Художник Михаил Нестеров в своей книге «Давние дни» вспоминал, что он любил «Владимирку» Левитана, считая её равноценной как по замыслу, так и по совершенству исполнения. И вдруг Левитан вспомнил, что это была именно та самая Владимирка. Однообразный унылый пейзаж чуть освежает светлое пятно в виде церкви на переднем плане, а также темная женская фигура.
В особенности надо отметить, как написаны земля и дорога. Левитан начал работу над эскизами и этюдами к картине «Владимирка» в 1892 году, когда он несколько месяцев жил во Владимирской губернии. Картина была написана в том же году в Москве5. Древние римляне, создавая более чем 2000 лет назад дорожную сеть, фрагменты которой сохранились и поныне, утверждали: «Дорога — это жизнь. ». Отсюда есть поворот (N 55. 57. 405, Е 39. 37. 969) на Костерёво. Грустными стали казаться дремлющие перелески, грустным казалось и серое небо. Учитель Левитана пейзажист Саврасов говорил: Исаак любит тайную печаль.
На ней через определенное расстояние располагались почтовые станции. Но обойти это место молчанием невозможно. С тех пор этот эскиз находился в собрании Белоусова, но впоследствии был утерян «во время переездов с одной квартиры на другую».
За филантропическую деятельность Гааза прозвали «святым доктором», его девизом стало «Спешите делать добро. » Проживал он в открытой им больнице, умер в 1853 году в одиночестве и нищете. Кувшинникова цитирует далее строчки из стихотворения А. Толстого «Колодники», которое пришло на память Левитану и заканчивает: «И в тишине поэтической картины стала чудиться нам глубокая затаенная грусть. Картина была полна удивительной тихой прелести. Как известно, суздальский князь Юрий Долгорукий основал Москву в 1156 году. Писатель Иван Белоусов вспоминал, что как-то, увидев этот эскиз у Михаила Чехова, он начал его хвалить, но по реакции последнего понял, что тот обиделся на Левитана из-за сделанной надписи: «он как бы делал намёк на будущее— вот, дескать, по какой дорожке ты будешь посылать людей, закованных в кандалы, когда будешь прокурором».
Это было необычным для художника шагом— как правило, он названия на полотнах не надписывал. Название «Ожерелки», возможно, произошло от того, что в Платаве был этапный дом и здесь каторжникам меняли «ожерелья», как они сами звали кандалы. Именно здесь в районе бензоколонки и трактира и можно посмотреть много интересного. История превратила «Владимирку» в памятник. На станциях можно было не только сменить лошадей, но и пообедать, переночевать.
Длинное полотно дороги белеющей полосой убегало среди перелесков в синюю даль. И. Левитан»127. Быть может, это их тоскующими глазами и увидена уходящая вдаль дорога. В своей монографии о Левитане искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Владимирка»— одно из лучших творений художника, «его всеми признанный шедевр».
В феврале 1893 года она была представлена на 21-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Санкт-Петербурге, а затем, в марте, переехавшей в Москву. Набрав партию до 80 человек их отправляли по этапу. Что касается живописного плана, то картина очень оригинальна. Рядом пролегла новая дорога — железная, заявившая о себе паровозным гудком.
Большинство зданий почтовых станций были деревянными. При перевозке арестантов приковывали к телегам цепями. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что «Владимирка» стала подлинным документом эпохи и её значение в русском реалистическом искусстве 1890-х годов трудно переоценить26. Кто шел в палачи, кто бежал, а некоторые увечили себя. И вдруг Левитан вспомнил, что это была именно та самая Владимирка. Позади несколько телег с женщинами, детьми, больными.
Едем до посёска Липна или Пекша, сейчас они слились воедино. Как-то, возвращаясь с охоты, вышли они на старое Владимирское шоссе. Он был очень плохо одет.
Рогожская застава, ныне Застава Ильича (не к ночи будет помянут) когда-то была административной границей города Москвы. В 1954 г. началась коренная реконструкция дороги и продолжалась 10 лет. С тех пор этот эскиз находился в собрании Белоусова, но впоследствии был утерян «во время переездов с одной квартиры на другую»30. Дорога делилась на перегоны. Левитан в шутку назвал будущего писателя и критика «прокурором», поскольку тот в течение нескольких лет учился на юридическом факультете Московского университета2829.
