Все изменилось благодаря Кире Муратовой, которая рискнула и предложила театральной актрисе главную роль в своей картине «Долгие проводы». Кинодебют Шарко состоялся в 1954 году в маленькой, даже не указанной в титрах роли почтовой служащей в фильме «Мы с вами где-то встречались».
Внуки двух знаменитых актрис рассказали «МК» в Питере», какое место в их жизни занимают их звездные бабушки. О плевке в душу: «Случай – это промысел Божий. Более тридцати лет Зинаида Максимовна проработала под руководством Георгия Товстоногова. Среди однокурсниц была Эмма Попова, которую десятилетия спустя Зинаида Шарко назовёт «великой русской актрисой» и уже в те годы им пришлось соперничать— бороться с переменным успехом за колокольчик, который каждый год вручали лучшему студенту. Но, не желая навлекать неприятности на любимого режиссёра, «капризная и упрямая» Шарко за многие годы существования спектакля так ни разу и не нарушила запрет, — слышанный немногими, этот плач стал одной из театральных легенд: иные уже и не помнят, кого именно оплакивала Манька и по какому поводу, но это уже неважно1437. Много лет Владимиров вел актёрскую мастерскую в ЛГИТМиКе (ныне— СПГАТИ) и его ученики органично вливались в труппу. С антрепризным спектаклем «Старая дева» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала», где её партнёршей стала Инна Чурикова, Шарко много и успешно гастролировала в России и за рубежом— в Германии, Канаде, США Но, как утверждает А. Цыбульская в американском «Вестнике», это был успех не пьесы и не спектакля, а исполнителей главных ролей: «Актёрская игра словно отделяется от драматургии, оставаясь высоко художественной и правдивой Комедийно-лирические эпизоды актёры сумели расцветить богатством собственного душевного мира, живостью и психологической точностью воображения. Ленсовета, вырвавшегося на новый виток своего развития.
«Когда в перерывах между съёмками приезжала домой, — вспоминала Шарко, — и у нас возникали скандалы, он был убеждён, что я на нём репетирую, хотя это было чудовищное совпадение»31. По словам Зинаиды Максимовны, Зон учил их не только театру, но и искусству быть людьми. Многие критики объясняли это некиногеничностью или слишком яркой индивидуальностью. С этого момента начался расцвет ее творческой деятельности. Лишь в 1970году Кира Муратова предложила ей главную роль в своих «Долгих проводах» но вышедший на экраны в 1971 году фильм был тут же отправлен на полку на долгие 16 лет увидеть лучшую работу Шарко тогда успели лишь очень немногие. В БДТ у Товстоногова, пишет Е. Горфункель, было несколько «главных» актрис: ещё до его прихода на сцене театра блистала красавица Нина Ольхина, успела ярко заявить о себе и Людмила Макарова, Шарко стала первой актрисой «товстоноговского призыва», но в 1959 году он пригласил Татьяну Доронину, а в 1962-м— Эмму Попову, ведущую актрису Театра им.
Тем более что гениальные песни оттуда — «А я не хочу по расчету» или «Я водяной, никто не водится со мной» — не устарели и люди продолжают их с удовольствием напевать. Но в 2000 году картина Луной был полон сад принесла Зинаиде Шарко неожиданный успех. Сотрудничество с Акимовым оказалось недолгим: уже в 1955 году он получил возможность вернуться в любимый Театр Комедии и тем не менее этот период в биографии Шарко был столь же плодотворным, сколь и успешным: уже в первом спектакле, «Не называя фамилий» (1952), её заметили критики69.
А моей знакомой ногу недавно ампутировали. Куда ехать, к кому. Наша героиня сильно расстроилась.
Среди однокурсниц была Эмма Попова, которую десятилетия спустя Зинаида Шарко назовёт «великой русской актрисой» и уже в те годы им пришлось соперничать— бороться с переменным успехом за колокольчик, который каждый год вручали лучшему студенту8. Ленсовета Игорь Владимиров уделял очень много внимания формированию труппы. Вспоминая, как становилась «под знамёна» в товстоноговском БДТ, Шарко не упомянула спектакль, в котором знамёна реально присутствовали на сцене, — «Божественную комедию» Исидора Штока. Уже в ранних ролях критики отмечали склонность актрисы к эксцентрике, к неожиданным раскрытиям характера, её способность «взрывать» роль изнутри и обнаруживать драматизм в комедийных персонажах.
Станиславского, а также премию Кумир 1988 года в номинации лучшая актриса. Ленинского комсомола. Драматическая история раскрывала сложные отношения главной героини Евгении Васильевны, женщины беззащитной и одинокой, с ее сыном Александром, пытающимся обрести независимость. После этого Зинаида Шарко все же ушла в БДТ к Г. Товстоногову. В 1950 году Зон направил Шарко, студентку третьего курса, на практику в Ленинградский областной гастрольный театр, что было в те времена в институте скорее исключением, чем правилом7.
Вторым мужем актрисы стал ее партнер по сцене Сергей Юрский. Зинаида Максимовна, впрочем, мастерски справлялась и с ними. Вышла седая старушка: Вы к кому.
Я сделаю все, что прикажут И отправилась на Ленинградский вокзал. Когда актриса вернулась, оказалось, что на её место уже взяли другую. Ведь там работала ее кумир – актриса Алла Тарасова. Зинаида Шарко дважды выходила замуж, однако оба раза эти союза распались.
Можно быть сколь угодно талантливым, но ничего не добиться. Мне понравилось, как Лена Образцова в одном интервью сказала: «Когда мне плохо, я думаю, что могло быть еще хуже». Вот таким образом, когда пришло время поступать в ВУЗ, она ничуть не сомневалась в своем выборе. Я вам расскажу одну, возможно, не очень приличную историю.
