового портрета (пейзаж и историческая картина хотя и зарождались в это время, но не получили широкого развития), в основном продолжает обращаться к традиционным мотивам, почерпнутым из христианских мифов и сказаний, широко дополняя их сюжетами из античной мифологии. В позднем ренессансе было меньше иллюзий и больше реализма в понимании действительности. Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, ещё одна работа Алевиза Нового, служил образцом для так называемой архитектурной формы «восьмерик на четверике». Основы портрета нового времени были заложены именно в то время.
Неслучайно существует теория, что Возрождение началось с того, что художники перестали удовлетворяться рамками господствовавшего «византийского» стиля и в поисках образцов для своего творчества первыми обратились к античности. Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных преобразований в его духе). В начале 15 века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский ученый и архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи. Появляется интерес к античным образам. К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа».
Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Готическое искусство стало основой для Северного Возрождения. Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины.
Вместе с тем наряду с архитектурой, обслуживающей общественные потребности города, складывается абсолютно новый по сравнению со средними веками вид архитектуры, жилище богатого бюргера превращается в монументальный пронизанный духом праздничной жизнерадостности дворец — палаццо. Большое значение для расцвета гравюры имел переход от рукописной к печатной книге. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии.
20. ). Однако композиции Тинторетто не утрачивают от этого динамичности. Художники стали рассматривать искусство как отрасль знаний изучая досконально физиологию человека и окружающий мир.
В этот период Венеция становится главным очагом Позднего Ренессанса. В соответствии с этим весь материал разбит на две части. Его учеником был еще один известный художник, Луки Синьорелли, а стиль отразился на работах многих умбрийских мастеров. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г».
Он принимал участие в сооружении собора Св. Северное Возрождение (Нидерланды, Франция, Германия) Особенность искусства Северного Возрождения состоит в том, что для Италии античная культура была неотъемлемой частью национального достояния. Автор этого главного храмового сооружения – Арнольдо ди Камбио. Вот таким образом в работах североевропейских мастеров мы видим уважение к простому человеку (бюргеру), а также тщательную проработку деталей. Первый подъем новой культуры в Италии относится к XII–XIII вв. Он создал целый ряд шедевров: «Мона Лиза» («Джоконда»), «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», «Дама с горностаем». Турецкие завоевания на Востоке, открытие Америки и нового морского пути в Индию лишают итальянские города их роли важнейших торговых центров разобщенность и постоянная междоусобная вражда делают их легкой добычей крепнущих централизованных северо-западных государств.
В Америке и на других материках развитие искусства застыло на древнейшей ступени. – достигалась путем острого непосредственного наблюдения конкретных единичных явлений. Особый вопрос представляет отношение гуманистов к религии.
К быстро углублявшемуся экономическому кризису присоединилась и политическая реакция. Так, в композицию «Олимп» включен образ прекрасного молодого человека, входящего в дом и низким поклоном приветствующего хозяев. Караваджо считается основателем стиля барокко.
Здесь их ожидают прекрасные девушки. По этому пути пойдет вся последующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности. Популярными становятся cредневековая архитектура, стиль готика, которая ранее считались варварским искусством. Композиция построена по диагонали. Его именуют еще «елизаветинской эпохой».
Национальной переработке подверглось Возрождение также в Нидерландах, в Англии и Испании. Назревала необходимость перестройки, более того, разрушения старой художественной системы. Подлинный расцвет английской живописи наступил лишь в середине XVIII века. Гуманистическая направленность искусства Возрождения, его героический оптимизм, гордая вера в человека, широкая народность его образов объективно выражали интересы не только одной буржуАзии, но и отражали прогрессивные стороны развития всего общества в целом.
Творчество этого замечательного представителя венецианской художественно-изобразительной ренессансной школы складывалось и во многом было определено кризисом и противоречиями Позднего Возрождения, связанными с проблемой развития художественного метода в изображении действительности. Появляются музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры. Одновременно с ними работало много превосходных художников. Характерным примером в этом плане может служить картина «Святой Себастьян».
Сложившийся на этой почве новый художественный стиль получил название неоклассизизм. И хотя романтики чтили Рафаэля их настоящими богами были Тициан и Веронезе. Его расцвет пришелся на конец XVI — начало XVII века, достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616). Позднее Возрождение (большая часть XVI в. ) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.
Признаки буржуазной культуры и зарождение нового мировоззрения особенно ярко проявились в XV веке. С началом Реформации религиозная живопись на севере Европы попала под запрет, зато стали формироваться новые жанры, основанные не столько на переосмыслении художественных достижений предыдущих поколений (как в Италии), сколько на непосредственном наблюдении за природой, — именно, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. Гений художника воплотился в главном произведении — «Изенгеймском алтаре» (1512—1515), где мистические образы соседствуют с гуманистическими, просветленными.
