По собственному списку Виже-Лебрен, она стала автором 662 портретов, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. Вычурные изломы рококо уступили место сельской простоте в духе Руссо и картины Виже-Лебрен с их здоровой красотой «попали в струю».
Художница не прекращает писать картины и выставлять на Салоне. Это объясняется особым волнением: «. Кроме того, Мария-Антуанетта вообще оказала художнице множество любезностей – она приблизила ее к себе и, кроме титула первой портретистки, Луиза проводила много времени с королевой – пела с ней дуэты, выходила на прогулки. Луиза стала придворной художницей, на неё буквально «посыпались» заказы.
В 1795 г. Элизабет едет в Петербург, где ей покровительствует императорский дом и знать. Любопытно проследить, как это вербальное впечатление соотносится с визуальным, словесный портрет корреспондирует с живописным.
Но вряд ли это простейшее соображение может быть уместным. Он был очень богатым, но, как и жена, абсолютно не поощрял увлечения падчерицы. Картина носит несколько непонятное в настоящее время название – «Гений Александра I».
По высокому и широкому лбу в ней сразу угадывалось присутствие гения. Греза.
Пред императрицей Элизабет предстала «с некоторым страхом», она сокрушалась, что нарушила церемониал, забыв поцеловать у Екатерины руку, хотя та «сняла одну перчатку для исполнения сего традиционного обряда». В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Возвращаясь назад через сад, она обращает внимание на «особую террасу», соединенную с покоями Екатерины, «где содержалось множество птиц». Элизабет была против их брака и отношения между матерью и дочерью разладились. Поскольку Двор и сама Екатерина летом находились в Царском Селе (Виже-Лебрён прибыла в Петербург 23 июля 1795 г. ), знакомство с Россией началось для художницы именно с Царскосельского дворца и его царственных обитателей.
— последнего польского короляСтанислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князяКонстантина Павловича) и других членов императорского семейства. Стоит отметить, что кисть её была легка, а портреты изящны и эффектны. Чтобы не подвергать свою жизнь опасности, Лебрёну пришлось в 1794 г. подать на развод. Не сложились отношения с Екатериной II. Г-жа Виже-Лебрен неспроста писала портрет молодого Генриха Любомирского. Впрочем, это не мешало Луизе зарабатывать своим искусством.
Она выучила русский язык и была впоследствии другом Карамзина. Во время аудиенции художница отметила чрезмерную полноту императрицы, «но еще красивое лицо, обрамленное седыми волосами, придававшими ее облику совершенство». Виже-Лебрен написала более тридцати портретов Марии-Антуанетты и ее семьи и та в свою очередь посодействовала, чтобы художницу избрали в члены Королевской академии живописи и скульптуры (1783г). Дыхание, в свою очередь, сближалось в античной мифологии «с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью» (б.
31 марта 1814 года». « Я отнюдь не заметила, чтобы она обратила на него хоть малейшее внимание, а быть может она вообще не столь строга в этом отношении, как, например, госпожа посольша».
На следующий год художница с мужем совершили поездку во Фландрию и Голландию. Рисованию девочка начала учиться с раннего детства, ее наставником выступал отец, а после его смерти (Луизе было тогда 12 лет) она занималась в галерее Лувра. Упоминается и еще одна небезынтересная деталь: якобы Виже-Лебрен, очевидно, торопясь с работой, превратила в гения Александра I портрет «молодого князя Любомирского». Оно было удовлетворено в 1774 г. Годом позже подаёт в отставку её отчим, ювелир Жак Франсуа Ле Севр, за которого мать Элизабет вышла замуж в 1767 г. и семья поселяется в Отеле Де-Любер, где в то время проживал художник и торговец произведениями искусства Жан Батист Пьер Лебрён.
Рентгеноскопия «Гения» гораздо ближе к подобным же снимкам с произведений Виже-Лебрен раннего периода, чем позднего. В этой связи она подчеркивает ее «мягкий, но довольно глубокий голос», «доброжелательность» и терпимость к ее простому туалету. Так, руки «Гения» первично не держали щита с надписью, они были заняты каким-то другим, впоследствии перекрытым щитом, предметом, может быть, гирляндой цветов, может быть, как у его прообраза, венком или венками.
Молодой Пушкин посвятил ей стихи. В облике великой Екатерины Виже-Лебрён пытается подметить сердечное интимное. «Мне рассказывали, — замечает Виже-Лебрён, — что она каждое утро кормит их, находя в этом величайшее для себя удовольствие».