По обе стороны земляные валы около полуметра – это для пешеходов. В марте 1894 года Левитан передал полотно в дар Третьяковской галерее78. А «Владимирка» стала зарастать и застраиваться, но еще долго людская молва не умолкала об этой каторжной дороге. По мнению искусствоведа Владимира Петрова, «Владимирка» относится к тому «редкому типу полифонического исторического пейзажа», который в истории русской живописи можно сравнить разве что с полотном Александра Иванова «Аппиева дорога при закате солнца», написанным в 1845 году. В письме к искусствоведу Владимиру Кеменову от 10 октября 1938 года Нестеров писал, что в картине «Владимирка» «счастливо сочетались историческая быль с завершённым, законченным мастерством» и что, по его мнению, это полотно является «одним из самых зрелых созданий художника»32.
В настоящее время местонахождение этого эскиза неизвестно1. После переезда выставки в Москву в прессе появилось больше отзывов о картине, значительная часть которых была положительной, — в частности, похвальные отзывы написали Владимир Сизов, Владимир Грингмут («Московские ведомости») и Михаил Корелин («Русская мысль»). Но есть между ними и существенная разница: в то время как ивановская «Аппиева дорога» заставляет думать о судьбах Римской империи, левитановская «Владимирка» изображающая дорогу, по которой прошли тысячи арестантов, «воспринимается как некий шрам, нанесённый историей многострадального народа на прекрасное лицо его земли»3525. Брели по ней воры, разбойники, душегубы. При нём прут заменили цепью, железные кандалы стали изнутри обшивать кожей (гаазовские), открыли на Воробьёвых горах тюремную больницу для конвойных (гаазовскую). В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Левитан выделялся своей бедностью.
Потерпите уже чуть-чуть осталось. От одной станции до другой ездили на перекладных.
В Москве многие критики в своих обзорах выставки также ни словом не обмолвились о «Владимирке». В начале пути, в середине 1950-х годов, они работали в традиционном стиле соцреализма. В письме к искусствоведу Владимиру Кеменову от 10 октября 1938 года Нестеров писал, что в картине «Владимирка» «счастливо сочетались историческая быль с завершённым, законченным мастерством» и что, по его мнению, это полотно является «одним из самых зрелых созданий художника». Да, да, дорогой друг, уже в те времена дорога шла по «новому руслу». Здесь находился первый ночлег арестантов после Москвы.
Например, отрубали себе пальцы на правой руке, прикладывали к телу раскаленные пятаки, нарочно отмораживали ноги. Пейзаж действительно очень прост. В марте 1894 года Левитан передал полотно в дар Третьяковской галерее. О том, как у него зародилась идея написать полотно «Владимирка», рассказала его спутница, художница Софья Кувшинникова. Левитан жил летом 1892 года в деревне Городок близ Болдино, Нижегородской железной дороги. Сразу же вспомнились заключённые в кандалах идущие по этой дороге в Сибирь.
А. П. Большой дороги г. Левитана»19. Как-то, возвращаясь с охоты, вышли они на старое Владимирское шоссе. Наиболее точно отозвался М. С. Корелин в «Русской мысли»: «Иные стремятся схватить типичный русский пейзаж, понимая его так, как некогда характеризовал его Некрасов: «Не весела ты, родная картина». В деревне Липна также находился полуэтапный дом, где ночевали идущие на каторгу. На картине нет арестантов, но они, кажется, готовы возникнуть на ней.
Дом, где он остановился, находился в деревне Городок (сейчас – часть Пекши). Ну а теперь поехали дальше. Закончив картину, Левитан написал на ней её название— Володимiрка. Местами «Владимирка» была покрыта щебнем, ее ширина составляла до 7 м. Проезжающие должны были платить особый шоссейный сбор. По мнению искусствоведа Владимира Петрова, «Владимирка» относится к тому «редкому типу полифонического исторического пейзажа», который в истории русской живописи можно сравнить разве что с полотном Александра Иванова «Аппиева дорога при закате солнца», написанным в 1845 году.
Летом 1892 года Исаак Левитан вместе с Софьей Кувшинниковой выезжал в эти места на этюды. На обочине Левитан увидел старый деревянный голубец (крест с кровелькой иногда с иконой), у которого остановились отдохнуть две старушки-странницы. По его фамилии станцию и назвали. Длинное полотно дороги белеющей полосой убегало среди перелеска в синюю даль.