У подножия массивной каменной башни качается на мутно-зеленых волнах гондола.
В глубине слева, у озера изображен тот же апостол, по велению Христа достающий из пасти пойманной рыбы статир (монету). При дворе папы Николая V жил замечательный архитектор и писатель-энциклопедист Альберти. В это же время сложилась реалистическая система в искусстве. Романо.
Для итальянских гуманистов главным было – направленность человека на самого себя. Полотно разместили на одной из стен помещения, между двумя окнами. В Византии никогда не порывали и с античной культурой. Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было граничит с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь.
Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Личность и проповедь св. Искусство итальянского Возрождения Родиной Возрождения (Ренессанса) стала Италия. деятельность которых находилась вне контроля церкви.
-1466). Если итальянское Возрождение стало началом новой городской буржуазной культуры, то Реформация, создав протестантизм, обеспечила динамичное развитие капитализма в Европе.
Личная сметка, смелость, мужественная находчивость не утратили еще своего значения. Разум— это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Правда, в средневековой литературе очень рано зародились такие полные наивного реализма жанры, как, например, «фаблио» — своеобразные сказки-новеллы, противостоящие господствующей культуре и литературе феодальной эпохи.
Порой эта борьба принимала самые обостренные формы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Рассказы о классовых боях и о борьбе партий наполняют хроники города. Возможно, что отказ слепо покориться воле учителя привел к тому, что юный Якопо был вынужден покинуть мастерскую Тициана, пробыв в ней всего лишь несколько дней. Наиболее известными скульпторами этого периода являются Донателло (1386—1466) и Лоренцо Гиберти (1381—1455). Кабот, А. Веспуччи — были итальянцами.
Назревала необходимость перестройки, более того, разрушения старой художественной системы. В город каналов и гондол, отделенный морем от остальной Италии, Возрождение пришло позже. Восстанавливается античный Рим. Искусство Италии В ХVП в. Италия потеряла экономическое и политическое могущество.
Значение его всеобъемлющей деятельности, научной и художественной, стало ясно только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259—1344), Симоне Мартини (1284—1344) и (в первую очередь) Джотто (1267—1337) при создании полотен традиционной религиозной тематики отталкивались от традиции интернациональной готики, однако начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Появляются первые портреты итальянского Ренессанса, занимающие место икон. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными.
С этой целью был основан в 1540 году орден иезуитов, преобразована и активизирована инквизиция (1542 г. ) и созван заседавший почти двадцать лет Тридентский собор (1545—1563 гг. ), который начало организованному наступлению на гуманизм и ренессансную культуру. Основным его жанром были фресковые росписи. Дюрер, Книга о живописи.
Но человеческая душа раскрывается глубже во всех ее тайнах. Его изображения Девы Марии – нежные, женственные и при этом идеальные в своей непорочности – заложили традицию на века. Ярким примером тому служит картина, названная «Спасение Арсенои». Ещё до Флорентийской унии (1438) и падения Константинополя (1453) жил первый гуманист – Петрарка (1304 – 1374), с которого обычно и начинают эпоху Возрождения. Ряд издателей в Италии, Нидерландах, Германии создают неповторимые по своему высокому мастерству художественные издания, как эльзевиры, альдины (их названия происходят от имен известных типографов-издателей того времени). происходит бурное развитие городов, среди которых славились Брюгге, Гент, Ипр.
Не случайно на смену критериям церковной морали, на смену двойственному и далекому от жизни идеалу человека средневековья — или аскету-монаху или воину — рыцарю «без страха и упрека» с его кодексом феодальной рабской верности сюзерену — приходит новый идеал человеческой ценности. Но картины вместо икон впервые стал создавать крупнейший мастер Проторенессанса Джотто. С середины 60-х годов наступает творческая зрелость художника.
Его завоевания нам уже известны. Так родился абсолютно новый подход к периодизации истории, принятый и в настоящее время. С этого же времени рядом с ним стали вновь процветать барокко и рококо.
Джотто спроектировал кампанилу Флорентийского собора, тем самым продолжив работу Арнольдо.
Братья Лимбурги работали при дворе французского герцога Беррийского. Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Ярко передает художник беспомощность человека перед могучей силой стихии. Термин «Возрождение» обозначает весь комплекс явлений культуры, характерных для данной исторической эпохи.
В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды. Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Комната кажется высокой, хотя в реальности её высота не превышает 7 метров. Возрождение – новый этап в истории мировой культуры.