«Многие режиссёры, — писала в 1973 году Т. Марченко, — на опыте узнали— стоит впустить Шарко в спектакль, как она, того и гляди, перевернёт его вверх дном». От роли к роли раскрывался диапазон ее актерских способностей. За ней последовала ещё одна роль телеграфистки в 1956 году. 23 мая 1989 года не стало Георгия Товстоногова, этот день подвёл черту под «золотым веком» Большого драматического но заканчивалась и «великая эпоха» российского театра в целом. Вот у меня сейчас болят ноги. На сцене БДТ Зинаида Шарко сыграла немало главных женских ролей, в том числе в спектакле «Сколько лет, сколько зим» по пьесе В. Пановой и в «Четвёртом» К. Симонова, но одной из самых дорогих и самых запомнившихся— тем, кто видел её в полном объёме, — стала небольшая и, как отметил критик, «странная, символическая» роль колхозницы Маньки, специально для неё сочинённая Товстоноговым43, в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» по повести Владимира Тендрякова.
Вот таким образом я радуюсь тому, что не случилось и не огорчаюсь тому, что есть. Тем не менее за главную женскую роль в этом фильме Зинаида Шарко удостоилась целого ряда кинопремий, в том числе «Ники» (лучшая женская роль, 2001) и «Золотого овена» (лучшая актёрская работа, 2000) актёрский ансамбль в этом фильме был отмечен и специальным призом XXII Московского кинофестиваля. — Все началось с того, что я очень люблю советские мультики, — объясняет Никита. Их брак продлился 7 лет. Встречу с Товстоноговым Зинаида Максимовна считает подарком судьбы. С конца 30-х годов семья жила в Чебоксарах, отсюда в 1947-м, окончив с золотой медалью школу, Зинаида Шарко, с детства мечтавшая о Художественном театре, невзирая на протесты родителей («мы думали из тебя человек получится»), отправилась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. За все нужно благодарить Бога.
Но ее наставник Борис Зон сумел отговорить уроженку Ростова от этого шага. Снявшись более чем в 50 фильмах, она запомнилась зрителям лишь по нескольким заметным и значительным ролям. Но этот поступок повлек за собой цепь судьбоносных решений и знакомств. В своих воспоминаниях актриса рассказывает, как умоляла Товстоногова хотя бы в одном спектакле разрешить ей сыграть роль с плачем: «Если кто-нибудь возникнет, валите на меня, скажите: у меня артистка дура, у неё бывают заскоки с памятью, в конце концов, добавьте, что я на учёте в Бехтеревке»7. У меня глаза разбежались: я не знаю, кому дать. » (Смеется. ) Вот такой был БДТ.
«Когда в перерывах между съёмками приезжала домой, — вспоминала Шарко, — и у нас возникали скандалы, он был убеждён, что я на нём репетирую, хотя это было чудовищное совпадение». Если она не задалась, то люди глубокомысленно изрекают, мол, на детях природа отдыхает. Зинаида Максимовна оказалась актрисой с большим ролевым диапазоном. Обаянием и глубиной своих индивидуальностей они заполнили, увы, явно картонные клише»27. Один из спектаклей для них ставил Товстоногов Г. А. Он заметил талантливую актрису и позвал её на работу в театр «БДТ».
Зина записалась туда одной из первых. Сергей Урсуляк, работавший с Шарко в фильме «Сочинение ко Дню Победы», её проблему определил иначе: слишком яркая индивидуальность, «Зинаида Максимовна заполняет пространство собой». И на первую же репетицию принёс эскиз моего персонажа— картинку, небольшой портретик. С годами ей стали давать более возрастные роли, обуславливалось это, прежде всего, растущей конкуренцией в театре. Один из спектаклей ставил Георгий Товстоногов, предложивший актрисе перейти в ленинградский БДТ на амплуа «фабричной девчонки».
В 1956 году Товстоногов ещё только начинал формировать свою труппу и тем не менее уже в первом поставленном им спектакле, комедии А. Жери «Шестой этаж», Шарко увидела «шесть замечательных актрис самых разных амплуа». Скажите, зачем ему эта дырка в голове под названием БДТ. За большие заслуги перед театром Зинаида Шарко награждена орденами Дружбы и Почета. Но настоящую славу актрисе принесла роль Тамары в «Пяти вечерах». Ленинского комсомола.
Зинаида Шарко получила много интересных ролей. «В споре из-за няньки, — писала Т. Марченко, — её Ольга и трагична и смешна одновременно. Почему я оказалась в Ленинграде, хотя мечтала поступить в Школу-студию МХАТ. Вот так началась моя жизнь в Ленинграде». Тогда никто не мог предположить, что Шарко станет знаменитой. Скажите, зачем ему эта дырка в голове под названием БДТ. Эмма ко мне прижалась: «Гуля, как вы тут живете.
«В споре из-за няньки, — писала Т. Марченко, — её Ольга и трагична и смешна одновременно. Сразу бросить свой коллектив Шарко не смогла и поехала на гастроли.