Уже в 1489 г. по приказу царя Ивана III во Владимир из Новгорода было переселено 17 семей торговых людей. Длинная дорога белеющей полосой убегала среди перелеска в синюю даль. В ней было две комнаты для проезжающих, помещение для выписки подорожных (аналог современного маршрутного листа) и квартира для смотрителя. Вы едете ПОЧТИ по следам. В письме Павлу Третьякову от 13 мая Левитан сообщал: «Поселился я в довольно милой местности и думаю поработать».
Колодники проходили в серых суконных халатах, скованные по двое, бледные и изнуренные. Современная трасса сильно спрямлена и проходит вдоль старой дороги. Эта дорога именовалась Стромынским трактом или Стромынкой. Для более длительного отдыха существовали специальные «этапные» и «полуэтапные» тюрьмы с огороженным двором. Грустью веет от этого пейзажа и бесприютностью. С XV века город Владимир становится местом для ссыльнопоселенцев.
– Постойте. В Бутырском тюремном замке собирались арестанты с 24 губерний. Петербургская критика практически не писала о пейзажной части выставки, только в «Петербургской газете» ( 47 за 18 февраля 1893 года) было отмечено, что для неё были подобраны «самые неприглядные серые мотивы», а подписавшийся псевдонимом Л. Х. автор статьи восклицал: «Что может быть скучнее Владимирки. Чехов писал, что в продолжение всего года дорога остается невозможной: «в весеннюю распутицу сотни и тысячи пар ног тяжело ступали по этой горестной безнадежной дороге, летом — кочки, ямы и ремонт, зимой — ухабы. ». Основное движение по тракту совершалось зимой.
Сюда правительство отправляло в ссылку неугодных ему людей. Перегоны устраивались в 40—50 верст. И спрямлять её начали ещё в 19 веке. Часто он коротал ночь в классах и мастерских. Многовековая история «Владимирки» блестяще подтверждает справедливость этой мысли.
Однажды, будучи на охоте, Левитан заблудился и вышел на старую владимирскую дорогу. По словам Мальцевой, произведение Левитана было наполнено чувством скорби и пафосом гражданственности, причём художнику удалось достичь этого, «не поступившись красотой русской природы, не умалив поэтической прелести и величественности её образа». Рядом обычно находились ямская изба, амбар для фуража и дров и конюшни для лошадей. Писатель Иван Белоусов вспоминал, что как-то, увидев этот эскиз у Михаила Чехова, он начал его хвалить, но по реакции последнего понял, что тот обиделся на Левитана из-за сделанной надписи: «он как бы делал намёк на будущее— вот, дескать, по какой дорожке ты будешь посылать людей, закованных в кандалы, когда будешь прокурором». Все выглядело таким ласковым, уютным. Сразу же вспомнились заключённые в кандалах идущие по этой дороге в Сибирь. В такой избе ткача Пушкин прожил пять дней.
Она осталась стоять в немом ожидании недалеко от придорожного креста. И вот мы добрались до деревни Новая. Для облегчения участи колодников много сделал Фридрих Йозеф Гааз. Пройдя 15—25 вёрст, арестанты останавливались на привал, «этап». Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что «Владимирка» стала подлинным документом эпохи и её значение в русском реалистическом искусстве 1890-х годов трудно переоценить. Вы наверное думаете, что едете по следам каторжан.
С дороги справа хорошо видна Воздвиженская церковь (1815 г. ) с колокольней (N 55. 56. 650, Е 39. 37. 793). Несмотря на приглушённость палитры, художнику удаётся не растерять богатство и многообразие цветов, «он сохраняет все краски природы, но вводит их в пейзаж сгармонированными, приведёнными к единой тональности». Несмотря на приглушённость палитры, художнику удаётся не растерять богатство и многообразие цветов, «он сохраняет все краски природы, но вводит их в пейзаж сгармонированными, приведёнными к единой тональности». Женщинам на голову надевали серые платки, а мужчинам плоские, «блином», шапки.
На следующий день Левитан вернулся к этой дороге с холстом и начал писать картину с натуры, окончив её за несколько сеансов. После переезда выставки в Москву в прессе появилось больше отзывов о картине, значительная часть которых была положительной, — в частности, похвальные отзывы написали Владимир Сизов, Владимир Грингмут («Московские ведомости») и Михаил Корелин («Русская мысль»)20. Напуганные холерой крестьяне уходили в лес, покидая свои избы. После этого он уехал в Москву, чтобы как можно скорее написать задуманную им картину.