Захват и разграбление Рима испанскими войсками (1527 г. ) и падение республики во Флоренции (1530 г. ) открыли новый этап в истории Италии XVI столетия. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. «Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. Купец Гирьяко всю жизнь с умилением собирал рукописи, странствуя по всему свету.
Рыцарь принимает в объятия спускающуюся по веревочной лестнице Арсиною. Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, художник и поэт. В Северных Нидерландах (в Голландии) развивались традиции идущие от Ван Эйка и Брейгеля, а во Фландрии развивались итальянские традиции живописи. Отсюда брали начало тенденции, которые вели к барокко и романтизму. Классической гармонии живопись достигает в творчестве Рафаэля.
Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Там, где она наступает, уже давно уничтожено крепостное право и поблекла блестящая страница средневековья — вольные города» (К. Перед смертью он каялся в пренебрежении к своей плоти, видя в умерщвлении ее тяжкий грех. Её торжественно установили перед зданием городского совета.
Развивается портретная живопись и становится одним из важных достижений Возрождения. В этих условиях позднего, завершающего этапа Возрождения, возникает «трагический гуманизм», раскрывающий более глубоко противоречия между человеческой личностью и окружающим ее обществом, осознается жестокий разрыв между ренессансными идеалами и враждебными антигуманистическими силами, начинающими побеждать в обществе. Его крупнейшим представителем был Данте.
Те, кто не был чем-то занят, успели выразить свои чувства: один прижимает руки к сердцу, другой с удивлением откидывается назад, третий возмущенно взмахивает руками. Вручение монеты сборщику изображено в правой части фрески. Мрачная атмосфера харчевни передана здесь предельно реалистично. Первые произведения Данте – «Новая жизнь» и «Пир» – представляют собой лирические стихи любовного содержания, посвященные его возлюбленной Беатриче, которую он встретил однажды во Флоренции и которая через семь лет после их встречи умерла.
Архитектура и скульптура вплоть до XVI в. развивались в рамках готического стиля. 20. ). Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год).
Один из них – Донателло (ок. "Давид" (1430-е гг. ) – изящно выполненный из бронзы торжествующий победитель, поставивший ногу на отсеченную голову поверженного Голиафа, – стал первым со времен античности скульптурным изображением свободно стоящей человеческой фигуры в натуральную величину. Яркое подтверждение тому — такие его композиции, как «Оплакивание Христа» (между 1576-1582) и «Похищение Европы» (1580).
В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Основное в романтическом произведении – чувства и фантазия автора. Еше более ярким примером могут служить варианты картины «Коронование терновым венцом», посвященной эпизоду из жизни Христа. Дневники, письма, трактаты, т. Л. —М., 1957, стр. В 15 в. ренессансная культура проникла и в Венгрию.
В своем гимне он прославляет творца со всей его тварью, солнце, луну, звезды, ветер. Этот прием и использует мастер в «Тайной вечере». Появляются различные жанры светского музыкального искусства— фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Лука Маренцио, Якоб Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (Клеман Жанекен, Клод Лежён). В 16 в. в культуре Чехии получило развитие искусство позднего Возрождения.
Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в. ) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. Возрождение прошло через несколько этапов. Однако все они в оцепенении застыли, когда услышали слова Христа. Здание перекрыто четырехскатной крышей, врезающейся в цилиндрическое основание купола.
Ко второму направлению принадлежат очень разные мастера. Пьесы Шекспира (всего их насчитывается 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской». Решающей боевой силой в нем было крестьянство. Родиной Возрождения стала Флоренция. Борьба с феодализмом приобрела вот таким образом более острые формы.
Несмотря на нарастание моментов непосредственно реалистического изображения действительности искусство средневековых городов в целом сохраняло религиозный и условно-символический характер. Более богатым становится декоративное обрамление: растения, зверьки, портреты участников работы, небольшие ниши с фигурами ветхозаветных персонажей. На первом этапе развития Возрождения личный труд ремесленника, особенно в области производства предметов домашнего обихода, еще не был полностью вытеснен, уничтожен мануфактурой, лишь делавшей свои первые шаги. Однако при внимательном рассмотрении проявляется более глубинный смысл картины.
Главным открытием века стало осознание неповторимой ценности человеческой личности. Renaissance) – восстановление, античной образованности, возрождение классической литературы искусства, философии идеалов древнего мира искаженных или забытых в «тёмный» и «отсталый» для Западной Европы период Средних веков. Ее часто используют при оформлении книгопечатных изданий. Развивается скульптурный портрет. Изменяется и живописная манера художника.