В 1801 году Лебрен возвратилась в Париж, но ненадолго и, пустившись снова в путешествие, посетила Англию, Голландию и дважды Швейцарию. Элизабет приходилось несладко, однако ей повезло: два друга отца согласились давать ей бесплатные уроки и, разглядев в девочке несомненный талант, стали хлопотать о выставках ее работ.
Я же более склонна объяснять ее крайней религиозностью русских». Виже-Лебрён становится всё популярнее. Примером рубенсовского влияния служит «Автопортрет в соломенной шляпе». В 1827 г. её принимают в Авиньонскую академию.
Вторым компонентом транспонирования языка словесного искусства в язык живописи будет передача фона. Виже-Лебрён заключает, что рассталась с нею «с сожалением» и «навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече».
В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. Надпись на картине комментируется и каталогом 1838 года. В 1814 году польский вопрос стоял достаточно остро. Пережив смерть дочери (в 1819 г. ) и брата (в 1820), Элизабет делает наследницей и компаньонкой свою племянницу Каролину.
Елизавета Алексеевна, урожденная принцесса Луиза-Мария-Августа, дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига, получила прекрасное образование, редкое в Германии и считалась выдающейся личностью «не только по внешности, но и по умственным душевным качествам». 12 февраля 1780 г. родилась Жанна Жюли Луиза – единственный ребёнок Лебрёнов. В чем Луиза справедливо усматривала придворные интриги. Художницу пригласили в Версаль написать портрет королевы Марии-Антуанетты.
Однако в двенадцать лет все рухнуло: отец внезапно скончался. Наконец происходит представление императрице, перед которой Виже-Лебрён предстает «с некоторым страхом». Портрет Элизабет Виже-Лебрен с ученицей. Семейная жизнь, к сожалению, не сложилась.
Та высоко оценила работу художницы и засыпала дополнительными заказами. Александр I решал по-своему судьбы Европы. Ее дочь Джулия вышла замуж за русского дворянина.
В своих воспоминаниях Виже-Лебрён оставила подробное описание великой княгини Елизаветы и самой императрицы. Мари Луиза Элизабет Виже (Marie-Louise-lisabeth Vige) родилась в 1755 году в французской столице Париже (Paris, France). Произведения Виже-Лебрен очень высоко ценились в России в XIX веке. Первое впечатление оказалось безошибочным.
Возвращаясь назад через сад, она обращает внимание на «особую террасу», соединенную с покоями Екатерины, «где содержалось множество птиц». К этим явно положительным чертам характера русской императрицы художница добавляет еще одну.
У неё было обычное детство девочки из обеспеченной, но не богатой городской семьи.
Она попала в большую милость к королеве, которая дала ей титул своей первой портретистки, пела с ней дуэты, брала ее с собой на прогулки, сделалась почти ее другом. По ее наблюдениям, здесь «никогда не увидишь пьяного». Только в 1810 году она окончательно вернулась во Францию. В то же время злые языки распускают сплетни о любовных связях художницы. Творчество Виже-Лебрён вписывалось в рамки эстетики сентиментализма.
Молодежь восхищалась «Вертером» Гёте, некоторые юноши надевали по его примеру синие фраки и желтые перчатки и кончали жизнь самоубийством. Однако что старшая дочь, что младший сын пошли в отца. Первое впечатление оказалось безошибочно точным. Елизавета Алексеевна, урожденная принцесса Луиза-Мария-Августа, дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига, получила прекрасное образование, редкое в Германии и считалась выдающейся личностью «не только по внешности, но и по умственным душевным качествам». Моих читателей может заинтересовать вполне правомерный вопрос.
Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам. Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) – французская портретистка, дочь незначительного живописца родилась в Париже в раннем детстве начала учиться рисованию у своего отца, а после его смерти, когда ей еще не минуло девяти лет, брала уроки живописи у Г. Бриара, занималась в луврской галерее копированием и пользовалась советами Дойена, Грёза и Ж. Верне. В конце жизни она написала любопытные мемуары «Воспоминания о моей жизни», в которых много страниц посвящено петербургскому периоду. Отец Луи был выходцем из простой рабочей семьи, самостоятельно сделавшим себе имя, добрым и веселым человеком (в отличие от жены Жанны – сварливого и крутого нрава) и дом их всегда был полон гостей.
