Важнейший шедевр базилики— «Вознесение Девы Марии»Тициана, была заказана ему отцом Германо да Касале и представлена 20 мая1518 года. Видео уроки бесплатно Тициан, Вознесение Девы Марии для начинающий и практикующих зрителей которые желают обучатся дома. Впервые Тициан заявил о себе алтарной работой «Вознесение Марии», которая была сделана им для базилики Фрари в Венеции.
Название Фрари базилика получила, так как во времена Тициана она представляла собой францисканский монастырь Санта Мария деи Фрари, т. е. И действительно из внимательного рассмотрения картины явствует, что речь идёт о «браке левой руки». О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского».
Картина произвела ошеломляющее впечатление на венецианцев и вызвала немало споров. Он был буквально завален заказами, главным образом, от частных лиц, на картины небольшого формата на евангельские темы, аллегорические и мифологические композиции, портреты. Размер картины 690 x 360 см, дерево, масло.
Над темным морем он несет её на Крит. Но почему Возрождение. Был администратором епархий Корнето, Монтефиасконе и Пармы. Этот рассказ Мюссе лишен исторической достоверности, так как Мюссе пишет, что в Болонье в то время император Карл V встречался с Папой Римским Павлом III (Павел III стал Папой лишь 13 октября 1534 года, а Тициан находился в Болонье с ноября 1532 по март 1533). После смерти Чечилии Тициан больше не женился.
У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица. Это и Джорджоне и Веронезе.
Появившееся в IX веке апокрифическое послание Псевдо-Иеронима говорило о вознесении души (но не тела) Марии на небо и посмертной нетленности её тела. Это удивительное свойство и помогло художнику создать грандиозную картину Царства Божьего на земле. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». В католической церкви термин «базилика» имеет не только архитектурное, но и каноническое значение: храм, который имеет особые привилегии, данные ему Папой Римским.
«Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Очень дорого стоили краски, содержание мастерской, работа подмастерьев. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Ранние биографии называют учителем Яна его старшего брата – живописца Хуберта ван Эйка (около 1370–1426).
Природа гор, красота и суровость этого края наложили сильный отпечаток на его характер. Художник пробыл в Болонье с императором до марта 1533 года. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной.
Холст прочен, он хорошо выдерживал влажность и разность температур.
Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена»Скудные свидетельства о кончине Божией Матери начинают появляться у отдельных церковных писателей только после IV в. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успенини Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Он прожил по тем временам очень долгую жизнь, почти 90 лет. Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. 10 мая 1533 года Карл V возвел Тициана в дворянское достоинство.
Позднее, уже в XIX веке, французский писатель Альфред де Мюссе в своем рассказе «Сын Тициана» украсил пребывание Тициана в Болонье легендарными подробностями, в частности, что Карл V якобы на глазах у изумленных придворных поднял кисть, оброненную Тицианом, сказав: «Тициан достоин того, чтобы ему прислуживал император» (le Titien m. rite bien d. tre servi par C. sar). Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». их не было.
Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием. Это торжество Матери, которая стремится к Сыну и перед ней нет никаких преград. Это складень и раньше его створки открывались только на праздники.
Он держится величественно и с достоинством, он понимает свою значимость. Творчество Яна ван Эйка открывает эпоху Северного Возрождения. Св. Такие браки заключались между неравными по социальному положению в обществе супругами. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Термин «ars nova» (новое искусство), предложенный историком и теоретиком искусства Эрвином Панофским в его книге «Ранняя нидерландская живопись» (1953), гораздо лучше характеризует это необыкновенное явление, давшее миру такие имена, как Ян ван Эйк, Иероним Босх, Ганс Гольбейн, Питер Брейгель Старший и Питер Брейгель Младший.
В 1524 году он был посвящен в сан епископа Остийского и стал кардиналом деканом. Разве ощущается здесь влияние Античности. Ученик Тициана Пальма Младший описал, как долго и тщательно работал старый мастер над этими картинами, нанося мазок за мазком, оценивая результат с некоторого расстояния и нередко втирая краски пальцами. Именно в Болонье Тициан нарисовал портрет Карла V с собакой, который ныне находится в музее Прадо в Мадриде.
Едва завершив работу над Ассунтой, Тициан получил новый большой заказ: семья Пезаро поручила ему написать большой алтарный образ для одной из боковых капелл той же церкви. Венецианские художники отличались особенным оптимизмом и чувственным восприятием мира. Однако Тициан отказался от предложения и вернулся в Венецию. К моменту официального оформления церковного брака у них уже было двое детей. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Они ничем не отличаются от людей.
В юности Алессандро Фарнезе вел светский образ жизни, он имел 4 детей и несколько внуков, двух из которых возвел в кардиналы. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. принадлежала ордену францисканцев, официальное название которого было «Меньшие братья», а на венецианском диалекте слово «frari» – означает «братья». «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. И характерно, что именно эту картину он, по преданию, держал в руках на смертном одре.