Здесь стоить отметить уже упомянутую ранее премию им. Зинаида вместе с труппой юных актёров давала концерты в госпиталях. Однако там, «наверху», картину посчитали опасной и положили на долгие годы «на полку». Тем не менее за главную женскую роль в этом фильме Зинаида Шарко удостоилась целого ряда кинопремий, в том числе «Ники» (лучшая женская роль, 2001) и «Золотого овна» (лучшая актёрская работа, 2000)48 актёрский ансамбль в этом фильме был отмечен и специальным призом XXII Московского кинофестиваля. За этот фильм она даже получила несколько премий, в частности — Нику и Золотого овна. В этом жёстком и горьком спектакле роль Ольги требовала от Шарко уже не драматического темперамента и даже не способности раскрывать всю боль и всю тоску «за простенькими разговорами», как в «Пяти вечерах», — здесь режиссёр, по словам К. Л. Рудницкого, «по капельке цедил сценические секунды, прерывал разговоры долгими, содержательными паузами»42 и у Шарко в этой роли, свидетельствует Т. Марченко, самыми сильными оказались паузы6. Еще были: Катя в «Варварах», Зинка в «Иркутской истории», Ольга в «Трех сестрах», Варя Иволгина в «Идиоте», лукавая Ева в «Божественной комедии» Исидора Штока и многие другие роли. В первый же год Шарко сыграла 5 ролей, в том числе Мели в «Эзопе»— спектакле, ставшем событием театральной и не только театральной жизни трудности начались позже. На экране она дебютировала еще в 1954 году в знаменитой картине «Мы с Вами где-то встречались», где главную роль сыграл Аркадий Райкин.
В дальнейшем Зинаиду и вовсе долгое время не снимали, считая нефотогеничной. – В чудовищных. В конце концов режиссёра заставили удалить Шарко из этой сцены7. Прикажи мне. За годы работы в БДТ она сыграла более ста ролей, в их числе чеховская Ольга из «Трех сестер», Ева из «Божественной комедии» Штока, Карелия из «Дачников» Горького. Ленсовета9. Но, увидев в приёмной секретаршу, позволившую себе в «храме искусства» грызть солёный огурец, юная Шарко в негодовании покинула «осквернённый храм».
Тогда поезда брали штурмом, но я с чемоданчиком пролезла. Разве можно грызть огурец в Храме искусства. В актёрской среде все знали о том, что БДТ, по сути, является «кладбищем» для актрис. На один из спектаклей с её участием пришла известная в то время эстрадная актриса и режиссёр Лидия Атманаки искавшая артистов для нового эстрадного театра при Ленконцерте, аналогичного Театру миниатюр А. Райкина, — возможность сыграть восемь разных ролей в одном спектакле («Каждый день» по пьесе В. Полякова) увлекла начинающую актрису, как и перспектива гастролей по всей стране.
За постановку востребованный режиссёр получает 15 тысяч долларов. Ленсовета, так и в БДТ, были преимущественно острохарактерными сама Шарко боролась за право играть драматические роли и это право признал за ней Товстоногов, поручив главную роль в «Пяти вечерах». Она предложила Шарко главную роль в своей киноленте «Долгие проводы».
Но переход Товстоногова в Большой драматический по времени совпал с началом «оттепели» от постановок пропагандистского характера никто не освобождал его и в дальнейшем, но не они определяли лицо театра12 и десятилетия спустя Зинаида Шарко напутствие Акимова вспоминала с улыбкой: «И я с готовностью встала под знамёна. Это же еще хуже. Всё упирается в деньги. Ее дебютом была картина Мы с вами где-то встречались 1951 года. В 2000 году в одном из интервью Зинаида Шарко говорила: «Уже десять лет мы без Товстоногова и десять лет приходят и уходят режиссёры. Шарко была яркой, узнаваемой, смелой, обаятельной и глубокой актрисой.
Мне словно в душу плюнули. Особым успехом Шарко не пользовалась. Так артистка проработала до 1956 года и потом всё же ушла к Товстоногову. Первым супругом Зинаиды был Игорь Владимиров, с кем она работала в одном театре. В сказке «Старик Хоттабыч» она также сыграла эпизодическую роль – продавца мороженого. Он сыграл большую роль в становлении Шарко.
Каждый из них ведёт свою партию замечательно. После этого она спешно удалилась из здания. Зинаида Шарко играла в «Божественной комедии» двух женщин— самую первую, оказавшуюся слишком своенравной, слишком независимой и за то отправленную в небытие и хитроумную Еву, которая извлекая уроки из опыта предшественницы, училась лицемерить и управлять Адамом исподволь. В 1956 году все же ушла в Большой драматический театр к Товстоногову. Вот далеко неполный список ее киногероинь тех лет: Софья Михайловна в драме Соломона Шустера «День приема по личным вопросам», завуч Ангелина Григорьевна в драме Ильи Авербаха «Чужие письма», Любовь Васильевна, мать трудного подростка в киноповести Игоря Шешукова «Полковник в отставке», сотрудник Эрмитажа Нина Романовна в киноповести Соломона Шустера «Всегда со мною. », штабс-офицерша Подточина в экранизации гоголевского «Носа» инспектор ГОРОНО Надежда Романовна в картине Инессы Селезневой «Осенняя история», Камелия Николаевна в мелодраме Михаила Ордовского «Случайные пассажиры», Вера Алексеевна в фильме Александра Кривоноса «Формула памяти».
Да и в последующем она всегда была загружена работой. В шесть утра я пришла по этому адресу, постучала в дверь. В военные годы в местном Доме пионеров был создан ансамбль песни и пляски.
В 2005 году Николай Пинигин поставил «Квартет» Р. Харвуда, в котором уже немолодые артисты— Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили и Кирилл Лавров (позже его заменил Валерий Ивченко), помнившие лучшие времена БДТ, — играли звёзд оперной сцены, у которых триумфы и блистательные победы остались в прошлом играли, по словам критика, жизнь «после славы или после жизни», нарушенную неожиданным предложением исполнить в концерте знаменитый квартет из «Риголетто»14. «А в весёлую капустническую атмосферу спектакля, — вспоминала Т. Марченко, — вдруг вторгалась пронзительная нотка сожаления о первой— и сразу уничтоженной— человеческой личности». В ЛГИТМиК она поступила. В четвёртом классе Шарко досталась роль Козы в спектакле- опере «Волк и семеро козлят» и тогда же началась Великая Отечественная война. Одна из лучших, принесшая ей славу, это – самоотверженная любящая Тамара в «Пяти вечерах» А. Володина. Ленсовета Игорем Владимировым были поставлены лучшие спектакли 1970-х имевшие огромный зрительский успех: «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская», «Люди и страсти», «Левша», «Трубадур и его друзья».