XV в. – первая треть XVI в. ) и позднего Возрождения (вторая половина XVI в. ). Одним из первых отказался от «византийской манеры» и стал использовать во фресках светотеневую лепку фигур Пьетро Каваллини. Под идейным знаменем Реформации проходили крестьянские войны 1524—1526 гг. Перемещение внутри страны капиталов из торговли и промышленности в земледелие и постепенное превращение буржуазии в сословие земельных собственников способствовало распространению феодальной реакции. Их отношение к наследию Ренессанса сложно. Более того, реалистическое искусство Возрождения открывает собой, по существу, первый этап в истории искусства нового времени.
Итальянцы называли себя «латинами» и считали себя потомками древних римлян. Он был, по выражению Энгельса, «не только великим живописцем, по и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики». В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в. ) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения.
В своем раннем произведении «Новая жизнь», написанном на итальянском языке, Данте рассказывает историю любви к Беатриче, начиная с их первой встречи, когда они были еще совсем детьми и до смерти возлюбленной, когда ей исполнилось 18 лет. Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519), который соединял в себе множество талантов — живописца, скульптора, архитектора инженера, оригинального мыслителя. Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Сложные ракурсы и необычные эффекты перспективы более не привлекают его. Его картины обладают высоким реализмом.
Это век гуманизма, веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Термином "Возрождение" (или "Ренессанс") именуют время великих культурных перемен XV-XVI вв., которые начались в Италии и со временем охватили почти всю Европу. История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров.
Русских мастеров не было. Поздние работы Гуса все более приобретают черты дисгармонии смятения, душевного надлома, трагизма, разобщенности с миром, являясь отражением болезненного состояния самого художника («Смерть Марии»). Такие чувства, как тоска, меланхолия, печаль в произведениях одних художников мирно уживаются с изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров в произведениях других художников. Подводя итоги, следует отметить, что Возрождение в Италии и Реформация в Северной Европе могут, как это и делал Н. Бердяев, рассматриваться в качестве этапов переходного периода, знаменовавшего окончание в историческом масштабе одного типа цивилизации (космогенной, традиционной) и начало новой, техногенной цивилизации. Восприятие реальности проверяется опытом, контролируется разумом.
Рисунок жесткий, фигуры представлены в резких ракурсах. «В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть» (К. Тинторетто скончался 31 мая 1594 г. и был похоронен в Венеции. Время ее создания относится к 50-м гг. Новый характер в эпоху Возрождения приобретает и прикладное искусство.
Особый интерес художники-венецианцы обращали на цвет и колорит. Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIVвеке. —1464).
Хотя в Италии эпохи кватроченто с интересом следили за достижениями нидерландских художников итальянское влияние стало проникать в эти края только в 16 веке, когда баварец Альбрехт Дюрер ездил совершенствовать своё искусство в Венецию, а в Нидерландах сформировалась школа антверпенского маньеризма, к которой принадлежал, в частности, Мабюз. Сам термин «Возрождение» появился уже в 16 в., в частности у Вазари, автора знаменитых жизнеописаний итальянских художников. В разных странах оно проявило себя по-разному. Творчество Тинторетто сложно. Но уже во второй половине XV в. Венеция явила миру великих Джованни Беллини (ок. В Европе объявляется поход против гуманизма во всех его проявлениях. Большую роль в них начинают играть контрасты масс света и тени.
Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд». Развернутое изображение той среды (природной или бытовой), на фоне и в тесной взаимосвязи с которой живет и действует человек имело для творчества художников Возрождения несоизмеримо большее значение, чем для их античных предшественников. Среди подобных произведений особое место в искусстве занимает полотно «Битва при Заре», датированное приблизительно 1585 г. Основное внимание автора как и в «Распятии», направлено на изображение большого скопления людей. Еще меньше нового происходило в эти годы за пределами Европы.
Государственной религией стал кальвинизм. В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Здесь рано возникли трения между крупной и мелкой буржуазией.
В результате смысл картины становится высвеченным, заостренным и более ясным. Эпоха Возрождения вытесняет аскетизм, характеризующий средневековую эпоху. Вот таким образом стили в искусстве (барокко, рококо, классицизм), которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом в несколько лет.
В духовной жизни последовали значительные изменения. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры. Таких художников стали называть «малые голландцы». Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку— у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (Андреа и Джованни Габриели).
Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера (1483—1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Интерес к точным наукам, античному наследию и итальянскому Возрождению проявился в Нидерландах уже в XV в. В XVI в. с помощью своих «поговорок» (1500) Эразм Роттердамский «разболтал тайну мистерий» эрудитов и ввел живую исполненную свободолюбия античную мудрость в обиход широких кругов «непосвященных». Античное наследие давало себя знать в Италии сильнее, чем в других странах. Живопись центральной Италии развивается вокруг религиозных сюжетов. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». Его завоевания нам уже известны. Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна». Однако ее развитие было прервано после разгрома страны турками.