Художница писала, что когда она работала над портретом, великая княгиня вновь предстала перед ней как «истинная Психея». Продолжаются заказы на изображение королевы. Работа была исполнена в срок, однако именитой заказчице она абсолютно не понравилась. Художница писала, что когда она работала над портретом, великая княгиня вновь предстала перед ней как «истинная Психея».
Это событие породило неслыханный общественный резонанс – ведь в то время не принято было принимать в подобные учреждения женщин (поскольку там учили рисовать человека с обнаженной мужской натуры). За это время у Элизабет появился брат Жан Батист Этьен (1758). Она и заказала с него портрет в виде гения играющего с аллегорическими символами победы и мира – лавровым и миртовым венками, картину, получившую название «Гения Славы».
Российские исследователи относят эту художницу к категории «восторженных русофилов», в то время как типология всех путешественников включает и «желчных русофобов» и «критически настроенных наблюдателей». «Мне рассказывали, что она каждое утро кормит их, находя в этом величайшее для себя удовольствие» и «Я прошлась по царскосельским садам, которые являют собой истинную феерию». Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. В свою очередь, Виже-Лебрён с симпатией отзывалась о русских, которые «проворны, умны познают ремесла чрезвычайно легко, многие даже добиваются успехов в искусствах». Я заметила у окна.
Элизабет представила в качестве вступительного произведения картину «Мир, приносящий Изобилие» и удостоилась почётного для женщины звания художницы историко-аллегорических картин. Элизабет посетила ряд итальянских городов, в Риме её избрали в Академию св. — 298 с. ). В беспокойстве от предстоящей встречи Виже-Лебрён неожиданно встречает в Царском Селе незнакомку, которая покоряет ее своей сердечностью. В последующие годы Элизабет создала свыше 20 портретов королевы, а также писала её детей, других членов королевской семьи и близких к ней лиц. Внимание художницы сосредоточено на лице, прекрасном своей гармоничностью.
автопортрет 1781 годВ 13 лет для Луизы началась новая жизнь. Разные сведения сливаются в восприятии художницы в целостный образ императрицы, включающий такие качества, как «любезность и простота» обращения, но не определение «добрая женщина».
Воспитанная в ином духе, нежели европейки, восхищающиеся идеализированной театральностью рококо, Екатерина предпочитала барокко и видеть хотела правду, а не «причесанную» картинку. С картины делались повторения, копии, она находилась как недвусмысленный символ в доме каждого сочувствующего польскому движению. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства.
В 1776 г. Лебрён и Элизабет Виже обвенчались. Мог ли Луи предполагать, что его имя останется в истории только благодаря таланту девочки, которую он всячески баловал. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Здоровье художницы было подорвано случившимся в 1841 г. ударом. И с чистой совестью утверждала: русский народ трудолюбив, не ворует и мягок нравом, а также русские «проворны, умны, познают ремесла чрезвычайно легко, многие даже добиваются успехов в искусствах».
30-е гг. Например, упомянув ужасную дорогу из Риги, представлявшую собой «наваленные кучами каменья», она тут же добавляла, что император Александр ее перестроил, «и теперь она хороша». В 1793 г. Лебрён, а также Этьен Виже, брат художницы, были арестованы и некоторое время находились под стражей. Неизвестно, что было бы дальше, если бы не известные исторические события – близилась Великая французская революция. Виже-Лебрен даже какое-то время училась у него и, естественно, подражала ему.
«. На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы талии. Вскоре культурный Париж заговорил о новой восходящей звезде – юной Элизабет Виже.
C 1780-х гг. Прежде всего, могло казаться, что художница понадеялась, что история ее портрета забыта, что на Александра произведет благоприятное впечатление миловидность «гения» и что у него не возникнет никаких неприятных ассоциаций.
В 1770-х годах семья Виже обосновалась в доме на парижской улице Сент-Оноре, напротив дворца Пале-Рояль и к 15-летней художнице начали поступать заказы. Она воплощает идеал, который художница стремилась запечатлеть. Ей было не более семнадцати лет, правильные и тонкие черты дополнялись идеальным овалом приятный цвет кожи своей бледностью безупречно гармонировал с выражением ангельской кротости ее лица, которое обрамлялось потоком пепельных волос.