Сергей Урсуляк, работавший с Шарко в фильме «Сочинение ко Дню Победы», её проблему определил иначе: слишком яркая индивидуальность, «Зинаида Максимовна заполняет пространство собой»46. Прикажи мне. Вот таким образом Зинаида устроилась в театр Ленсовета. В 1956 году Товстоногов ещё только начинал формировать свою труппу и тем не менее уже в первом поставленном им спектакле, комедии А. Жери «Шестой этаж», Шарко увидела «шесть замечательных актрис самых разных амплуа»., а появление Господа в окружении ангелов в штатском, оттиравших толпу за кулисы, дабы не мешали творцу рассматривать им созданное, — было узнаваемо, злободневно и потому по-настоящему смешно»32. Шарко горда тем, что никому из родных не позволила выбрать актерскую стезю.
Несколько спектаклей снималось для телевидения. Дебют Зинаиды Шарко на киноэкране произошёл в 1954 году и это была роль телеграфистки в комедии «Мы с вами где-то встречались». В своих воспоминаниях актриса рассказывает, как умоляла Товстоногова хотя бы в одном спектакле разрешить ей сыграть роль с плачем: «Если кто-нибудь возникнет, валите на меня, скажите: у меня артистка дура, у неё бывают заскоки с памятью, в конце концов, добавьте, что я на учёте в Бехтеревке». Сотрудничество с Акимовым оказалось недолгим: уже в 1955 году он получил возможность вернуться в любимый Театр Комедии и тем не менее этот период в биографии Шарко был столь же плодотворным, сколь и успешным: уже в первом спектакле, «Не называя фамилий» (1952), её заметили критики. Уроженка Ростова-на-Дону мечтала выступать на сцене МХАТа. Женщина подняла глаза и спросила у нее: «Что вы хотите. » Зина посчитала такое поведение оскорбительным.
Не все, отмечает Н. Старосельская, в 1959 году задумывались над тем, откуда после 17-летнего отсутствия вернулся герой Ефима Копеляна— Ильин из каких таких отдалённых мест и принимали на веру его слова о романтике дальних дорог— спектакль волновал независимо от понимания подтекста и в первую очередь героиня Шарко: «Сколько же слёз, — пишет критик, — было пролито над её песенкой, в которой одинокая женщина просила миленького взять её в далёкие края В этих словах была простая история любви и одиночества, определённых вот так сложившимися обстоятельствами. 23 мая 1989 года не стало Георгия Товстоногова, этот день подвёл черту под «золотым веком» Большого драматического22: «Вместе с Товстоноговым, — пишет Е. Горфункель, — умерло его искусство, его Театр, о котором те, кто его знал, будут говорить в прошедшем времени, утешаясь благодарностью»23 Глубокий кризис в конце столетия переживала, по словам А. Смелянского, сама идея «театра-дома» или «театра-храма», — та основополагающая для русского театра XX века идея, с которой был кровно связан товстоноговский БДТ24 закончилась «прекрасная, великая эпоха отечественного театра»25. В 70-х годах Шарко постепенно переходила на возрастные роли и не столько из-за возраста, он был невелик, сколько из-за постоянно обострявшейся конкуренции: в пьесе И. Эркеня «Кошки-мышки» её героиня, Эржебет Орбан, была на 25 лет старше исполнительницы14. Очевидцы описывают этот спектакль как праздник театральности, сравнимый с вахтанговской «Принцессой Турандот» и даже как актёрский капустник, дерзко выпущенный на большую театральную сцену. В один из дней Зина отправилась подавать документы в Школу-студию МХАТ.
Девушка в теле, с толстыми ногами, в простом платьице, которое сшила мама. Сама она называла годы работы в Большом театре «счастливыми». По-настоящему серьезной работой стала ведущая роль в кинофильме Долгие проводы 1971 года. Фактически это несколько поколений актёров, выращенных режиссёром Игорем Владимировым. Здесь, в БДТ, она стала знаменитой актрисой, сыграв множество самых разных ролей. Каждый из них ведёт свою партию замечательно.
Режиссёры стали наперебой предлагать ей разные роли. Но «наверху» этот фильм посчитали опасным и заморозили проект на долгие годы. ». Недостатка в ролях Шарко не испытывала, но из спектаклей, поставленных главным режиссёром, ей довелось сыграть лишь в одном7 на вопрос «почему. » Акимов, по свидетельству актрисы, ответил: «Зиночка, если я попрошу Короткевич встать на голову, она немедленно встанет, а вы непременно спросите: Почему.
31 декабря состоялся её дебют на сцене БДТ— в комедии Н. Винникова «Когда цветёт акация». Впрочем, сама актриса эту работу дебютом не считает. Обаянием и глубиной своих индивидуальностей они заполнили, увы, явно картонные клише». Но, не желая навлекать неприятности на любимого режиссёра, «капризная и упрямая» Шарко за многие годы существования спектакля так ни разу и не нарушила запрет, — слышанный немногими, этот плач стал одной из театральных легенд: иные уже и не помнят, кого именно оплакивала Манька и по какому поводу, но это уже неважно.
Он посоветовал Зине попробовать устроиться в Новый театр (позже – Театр им. Я тебе помогу. Славу ей принесла роль любящей Тамары в «Пяти вечерах» Александра Володина. Комиссаржевской14 в 1966 году Доронина покинула БДТ, но пришла Валентина Ковель— яркая характерная актриса.