Ян ван Эйк— центральная фигура начальной поры Северного Возрождения. «Мадонна с щегленком» и «Мадонна в кресле» мягки, человечны и даже обыденны в своей человечности. Наиболее известны из них возникшая в 1542 году витрувианская академия в Риме, основанная Вазари в 1560 году во Флоренции академия рисунка и Болонская академия братьев Карраччи (1580 г. ), положившая начало новому этапу в развитии европейского искусства. (protorenaissance). 347).
Особенно охотно писал художник сюжеты с изображением пиров и празднеств. Начало самостоятельного развития искусства относится к концу XIV в., когда нидер-ландские провинции были насильственно собраны воедино под властью бургундских герцогов (1363–1477) в независимое «промежуточное» (Энгельс) государство, расположенное между Францией и Германией оно включало Фландрию, Голландию и многочисленные провинции между Маасом и Шельдой. Великий скульптор и художник флорентиец Микеланджело Буонаротти (1475-1564) четыре года расписывал потолок Сикстинской капеллы библейскими сюжетами, начиная от сотворения человека. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры.
С помощью оригинальной конструкции он с блеском выходит из сложной ситуации. Это течение получило название Северное Возрождение. Однако решающее значение, определившее исключительную роль Италии в формировании культуры и искусства Возрождения имело то обстоятельство, что именно в Италии наиболее последовательно развились экономика и культура средневековых городов-государств и уже в 12 -15 вв. «Свидетельство моей честности и верности — моя бедность», — писал Макиавелли в подтверждение своих выводов. У него размашистая широта кисти становится блистательно бравурной, пишет он много и быстро – монументальные композиции, плафоны, большие картины, наполненные и переполненные фигурами в головокружительных ракурсах и с самыми эффектными, перспективными построениями.
Это период усиления феодальной реакции. 1. 1. В эпоху Возрождения существенно изменились человеческие ценности.
Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Вот таким образом пессимистические настроения так часто появляются в поздних работах художника. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II— человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. В густой тени, падающей от башни, поблескивает доспех рыцаря и белеют нагие тела женщин.
Хотя одновременно во Фландрии были и другие выдающиеся художники, но они все позиционируются искусствоведами как «круг Рубенса» «школа Рубенса», как планеты, вращающиеся вокруг солнца Рубенса. Деятели искусства расширяют свой идейный кругозор и интересуются космосом. Важным вкладом в культуру позднего Ренессанса явились искусство и литература Испании. Марка» (1548).
Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) художник Джордже Вазари писал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период средневековья. Она установила основные каноны вкуса в искусстве. Ее расцвет был связан с тем периодом, когда устои феодального общественного уклада жизни и мироощущения были (по крайней мере в городах) основательно расшатаны, а буржуазно-капиталистические отношения еще не сложились во всей их торгашеской прозаичности, со всей их подлой «моралью» и бездушным лицемерием.
Связь с наукой в эту эпоху имела своеобразный и очень органический характер. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Так, например, в Нидерландах не было этапа Высокого Возрождения.
В то же время, благодаря постоянному перемещению промышленности в деревню, капиталистическое развитие захватило в Нидерландах более глубокие пласты общества, заложив основы для дальнейшего общенационального единства и укрепления корпоративного духа, связывавшего между собой определенные социальные группировки. Широкое развитие в монументальной живописи получила (особенно в Италии) фреска (Джотто, Мазаччо, Рафаэль, Микеланджело). Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Дневники, письма, трактаты, т. П, Л. —М., 1957, стр.
Эпоха Возрождения объединила их. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. Во время Ренессанса, по словам Лютера именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах». Началось возвращение к забытым достижениям античной культуры.
Большой вклад в его создание внес величайший писатель того времени Данте Алигьери (1256–1321). В течение долгого времени живопись не занимала в культуре Британии ведущее место. 345-346. ).
Новые исследования происходят и в других областях, относящихся к науке, природе и миру. В своем творчестве Леонардо стремился выразить дух ренессансного человека. Однако, внося в общее повествование бытовые реалии, художник тем самым не пытается решить какую-либо художественную задачу (как, например, раскрытие характера героя).
В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Зарождается пейзажная и историческая живопись, воздвигается портрет. Позднее маньеристская мода распространилась по всей Италии и за её пределами. Личная сметка, смелость, мужественная находчивость не утратили еще своего значения.