Незадолго до того умирает Жан Батист Лебрён. Художница окончательно переселяется в Париж (позднее, в 1820 г., она совершит последнюю поездку – в Бордо). Елизавета пригласила художницу к себе, произнесла «много лестных слов» и, среди прочего, призналась: «Сударыня, мы уже давно хотели видеть вас здесь и даже во сне я не раз видела ваш приезд». Воспоминания написаны изящно и увлекательно, в Европе они не менее популярны, чем её полотна.
Графиня Варвара Головина писала: «Эта прелестная женщина блещет остроумием и различными талантами». Троицы. Она сокрушается, что нарушила церемониал, забыв поцеловать у Екатерины руку, хотя та «для исполнения сего традиционного обряда., сняла одну перчатку». Это не просто украшения, это подарки Екатерины II на тезоименитства великой княгини.
Во время Французской революции художница жила и работала в Италии, Австрии и России (1795-1799гг). Заключается она в следующем: уж не написан ли этот «гений» гораздо раньше, чем был он подарен, как-то слишком он напоминает всяких амуров (в том числе эрмитажного), гениев и прочих небожителей с произведений Ж. -Б.
Известно, что имя Психея (Псише) переводится с древнегреческого как «душа», «дыхание». Наряд Елизаветы дополнен драгоценными украшениями с крупными сапфирами и жемчугом. Известно, что имя Психея (Псише) переводится с древнегреческого как «душа», «дыхание». Работа минутная: берется биографический словарь, родословная дома Любомирских, . «Гений Александра I» имеет уже некоторые черты классицизма, вполне достаточные, чтобы не казаться в Петербурге начала века картиной, вышедшей из моды.
Наибольшей живостью отличаются многочисленные портреты, которые она охотно писала. Особенно любопытен взгляд со стороны на российских императоров и императриц, высших сановников и придворных дам, великосветские балы и салоны, российских художников и прекрасный Петербург, который Луиза искренне полюбила.
Власти пошли навстречу и теперь художница могла вернуться на родину. Воспитывала его тетка. Но отец потакал увлечению дочери. Художница отлично знала, что делала: она получила от польских эмигрантов за небольшой портрет Генриха вчетверо больше золота, нежели за свой знаменитый портрет французской королевы Марии Антуанетты с целым семейством. Дыхание, в свою очередь, сближалось в античной мифологии «с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью» (б.
Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других. (Вскоре они тоже приедут во Францию, но через несколько лет Нигрис бросит супругу. ) Картины Виже-Лебрён вновь появились на Салоне, после чего в 1803 г. она отправилась в Лондон и запечатлела там, среди прочих, принца Уэльского и молодого Байрона, а в 1805 г. через Голландию и Бельгию вернулась в Париж. Когда их читаешь, даже кажется что Луиза немного идеализирует российскую действительность. Она не верит графу Шуазель-Гуфье, который утверждал: «. Жюли с мужем осталась в России. В1776г.
Какие только люди их не посещали. Портрет был заказан ей княгиней Любомирской, которой Генрих приходился племянником. Она всю свою жизнь просуществовала в запасах музея.
Виже-Лебрён заключает, что рассталась с нею «с сожалением» и «навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече». Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих дрих. В ее мастерской за целую жизнь работы скопилось достаточное количество изображений миловидных головок (именно подобные картины были ее специальностью) и если она не хотела писать новый, то могла выбрать для подарка не обязательно этюд давности в четверть века, да еще изображающий одного из противников России. На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы талии.
Перед представлением Екатерине II Виже-Лебрён вспоминала все, что она слышала о русской государыне от принца де Линя, а также разговаривала о ней с графом Шуазель-Гуфье. Манера письма художницы ясная и точная. Образ Генриха Любомирского был бы дискредитирован раз и навсегда. Россия полюбила французскую художницу. Из Италии она перебралась в Вену и пробыла тут около трех лет, а затем, через Прагу, Дрезден и Берлин, направилась в Петербург, куда и прибыла летом 1795 года. И наконец, она была приглашена в Версаль, чтобы написать портрет королевы Марии-Антуанеты.
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (тогда еще просто Виже) появилась на свет в 1755 году в Париже, в семье художника. Все герои ее картин смотрят на нас как живые.
В 13 лет для Луизы началась новая жизнь. Она подчеркивает ее «мягкий, но довольно глубокий голос», «доброжелательность» и терпимость к ее простому туалету. «Простые люди в России добросердечны, но ведут себя с достоинством. Любопытно проследить, каксловесный портрет корреспондирует с живописным.