Что касается киноработ, снималась Шарко намного меньше. Этот спектакль— о послевоенном голоде в деревне и послевоенных репрессиях— вызвал сильное раздражение у партийных чиновников, Товстоногову с трудом, ценой многочисленных уступок, удалось спасти его44 и едва ли не сильнее всего раздражал переворачивавший душу «плач» Маньки (подслушанный Валерием Гаврилиным в русских деревнях45) в сцене ареста председателя колхоза, не сдавшего государству, припрятавшего для умирающих от голода колхозников три мешка сорной пшеницы43. В 1989 году Товстоногов умер. Успех в кинематографе к актрисе неожиданно пришёл в 2000 году, с выходом на экраны фильма Виталия Мельникова «Луной был полон сад». Критики отмечали, что героини Шарко нередко становились уязвимыми из-за собственной твёрдости и упорства, — что вполне соответствовало характеру самой актрисы и в «Трёх сёстрах» она оставалась верна себе: её Ольгу, словно закованную в броню— с напряжённо выпрямленной спиной и непреклонно вскинутой головой, надламывали не столько обстоятельства, сколько собственная непреклонность, уровень и масштаб притязаний.
В глазах Шарко и неосуществлённые актёрские мечты искупались принадлежностью к «величайшей в мире труппе» «лучшего театра страны», — тридцать три года под руководством Товстоногова актриса называет тридцатью тремя годами счастья. Она приобрела славу у зрителей и имела толпы поклонников своего таланта. Именно в этом жанре в театре им.
Там девочка продолжила заниматься творчеством. Зинаида Шарко участвовала в 90 таких концертах. Всё упирается в деньги. В этой драматической истории раскрывались отношения одинокой и беззащитной женщины Евгении Васильевны с её сыном Александром, который пытался стать независимым. В 1950 году у Шарко появилась возможность сотрудничества с режиссером Георгием Товстоноговым, но по объективным причинам оно было отложено до определенного времени.
Девушка отправилась на очередные гастроли. Закончив школу с отличием, она мечтала о театральном институте. Еще в юности она начала свой творческий путь со школьной самодеятельности.
Если в первый период работы Владимирова можно было говорить о двух репертуарных линиях— проблемной («Мой бедный Марат» и «Таня» А. Н. Арбузова, «Пигмалион» Б. Шоу, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира) и музыкально-комедийной («Женский монастырь» В. А. Дыховичного и М. Слободского), то к 1966 году, с постановкой «Трёхгрошовой оперы» по Б. Брехту, в театре Ленсовета сформировался особый синтетический жанр, сочетающий в себе лучшие черты эксцентрики и трагедии, публицистики и лиризма, музыкального и драматического действа. В БДТ у Товстоногова, пишет Е. Горфункель, было несколько «главных» актрис: ещё до его прихода на сцене театра блистала красавица Нина Ольхина, успела ярко заявить о себе и Людмила Макарова, Шарко стала первой актрисой «товстоноговского призыва», но в 1959 году он пригласил Татьяну Доронину, а в 1962-м— Эмму Попову, ведущую актрису Театра им. Сразу восемь ролей и поездки по всей стране. История Тимофея Шарко и Никиты Владимирова — это как раз второй вариант. По словам Шарко, Зон из своих учеников растил не только профессионалов, но и людей, помогая им расширять своё «внутреннее пространство», не замыкаться на театре4. На один из спектаклей с её участием пришла известная в то время эстрадная актриса и режиссёр Лидия Атманаки искавшая артистов для нового эстрадного театра при Ленконцерте, аналогичного Театру миниатюр А. Райкина, — возможность сыграть восемь разных ролей в одном спектакле («Каждый день» по пьесе В. Полякова) увлекла начинающую актрису, как и перспектива гастролей по всей стране.
Максималистка Шарко восприняла это так близко к сердцу, что ушла из «оскверненного храма искусства». В глазах Шарко и неосуществлённые актёрские мечты искупались принадлежностью к «величайшей в мире труппе» «лучшего театра страны»1920, — тридцать три года под руководством Товстоногова актриса называла тридцатью тремя годами счастья7. Ленсовета). Я всегда чувствовала, что меня по жизни кто-то ведет. Шарко сыграла целых восемь ролей и объездила с коллективом всю страну. Она родилась в 1929 году в Ростове-на-Дону и с детства мечтала быть актрисой.
Этот спектакль— о послевоенном голоде в деревне и послевоенных репрессиях— вызвал сильное раздражение у партийных чиновников, Товстоногову с трудом, ценой многочисленных уступок, удалось спасти его и едва ли не сильнее всего раздражал переворачивавший душу «плач» Маньки (подслушанный Валерием Гаврилиным в русских деревнях) в сцене ареста председателя колхоза, не сдавшего государству, припрятавшего для умирающих от голода колхозников три мешка сорной пшеницы. Позже она была удостоена за свою деятельность медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и считала эту награду самой дорогой и почётной из множества других, полученных за все годы работы. Там, за непродолжительный период работы недавняя студентка успела заявить о себе, ее работы отмечали критики, она будто проникала в своего персонажа, показывала его «изнутри», пыталась обнаружить и раскрыть все его стороны. Перед войной семья Шарко перебралась в главный город Чувашской республики – Чебоксары. По структуре он был очень похож на Театр миниатюр Райкина. Я сделаю все, что прикажут. » И отправилась на Ленинградский вокзал.
«А в весёлую капустническую атмосферу спектакля, — вспоминала Т. Марченко, — вдруг вторгалась пронзительная нотка сожаления о первой— и сразу уничтоженной— человеческой личности»6. Зато это сильно помогло Зинаиде Максимовне «продвинуться» в кинематографе. Она посещала кружки по интересам, участвовала в школьных литературных постановках. Среди учеников Владимирова, выросших на сцене театра им.