На том месте, где был голубец, сейчас стоит АЗС (N 55. 57. 610, Е 39. 41. 178), а через 200 метров слева у дороги построен трактир «Владимирка» (это не реклама), с этого места Исаак Ильич писал картину. Многие арестанты боялись этапного пути, говорили, что он тяжелее каторги. После этого он уехал в Москву, чтобы как можно скорее написать задуманную им картину. Но никакой художник не в силах был бы изобразить все то горе и те слезы, которые видела «Владимирка» за три сотни лет.
. » – возможно закричите Вы – «Подать нам старую дорогу. Всё выглядело таким ласковым, уютным». Арестантов «вели по этапу» небольшими отрядами-партиями, пешком, закованными в ручные и ножные кандалы. Согласно Фёдорову-Давыдову, в этой картине Левитан создаёт образ природы привычным ему путём, раскрывая богатое внутреннее содержание в самых обычных вещах, через «самый простой и заурядный мотив равнины с уходящей вдаль дорогой»33.
С 29 ноября по 4 декабря 1830 года здесь жил А. С. Пушкин. Арестантам надевали серые халаты с тёмным ромбом («бубновым тузом») на спине, заковывали в ручные, порой и ножные кандалы, а наиболее опасным одевали на шею «рогатки» – железный ошейник с длинными шипами (лежать в таком ошейнике было неудобно, спали сидя).
В своей монографии о Левитане искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Владимирка»— одно из лучших творений художника, «его всеми признанный шедевр». Так что если кто из любознательных путешественников найдёт там что-то связанное с этой историей, пишите. Печальная слава о «Владимирке» разошлась по всей России, поэты слагали стихи, художники посвящали ей свои произведения. Замечательная своим глубоким содержанием, скорбной и сдержанной поэтичностью, «Владимирка» прекрасна и в чисто живописном отношении тонкостью своей благородной приглушенной гаммы зеленоватых, коричневых и серых тонов с лишь изредка данными цветовыми акцентами белой церковки, синей дали, высветленного поля, красновато-коричневого платочка странницы.
Будут восстановлены и реконструированы распавшиеся ряды аллей Владимирского тракта. Замечательность этого полотна он находил в том, что его «глубокое общественное содержание выражено органически пейзажно и непосредственно». Длинное полотно дороги белеющей полосой убегало среди перелесков в синюю даль. «Обман. Если бы я погнал вас по старой Владимирке (т. е.
Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Вместе с четырьмя другими произведениями Левитана, среди которых были «Лесистый берег, сумерки», «Лесной пожар», «Осень» и «Под вечер»18, картина «Владимирка» (под названием «Владимирка, большая дорога») экспонировалась на 21-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1893 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву186. Вместе с четырьмя другими произведениями Левитана, среди которых были «Лесистый берег, сумерки», «Лесной пожар», «Осень» и «Под вечер», картина «Владимирка» (под названием «Владимирка, большая дорога») экспонировалась на 21-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1893 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву.
Помимо этого, через всё полотно слева направо проходит ещё одна тропинка. Широко расстилается по сторонам и далеко уходит вглубь типичная русская равнина. «Владимирка кандальная» звали эту дорогу в 18-19 веках, по ней арестованных гнали в Сибирь – на каторгу или поселение. Там же он провёл и лето 1892 года. В письме Павлу Третьякову от 13 мая Левитан сообщал: «Поселился я в довольно милой местности и думаю поработать»12.
Согласно Фёдорову-Давыдову, в этой картине Левитан создаёт образ природы привычным ему путём, раскрывая богатое внутреннее содержание в самых обычных вещах, через «самый простой и заурядный мотив равнины с уходящей вдаль дорогой».
Помимо этого, через всё полотно слева направо проходит ещё одна тропинка. В настоящее время местонахождение этого эскиза неизвестно. В описании картины Левитана Владимирка встречается трактовка бесконечности такого пути как бесконечного терпения многострадального русского народа от веку и до веку. В последующие дни художник неоднократно возвращался к этой дороге, чтобы писать этюд к будущей картине16— он завершил его в несколько сеансов17.
Лишь в конце XIX века она обезлюдела. Кувшинникова вспоминает : «Мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Мастера владимирского пейзажа не сразу обрели свой необычный творческий почерк.