К счастью, эту проблему можно разрешить с большей долей уверенности, чем все другие. Луки. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Лебрен покинуть Францию. Мария-Антуанетта дала художнице титул своей придворной портретистки (в 1779 г. ) и сделалась её другом. Королеве работа художницы очень понравилась и она засыпала ее дополнительными заказами.
На щите выведена легко читаемая надпись «Alexandre le Magnanime. автопортрет с дочерьюНо не все было так прекрасно, как хотелось бы.
Графиня вместе с мальчиком жила в Париже, в эмиграции, так как не могла долее безопасно находиться в Польше, подавляемой русской императрицей. Напрашивается и третье предположение.
На театральной сцене утвердились «слезная комедия» и «мещанская драма», светские дамы зачитывались «Новой Элоизой» Руссо и, стараясь соответствовать идеалу матери, начали сами кормить младенцев грудью. Однако, несмотря на требования жанра и воспроизведенные на полотне атрибуты принадлежности к царской фамилии (горностаевая мантия, лента), Елизавета выглядит на портрете нежной, наивной, непосредственной, слегка растерянной, не вполне «вписывающейся» в величественный антураж. Дочь портретиста Луи Виже. Она заказала Виже-Лебрен портрет своих внучек Елены и Александры. молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками. Была она дочерью не слишком известного художника Луи Виже (Louis Vige) и его жены, которая работала парикмахером.
В следующем году она умерла и была похоронена на кладбище в Лувесьене.
"». Она оставила воспоминания о великой княгини Елизавете и императрице. Гордость Марии-Антуанетты была уязвлена и она не захотела больше видеть Элизабет.
О жизни же простых людей мадам Виже-Лебрен не знала практически ничего. Это объясняется особым волнением: « Ведь уже один только вид сей знаменитой женщины произвел на меня такое впечатление, что я всецело отдалась ее созерцанию». Вы будете поражены ее благожелательностью, она ведь воистину добрая женщина». Paris, 31 Mars 1814», что в переводе означает «Александр Великодушный.
Ей было не более семнадцати лет, правильные и тонкие черты дополнялись идеальным овалом приятный цвет кожи бледностью безупречно гармонировал с выражением ангельской кротостилица, которое обрамлялось потоком пепельных волос. Он обращен в пол-оборота к зрителю. « Я заметила у окна молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками. Она умело сочетала незыблемые законы изображения великих людей (подчеркивание во всем их высокого положения и власти) с сентиментальной чувствительностью, смягчающей даже наиболее парадные из ее образов. В светских салонах ее принимали как желанную гостью.
Семейная жизнь, к сожалению, не сложилась. Она выучила русский язык и была впоследствии другом Н. М. Карамзина.
Луки, а несколько ранее – в Пармскую. Нет ничего удивительного, что две талантливые женщины, да к тому же ровесницы, сдружились. Элизабет-Луиза Виже-Лебрён стала второй после Мари Анн Колло иностранкой, удостоенной звания «почетный вольный общник» Санкт-Петербургской академии художеств. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. Молодой Пушкин посвятил ей стихи.
Елизавета пригласила художницу к себе, произнесла «много лестных слов» и, среди прочего, призналась: «Сударыня, мы уже давно хотели видеть вас здесь и даже во сне я не раз видела ваш приезд».
(Впоследствии во время своих путешествий художница станет членом Болонской, Санкт-Петербургской, Копенгагенской, Берлинской, Руанской, Женевской академий. ) В 1791 г. работы Виже-Лебрён были допущены на Салон, несмотря на её антиреволюционные убеждения. Здесь ею были написаны более 50 портретов, ставших украшением лучших российских музеев. Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном, ЭрмитажНедавно «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о ее пребывании в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг» переизданы, почитайте, не пожалеете. C 1780-х гг. Муж оказался посредственностью не только в живописи, живя за счет жены, чьи портреты стали пользоваться популярностью. В словесном описании Елизаветы художница начинает с детали (забота о комнатном цветке), затем переходит к гармоничной внешности и ангельскому выражению лица, позволяющим сделать обобщение («Вот истинная Психея». ). Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании её в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением её писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб. : Искусство-СПб., 2004.
По высокому и широкому лбу в ней сразу угадывалось присутствие гения. Предпочитаю последнее. Юноша держит в руках щит и пальмовую ветвь.