Это событие положило начало эпохе угасания. В это время шел процесс европеизации во всех областях русской жизни. Самым ярким представителем фламандского искусства стал Питер Пауль Рубенс (1577-1641) – основоположник стиля барокко в живописи.
Отсюда критические тенденции нидерландского Возрождения, проявляющиеся в расцвете экспрессивного и иногда трагического гротеска в искусстве и литературе, часто скрывающиеся под маской шутки «чтоб истину царям с улыбкой говорить» (Эразм Роттердамский. 50-е годы были годами исканий. Пафос разума, вера в его. Особенности исторического развития Нидерландов обусловили своеобразную окраску искусства.
Так, великий художник немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер, высказав предположение, что ряд древних трактатов об искусстве не дошел до его времени, так как «эти благородные книги при появлении церкви были искажены и уничтожены из ненависти к языческим идолам», замечает далее, обращаясь к отцам церкви: «Не убивайте со зла благородного искусства, которое было найдено и накоплено с великим трудом и старанием. Это вероучение не признавало икон и вообще церковного искусства. Но эта опасность сказалась пагубно на прикладных искусствах лишь значительно позднее. -Жан Фуке – ( 1420 – 1481) -Жан Клу - ( 1475 – 1540) Искусство Германии Возникновение культуры Возрождения запоздало в Германии как по сравнению с Италией, так и по отношению к Нидерландам. Она не сводилась лишь к использованию возможностей математики, экспериментальной анатомии, естественных наук в целом для совершенствования мастерства живописцев, ваятелей, зодчих.
В этот период в творчестве Микеланджело отражается усугубляющийся трагизм его мировосприятия (образы капеллы Медичи, особенно «Ночь», «Страшный суд» и фрески капеллы Паолина). В Чехии, которая наряду с Италией и Нидерландами была тогда одной из самых экономически развитых областей Европы, во второй половине 14 в. возникло в недрах готического искусства реалистическое и гуманистическое художественное направление, подготовляющее появление искусства Возрождения (в частности, творчество Теодориха и Мастера Тржебоньского алтаря). Если в течение 5-14 вв.
Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг. Они стремились к раскрытию богатств, присущих самой живописи. Будучи воскрешением античной цивилизованности, Возрождение оказало непосредственное, громадное влияние на искусство, произведя глубокий переворот в развитии живописи, скульптуры и в особенности, архитектуры.
И уже во второй половине XVI в. возникают тенденции антиманьеристического искусства. Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Сумерки. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд»: «Многих это моё искусство сделает дураками». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности. Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др.
Оно тесно граничит с понятием «Возрождение», но не равнозначно ему. Возвратившись к теме, много раз привлекавшей его, он решает ее иначе, чем раньше.
Помимо Италии, развитие искусства и живописи имело важное место и в других странах Европы. Новое положение художника в обществе таило в себе и опасность разрыва между «высоким» и «ремесленным» искусством. В 1590-е годы на смену маньеризму приходит искусство барокко (переходные фигуры — Тинторетто и Эль Греко). В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Голландским художникам поневоле пришлось отказаться от религиозных тем и искать новые.
Художественные открытия Итальянского Ренессанса приживались в Германии трудно. В 1485 году Иван III поручил строительство Теремного дворца в Кремле Алевизу Фрязину Старому. Живопись насыщена неповторимым стилем.
В конце XVI в. кризис усиливается. На вторую половину XV в. приходится творчество мастера исключительного дарования Гуго ван дер Гуса (около 1435—1482), жизнь которого в основном прошла в Генте. Их эстетические идеалы с точки зрения всемирно-исторической не были заблуждением. Появились портреты, которых вовсе не рисовали в Средние века, карикатуры. То же самое можно сказать о фламандских художниках Рубенсе и Ван Дейке.
Через Венецию прошел Велас- кес. В 1594 году, незадолго до смерти, Тинторетто закончил большую Тайную вечерю для церкви Сан Джордже Маджоре. Образ простой горожанки, возвеличенной любовью поэта, он проносит через всю жизнь. в Германии, Нидерландах и Английская революция. По сравнению со средневековьем произошло и решительное обмирщение прикладного искусства.
Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. Большое значение имела и тесная связь средневековой Италии с Византией. Освобождение от церковной схоластики и догматики способствовало подъему науки. Крупными центрами ремесленного производства становятся Флоренция, Сиена, Милан.
Осознание того, что насту пила новая историческая эпоха, стало наиболее оригинальной чертой итальянского Возрождения. Кажется, сама природа содействует, помогает людям. ХVI в. Франциск I переводит двор в Париж – историческую столицу Франции. В странах Северной Европы не было античных памятников. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты. У художников, продолжающих традиции Высокого Возрождения, усиливается тяга к декоративности и пышности (Веронезе), нарастают субъективизм и спиритуализм. Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя.