Тициан известен своими полотнами «Венера Урбинская» (1538 год, Уффици, Флоренция), «Даная» (1554 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), алтарной картиной «Вознесение Марии» (1518 год, базилика Фрари, Венеция) и другими шедеврами. Если это предположение верно, то Тициану можно только позавидовать. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Послание Псевдо-Августина также говорило о телесном вознесении (и души и тела). Он состоит из двенадцати частей, четыре из которых располагаются на неподвижной центральной части, а остальные – на внутренних и наружных створках.
Сам Карл V неплохо рисовал и любил наблюдать за тем, как работает Тициан. После венчания, уже в законном браке, Чечилия родила ему еще двоих детей и умерла через пять лет после венчания, в 1530 году. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Его жену звали Чечилия.
С дипломатическими поручениями посетил Испанию (1427) и Португалию (1428–1429). Этот второй портрет Павла III работы Тициана был так схож с оригиналом, что, как сообщает Джорджо Вазари в письме к своему другу Бенедетто Варки от 12 февраля 1547 года, «когда прохожие видели портрет, освещенный лучами солнца в окне папского дворца, они кланялись ему, думая, что видят самого Папу». Присутствуют на картине и красные тона. Св. В 1420 году состоятельные горожане Гента, Йодокус Вейдт (Юдокус Вийд) и его супруга Изабелла (Лисбет) Борлют на свои деньги начали строительство алтаря в церкви Иоанна Крестителя, которая позднее стала кафедральным собором.
И картинам в этом городе угрожала та же опасность. Никогда прежде церковные каноны не были трактованы так смело, с такой экспрессией. В кафедральном соборе Гента сохранился знаменитый Гентский алтарь, который по праву может быть назван одним из чудес света. Она расположена на Кампо деи Фрари в центре района Сан Поло. Он родился в небольшом городке в Тирольских Альпах.
Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием3. Эйк (Eyck) Ян ван – нидерландский художник, один из основоположников искусства Северного Возрождения родился около 1390 года, Маасейк, вблизи Маастрихта (Нидерланды), умер 9. 07. 1441, Брюгге. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. После написания ее художник получает официальное общественное признание.
Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов. С 1430 года жил в Брюгге. Вот таким образом слово «Северное» вопросов не вызывает. Во времена Яна ван Эйка Фландрия вместе с городом Гентом входила в состав Бургундского герцогства.
В конце жизни он основал аббатство близ города Гента, где и скончался. Точная дата рождения Тициана неизвестна, так как, желая казаться солиднее, он сам прибавлял себе годы. Написать алтарный образ было поручено братьям ван Эйк. Надменный взгляд изображенного на картине молодого человека, его тонкие губы, маленькие бесцветные глазки не оставляют сомнения – это лицо негодяя. Образ Магдалины, по-видимому, созвучен тем переживаниям, которые он испытал. Все, конечно, помнят эрмитажную «Кающуюся Марию Магдалину», которая является творением уже зрелого художника.
В этой картине много новаторских решений. Ее сопровождают множество маленьких ангелочков. Павел III (Paulus), Алессандро Фарнезе (Alessandro Farnese)– Папа Римский (13. 10. 1534 – 10. 11. 1549).
Здесь каждый цветок, каждое дерево изображены с большой любовью и вниманием к деталям. 6мая 1432 года величественный Гентский алтарь был освящен. Он писал портреты венецианских вельмож, духовных лиц и даже королей.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Появившееся в IX веке апокрифическое послание Псевдо-Иеронима говорило о вознесении души, (но не тела) Марии на небо и посмертной нетленности Её тела, послание Псевдо-Августина также говорило о телесном вознесении (и души и тела). Яркие складки ее одежд полны динамики и движения. Картина создавалась на протяжении трех лет с 1516 года. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Францисканцы сомневались, стоит ли украшать церковь такой «светской» картиной и купили ее у Тициана лишь по настоянию императора Карла V. Картина была приобретена монастырем в 1518 году и прославила его на весь мир. Термином «Северное Возрождение» принято называть искусство стран, расположенных севернее Италии, рубежа XV–XVI веков.
На первом мы видим апостолов. Францисканцы не вернулись в церковь Фрари и она со времен Наполеона так и остается приходским храмом, хотя и получила от Папы Пия XI статус «малой базилики» в 1926 году. Сначала работал ученик, потом подмастерье, а затем уже мастеровой. Он был вне подозрений. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
С другой стороны, он осознавал необходимость проведения реформ в Церкви. Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом. Агнец в христианской иконографии, как правило, обозначает Иисуса Христа. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Платье Марии, покрыто синей накидкой и некоторые одежды апостолов. Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio), в русской традиции более известный как Тициан, – итальянский художник Венецианской школы эпохи Позднего Возрождения родился около 1476–1477гг. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.
Бавон Гентский (Bavo, Baaf около 589 – 1 октября 634), святой – монах-отшельник. Рядом с ним – фигура его молодой супруги, которая плащом прикрывает небольшой животик. Но в 1560-е годы, когда была написана «Кающаяся Мария Магдалина», мироощущение Тициана изменилось.