В деревне Омутищи (N 55. 55. 702, Е 39. 19. 387) поворачиваем с трассы налево и по деревенской дороге-раздолбайке едем примерно один километр в Старое Семёнково. Тем самым «Владимирка» представляет собой «лучшее свидетельство огромных завоеваний, достигнутых передовыми русскими пейзажистами»34. Сразу же вспомнились заключённые в кандалах идущие по этой дороге в Сибирь4155.
«Представьте себе насыпи с обеих сторон – ни канавы для стока воды, отчего дорога становится ящиком с грязью, – зато пешеходы идут со всеми удобствами по свежим сухим дорожкам и смеются над увязшими экипажами» Изба ткача не сохранилась и Пушкину поставили памятник в соседней деревне Ожерелки. Здесь был развит ткацкий промысел. О том, как у Левитана зародилась идея написать полотно «Владимирка», рассказала Софья Кувшинникова. Партию арестантов сопровождала конвойная стража. Картина была написана в том же году в Москве.
Также известно, что существовал одноимённый эскиз картины «Владимирка», подаренный Левитаном Михаилу Чехову— младшему брату Антона Павловича. Замечательность этого полотна он находил в том, что его «глубокое общественное содержание выражено органически пейзажно и непосредственно». Кроме того, проезжающие должны были платить особый шоссейный сбор. Но есть между ними и существенная разница: в то время как ивановская «Аппиева дорога» заставляет думать о судьбах Римской империи, левитановская «Владимирка» изображающая дорогу, по которой прошли тысячи арестантов, «воспринимается как некий шрам, нанесённый историей многострадального народа на прекрасное лицо его земли». Тем самым «Владимирка» представляет собой «лучшее свидетельство огромных завоеваний, достигнутых передовыми русскими пейзажистами».
Наивные вы люди. По «Владимирке» было отправлено только 4 декабриста. Художник Михаил Нестеров в своей книге «Давние дни» вспоминал, что он любил «Владимирку» Левитана, считая её равноценной как по замыслу, так и по совершенству исполнения. Петербургская критика практически не писала о пейзажной части выставки, только в «Петербургской газете» ( 47 за 18 февраля 1893 года) было отмечено, что для неё были подобраны «самые неприглядные серые мотивы», а подписавшийся псевдонимом Л. Х. автор статьи восклицал: «Что может быть скучнее Владимирки. О том, как у Левитана зародилась идея написать полотно «Владимирка», рассказала Софья Кувшинникова. Прекрасно переданы каменистость дороги, ее отличие от тропинок. Мужчинам кроме того выбривали полголовы на случай побега. Также известно, что существовал одноимённый эскиз картины «Владимирка», подаренный Левитаном Михаилу Чехову— младшему брату Антона Павловича.
И. Левитан». Всё выглядело таким ласковым, уютным». Работа «открытыми» тонами, прежде всего, отражается на живописной передаче пространства. Такова, например, картина «Владимирка» г. Левитана. Ему негде было ночевать.
В отличие от других станций, Горенская была каменная. Но сейчас это Москва, так что подробно оворить об этом месте не буду. » Ну что же, как говориться «Любой каприз за Ваши деньги». Небольшой дом напротив ворот бывшей усадьбы Горенки был построен и для нужд почты и как «дом шоссейного сбора». Большой дороги г. Левитана». И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога.
Кроме того, рядом находилась ямская изба, амбар для фуража и дров, конюшни на 56 лошадей. Московско-Сибирский тракт «работал» круглогодично. Левитан в шутку назвал будущего писателя и критика «прокурором», поскольку тот в течение нескольких лет учился на юридическом факультете Московского университета. Там же он провёл и лето 1892 года13.
Противопоставление разнообразия пейзажей и монотонности длинного нескончаемого пути – ассоциация, рожденная жизнью: путь мученичества однообразен и долог, тяжек и кажется, что ему нет конца. Закончив картину, Левитан написал на ней её название— Володимiрка. Совсем маленькой белой точкой виднеется эта церковь на картине Левитана «Владимирка». По словам Мальцевой, произведение Левитана было наполнено чувством скорби и пафосом гражданственности, причём художнику удалось достичь этого, «не поступившись красотой русской природы, не умалив поэтической прелести и величественности её образа». Посреди этой деревни (N 55. 56. 673, Е 39. 19. 239) сохранился участок старой мощёной Владимирки ширина дороги около пяти метров, центральная часть выложена более крупными камнями размером до полуметра.
Здесь он написал стихотворение «Моя родословная», а также оставил нам замечательное описание Владимирки.