Там она проработала вплоть до 1956 года. За эти концерты, в общей сложности 900, она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», которую и 65 лет спустя назовёт самой дорогой из своих наград35. 31 декабря состоялся её дебют на сцене БДТ— в комедии Н. Винникова «Когда цветёт акация». За это ей вручили медаль «За доблестный труд». Эта случайная встреча определила дальнейшую судьбу актрисы, хотя и не сразу: пригласив Шарко в свой театр и предложив для начала две интересные роли, Товстоногов позже телеграммой сообщил, что обстоятельства изменились и совместная работа откладывается «до лучших времён». И актриса прислушалась к его словам.
Годы спустя, в полной мере сознавая наивность и даже несправедливость своей бескомпромиссности в голодном 1947-м, актриса ни о чём не жалела: именно с этого протеста, по свидетельству самой Шарко, началась та цепь счастливых случайностей, которая помогла ей найти «совершенно своего» режиссёра7. – Случай – это промысел Божий. »4.
Ее приняли в основную труппу театра. Для того чтобы увидеть её с Ефимом Капеляном в спектакле «Пять вечеров», люди приезжали из всех городов России. В 1947-м, окончив с золотой медалью 1-ю женскую школу в Чебоксарах, Зинаида Шарко, с детства мечтавшая о Художественном театре, невзирая на протесты родителей («мы думали из тебя человек получится»), отправилась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ4. Но переход Товстоногова в Большой драматический по времени совпал с началом «оттепели» от постановок пропагандистского характера никто не освобождал его и в дальнейшем, но не они определяли лицо театра и десятилетия спустя Зинаида Шарко напутствие Акимова вспоминала с улыбкой: «И я с готовностью встала под знамёна. Уже в ранних ролях критики отмечали склонность актрисы к эксцентрике, к неожиданным раскрытиям характера, её способность «взрывать» роль изнутри и обнаруживать драматизм в комедийных персонажах. Несмотря на некиногеничность, с середины 70-х годов Зинаиду Шарко постоянно приглашали в кино, правда, преимущественно на небольшие роли после «Долгих проводов» наиболее значительной работой стала ещё одна нелепая и несчастная мать— в фильме Ильи Авербаха «Фантазии Фарятьева» (на сцене БДТ, в спектакле, поставленном Сергеем Юрским, Шарко в это время играла тётю Фарятьева).
Театр им. Среди спектаклей других жанров— «Игроки» Гоголя, который сохраняется в репертуаре театра. За это время Товстоногов уже взял другую артистку на ее место. Первой решила рискнуть Кира Муратова. Девушка ответила секретарше: «Мне ничего уже не нужно». В этом жёстком и горьком спектакле роль Ольги требовала от Шарко уже не драматического темперамента и даже не способности раскрывать всю боль и всю тоску «за простенькими разговорами», как в «Пяти вечерах», — здесь режиссёр, по словам К. Л. Рудницкого, «по капельке цедил сценические секунды, прерывал разговоры долгими, содержательными паузами» и у Шарко в этой роли, свидетельствует Т. Марченко, самыми сильными оказались паузы.
Можно быть сколь угодно талантливым, но ничего не добиться. Но, увидев в приёмной секретаршу, позволившую себе в «храме искусства» грызть солёный огурец, юная Шарко в негодовании покинула «осквернённый храм»6. За постановку востребованный режиссёр получает 15 тысяч долларов. В конце концов режиссёра заставили удалить Шарко из этой сцены.
Ребята выезжали в госпитали, где давали концерты для раненых солдат. К 1960 году творческая индивидуальность Игоря Владимирова сформировалась вполне отчетливо. Годы спустя, в полной мере сознавая наивность и даже несправедливость своей бескомпромиссности в голодном 1947-м, актриса ни о чём не жалела: именно с этого протеста, по свидетельству самой Шарко, началась та цепь счастливых случайностей, которая помогла ей найти «совершенно своего» режиссёра. «Три сестры», поставленные Товстоноговым на исходе «оттепели», в 1965 году, стали, по определению А. Смелянского, трагедией всеобщего паралича воли, неспособности к сопротивлению41 Шарко играла в этом спектакле «капитана тонущего корабля» (как определил её роль режиссёр)14, лучше всех сознающего иллюзорность надежд на спасение, но и ответственного— в прочтении Товстоногова— за то, что спасение не состоялось41. Критики отмечали, что героини Шарко нередко становились уязвимыми из-за собственной твёрдости и упорства, — что вполне соответствовало характеру самой актрисы и в «Трёх сёстрах» она оставалась верна себе: её Ольгу, словно закованную в броню— с напряжённо выпрямленной спиной и непреклонно вскинутой головой, надламывали не столько обстоятельства, сколько собственная непреклонность, уровень и масштаб притязаний38. Шарко досталось восемь ролей, начались поездки по всей стране.
Как и в первом случае их союз не смог продержаться больше 7 лет. Один из спектаклей у них ставил Георгий Александрович Товстоногов. Такие же эпизодические роли на протяжении 50—60-х годов Шарко сыграла ещё в нескольких фильмах, в том числе продавщицу мороженого в «Старике Хоттабыче». Она понравилась Товстоногову с первых же репетиций. В 1980году Молодежный театр выделился в отдельную театральную структуру, сохранив при этом свое название (сегодня— Молодёжный театр на Фонтанке). И начиная с 70-х годов Шарко достаются роли возрастных героинь.
Это способствовало поднятию их боевого духа. По словам Шарко, Зон из своих учеников растил не только профессионалов, но и людей, помогая им расширять своё «внутреннее пространство», не замыкаться на театре. БДТ сделал Шарко знаменитой на всю страну. — Как-то пересматривал «Летучий корабль» и удивился, что до сих пор никому не пришло в голову перенести эту сказку на сцену — в виде мюзикла. Как у тысяч и тысяч женщин, потерявших своих любимых не только в войну».