15 в. — начало 16 в. ). Искусство становится более регламентированным, придворным. Почти полностью исчезла мозаика, дающая возможность достижения исключительно сильных и богатых цветовых и световых эффектов, но менее, чем фреска, приспособленная для реалистической передачи объемов и их размещения в пространственной среде, для изображения сложных ракурсов. Мастера изобразительных искусств демонстрируют свое собственное стремление к новым методам и знаниям. Мир романтиков таинственен, противоречив и безграничен. В знаменитом споре «старых и новых» художников последние опирались на пример Венеции. Он является так называемой первой ступенью в подготовке к возникновению Ренессанса.
К тому же поколению, что и Гиберти, принадлежал еще один флорентиец, великий зодчий раннего Ренессанса Филиппе Брунеллески (1377-1446). В центре свода изображено круглое окно, сквозь которое видно голубое небо, а льющийся из него «свет» будто бросает блики и тени на фигуры у балюстрады окна и «рельефы» свода. Он призывал к отречению от богатства, к жизни, полной лишений его называли «бедняком» (poverello).
Все перемены в наибольшей степени проявилось в творчестве людей искусства. Образы полны тревоги, беспокойства, напряженности. Период Ренессанса тесно связан с возникновением новых стилей и техник живописи в Италии. Разнородные в этническом, экономическом и политическом отноше-ниях, говорившие на различных наречиях романского и германского происхождения, эти провинции и их города не создали единого национального государства до конца XVI в. Вместе с бурным экономическим подъемом, демократическим движением вольных торгово-ремесленных городов и пробуждением в них национального самосознания расцветает культура, во многом сходная с итальянским Возрождением. Веронезе — один из самых блестящих колористов Венецианской школы. В эпоху Возрождения понятие «гуманизм» обозначало также комплекс знаний о человеке, о его месте в природе и обществе.
Особняком в эпоху раннего Возрождения стоит творчество художника Сандро Боттичелли. Ведь искусство велико, трудно и благородно и мы можем обратить его во славу божью. Пути искусства живописного направления в Синодальный периодА. Центральной фигурой в искусстве барокко в Италии является Лоренцо Бернини (1598-1680).
Искусство знаменитого мастера является ярким примером выражения самобытности и творческой индивидуальности художника. Здесь все выглядело так, будто стрелка истории навеки остановилась. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» — одну из его величайших загадок. Реформация дополнила и своеобразно развила ренессансные идеи.
На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Все это было блестящим завершением готической эпохи.
В произведениях его исчезают внешняя аффектация и театральность. «Я мыслю, следовательно, я существую», – утверждал один из основоположников этого учения Рене Декарт.
Наряду с понятием «Возрождение» широко используется понятие «гуманизм», производное от латинского humanis — человеческий. Нидерландское искусство приобрело более демократический характер, чем итальянское.
Среди этих провинций лидировала Голландия, вот таким образом так стали называть и всю страну. Из представителей других итальянских школ ближе всего к Венеции был Леонардо. Действие происходит в огромном мраморном дворце величественной палладчанской архитектуры. Если к северу от Альп (Нидерланды, Германия) новый тип архитектуры ренессансного города на первых этапах создавался в основном путем переработки готической архитектуры в духе большей гармоничности и повышенной праздничности форм, то в Италии разрыв со средневековой архитектурой носил более открытый и последовательный характер. Им мало было реалистического правдоподобия и достоверности.
Одновременно с ними работало много превосходных художников. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). Портреты северных художников (например, Гольбейна) лишены гармонизации и идеализации действительности, которые свойственны их северным собратьям в своей реалистичности они доходят до натурализма. Итальянцы с их передовыми технологиями могли повлиять на появление каменных шатровых крыш (деревянные шатры были известны в России и Европе задолго до того). Вот таким образом ценность человеческой личности определялась не только и не столько «ценой» его капитала, но и ее действительными качествами.
Картина в целом характеризуется завершенностью и целостностью композиционного построения. Но величествен образ «Сикстинской мадонны», символически соединяющий небесный и земной миры. Основоположником скульптуры Возрождения был Донателло.
Искусство и культура этого времени очень разнообразны. От мастеров им, подобно другим буржуа, был в первую очередь нужен декор – богатый яркими красками и бросающийся в глаза хорошо прописанными деталями. В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии.
Рафаэль родился в Урбино, в семье живописца, который был первым его учителем. По словам итальянского художника, архитектора и историка Джорджо Вазари (1511-1574), растет не только уважение к искусству и классической античности, но и желание учиться у природы, подражать ей. Человек предстаёт в образе героя, абсолютного как духовно, так и физически. Возрождение культуры североевропейских народов произошло в Средние века, в эпоху готики. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения.