Тициан работал в очень многих жанрах, но особое место в его творчестве занимал портрет. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Позднее, уже в XIX веке, французский писатель Альфред де Мюссе в своем рассказе «Сын Тициана» украсил пребывание Тициана в Болонье легендарными подробностями, в частности, что Карл V якобы на глазах у изумленных придворных поднял кисть, оброненную Тицианом, сказав: «Тициан достоин того, чтобы ему прислуживал император» (le Titien mrite bien dtre servi par Csar). Это была вторая после Меровингов королевская династия Франции. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
Он очень заботливо относился к своим детям. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Главным произведением Яна ван Эйка является алтарь кафедрального собора Св. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Однако за многообразием эмоциональных реакций стоит тонкий художественный расчет, вся «оркестровка» различныхмотивов проведена безукоризненно точно, так что в итоге разрозненные поначалу мотивы сливаются в единую мощную по звучанию драматическую тему, кульминацией которой служит вознесение Богородицы к вечной жизни и ее соединение с Творцом. В VII—IX веках на Западе сосуществовали так называемые морталисты, настаивавшие на факте физической смерти Марии и имморталисты. Венеция дала миру много великолепных художников. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
(по другим данным, 1488/1490) в Пьеве-ди-Кадоре около Венеции, умер 27 августа 1576 года в Венеции. Гентский алтарь показывает нам совсем другого Адама. Но Тициан – это та величина, без которой рассказ об эпохе Возрождения был бы неполон. Павел III возвел в кардиналы таких талантливых и целеустремленных людей, как Гаспаре Контарини, Марчелло Червини (будущий Папа Марцелл II), Реджинальд Пол, Якопо Садолето, которые были способны осуществить эти реформы. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками.
Картина имеет три уровня. Кстати, о портрете Павла III. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.
Этот рассказ Мюссе лишен исторической достоверности, так как Мюссе пишет, что в Болонье в то время император Карл V встречался с Папой Римским Павлом III (Павел III стал Папой лишь 13 октября 1534 года, а Тициан находился в Болонье с ноября 1532 по март 1533). Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Скудные свидетельства о кончине Божией Матери начинают появляться у отдельных церковных писателей только после IVв. Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена».
Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая. На раме Гентского алтаря написано, что работу над ним начал Хуберт ван Эйк, художник, «величайший из всех» и это вся информация о старшем ван Эйке, которой мы располагаем. Картина рождает ощущение космического полета.
Все это способствовало необыкновенному подъему именно станковой живописи в Венеции. Когда Тициан был молод, он все делал сам, даже грунтовал холст. С 1425 года работал при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго в Лилле и Брюгге. Это был очень гордый, мужественный, цельный человек. Хотя, без сомнения, у братьев были свои секреты. Тициан женился в 1525 году, когда ему было далеко за тридцать. Раздав свое имущество бедным, Бавон стал отшельником и жил в дупле дерева.
В образе Богоматери нет обычного смирения, весь ее облик выражает ликование и порыв. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. В эпоху Средневековья на Западе преобладали изображения Агнца во славе, держащего крест атакже пасхального Агнца, стоящего на горе Сион с головой, окруженной нимбом.
Тициан был богатым человеком, но никогда не выставлял свое богатство напоказ. А что возрождается в Нидерландах, Фландрии, в Германии. Главнокомандующий войсками Венецианской республики предстает здесь в великолепных доспехах, с жезлом главнокомандующего, но его немолодое усталое лицо — это скорее лицо мыслителя, а не полководца. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Огромное впечатление производит фигура Адама.
Кисти Ван Эйка принадлежат также такие известные картины, как «Портрет четы Арнольфини» (Национальная галерея, Лондон), «Мадонна канцлера Ролена» (Лувр, Париж). Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Ассунта Тициана полна героического пафоса. Семейство Арнольфини было одним из богатейших семейств Гента. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Есть серия женских портретов («Женщина перед зеркалом», «Флора», «Саломея» и др. ), на которых, по одной из версий изображена жена Тициана. Спустя два года Павел III пригласил Тициана в Рим, чтобы тот сделал еще один его портрет.
Впрочем, полного консенсуса по этому вопросу нет: американский искусствовед Анна ван Бюрен (1927–2008) считает Хуберта ван Эйка реальным персонажем. Из-за влажного климата в Венеции существовала проблема сохранности картин. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). За свою жизнь Тициан написал более 100 портретов, полных глубокого психологизма.
И наконец, его можно было свернуть. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
В Болонье Карл V оказывал Тициану особые знаки внимания (например, совершал вместе с ним прогулки верхом), что вызывало зависть придворных. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Родился 28 февраля 1468 года в Канино (Италия), умер в Риме. Палитра Гентского алтаря богата и полнозвучна.
Выбранный им сюжет — покидаяземлю, на которой толпятся взволнованные происходящим у них на глазах чудом апостолы, Мария возносится на небо, где ее ожидает Бог Отец, — позволил показать сложную гамму чувств героев. Вместе с Амандом он странствовал и проповедовал во Франции и Фландрии. Апокрифы эти все достаточно поздние V—VI век и отличаются друг от друга содержанием. Ведь живопись в те времена была удовольствием недешевым.
Бавона в Генте (окончен в 1432-м).