Ленсовета, а на малой сцене играли свой самостоятельный репертуар. «Три сестры», поставленные Товстоноговым на исходе «оттепели», в 1965 году, стали, по определению А. Смелянского, трагедией всеобщего паралича воли, неспособности к сопротивлению Шарко играла в этом спектакле «капитана тонущего корабля» (как определил её роль режиссёр), лучше всех сознающего иллюзорность надежд на спасение, но и ответственного— в прочтении Товстоногова— за то, что спасение не состоялось. И, несмотря на возражения родителей, уехала в Москву. В другом театре любая из них могла быть «примадонной», здесь же приходилось делить и роли и успех— как в знаменитых товстоноговских «Трёх сёстрах», где Ольгу играла Шарко, Машу— Доронина, Ирину— Попова, а Наташу— Макарова и каждая из них, по оценкам критиков, сыграла в спектакле одну из лучших своих ролей. Успех в кинематографе к актрисе неожиданно пришёл в 2000 году, с выходом на экраны фильма Виталия Мельникова «Луной был полон сад».
Ленсовета). А вот в кино у Зинаиды Шарко все складывалось иначе. Таково было ее решение. В другом театре любая из них могла быть «примадонной», здесь же приходилось делить и роли и успех— как в знаменитых товстоноговских «Трёх сёстрах», где Ольгу играла Шарко, Машу— Доронина, Ирину— Попова, а Наташу— Макарова и каждая из них, по оценкам критиков, сыграла в спектакле одну из лучших своих ролей6151617. На смену матерям и тётям— в спектаклях по пьесам «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой, «Жестокие игры» А. Арбузова— постепенно приходили бабушки и в чеховском «Дяде Ване» в 1982 году она уже играла старую няню7.
Но самые значимые награды она получила как театральная актриса. Однако это сотрудничество продлилось не долго. Перед окончательным разговором Зинаида посмотрела в БДТ спектакль «Шестой этаж», после чего задала Товстоногову вопрос: «Зачем я вам нужна, я видела шесть замечательных актрис самых разных амплуа. » Георгий Александрович отреагировал незамедлительно: «А фабричной девчонки у меня нет». Недостатка в ролях Шарко не испытывала, но из спектаклей, поставленных главным режиссёром, ей довелось сыграть лишь в одном на вопрос «почему. » Акимов, по свидетельству актрисы, ответил: «Зиночка, если я попрошу Короткевич встать на голову, она немедленно встанет, а вы непременно спросите: Почему. Вспоминая, как становилась «под знамёна» в товстоноговском БДТ, Шарко не упомянула спектакль, в котором знамёна реально присутствовали на сцене, — «Божественную комедию» Исидора Штока. В первый же год Шарко сыграла 5 ролей, в том числе Мели в «Эзопе»— спектакле, ставшем событием театральной и не только театральной жизни трудности начались позже. Зинаида Шарко играла в «Божественной комедии» двух женщин— самую первую, оказавшуюся слишком своенравной, слишком независимой и за то отправленную в небытие и хитроумную Еву, которая извлекая уроки из опыта предшественницы, училась лицемерить и управлять Адамом исподволь.
Зинаида Шарко появилась на свет 14 мая 1929 года в городе Ростов-на-Дону. Эмма дрожит: «Гуля, я с тобой сяду. » Открывается дверь и друг за другом входят Луспекаев, Лавров, Басилашвили, Лебедев, Юрский, Стржельчик – один красивее и талантливее другого. В шесть утра я пришла по этому адресу, постучала в дверь. Слишком не благодарная это профессия, — считает Зинаида Максимовна.
Тогда поезда брали штурмом, но я с чемоданчиком пролезла. Ленсовета, так и в БДТ, были преимущественно острохарактерными сама Шарко боролась за право играть драматические роли и это право признал за ней Товстоногов, поручив главную роль в «Пяти вечерах» она всегда была и прекрасной комедийной актрисой, хотя её участие в спектакле любую комедию могло превратить в трагикомедию. Роль была эпизодической, потому Шарко нельзя увидеть в титрах. Меньше всего Шарко, по собственному её признанию, заинтересовало имя режиссёра, ставившего спектакль7 но им оказался Георгий Товстоногов, в то время художественный руководитель Ленинградского театра им.
Ленсовета. Окончив школу с золотой медалью, восемнадцатилетняя Зинаида отправилась в Москву. Вышла седая старушка: «Вы к кому. » К вам, говорю. Кажется, что любовная история для них— некоторая условность, формальный повод поведать с экрана не столько о свойствах страсти, сколько о чём-то абсолютно ином»47. В 8 лет она сыграла свою первую в жизни роль – Золушки, а через год – Царевну-Лебедь.
Лишь в 1970 году Кира Муратова предложила ей главную роль в своих «Долгих проводах» но вышедший на экраны в 1971 году фильм был тут же отправлен на полку на долгие 16 лет увидеть лучшую работу Шарко тогда успели лишь очень немногие6. А еще были: Раиса Ковригина в спектакле «Когда цветет акация», Катя в «Варварах», Зинка в «Иркутской истории», Ольга в чеховских «Трех сестрах», Варя Иволгина в «Идиоте» Достоевского, Фульвия в «Римской комедии», Марфа Тимофеевна в «Дворянском гнезде» изящная и лукавая Ева в «Божественной комедии» И. Штока и еще много-много (более ста. ) других ролей. Мне словно в душу плюнули. Такие же эпизодические роли на протяжении 50—60-х годов Шарко сыграла ещё в нескольких фильмах, в том числе продавщицу мороженого в «Старике Хоттабыче». Ленинского комсомола.