В эпоху Дученто (XIIIв. ) в Италии вместо литературного языка средневековья— латинского— постепенно формируется народный язык— итальянский. Итальянский Ренессанс был источником для Северного Возрождения и Реформации. Папы Юлий II (1503—1513 гг. ) и Лев X (1513—1521 гг. ) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства.
Художники любили изображать архитектуру, природу, фрукты, одежду, женскую красоту: сияние кожи, золотистые волосы, пышные формы. Это положило начало для возникновения двух стилевых направлений: барокко и маньеризм.
Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVI века. Это «не очеловеченный бог античности, а обожествленный человек новой эпохи» (Н. Пунин). 15 в. ). Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (1528—1588), — художник праздничной, нарядной и богатой Венеции. Освободительное движение не ограничивалось городами.
Сам термин «Возрождение» появился уже в 16 в., в частности у Вазари, автора знаменитых жизнеописаний итальянских художников. Своими особыми путями шла эволюция искусства Возрождения в Польше. -Франс Снейдерс – (1579 -1657) Искусство Голландии В конце XVII в. жители северных Нидерландов после многолетней войны за освобождение от власти Испании провозгласили независимую республику Соединенных провинций. В конце 13-го века был возведен собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция).
Своеобразным очагом искусства Возрождения XV–XVI вв. в бытовом жанре, портрете интерьере, пейзаже. В 1580-х годах в творчестве Веронезе появляются новые черты.
С середины XVI века в Венецию стекаются представители наиболее прогрессивных сил Италии. Эти особенности восприятия мира проявились в нидерландской живописи и графике XV и XVI вв. Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви.
Рим стал чем-то вроде Афин во времена Перикла и переживал невероятный подъем и строительный бум. Противопоставляя себя Средневековью, гуманисты обращались как к своим прямым предшественникам к мастерам древнего мира, а тысячелетие между своим «новым» временем и античностью обозначили как безымянные «средние века». Королевской власти подчинялась и религиозная жизнь страны. -Потолочный плафон визуальными средствами сделан так, что создается впечатление, будто «аркады» колонного зала несут нервюрный свод, поднимающийся вверх и завершающийся куполом. Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны.
Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях. Необычайно многогранный художник, в некоторых произведениях тесно соприкасавшийся с Тицианом и Веронезе, он гораздо острее, чем большинство его современников, чувствовал трагизм своей эпохи и искусство его отразило близость грядущих перемен. Новые веяния неравномерно проявлялись в различных видах искусства. Это период с 1420 по 1500 гг. Именно этот временный социально-исторический фактор, а не мифическое «превосходство» белой расы, как пытались утверждать буржуазные реакционные идеологи и апологеты колониальной экспансии, обусловил важный вклад Европы начиная с эпохи Возрождения в мировую художественную культуру.
Одежды то бессильно повисают, то закручены вихрем. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500года. Но используя эти приемы, Тинторетто подчиняет их своему замыслу.
Их граждане гордились своими завоеваниями. Исследователи отмечают отвлеченность и утонченный интеллектуализм в работах художника, его стремление к созданию мифологических композиций с усложненным и зашифрованным содержанием («Весна», «Рождение Венеры»), Один из жизнеописателей Боттичелли говорил, что его мадонны и венеры производят впечатление утраты, вызывая в нас чувство неизгладимой печали Одни из них утратили небо, другие— землю. - Рембрандт Харменс Ван Рейн – (1606 – 1669) Искусство Франции В XVII в. во Франции установилась особая форма государственного правления – абсолютная монархия.
Ее расцвет был связан с тем периодом, когда устои феодального общественного уклада жизни и мироощущения были (по крайней мере в городах) основательно расшатаны, а буржуазно-капиталистические отношения еще не сложились во всей их торгашеской прозаичности, со всей их подлой «моралью» и бездушным лицемерием. Во Франции эпоха Возрождения оставила памятники в виде причудливо декорированных луарских шато с готическими наклонными крышами эталоном французского ренессанса считается Шамборский замок Франциска I. В елизаветинской Англии архитектор Роберт Смитсон проектировал рационально-прямолинейные особняки с огромными окнами, заливавшими интерьеры светом (Лонглит, Хардвик-холл).
Однако выражаемые поэтом чувства уже принадлежат Возрождению. Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности. Большое распространение получила скульптура. В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции.
Переход от темперы к масляной живописи позволял художником более рельефно и разносторонне передавать многообразие, глубину и блеск предметного мира.