С Зинаидой Шарко всё было иначе. Она решила поехать в Москву, чтобы начать театральную карьеру «с чистого листа». Сразу после завершения учёбы Зинаиду пригласила в свой коллектив Лидия Артманаке.
По словам критика Анатолия Смелянского, Товстоногов создал спектакль об оттепели – «о том, как к окаменевшим людям возвращается чувство», как советский человек освобождается от шелухи заученных интонаций и привычных социальных ролей и становится просто человеком. Эта случайная встреча определила дальнейшую судьбу актрисы, хотя и не сразу: пригласив Шарко в свой театр и предложив для начала две интересные роли, Товстоногов позже телеграммой сообщил, что обстоятельства изменились и совместная работа откладывается «до лучших времён»7. С антрепризным спектаклем «Старая дева» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала», где её партнёршей стала Инна Чурикова, Шарко много и успешно гастролировала в России и за рубежом— в Германии, Канаде, США14 Но, как утверждает А. Цыбульская в американском «Вестнике», это был успех не пьесы и не спектакля, а исполнителей главных ролей: «Актёрская игра словно отделяется от драматургии, оставаясь высоко художественной и правдивой Комедийно-лирические эпизоды актёры сумели расцветить богатством собственного душевного мира, живостью и психологической точностью воображения. Наш «Летучий корабль» будет именно таким.
«Многие режиссёры, — писала в 1973 году Т. Марченко, — на опыте узнали— стоит впустить Шарко в спектакль, как она, того и гляди, перевернёт его вверх дном»6. Её первый выход на сцену состоялся в возрасте 5 лет, когда маленькая Зина вместе с отцом, участником художественной самодеятельности, читала поэму «Ежовые рукавицы». Весь период работы в театре им.
Но этот фильм много лет пролежал на полке. Девочка еще в школьные годы решила, что свяжет свою жизнь с театральным искусством. Блестяще она играла и эпизодические роли, делая их более заметными и запоминающимися. Да и подготовка ее ограничивалась лишь школьной самодеятельностью. Актёры филиала были заняты в спектаклях основного репертуара театра им.
Кинодебют Шарко состоялся в 1954 году в маленькой, даже не указанной в титрах роли почтовой служащей в фильме «Мы с вами где-то встречались». Сразу получила роли в спектаклях «Много шума из ничего» (Беатриче) и «Донбасс» (Варя). По определению кого-то из кинематографистов, камера «не любила» Зинаиду Максимовну и её судьба в кино складывалась не так удачно, как в театре.
Ну а первой театральной работой стал спектакль Ночь ошибок 1950 года. Вот так началась моя жизнь в Ленинграде. Здесь она попала к известному педагогу Борису Зону. Если же есть успехи, то говорят, что талант передался по наследству.
Я тебе помогу. Недостаток ролей в родном театре актриса компенсировала участием в антрепризах, выступала на сцене петербургского театра «Приют Комедианта». На сцене БДТ Зинаида Шарко сыграла немало главных женских ролей, в том числе в спектакле «Сколько лет, сколько зим» по пьесе В. Пановой и в «Четвёртом» К. Симонова, но одной из самых дорогих и самых запомнившихся— тем, кто видел её в полном объёме, — стала небольшая и, как отметил критик, «странная, символическая» роль колхозницы Маньки, специально для неё сочинённая Товстоноговым, в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» по повести Владимира Тендрякова. На смену матерям и тётям («Валентин и Валентина» М. Рощина, «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой, «Жестокие игры» А. Арбузова) постепенно приходили бабушки и в чеховском «Дяде Ване» в 1982 году она уже играла старую няню. Почему я оказалась в Ленинграде, хотя мечтала поступить в Школу-студию МХАТ.
Очевидцы описывают этот спектакль как праздник театральности, сравнимый с вахтанговской «Принцессой Турандот» и даже как актёрский капустник, дерзко выпущенный на большую театральную сцену. Куда ехать, к кому. По внешнему виду Зинаида Шарко сильно уступала многим актрисам. Я всегда чувствовала, что меня по жизни кто-то ведет.
И вот открытие сезона, сбор труппы. Гениально. К вам, говорю. Актриса Зинаида Шарко, личная жизнь которой уже была устроена, получила сразу две роли – Вари («Донбасс») и Беатриче («Много шума из ничего»). Недостаток ролей в родном театре актриса компенсировала участием в антрепризах, выступала на сцене петербургского театра «Приют Комедианта».
И на первую же репетицию принёс эскиз моего персонажа— картинку, небольшой портретик. В БДТ стала знаменитой актрисой, сыграв множество разноплановых ролей. Несмотря на некиногеничность, с середины 70-х годов Зинаиду Шарко постоянно приглашали в кино, правда, преимущественно на небольшие роли после «Долгих проводов» наиболее значительной работой стала ещё одна нелепая и несчастная мать— в фильме Ильи Авербаха «Фантазии Фарятьева» (на сцене БДТ, в спектакле, поставленном Сергеем Юрским, Шарко в это время играла тётю Фарятьева). В 70-х годах Шарко постепенно переходила на возрастные роли— не столько из-за возраста, он был невелик, сколько из-за постоянно обострявшейся конкуренции: в пьесе И. Эркеня «Кошки-мышки» её героиня, Эржебет Орбан, была на 25 лет старше исполнительницы. Она незабываема в роли дуэньи Дианы де Бельфлёр – Анарды в комедии «Собака на сене», где она спела чудесный романс. Вот она решительно двинулась навстречу Наташе, кажется, вот-вот поставит на место эту зарвавшуюся особу, но неожиданно свернула, прошла мимо и язык её лепечет совсем не те, какие следовало бы, слова.
Он обратил внимание на молодую, талантливую актрису и пригласил ее в БДТ. Как у тысяч и тысяч женщин, потерявших своих любимых не только в войну»36.